Кто такой манас в киргизии
Манас
«Но мы уверены, пока век сменяется веком,
пока эпоха следует за эпохой,
пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!),
эпос «Манас» будет жить как сияющая вершина
дерзновенного древнекыргызского духа. «
Чингиз Айтматов
«Сияющая вершина древнекыргызского духа».
Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывного много часов подряд излагать Манас.
Манас — крупнейший киргизский и мировой эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя — богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.
Основная тема «Манаса» — это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.
Любовь к песне, к поэтическому слову — врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.
Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».
Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества. По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.
«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей — манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.
Прославленные манасчи типа Сагымбая Орозбаков и Саякбай Каралаев — это прежде всего талантливейшие поэты-импровизаторы, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии эпос.
Видео Праздник посвященный памяти предков около села Тосор
на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.
Легенда о рождении Манаса
РОЖДЕНИЕ MAHACA
Такой тяжкой годины давно не знали храбрые кыргызы: государство распалось, великие батыры сложили свои храбрые головы в далеких походах, а от врагов совсем житья не стало. Кытаи и калмаки приходили в кыргызские айылы как господа. Жгли юрты, убивали людей, угоняли скот. Тысячи пленных враги угоняли на чужбину.
Джакыпу еще повезло. В его кочевья редко приходили враги. Он и его жена Чыйырды сумели скопить много золота, серебра, драгоценных камней. Стада и табуны их были несчетны, а пастбища — обильны. Но не было счастья в богатой юрте бая. Джакыпу было уже пятьдесят, а Чыйырды, став старухой, так и не родила ни одного черноглазого сыночка, ни одну длиннокосую доченьку. Нет большего горя и стыда для кочевника, чем бездетность. Даже юнец с едва пробившимся пушком вместо усов, посадив впереди себя на седло своего годовалого первенца, с пренебрежением смотрел на бездетного аксакала. Только Аллах и Умай-эне знали, сколько издевок пришлось проглотить Чыйырды, когда внучки се сверстниц надевали элечеки, а вскоре уже и выносили из юрт на солнышко бешики, в которых таращило глазенки прекрасное, как верблюжонок, но, увы, чужое дитя.
И горько плакал Джакып, проклиная свою судьбу, и молился, и поклонялся святым мазарам, но детей все не было.
Наконец, сжалилось небо над бездетным аксакалом (другие говорят, что над несчастьем всех кыргызов) и послало Джакыпу благую весть. Приснился баю сон, будто в его юрте невесть откуда появился чудо-ястреб с прекрасным опереньем, острым клювом и стальными когтями. Были и другие предзнаменования. Знатоки истолковали их однозначно: старая Чыйырды родит сына-батыра, сына —.грозу для всех врагов, сына, который объединит кыргызский народ.,
Чудо, как и вещало небо, произошло. Старая Чыйырды понесла. Через три месяца она почувствовала отвращение к самой лакомой пище кыргызов. Ей непреодолимо захотелось съесть сердце тигра. Один из табунщиков принес Чыйырды сердце этого самого грозного хищника, который тогда во множестве водился в зарослях камыша в поймах рек. Чыйырды, сварив, тут же съела его.
И вот пришло время родов. Они были очень тяжелыми^ длились восемь дней. Только Умай-эне, добрая покровительница всех матерей, помогла разродиться счастливой мученице. И тогда всё поняли, почему потребовалось вмешательство богини: младенец был необычным. По весу и росту он был с пятнадцатилетнего подростка, по силе — с сорокалетнего мужчину. В каждом кулаке новорожденного было по большому сгустку крови.
(Последняя деталь кыргызского эпоса уводит нас в глубокую древность. Согласно монгольскому преданию, со сгустком крови в кулачке родился великий завоеватель Чингисхан. А у этого ребенка их было два! Судите сами, что это значило).
В момент рождения сына бая Джакыпа не было дома. Он где-то в степи, как заправский ветеринар, принимал роды у приблудившейся кобылицы. Так одновременно с героем родился его богатырский конь Ак-Кула.
Бай узнал о чудесном рождении ребенка и прискакал домой. Вот каким пред ним предстал его сын:
Таким представлял себе облик самого любимого народного героя один из лучших сказителей эпоса Сагымбай Орозбаков.
Жизнь героя начинается только тогда, когда ему дадут имя, а имя должно быть счастливым. Бай Джакып был прижимистым хозяином, но по такому случаю он устроил неслыханный по расточительности пир. Однако когда отец согласно обычаю обратился к гостям с просьбой дать имя ребенку, те растерялись. Ни одно обычное имя не подходило столь необычному младенцу. Тогда невесть откуда появился святой человек и произнес слово «Манас». С тех пор слово это священно для каждого кыргыза.
Сказывал эпос 23 дня — интересные факты о великом манасчи Саякбае Каралаеве
Основными вариантами самого большого в мире эпоса «Манас» считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову. Сегодня мы вспоминаем интересные факты из жизни одного из них.
Его называют Гомером ХХ века, о нем снимали фильмы, с него ваяли скульптуры и рисовали картины. Поразительный феномен невысокого старика, который мог «превращаться» в могучего богатыря и сутками напролет сказывать эпос, до сих пор поражает воображение. В материале Sputnik Кыргызстан — 15 фактов из жизни гения.
Дар свыше
Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Сказывать эпос «Манас» он начал после того, как увидел во сне аян (внушение свыше, видение, озарение): Саякбай общался с духами предков и героями эпоса. Как манасчи Каралаев стал известен широкой общественности только в 1925-м, когда ему был 31 год. Именно тогда он начал рассказывать полный вариант эпоса. В 1935–1954 годах он работал артистом филармонии.
Эпос «Манас» в пересказе Саякбая был записан в текстовом виде и составил 83 830 строк. Кроме того, были записаны части «Семетей», «Сейтек», а также их продолжение — история Кенена (сына Сейтека) и его сыновей-близнецов Алымсарыка и Кулансарыка. Всего со слов Каралаева записаны 500 553 строки — этот вариант самого большого эпоса в мире считается наиболее объемным.
Сказывал эпос в течение 23 дней
Депутат и поэт Каныбек Иманалиев так вспоминал о манасчи: «В спорте самая большая беговая дистанция — 42 километра. Олимпийские чемпионы пробегают это расстояние за 2 часа 42 минуты, а потом падают без сил. Мировые звезды вокала, такие как Лучано Паваротти и Уитни Хьюстон, пели в течение 6-8 часов, а Саякбай сказывал «Манас» 72 часа непрерывно, при этом он активно жестикулировал. Откуда столько сил и энергии? Очевидно, такой дар дается свыше и только избранным.
Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня. Это произошло в местности Солтон-Сары. По утрам он смазывал горло топленным маслом, а когда уставал, делал небольшой перерыв — и так на протяжении 23 дней. Данные о полумиллионе строк я считаю неверными, так как в самом длинном сказывании порядка 1,5 миллиона строк. Сказывание эпоса — не искусство, не религия, не болезнь и не наука, а особенный мир, и этот феномен надо прочувствовать сердцем».
По данным экспертов, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тысяч слов, а Каралаев помнил до 1,5 миллиона строк эпоса.
Три года съемок
С конца 1958 года до поздней осени 1961-го было записано 45 тысяч метров кинопленки. Так сняли сказывание трилогии эпоса — «Манас», «Семетей» и «Сейтек».
Чубак и Сыргак
У Саякбая было шестеро детей — четыре дочери и два сына. Сыновей манасчи назвал именами баатыров из эпоса — Чубак и Сыргак.
Айтматов о Саякбае
Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: «Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева».
Манасчи-беркутчи
Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов. Манасчи имел трех птиц, которых назвал Койронкара, Боз Жигит и Кулдубадам. Беркуты прожили у него больше 10 лет.
Когда Саякбай уезжал в город, за птицами присматривали его родственники. Как только Каралаев заканчивал дела, он торопился к беркутам. Иногда говорил, что видит их во сне: «Скучают, наверное, без меня мои родные».
Был у Саякбая еще один беркут — Карачолок, манасчи снялся с ним в автобиографическом фильме. Во время похорон Каралаева птица долго летала в небе над его домом и издавала жалобные крики. Позже беркут исчез.
Не нуждающийся в переводе
В 1983 году состоялась церемония награждения Чингиза Айтматова Ленинской премией (высшая форма поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры в СССР). На последовавшем затем концерте выступал и Саякбай Каралаев, и во время его сказывания сидящий в зале музыковед по фамилии Орлов произнес: «Какая удивительная инструментовка!». Тогда ученый Азиз Салиев, который был рядом с музыковедом, начал шепотом переводить ему на русский. Орлов прервал его: «Извините, но я лучше послушаю этот потрясающий оригинал».
Выступление в Москве
30 октября 1945 года в газете «Кызыл Кыргызстан» вышла статья, где говорилось что во время декады советской Киргизии в Москве выступление Каралаева, сказывавшего эпос «Манас», поразило Иосифа Сталина.
Плачущий Ауэзов
Однажды во время записи эпоса пришел выдающийся казахский писатель и драматург Мухтар Ауэзов. Каралаев в это время проникновенно сказывал отрывок о Каныкей. Ауэзов не смог остановить слезы и воскликнул: «Если ты уйдешь из этого мира, человечество потеряет ни с чем не сравнимую реликвию». Позже он назовет Саякбая «Гомером XX века» и «последним из могикан».
Как Саякбай поймал албарсты
Каралаев любил шутить и часто рассказывал интересные истории. Одна из них опубликована в книге Каныбека Иманалиева «Баллада о гении».
«Вернувшись с войны (до 1922 года манасчи воевал в составе Красной армии на Туркестанском фронте с басмачами и белогвардейцами. — Ред.), я сильно заболел — тело все горит, температура высокая. Лежу без сил дома у старшего брата. Жене (жена старшего брата. — Ред.) говорит: «Ты весь горишь, лежи спокойно, ночь на дворе. Я налила в кувшин воды и поставила на тлеющий кизяк. Если в горле пересохнет, выпей теплой воды, а если захочешь выйти, то тут стоит трость — возьми ее, чтобы не упасть».
Манасчи в камне
Скульптор Тургунбай Садыков, еле уговорив Каралаева позировать ему, начал ваять скульптуру.
«Это был 1962 год. Когда Саякбай сел передо мной, я увидел обычного старика невысокого роста. Я задумался, как же создать скульптуру из такого невзрачного образа. Ежедневно он приходил и позировал — иногда молчал, иногда разговаривал со мной. Я записал на магнитофон его сказания и ставил кассету во время работы. И однажды он без предупреждения начал сам сказывать эпос. Продолжалось это очень долго, он еле остановился. Во время сказывания исчез тот невзрачный старик, и появился настоящий богатырь. Тогда я понял, что в эпосе содержится великий дух», — вспоминал Садыков.
Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе «Манас айылы» близ Бишкека.
Жизнь на экране
Режиссер Мелис Убукеев в 1962 году снял фильм «Саякбай Каралаев» (в трех частях), который рассказывал о жизни манасчи. Позже, в 1988-м, он снял семь полнометражных серий картины «Великий манасчи».
В 1965 году Болот Шамшиев снял документальный фильм с участием Саякбая Каралаева. Лента удостоилась главного приза кинофестиваля в Оберхаузене (Германия). В 2017-м Эрнест Абдыжапаров снял биографическую картину «Саякбай. Гомер XX века»
Саякбай в картинах
Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал в течение семи лет. Художник Эмиль Токталиев изобразил Каралаева с раненым Манасом на руках.
Портрет на купюре
В 2000 году Национальный банк КР выпустил купюру номиналом 500 сомов, на которой изображен Саякбай Каралаев.
В мае 1971-го манасчи попал в больницу. Болезнь протекала тяжело, он перестал узнавать людей, но даже тогда продолжал сказывать эпос. Врачи говорили, что состояние пациента ухудшается с каждым днем, однако чем тяжелее ему становилось, тем дольше он сказывал «Манас». Лежавший в соседней палате писатель Николай Удалов вспоминал, что Саякбай сказывал эпос даже ночью. Он скончался на 77-м году жизни.
Манас
Мана́с (кирг. Манас ) — герой одноимённого киргизского эпоса — богатырь, объединивший киргизов. Эпос о Манасе является самым длинным эпосом в мире: он в два раза больше, чем санскритский эпос Махабхарата, больше тибетского эпоса о царе Гэсэре [1] (в варианте «Манаса», записанном от сказителя Саякбая Каралаева, насчитывается 416744 стихотворных строки).
Содержание
История эпоса
Первые упоминания об эпосе относятся к XVI веку. Они содержатся в полуфантастическом сочинении Маджму ат-Таварих, где Манас показан как историческое лицо, действующее вместе с реально существовавшими Тохтамышем, хорезмшахом Мухаммедом и т. д. Научное исследование эпоса началось в XIX веке Ч. Валихановым и В.Радловым. Полностью запись текстов трилогии «Манас» осуществлялась с 1920 по 1971 год. Среди переводчиков эпоса на русский язык — С. Липкин, Л. Пеньковский, М. Тарловский и др. Английский историк Артур Томас Хатто (Arthur Thomas Hatto) считает, что Манас был
Перу казахского писателя М. О. Ауэзова принадлежит первая после трудов Чокана Валиханова монография о киргизском эпосе «Манас», создание свободного варианта его текстов. Обоим казахским исследователям в Бишкеке были установлены памятники. Из русских ученых, занимавшихся изучением эпоса, следует отметить В.Радлова (автора первого русского перевода фрагментов эпоса), П. Фалева (автора первого советского исследования о «Манасе» — статьи «Как строится кара-киргизская былина») и С.Малова.
Содержание и сюжет
Эпос делится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Основное содержание эпоса составляют подвиги богатыря Манаса.
После смерти кыргызского хана Ногоя старые враги кыргызов китайцы, воспользовавшись нерешительностью его преемников, захватывают земли кыргызов и вытесняют их из Ала-Тоо. Потомки Ногоя изгоняются в отдалённые края. Оставшиеся попадают под жестокий гнёт захватчиков. Младший сын Ногоя Жакып изгоняется на Алтай, и многие годы вынужден прислуживать алтайским калмакам. Занимаясь хлебопашеством и работая на золотых рудниках, ему удается разбогатеть. В зрелом возрасте Жакып становится владельцем неисчислимого количества скота, но его душу гложет обида на то, что судьба не дала ни одного наследника. Он печалится и молит всевышнего о жалости, посещает святые места и приносит жертвы. Наконец, после чудесного сновидения его старшая жена зачала ребёнка, спустя девять месяцев она родила мальчика. В этот же день в табуне Жакыпа появляется на свет жеребёнок, которого он предназначает своему новорождённому сыну.
Жакып на радостях устраивает большой пир и называет мальчика Манасом. С детских лет в нём проявляются необычные качества, он отличается от всех своих сверстников необычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разносится далеко за пределы Алтая. Живущие на Алтае калмаки спешат сообщить китайскому хану Эсенкану весть о том, что у непокорных кыргызов появился батыр, которого, пока он ещё не возмужал, следует захватить в плен и уничтожить. Эсенкан отправляет к кыргызам своих лазутчиков, переодетых в торговцев, и дает задание пленить Манаса. Они застают юного богатыря во время игры в ордо и пытаются захватить его. Манас вместе со своими сверстниками захватывает лазутчиков, все добро каравана раздает простому люду.
Против кыргызов направляется многотысячное войско калмакского богатыря Нескары. Объединив все соседние народы и племена, Манас выступает против Нескары, и одерживает над его войском блестящую победу. Оценив заслуги юного богатыря, видя в нём своего заступника, многие кыргызские роды, а также соседние племена маньчжуров и калмаков, решают объединиться под его началом. Манас избирается ханом.
Манас вступает в неравную битву с уйгурами и одерживает победу. В этой битве неоценимую помощь ему оказывает хан кыргызского племени катаганов [3] батыр Кошой. Один из побеждённых уйгурских правителей Кайыпдан отдает Манасу свою дочь Карабёрык, которая сама выражает желание стать женой батыра.
По предложению Кошоя, Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо, захваченные противниками кыргызов. Собрав войско, он вступает в битву и побеждает. Кыргызы принимают решение перекочевать с Алтая на свои исконные земли. Манас со своим родом размещается возле священных чёрных гор Азирет.
Старый враг кыргызов — китайский хан Алооке, принимает решение остановить экспансию кыргызов и начинает готовиться к походу. Узнав об этом, Манас срочно выступает в поход со своими сорока дружинниками. Он легко рассеивает войско врагов и захватывает ставку хана Алооке. Видя решительность и отвагу богатыря Манаса, Алооке решает заключить с кыргызами мир и, в знак признания покорности, отдает Манасу своего сына Бооке.
В это время на южных рубежах усиливается противостояние кыргызских родов с афганским ханом Шоруком. Собрав войско, Манас вступает в битву. Побежденный афганский правитель заключает с кыргызами дипломатический брачный союз, выдав свою дочь Акылай за Манаса и отправив вместе с ней сорок её прислужниц.
Отдельная сюжетная ветвь эпоса повествует об истории богатыря Алмамбета. Она охватывает события, начиная от момента его рождения до прихода его к Манасу. Отец Алмамбета Соорондук являлся одним из крупных китайских полководцев. Долгое время он был бездетным, и, достигнув зрелого возраста, наконец, обретает сына. Алмамбет с детских лет постигает науки, овладевает искусством магии и колдовства и становится отважным воином. Рассудительность, честность, отвага делают его знаменитым. В юном возрасте Алмамбет становится преемником своего отца, возглавив все войска китайской армии. Однажды, во время охоты, он встречает казахского хана Кёкчё, который посвящает его в тайны исламского вероучения. Алмамбет признает преимущества этой веры и решает принять ислам. Вернувшись домой, Алмамбет призывает своих родственников обратиться в новую веру. Ни родители, ни родственники не хотят слушать Алмамбета. Соорондук приказывает арестовать сына, отказавшегося от веры предков. Сбежав от китайцев, Алмамбет находит убежище у Кёкчё и остается жить с казахами. Щедрость, разумность и справедливость Алмамбета способствуют укреплению его славы. Но джигиты хана Кёкчё ревностно относятся к новому приближённому своего правителя. Они пускают ложный слух о близости Алмамбета и супруги хана Кёкчё Акерчек. Не вынеся клеветы, Алмамбет покидает Кёкчё.
И вот богатырь случайно встречает Манаса, выехавшего на охоту со своими сорока джигитами. Манас уже давно был наслышан об Алмамбете и поэтому встречает его с почестями, устраивает в честь него пир. Манас и Алмамбет становятся побратимами.
Поскольку прежние жёны Манаса — Акылай и Карабёрык не были взяты им по обряду, богатырь требует, чтобы его отец Жакып исполнил свой отеческий долг и подыскал для него подходящую супругу. После долгих поисков Жакып прибывает к хану Атемиру в Хиву, где ему приглянулась дочь хана Санирабига. Жакып сватает её, выплачивает богатый выкуп-калым, и Манас по всем правилам берёт в жены Санирабигу. Кыргызы нарекают супругу Манаса именем Каныкей, что означает «вышедшая замуж за хана». Сорок джигитов Манаса женятся на сорока девушках, приехавших вместе с Каныкей. Алмамбет берет в жены дочь покровителя диких горных животных, волшебницу Арууке.
Узнав о Манасе, к нему решают вернуться родственники, находившиеся в изгнании далеко на севере. Это дети старшего брата Жакыпа — Усёна, прожившие долгие годы среди чужого народа, взявшие себе жен из калмаков и забывшие обычаи и нравы своих предков. Среди калмаков их прозвали Кёзкаманами.
В это время Манас вынужден отправиться на помощь к батыру Кошою. Афганский хан Тюлькю, воспользовавшись отсутствием Кошоя, совершает набег на племя катаганов и убивает сына кыргызского богатыря. Но младший брат Тюлькю, Акун, решает избежать кровопролития и улаживает вспыхнувшую между кыргызами и афганцами распрю. Тюлькю признает вину, выплачивает выкуп за убийство сына Кошоя и уступает свой престол Акуну. Манас и Акун заключают договор о дружбе и договариваются, о том, что их дети, в том случае, если у них родятся мальчик и девочка, будут обручены. Кроме этого сын кыргызского хана Кёкётёя (поселившегося в Ташкенте после изгнания Пануса), Бокмурун выражает желание взять в жены дочь Тюлькю по имени Канышай. По совету Манаса, Бакай едет со сватовством к Тюлькю и совершает все положенные обряды.
Славный кыргызский хан Кёкётёй, достигнув преклонного возраста, покидает белый свет. Оставив своему сыну Бокмуруну завещание с наставлениями о том, как совершить погребение и как устроить все посмертные обряды, также он завещает обратиться за советом к Манасу. Похоронив Кёкётёя, Бокмурун три года готовится устроить тризну. Манас берет в руки всё управление тризной Кёкётёя. На тризну прибывают многочисленные гости из самых дальних стран. Бокмурун выставляет богатые призы победителям различных состязаний. Ряд кыргызских старейшин и ханов отдельных родов выражают недовольство тем, что Манас единолично распоряжается ходом тризны. Они собирают совет и решают, открыто высказать свои требования. Но заговорщиков усмиряет старец Кошой. Он уговаривает их не затевать ссоры при многочисленных гостях, среди которых есть давние враги кыргызов, и обещает заговорщикам усмирить Манаса после тризны.
Спустя год заговорщики требуют от Кошоя, чтобы он возглавил их посольство к Манасу и помог им сместить своенравного правителя. Кошой, сославшись на возраст, отказывается идти на поводу у заговорщиков. Тогда они решают отправить к Манасу гонцов известить о том, что все знатные главы кыргызских родов собираются навестить его как гости. Их замысел заключался в том, чтобы, придя к Манасу многочисленной группой, заставить его совершить какой-либо промах в ритуале гостеприимства, затеять ссору и выставить затем требования отказаться от титула хана. Манас выражает согласие принять знатных гостей со всей их многочисленной свитой. Прибывших гостей встречают сорок дружинников и размещают всех прибывших по своим юрта и аилам. Увидев такое единство дружинников и убедившись в непоколебимости власти Манаса, кыргызские ханы понимают, что попали в неловкую ситуацию. На вопрос Манаса о цели их прибытия никто не решается ответить что-либо вразумительное. Тогда Манас сообщает им, что до него дошла весть о готовящемся против кыргызов походе. Китайский хан Конурбай, затаивший злобу за прежние поражения, собирает многотысячное войско, чтобы вновь подчинить себе кыргызов. Манас призывает кыргызских ханов упредить врага и самим выйти в поход, объединёнными силами разгромить врага на его территории и прекратить всякие попытки завоевать кыргызов. Ханы вынуждены принять предложение Манаса. Ханом всех кыргызов на период великого похода избирается Бакай, а Алмамбет становится главным полководцем кыргызского войска. Он ведет их к столице китайцев Бейджину.
Пройдя долгий и трудный путь, кыргызское войско достигает границ китайского государства. Оставив войско на привале, Алмамбет, Сыргак, Чубак и Манас отправляются на разведку. Проникнув вглубь территории врага, они угоняют многочисленные табуны. Китайские отряды устремляются в погоню за угонщиками. Завязывается битва, кыргызам удается разбить и рассеять многотысячное вражеское войско. Китайцы выплачивают им дань и заявляют о желании заключить мир. Манас великодушно решает пощадить Конурбая и остальных китайских вельмож. Но Конурбай не мог смириться с поражением и по одному убивает лучших кыргызских батыров. Погибают Алмамбет, Чубак и Сыргак. Тайно проникнув в боевую ставку Манаса, Конурбай наносит богатырю смертельную рану, ударив его в спину копьем, когда безоружный батыр совершал утренней молитвы багымдат намаз. Вернувшись на родину, Манас не может оправиться от раны и умирает. Каныкей хоронит богатыря в кумбезе. Трагическая концовка первой части трилогии достигает реалистичной достоверности. В предсмертном завещании Манаса говорится о родоплеменных распрях, ослаблении мощи объединённого Манасом кыргызского народа. Рождение сына Манаса — Семетея уже предопределяет в будущем отмщение за поражение отца. Так возникла вторая, идейно и сюжетно связанная с первой частью поэма, посвящённая жизнеописанию и подвигам сына Манаса Семетея и его сподвижников, которые повторяют героизм своих отцов и добиваются победы над иноземными захватчиками.
Героическая поэма «Семетей» — наиболее часто исполняемый цикл трилогии. Мужественные герои поэмы также становятся жертвами несправедливости, но виновниками их гибели оказываются не иноземные захватчики, а внутренние враги.
Эпическому повествованию о борьбе против внутренних врагов посвящена третья часть «Манаса» — «Сейтек». Она повествует о богатыре Сейтеке, внуке Манаса и является логическим продолжением предшествующих частей. В этой части присутствует та же идейная основа, связанная с желанием сохранить единство народа, избавиться от внешних и внутренних врагов и добиться мирной жизни. Сюжетную основу эпоса «Сейтек» составляют следующие события: воспитание Сейтека в стане врагов отца, не знающего о своем происхождении, возмужание Сейтека и раскрытие тайны его происхождения, изгнание врагов и возвращение Семетея к своему народу, объединение народа и наступление мирной жизни. В образах Семетея и Сейтека отражено стремление народа сохранить легенды о Манасе в героической жизни его потомков.
Манасоведение
Манасоведение (кирг. манастаануу ) — отдельное направление исследований в составе киргизоведения. Основной центр — Национальный центр манасоведения и художественной культуры НАН КР (директор — Акматалиев, Абдылдажан Амантурович).