Кто такой лжедмитрий 1 на самом деле
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I
Том 17. Москва, 2010, стр. 361-363
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I [ок. 1577–80 – 17(27).5.1606, Москва], самозванец, занимавший в 1605–06 рус. престол под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича. Согласно выводам правительств. комиссии царя Бориса Фёдоровича Годунова (1603), поддерживаемым большинством исследователей, Л. I в реальности являлся Георгием (Юрием) Богдановичем Отрепьевым – сыном стрелецкого сотника Б. Отрепьева. Отец рано погиб, мальчика воспитывала мать. В 1590-х гг. Г. Б. Отрепьев неск. лет служил холопом (по всей видимости, добровольным) у М. Н. Романова, а затем у близкого к Романовым кн. Б. К. Черкасского. Опасаясь репрессий в связи с арестом Романовых, в нояб. 1600 принял постриг под именем Григорий и бежал из Москвы. Некоторое время скитался по монастырям, в 1601 вернулся в Москву и был принят келейником к своему деду – иноку Чудова мон. (в миру Евфимий Замятня). Благодаря острому уму и способностям в книжном деле замечен чудовским архим. Пафнутием, рукоположен патриархом Иовом в диаконы. Позднее вошёл в близкое окружение патриарха, по заказу Иова переписывал рукописи, составлял каноны святым, в составе его свиты присутствовал на заседаниях Освященного собора, Боярской думы и др. Из-за угрозы ареста (по одной из версий, в связи с возможным обвинением в ереси) в февр. 1602 вновь бежал из Москвы в сопровождении старцев Мисаила и Варлаама. Скорее всего, уже в это время у него возникла идея провозгласить себя чудесно спасшимся сыном царя Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре оказался на территории Речи Посполитой, в Вел. кн-ве Литовском (ВКЛ). После пребывания в нескольких православных монастырях (в т. ч. в Киево-Печерском) расстригся и отправился в Гощу – центр радикального протестантского течения ариан-тринитариев (посещал их школу). Весной (после Гощи) или осенью 1603 Г. Б. Отрепьев, скорее всего, побывал в Запорожской Сечи.
Лжедмитрий I
Биография
Биография Лжедмитрия I отличается от большинства других в первую очередь тем, что так до конца невыясненным и остается сама личность этого человека. Он убеждал всех, что является отпрыском Ивана Грозного, но позднее был признан самозванцем. Официальная дата рождения этого человека совпадает с днем рождения царевича Дмитрия, тогда как по другим источникам годы Лжедмитрия и настоящего сына царя не совпадают. То же касается и версий о месте рождения: сам он утверждал, что появился на свет в Москве, что соответствовало его легенде, тогда как разоблачители уверяли, будто родом Лжедмитрий-самозванец из Варшавы. Стоит добавить, что царь Лжедмитрий 1 стал первым из трех разных людей, называвших себя выжившим царевичем.
Лжедмитрий I. Портрет из замка Мнишков в Вишневце | Исторический портрет
Личность Лжедмитрия I
Происхождение лица, назвавшегося царем Дмитрием, остается неизвестным, и вряд ли сохранившиеся исторические данные смогут помочь установить его личность. Тем не менее, существует множество версий того, кто же занимал трон во время Лжедмитрия 1. Одним из главных кандидатов был и остается Григорий Отрепьев, сын галицкого боярина, который с детства был холопом Романовых. Позднее Григорий постригся в монахи и скитался по монастырям. Вопрос в том, почему Лжедмитрием стали считать Отрепьева.
Гравюра Лжедмитрия I | Коллекция исторических документов
Во-первых, он слишком много интересовался убийством царевича, а также неожиданно стал изучать правила и этикет придворной жизни. Во-вторых, бегство монаха Григория Отрепьева из святой обители подозрительно точно совпадает с первым упоминанием о походе Лжедмитрия. И в-третьих, во время правления Лжедмитрия 1 царь писал с характерными ошибками, которые оказались тождественными стандартным ошибкам монастырского писца Отрепьева.
Один из портретов Лжедмитрия I | Оракул
Картина «Дмитрий – царевич убиенный», 1899. Михаил Нестеров | Источник хорошего настроения
Не совсем исключена и возможность «правды», то есть, что Лжедмитрий был на самом деле сыном Иоанна Грозного, спрятанным и тайно переправленным в Польшу. Основывается эта мало популярная гипотеза на слухах, что одновременно с гибелью маленького Дмитрия бесследно пропал его сверстник Истомин, живший в палатах. Якобы этого ребенка убили под видом царевича, а самого наследника спрятали. Дополнительным аргументом за эту версию считается важное обстоятельство: мало того, что царица Марфа публично признала в Лжедмитрии своего сына, так вдобавок она никогда не служила в церкви заупокойную службу по погибшему ребенку.
В любом случае весьма примечательно, что сам Лжедмитрий I самозванцем себя не считал и почти все ученые сходятся во мнении: он искренне верил в свою причастность к царскому роду.
Правление Лжедмитрия I
В 1604 году свершается поход Лжедмитрия I на Москву. Между прочим, многие люди верили, что он является прямым наследником престола, поэтому большинство городов сдавались без боя. В столицу претендент на престол прибыл уже после смерти Бориса Годунова, а севший на трон его сын Федор II Годунов, царствовавший в течение всего лишь 18 дней, к моменту подхода войска Лжедмитрия был убит.
Картина «Последние минуты Дмитрия Самозванца», 1879. Карл Вениг | Источник хорошего настроения
Правил Лжедмитрий кратко, хотя и не настолько, как его предшественник. Почти сразу после его восхождения пошли разговоры о самозванстве. Те, кто еще вчера поддерживали поход Лжедмитрия, стали злиться на то, как вольно тот обращается с казной, тратя русские деньги на польских и литовских шляхтичей. С другой стороны, новоиспеченный царь Лжедмитрий I не выполнил обещание отдать полякам ряд русских городов и ввести на Руси католичество, из-за чего, собственно, польское правительство и стало его поддерживать в борьбе за престол. За те 11 месяцев, что Лжедмитрий Первый возглавлял Русь, против него было несколько заговоров и около десятка покушений.
Политика Лжедмитрия I
Первыми действиями царя Лжедмитрия I стали многочисленные милости. Он вернул из ссылки дворян, высланных из Москвы при предшественниках, удвоил зарплату военнослужащим, а помещикам увеличил земельные наделы, отменил налоги на юге страны. Но так как казна от этого только пустела, царь Лжедмитрий I увеличил поборы в других регионах. Начали нарастать бунты, которые Лжедмитрий отказался гасить силой, а вместо этого позволил крестьянам менять помещика, если тот их не кормит. Таким образом, политика Лжедмитрия I строилась на щедрости и милосердии к своим поданным. Кстати, он терпеть не мог лесть, из-за чего сменил большую часть приближенных.
Картина «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву». К.Ф. Лебедев | Википедия
Многих удивляло, что царь Лжедмитрий I нарушал принятые ранее традиции. Он не ложился спать после обеда, искоренил пафосное обращение при дворе, часто выходил в город и лично общался с простыми людьми. Лжедмитрий I очень активно принимал участие во всех делах и ежедневно вел переговоры. Правление Лжедмитрия можно назвать новаторством не только для Руси, но и для Европы тех времен. Например, он невероятно упростил проезд на территорию государства для иностранцев, и Россию Лжедмитрия за рубежом называли самой свободной страной.
Лжедмитрий I. Один из вариантов возможной внешности | Культурология
Но если внутренняя политика Лжедмитрия I строилась на милосердии, во внешней он сразу же начал готовить войну с турками, чтобы завоевать Азов и захватить устье Дона. Он лично принялся обучать стрельцов управляться с новыми моделями пушек и принимал участие в тренировочных штурмах наравне с солдатами. Для успешной войны царь хотел заключить союз с западными странами, но получил отказ, так как ранее не выполнил обещаний. В целом, политика Лжедмитрия I, основанная вроде бы на здравой почве, в итоге несла только разорение.
Личная жизнь
Женат Лжедмитрий I был на Марине Мнишек, дочери польского воеводы, которая, судя по всему, знала о самозванстве супруга, но желала стать царицей. Хотя в этом качестве она прожила всего неделю: венчались супруги незадолго до его смерти. Кстати, Мнишек была первой женщиной, которую короновали в России, а следующей стала Екатерина II. Лжедмитрий I жену по всей видимости любил, так как сохранились письменные свидетельства того как он воспылал к ней чувствами при встрече. Но это отношение точно не было взаимным. Вскоре после смерти мужа Марина стала жить с человеком, называемым сегодня Лжедмитрием II, и выдавала его за первого мужа.
Лжедмитрий I и Марина Мнишек | Славянское обществo
Вообще, Лжедмитрий I был очень падок на женскую ласку. За время его короткого правления фактически все дочери и жены бояр автоматически становились его наложницами. А главной фавориткой до приезда в Москву Марины Мнишек была дочь Бориса Годунова, Ксения. Ходили слухи, что она даже успела забеременеть от царя-самозванца. Вторым увлечением самодержца после женщин были драгоценности. Кроме того, существуют свидетельства, что Лжедмитрий 1 нередко любил прихвастнуть и даже приврать, на чем его неоднократно ловили приближенные бояре.
Смерть
Гравюра «Смерть Самозванца», 1870 | Коллекция исторических документов
Тело Лжедмитрия I от заговорщиков стали охранять стрельцы, а чтобы успокоить толпу, предложили привести царицу Марфу, чтобы та вновь подтвердила – приходится ли царь ей сыном. Но еще до возвращения гонца разъяренная толпа избивала Лжедмитрия и требовала назвать свое имя. До последнего мгновения жизни тот держался версии, что он настоящий сын Ивана Грозного. Добили бывшего царя мечами и алебардами, а уже мертвое тело несколько дней предавали публичным унижениям – мазали дегтем, «украшали» масками, пели оскорбительные песни.
Эскиз к картине «Смутное время. Лжедмитрий», 2013. Сергей Кириллов | Лемур
Похоронили Лжедмитрия I за Серпуховскими воротами, на кладбище для нищих, бродяг и пьяниц. Но и этого низвержения личности царя заговорщикам и мучителям оказалось недостаточно. Так как после убийства Лжедмитрия I на окрестности обрушилась буря, разметавшая посевы, в народе стали говорить, будто бы покойник в могиле не спит, а по ночам выходит и мстит бывшим подданным. Тогда труп вырыли и сожгли на костре, а прах смешали с порохом и выстрелили в сторону Польши, откуда Лжедмитрий I пришел. Между прочим, это был единственный в истории выстрел, произведенный Царь-Пушкой.
Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий?
Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий?
Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные вре-мена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумыва-ются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все.
Период истории России между 1598 и 1613 годами получил название Сму-ты. Смутное время, поистине, одна из самых загадочных и страшных эпох нашей страны.
В мае 1591 года из Углича приходит трагическое известие: не стало царе-вича Дмитрия. В 1598 году умирает царь Фёдор. Династия Рюриковичей пре-секлась. На политическую сцену выходят боярские роды Годуновых и Юрьевых.
Кроме аспектов связанных с политикой, Смуту, надо полагать, пробудили так же причины природные. Летописные своды свидетельствуют о том, что годы с 1601 по 1603 были весьма неурожайными. С.М. Соловьёв в своей кни-ге «История России с древнейших времён» (М., 2001. Т.8, С. 534) отмечал: «разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона че-ловек». Правительство было вынуждено принять меры, заключавшиеся в раздаче бесплатного хлеба нуждающимся. Но, к сожалению, средств затра-ченных из казны на всех не хватало. По дорогам бродили голодные, обездо-ленные люди, которые зачастую сбивались в шайки бандитов и шли на пре-ступления.
Стали возникать слухи, что умерший в Угличе царевич Дмитрий на самом деле жив. А раз так, то царь Борис Годунов правит незаконно. Вот тогда-то на политической сцене и появляется рассматриваемая нами далее в этой пуб-ликации фигура царевича Дмитрия, прозванного его противниками «Лжед-митрием» и «Дмитрием Самозванцем».
Кем был на самом деле этот человек? Доподлинно это так до сих пор никто и не выяснил. По одной из самых распространённых версий он был монахом Чудова монастыря – Григорием Отрепьевым. Именно эту гипотезу в литера-турно-художественной форме изложили нам некоторые знаменитые писатели, среди них А.П. Сумароков (трагедия «Димитрий Самозванец»), Ф. Булгарин (роман с тем же названием) и, конечно же, А.С. Пушкин (хрестоматийный «Борис Годунов»).
Наконец, существует мнение, что Лжедмитрий I это… настоящий, чудом спасённый сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий собственной персоной! Несмотря на кажущуюся абсурдность последней версии, её, в частности, придерживался такой авторитет в исторической науке, как Н.И. Костомаров, который специально исследовал этот вопрос в своей работе «Кто был первый Лжедмитрий» (СПб., 1864), где утверждал, что «легче было спасти, чем под-делать Димитрия».
В том, что на царском троне восседал Григорий Отрепьев прямо или кос-венно сомневались следующие видные историки: В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, К.Н. Бестужев-Рюмин, а так же уже цитированные мною выше С.М. Соловьёв и Н.И. Костомаров. Их зарубежный коллега историограф Г.Ф. Миллер (1705-1783), несмотря на то, что в своих книгах придерживался офи-циальной версии о «самозванстве» Дмитрия, в приватных беседах высказывал диаметрально противоположную точку зрения. Англичанин Уильям Кокс приводит в своих «Путевых записках» следующие слова Миллера: «Я не могу высказать печатно моё настоящее мнение в России, так как тут замешана религия. Если вы прочтёте внимательно мою статью, то, вероятно, заметите, что приведённые мною доводы в пользу обмана слабы и неубедительны» (См. статью Сергея Цветкова «Названный Дмитрий… Идентификация: pro et contra» в журнале «Наука и Жизнь» № 2 за 2013 г., С.62). Так же ещё Миллер пересказал Коксу свой разговор с Екатериной II, где государыня спрашивала его о том, правда ли, что он сомневается в «самозванстве» царевича, на что Миллер отвечал императрице: «Вашему величеству хорошо известно, что те-ло истинного Димитрия покоится в Михайловском соборе. Ему поклоняются, его мощи творят чудеса. Что станется с мощами, если будет доказано, что Гришка – настоящий Дмитрий?».
Позволю себе вкратце напомнить читателю историю предполагаемой смерти реального царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
Расследование трагического происшествия возглавил боярин Василий Иванович Шуйский. Именно от него поступила версия «несчастного случая», ставшая затем основной, которая впоследствии была провозглашена на Зем-ском соборе 1591 года. Впрочем, в 1605 году Шуйский изменяет эту версию на более для себя удобную: мать Дмитрия вовремя узнаёт о намерении Бори-са Годунова лишить жизни её сына и спасает наследника престола, подменив его другим ребёнком. Впрочем, в достоверности этой второй гипотезы бо-ярина Шуйского заставляет сомневаться то обстоятельство, что она была произнесена им в год воцарения на престоле отечества человека, утверждав-шего, что он есть чудом спасённый царевич.
Нам всем, конечно, не без влияния пушкинского «Бориса Годунова» пра-вильной кажется первая версия, согласно которой реальный царевич Дмитрий пал жертвой коварного заговора или несчастного случая, однако я всё-таки предлагаю вам, дорогие читатели, взглянуть на ситуацию беспристрастно, постараться отринуть от себя всякое предубеждение.
Как бы то ни было, если даже Дмитрий и был чудом спасён, то последую-щие за таинственными происшествиями в Угличе полтора десятка лет о нём ничего не слышно….
…Дмитрий вновь предстаёт перед нами в 1604 г., когда состоялась его встреча с польским королём Сигизмундом. В этом же году царевич принима-ет католичество. Сигизмунд признал его права на русский трон и дал добро на оказание помощи чудом спасённому юноше. Заручившись поддержкой могущественных покровителей, с помощью воеводы Мнишека, царевич сна-рядил войско и двинул свою армию на Москву. Дмитрию покорялись многие русские города, причём часто горожане не оказывали ему ни малейшего со-противления, в том числе ему сдалось без боя войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского.
И так, Дмитрия встречали не только без сопротивления, но и с большой радостью. Местные жители земель, через которые проходила его армия, ис-кренне верили, что встречают чудом спасённого наследника престола. Из книги историка К. Рыжова «Все монархии мира» (М., 2001) мы с интересом узнаём, что царевич во время своего триумфального шествия по русской зем-ле часто останавливался для того, чтобы побеседовать с местными жителями. В Серпухове его ждал целый богатый шатёр на несколько десятков человек, к его услугам была предоставлена царская кухня и челядь. Здесь, в Серпухове, Дмитрий дал свой первый пир русским боярам. Оставшуюся до Москвы часть пути «самозванец» совершает уже в прекрасной карете, сопровождаемой пышной свитой. Следующая остановка состоялась в Коломенском (в те времена это было подмосковное село), тут царевича так же ждал пир и встре-ча с местной аристократией. По словам историка Рыжова, Дмитрий ласково принимал местных крестьян и посадских людей, которые встречали его с хлебом-солью, и обещал «быть им отцом».
В 1605 году, в самый разгар наступления на столицу войск царевича Дмит-рия, умирает Борис Годунов. Армия не поддерживает оставленного им наследника: его сын и вдова зверски убиты.
20 июня 1605 года, под всеобщее ликование, царевич Дмитрий торже-ственно вступает в Москву. Вот как в своём главном труде – «История госу-дарства Российского» описывает это событие Н.М. Карамзин: «20 Июня, в прекрасный летний день, Самозванец вступил в Москву, торжественно и пышно. Впереди Поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копья-ми, пищальники, колесницы, заложенные шестернями и верховые лошади Царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки Россиян, Духовен-ство с крестами и Лжедимитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье, ценою в 150000 червонных: вокруг его 60 Бояр и Кня-зей; за ними дружина Литовская, Немцы, Козаки и стрельцы. Звонили во все колокола Московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедимитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, Государь и Великий Князь Димитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России! » Лжедимитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу» (том XI, часть 5, глава 4).
Как рассказывает нам Д. Иловайский: «21 июля происходило торжествен-ное венчание Самозванца на царство в Успенском соборе со всеми обычными обрядами. Венчание сие совершал Игнатий, за несколько дней до того так же торжественно посвящённый в сан патриарха. Когда после обеда новый царь принимал во дворце поздравления от всех придворных чинов ‹…› из толпы выступил иезуит Чировский: поцеловав руку Лжедмитрия, он посреди глубо-кого молчания сказал ему от имени поляков приветственную речь на поль-ском языке; что немало удивило русских бояр. Но Самозванцу эта напыщен-ная речь, по-видимому, очень понравилась, и он стал переводить боярам её смысл. За поздравлениями следовал роскошный пир».
Так кем же был на самом деле этот человек: чудом спасшимся царевичем, беглым монахом Григорием Отрепьевым или иным подставным лицом? Пер-вый вариант способна разъяснить только генетическая экспертиза. Да, могилы человека, называвшего себя Дмитрием и царствовавшего на российском престоле в 1605-06 гг. не сохранилось (да и был ли вообще он предан земле?), однако существуют захоронения других ключевых фигур – Ивана Грозного и восьмилетнего мальчика, официально признанного его сыном. Достаточно проверить, действительно ли эти двое пребывали в родственной связи друг с другом. Если да, то царствовавший в эпоху Смуты Дмитрий был дей-ствительно самозванцем, в противном же случае…. Вопросов у учёных ста-новится ещё больше.
Был ли царевич Дмитрий самозванцем или не был… неизвестно. Думается только, что, если ему удалось удержаться на троне ещё на несколько лет, ис-тория России пошла бы совсем в другом направлении….
Статья впервые опубликована: Копылов А.Н. Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий? // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 3. С. 16-21.
Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть
Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.
Кто такой Лжедмитрий Первый
Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.
Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.
Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.
Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.
Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.
Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.
На Москву
Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.
Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.
Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.
Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.
Правление Лжедмитрия
Воцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство.
Правление Лжедмитрия, как и жизнь, оказались недолгими. Выражение «годы правления» здесь не подойдет: всего 11 месяцев удавалось самозванцу удерживаться на престоле. После того как бывший монах стал русским царем, он попытался по мере сил решить ряд проблем, наиболее остро стоявших в этот сложный период.
Внешняя политика
Внешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход.
Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство.
Внутренняя политика
Чуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы.
Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни.
Дмитрий любил прохаживаться по городу и вступать в разговоры с простым народом, чтобы таким образом узнавать «из первых уст» о бедах и чаяниях подданных.
При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя.
Конец царствования. Смерть
Расплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца.
В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна. В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться. Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия.
После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши.
Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ).
Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства.
Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола.
Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония.