Кто такой лопахин вишневый сад
Лопахин
История персонажа
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» считается примером драматургической классики. Ее создание сопутствовало переломному моменту в русском театре и русской литературе. Это лирическая комедия со свойственным чеховским произведениям грустным послевкусием.
История создания
Литературоведы считают, что пьеса автобиографична. Сюжет произведения строится вокруг разорившегося дворянского семейства, вынужденного продать родовое поместье. Чехову случалось попасть в подобную ситуацию, поэтому переживания своих героев он знал не понаслышке. Душевное состояние каждого персонажа было знакомо писателю, как человеку, сталкивавшемуся с необходимостью покинуть родной дом. Повествование пронизано тонким психологизмом.
Новаторство пьесы заключалось в том, что ее действующие лица подразделялись не на положительных и отрицательных героев, не на главных и второстепенных. Это были люди прошлого, настоящего и будущего, которых писатель классифицировал в соответствии с их мировосприятием. Лопахин был представителем настоящего, хотя порой возникает ощущение, что он мог бы претендовать и на позицию человека будущего.
Антон Чехов в саду
Работа над произведением велась с 1901 по 1903 год. Чехов был серьезно болен, но завершил пьесу, и в 1904 году премьера театральной постановки по новому сюжету прошла на сцене Московского художественного театра.
«Вишневый сад»
Биография и судьба Ермолая Алексеевича Лопахина тесно связана с жизнью семьи Раневской. Отец героя был крепостным у батюшки Раневской и промышлял мелкой торговлей. Молодая барышня проявляла сочувствие к юнцу, которому то и дело влетала от отца, и он повествует об этом, вспоминая историю жизни в крепостничестве. Отношение Раневской будоражило сознание Ермолая Лопахина. Ему нравилась ласка привлекательной девушки, но он понимал, что между ними пропасть, основанная на рабстве. Даже значение фамилии и имени героя говорит о том, что он предназначен для совсем иного общества.
Раневская (сцена из театра)
Лопахин разбогател, став купцом, и смог переломить свою судьбу. Он сделал себя сам и при отсутствии должного образования выбился в люди, чем несказанно гордится. Хотя и признается, что книги для него – пустое, а почерк так и не обрел благородного вида. Бывший крепостной всего добился усердным трудом, в работе состоит вся его жизнь. Лопахин все время спешит, поглядывает на часы, ожидает новой встречи. Он умеет управляться с собственным временем и финансами в отличие от семьи Раневской.
Лопахин не раз заводит разговор о вишневом саде, предлагая помощь. Он легко расстается с деньгами, давая в долг, но в случае с продаваемой усадьбой замешано другое: Лопахин любит Раневскую. Он поступает благородно, предлагая выкупить сад и сдать его под дачные участки, хотя мог втихую купить его для собственного использования.
Любовь Раневская и Ермолай Лопахин в театре
Лопахин демонстрирует удивительные для бывшего крепостного деловые качества. Он практичен и расчетлив, но не использует свои таланты против близких. В то же время некоторые персонажи дают нелицеприятную характеристику герою, считая, что Лопахин преследует возможность выгодной сделки.
На протяжении действия неоднократно заходит речь о женитьбе Лопахина на Варе. Ермолай не женится на девушке не из-за отсутствия приданного, а из-за вопроса о вырубке сада. Варя же видит в женихе только дельца, которому свадьба может быть выгодна как сделка. Бессвязные диалоги между героями дают понять, что между ними нет взаимопонимания. Любовь к Раневской, теплящаяся в сердце Лопахина, не позволяет ему думать о других женщинах. Герой делает Варе предложение исключительно по просьбе своей возлюбленной.
Иллюстрация к книге «Вишневый сад»
В пьесе каждый герой что-то теряет вместе с «Вишневым садом». Лопахин теряет веру в любовь, понимая, что образ простого мужика навсегда закрепился за ним в восприятии Раневской. Купив с торгов сад Раневской, он, представитель будущего, обладатель имения, где его семья находилась в услужении, впадает в эйфорию. Но, приобретя сад, он не добился исполнения мечту, которая так и осталась недостижимой. Раневская покидает Россию, уезжая в Париж, а Лопахин остается наедине с имением, где прошла его юность.
В финале пьесы Ермолай Алексеевич говорит о нескладной жизни. Для него очевидным становится тот факт, что все, к чему он стремился, оказалось пустым. Он осознает, сколько людей в его стране существуют бесцельно и не понимают, ради чего живут.
Кадр из фильма «Вишневый сад»
Отношение автора к Лопахину не столь негативно, как у иных персонажей пьесы. Чехов считает Лопахина «недотепой» и оправдывает героя отсутствием образования и воспитания. Многие поступки Лопахина свидетельствуют о том, что, несмотря на деловую хватку, мужчина не отличается простой предусмотрительностью. Он опаздывает к поезду, чтобы встретить Раневскую. Желая выручить ее из беды, покупает сад. Решает позвать Варю замуж и тут же забывает об этом.
Образ Лопахина невероятно актуален в последние десятилетия. Это «герой нашего времени», умело выстраивающий бизнес, но черствый душой. Человек, неспособный к восприятию и думающий исключительно о собственной самореализации посредством материальных благ. Ермолай Лопахин представляет своим описанием антипортрет Чехова. Тонко чувствующий писатель, чьи произведения полны философского смысла и трагичности, является полной противоположностью выбившегося в люди сына крепостных.
Экранизации
Первая экранизация пьесы русского драматурга Чехова сделана в Японии в 1936 году режиссером Морато Макото. Герои были модернизированы под актуальные японские образы. В 1959 году постановщик Дениэл Петри снял фильм «Вишневый сад», в котором роль Лопахина исполнил Мартин Хирте. В постановке Яна Булля 1973 года образ Лопахина отсутствовал, а в советской экранизации 1976 года в роли купца в телеспектакле Леонида Хейфеца предстал Юрий Каюров.
Высоцкий играет в пьесе «Вишневый сад»
Ричард Эйд в 1981 году снял в роли Лопахина Билла Патерсона, а в советской картине Игоря Ильинского 1983 года Ермолая сыграл Виктор Коршунов. Анна Чернакова, снявшая фильм «Вишневый сад» спустя 10 лет, пригласила на роль Лопахина Александра Феклистова. Образ купца в телефильме Сергея Овчарова в 2008 году достался Роману Агееву. Самым знаменитым исполнителем этой роли на театральной сцене стал Владимир Высоцкий.
Цитаты
Лопахина красит тот факт, что он не забывает своего места. Как любой человек, не видевший благополучной жизни, он гордится тем, чего ему удалось добиться без протекций и помощи. Для него главным выражением успеха являются материальные блага:
«Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках».
Герой понимает, как ценно в его нынешнем положении было бы образование, которого он не получил. Он также чувствует, что ему не хватает способности к пониманию мира, в который он так стремится попасть, где хочет быть принятым за «своего»:
«Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».
Главное достижение Лопахина заключается в том, что ему удается понять: жизнь, к которой он стремится, – никчемна. Деньги не приносят ему удовольствия. Обладание вишневым садом дает понимание того, что его мечты оказались пустыми, удовольствие от их исполнения сомнительно. Работа становится для героя главным жизненным кредо:
«Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».
Характеристика Лопахина из «Вишневого сада»
Введение
«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.
Жизненный путь Лопахина
Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».
Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.
В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика). А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…
Характеристика Лопахина глазами других персонажей
Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).
Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».
Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…
Испытание любовью
На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?
Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…
Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.
Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.
Торжество Лопахина
И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.
Лопахин: характеристика героя из «Вишневого сада» Антона Чехова
Меню статьи:
Чеховский «Вишневый сад» давно превратился в классику. Героям этого произведения уделяется внимание в школьной и вузовской программе. Один из центральных персонажей пьесы – купец по имени Лопахин. О детальной характеристике Ермолая Лопахина мы и поговорим в этой статье.
Кто такой Лопахин?
О Лопахине, роли героя в произведении мы узнаем из авторской ремарки. Лопахин – человек, который выбился «в люди» из самого социального низа. Автор упоминает об отце Ермолая Алексеевича – крепостном, который служил у Раневских. Лопахин – вежливый, благодарный человек. Герой ценит Раневскую, ведь многим обязан этой женщине.
Лопахин любит помещицу, будто она для него родная.
Новые условия жизни позволили Лопахину разбогатеть. Деньги, впрочем, не изменили мужицкой, непосредственной натуры героя. Пришло время, когда уже не Раневская помогала Ермолаю, а он ей. Помещица растеряла состояние, накопились огромные долги. Раневская была в отчаянии. Героиня не хотела терять вишневый сад, который продавали, чтобы уплатить по счетам. Лопахин придумывает план спасения сада.
План по спасению сада
Чехов мастерски изобразил два подхода к жизни: аристократический и мещанский. Раневская не в восторге от плана Лопахина: поделить сад на отдельные кусочки, чтобы сдать в аренду дачникам. Реализация этой идеи спасла бы помещицу от долгов. Однако у плана есть изъян: аренда требует вырубки сада. На это Раневская пойти не может. Для героини сад – воплощение образа идеальной, счастливой жизни. Лопахин не разделяет ностальгии Раневской. Ермолай смотрит на сад взглядом дельца: большая территория принесет большой доход.
Раневская не соглашается на предложение Лопахина. Вишневый сад должен жить. Лопахин расценивает это как легкомыслие, праздность помещиков-аристократов. Ермолай – трудоголик. Все, что герой в этой жизни имеет, он сделал сам – трудом, усилиями, жертвами. Каждый день у Лопахина начинается с пяти утра и заканчивается поздно ночью.
В рассказе “”Попрыгунья” Чехов постарался изобразить русскую интеллигенцию и богему того времени. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием этого произведения
Все это время герой непосильно трудится. В итоге, Лопахин выкупает сад у Раневских. Этот момент – кульминация, торжество малограмотного мужика, который приобретает дворянское имение. Таким образом Лопахин словно возвышается над бывшими хозяевами. А когда-то отец и дедушка Ермолая были в этом имении крепостными – по сути, рабами.
Характер и личность персонажа
Лопахин – носитель грубого, хищнического начала, купеческой удали. Герой уверен, что за деньги сможет купить все. Ермолая не беспокоят чувства Раневских. Наоборот, наконец, возвысившись над бывшими господами, Лопахин радуется, топает ногами. В описании поведения героя кроется простота, непосредственность, неотесанность мужика. С мещанскими качествами, умением заработать в натуре героя соседствует черствость, грубость и хищничество.
Чехов сделал своего героя необразованным человеком. Кроме того, у Лопахина плоховатый почерк. Ермолай вспоминал, что отец не уделял внимания образованию сына. Вся наука буквально вбивалась в юного Ермолая. От этого герой, конечно, эрудированнее не стал.
А вот ума и житейской мудрости у Лопахина в избытке. Грубость – это только личина. На самом деле, герой отличается тонкой, нежной душой. Герой наслаждается красотами ландшафтов, любит природу. Лопахин – патриот и всегда лестно отзывается о России, о громадной территории страны.
Качества Лопахина
Среди качеств героя преобладает скромность, практичность, деловитость, прямота, ответственность, трудолюбие. Лопахин не скрывает и не стесняется своего происхождения. Ермолай не пытается притворится аристократом. Герой не врет, говорит правду людям в лицо. Например, однажды Лопахин назвал Гаева «бабой».
Мужчина постоянно чем-то занят. Лопахин – не наивен. Работая с деньгами (как собственными, так и чужими), герой научился разбираться в людях. Ермолай – реалист и уверен, что честного, порядочного человека найти очень трудно. Лопахин привык постоянно работать, праздность и леность даются герою с трудом. Кроме купеческих дел, мужчина занимается выращиванием сельскохозяйственных культур.
Внешность героя
Лопахин старается уподобляться господам. Герой носит белую жилетку, желтые башмаки. Автор точно не сообщает возраст героя. Можно предположить, что Лопахину где-то от тридцати до сорока лет. Раневская старше Ермолая. Это логично предположить, потому что Лопахин часто вспоминает свою юность, когда Раневская была стройной, молодой девушкой.
Ермолай называет себя грубым мужиком, однако у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста». Писатель наделяет персонажа очень аккуратной, классической внешностью. Тонкость пальцев отображает и утонченность души героя. Об этом упоминает Петя Трофимов.
Детство и воспоминания Ермолая
Чехов упоминает, что детство героя было тяжелым. Зимой Ермолаю приходилось ходить босиком. Отец прикладывался к бутылке, не проявлял терпения к сыну, часто избивал, наказывал. С детством и юностью героя связывается такое качество Лопахина, как самокритичность. Мужчина часто называет себя болваном, идиотом, сетует на свои недостатки и слабые стороны.
В центре произведения Антона Чехова “Скрипка Ротшильда” находится скрипка. В этом музыкальном инструменте заключена душа героя. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
С другой стороны, Лопахин не обращает внимания на грубость со стороны Гаева. На Ермолая сильно повлиял эпизод из детства: отец разбил Ермолаю лицо, а Раневская помогла вытереть кровь и умыться. Купец сохранил благодарность Любови Андреевне, но в то же время обиделся на слово «мужичок», которое сказала помещица. Лопахин обижается на прозвище «мужик» в своей адрес, считает, что выбился «в люди», завоевал положение в обществе.
Отношение к герою
Лопахин помогает Раневским, поэтому господа вынуждены проявлять к герою расположение. Однако, кажется, что Раневская достаточно искренна по отношению к Ермолаю. Помещица говорит, что Лопахин – хороший, интересный человек. Со слов Симеонова-Пищика, Ермолай – достойнейший мужчина. Такого же мнения о героя придерживается и Варя, на которой Лопахин собрался жениться. Пожалуй, отрицательно относится к Ермолаю только Гаев. Напыщенный помещик видит в купце кулака и хама. Отношение Петра Трофимова тоже нельзя назвать положительным: по мнению героя, Ермолай – это хищный зверь.
Раневская и Лопахин
Герои знают друг друга давно. Лопахин помнит Раневскую в ее молодые годы. Ермолай высоко ценит помещицу, которая сделала ему много добра. Купец находит Раневскую легким и простым человеком, попавшим в трудную ситуацию.
Автор описывает восхищение, с которым Лопахин относится к женщине. Судя по всему, между героями возникло доверие. Кроме того, Ермолай Алексеевич постоянно выручает Раневскую финансами. Отношения между купцом и помещицей портятся, когда Лопахин выкупает сад на аукционе.
Делец платит за свое приобретение большие деньги – больше 100 тысяч, 90 из которых – сверх задолженности Раневской. В финальной сцене Лопахин торжествует и одновременно сострадает Раневской.
Тонкие отношения двух персонажей прописываются с исконно чеховским мастерством и психологизмом. Нежное и заботливое обращение Раневской показалось Лопахину открытием, ведь от отца герой получал лишь тумаки. Любовь Андреевна воплощала для Ермолая женственность и нежность. Лопахин сохранил это еще детское отношение к помещице, признательность к Любови Андреевне. Среди критиков ходит мнение, что романтические отношения Лопахина с Варей не продолжились именно по этой причине. Дело в том, что Раневская превратилась для купца в образ идеальной женщины. Вырубка сада – это символический акт. Так Лопахин рубит чувство, которое питал к Раневской с детства.
Лопахин и Варя
Варвара, приемная дочь помещицы, полюбила Лопахина. Раневская не понимает, отчего молодые люди сторонятся друг друга. На самом деле, купцу давно нравится Варя. По какой-то причине Лопахин не спешит просить руки девушки. Варя терпеливо ждет, когда купец сделает ей желанное предложение. Так проходит два года. Но Лопахин постоянно отшучивается или избегает этой темы. В результате, купец так и решился предложить Варе стать его женой. Девушка покидает поместье Раневских. Пара Варя-Лопахин – это воплощение контраста. Девушка – альтруистка, а купец – отрицательный персонаж, хитрый делец.
Чехов об образе Лопахина
Автор «Вишневого сада» уделил львиную долю своего внимания именно Лопахину. Чехов подчеркивал, что сделал героя центральной фигурой произведения. На образе Ермолая завязывалась вся пьеса. Писатель открыто говорил, что в случае, если публика не воспримет Лопахина, провалится вся постановка «Вишневого сада».
Как Чехов описывал своего персонажа? В Лопахине писатель видел купца, «порядочного во всех смыслах человека». Герой – пристойный, интеллигентный, немелочный человек «без фокусов». Антон Павлович делал акцент на значимости этого героя, предостерегая от банального толкования фигуры Лопахина. Трактовать этот образ упрощенно и мелко – ошибка.
Особенности образа купца
Чехов вложил в своего героя душу. Это видно. Лопахин предстает дельцом, наделенным душой художника. Размышления мужчины о родине звучат, как откровение или любовное признание. Критики сравнивают речь Лопахина с лирическими отступлениями из «Мертвых душ» Гоголя. Лопахин не чувствует ностальгии по саду, но наиболее проникновенно описывает его.
Лопахин – это сборный образ известных российских предпринимателей. В личности героя угадывается и Савва Морозов, и Третьяков, и Сытин – знаменитый издатель того времени. К слову, предприниматели – не такие уж грубые люди. Максим Горький восторженно относился к Савве Морозову – за любовь дельца к искусству.
Ермолай Алексеевич ценит время, понимает значимость материального положения. Лопахин – не стяжатель и не скупец. Герой смело и легко дает взаймы, проявляет щедрость. Но вот Петя Трофимов не залазит в долги к Лопахину, предпочитая бедность зависимости. В то же время для Раневской попросить денег взаймы – не проблема.
Лопахин и сад
В отношении купца к саду прослеживается двойственное отношение. С одной стороны, мужчина не говорит об уничтожении сада. Речь идет лишь о переустройстве, реформе этой территории, чтобы получать прибыль.
Лопахин стремится демократизировать сад. С другой же стороны, в конце произведения Ермолай и сам становится владельцем имения. Герой принимает на себя роль торжествующего победителя. Но победа Лопахина иллюзорна. Купец чувствует это, ощущает определенную неудовлетворенность. В конце концов, Ермолай все-таки уничтожает сад.
Чувство иллюзии подкрепляется отсутствием личного счастья. Лопахин симпатизирует Варе, но эти отношения никуда не движутся. Герой видит свою жизнь «нескладной, несчастливой». Причины, почему действительность не соотносится с его намерениями, купец не понимает. Только вот положительные качества Лопахина прячутся за последними поступками героя. Героя интересует земля, Ермолай восхищается природой, маковыми полями, необъятными просторами. Но сад Лопахина не слишком влечет: ягоды и плодовые деревья не приносят большого дохода.
Символика чеховских сцен
Характер персонажа раскрывается также через выразительность чеховских сцен. Объясняясь с Варей, мужчина говорит о чем угодно – о погоде, о сломанном градуснике – только не о любви. С самого начала произведения персонажи обсуждают брак Лопахина и Вари как решенный вопрос. Но помолвка все не наступает. Ермолай Алексеевич чувствует себя уверенно, когда речь идет о делах, о работе, но теряется в выражении своих эмоций.
Критики подчеркивают, что Варя и Лопахин – плохо сочетающиеся персонажи. Чехов представляет купцы широкой натурой, человеком крупного размаха, удачливым предпринимателем. Мир Вари – это хозяйство, экономия, ключи, которые девушка носит на своем поясе. У Варвары нет приданного, нет прав на поместье. Лопахин же оказывается черствым человеком с недостатком такта и эмпатии. Мужчине не хватило смелости, чтобы окончательно прояснить отношения с Варей.
Анализ чеховского произведения заставляет приходить к заключению, что именно гибель сада стоит между парой. Девушка не может принять предложение Лопахина по «психологическим причинам». Поэтому купец и не тратит лишних слов и сил на помолвку.