Кто такой мазепа в полтаве пушкина
Характеристика главных героев в поэме Пушкина «Полтава»
Поэма А. С. Пушкина «Полтава» знакомит читателя с Полтавской битвой. События, относящиеся к истории Российского государства, также нашли отражение в этом стихотворении.
Знакомство с характеристикой главных героев «Полтавы» необходимо для понимания основной идеи произведения. Все они непохожи друг на друга, а между отдельными из них на протяжении всего сюжета отмечается борьба.
Главные герои
И. С. Мазепа — ключевой герой произведения. Он никто иной, как украинский гетман. Пушкин характеризует его также, как «бодрого старика», к которому у дочери главного судьи Марии разгораются любовные чувства. В. Л. Кочубей — отец Марии, влюбленной в Мазепу, генеральный судья, заправляющий делами на Украине, казнен Мазепой за то, что перешел на сторону Петра. Любовь — супруга Кочубея. Прочие персонажи:
Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.
Роль Мазепы в поэме
Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.
Однако, потеряв Марию, Мазепа в этот момент словно утратил и какую-то невидимую опору в своей судьбе, «источник» своего политического влияния. Парадокс еще и в том, что, победив Кочубея, он обрек себя на поражение перед Петром. Когда гетман впал в зависимость от русского государя, он перестал быть самостоятельным и стал зависеть от слабохарактерного Карла.
Автор выделил сцену, где Мазепа с Карлом с позором убегают с поля сражений и проезжают разоренное имение Кочубея. А в финале Мазепа встречает Марию, которая, став безумной, начала размышлять по-детски: «Я принимала тебя за другого/Тебя, старик». Идеального же мужа и властителя она обнаружила в Петре, с которым встретилась после Полтавской битвы.
Характеристика Марии
Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.
Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.
Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:
Пушкин «заставляет» героиню провести мирную ночь перед казнью отца. Мария романтична и наивна, такой образ очень «удобен» автору для построения сюжета. Мазепа смог порассуждать о любви и власти в одиночестве, когда та спала. Также автор сумел достичь эффекта внезапности, когда супруга Кочубея врывается в дом Мазепы и умоляет его помиловать приговоренного. Удобен образ наивной Марии и тем, что она за счет своего незнания и длительных размышлений упускает драгоценное время — когда дочь явилась на место казни, отец уже был мертв.
Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.
Российский государь Петр
Он наделен Пушкиным сильным характером, как и все остальные главные действующие лица поэмы. Исключением является только Карл. Его характер описан в «Медном всаднике». Император получает в поэме следующую характеристику:
Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.
Жанр «Полтавы»
Делая анализ «Полтавы», можно определить ее жанр и как романтическую новеллу, и как героический эпос. Эта двойственность обусловила многофигурность композиции. Но при этом все линии сюжета сведены в образе Мазепы — главного героя поэмы.
После отказа отца Марии в свадьбе с Мазепой, девушка покидает родные стены и сбегает к любимому. В ответ на это ее родители затевают месть. Однако результатом доноса на Мазепу становится гибель самого Кочубея, так как гетман узнал о его планах. После казни отца Мария лишается рассудка.
Наряду с любовной интригой, явно прослеживаются политические моменты. Мазепа долго и осторожно ведет подготовку к политической измене Петру. Он организовывает тайные встречи со Швецией, Варшавой, Бахчисараем, но в конечном итоге терпит крах в Полтавском сражении. Мазепа является антагонистом Кочубея как герой новеллы (1 и 2 часть) и антагонистом Петра как герой эпоса (3 часть). Однако в обоих случаях Пушкин подчеркнул его энергичный, мстительный и властолюбивый характер.
Видение автора
А. С. Пушкин увидел необходимость в выстраивании параллельных описаний: он подробно охарактеризовал образ Мазепы и Петра перед боем, Мазепы после смерти Кочубея, Петра после победы в Полтавской битве. За счет таких параллельных описаний автор сумел продемонстрировать различие в представленных читателю образах.
Если один одержим властью и воспринимает ее как орудие насилия (Мазепа), то другой использует власть в качестве инструмента для общегосударственного творчества. Мощь Петра подчеркивает силу всей империи, его образ автор связывает с рождающимся светом. В то же время Мазепу Пушкин сравнивает со стихией ночи. И это свидетельствует об одном: Петр — идеальный герой исторического эпоса.
Таково описание стихотворение «Полтава» кратко для читательского дневника. В школе это произведение проходят в 7 классе.
Ученики на основе изученного пишут сочинение, в котором описывают, почему главные герои совершали те или иные поступки или мыслили соответствующим образом.
Характеристика Мазепы в поэме «Полтава», образ, описание
Мазепа. Иллюстрация К. И. Рудакова |
Гетман Мазепа является одним из главных героев знаменитой поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава»: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава» Пушкина: описание в цитатах
Поэма «Полтава» основана на реальных событиях, однако некоторые детали являются авторским вымыслом. В частности, Мария (чье настоящее имя Матрена) действительно сбегает с Мазепой из дома, но вскоре ее возвращают домой. Остаток жизни Матрена проводит в монастыре, где и умирает.
В начале поэмы Мазепа является пожилым человеком, ему за 60 лет:
Его лукавый разговор. « (автор о внешности Мазепы)
Чужие тайны разрешать!» (об умении Мазепы привлекать и разгадывать сердца)
С глупцом разумну речь ведет!» (о лицемерии Мазепы)
Как он врагов своих карает. » (мать Марии о Мазепе)
Он вздумал быть ее супругом. « (мать Марии о Мазепе)
«. Когда ты дочь крестил у нас. » (Кочубей о Мазепе)
Нездешней мукою томим.» (Мазепа после побега Марии)
Тоска, тоска его снедает. » (Мазепа после встречи с психически больной Марией)
Свои сношенья продолжает.» (Мазепа продолжает поддерживать тайный союз с Карлом XII)
«Он перешел, он изменил. » (о предательстве Мазепы)
Младенца носит. Срок настал.» (Мазепа об обиде, которую ему нанес Петр)
Где двух страдальцев прах почил. » (об умерших Мазепе и Карле)
Критика об образе Мазепы
«Страннее всего, что автор хочет представить Мазепу безрассудным и мстительным старичишкой, который поднял знамя бунта за то, что Петр Великий подрал его за усы во время пиршества, хотя после осыпал своими милостями. В то время это не почиталось даже обидою, и на пирах нередко господа гетманы и полковники дрались между собою и с подчиненными. Мазепа мог некоторое время гневаться на эту шутку, но доказано, что главным побуждением к бунту его было честолюбие, а целию — желание сделаться независимым владетелем Малороссии. Мазепа изображен не честолюбцем, не хитрецом, не злодеем, но просто — злым дураком.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)
«Для критиков странным кажется еще гнев Мазепы на Петра за то, что он схватил его за усы — за эту шутку. Но это было совсем не в шутку, и Петр схватил за усы, или, по словам других, дал пощечину Мазепе, не просто как Ивану Степанычу, но как гетману малороссийскому, с угрозой.
Так говорит и история. Мазепа приближенным своим открывал гнев свой и ненависть к Петру; в возмутительной речи своей к войскам казачьим он говорил о сей обиде, как об оскорблении Малороссии царем даже в лице гетмана. Нет сомнения, что Мазепа, поднявши знамя бунта для другой цели, хотел вместе и отмстить Петру за свою личную обиду.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
Герои поэмы Полтава Пушкина (характеристика персонажей)
Главные герои
Мазепа
Украинский гетман. Человек в возрасте. Скрытный, ведет себя сдержанно, и никто не знает о том, какие страсти кипят у него внутри, какие планы он строит, что замышляет. В молодые годы он водил дружбу с другим главным героем – Кочубеем. Кочубей и Мазепа доверяли друг другу, ведь они дружили не только в мирной жизни, но были еще и боевыми товарищами. Мазепа пользовался таким доверием в семье Кочубея, что еще тогда, в те далекие годы, Кочубей с женой решили с ним покумиться. Тогда и становится Мазепа крестным отцом их дочери, Марии.
У Мазепы имеются личные счеты с Петром I. Ради того чтобы свести их, он готов на все, вплоть до предательства своего народа.
Кочубей
Первое, что читатель узнает о Кочубее, когда начинает читать поэму, — это то, что Кочубей был очень богат. Его богатство, как выясняется позже, не давало покоя его бывшему другу, ставшему заклятым врагом, — Мазепе. Но сам Кочубей считал, что главные его богатства, его клады – это его честь и честь его дочери. Всего этого Мазепа его лишает, и на пороге смерти Кочубей говорит, что у него остался всего один клад, который он готовится снести богу, – это святая месть.
Кочубей не может понять, как все это случилось. Он человек прямой и искренний в своих чувствах. Он не способен на предательство, но испытывать чувство мести он способен. Когда он узнает о вероломстве Мазепы, в его душе созревает коварный замысел. (Как следует из повествования, Кочубей, чтобы отомстить, отправляет донос на Мазепу Петру I, и, если бы его план не сорвался, тогда Мазепе было бы несдобровать: он оказался бы на месте Кочубея. Но этого не произошло).
Итак, Кочубей был казнен, а все его имущество пошло на распыл.
Мария
Дочь Кочубея. Влюбляется в Мазепу без памяти и совершает побег из родительского дома. Этим побегом она навлекает и на себя, и на всю семью страшный позор, но она не задумывается об этом. Мазепа в своем доме окружает ее ореолом лжи, и она верит ему. Она не знает до последнего, что происходит с ее отцом. Она слишком молода и наивна, чтобы что-то заподозрить.
Когда мать сообщает ей о том, что отцу грозит казнь, и ведет ее туда, Мария сходит с ума.
Петр I
Петр I — российский император. Мазепа вступает в сговор с королем Швеции Карлом XII, чтобы объединившись с ним, разгромить русское войско. Этим он хочет свершить давно задуманную месть Петру I (когда-то Петр унизил его).
Пушкин показывает Петра во время Полтавской битвы, подчеркивает, какой Петр величавый, как он воодушевляет воинов. Благодаря своему полководческому таланту, Петр одерживает блистательную победу в Полтавской битве.
Пушкин пишет о Петре как о великом полководце и великой личности, снискавшей заслуженную славу в веках.
Кочубей в поэме Полтава
Образ Кочубея весьма привлекателен. Он был весьма богат, занимал высокое положение, пользовался всеобщим уважением, но ничто не было ему так мило и дорого, как его единственная дочь, которую он безгранично любил. Кочубей был в самых дружественных отношениях с Мазепой, знал все тайны последнего, его планы и решения. Но этот властелин Украины наносит Кочубею смертную обиду, и Кочубей выдает Петру все политические замыслы Мазепы; однако он слабее гетмана, а потому является жертвой. Тут-то и обрисовывается вся возвышенная нравственность этого истинного христианина.
С покорностью и смирением ожидает он своей участи и всецело предается размышлениям о высшей благодати. Но и тут, в тюрьме, ему приходится переживать страшные мучения. Является Орлик и мешает ему провести последние минуты тихо, в молитвах,. Из состоявшегося между ними диалога ясно обнаруживается, что счастье своё Кочубей полагал в своем честном имени и в безграничной любви к своей дочери.
Второстепенные герои
Жена Кочубея
У жены Кочубея любящее сердце. Она очень любит мужа и дочь. Поступок дочери и то, что происходит с Кочубеем, заставляет ее невыразимо страдать.
Она смелая. Рискуя жизнью, она проникает в комнату дочери накануне казни Кочубея, питаясь надеждой на то, что Мария сможет спасти отца.
Карл ХII
Шведский король, враг Петра I и России. Вступает в сговор с Мазепой и приводит войско в Полтаву. Карл XII оказывается гораздо более слабым полководцем, чем Петр. Полтавскую битву он проигрывает. Масштаб его личности также несопоставим с Петровским.
Орлик
Приспешник Мазепы. Злой, жестокий, коварный. Посвящен во многие тайные дела Мазепы. Ведет допрос Кочубея.
Искра
Товарищ Кочубея, который участвовал в деле, которое Кочубей замыслил против Мазепы. Бесстрашный человек. После провала Искра вместе с Кочубеем был схвачен, подвергнут пыткам и вместе с Кочубеем казнен.
Суть: о чем?
1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.
Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.
Новое в блогах
Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.
Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.
Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.
Именно в это время, когда гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку — Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.
Резиденция Мазепы в Батурине.
В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.
Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.
Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.
Соседом Мазепы был Василий Кочубей — обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.
Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился. это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.
Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.
В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.
О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве — Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.
Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом — обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.
Французский посол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание ге.
О Мотре Кочубей
Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пушкин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:
И то сказать: в Полтаве нет Красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна. Ее движенья То лебедя пустынных вод Напоминают плавный ход, То лани быстрые стремленья. Как пена, грудь ее бела. Вокруг высокого чела, Как тучи, локоны чернеют. Звездой блестят ее глаза; Ее уста, как роза, рдеют.
Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».
Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.
Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — «Государь» Никколо Макиавелли.
Одно из писем. Обратите внимание,какой красивый почерк.
В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.
Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.
«Моя сердечно любимая Мотрононька! — пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. — Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».
По мнению исследователей, Кочубеевна первой открыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротивились.
Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.
Аллея в Любви парке Кочубеев.
Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.
Сколько она пробыла у Мазепы — непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Ге и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».
Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.
Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.
Мазепа рекомендовал Мотре, от которой отвернулись все ее родные, идти в монастырь, «а я буду знать, что тогда с вашей милостью делать». Мотря сходила с разума, как писал сам Кочубей, «плевала» на отца и мать.
Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что… не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.
Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство — гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.
«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала.
Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я — хоть любишь, хоть не любишь меня — до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».
Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри — генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.
А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.
После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи́мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.
Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри.).Позже она вернулась на Украину.
По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.
СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА,
После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.
— писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев
Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри — разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина
Восстановленная резиденция гетмана Разумовского.
Центральным объектом заповедника «Гетманская столица» является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.
Памятник погибшим казакам в Батурине.
Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.
Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.
Чему учит?
Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.
«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.