Кто такой махрам в исламе для женщин
Кто такие махрамы?
Махрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.
Итак, махрамами для женщин являются кровные родственники:
1. Отец, дедушка, прадедушка…;
2. Родной брат, брат по отцу, брат по матери;
3. Сын, потомки сына и дочери;
4. Племянник и его потомки;
Необходимо знать, что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям продолжается бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников. К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и т. д., но махрамом не является сын дяди.
Махрамами считаются и родственники по молочному родству:
1. Муж молочной матери и его отец…
2. Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери или мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочной матери, а также молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.
3. Молочный сын и его потомки.
4. Молочный племянник и его потомки.
5. Молочный дядя, дедушка и т. д.
Нелегко разобраться в молочном родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери становится дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличие от кровного родства. Близкие родственники молочной матери становятся близкими родственниками (махрамами) вскормленному молоком ребенку. Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.
Условия, при которых начинается молочное родство: ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должен быть старше двух лет. После соблюдения этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины равным ее кровному сыну.
Махрамами становятся и после брачного родства.
1. Сын мужа и его потомство.
2. Свекр – отец мужа становится близким родственником (махрамом).
3. Муж матери, муж бабушки и т. д.
4. Зять – муж дочери, внука, правнука и т. д.
Прикосновение ко всем остальным мужчинам является запретным, а по мазхабу имама Шафии, омовение женщины и мужчины в этом случае становится недействительным. Несмотря на это в некоторых дагестанских селах считается нормой здороваться за руку с мужчиной, начиная с двоюродных братьев и других односельчан. Если же праведная женщина отказывается здороваться, таким образом, то ее высмеивают, мол, что боишься, воды тебе не хватит для омовения. Воды то хватит, но это является запретным действием, а за сознательное совершение запретного мы будем держать ответ перед Всевышним.
С теми родственниками, которых мы здесь перечислили, женщине можно отправляться в хадж, путешествие, советоваться по каким-то вопросам, находиться в доме и т. д.
Из книги «Покорная Богу или послушная дьяволу?»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махрамы, кто они?
Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.
Постоянный запрет
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
1. По причине КРОВНОГО родства,
2. По причине женитьбы,
3. По причине грудного вскармливания.
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
1. Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
2. Дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
3. Сестра родная, либо сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
4. Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери),
5. Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или матери),
6. Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
7. Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)
Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.
Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:
1. Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:
وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)
1. Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:
وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)
И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.
1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:
وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)
1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:
وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ (سورة النساء آية 23)
Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.
Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.
Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (мир ему и благословение) присоединяются остальные пять. И это:
1. Молочная мать, её мать и т.д.
Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.
Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.
О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)
1. Дочь молочного брата,
2. Дочь молочной сестры,
3. Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),
4. Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),
5. Молочная дочь (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь молочным отцом).
Также кормлением грудью при женитьбе становятся махрамами:
1. Молочная мать жены, т.е. та, которая кормила твою жену,
2. Молочная дочь жены, т.е. та, которая кормилась у твоей жены,
3. Жена молочного отца,
4. Жена молочного сына, т.е. жена того, который кормился у твоей жены.
Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.
Временный запрет
2. Объединять в браке женщину и её тетю (будь то со стороны отца или матери), племянницей (т.е. дочерью её сестры или брата, дочерьми их обоих (т.е. её сестры и брата), сыновей и дочерей.
Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.
Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат запрещает жениться:
1. Дочь мужа матери,
2. Мать мужа матери,
3. Мать жены отца,
4. Дочь жены отца,
5. Дочь мужа дочери,
6. Мать мужа дочери,
7. Мать жены сына,
8. Дочь жены сына,
9. Жена пасынка (жена сына одного из супругов),
10. Жена отчима (жена мужа матери),
11. Падчерица его ребёнка (дочь жены его рёбенка).
Махрам для женщин
Молочные братья (мать женщины вскармливала их грудным молоком) — это тоже махрам. Нужно акцентировать, что отчим мужа и двоюродный брат не считаются запретными и перед ними необходимо укрываться. Если родственники правоверной насильно выдают ее за махрама, то они совершают куфр и становятся кафирами.
Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.
Есть мужчины, которые хотят вопреки законам шариата получить преступными способами доверие женщины и видеть ее постоянно непокрытой. Они могут внушать, что являются махрамом и вместе с тем думать о совершении зины. С такими людьми нельзя оставаться наедине и помнить твердо, кто является истинно запретным для каждой правоверной.
Махрам должен помнить о своей ответственности по отношению к женщине, особенно незамужней. Он должен оградить ее от соблазнов и передать избраннику чистой и незапятнанной. Ведь в одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что грешная жена как тяжелая ноша на плечах старого человека.
После мужа главным в жизни любой правоверной становится ее сын. После достижения определенного возраста он становится защитником — махрамом для женщины. Ведь еще Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что черствость и непочтение по отношению к матери запретил сам Аллах. Поэтому сын должен сопровождать мать в путешествиях и не оставлять одну наедине с посторонними (если она вдова или если у мужа нет возможности находиться рядом).
Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!
Кто является махрамом?
Махрам – этот человек, брак с которым недействителен по одной из трёх причин:
2. молочное родство,
3. вступления в родственные отношения через брак.
Всевышний Аллах в Коране указал нам, кто считается махрамом:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالاَتُكُمْ وَبَنَاتُ الأَخِ وَبَنَاتُ الأُخْتِ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры, матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, а если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жёны ваших сыновей, низошедших из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Ан-Ниса, 23)
В данной статье мы разберём, кто является махрамом согласно мазхабу имама Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), взяв за основу примечания (хашият) шейха Ибрахими аль-Байджури к толкованию имама Ибн Касима аль-Гази к книге имама Абу Шуджа аль-Асбахани (да смилуется над ними Аллах) «Матн аль-Гайат ва т-Такриб», разобрав каждую из трёх групп по отдельности.
Кровное родство
Первая причина, по которой устанавливаются махрамы – кровное родство.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالاَتُكُمْ وَبَنَاتُ الأَخِ وَبَنَاتُ الأُخْتِ
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры». (Ан-Ниса, 23)
К махрамам по кровному родству относятся:
Примечание: двоюродная сестра не является махрамом, соответственно, брак с ней действителен, однако рекомендуется не вступать в подобный брак, ибо между двоюродными братьями и сестрами бывает слабое влечение и страсть, как об этом пишет имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 гг.) (да смилуется над ним Аллах) в книге «Ихья Улюму д-Дин».
Молочное родство
Вторая причина, по которой устанавливаются махрамы – молочное родство. К махрамам по молочному родству также относятся несколько групп женщин, две из них указаны в Коране:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ
«Ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры». (Ан-Ниса, 23)
Указание на остальные группы пришли нам в сунне Пророка (мир ему и благословение):
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بِنْتِ حَمْزَةَ: «لاَ تَحِلُّ لِي، يَحْرُمُ مِنَ الرَّضَاعِ مَا يَحْرُمُ مِنَ النَّسَبِ، هِيَ بِنْتُ أَخِي مِنَ الرَّضَاعَةِ»
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о дочери Хамзы (да будет доволен им Аллах): «Она не дозволена для меня (для женитьбы), поскольку (женщины), которые запретны по кровному родству, запретны и по молочному родству, а она – дочь моего молочного брата». (Аль-Бухари)
Как мы видим, Пророк (мир ему и благословение) указал нам на то, что махрамами по молочному родству являются те же группы женщин, что являются махрамами по кровному родству, а именно:
Примечание: махрамами не считаются молочные матери брата или сестры, молочные матери внуков и внучек, мать молочной матери ребёнка и её дочь.
Махрамы по вступлению в родственные отношения через брак
Третья причина, по которой устанавливаются махрамы – вступление в родственные отношения через брак.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ
«Матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, а если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жёны ваших сыновей, низошедших из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде». (Ан-Ниса, 23)
После вступления в брак к вышеперечисленным махрамам добавляются следующие женщины:
Примечание: не являются махрамами жена пасынка, жена отчима, его дочь и его мать, дочь мужа дочери и его мать, мать жены сына и дочь жены сына.
Все вышеперечисленные группы махрамов остаются махрамами до конца жизни, однако есть женщины, которые остаются махрамами мужчине только лишь на время его брака.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ
«Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде». (Ан-Ниса, 23)
Махрамами на время брака являются:
1. сестра жены, будь то сестра по обоим родителям или по одному из них, и будь то сестра по крови или по молочному родству;
2. тётя жены со стороны матери;
3. тётя жены со стороны отца.
Причина временного запрета в том, что между жёнами одного мужа обычно бывает определённая неприязнь и соперничество. И такой брак запрещён даже при согласии сестер, так как настроение человека изменчиво и может случиться так, что после заключения брака у сестёр появится друг к другу неприязнь или вражда.
Принцип определения махрамов для женщины аналогичен вышеприведённому принципу, но в обратную сторону, то есть вместо матери – отец, вместо дочери – сын и т. д.
Кто такой махрам в исламе для женщин
Сегодня многие знают хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о запрете уединения с посторонней женщиной и смешивании полов. Перечислим некоторые из них:
От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
« Пусть не уединяется мужчина с женщиной без махрама.» (Аль-Бухари и Муслим).
Степени родства не допускающие вступление в брак
По причине кровного родства.
1. «…ваши матери…» Сюда входит родная мать, а так же мать матери или мать отца (бабушки с обеих сторон), прабабушки и т.д.
2. «…ваши дочери…» Сюда входит родная дочь, а так же дочь дочери или дочь сына (внучки), правнучки и т.д.
3. «…ваши сестры…» Сюда входит родная сестра (от одних родителей), сестра по отцу (от разных матерей), сестра по матери (от разных отцов).
4. «…ваши тетки со стороны отца…» Сюда входит родная сестра отца, сестра отца по матери, сестра отца по отцу, а также тёти отца, матери, бабушек, дедушек по их отцовской линии.
5. «…ваши тетки со стороны матери…» Сюда входит родная сестра матери, сестра матери по матери, сестра матери по отцу, а также тёти матери, отца, бабушек, дедушек по их материнской линии.
6. «…дочери брата…» Сюда входит дочь родного брата (племянница), дочь брата по отцу, дочь брата по матери, а так же внучки и правнучки брата (т.е. дочки, внучки, правнучки твоей племянницы).
7. «…дочери сестры…» Сюда входит дочь родной сестры (племянница со стороны сестры), дочь сестры по отцу, дочь сестры по матери, а так же внучки, правнучки сестры.Что касается женитьбы на двух сестрах, то этот запрет временный и после смерти одной из них или развода разрешается жениться на другой. При этом муж одной из сестер не является махрамом для другой.
По причине вступления в родственные отношения – свойство:
1. «…Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы…» Сюда входит жена отца (она запретна навсегда), так же жёны дедушек, прадедушек. Если отец женился на женщине, то она становится запретной сразу, даже если он не зашел к ней.
2. «…а также жены ваших сыновей…» Сюда входит жена сына (она запретна навсегда) так же жёны внуков, правнуков.
3. «…матери ваших жен…» Сюда входит мать жены, а так же бабушка жены со стороны матери и со стороны отца (она запретна навсегда).
4. …ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, к матерям которых вы вошли, а если вы еще не вошли к ним, то на вас не будет греха…Среди учёных есть разногласие: что имеется в виду под словом «…вошли…» Значит ли это уединение или близость? Есть также разногласие: должна ли дочь жены быть под вашим покровительством, чтобы стать запретной или нет. Абсолютное большинство учёных, в том числе и четыре имама (Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад ) сказали, что нет разницы в том, находится ли она под покровительством мужа матери или нет. Другими словами, если вы женились на женщине у которой есть дочь и вошли к ней, то её дочь становится запретной навсегда, в независимости от того находилась ли она под вашим покровительством или нет. А если вы развелись с женой до того как вошли к ней, то она запретной не становится.
По причине молочного родства.Этот вид связан с предыдущим видом и на это указывает хадис:От Аишы, да будет доволен ею Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Становится запретным от кормления грудью, что запретно от кровного родства.» ( Аль-Бухари и Муслим ).
Только здесь следует обратить внимание на две вещи:
1. Все дети твоей молочной матери являются твоими молочными братьями и сёстрами (даже если они родились до тебя или после тебя). А если твоя мать вскормила ребёнка одновременно с тобой, то он твой молочный брат/сестра, но его братья и сестры не являются тебе молочными братьями и сёстрами.
2. Учёные разногласят в количестве кормлений ребенка для того чтобы он считался молочным родственником и в возрасте ребенка. Более правильным в этом вопросе считается, что кормлений должно быть пять и эти кормления должны быть до достижения ребёнком двух лет. Уа Аллаху агьлям.
Семь категорий женщин по кровному родству, четыре категории по причине вступления в родственные отношения (родство по браку), точно так же молочное родство, эти двадцать две категории женщин, не считая жены, с которыми мужчина может выехать в путешествие при двух условиях: чтобы махрам, сопутствующий женщину был совершеннолетним и зрячим.
Также разрешается оставаться с этими женщинами наедине, здороваться за руку, также женщина может открывать перед махрамом некоторые части тела, как волосы, шею, руки, ноги до колен, на что указывает аят:
«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о, верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми!» (24; 31)