Кто такой машинист инструктор локомотивных бригад
Машинист-инструктор
Машинист-инструктор локомотивных бригад (ТЧМИ) – специалист, который осуществляет руководство над закрепленной за ним колонной локомотивных бригад
Содержание
Общие сведения
В колонну входят машинисты и их помощники.
В зависимости от особенностей работы инструкторы различаются по:
Численность колонны, приписанной к ТЧМИ, соответствует особенности локомотивного депо, виду тяги, местных условий и не может превышать:
За машинистом-инструктором, который занимается обучением, обычно нет прикрепленных работников. Численность таких специалистов рассчитывается так: 1 ТЧМИ по обучению на депо, где работает триста и более бригад. Если в штате находится меньше, чем 100 бригад, то к машинисту-инструктору по обучению можно прикрепить максимум двадцать человек.
Машинист-инструктор подчиняется замначальнику депо по эксплуатации.
Запрещается
Инструктору запрещено работать в роли машиниста, кроме моментов, когда требуется замена одного из работников бригады в пути следования. Также инструктор может выполнять управление тяговой единицей в процессе обучающих занятий с машинистами или помощниками.
Машинистом-инструктором может стать машинист с рабочим стажем более пяти лет, который имеет первый класс – в пассажирском движении или второй класс – в грузовом, пригородном и маневровом. ТЧМИ по автоторможению может стать инструктор, проработавший больше трех лет.
Требования к кандидату
Чтобы быть назначенным на место инструктора, машинист должен пройти:
Во время отсутствия инструктора, его заменяет один из машинистов колонны, занесенный в кадровый запас на замещение этой должности.
Обязанности инструктора машиниста
Машинист-инструктор имеет следующие обязательства:
При исполнении обязанностей инструктор обязан быть одет в соответствующую форму.
Обязанности ТЧМИ
К обязанностям ТЧМИ по обучению относятся:
Обязанности инструктора по тормозам
В обязанности инструктора по тормозам входит:
ТЧМИ по теплотехнике
ТЧМИ по теплотехнике должен:
ТЧМИ несет ответственность за ошибку, которую допустила закрепленная бригада, если он допустил нарушение сроков либо качества проведения профилактической работы с этой бригадой.
Инструктор обладает рядом прав:
Инструктор не реже одного раза в три года должен проходить курс повышения квалификации в профильных учебных заведениях. Свою работу ТЧМИ производит согласно плану-графику работы на месяц. Он составляется инструктором вместе со специалистом эксплуатационного цеха, а также согласовывается с начальником депо.
Обязанности машиниста-инструктора локомотивных бригад.
3.1. Машинист-инструктор локомотивных бригад (в том числе машинисты-инструкторы локомотивных бригад по обучению, автотормозам и теплотехнике) обязан:
3.1.1. контролировать своевременное прохождение работниками колонны инструктажей (включая инструктажи по вопросам охраны труда, электробезопасности и безопасности движения);
3.1.2. принимать участие в разработке графиков отпусков работников колонны;
3.1.3. участвовать в проведении производственных совещаний с локомотивными бригадами;
3.1.4. участвовать в расследовании случаев событий, отказов технических средств и нарушений трудовой дисциплины, допущенных локомотивными бригадами закрепленной колонны;
3.1.5. организовывать, проводить и контролировать выполнение всех профилактических мероприятий, намеченных по результатам проведенных КП и ЦПр;
3.1.6. обучать работников локомотивных бригад:
3.1.6.1. рациональному вождению поездов при безусловном выполнении графика движения и безопасным методам производства маневровой работы;
3.1.6.2. правилам и приемам технического обслуживания и содержания локомотивов в эксплуатации;
3.1.6.3. соблюдению норм и правил охраны труда при эксплуатации тягового подвижного состава и безопасным методам его обслуживания;
3.1.6.4. действиям в аварийных и нестандартных ситуациях с использованием тренажеров или действующих локомотивов;
3.1.6.5. соблюдению требований нормативных актов по обеспечению гарантированной безопасности движения поездов, а также норм и правил при перевозке пассажиров и грузов;
3.1.6.6. требованиям технически-распределительных актов обслуживаемых станций (далее – ТРА);
3.1.6.7. особенностям работы в различных климатических условиях.
3.1.7. оценивать уровень профессиональных навыков работников локомотивной бригады по вождению поездов, соблюдению установленного регламента переговоров, выполнению правил эксплуатации локомотивов, соблюдение ими требований нормативных документов, регламентов и инструкций по кругу обязанностей локомотивной бригады, наличие необходимого уровня профессиональных знаний;
3.1.8. при выполнении КП, КЗП обращать особое внимание на порядок подъезда к запрещающему сигналу, выполнение регламента переговоров, соблюдений установленных скоростей движения, соблюдения требований охраны труда.
3.1.9. формировать персональный состав локомотивных бригад для совместной работы с учетом рекомендаций психолога и вариантного списка закрепления;
3.1.10. давать заключение после проведения КЗП для самостоятельной работы на обслуживаемых участках по видам движения и сериям локомотивов, в том числе по вождению поездов повышенной массы и длинны, соединенных поездов;
3.1.11. контролировать путем проведения целевых проверок выполнение локомотивными бригадами своих служебных обязанностей и требований руководящих документов по охране труда и по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы;
3.1.12. при проведении контрольной поездки (далее КП) и КЗП проверять ведение работниками локомотивной бригады технических формуляров, наличие служебных удостоверений и формуляров, предупредительных талонов (по охране труда и безопасности движения), режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и ТРА обслуживаемых станций с изменениями и дополнениями к ним, норм расхода топливно-энергетических ресурсов;
3.1.13. участвовать в расследовании случаев событий и отказов технических средств, допущенных по вине работников локомотивных бригад, нарушений трудовой и технологической дисциплины, графика движения, режимов ведения поездов и управления автотормозами, нарушений правил и инструкций по охране труда;
3.1.14. по окончании отчетного месяца на основании результатов КП, КЗП и ЦПр проводить комплексный анализ работы колонны;
3.1.15. формировать группу риска машинистов своей колонны по результатам работы за месяц и проводить профилактическую работу с ними;
3.1.16. при исполнении своих должностных обязанностей быть опрятно одетым и по форме;
3.1.17. при выезде на обслуживаемые участки фиксировать в АРМ ТЧМИ в «Журнале учета выездов на линию машинистов-инструкторов», о времени и цели выезда, а дежурный по депо обязан подтвердить выезд;
3.1.18. вести АРМ ТЧМИ.
3.1.19. В основных депо для исключения сбоев эксплуатационной работы предусматривать дежурство машинистов-инструкторов в течение дня. В ночное время дежурный машинист-инструктор находится на дому и при необходимости может быть вызван.
3.1.20. В исключительных случаях при стихийных бедствиях, техногенных или природных катастроф, чрезвычайных ситуациях, специальных режимах и только на период до восстановления нормальных условий работы для решения эксплуатационных вопросов, по распоряжению начальника региональной дирекции тяги, машинист-инструктор локомотивных бригад может привлекаться для круглосуточного дежурства в депо.
3.2. Машинист-инструктор локомотивных бригад (по обучению) обязан:
3.2.1. обучать работников локомотивных бригад особенностям устройства обслуживаемых серий локомотивов, пневматическим и электрическим схемам, работе узлов и агрегатов локомотивов, способам и порядку устранения неисправностей, используя современные средства обучения и натурные образцы, а также проводить обучение на имитационных тренажерах или действующих локомотивах;
3.2.2. представлять начальнику депо заключения о результатах прохождения помощниками машинистов курса практического обучения с использованием тренажеров и других технических средств и возможности их допуска к самостоятельной работе машинистами;
3.2.3. проводить теоретические и практические занятия с работниками локомотивных бригад;
3.2.4. принимать участие в разработке учебных планов для проведения технической учебы локомотивных бригад;
3.2.5. проводить по указанию начальника депо или его заместителя по эксплуатации целевые поездки (далее ЦП), а также организовать профилактическую работу с машинистами, находящимися в группе риска;
3.2.6. составлять индивидуальные планы технических занятий с работниками локомотивных бригад набравшим менее 56 баллов при сдаче зачетов с системе АСПТ.
3.3. Машинист-инструктор по автотормозам обязан:
3.3.1. проводить технические занятия с работниками локомотивных бригад и техниками по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей параметров движения по изучению тормозного оборудования и устройств безопасности, установленных на локомотивах и алгоритма их работы, порядка управления тормозами, технического обслуживания тормозного оборудования локомотивов;
3.3.2. проводить расследование выявленных нарушений в управлении автотормозами поезда, оказывать практическую помощь техникам по расшифровке лент скоростемеров и электронных параметров движения в повышении их уровня знаний;
3.3.3. участвовать в проверке тормозного оборудования локомотивов и поездов при контрольной проверке тормозов;
3.3.4. проводить целевые поездки по указанию начальника депо или его заместителя по эксплуатации;
3.3.5. организовывать работу в депо по совершенствованию вождения поездов и управлению автотормозами, разработке местных инструкций в данном вопросе;
3.3.6. к отчету ТЧМИ давать предложения по снижению случаев нарушений выявленных при расшифровке лент скоростемеров и файлов кассет регистрации;
3.3.7. проводить профилактическую работу с машинистами локомотивов, включенных в группу риска.
3.4. Машинист-инструктор локомотивных бригад (по теплотехнике) обязан:
3.4.1. организовывать изучение работниками локомотивных бригад наиболее рациональных режимов вождения поездов, обучать их передовым методам работы по рациональному использованию топливо-энергетических ресурсов (далее – ТЭР);
3.4.2. подготавливать анализ расхода ТЭР и обеспечить его наличие и постоянное обновление на уголке теплотехника;
3.4.3. подготавливать материалы к ежемесячным топливным комиссиям;
3.4.4. участвовать в организации мероприятий по передаче передового опыта по рациональному использованию ТЭР машинистам, имеющим перерасход ТЭР;
3.4.5. организовывать школы передового опыта по рациональному использованию ТЭР;
3.4.6. разрабатывать и корректировать режимные карты по вождению поездов на обслуживаемых участках;
3.4.7. разрабатывать в установленном порядке дифференцированные нормы расхода ТЭР на тягу поездов, организовывать учет и проведение контроля их выполнения работниками локомотивных бригад;
3.4.8. проводить ЦП по указанию начальника депо или его заместителя по эксплуатации с машинистами, имеющими перерасход ТЭР.
3.5. Машинист-инструктор локомотивных бригад (по контролю локомотивных бригад на линии) обязан:
3.5.1. выполнять целевые поездки с машинистами, находящимися в группе риска;
3.5.2. проведение целевых поездок первый месяц самостоятельной работы с машинистами локомотивов со стажем работы менее года;
3.5.3. контролировать выполнение локомотивными бригадами своих служебных обязанностей и требований руководящих документов по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, а также по охране труда;
3.5.4. оценивать уровень профессиональных навыков работников локомотивной бригады по вождению поездов, соблюдению установленного регламента переговоров, выполнению правил эксплуатации локомотивов, соблюдение ими требований нормативных документов, регламентов и инструкций по кругу обязанностей, наличия необходимого уровня профессиональных знаний и умение применять их на практике;
3.5.5. проводить обучение передовым методам управления и обслуживания локомотива и управления тормозами при проведении целевой поездки;
3.5.6. оценивать деятельность машиниста локомотива, находящегося в группе риска, с оформлением срока допуска (или недопуска) к работе на обслуживаемом участке в АРМ ТЧМИ в течение 3-х суток с момента проведения ЦП.
3.5.7. При необходимости машинист-инструктор локомотивных бригад (по контролю на линии) может привлекаться к проведению КЗП.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Этим примером мудрый преподаватель вложил в наши помощницкие головы простую мораль: даже находясь на руководящей и контролирующей работе, нужно оставаться человеком. Жаль, ушли те времена в небытие.
Положение о машинисте-инструкторе от 2005 года: п. 13.5. Отчет машиниста-инструктора должен содержать информацию о количестве и результатах проведенных КИП и целевых поездок, внезапных проверок, изъятых предупредительных талонах; количестве допущенных случаев брака, нарушении трудовой дисциплины; результатах осмотра локомотивов (МВПС) и проверок скоростемерных лент. При отчете машинист-инструктор докладывает результаты работы прикрепленной колонны локомотивных бригад по экономии ТЭР, выявленных машинистами замечаний, угрожающих безопасности движения поездов.
Положение о машинисте-инструкторе от 2007 года: п. 5. Использование машиниста-инструктора в качестве машиниста локомотива запрещается, кроме случаев, связанных с подменой работника локомотивной бригады в пути следования, а так же при организации опытных поездок на новый участок, освоения других серий локомотивов, вождения поездов с применением новых технологий и др.
П. 17: Машинист-инструктор несет ответственность за нарушение, допущенное локомотивной бригадой прикрепленной колонны, если машинистом-инструктором было допущено нарушение сроков или качества проведения с данной локомотивной бригадой профилактической работы.
П. 83: Отчет машиниста-инструктора должен содержать информацию о проводимой в колонне профилактической работе; количестве и результатах проведенных КП и целевых проверок; количестве допущенных случаев брака, нарушений правил и инструкций по охране труда, нарушении трудовой дисциплины.
Положение о машинисте-инструкторе от 2014 года (ныне действующее): п. 1.5: использование машиниста-инструктора в качестве машиниста (. ) разрешается не более одного раза в месяц (. ). В случае выполнения более одной поездки, но не более трех, проведение данной работы производить только при наличии письменного приказа начальника депо.
П. 3.50: (. ) Отчет машиниста-инструктора должен содержать: (. ) количество выявленных замечаний, количество выявленных нарушений правил и инструкций по охране труда, нарушений трудовой дисциплины.
Ну, с предпосылками в работе инструкторов вроде разобрались. Кто же сегодня попадает в инструктора?
Еще пара штрихов к портрету машиниста-инструктора. Год назад, когда я каким-то идиотским стечением обстоятельств ненадолго оказался в помощниках машиниста, в разгар жары поплохело бабульке в вагоне. Едем в Кузнечное. Сразу после Девяткино по «милиции» пассажиры тут же подняли ор, прибегаю. Перед тем, как «отключиться», бабулька поведала попутчикам, что едет с гемодиализа. Спросил у пассажиров, есть ли медики. Отослал в нужные адреса слишком ретивых советчиков. Нашлась медсестричка, которая в двух словах объяснила серьезность ситуации. Вызвали по рации скорую, от которой потом бабулька отказалась, решив ехать до своего Приозерска. За три часа хода несколько раз выходил в вагон поглядеть, как там наша «больная», периодически подсаживая к ней других пассажиров с просьбой присмотреть и, если что, тут же сообщить нам. Водички предложил. В Приозерске помог выйти, сдал дедку ее из рук в руки.
Кто такой машинист инструктор локомотивных бригад
Профессия машиниста-инструктора за более чем столетний период существования претерпела ряд изменений. Изначально это были старшие и главные механики, по мере увеличения паровозного парка появились колонны и руководители — машинисты-мастера. С образованием железных дорог, введением структур и служб появились нормативные документы, инструкции, создание которых и обучение по ним паровозных бригад было возложено на машинистов-инструкторов. В 50-х годах минувшего столетия с вводом тепловозов и электровозов произошло разделение машинистов-инструкторов по видам тяги.
Сегодня ни одно техническое училище, к сожалению, не готовит специалистов этой профессии, главное в работе машиниста-инструктора — самостоятельная учеба, заимствование опыта у старших коллег. Но и этого не всегда достаточно. Требуются особый склад характера, умение находить с людьми общий язык, жить их заботами.
Как сказано в должностной инструкции, машиниста-инструктора назначают из числа наиболее грамотных, опытных и классных машинистов. Это весомые аргументы в его дальнейшей работе, но если отсутствуют или не развиты организационные, творческие и воспитательные качества, хорошего машиниста-инструктора сразу не получится.
На протяжении десятилетий и не одним поколением машинистов-инструкторов установлены традиции, порядки и законы, по которым воспитывался вновь назначенный инструктор. Молодому руководителю колонны всегда уделялось особое внимание, передавались навыки и опыт, вместе с требовательностью, контролем и наставлениями в нужных направлениях, будь то обучение, проверки или личные качества человека. В формировании участвовали как коллектив машинистов-инструкторов, так и руководители депо. Однако самым главным должны быть желание работать в этой должности и любовь к своей профессии. Для организации нормальной и слаженной работы вверенного коллектива необходимы энергия и овладение многими качествами. Прежде всего, требуются техническая грамотность, образованность и самоподготовка. Кстати, именно от самоподготовки и знаний необходимых материалов, умения донести и проконтролировать эти знания у машинистов и помощников зависит правильность их действий как при ведении поезда, выполнении маневровой работы, так и принятии грамотных, обоснованных решений при возникновении нестандартных ситуаций. А знание требований инструкций, ТРА станций и нормативных документов позволит предотвратить действия, ведущие к угрозе безопасности движения поездов и жизни людей. Доскональное знание устройства локомотива, электрической и пневматической схем, умение быстро и грамотно собрать аварийные схемы при неисправности позволит машинисту-инструктору на технических и практических занятиях детально обучить и проверить уровень подготовки локомотивной бригады.
Давно не секрет, что машинист-инструктор обязан постоянно и систематически повышать свою квалификацию, совершенствовать уровень подготовки. Для этого необходимо изучать вновь поступающие материалы и возвращаться к различным источникам информации, разрабатывать темы, включающие устройство, работу и неисправности узлов, механизмов и схем; производить опрос слушателей как в письменной форме (по заранее заготовленным вопросам), так и по устным ответам возле схем и на тренажерах, создавая различные нештатные ситуации. Конечно же, необходимы технические кабинеты, оснащенные электрическими схемами, действующими тренажерами, плакатами и наглядными пособиями.
Разработка и оснащение технических кабинетов также ложатся на плечи машиниста-инструктора. Если он заинтересован в высоком мастерстве и профессионализме своих бригад, он всячески будет стараться добиваться максимального оснащения и оборудования технического кабинета, разрабатывать и изготавливать различные памятки, инструктивные указания, режимные и профильные карты, настойчиво воплощать в жизнь передовые технологии обучения.
Моя мысль может показаться наивной, но машинист-инструктор должен относиться к своей работе творчески, с душой и любовью. Если это инструкция или режимная карта — они должны быть разработаны так, чтобы изучающему ее машинисту было все понятно и доступно. Порой бывает наоборот: неграмотно разработанная инструкция (включающая интересы других служб) идет вразрез с основной задачей или с безопасностью движения, раздражает и нервирует машиниста, заставляет его нарушать и выполнять неправильно свои должностные обязанности.
С введением компьютерной техники творческое поле деятельности машиниста-инструктора значительно расширено: появилась возможность создания новых обучающих программ, тренажеров, мультимедийных экзаменационных тестов, видеофильмов, красочных пособий, конспектов и книг. Поучиться и взять опыт в этом плане необходимо там, где обеспечен высокий уровень технической подготовки, творческий подход к решению задач обучения, технической оснащенности и контроля. Только так можно создать профессионально грамотный коллектив.
Честность, чуткость и человечность — качества, без которых машинист-инструктор не может быть руководителем коллектива. Работа с людьми очень ответственна и обязывает устанавливать отношения с каждым членом локомотивной бригады. Машинист-инструктор просто обязан знать, чем живет и дышит каждый его работник. При формировании локомотивной бригады необходимо учитывать все тонкости психологического, морального и физического состояния людей. Ведь анализ случившихся на дорогах Украины и стран СНГ негативных транспортных событий показывает, что именно там, где не были учтены личностные и физиологические качества локомотивной бригады при ее формировании, недоработка командиров среднего звена сыграли ключевую роль в допущенных происшествиях. Немаловажную помощь в подборе машиниста и помощника как единого целого оказывают психологи депо.
Отношения между машинистом-инструктором и локомотивной бригадой должны носить дружественный характер, но в то же время — быть деловыми, тактичными и взаимно уважительными.
Негативные стороны, включающие выявленные нарушения и замечания, должны быть высказаны не только машинисту или его помощнику, но и разобраны на технических занятиях, колонных собраниях или при собеседовании. Не случайно говорят, что на виду у коллектива человек проявляет все свои качества. Если он совестлив, то перед товарищами ему будет стыдно за малейшие свои упущения. Заслуживает поощрения — честь и хвала!
Основная задача машиниста-инструктора — сложить в коллективе колонны дружественные, уважительные отношения между собой и непримиримые — к нарушителям безопасности движения, трудовой дисциплины, просто лоботрясам. Машинист-инструктор обязан быть честным, прежде всего, перед самим собой, так как завышение оценки работы трудового коллектива, успокоенность, невладение атмосферой и сложившейся ситуацией, представление желаемого результата за действительное — все это вносит несогласованность, разлад в работу колонны, разрушает дисциплину, в конечном итоге ведет к плачевному результату. (…)
Организация работы машинистов-инструкторов
51.1 Общие положения
Машинист-инструктор локомотивных бригад является важнейшим звеном в обеспечении безопасности движения поездов и организации эксплуатационной работы в локомотивном хозяйстве. Работа машиниста-инструктора направлена на повышения уровня безопасности движения поездов. Настоящим Регламентом определяются единые основные требования в организации работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад, их права и обязанности, ответственность и стимулирование труда, обеспечения единых подходов в их работе, а также повышения профессионального мастерства.
Настоящий Регламент обязателен для исполнения всеми работниками локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» в части, их касающейся.
Запрещается дополнять и расширять круг обязанностей, а также устанавливать повышенные нормативы выполнения предписанного настоящим Регламентом объема работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад и закрепления за ними количества локомотивных бригад.
Машинист-инструктор в зависимости от характера работы может специализироваться по:
— видам тяги (электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы) и видам движения (пассажирское, скоростное, грузопассажирское, пригородное, грузовое, маневровое, хозяйственное);
— подготовке и обучению работников локомотивных бригад (далее – по обучению);
— автотормозам и расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей памяти (далее – по автотормозам);
— рациональному расходу топливно-энергетических ресурсов (далее – по теплотехнике).
Машинист-инструктор (кроме машиниста-инструктора по обучению) руководит прикрепленной к нему колонной локомотивных бригад. Количество локомотивных бригад в колонне каждого машиниста-инструктора устанавливается с учетом специфики работы локомотивного депо, местных условий (протяженности участков обслуживания, видов движения, количества машинистов со стажем работы менее 1 года) и не может превышать:
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад до 250 км включительно – 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 251 км – 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 500 км – 25 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора грузового движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад до 250 км включительно – 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора грузового движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 251 км – 25 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пригородного движения – не более 40 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора маневрового движения – не более 40 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора хозяйственного движения – не более 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанного грузового и пассажирского движения – не более 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанного маневрового и хозяйственного движения – не более 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанных других видов движения и маневровой работы, а так же выполнения маневровой работы при депо – не более 40 локомотивных бригад.
Для машиниста-инструктора по автотормозам и теплотехнике не менее половины указанной нормы, но в любом случае не менее 10 локомотивных бригад.
При наличии в локомотивном депо двух и более видов движения или наличии в штате более 300 локомотивных бригад, количество машинистов-инструкторов по тормозам устанавливается из расчета один машинист-инструктор по автотормозам на каждые 300 локомотивных бригад одного вида движения, в том числе один машинист-инструктор по тормозам – при наличии в штате менее 300 локомотивных бригад.
Машинист-инструктор по обучению не имеет закрепленных локомотивных бригад. Количество машинистов-инструкторов по обучению устанавливается из расчета 1 машинист-инструктор по обучению на каждые 300 локомотивных бригад штата локомотивного депо, в том числе 1 машинист-инструктор по обучению при наличии в штате депо менее 300 локомотивных бригад. При наличии в штате локомотивного депо менее 100 локомотивных бригад за машинистом-инструктором по обучению может быть закреплено не более 10 локомотивных бригад.
Исходя из указанных выше норм, в каждом локомотивном депо определяется необходимое количество машинистов-инструкторов, в том числе и по специализации и видам тяги, которое утверждается приказом начальника дирекции тяги.
Машинист-инструктор находится в непосредственном подчинении заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации.
Использование машиниста-инструктора в качестве машиниста локомотива запрещается, кроме случаев, связанных с подменой работника локомотивной бригады в пути следования, а так же при организации опытных поездок на новый участок, освоения других серий локомотивов, вождения поездов с применением новых технологий и др.
Машинисту-инструктору, специализирующемуся на обучении и подготовке локомотивных бригад, разрешается самостоятельная работа в качестве машиниста не более одной поездки в месяц.
51.2 Назначение (освобождение) на должность машиниста-инструктора
Назначение (освобождение) машиниста-инструктора производится по представлению начальника локомотивного депо, согласованного с начальником региональной дирекции тяги.
Перед назначением на должность машинист-инструктор в установленном порядке проходит:
— профессиональный отбор в порядке, установленном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
— обучение на специальных курсах по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы;
— стажировку в течение одного месяца в должности и.о. машиниста-инструктора, по результатам которой начальником локомотивного депо принимается решение о возможности работы кандидата в должности машиниста-инструктора;
— испытания в комиссии региональной дирекции тяги по проверке знаний законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов ОАО «РЖД»;
При временном отсутствии машиниста-инструктора начальник локомотивного депо возлагает его обязанности на наиболее опытного машиниста колонны из числа кандидатов, включенных в резерв кадров на замещение данной должности.
В каждом локомотивном депо составляется список резерва кадров на замещение машиниста-инструктора. Требования к кандидату на замещение машиниста-инструктора аналогичны требованиям для назначения машиниста-инструктора. Замещение машиниста-инструктора может быть приравнено к стажировке при назначении на должность машиниста-инструктора.
Замещение машинистов-инструкторов, специализирующихся по автотормозам и по обучению, производится из числа штатных машинистов-инструкторов.
51.3 Обязанности машиниста-инструктора
а) руководить закрепленной колонной локомотивных бригад;
б) обучать работников локомотивных бригад:
— устройству локомотивов обслуживаемых серий, в том числе их индивидуальным особенностям;
— рациональным и безопасным режимам вождения поездов и маневровой работы;
— правилам обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы и соблюдения графика движения поездов;
— правилам и приемам производства технического обслуживания и содержания локомотивов в эксплуатации;
— рациональным и безопасным приемам труда;
— действиям в аварийных и нестандартных ситуациях с использованием тренажеров или действующих локомотивов;
— особенностям работы в различных климатических условиях.
в) оценивать уровень профессиональных навыков работников локомотивной бригады по вождению поездов, соблюдению установленного регламента переговоров, содержанию ТПС в эксплуатации, соблюдение ими требований нормативных документов, регламентов, и инструкций по кругу обязанностей машиниста и помощника машиниста, наличия необходимого уровня профессиональных знаний и умение применять их на практике путем проведения с локомотивной бригадой контрольных поездок;
г) путем проведения целевых проверок осуществлять контроль выполнения локомотивными бригадами, своих служебных обязанностей и требований руководящих документов по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы;
д) давать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках работникам локомотивной бригады на локомотивах. При необходимости выезда на участок обслуживания машинист локомотива, не имеющего заключения машиниста-инструктора для самостоятельной работы, в помощь машинисту локомотива должен выделяться проводник из числа машинистов-инструкторов или машинистов локомотивов, имеющих такое заключение, или помощников машиниста локомотива, имеющих свидетельство на право управления локомотивом и стаж работы на указанном участке не менее двух лет, а также запись машиниста-инструктора в служебном формуляре о возможности сопровождения поезда в качестве проводника по участку обслуживания;
е) докладывать в пути следования поездному диспетчеру и дежурному по станции, а по прибытии в расположение депо – руководству локомотивного депо о выявленных нарушениях в обеспечении безопасности движения поездов;
ж) участвовать в расследовании случаев событий в поездной и маневровой работе, допущенных по вине работников локомотивных бригад, нарушений трудовой и технологической дисциплины, графика движения, режимов ведения поездов и управления автотормозами, нарушений правил и инструкций по охране труда;
з) формировать к летнему и зимнему графикам движения поездов, а так же при отсутствии одного из членов локомотивной бригады, персональный состав локомотивных бригад с учетом рекомендаций психолога, согласовывать персональный состав локомотивных бригад с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и представлять на утверждение начальнику локомотивного депо;
и) при исполнении своих служебных обязанностей быть одетым опрятно по форме;
к) иметь личный штамп, форма личного штампа приведена в приложении №7 к настоящему Положению.
— В исключительных случаях (стихийные бедствия, техногенные или природные катастрофы, массовые сбои графика движения поездов (с задержкой 3-х и более пассажирских или пригородных поездов на 1 час и более каждый), чрезвычайные ситуации, объявление особого режима работы по указанию ОАО «РЖД» и т.д.), по письменному приказу начальника локомотивного депо машинист-инструктор может привлекаться в установленном порядке для дежурства в локомотивном депо и оказания практической помощи дежурному по локомотивному депо в решении эксплуатационных вопросов и только на период до восстановления нормальных условий.
Машинист-инструктор, специализирующийся на подготовке и обучении работников локомотивных бригад, обязан:
– обучать работников локомотивных бригад особенностям устройства обслуживаемых серий локомотивов, пневматическим и электрическим схемам, работе узлов и агрегатов локомотивов, способам и порядку устранения неисправностей, используя современные средства обучения и натурные образцы, а так же проводить обучение на имитационных тренажерах или действующих локомотивах;
– представлять начальнику локомотивного депо заключения о результатах прохождения помощниками машинистов курса практического обучения с использованием тренажеров и других технических средств и возможности их допуска к самостоятельной работе машинистами;
– представлять начальнику локомотивного депо и прикрепленному машинисту-инструктору заключения о результатах прохождения теоретического и практического обучения и сдачи зачетов работниками локомотивных бригад по предписанию прикрепленного машиниста-инструктора или приказу начальника локомотивного депо;
– представлять предложения руководству локомотивного депо по оснащению технических кабинетов тренажерами, учебными пособиями, схемами, макетами, другими современными средствами обучения; организовывать и проводить теоретические и практические занятия с работниками локомотивных бригад с привлечением руководителей и специалистов служб пути, вагонного хозяйства, перевозок, сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения;
– принимать участие в разработке учебных планов для проведения технической учебы локомотивных бригад;
– один раз в месяц осуществлять выезд на один из участков обслуживания в качестве сопровождающего или машиниста с целью ознакомления с изменениями на участках и станциях.
51.4 Машинист-инструктор по автотормозам, обязан:
– проводить технические занятия с работниками локомотивных бригад и техниками по расшифровщике лент скоростемеров по изучению тормозного оборудования и устройств безопасности, установленных на локомотивах, порядка управления тормозами, технического обслуживания тормозного оборудования локомотивов, порядка расшифровки лент скоростемеров и электронных носителей памяти (далее – модулей памяти);
– проводить работу с техниками по расшифровке лент скоростемеров по обеспечению качества расшифровки скоростемерных лент и модулей памяти, проводить расследование выявленных нарушений в управлении автотормозами поезда, подготавливать по ним технические заключения, оказывать практическую помощь техникам по расшифровке лент скоростемеров в повышении их квалификации;
в) участвовать в проверке тормозного оборудования локомотивов и поездов при контрольной проверке тормозов;
– осуществлять анализ выявленных нарушений в управлении автотормозами поезда, разрабатывать и реализовывать меры по их предупреждению;
– по указанию начальника депо или его заместителя по эксплуатации проводить целевые поездки с машинистами, допускающими повторные нарушения правил управления автотормозами поезда в течение месяца;
– представлять предложения руководству локомотивного (моторвагонного) депо по оснащению рабочих мест техников по расшифровке лент скоростемеров необходимыми приспособлениями, пособиями, техническими средствами, нормативными документами для качественной расшифровки лент и модулей памяти;
– организовывать работу в локомотивном депо по совершенствованию вождения поездов и управлению автотормозами, разработке местных инструкций в данном вопросе.
– организовывать свою работу в АРМ Машиниста-инструктора комплекса АСУТ.
51.5 Машинист-инструктор по теплотехнике, обязан:
а) организовывать изучение работниками локомотивных бригад наиболее рациональных режимов вождения поездов, обучать их передовым методам работы по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), на основе анализа выборочно проводить целевые поездки с машинистами, допускающими перерасход электроэнергии и дизельного топлива;
б) организовывать в локомотивном депо проведение мероприятий по передаче передового опыта по рациональному использованию ТЭР машинистам, имеющим перерасход ТЭР;
в) разрабатывать и корректировать режимные карты по вождению поездов на обслуживаемых участках;
г) разрабатывать в установленном порядке дифференцированные нормы расхода ТЭР на тягу поездов, организовывать учет и проведение контроля их выполнения работниками локомотивных бригад.
Машинист-инструктор за невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»
При выполнении профилактической работы с локомотивной бригадой в пути следования ответственность за обеспечение безопасности движения поездов, маневровой работы и соблюдение графика движения поезда помимо локомотивной бригады возлагается так же на машиниста-инструктора.
Машинист-инструктор несет ответственность за нарушение, допущенное локомотивной бригадой прикрепленной колонны, если машинистом-инструктором было допущено нарушение сроков или качества проведения с данной локомотивной бригадой профилактической работы.
51.6 Права машиниста-инструктора
Машинист-инструктор имеет право:
– выдавать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках работникам локомотивных бригад по итогам контрольных поездок;
– приостанавливать действие или не выдавать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках по итогам контрольных поездок с выдачей предписания работникам локомотивной бригады о прохождении дополнительного обучения или сдачи зачета для получения права доступа на инфраструктуру, на срок обучения или до сдачи зачета, но не более 2-х месяцев;
– производить замену машинистов, помощников машинистов локомотивов в пути следования в случаях, когда их действия или состояние здоровья угрожают безопасности движения поездов и жизни пассажиров, с докладом об этом диспетчерскому аппарату и руководству локомотивного депо;
– оперативно информировать руководителей структурных подразделений смежных служб железной дороги о выявленных нарушениях, угрожающих безопасности движения поездов и требующих принятия срочных мер;
– назначать дополнительное прохождение теоретического или практического обучения на тренажерах и действующих локомотивах и сдачу зачета для подтверждения работниками локомотивных бригад своих профессиональных навыков;
– довести поезд до пункта смены локомотивных бригад в случае подмены работника локомотивной бригады в пути следования;
– управлять локомотивом при выполнении контрольных поездок на отдельных участках и элементах профиля пути с целью обучения локомотивной бригады приёмам вождения поездов;
– запрещать работу локомотивов с неисправностями, угрожающими безопасности движения до их устранения;
– запрещать отправление поезда, в котором выявлены неисправности и отклонения, угрожающие безопасности движения поездов, до их устранения;
– производить записи в служебные формуляры машинистов и помощников машинистов;
– оперативно информировать дежурных по станциям и поездных диспетчеров о выявленных в пути следования нарушениях, угрожающих безопасности движения поездов и требующих принятия срочных мер;
– вносить предложения начальнику локомотивного депо на представление работников локомотивных бригад к поощрению и направлению на обучение для повышения класса квалификации за безупречное выполнение обязанностей, проявленную бдительность и действия, позволившие предотвратить нарушения безопасности движения;
– разрешать передачу управления локомотивом помощнику машиниста, имеющему свидетельство на право управления локомотивом, с целью его практической подготовки к вождению поездов (выполнению маневровой работы) под личную ответственность машиниста с записью в служебных формулярах машиниста и помощника машиниста, а при выполнении пробных поездок в процессе практического обучения для получения прав управления – только в своем присутствии;
– бесплатно обеспечиваться форменной одеждой;
– доступа к эксплуатации устройств для регистрации переговоров по радиосвязи в качестве пользователя;
– пользоваться в установленном порядке служебной телефонной связью и мобильной связью с оплатой услуг в пределах лимита, установленного начальником дирекции тяги;
– бесплатно обеспечиваться необходимой для работы и обучения технической литературой и нормативной документацией, персональными компьютерами, установленными на рабочих местах, при необходимости – диктофонами и носимыми радиостанциями;
– повышать свой профессиональный уровень в высших и средних профессиональных учебных заведениях железнодорожного транспорта;
– сдавать экзамены на право управления ТПС других видов тяги и повышение класса квалификации без дополнительного обучения;
– на получение служебного транспортного требования для проезда в купейном вагоне на участки обращения локомотивов и локомотивных бригад депо приписки;
– на поощрения по итогам работы прикрепленной колонны локомотивных бригад за отчетный период.
51.7 Повышение квалификации машиниста-инструктора
Машинист-инструктор не реже одного раза в три года направляется на курсы повышения квалификации в профильные средние профессиональные, высшие учебные заведения или учебные заведения, имеющие соответствующую лицензию.
Ежегодно в одном из эксплуатационных локомотивных депо дирекцией тяги организуется и проводится краткосрочное целевое обучение машинистов-инструкторов с привлечением специалистов смежных служб (пути, энергоснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, вагонного хозяйства, охраны труда, финансовой, отдела организации труда и других служб) по программе, утверждаемой начальником дирекции тяги.
51.8 Организация работы машиниста-инструктора
52.8.1 Планирование работы.
Работа машиниста-инструктора осуществляется по план-графику работы на месяц.
План-график работы машиниста-инструктора на месяц составляется машинистом-инструктором совместно с инженером цеха эксплуатации, согласовывается с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и утверждается начальником локомотивного депо. План-график должен предусматривать работу машиниста-инструктора в пределах нормы рабочего времени на данный месяц и предоставление машинисту-инструктору еженедельных выходных дней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
План-график работы машиниста-инструктора на месяц должен отражать всю работу машиниста-инструктора, запланированную для выполнения в течение данного месяца.
План-график работы машиниста-инструктора на месяц должен предусматривать:
— Еженедельно по средам-четвергам, кроме первой недели, проведение технических занятий с локомотивными бригадами продолжительностью не менее 3 часов. По вторникам предусматривается подготовка к проведению занятий, совещаний, составление конспекта из базы данных нормативной документации продолжительностью не менее 1 часа.
— Каждую первую среду-четверг месяца проведение производственных совещаний с локомотивными бригадами.
Отчет машинистов-инструкторов у начальника депо проводится до 10-го числа каждого месяца.
В соответствии с распоряжением начальника локомотивного депо планируются целевые проверки обеспечения безопасности движения поездов – не более 3-х в месяц. Разрешается совмещать с контрольной поездкой не более одной проверки в месяц.
После планирования указанной работы в депо осуществляется планирование контрольных поездок (далее – КП), исходя из планов и сроков их проведения.
Подготовка к каждой контрольной поездке планируется продолжительностью не менее 1,5 часов.
После планирования работы в депо и контрольных поездок, предусматривается индивидуальная профилактическая работа с локомотивными бригадами, в том числе по результатам контрольных поездок, проведение инструктажей, занятий на тренажерах и действующих локомотивах продолжительностью 1,5 – 2 часа с одной локомотивной бригадой.
Примерный график работы машиниста-инструктора на месяц:
Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата |
Депо, ЦПр | КП, ПП | Произв. совещание, депо | Произв. совещание | КП | ХХХ | ХХХ |
КП | ПТЗ, отчет | ТЗ, депо | ТЗ | КП, ЦПр | ХХХ | ХХХ |
КП | КП, ПТЗ | ТЗ ЦПр | ТЗ | КП | ХХХ | ХХХ |
КП | КП, ПТЗ | ТЗ, депо | ТЗ | КП | ХХХ | ХХХ |
КП | КП, ПП | ————— | ————- | ———— | ———— | ————- |
КП – контрольная поездка
ПП – подготовка к совещанию с локомотивными бригадами
ЦПр – целевая проверка
ПТЗ – подготовка к техническим занятиям с локомотивными бригадами.
ТЗ – технические занятия с локомотивными бригадами;
ХХХ – выходной день.
(В примерном графике на месяц, продолжительностью 30 дней предусмотрено: КП – 12, ЦПр – 3 (предусмотреть возможность сокращения числа ЦПР)), совещание с локомотивными бригадами – 1 дублировано, ТЗ – 3 раза дублировано, выходных – 8, работа в депо – 4).
По местным условиям дни проведения технических занятий, совещаний с локомотивными бригадами, отчетов машинистов-инструкторов могут отличаться от типового плана с условием соблюдения их количества и установленного порядка.
Если при работе на линии непрерывная продолжительность рабочего времени составила 12 часов, дальнейшее следование к месту расположения депо осуществляется в вагоне пассажирского или пригородного поезда. Как исключение, при отсутствии возможности следования в вагоне пассажирского или пригородного поезда, разрешается следование пассажиром в нерабочей кабине локомотива.
-Перед наступлением зимнего периода времени машинист-инструктор предусматривает проведение дополнительных технических занятий с работниками локомотивных бригад, работающими первую зиму по специальной программе, в которой обращает особое внимание на особенности управления автотормозами и уход за ними при низкой температуре окружающего воздуха, предупреждение случаев замораживания автотормозного оборудования локомотивов, проверяет знание работниками локомотивных бригад рекомендаций по предупреждению: обрывов автосцепок в поездах, заклинивания колесных пар железнодорожного подвижного состава, остановок поезда из-за боксования, а так же умение применять их в практической работе.
-План-график работы на месяц составляется до первого числа каждого месяца. Изменение плана работы машиниста-инструктора допускается в исключительных случаях в связи с производственной необходимостью по письменному разрешению начальника локомотивного депо или его заместителя по эксплуатации.
51.9 Проведение контрольных поездок
-Контрольные поездки (КП) подразделяются на два вида: контрольно-заключительные поездки (далее – КЗП) и контрольно-инструкторские поездки (далее – КИП).
-Перед проведением КП машинист-инструктор проверяет прохождение работниками локомотивной бригады всех видов инструктажей, посещение технических занятий и производственных совещаний, сдачу экзаменов и зачетов, результаты по расходу ТЭР, проводит анализ нарушений, допущенных машинистом и выявленных при расшифровке скоростемерных лент за период от предшествующей КП по АРМ, а при его отсутствии – по записям в личной карточке, а так же просматривает не менее пяти скоростемерных лент или протоколов расшифровки электронных модулей памяти поездок данного машиниста за предшествующие 30 дней с целью контроля соблюдения им правил по управлению автотормозами и ведению поезда. У машинистов со стажем самостоятельной работы менее одного года проверяются все скоростемерные ленты за последний месяц.
При отсутствии скоростемерных лент или модулей памяти машиниста в связи с его отпуском, болезнью, командировкой и т.д. скоростемерные ленты или протоколы расшифровки модулей памяти не проверяются, а проводится анализ предшествующей работы по АРМ или записям в личной карточке за период не менее 1 года.
При заступлении на работу локомотивной бригады, с которой проводится КП, машинист-инструктор проверяет ведение работниками локомотивных бригад технических формуляров, наличие у них режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и ТРА обслуживаемых станций с изменениями и дополнениями к ним, норм расхода электроэнергии и топлива.
-Целью КП является обучение работников локомотивной бригады безопасному и рациональному управлению поездом, автотормозами и оказание им практической помощи в совершенствовании методов вождения поездов, производства маневровой работы, ухода и содержания в эксплуатации ТПС, а так же контроль соблюдения работниками локомотивных бригад должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов и определение возможности выдачи заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках. При проведении КЗП для выдачи заключения для определенного вида работы или на участке (станции) проверяется знание и умение применять на практике полученные знания особенностей работы на данном участке, его профиля, расположения сигналов и знаков, ТРА станций всего участка.
Машинист-инструктор при проведении КП:
‒обучает машинистов рациональным методам ведения поезда и безопасным приемам управления ТПС и автотормозами, при этом особое внимание обращает на правильность определения машинистами расстояния до светофора со стоящего и движущегося поезда в светлое и темное время суток, а также скорости движения, обучает правильным действиям при возникновении нестандартных ситуаций;
‒обучает машинистов приемам предотвращения боксования;
‒обращает особое внимание машинистов на снижение тормозной эффективности поезда в зависимости от изменения погодных условий, увеличения веса и длины поезда, применения различных типов тормозных колодок, а также из-за наличия в составе поезда нефтепродуктов, сыпучих грузов;
‒комплексно оценивает работу локомотивной бригады по теоретической подготовке и практическим навыкам, обращая особое внимание на взаимодействие и порядок следования на запрещающий сигнал, действия при управлении автотормозами поезда и выбор режима ведения поезда; действия работников локомотивной бригады при приближении поезда к переездам, станциям, проследовании станций, осмотре состояния встречных поездов; на выполнение работниками локомотивных бригад установленного регламента переговоров, на восприятие показаний светофоров и своевременность изменения режима ведения поезда, на соблюдение установленной скорости движения поезда и определяет возможность выдачи права выезда на обслуживаемые участки, выполнение правил охраны труда и техники безопасности, порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях.