Кто такой маркет мейкер простыми словами

Маркетмейкер на бирже — кто это, их функции и услуги

Большинство участников биржевых торгов с небольшими объемами капитала и размерами позиций («толпа») твердо уверены, что на рынке присутствуют игроки, которые точно знают, куда будет двигаться цена актива в ближайшем будущем. Более того, именно они определяют это направление и всегда играют против «толпы», обогащаясь за счет ее убытков. Такое явление приписывают участникам рынка, называемым маркетмейкерами. Действительно, они обязательно присутствуют на каждой площадке и в торгах по каждому активу. Однако их функции и деятельность имеют мало общего с такими предрассудками.

Кто такой маркетмейкер

Фактически это профессиональный участник торгов (в основном, наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры), который должен обеспечить исполнение заявок клиентов за счет собственных активов. Для выполнения этих условий договора он идет на риск, приобретая и храня определенные объемы объекта торгов, выставляя их в нужные моменты на покупку и/или продажу.

Интересный факт! На некоторых площадках термин «маркетмейкер» не используют. Например, на NYCE (New York Stock Exchange) такого участника торгов называют «биржевой специалист».

Участие ММ в торгах и его функции определены законодательно. Так, для российского рынка это прописано в законе № 325-ФЗ (21.01.2011, последняя редакция 02.07.2021).

Функции маркетмейкера

Важное по теме! Выдержка из закона «Об организованных торгах«.

Таким образом, функции ММ определены не только договором с биржей, но и законодательством. Хотя определение достаточно лаконично, оно позволяет понять, какие задачи решает маркетмейкер в ходе торгов. Основные из них:

Маркетмейкер как посредник

ММ получает информацию о всех заявках участников рынка и фиксирует ее в Книге специалиста. Сюда включаются не только лимитные заявки, но и рыночные, и ордера, выставленные для фиксации прибыли или ограничения убытков. Таким образом, он видит полную картину рынка и влияет на нее так, чтобы поступившие заявки были исполнены по лучшей цене.

Соответственно, именно через маркетмейкера заключается любая сделка по активу (это также закреплено в законодательных актах, касающихся финансовых рынков).

Создание котировок

Поскольку все сделки на рынке заключаются только через ММ, совершенно логично, что все текущие котировки требуют его подтверждения. Именно после ее объявления маркетмейкером котировка считается действительной.

Информирование участников торгов

Маркетмейкер аккумулирует все заявки от всех трейдеров, подтверждает котировки. Поскольку маркетмейкер является единственным на рынке, кто обладает всей полнотой информации, в его задачи входит довести ее до всех остальных участников торгов (подразумевается та часть, к которой они должны иметь доступ). Причем касается это не только полноты сведений, но и их своевременной публикации.

Это обеспечивает всем равные условия и гарантирует упорядоченность и честность рынка.

Определение цен открытия

Те, кто хоть раз видел ценовые графики любого финансового инструмента, обратили внимание, что на них иногда образуется разрыв между ценами закрытия предыдущей сессии и открытия текущей (гэпы). Это связано с одним из условий биржевых торгов: цена нового торгового дня должна максимально соответствовать интересам большинства продавцов и покупателей.

Поддержание баланса рынка

С этой целью ММ может:

К сведению! Договор с биржей может регламентировать конкретные обязанности ММ по поддержанию баланса. Например, оговариваются время нахождения на рынке с разнонаправленными позициями для поддержания спреда (например, 90% времени торговой сессии), минимальные объемы заявок для ограничения резких движений, минимум открытых в течение торгового дня позиций и пр.

Последнее фактически означает, что при отсутствии необходимых объемов (ликвидности) на текущих ценах для исполнения заявок трейдера на покупку или продажу их исполнит ММ за счет собственных активов (средств). За счет действий маркетмейкера в этом случае нивелируются значительные скачки цен. Практически делает вмешательство специалиста невозможной и такую ситуацию, когда на рынке есть только продавцы или покупатели. Он будет выступать второй стороной сделок до тех пор, пока баланс спроса и предложения не восстановится.

Замечание! В этом случае ММ выступает против рынка, покупая, когда актив падает, и продавая, когда его цена растет. Ситуация потенциально убыточна для любого трейдера, в том числе и маркетмейкера. Но в ней есть и положительная сторона. Такой подход позволяет накапливать позицию к развороту, что может принести весьма существенную прибыль. Кроме того, потери компенсируются вознаграждением, получаемым ММ по договору с биржей.

На чем зарабатывает маркетмейкер

Все же считать ММ альтруистом-бессребреником не стоит. Зарабатывают компании, выполняющие такие функции, весьма неплохо, поскольку роль предполагает сразу несколько источников дохода:

Чтобы забота о стабильности рынка не свалилась в манипулирование ценами, к ММ на всех площадках применяются достаточно жесткие требования. Именно поэтому среди крупнейших маркетмейкеров только наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры с солидной репутацией и огромными капиталами.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Кто такие маркетмейкеры или почему торгуя через брокера ни один трейдер не станет миллиардером

При разборе данного термина использовал материалы брокера Открытие. С удовольствием узнаю Ваше мнение.

Так кто такой маркетмейкер на бирже? Market maker (ММ) с английского дословно переводится как «участник рынка». Это юридическое или физическое лицо, заключившее договор с биржей о поддержании уровня цен торгуемых активов. Причём условия соглашения определят направление деятельности: один ММ отвечает за привилегированные акции, другой — за сохранение ликвидности и необходимого спреда в конкретный период торговой сессии. Простыми словами, это те же трейдеры, но с определёнными обязанностями.

Как определить маркетмейкера? К ним относятся центральные и коммерческие банки, крупные фонды, брокеры и частные инвесторы.

Звучит неплохо. Посмотрим, какие обязанности по мнению брокера у маркетмейкера:

1. удержание котировок в определённом диапазоне. Разумеется ни один брокер или банк не станет сжигать свой капитал без выгоды для себя. И кстати, многие брокеры сообщают вам эти самые диапазоны?

2.предоставление дополнительной ликвидности по мере необходимости. Здесь я думаю, все понятно.

3. Предотвращение разрывов цен.

Отлично справляются, не правда ли?

При этом анализ ситуации на бирже идёт не в привычном для трейдера горизонтальном варианте, а в вертикальном. Маркетмейкерам доступен стакан заявок, где обозначены не только операции купли-продажи, но и отложенные ордера, стоп-лоссы и тейк-профиты. Они оценивают тенденции на рынке, потенциальный доход и надёжность акций, извещая о выводах менее крупных дилеров. Предложения собираются вместе, и заключается сделка, максимально выгодная для всех сторон.

Заметьте, это не мои домыслы. А официальное положение дел от брокера. По сути вы играете на бирже в темную с другими участниками, а брокер видит все ваши планы и извлекает из этого выгоду.

Именно поэтому успешные трейдеры удивляются, что произошло невозможное стечение обстоятельств и он всё потерял. Не могло ли так быть, что кто-то просто решил «пообстричь» слишком разбогатевших участников рынка?

Я думаю, в доступе к отложенным ордерам и стопам, есть основная причина нулевой комиссии у многих брокеров. Разумеется поэтому мелким участникам не разрешается торговать напрямую на бирже без мудрой опеки брокера

Источник

Маркетмейкер и его функции

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Финансовая сфера это достаточно закрытый и сложный организм, в котором есть свои участники, действуют определенные правила и регулярно происходят взаимосвязанные между собой процессы.

Темой этой статьи будет такое понятие, как маркетмейкер. Попробуем выяснить, кто такой и как работает маркет мейкер, в каких операциях он принимает участие и какие функции выполняет. Поскольку маркетмейкеры действуют «в тени» других участников, возможности их влияния на рынок в глазах трейдеров и инвесторов обычно преувеличены. Думаю, что предложенная ниже версия недалека от реальной картины рынка.

Кто такой маркетмейкер?

Говоря простыми словами, на фондовой бирже маркет-мейкер это юридическое лицо (от небольшой брокерской или инвестиционной компании до крупного банка), которое заключило с биржей договор о поддержании цен на ценные бумаги – акции, облигации и т.д. При этом с каждым маркет-мейкером может быть свой договор: например, только на обыкновенные или на привилегированные акции.

Иногда могут быть разграничения и внутри сессии. Скажем, маркет-мейкер обязуется поддерживать ликвидность определенных активов не ниже оговоренного спреда в течение 80% торговой сессии. Ликвидность это очень важный параметр, который является причиной популярности срочного рынка, где торгуют производными инструментами (например фьючерсами).

Принцип работы и функции маркетмейкера

Маркет-мейкеры ежедневно производят огромное количество сделок, являясь важным посредником при купле-продаже. Вы купили или продали акцию Лукойла за считанные секунды – скорее всего контрагентом по сделке выступил один из маркетмейкеров.

Они есть как на валютном, так и фондовом рынке. В первом случае объем торгов по валютным парам гораздо выше, но фондовый рынок берет количеством ликвидных ценных бумаг. Топовых валютных пар не больше десятка, а на одной Московской бирже только ликвидных акций первого эшелона не менее 30. На американских биржах ликвидных акций больше как минимум на порядок.

Главным заработком маркет-мейкера является «зарплата» от биржи. Это происходит несмотря на то, что маркет-мейкеры получают все поступающие от остальных участников заявки на покупку и продажу активов. Лимитные заявки видят и обычные участники торгов в биржевом стакане, но маркет-мейкер «видит» рынок глубже – включая отложенные ордера стоп-лосс и тейк-профит. В результате у него получается «книга специалиста», которая и становится основой для проведения торгов

Из сказанного выше (а также исходя из названия) некоторые считают, что маркетмейкеры «делают» рынок, т.е. каждый маркет мейкер знает, куда направится цена. Это заблуждение.

Во-первых, маркетмейкеров на рынке много и для управления ценой хотя бы одного актива необходим глобальный сговор. Только самые крупные маркетмейкеры теоретически способны влиять на цену, задействовав большой объем активов. Во-вторых, главная функция маркетмейкера препятствовать разрывам цен, противодействуя рынку – т.е. к примеру обеспечивать продажу ценных бумаг (покупку другим участникам) при сильном движении цены вверх, когда все хотят покупать.

При объявлении котировок маркет-мейкер не может открывать торговые счета и изменять рыночные параметры. Таким образом, для заработка маркет-мейкер должен быть удачливым спекулянтом – причем в отличие от последнего, он вынужден заходить в рынок не на свое усмотрение, а постоянно. Потенциальный убыток от таких действий порой может быть заметно выше прибыли, полученной от спреда, когда купленный актив перепродается другому участнику. Но как уже отмечалось, цель маркетмейкера в поддержании ликвидности актива, а не в заработке на его движении.

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Теоретическое отсутствие маркетмейкеров на рынке

В отсутствии посредников на бирже, инвестор должен напрямую состыковываться с таким же частным инвестором/фондом, как он. Следовательно, один инвестор должен хотеть купить бумаги определенного объема, и одновременно другой — желать в не меньшем объеме их продать. И наоборот. Такой вариант при больших объемах сделки на не самом ликвидном рынке (например российском) уже может стать проблемой.

Проблемы будут и при резком изменении цен на нужный актив. Допустим, акции X начали быстро расти. В этот период на них образуется большое число покупателей и практически не будет продавцов. Значит, если вы захотите купить акцию в таких условиях, вы вряд ли станете это сделать – нынешние держатели предложат за нее очень дорогую цену.

А теперь представим обратную ситуацию – пройдя свой максимум, цена развернулась и начала падать. Пугливый покупатель начал сбрасывать акции, ненадолго наступило равновесие спроса и предложения: в этот момент вы можете купить бумагу по «справедливой» стоимости, но цена летит вниз. Теперь вам предлагают за акцию очень мало и вы оказываетесь в значительном убытке. В конце концов цена достигает дна, актив становится дешевым. Начинается рост — и цикл повторяется.

Таким образом, без маркет-мейкера у вас появляются следующие риски:

вы будете вынуждены долго «висеть» в стакане в ожидании обратной сделки

вы сильно переплатите за популярный актив

вы рискуете потерять больше средств на резких движениях цены в целом

Понятно одно: маркетмейкер дает вам возможность купить актив в любой точке рыночной кривой по адекватной цене.

Примеры маркетмейкеров в России и в мире

Если обратиться к российскому фондовому рынку, то здесь маркетмейкерами являются организации, оформившие специальную лицензию и наделенные полномочиями дилера. По официальным данным Московской биржи на ней действует почти 1000 маркетмейкеров! Это сравнимо с общим количеством акций и облигаций (чуть менее 1600), причем по крупнейшим российским акциям спред благодаря маркетмейкерам очень узкий:

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

В отношении валютного рынка основными маркет-мейкерами выступают крупнейшие мировые банки, которые кроме того сотрудничают с поставщиками ликвидности (маркетмейкерами) более низкого уровня — цепочка продолжается дальше вниз до форекс-клубов, где можно открыть счет с минимальным депозитом. Таким образом схема немного другая, чем на фондовом рынке, поскольку валютный рынок децентрализован и тут нет списка бирж с фиксированными ценами на активы.

Кажется, что маркетмейкер таким образом лишен биржевой зарплаты — но на рынке форекс ввиду гораздо большей ликвидности он практически гарантированно получит обратную сделку, что делает заработок со спреда определяющим в его деятельности. Список наиболее крупных валютных маркетмейкеров:

Через эти банки в совокупности прокручиваются колоссальнейшие объемы валют с более чем десятью нулями в течение суток. Основные валютные пары должны таким образом иметь минимальный спред вплоть до пятого знака после запятой котировки, что и происходит на самом деле. Самой ликвидной парой является евро-доллар. В России ликвидность валютного рынка обеспечивают в основном ЮниКредит и Росбанк.

Заключение

Маркетмейкеры являются необходимыми элементами финансовой индустрии. Они как правило не зарабатывают на движениях цен, а просто обеспечивают минимально возможный спред по каким-то активам в рамках своей договоренности с биржей. Валютные маркетмейкеры преследуют ту же задачу, имея договора с крупнейшими банками или посредниками более низкого уровня. Именно благодаря им вы совершаете комфортную сделку в терминале в течение считанных секунд, хотя вряд ли знаете, какой именно маркетмейкер выступил контрагентом для вашей сделки.

Источник

Маркетмейкеры. Серые кардиналы рынка или кто на самом деле управляет ценой

Присутствие маркет-мейкера на фондовом рынке пронизано духом таинственности. «Невидимая рука» в его лице двигает цены, выбивает стоп-лоссы и забирает прибыль», – говорят те, кто убежден в биржевом заговоре. Действительно ли «кукловод» управляет своими «марионетками», или маркет-мейкер является неотъемлемой частью биржевой инфраструктуры?

Маркетмейкер (с англ. market-maker – создатель рынка; далее – ММ) – это профессиональный участник рынка, который обеспечивает ликвидность конкретного актива в рамках заключенного с биржей договора. Как правило, это юридическое лицо (брокерская компания, инвестиционный фонд, банк), которое взяло на себя обязательство поддерживать цену, спрос, предложение и объем на требуемом уровне.

ММ призван создавать «комфортные» условия торгов и защищать рынок от манипулирования. Он проводит анализ вертикально через стакан заявок, имея при этом привилегию просмотра отложенных ордеров, тейк-профитов и стоп-лоссов.

Свою миссию он реализует через ряд функций:

Как зарабатывает маркетмейкер?

ММ действует на коммерческих началах, а прибыль формируется из нескольких источников:

Противостояние толпе и совершение невыгодных сделок способны привести к убытку, если риски не захеджированы (например, убыток на срочном рынке может нивелироваться открытием «зеркальной» позиции на рынке спот).

Как работают маркетмейкеры на Московской бирже?

Схема взаимодействия ММ и биржи регулируется договором, в рамках которого предусматривается выставление двухсторонних котировок и совершение пассивных сделок (т. е. заявка маркетмейкера подана раньше, чем заявка контрагента по сделке) со стороны ММ за определенное вознаграждение.

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

На Московской бирже в каждой секции работают ММ. При этом у одной ценной бумаги, инструмента или валюты их может быть несколько.

Количество маркетмейкеров на Мосбирже
Фондовый рынокСрочный рынокВалютный рынок
581714

ММ не обязан участвовать на рынке всю торговую сессию, продолжительность его присутствия определяется условиями договора с биржей. Например, обыкновенная акция «Алроса» должна поддерживаться как минимум 265 минут.

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Источник: Московская биржа

Пример работы маркет-мейкера на фьючерс Brent

Фьючерс на нефть марки Brent поддерживается несколькими ММ.

Наименование компанииТорговая сессияТип обязательства
ПАО «Промсвязьбанк»Основная, Вечерняяподдержание объёма, цены
ООО «Ренессанс Брокер»Основная, Вечерняяподдержание объёма, цены
ООО «Компания Брокеркредитсервис»Основная, Вечерняяподдержание объёма, цены

На графике ниже представлена ситуация 06.09.2021, когда в начале утренней торговой сессии некий участник совершил сделку, продав внушительный объем фьючерсов, и тем самым сдвинул цену вниз. Падение продолжалось до 10:00, пока не началась основная торговая сессия, и на рынок не вышли ММ, которые поспособствовали возвращению цены на прежний уровень.

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Если бы не их участие, то ситуация сложилась бы патовая. Когда цены упали, большинство инвесторов захотели открыть длинную позицию (на повышение). Однако контрагентов могло вовсе не быть, и заявки были бы не исполнены. Стакан был бы пуст, если бы ММ не действовал на рынке, выставляя заявки на продажу.

При этом нужно понимать, что ММ – это не чародей, по мановению волшебной палочки которого все цены возвращаются в заданный коридор, особенно это касается высокорисковых активов (деривативы, акции, золото и т.д.).

Уникальная ситуация произошла в апреле 2020 года при торгах майскими фьючерсом на нефть WTI. Участники, наблюдая за стремительной отрицательной динамикой, были намерены продать актив и зафиксировать убыток, но после остановки торгов при цене 8,84 долл./барр. такой возможности уже не было.

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Как узнать, по какой ценной бумаге работает маркет-мейкер?

Присутствие ММ можно обнаружить несколькими способами.

Проще всего это выяснить через сайт Московской биржи, где в каждой секции опубликованы список активов, а также перечень «покровителей» в лице ММ.

Стакан заявок в торговом терминале также может послужить ключом к разгадке.

Заявки ММ сразу бросаются в глаза – выставлено приблизительно одинаковое количество как на покупку, так и на продажу (да еще и числа подозрительно круглые).

Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть фото Кто такой маркет мейкер простыми словами. Смотреть картинку Кто такой маркет мейкер простыми словами. Картинка про Кто такой маркет мейкер простыми словами. Фото Кто такой маркет мейкер простыми словами

Среди трейдеров бытует мнение о недобросовестности маркет-мейкеров которые, обладая «инсайдерской» информацией, двигают рынок в благоприятном для себя направлении. Однако у одного инструмента может быть несколько ММ, и в условиях молниеносно меняющихся котировок в сговор поверить трудно. ММ – не акула, и поэтому каждый трейдер должен действовать в соответствии со своей инвестиционной стратегией, не перекладывая ответственность на других участников рынка.

Источник

Кто такой маркет мейкер на бирже?

Сегодня я максимально простым языком расскажу, кто такие маркетмейкеры и чем они занимаются на примере Фридом Финанса и ЗПИФ ФПР (Фонда первичных размещений), а также попробую объяснить, в чём заключаются логика и нюансы их работы.

За моими действиями и размышлениями можно следить в Telegram и на YouTube.

Для наглядности представлю следующую схему. Есть фондовый рынок, есть покупатели, которые приходят покупать, есть продавцы, продающие бумаги, и всё это формируется в стакан.

С одной стороны – цена, по которой покупают, с другой – количество заявок. Есть цена, которая постоянно скачет, что видно по биржевому графику.

Бывают разные типы заявок, когда человек выкупает из стакана, есть лимиты (как раз вот это наполнение выше), есть стоп-лоссы, есть тейк-профиты. Когда достигается определённая котировка, выставляется лимитная заявка, и она либо переставляется, либо выставляется, когда цена до определённого допустимого диапазона пойдёт в стакан.

Сейчас, для понимания работы маркетмейкера, нам достаточно знать, что есть график цены, стакан, а также биржа с продавцами и покупателями. Маркетмейкер играет роль некоего «хранилища» тех активов, к которым они относятся. Например для ЗПИФ ФПР маркетмейкером является Фридом Финанс.

Это значит, что Фридом Финанс держит активы ЗПИФ ФПР и по договоренности с биржей, на которой торгуются бумаги, не допускает серьёзных движений цен вверх и вниз. Тут грустно улыбнутся текущие пайщики ЗПИФ ФПР, глядя на график ниже.

В обмен на определённые комиссионные от биржи ММ управляет движением цены и поддерживает ликвидность, удовлетворяя спрос, и сохраняет цены на примерно одном уровне, согласованном с биржей, не допуская её болтанку.

Для маркетмейкера такое, понятно, не очень выгодно: цена идёт вверх, а он должен её сдерживать, выставляя невыгодные для себя заявки на продажу, чтобы удовлетворить растущий спрос. При движении цены вниз он выставляет заявки на покупку, снова нивелируя колебания.

При этом возможны спекуляции: у маркетмейкера есть доступ не только к стакану лимитных размещённых заявок, которые видят все трейдеры, но и к тейк-профиту и стоп-лоссу, т.е. он видит полную картину того, куда и какие «ставки» делают трейдеры и куда пойдёт цена. В случае ЗПИФ ФПР Фридом Финанс видит всех трейдеров: не только тех, что в стакане, но вообще всех, кто выставил заявки.

Задача маркетмейкера по умолчанию – сделать максимально выгодные сделки для всех, то есть допустить цену до того уровня вверх или вниз, где бы удовлетворились все заявки. Либо, если таких продавцов и покупателей нет, выступить в их роли самому. Обратите внимание: если вы видите в ЗПИФ ФПР заявку на 1111 акций на продажу или покупку, это маркетмейкер.

Эта заявка висит всегда, она иногда передвигается, когда маркетмейкер отпускает цену, но чаще всегда висят двумя котлетами вверху и внизу. Иногда, из-за большого количества дробящих заявок, они не видны, но они есть. Если заметите, знайте: это маркетмейкер сдерживает или поддерживает цену.

По идее, маркетмейкер не должен быть аффилирован с той компанией, чьи бумаги торгуются. Например, у Сбербанка не может быть маркетмейкером сам Сбербанк. У Фридом Финанса не может быть маркетейкером Фридом Финанс. Но поскольку ЗПИФ ФПР формально принадлежит не Фридому, а управляющей компании «Восток-Запад» и не является активом Фридом Финанса, последний имеет возможность быть маретмейкером, коим и является.

С учётом того, как активно в прошлом году Фридом Финанс активно зазывал людей в ЗПИФ ФПР, мы с вами понимаем, что есть определённая заинтересованность и аффилированные лица. И хотя формально бумага не относится к Фридом Финансу, он всё равно, мягко выражаясь, рассматривает её «несколько иначе», чем если бы вместо него был другой маркетмейкер.

Фридом Финанс, как маркетмейкер, имеет возможность не только управлять ценой, но и влиять на неё. Что наталкивает на определённые размышления. Вспомните февральскую историю, когда блогеры разогнали биржевую стоимость на 30% больше расчётной стоимости пая.

По идее, маркетмейкер должен всё это срезать, и этот поток он тоже был обязан нивелировать. Тем не менее, этого не произошло, из чего можно сделать вывод, что Фридом, пользуясь положением маркетмейкера по условно своей же бумаге, может влиять на цену. Все эти допэмиссии и прочие телодвижения простых инвесторов по большему счёту ничего не значат: они, конечно, колеблят цену, но не настолько, насколько разрешает Фридом.

Если бы он разрешил упасть бумаге, она бы упала и до тысячи, если бы разрешил расти до 4000+, был бы рост. Так что нужно иметь в виду, что к нынешним колебаниям Фридом тоже прикладывает руку, а потому и за его позицией, и за тем, что он говорит по поводу фонда первичных размещений, нужно внимательно следить.

Не нужно полагаться на «чистую руку рынка»: рынок здесь не разрулит, разруливает управляющая компания, которая постоянно выпускает (или не выпускает допки), выход на IPO, который повышает размер фонда за счёт прямых инвестиций – и, конечно, Фридом Финанс, причём даже не через компанию «Восток-Запад», а напрямую, в роли маркетмейкера.

Я очень много раз наблюдал ситуацию, когда котировка очень сильно шла вверх, и маркетмейкер всё продавал – либо исходя из своих соображений, либо на основе договорённости с биржей, чтобы цена не слишком поднималась вверх и не слишком опускалась вниз. По поводу вниз – понятно, потому что иначе инвесторы побегут за бумагой, она будет непрезентабельной. Почему не пускают вверх – пока не очень ясно. Моё предположение, достаточно конспирологического плана, в следующем.

В феврале тестировали блогеров, чтобы понять, насколько они могут влиять на общее мнение. Увидели скачок на 30%, все, кто хоть немного разбирался в бумаге, понимали, что будет коррекция. Она произошла, сейчас бумага стоит 2570, в пике доходило до 3600, грубо говоря, 30% бумаги срезали.

Почему не пускают вверх и постоянно проводятся допэмиссии? На мой взгляд, кому-то, кто имеет очень много денег, нужно войти в фонд. Пока он не получил свою допэмиссию, не купил эти пои по приемлемой цене на бирже, о которой договорился условно с Фридомом, он цену вверх не отпустит.

Как только эта процедура завершится, и нужный человек получит нужное количество паёв, цена будет отпущена. Здесь важно предугадать, когда этот человек будет выходить из фонда. Это может случиться и через месяц, и через полгода и через 5 лет.

Однако активный рост самой бумаги будет остановлен только в момент, когда крупные пайщики будут сливать свои паи. А это произойдёт, когда IPO перестанут давать должную доходность.

Тут я никаких рекомендаций не даю, следите за моим каналом в телеграм и выпусками на Ютубе, буду там выкладывать свои умозаключения. Скажу лишь, что тем, кто сейчас закупился, начиная, как и я, «в низине», важно дождаться, когда нужные люди наберут нужное количество бумаг, и вся эта штука полетит вверх.

На мой взгляд, этот частичный скачок между приёмом заявок и выпуском новых паёв должен был случиться где-то в конце апреля. Но этого не произошло, т.к. обычные инвесторы, кто држит в фонде от 50 тыс до нескольких миллионов начали нервничать и выходить с убытком, перестав верить в фонд.

То есть, пока фонд не пробьёт исторический максимум в 3 600р, мы будем видеть периодические выходы пайщиков. Основной пик должен прийтись на диапазон 2800-3000р за пай.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *