Кто такой ментал серьезный сэм
Ментал
Ментал | |
Информация | |
Пол | Мужской |
Принадлежность | Империя Ментала |
Класс | Враг |
Резиденция | Сириус |
Статус | Возможно, жив |
Отношение | Антагонист |
Родственники | Джуди Ментал (дочь), Сэм Стоун (возможный сын) |
Ментал — главный антагонист в серии игр про Сэма Стоуна.
Внешний вид
Как ни странно, но Ментал не только успешный злодей, но и такой же успешный мистификатор: никто не знает, как он выглядит. Данное незнание породило множество слухов и предположений, относительно его внешнего вида. Если опираться на его наречённое имя, то Ментал — означает душу, призрак. Но, на призрака он явно не тянет, ибо миллионы его приспешников не могут служить какому-то духу.
После нескольких попыток уничтожить Сэма, Ментал решает отойти от ратных дел и немного передохнуть. В момент, когда он доносит данную новость до Клона Крутого Сэма, можно разглядеть его злобную руку, которая действительно похожа на нечто призрачное.
Стоит отметить, что хоть никто и не знает, как же выглядит сам Ментал, многие его войска используют для устрашения некий символ власти Ментала (нечто рогатое), который наносился как на технику, так и на форму захватчиков.
История
Война и мировое господство
Обладая той силой и знаниями, которыми располагает Ментал, не трудно догадаться, что в его тщеславном мозгу зародился план о мировом господстве. Поскольку миров было так много, равно как и правителей в каждом отдельно мире, Ментал столкнулся с обыденной проблемой: сопротивлением. Договориться с свободолюбивыми расами Ментал не смог (а может — не захотел). В любом случае, он разжёг крупномасштабную и кровопролитную войну, в которой, методично уничтожал мир за миром, расу за расой. Попутно, в ходе войны, Ментал овладевал всё новыми технологиями, которые он тут же применял в своих гнусных целях. Пленённые были казнены, а самые смелые воины были подвержены жестоким экспериментам, которые рождали доселе невиданных врагов.
В ходе войны, Ментал назначал особо удачливых бойцов своими ближайшими соратниками. К таковым можно отнести Угх-Зан III, Угх-Зан IV и многих других (кого мы называем «боссами»).
Однако, не всё так безоблачно было в планах Ментала. Некий землянин, по имени Сэм Стоун ощутимо осложнял жизнь грозному захватчику. Сэму не раз удавалось разрушить планы Ментала и не меньшее количество раз, ему удавалось освободить невинных. Все планы Ментала терпели крах благодаря последнему герою Земли и обретённым им союзникам. Устав от постоянной капитуляции, Ментал решил уничтожить мир Сэма, вместе с его планетой. В ходе борьбы, иноземный подлец умудряется столкнуть нашу любимую Землю с относительно любимой Луной — гарантированный армагеддон. Но, благодаря Ключу Времени, Сэм мог беспрепятственно «намять бока» тирану практически из любого времени, перемещаясь по необходимости из эпохи в эпоху, из мира в мир. Собственно, в последний момент, Сэм и спасается от жуткой участи в лучах машины времени. Фактически, у Ментала был один единственный, но непобедимый враг — Сэм Стоун.
Проживание
Несмотря на то, что Ментал — жестокий тиран, на его родном Сириусе его любят и почитают. В его честь называются улицы и институты. Ему посвящаются памятники и парки. Его символы власти украшают не один город (не говоря уже о технике и вооружении). А самое главное, резиденция Ментала расположилась на самом Сириусе. Где-то в пригороде Сириусополиса, ближе к лесным массивам расположился ранее описанный Институт Ментала, где и проживает его одноименный обитатель. Его дом — это настоящая крепость. Собственно, она так и называется: Крепость Ментала — защищенная до зубов и имеющая в своём арсенале множество смертоносных орудий, дабы сдерживать осаду жилища.
Mental
Mental
Biographical information
Homeworld
Status
Functions / Belongings
Rank / Occupation
Abiltiies
Physical description
Species
Gender
Political information
Affiliation
Contents
Overview [ ]
Mental is the last of the Hum-Tah (the Infinite Ones), a species of god-like beings that once ruled over intergalactic empire’s for eons.
It is suggested that Mental wipes the galaxy clean of intelligent life once every one hundred thousand years. In between these cycles of war, he enters a state of hibernation and supposedly leaves autonomous machines (mostly around homeworlds of extinct species) on guard, watching out for any activity in the galaxy.
Appearance [ ]
Mental’s appearance is unknown. One can speculate that his appearance is somewhat hinted by logos seen on some of his army’s vehicles or creatures, where he’s depicted as a Cthulhu-like creature (as seen in Serious Sam 2).
In Serious Sam: Tormental, Mental appears as a large black bat-like creature with horns, a menacing-looking eye and a big gaping mouth. This may not be his true form, however, as the game takes place inside of his mind. His image is also featured on the game’s logo.
Names [ ]
Mental’s true name is unknown, there he is known by several aliases.
Powers and abilities [ ]
A concept of Mental in the #howtokillsam series shows him using a laser beam on Sam from his eye, setting him on fire. [2] Whether or not he can actually do this is not known.
History [ ]
Origins [ ]
Mental is the last of the Hum-Tah, or the Infinite Ones, extremely powerful entities of unknown nature, who once ruled over intergalactic empires for eons. First mentions of their existence come from the ancient race of Eillians, who discovered ruins of long forgotten civilizations:
This ancient message hints that the Hum-Tah, with the exception of one, are all extinct or banished from the universe. Tah-Um, being the only surviving Hum-Tah in the galaxy, was slowly driven insane by loneliness and developed deep hatred towards the younger races, as they were able to escape the terrible fate which befell the Hum-Tah.
It’s unknown when Tah-Um started his genocidal campaign to wipe out all sentient life in the galaxy, but many believe that he has been doing this for thousands, if not millions of years. Allegedly, soon after this discovery, the Eillians were spotted and exterminated by Tah-Um. At least a hundred thousand years after, the Sirians too, were wiped out by Mental’s armies once they discovered traces of those who came before him.
Battling the Sirians [ ]
Many, many years after the fall of the Ellians, the Sirians appeared and helped more primitive species, such as the Kleers. During their travels, the Sirians stumbled upon ruins of the ancient Eillian civilization. Soon after, they translated their old song about the Hum-Tah, revealing the danger that Mental poses. At the same time, coincidentally or not, Chaad Sheen («Chaad Sheen» was a name bestowed by the Sirians) found the Sirians, too.
Mental began waging a war against them, executing their people and resurrecting and recruiting the fallen soldiers as members of his army. Soon enough, he had wiped out all of Sirius and its colonies, including firebombing the Kleers and reanimating their skeletons. Unknown to Mental was that Sirians had one more of its search parties out in the universe, which resided on Earth. These Sirians had left much of their technology and warnings about Mental to the humans.
After wiping out the Sirians, Mental hid in an unknown region of space, leaving an array of autonomous machines around Sirius, disguised as an asteroid field, for the purpose of alerting him should any intelligent life appear.
War on humanity [ ]
Around two thousand years later, humans discover old Sirian technology buried under old Ancient Egyptian ruins. After some reverse-engineering, mankind obtained ways to travel between stars with ease. An exploratory force lead by Earth Defense Force Captain Sam Stone was sent to chart out the remains of Sirius for a corporation. However, there was something unusual; the planet was surrounded by an asteroid bubble not mentioned in the records. Sam examined one of the asteroids, accidently setting off an alarm system in the process and bringing Mental back one hundred years earlier than usual.
Having laying dormant for so long, Mental immediately shows extreme aggression towards the humans. He sends in his armies at full force, until the humans eventually suffered the same fate as the Sirians.
Mental’s army [ ]
The logo representing Mental’s army.
He also recruits primitive races to bolster his ranks. He has established agreements with a race called the Aludran Reptiloids in order for them to work for him, and has even tampered with the evolutionary paths of some creatures so he can mold them into troops for his own purposes. He uses several methods to coerce races into working with him. In the case of the Aludran Reptiloids, he offered them magical combat abilities. In other cases, such as the Zorgs, he simply paid for massive amounts of disposable troops.
This isn’t to say that Mental has no intelligent creatures working with him; General Maxilla, Ugh-Zan III, and Ugh-Zan IV appear to be intelligent enough to serve as admirals or generals in Mental’s army. Also, Mordekai the Summoner was intelligent enough to properly use and research magic. These are most likely exceptions.
Mental-Altani [ ]
In Serious Sam’s Bogus Detour, Mental forges an alliance with a planetary mining company known as the Altani corporation. He uses them to start producing a mutagenic substance called the ‘ooze’ on a massive scale, and then has the company go from planet to planet and conduct various experiments on the native lifeforms. One of the planets that the company found was Earth; a planet Mental was already familiar with. Once Mental-Altani found Earth, Mental had them use the ooze on the Earth’s ecosystems, wreaking havoc on the environment and polluting its oceans. His main objective here was to wipe out the human race and prevent Sam from saving the fate of humanity in the past.
As Mental was fascinated with the properties of the ooze, he had Mental-Altani start experimenting on his own troops as well, in an attempt to enhance their abilities and make them tougher than usual. One of the test subjects used were Gnaars, but after they were exposed to the ooze, they became hostile, so the corporation decided to contain them inside vats so they couldn’t escape.
Appearances [ ]
Serious Sam: The First Encounter [ ]
After Sam enters the Time-Lock, he warps back to Ancient Egypt. As expected, the Time-Lock alerts Mental from that time period that there is intelligent life on Earth, so he sends some of his forces to slaughter humans back then. This Mental is unaware of Sam’s abilities at first, and sends only weak forces at him. However, after Sam slaughters them, he begins sending in more and stronger forces, such as the Highlander Aludran Reptiloid, against him. Sam still manages to slaughter every creature that Mental sends at him.
Knowing that something major is up, he sends Ugh-Zan III at Sam while he is approaching the Great Pyramid. Sam manages to retreat to the Great Pyramid and reach its top where the SSS Centerprice is parked. Ugh-Zan III scales the pyramid in order to finish off Sam, but Sam manages to manipulate the ship’s security system to defeat Ugh-Zan III. After Ugh-Zan III is slain, Sam boards the ship and calls up Mental, who is not at home at the moment.
Serious Sam: The Second Encounter [ ]
By the time Sam crash lands on Earth again, Mental is well aware of Sam’s abilities and tries to stop him with stronger and newer forces from the start. He seems to be somewhat aware of Sam’s plan to get a backup ship, as he does things such as installing an Exotech Larva in front of the portal to medieval Europe. He even manages to steal the Holy Grail, which is used to activate the backup Sirian ship Sam is looking for. However, he is unable to use or destroy it because he nor his creatures are authorized to use it, as they are seen as ‘evil’ and therefore are not within God’s mercy. Sam manages to defeat the Holy Grail’s guardian, Mordekai the Summoner, and uses it to activate the backup spaceship. Before he leaves, he ‘confesses’ to Mental and mocks him by pretending to apologize for killing his monsters and troops, then he tells Mental he is going to get him.
Serious Sam: Next Encounter [ ]
Mental makes a brief appearance at the start of the game where he tells the evil Serious Sam Clone that he shouldn’t get into trouble nor mess with Mental’s Time-Lock. During the scene, his hand can be seen; However, Croteam stated on Reddit that this game is non-canon, so this is not an reliable element regarding his appearance.
Otherwise, the main antagonist is the Evil Serious Sam Clone, although NETRISCA’s entries constantly mention that Mental has been involved with the new and old creatures Sam faces in the game.
Serious Sam 2 [ ]
When Sam is warped to the last of the Sirians’ home, he is informed that Mental has one large weakness; a medallion. However, the parts have been scattered throughout the galaxy in order to prevent anyone from using it against him. Armed with this knowledge, Sam sets out to get each of the pieces and remake the medallion.
After clearing out Mental’s forces from several planets, he finally makes the Medallion and intends to use it on Mental. Sam managed to pierce the defense shield on Sirius just long enough to enter Sirius, where he did battle against Mental’s forces on his home turf. After many battles on Sirius, Sam managed to find Mental’s base, the Mental Institution. After fighting off many enemies, including the base itself, Sam finally managed to get to Mental and finish him off once and for all. However, little did Sam know that Mental was already preparing to leave and sent a decoy voicebox in a dark room to distract Sam long enough so that he can escape. By the time Sam discovers the decoy, Mental has already left Sirius and begins heading out to another part of space.
As an end of credits blooper during after Sam retrieves the whole medallion from Ellenier, Sam returned to the Grand Council’s home and informed them about having the medallion. While talking to them, he notices a large supply of boxes with individual medallions in the room. Sam learns that the medallion actually did nothing and that there were plenty of them. Angered, he chases the Grand Council around the room wanting some payback.
According to his voicebox, it’s hinted that he is Sam’s father. It’s left ambiguous whether this is true, or a joke about Star Wars made up to distract Sam.
Serious Sam: Double D [ ]
According to Sam and NETRISCA at the start of the game, Mental has been defeated. However, after exploring Ancient Egypt again, NETRISCA starts to see that something strange is happening, as Mental’s forces and crystal beacons made by him have been found. More crystal beacons and monsters are found in two other time periods, suggesting that Mental is still planning to wipe out intelligent life. By the end of the game, it is highly suggested that Mental is still alive and that Sam’s fight with Mental was actually him vacationing and turning off NETRISCA during it. The presence of one of Mental’s generals, General Maxilla, suggests that Mental is still active.
Serious Sam: The Random Encounter [ ]
Humans are getting tired of hunting down Mental in the past, so they send Sam Stone and a few pals of his to kill Mental in the future. However, Mental appears to be aware of this, as he sends hordes of monsters towards them, and tricks Sam and friends to enter a large pyramid, where Ugh-Zan is waiting to kill them after solving a switch puzzle in it. After killing Ugh-Zan, Sam and friends strike a cool pose and return to the present, disappointed that Mental was not in the future. Where and when he is, is never told.
Serious Sam 3: BFE [ ]
By the time Serious Sam 3: BFE has started, it is clear that humanity has lost. Mental sent wave after wave of his forces at the humans, wiping out their extraterrestrial colonies until Earth was humanity’s last stronghold. During the war on Earth, many cities, such as Cairo, have become abandoned, indicating that the war took many human casualties. It seems that all that is left is a small group of Earth Defense Force soldiers posted somewhat in Egypt. The humans have placed their last hope on the Time-Lock, which is something that Mental seemed to be unaware of.
During Serious Sam’s journey to power up the Time-Lock, Mental stages a final attack on the Earth Defense Force’s headquarters, which effectively wipes them out. Now that the last bit of resistance is all but gone, Mental prepares to drop the Moon towards Earth in order to blow the planet up. Sam, however, fights his way towards the Time-Lock, hoping to get in there to give humanity one last chance. Mental attempts to stall Sam long enough so that he can be crushed by the Moon by sending in large amounts of his army and even Ugh-Zan IV, one of his trusted subordinates, but Sam manages to defeat them. As Sam heads towards the Time-Lock, he decides to give Mental a call and threaten him, but instead, Judy Mental, his daughter, answers his call. She tells Sam that her dad is about to «moon» the Earth at any moment. Right afterwards, Sam sees the Moon hurtling towards the Earth, so he makes his way to Time-Lock as quick as he can, right before the Moon hits and obliterates the Earth. In this timeline, Mental manages to finish off humanity, just like all the other species that encountered him.
Serious Sam VR: The Last Hope [ ]
Set before the events of Serious Sam 3, the Mental War has only just begun. It turns out that not only did Mental target Earth and human settlements elsewhere, but also other planets with intelligent life on them, such as Pladeon and Shaanti. On the planet Shaanti, Mental advances his plans even further by conducting tests on a new superweapon. Sam receives a report from the EDF about this new threat, and destroys it before Mental can use the weapon for his own evil purposes.
Serious Sam’s Bogus Detour [ ]
Set during the events of Serious Sam: The First Encounter, Sam learns that Mental has forged an alliance with a planetary mining company known as the Altani Corporation. The company’s success had caught Mental’s attention, and became allies with them.
As part of Mental’s plan to wipe out intelligent life from the universe, he would have Mental-Altani set up various military bases and outposts of any planet that harbored sentient life, including Earth. Then, he would have them experiment on the planet’s flora and fauna with the ooze, wrecking havoc on the planet’s biosystems.
Как Serious Sam связан с Лавкрафтом?
Материал подготавливался для видеоформата, но был отредактирован специально для статьи. В ней представлен чуть более расширенный материал, но его сокращение никоим образом не сказалось на качестве видеоролика.
Историческая справка
Фантазия у Лавкрафта была безгранична. Недаром он был одним из основоположников жанра вирд. Глубоко начитанный, он разбирался во многих науках. Писатель чтил историческую архитектуру родного штата Род-Айленд, но также отдавал предпочтение Древней Греции, Британии, а в один момент воодушевился Египтом. Источники вдохновения он искал в книжках, на природе и собственных снах.
Говард всю свою недолгую жизнь придерживался пуританских взглядов на общество. Через глубоководных он показывал последствия сношения рас, янки называл белыми афроамериканцами, а их самих приравнивал к обезьянам.
Высокая база знаний в купе с ксенофобией помогли создать особый стиль повествования. В большинстве своем это были мемуары. Персонажи детально описывали земное окружение, при этом внеземное могло расплываться в размытых формах неописуемого ужаса, обрамленного неевклидовой геометрией.
Но это для нас не самое главное. Структура повествования — вот что было абсолютно нетипично.
Об этом пишет сам Лавкрафт в статье «сверхъестественный ужас в литературе»:
«Конечно, нельзя ожидать, что все повествования о сверхъестественном будут точно следовать какой-то одной теоретической модели. Творческие люди обычно неуравновешенные, и в лучших произведениях есть скучные места. Более того, самые замечательные работы о сверхъестественном — работы о подсознательном; которое проявляется в великолепных фрагментах некоего произведения, сосредоточенного, возможно, на достижении совершенно другого результата. Важнее всего атмосфера, ибо конечный критерий достоверности — не подогнанный сюжет, а создание определенного настроения».
В этих словах есть доля истины. С момента смерти Говарда минуло уже 84 года. Рассказывать истории теперь можно не только с помощью листка бумаги, но и через кино и видеоигры. Однако повести писателя так и не смогли идеально лечь на экраны по всему миру.
Знаменитые работы творца, такие как «Шепчущий во тьме», «Дагон» или «Случай Чарльза Декстера Варда», больше похожи на очерки реальных людей, нежели на художественные произведения.
Дотошность, с которой порой Лавкрафт описывает реальные и вымышленные места, опись ритуалов, скрытых от людского взора, как за приоткрытой дверью, манят, но не дают всецело на себя взглянуть.
Говард старался создать ауру вокруг мифов, но не погружать в них читателей целиком. Поэтому многое так и осталось, что называется, за кадром. Как, скажем, истинный облик Древних богов.
Приземленность и недосказанность у многих вызывали сомнения в вымышленности попавших им в руки обрывков дневников ученых и обычных путников, заглянувших в темные уголки Земли. Писатель вынужден был время от времени опровергать реальность своих фантастических артефактов и существ.
Страна Лавкрафта, так прозвали все сочиненное великим творцом. Это своего рода мультивселенная, где автор совместил вымышленные города, культуру, историю и мифологию и смешал их с настоящим. Где-то реальность была нетронута, а где-то изменена.
При этом выдуманные города могли брать что-то из реально существующих, находящихся поблизости участков: архитектуру, обычаи или ремесло.
Например, в Стране Лавкрафта реальный город Ньюберипорт в штате Массачусетс соседствует с придуманным Иннсмутом и одновременно с этим является прототипом вымышленного рыбацкого поселка.
Мифы Ктулху в шутерах старой школы
Croteam были не первыми одскульными разработчиками, кто использовал мифологию Лавкрафта в своих играх. За 5 лет до выхода Первой Крови мир узрел Quake, где фигурировали создания, отчетливо напоминавшие Шогготов и Шамблеров, а боссом без прикрытий выступала Шуб-Ниггурат — божество, появлявшееся в «Ужасе Данвича» и «Тварь на пороге». Ответственным за это был Сэнди Питерсон, давний поклонник писателя.
Годом позже выходит Blood. В центре сюжета вопрос «Что, если культисты смогут захватить мир?» Собственно, кроме этого и нескольких «Крыс в стенах» от мифов Ктулху более ничего и не было.
После в жанре шутеров от 1-го лица происходят дикие перестановки. Появляется Half-Life, и игры приобретают новые очертания. Лишь космический ужас проходит тонкой нитью сквозь знаменательные проекты.
Тут мы подбираемся к нулевым годам. Croteam вовсю работает над своим первым серьезным проектом. Они выкладывают альфу. Ту самую, за которую получат тонну негатива и уйдут во тьму на целый год. В это время они дорабатывают проект и выкладывают на своем сайте его предысторию.
Интервью Алексея Стоуна с Йонасем Киратзесом, сценаристом Serious Sam 4:
Времена великих волнений и раса Бесконечных впервые были упомянуты существами, сгинувшими под натиском Вселенной задолго до появления людей.
Во времена Династического периода Древнего Египта, пока наши предки осваивали пирамидостроение, в созвездии Большого Пса инопланетная раса Сирианцев, названная так в честь звезды Сириус, совершала космические экспедиции за пределы собственной галактики. Одна из них таким образом была направлена на Землю, а вторая — в одну из ближайших световых точек.
Идя параллельно «Хребтам безумия», сирианцы, пробираясь сквозь космические нагорья и метеоритную вьюгу, находят следы более древней цивилизации, вымершей за сотню тысяч лет до раскопок. Это были Эйлианцы.
В повести люди назвали существ Старцами (англ. Elder Thing). Сирианцы дали им другое прозвище — Древние.
Подобно геологическим очеркам ученого, сирианцы при раскопках узнают не только о вымерших эйлианцах, но и историю незапамятных космических времен, почившую в сражениях и междоусобицах галактических империй.
Эра великих волнений, или Таг’х На-Мах, длилась несколько эонов. Доселе неизвестно конкретное число космических держав, воевавших в то время. Но в записях Эйлианцев было сказано, что каждой из них управляли так называемые Бессмертные существа — «Хум-Тах» (англ. Hum-Tah).
Пантеон богов
Древние боги, ровесники самой Вселенной, они владели магической силой, не имевшей границ. Им были подвластны стихии природы, пространство и время. Лавкрафт представлял магию через оккультный космизм, где вселенная управляется сверхъестественными силами. Точно также, как и вселенная Серьезного Сэма.
Истинная природа Древних божеств неизвестна никому, но одно можно сказать наверняка: они обладали такими качествами, что в нашем мире появлялись лишь в теневых образах. Человеческий разум не в состоянии даже вразумить себе их истинный монструозный вид, их физические свойства, ведь один только взгляд может привести к потере рассудка.
Для Бессмертных, как и для Древних божеств, не существует понятия «личность». В них нет характера, нет эмоций. Вопреки всем описаниям, их природа абсолютно бесчеловечна. Поэтому культисты и ведьмы на шабашах не призывают божеств. Они взывают к их силам.
Говарду вряд ли бы помог оккультизм. Он скончался в муках в возрасте 46 лет. Рак кишечника. Его наследие досталось Августу Дерлету: черновики, недописанные рассказы и почившие идеи.
Он также помогал Лавкрафту в распространении его трудов при жизни, а после кончины использовал все наработки учителя в собственных работах, в том числе в рамках Мифов Ктулху, которые публиковал в основанном им же издательстве «Arkham House».
Систематизация с иерархией — что присуще человеческой природе — стало еще одним спорным решением наследника Лавкрафта. Пусть оно впоследствии и прижилось, об иерархии говорил сам Лорд Ахриман, разделение по значимости Древних богов ошибочно. Очень вряд ли Ктулху донимают вопросы карьерного роста.
Август Дерлет ввел в мифологию Старших богов — группу существ, противостоящих Великим Древним. На этой основе он создал конфронтацию сил добра и зла космических масштабов. Многие с такой интерпретацией оказались не согласны: инь и ян плохо сочетались с главенствующей идеей о ничтожности человека во вселенной.
Вражда Старших и Древних богов отсылает к Эре великих волнений о противостоянии Бессмертных существ друг с другом. При раскопках Сирианцы нашли фрагмент старой песни Эйлианцев, в котором туманно раскрывается судьба великих повелителей космоса.
Они пребывают вне времени и пространства, где заключены в тюрьму, и не взаимодействуют с остальным миром и большинством людей. В одной из легенд было сказано, что Великие Древние были изгнаны за грань миров, и что они вновь явятся на Землю через врата Йог-Сотота.
Связь богов и фараонов
После Эпохи великих волнений наступила «Мертвая эра вечного забвения» («Угх-Тах»). Все Бессмертные, кроме одного, сгинули. Во вселенной наступил хаос, и правление последнего Бессмертного ознаменовалось редким порабощением, но куда чаще тотальным уничтожением всех разумных форм жизни.
Сирианцы не стали исключением. Археологические раскопки в Абу-Симбел раскрыли гробницу, где хранились все записи выжившей экспедиции на Земле. Помимо истории их геноцида, люди узнали о связи колонистов с жителями Древнего Египта.
Изначальные идеи Лавкрафта о пантеоне Древних богов соотносились с египетскими и древнегреческими богами. Писатель вдохновлялся Египтом, так были написаны произведения «Погребенный с фараонами» и «Ньярлатхотеп».
В последнем одноименный бог заявляет, что появился на Земле из глубины 27 веков до н.э. Эта дата совпадает с появлением самой первой династии Фараонов. Таким образом Лавкрафт намекал на связь богов и Фараонов.
Сирианцы действительно провозгласили себя богами после того, как египтяне начали им поклонятся. Пришельцы заставили людей построить несколько монументальных строений, таких как Великая пирамида Гизы и передатчик в виде обелиска в Луксоре.
В глубине гробниц и захоронений они соорудили два плазменных генератора для работы Гана-Ог, или Ключа к вечности — по одним источникам сконструированным эйлианцами, а по другим — расой Бессмертных. Именно с его помощью Серьезный Сэм переместиться в прошлое. Один генератор закопали под Луксором, а второй под Карнаком.
В конце войны Сириуса с ордой Последнего Бессмертного оставшимся в живых отдали командование оборвать связь со своей расой и укрыться в тени звезд. От осознания одиночества, кончины всех сородичей и всепоглощающего хаоса, выжившие сирианцы впали в депрессию, а некоторые и вовсе сошли с ума.
В сирианском склепе были обнаружены и другие интересные подробности.
Например, было указано, что Зубенхакрабийские пауки изначально не превышали более 10 сантиметров. Сирианцы держали их в качестве экзотических питомцев и иногда брали с собой в межгалактические путешествия, но эксперименты Последнего Бессмертного превратили их машины для убийств.
Обратный ход событий можно вынести из «Хребтов безумия». В повести описывались Старцы — разумные существа, которые прилетели на Землю несколько сотен миллионов лет назад. Они тоже проводили эксперименты на живых существах. Одним из результатов стали наши предки. Старцы держали их ради забавы в качестве домашних питомцев. Впрочем, их можно понять. Обезьяны веселые.
Другая информация была вынесена из археологических раскопок в Риме. Сирианцы экспериментировали со временем. Известно, что Великая раса Йит, впервые явившаяся в повести «Тень из безвременья», овладела навыком путешествия во времени. Правда, это был весьма изощренный вариант: они перемещали свой разум в тела других существ из настоящего, прошлого и будущего.
Сирианцы такими технологиями не обладали. Зато они могли создать обширное поле хрононного искажения благодаря артефакту искажения времени, вероятно, созданному за счет другого, более могущественного устройства — Ключа к Вечности.
Раскопки в Риме под руководством доктора Германа Штейна открыли интересный факт. Что за пророк, упоминающийся лишь единожды, но на которого многократно ссылается профессор Штейн, остается неясным. Возможно это один из беженцев с Сириуса.
«Рядом с артефактом я нашел маленький цилиндр из бронзы. Внутри него был еще один фрагмент Пророчеств К’ар-Та, в котором он упоминает древнее устройство под названием Ключ к Вечности, которое обладает способностью отправлять людей (одного или больше) в прошлое… Судя по всему, его перевезли на Землю после падения Сириуса…»
Последний Бессмертный после победы над Сирианцами не стал терять качественный генетический и техномагический материал. Технологии были изъяты, плененные казнены, а их тела отправились на переработку для превращения в киберзомби под управлением УУЖ — Устройством Управления Жизнью.
Внешний вид Безголовых и некоторые их повадки походят на оживленные трупы из рассказа «Герберт Уэст — реаниматор».
В нем повествуется о молодом хирурге и выпускнике медицинского факультета Мискатоникского университета, который всю свою жизнь посвятил теориям о природе смерти и искусственных способах ее преодоления.
«Герберт Уэст отрицал существование объединяющего, главенствующего начала, называемого духом. Он утверждал, что человек есть механизм, состоящий из нервной материи, каждая часть которого обладает большей или меньшей самостоятельностью».
Начиная с хомячков и кроликов, Уэст перешел на эксперименты с трупами людей. Для оживления требовалась свежатина, мертвец, который еще не начал разлагаться. Некоторые опыты были удачны, другие нет. Позже хирург переключился на живых.
Герберт Уэст, знаменитый Болтонский хирург, по своей воле в 1915 году отправился на войну в больницу полевого штаба канадской армии. Разумеется, ни о каких благих мотивах речи здесь не шло. В это время его разум породила новая идея о независимых жизненных свойствах клеток и нервных тканей, изолированных от естественной физиологической системы.
Проще говоря, Уэст собирался опровергнуть теорию о существовании души, введя особый раствор в отрубленные части тел падших солдат.
В конце марта к ним должен был вылететь лучший хирург дивизии, Сэр Эрик Морланд Клапем-Ли с пилотом Рональдом Хиллом, но его аэроплан сбили прям над местом назначения. Уэст использовал его труп с полу оторванной головой в своем последнем эксперименте.
Он отрезал голову и поместил ее отдельно в чан. Тело положил на операционный стол и затянул все на обрубке шеи, а затем в свете электрической лампы ввел оживляющий раствор.
«Отвратительно шаря вокруг себя руками, труп приподнялся, и мы услышали звук. Слишком ужасный, чтобы назвать его голосом. Но самым ужасным был не тембр. И не смысл услышанного — это была простая фраза: «Прыгай, Рональд, ради бога, прыгай!» Весь ужас крылся в источнике звука. Ибо он исходил из огромного чана в проклятом углу, где копошились черные тени».
Звездные расы
Во вселенной Мифов Ктулху есть как расы, которые достигли высокого технологического развития, например, Йитианцы, так и расы, со временем деградированные — народ К’ньяна или Старцы. Бестиарий Серьезного Сэма также полнится разнообразными космическими сущностями.
За гибелью Сирианцев наблюдали иные, миролюбивые существа с планеты Клир. Они находились в той же системе Альфы Большого Пса. Единый Вечный, как его прозвали Эйлианцы, сжег дотла их вид орбитальной бомбардировкой, а на останках с помощью магии воскресил нежить из ядерного пепла.
Вдохновением для создания Клиров послужил Демон из первого Quake. Обладая общими повадками и внешними характеристиками, Клир перенимает от Демонов и его прообраз — Гасты.
Единожды описанные в повести «Сомнабулический поиск неведомого Кадата», Гасты обитали в склепе Зин, не вынося солнечного света. Они прыгали на своих задних лапах, имеющих вместо ступней тяжелые копыта, и обладали красно-желтым цветом глаз.
Другим схожим элементам служат полипы. Несомненно, не каждая игра, где в космосе появляются моллюски, относится к Лавкрафту, но именно он впервые скрестил их воедино.
В рассказе «Тень из безвременья» впервые появляется раса летающих полипов.
Их тела были крайне пластичны, а по воздуху они перемещались без помощи крыльев. И хотя они не имели обычные органы восприятия, их чувства с легкостью проникали сквозь любые материальные преграды.
Профессор Готтлиб Кизель — персонаж Serious Sam 4 — настаивает, что к полипам следует применять термин «Экзополизои», где Экзо обозначает внешний объект, существующий за пределами биосферы Земли, Поли — множество, т.е., колония, и Зой — с греческого означает «Жизнь». Вы можете увидеть этот корень в геологических эрах: мезозой, кайнозой и т.д.
Экзополизои имеют свои отличительные особенности от лавкрафтианского аналога. Сами по себе они являются кибернетическими паразитами неизвестного происхождения, которые живут и управляют носителем, являющимся как живым организмом, так и механической конструкцией.
В этом смысле мы имеем дело с биомеханикой как наукой. Если вас не интересует научный подход, вы всегда можете открыть художественное искусство: просмотрите работы Ханса Гигера, где он создал биомеханизмы, соединившие в себе плоть и металл.
Массовое заражение можно увидеть на примере Звездной системы Сигмы Октанты. Вся раса Октанийцев была натурально поглощена полипами. Их звездные крейсеры стали Левиафанами по переработке других представителей космоса в обращенных.
Так, человеческая раса стала антрополипами. Дроны-жнецы, которые, кстати, тоже управляются киберполипами, похищают биоматериал на космический корабль. В случае с землянами удаляется большая часть мозга и вместо нее подселяется колония полипов, которая впоследствии управляет всем телом.
Из неясного происхождения, а также автоматического распознавания своей жизненной цели, можно сделать предположение, что протополипы являются органической частью Последнего Бессмертного.
У Лафкрафта известны случаи, когда Йог-Сотот иногда вступал в связь с человеческими женщинами, и те рождали от него ужасное потомство, которому суждено было открыть врата и призвать Древних на Землю. Разумеется, физического контакта в привычном понимании у них не было, все проходило через обряды. Так, например, случилось в рассказе «Ужас Данвича».
Другой пример порочного рождения можно найти у Шуб-Ниггурат, у которой есть целый легион Младых тьмы — черных древовидных тварей с похожими на ветви щупальцами, копытами и ртами, которыми они приникают к земле, чтобы восславить свою мать.
Возможно Единый Вечный с помощью полипов создает себе потомство, подчиняющееся единственной цели: уничтожению свободных разумом живых организмов.
В таком случае примыкание к Единому Вечному означает вовсе не становление рабом с умерщвлением собственной идентичности. Это единая органическая масса, субстанция или вирус, стремящаяся распространиться абсолютно везде.
Культы
Из интервью Сунада Триамбака Джоши — ведущего исследователя творческого наследия Лавкрафта. Вопрос «Эзотерического Ордена Дагона» Российской Федерации:
Зачем культисты из рассказов Говард Филлипс Лавкрафт призывают силы, которыми не могут управлять? В чём польза от их призываний, если в итоге их обязательно либо пожирают, либо они умирают от страха, либо сходят с ума, либо с ними происходит что-то ужасное?
Я думаю, Лавкрафт был очень проницателен в изображении культистов в своих произведениях. Он знал, что эти культисты в действительности бессильны перед лицом титанических сущностей, которых, как они утверждали, они призывают.
Культы были неотъемлемой частью произведений писателя, и эта особенность плавно перетекла в Serious Sam. Октанийская секта далеко не единственная во вселенной.
У священных рыцарей Сигмы Октаны есть своя четкая милитаризированная иерархия с тайным орденом Октуса Деи, члены которого избирают командоров среди лучших штурмовиков. Во главенстве стоит Верховный Октифик.
Низшим звеном выступают Октанийские фанатики. Их выращивают ради одной цели — иконоборчество во славу Последнему Бессмертному.
Главная и единственная цель культа, разумеется навеянная паразитами — очищение космоса от знаний в любом виде.
Общество арахноидов представляет собой теократический матриархат. Религиозные лидеры прежде всего ценят в своих подданных грубую силу и бездумную набожность; это и является причиной безжалостных конфликтов и непрекращающейся борьбы за власть в их жестоком социуме.
Тах Ум почитается у них за мессию и будущего спасителя расы. Он неоднократно вступал в контакт с арахноидами и оказал большое влияние на их развитие, в частности организовал и поддерживал такие группы, как «Религиозные Рыцари руки» и «Катехизический культ Клешни».
Единый Вечный помог фанатикам уничтожить Высший Совет Скорпиуса и разрушить многотысячелетнюю культуру.
Трагический закат наступил у иной расы — Алудранских рептилоидов. Некогда великая цивилизация из системы Алудры, постигло массовое помешательство, а вместе с тем и деградация на веровании и ритуалах в поклонении их угасающему солнцу. От научного рационализма до культа, погрязшем в инцесте, так их нашел Тах Ум, поклоняющимся сжигающему их мир красному сверхгиганту. Они с радостью стали воевать за него ради приобретения магических способностей.
Интересно, что эта раса очень походит на обитателей безымянного города в северо-восточной части Сахары. Сейчас там сплошные руины под песками, но были времена, еще до человека, когда это место процветало, а по зеленым улицам бродили ящероподобные обитатели. Их пасть напоминала крокодилью, а на лбу красовались рога.
Их участи нельзя позавидовать: они пытались бороться с пустыней, наступавшей со всех сторон. Но попытки были тщетны. Тогда они начали рыть тоннели под землей в надежде добраться до подземного мира вечного дня, о котором говорили их пророки. Они добрались этой бездны.
Их выродки по-прежнему блуждают по подземным ходам под развалинами города где-то на юге Аравийской пустыни.
Главная идея Лавкрафта
Благодаря сирианским технологиям человечество сумело выйти за пределы солнечной системы и организовать колонии в нескольких точках космоса. Однако с приходом Последнего Бесконечного силам землян пришлось отступить. Истребление началось с колоний на Альфе Центавра и закончилось Землей, когда последние космические корабли были уничтожены, и Тах Ум оккупировал воздушное пространство своими крейсерами и воздушными истребителями, загнав человечество в ловушку.
Командованием и агитацией в Европейской части Земли занимался лорд Ахриман — старейший полководец Тах-Ума. Он являлся главным философом и пропагандистом империалистического строя Единого Вечного.
Ахриман ратует за деконструкцию любых проявлений разумности во вселенной в угоду вечному поклонению Менталу, который находится «вне всякого рационального и иррационального».
Йонас: У нас с Вереной есть некоторые идеи относительно Ментала, но мы не думаем, что он похож на обычного человека с понятными мотивами. Мы думаем о нем скорее как о Лавкрафтианском боге, космической сущности, чей разум абсолютно чужд нам. Я помню, что Ален Ладавац также делал практически такое же сравнение.
Ментал не просто уничтожает расы. Он бесследно вычеркивает из истории следы любых форм жизни и стирает всякую память об их присутствии.
Serious Sam 4 идет наперекор главной идее Лавкрафта. Сценаристы ставят в противовес идее о никчемности человеческого существования в масштабах космических глубин незыблемость нашей природы, нашу идентичность и непоколебимость перед лицом Единого Вечного.
Эти слова лишь подчеркивает философию Croteam, доработанную супругами Киратзес, о восхвалении и величественности человеческой культуры. Еще с Классики хорваты, пускай и ненароком, показывали всю грандиозность монументальных построек людей через их гигантизм: Великая пирамида Гизы, вавилонская башня, Зиккурат и кафедральный собор. Это символы эпохи царствования людей на нашей планете.
Лорд Архиман говорит, что людям не за что сражаться. Он уверяет, что земные раздоры не имеют ни малейшего смысла перед сингулярностью Венца Истории, и подкрепляет это мыслями наших философов о стремлении ко всеобщему гуманизму и пацифизму.
Он манипулирует сознанием подвластных людей, всячески принижая и коверкая идеалы и постулаты нашего мышления. В этом смысле Лорд Архиман вдохновлен Ньярлатхотепом — особенным персонажем мифов Ктулху.
Безумный араб Абдул Альхазред, автор ужасного Некрономикона, после странствий по Вавилону и Мемфису описал Древнего бога следующим образом:
«Ньарлотхотеп — обманщик, который может временно принимать любую форму, чтобы ввести в заблуждение умы тех, перед кем он появляется… Мудрейший из Древних за исключением Йига».
К слову, Мордехай заклинатель был убит при загадочных обстоятельствах, связанных именно с этим проклятым фолиантом.
В повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» Ньярлатхотеп появляется в человеческом облике и пытается обмануть главного героя не дать ему найти город из его сна.
В рассказе «Иные Боги» этот Древний так влияет на людей, что сводит их с ума, а в момент презентации, крадет нечто, что видно в глазах — их души.
Ахриман также носит титулы Повелителя Долины Теней и Поработителя Великого Совета — колдуний, которые согласились примкнуть к нему под угрозой уничтожения от рук овеянного легендами зла, которое на их языке зовется «Хад Шаин». Ахриман, как и подобает своему прототипу, обманул и поглотил их, превратив в безвольные марионетки, находящихся в постоянном семиотическом лимбе между материальной реальностью и Долиной Теней, перетекая из одного лиминального состояния в другое.
Ньярлахтотеп являлся тем искателям, которые познали скрытые тропы и проникли за грань миров, чтобы провести их в средоточие предельного Хаоса, где они вписали бы свое тайное имя кровью в книгу Азатота — верховного бога пантеона Мифов Ктулху. В этом его можно соотнести с Менталом.
Впервые появление Ньярлатхотепа датируется 1920 годом в одноименном рассказе: он приходит из Египта в образе смуглого худощавого человека, напоминающего фараона древности, и путешествует по миру, предрекая гибель человечества, совершая при этом странные опыты.
Внешне Древний бог походил на фараона. Этот визуальный штрих чувствуется и в Ахримане: лорд носит подобия шендита — царской набедренной повязки; на голове у него аналог дешрета — короны Древнего Египта, а на плечах воротник, напоминающий усех— широкое ожерелье древних египтян. Еще одним украшением были браслеты на руках и щиколотках.
Ньярлатхотепу поклонялись в Древнем Египте, но в один момент его культ запретили, однако он не исчез. Принесенный из Египта в средневековую Европу крестоносцами, он превратился в ведьмовский.
Пророчества сновидцев гласят, что в 21 веке Ньярлахтотеп явится вновь. Подобный фараону, он придет из Египта, будет говорить о науках, электричестве, психологии и призывать мертвых. Он обретет огромную славу, но его появление будет лишь предвестием грядущего мирового хаоса.
Дополнительная информация
Третий эпизод Serious Sam: Next Encounter — Легендарная Атлантида — фактически полностью вдохновлена мифами Ктулху. Сэм отправится через ледники в подводный город Р’льех. Конечно, здесь город обделен неевклидовой геометрией, в отличии от оригинала, зато циклопическая монструозность представлена во всей красе.
Описание первого уровня гласит, что текущая территория – изолированный ледник, под которым есть гигантская сеть подземных городов. В эпизоде появляется множество уникальных противников, визуально напоминающих собой рыб, моллюсков и ракообразных.
В рассказе Храм немецкий офицер случайным образом попадает в Атлантиду на затонувшей подводной лодке. Архитектура Атлантиды напоминает архитектуру Древней Греции, и эта черта также перенесена в последующие уровни эпизода.
Отдельно хочется выделить уровень «The Tower of Confusion», представляющий собой разрушенную башню, по стенам которой придется перемещаться вверх.
В раннем рассказе Лавкрафта «Изгой» герой карабкается из замка по единственной оставшейся полуразрушенной башне наверх, где светит луна и устраивают пиры. Башня служит проводником из мира мертвых.
Кстати, The Second Encounter высмеивает готику, которая на момент выхода была еще популярна: Квейк, Дьябло, Блад мастерски эксплуатировали этот стиль, одним из родоначальников которого выступал сам Говард Лавкрафт. Прочтите его рассказ «Праздник» и убедитесь сами.
В Serious Sam 4 на уровне «Доставка» есть прямая отсылка к «Тени над Иннсмутом». В дополнительном квесте «Запутанные узкие ходы» надо пройти текстовое приключение. В нем вы можете поговорить с самим Задоком Вечно Пьяным из Инсмаула. В городе, разумеется, будет витать запах рыбы. Куда без этого.
Задок расскажет игроку о зловещей истории старика Марша, который пытался уклониться от налогов барона, уводя свои счета в офшор.
А еще в текстовом квесте есть книга «Инертаномикон», в которой собрано множество знаний магов прошлого. Очевидно, скрещивание слов Инертан и Некрономикон.