Летчик-испытатель России. Космонавт-испытатель. Генерал-майор. Герой Российской Федерации. Доктор исторических наук. Советник министра транспорта РФ. Один из основателей авиационно-космических салонов МАКС. Почетный Президент ОАО «Авиасалон».
Магомед Толбоев родился 20 января 1951 года в селе Согратль, Республика Дагестан. Мальчик появился на свет в многодетной семье. Отец, Омар Магомедович Толбоев работал шофером, мать, Джавгарат Алиевна Толбоева трудилась в колхозе.
После школы молодой человек окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени Владимира Комарова. Позднее получил диплом Московского авиационного институт со специальностью «инженера-системотехника». Затем обучался в Центре подготовки космонавтов. В аспирантуре Российского университета дружбы народов имени Патриция Лумумбы защитил степень кандидата технических наук.
Параллельно с обучением являлся летчиком, затем стал старшим летчик 642 гвардейского Братиславского Краснознаменного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков 5 Воздушной Армии. Проходил службу в частях истребительной авиации Военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии в должностях летчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.
Являлся участником проекта «Потолок Мира», в соответствии с которым специально изготовленная высотная аэростатная лаборатория «Авгуръ-40000» должна подняться на высоту 35000 метров, откуда Магомед Толбоев должен совершить затяжной прыжок с парашютом, преодолев на высоте около 31000 метров скорость звука. Проект оказался заморожен из-за отсутствия финансирования.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, указом Президента Российской Федерации № 1401 от 17 ноября 1992 года Толбоеву Магомеду Омаровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 1993 года в течении двух лет работал депутатом Государственной Думы первого созыва, являлся членом депутатской группы «Новая региональная политика», заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, членом президиума Конгресса промышленников и предпринимателей Российской Федерации.
Позднее, до 1998 года занимал пост секретаря Совета безопасности Республики Дагестан. В ходе Конституционного Собрания Республики Дагестан выдвигался на должность главы республики, получив поддержку 442 участников совета заняв второе место.
В этот период предложил концепцию прекращения войны в Чеченской республике. Избирался сопредседателем партии «Всероссийский народный Конгресс», членом Высшего Совета Российской объединенной промышленной партии.
На посту секретаря Совета безопасности Республики Дагестан Толбоев вел переговоры с полевыми командирами, участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий на Дагестан. С 1999 по 2000 год являлся заместителем командующего авиацией Московского округа внутренних войск МВД РФ и главным инспектором авиации МВД РФ.
В 2002 году Магомед Омарович стал одним из соучредителей фирмы «Конверсионные технологии космоса».
Толбоев много участвует в общественной деятельности. На январь 2019 года является членом политического консультативного совета при президенте России, почетный президент Московского авиационного салона МАКС. Состоит в должности почетного члена совета директоров ЗАО «Новые Черемушки», владеющего овощной базой в Бирюлево.
Орден Трудового Красного Знамени (1989 год);
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год);
Нагрудный знак «Почетный работник транспорта России» (2011 год);
Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (19 октября 1996 года);
Персональный сайт Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя РФ, Магомеда Омаровича Толбоева.
Обзор СМИ
Авиация – упыри и доноры
Авиация – упыри и доноры
Истории простые и незатейливые – президент хотел как лучше, у чиновной аристократии получается как всегда. Но всегда найдутся беспокойные люди, готовые противостоять системе.
Герой России против ГК «Ростех»
Магомед Толбоев: ничто не предвещало беды
Магомед Толбоев: ничто не предвещало беды
Летчик-испытатель, Герой России считает маловероятным крушение Ту-154 из-за технической неисправности.
— Соболезную всем своим коллегам. Этот самолет я знаю, — сказал Магомед Толбоев «Известиям». — Он очень надежный, служил летающей лабораторией по программе ВКС «Буран». Мы на нем делали сотни полетов с выключенными двигателями. Это единственный самолет, который вошел в штопор и вышел из него. Техническое обслуживание Министерство обороны проводит регулярно. Система безопасности на высочайшем уровне.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-тренировочные самолеты СР-10
ОАО «Авиаагрегат» выпустит учебно-тренировочные самолеты СР-10 для нужд министерства обороны России, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства промышленности, торговли и инвестиций республики.
Самолет СР-10
Самолет СР-10 разработан КБ «Современные авиационные технологии».
Толбоев Магомед Омарович – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М.М. Громова, город Жуковский Московской области.
Родился 20 января 1951 года в ауле Согратль ныне Гунибского района Дагестана. Аварец. В 1969 году окончил Гунибскую среднюю школу. Старший брат лётчика-испытателя Героя Российской Федерации Тайгиба Омаровича Толбоева.
В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году с отличием окончил командный факультет Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. Служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка. В 1979 году окончил Высшую партийную школу в Группе советских войск в Германии. В 1980 году капитан М. Толбоев уволился в запас в связи с направлением на учёбу.
За период лётно-испытательной работы освоил и испытал 56 типов и модификаций самолётов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27, Су-30. О характере лётной работы М.О.Толбоева красноречивее всего говорит перечень решённых им задач: расширение допустимых областей применения истребителей, разработка техники воздушного боя, испытания на критических углах атаки, достижение максимально допустимых скоростей у земли и на практическом потолке, испытания автоматических систем стыковки с самолётами-заправщиками, исследования воздействия грозовых электрических полей на самолёт, отработка бездвигательной посадки. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. На счету М.О.Толбоева две благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одна посадка Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта (после испытаний на предельно допустимые нагрузки).
Значительной страницей в биографии М.О.Толбоева является участие в советской космической программе. В 1983-1994 годах он был членом отряда космонавтов ЛИИ имени М.М.Громова, прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». Они выполняли уникальные подготовительные полёты, исследовали поведение лётчиков в условиях невесомости. К сожалению, пилотируемые полёты «Бурана» так и не состоялись: на волне перестройки грянул мощный хор голосов о ненужности и затратности этого проекта, требовали прекратить финансирование проекта, а высвобожденные деньги направить на улучшение продовольственного снабжения населения. В итоге с продовольствием лучше не стало, а вот полностью готовая космическая программа была свёрнута, и прошедший космическое крещение в автоматическом режиме «Буран» после долгих лет простоя погиб на земле. Ярчайший пример недальновидности – ведь после гибели американского многоразового корабля «Колумбия» именно «Буран» мог гарантированно вернуть Россию на место мирового лидера в области космических исследований. Ничего этого не произошло. М.О.Толбоев в космос не полетел. Однако его заслуги в лётно-испытательной деятельности не остались неотмеченными.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, указом Президента Российской Федерации № 1401 от 17 ноября 1992 года Толбоеву Магомеду Омаровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Кандидат исторических наук (1995). Доктор исторических наук (2006).
Живёт и работает в городе Жуковский Московской области.
Полковник запаса (5.07.1998). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1989), медалями.
Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (19.10.1996), военный лётчик 3-го класса (1973). Почётный работник транспорта Российской Федерации (2011).
Судьба подарила ему 12 жизней: история летчика-героя Магомеда Толбоева
Мечта летала в небе
Дорог в горах было мало, и в 1960-е на Северном Кавказе начали активно развивать местные воздушные линии, стали строить аэродромы. Тогда Магомед впервые увидел самолет.
Мечта летала в небе, куда захотел подняться и босоногий мальчишка из маленького горного аула.
Летал без устали
После школы он поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и в Группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов.
Такие, как направленный на летно-испытательную работу военный летчик Толбоев.
Человек уникальной живучести
На полях колхоза имени XXII съезда КПСС шел посев озимых. Вдруг в небе послышался гул. Маленькая серая точка в синеве стремительно приближалась и росла. Стали различимы крылья. На огромной скорости самолет коснулся недавно засеянного поля и, пропахав заново около 700 метров, клюнул носом и остановился. Колхозники бросились спасать летчика, но он сам открыл кабину…
Толбоев удержал управление, выпустил шасси и стал искать поле для посадки. Нашел, где не было людей и сельхозтехники, и пропахал его вместо трактора самолетом.
Истребитель был спасен и после ремонта вновь взлетел. Толбоев сломал при жесткой посадке нос и позвоночник.
Посадка без киля
Сегодня считается: более надежной машины не найти. Но так было не всегда. Первые Су-27 стали поступать в войска в начале 1980-х, но на вооружение машину приняли лишь в 1990-м. Все эти годы шли отладка и бесконечные испытания, унесшие жизни двух асов Летно-испытательного института. И едва не погубившие Магомеда Толбоева.
А на земле выяснилось: вновь пролетел на волосок от смерти.
Циклограмма «Бурана» и метроном сердца
За этой трансляцией Центрального телевидения СССР следили, затаив дыхание, и в нашей стране, и за рубежом: слишком многое зависело от того, как сядет и сядет ли вообще космический корабль «Буран». Фактически в этот момент решался вопрос, может ли Советский Союз по-прежнему считать себя великой космической державой.
МиГ-25 взмыл на высоту 11-12 километров и стал парить кругами. Самолет должен был встретить космический челнок, входивший в атмосферу на огромной скорости, максимально близко подойти к нему и сопровождать до приземления, передавая в ЦУП изображение и визуальный отчет, от которых зависело принятие всех оперативных решений.
В тот момент, когда казалось, что все отработано до мелочей сотнями тренировок, «Буран» вдруг повел себя странно.
Толбоев подвел свой МиГ-25 настолько близко, что даже разглядел небольшую дырочку в обшивке крыла челнока.
Когда Магомеда предупредили из ЦУП, что следует быть готовым к уничтожению неуправляемого корабля, летчик запротестовал.
Позже выяснилось: из-за сильного порывистого постоянно менявшего направление ветра (до 200 метров в секунду) «Бурану» потребовалось больше времени на выбор самого безопасного алгоритма посадки. Магомед Толбоев выбрал тот же вариант, что и восемь ЭВМ.
Смотрите новый выпуск программы «Легенды армии», посвященный Герою Российской Федерации Магомеду Толбоеву, 5 июня в 19:35 на телеканале «Звезда». Все выпуски программы можно посмотреть здесь.
Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР, РСФСР.
Образование и научные звания:
В 1969 году окончил Гунибскую среднюю школу.
В 1979 году окончил Высшую партийную школу в Группе советских войск в Германии.
В 1981 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ), окончил его в 1984 году со специальностью инженера-системотехника.
В 1995 году защитил диссертацию на тему «Межнациональные отношения на Северном Кавказе, в Республике Дагестан в период 1985-1995 годов и перспектива их развития», и получил степень кандидата исторических наук (ВАК №009990 от 21.07.95 г.).
В 2006 году защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора исторических наук (ВАК №06002-21 от 25.01.06 г.).
Профессиональная деятельность:
В 1987 году создал проект Международного Авиационно-Космического Салона МАКС. Проект реализован в 1992 году (авторское право №4276 от 10.07.00 г.).
В 2002 году был одним из соучредителей фирмы «Конверсионные технологии космоса» («КТК»).
Военное образование:
В 1973 году окончил с отличием командный факультет Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ЕВВАУЛ) им. В.М. Комарова.
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1969 года.
С 1973 года служил военным летчиком и начальником парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС в Одесском военном округе (Украинская ССР) и в Группе советских войск в Германии.
В 1980 году вышел в запас.
Воинское звание:
Капитан запаса (с февраля 1980 года)
Майор запаса (с 1988 года).
Полковник запаса (приказ МО РФ №536 от 15.07.98 г.).
Классность:
Военный летчик 1-го класса (1973).
Летчик-испытатель 3-го класса (1981).
Летчик-испытатель 1-го класса (1985).
Испытательная работа:
В 1981 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
Кроме того, испытывал на прочность самолет МАИ-89; выполнил первый подъем в воздух сверхлегких самолетов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер». Всего испытал 56 типов самолетов и «Калибри».
Испытывал самолеты Су-27 и Су-30 при выполнении фигур высшего пилотажа на высотах 50-1000 м. Совершил аварийную посадку с неработающим двигателем на самолете Су-7. В 1989 выполнил аварийную посадку на запасной аэродром на самолете МиГ-29. Во время одного из полетов ему удалось посадить Су-27, когда во время испытания его на прочность на максимальной скорости и минимальной высоте разрушилось вертикальное хвостовое оперение. Выполнил учебное катапультирование с самолета МиГ-15 УТИ в 1976 году перед личным составом 5-ой Воздушной армии Одесского Военного Округа.
Космическая подготовка:
В 1977 году принимал участие в 7-м наборе ВВС. Прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ, однако из-за обнаруженной у него деформации позвонков в отряд зачислен не был.
В июне 1982 года был отобран в ЛИИ для работ по программе 11Ф35 («Буран»). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем (ИМБП). 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.
С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».
15 ноября 1988 года во время возвращения «Бурана» из орбитального полета пилотировал самолет МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения (СОТН), созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии МТКК «Буран» во время посадки.
С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота основного экипажа «Бурана» для первого полета.
12 января 1994 года ушел из отряда космонавтов и уволился из ЛИИ в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации.
Спортивные достижения:
Являлся участником проекта «Потолок Мира», в соответствии с которым специально изготовленная высотная аэростатная лаборатория «Авгуръ-40000» должна была подняться на высоту 35000 метров, откуда Магомед Толбоев должен был совершить затяжной прыжок с парашютом, преодолев на высоте около 31000 метров скорость звука. Проект был заморожен из-за отсутствия финансирования.
Занимается вольной борьбой, кандидат в мастера спорта.
Почетные звания:
Герой Российской Федерации (17.11.1992).
Заслуженный летчик-испытатель РФ (19.10.1996).
Почётный работник транспорта России (21.01.2011).
Общественно-политическая деятельность:
В декабре 1993 года был избран в Государственную Думу РФ 1-го созыва по Махачкалинскому одномандатному избирательному округу №11. Являлся заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Государственной Думы РФ (по авиационно-космическим вопросам). Входил в депутатскую группу «Новая региональная политика».
В декабре 1995 года был кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ 2-го созыва, но проиграл выборы.
С июля 1996 по 1998 год был секретарем Совета безопасности Республики Дагестан.
С 1997 года является почетным Президентом Международного аэрокосмического салона МАКС.
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя РФ (№ 009, 1992) за испытательную работу, орденом Трудового Красного Знамени (1989) за работы по программе «Буран», юбилейными медалями, орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан» (17.01.2011).
Семейное положение:
Увлечения:
Волейбол, велоспорт, футбол, теннис, театр, горные лыжи, парашютные прыжки в горах (1186 прыжков), пилотаж и парапланеризм.
Обзор СМИ
Авиация – упыри и доноры
Авиация – упыри и доноры
Истории простые и незатейливые – президент хотел как лучше, у чиновной аристократии получается как всегда. Но всегда найдутся беспокойные люди, готовые противостоять системе.
Герой России против ГК «Ростех»
Магомед Толбоев: ничто не предвещало беды
Магомед Толбоев: ничто не предвещало беды
Летчик-испытатель, Герой России считает маловероятным крушение Ту-154 из-за технической неисправности.
— Соболезную всем своим коллегам. Этот самолет я знаю, — сказал Магомед Толбоев «Известиям». — Он очень надежный, служил летающей лабораторией по программе ВКС «Буран». Мы на нем делали сотни полетов с выключенными двигателями. Это единственный самолет, который вошел в штопор и вышел из него. Техническое обслуживание Министерство обороны проводит регулярно. Система безопасности на высочайшем уровне.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-тренировочные самолеты СР-10
ОАО «Авиаагрегат» выпустит учебно-тренировочные самолеты СР-10 для нужд министерства обороны России, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства промышленности, торговли и инвестиций республики.
Самолет СР-10
Самолет СР-10 разработан КБ «Современные авиационные технологии».