Кто такой менти в коучинге

Менторинги для коучей: польза, механика и результат

Задача. В Уфе живет О. решивший стать коучем. Причем профессиональным. О. тщательно выбирал, где будет учиться коучингу. Прицельно искал аккредитованную ICF ACTP-программу. И нашел. Вопрос: можно ли утверждать, что О. гарантированно станет профессионалом, если успешно закончит базовую программу и получит сертификат?

Понимаете, коучинг — профессия совсем не про правильность. Правильно делать то, чему тебя научили на “базе”, — не залог успеха. Есть риск, что это не поможет тебе ни сертифицироваться, ни уходить на новую глубину, ни наращивать свои навыки. Совершенствование и рост в горизонтали — да, но вертикального роста может не произойти.

Коуч как профессионал рождается в тот момент, когда он начинает принимать решения самостоятельно, откликаясь на клиента, исходя из собственного присутствия. Чтобы научиться принимать самостоятельные решения, вы должны научиться слышать клиентов так хорошо, чтобы откликаться максимально глубоко и давать клиенту максимальное поле для расширения осознанности и понимания себя. И здесь не может быть одинаковых знаний и универсальных решений. И у каждого будет свой ключ и код к тому, чтобы проявлять компетенции.

И тогда возникает вопрос: как я могу создавать в себе как в специалисте эту конгруэнтность и уникальный подход? Ответ, который дает ICF, — менторинг.

“Менторинг, — процитируем мы ICF Russia, — это самая эффективная форма поддержки коучей, один из методов обучения, при котором более опытный коуч (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру”.

Что нужно знать о менторингах для коучей по стандартам ICF?

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Что нужно знать о менторингах в ICP?

Менторинги, построенные на целостном подходе. Помните, в обновленной модели компетенций появилась компетенция №2 — мышление коуча? Личность коуча принципиально важна в профессии. И это всегда было фундаментальной установкой нашей команды.

Мы убеждены, чтозаниматься чистой математикой, подтягивая компетенции, недостаточно. Коуч может хорошо знать, как проявлять тот или иной маркер, но его рост все равно будет что-то останавливать. Поэтому менторинги в ICP проводятся с супервизионным подходом. Более того, у нескольких наших менторов — международное супервизионное образование. И это сильно влияет на работу. Мы создаем абсолютно безопасную, поддерживающую атмосферу, в которой без муштры или долженствования исследуется, каким именно образом личность конкретного коуча может проявлять себя. При этом оставаясь целостной. Мы считаем главной задачей менторинга помочь коучу использовать модель компетенций вживую — не формально, а буквально проживая ее.

Все наши менторы проходили обучение в ICP Centre. Каждый из них — практикующий коуч, в которого вложено очень много любви, заботы и поддержки.

ICP Centre активно работает над развитием культуры менторингов. Поэтому мы проводим групповые менторинги не только для наших студентов, но и для всех русскоязычных коучей. У нас есть несколько форматов.

По средам в 12.00 и 20.00 мы проводим групповые менторинги.

Раз в месяц у нас проходит менторинги, в которых участвуют только коучи с практикой от 150 часов.

Вы также можете записаться на индивидуальный менторинг к любому ментору ICP Centre.

Источник

Я не Бог, не оракул и не гугл. Менторство глазами ментора и менти

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Привет, Хабр! Меня зовут Георгий Могелашвили. Я создатель GetMentor.dev — открытого сообщества IT-наставников из разработки, управления, продукта, аналитики и дизайна, готовых делиться с людьми своими знаниями и опытом. От других похожих площадок мы отличаемся тем, что многие наши менторы готовы помогать людям бесплатно. Зачем это им — далее в посте.

На недавней встрече со SkillFactory мы обсудили с ментором и менти основные моменты: почему люди приходят к ментору, как должна проходить встреча, как к ней готовиться и чего ожидать. В качестве ментора мы позвали Игоря Полянского, Head of Global Product Analytics в Gett, а в роли менти выступал Артём Мосеев, техлид команды backend-разработки компании YCLIENTS.

Кто такие ментор и менти

Зачем нужна встреча с ментором

Ключевой вопрос, с которого мы приступаем к любой задаче, — зачем? В случае с менти всё очевидно: получить совет от более опытного коллеги, найти решение в сложной ситуации, поделиться опытом, предупредить ошибки. Но с ментором всё не так однозначно.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

У меня в голове есть разные определения менторства и того, как оно может проходить. Первое: человек приходит с конкретной задачей, чаще всего это: “Хочу стать руководителем”. В таком случае ты выступаешь как ментор стартапа. Твоя задача — помочь эту задачу решить.

Второй вариант: человек хочет найти советчика, умную голову рядом. В непонятной ситуации, где у человека экспертизы нет, эта голова предоставит экспертизу со стороны и поможет разобраться.

Третий вариант я называю “бизнес-психотерапия”. К тебе приходит человек и говорит, что всё потеряно, “боже, у меня тут такие страшные вещи происходят!”. А рядом сидишь ты, ментор с холодной головой, такой бывалый морской волк, и говоришь: “Нет, чувак, не всё потеряно. Всё в порядке. Не ты первый, не ты последний”.

Мне лично больше всего нравится как раз первый вариант: когда ты решаешь конкретную проблему или задачу. Это позволяет систематизировать свой собственный опыт.

Последнее, но не менее важное: ты улучшаешь свою карму и поднимаешь моральный настрой.

Да, один из способов бороться с выгоранием — это перестать работать и начать учить работать других, передавать свои знания дальше по цепочке. Помимо этого, проговаривание собственного опыта помогает его систематизировать, а решение чужих задач развивает тебя как профессионала.

Чего ожидать от встречи

С причинами определились. Другой вопрос — ожидания. Менторство — это не волшебная палочка, которая исправит все проблемы и разом прояснит ситуацию. Это процесс, требующий усилий с обеих сторон и синхронизации ожиданий, и важно знать, что ты можешь получить от встречи с ментором, а что — нет.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Артём довольно точно определил, что стоит ожидать менти от встречи.

Во-первых, я жду, что рано или поздно мы сформулируем проблему и будем понимать её одинаково. Зачем мы собрались, какую проблему мы хотим решить.

Я жду, что ментор сможет погрузиться в мой контекст. Он может иметь готовое решение на основе его опыта в его компании, но мой случай уникальный. И я надеюсь, что он быстро поймёт различия и применит свою экспертизу к моему случаю.

Также ожидаю, что он не просто скинет инструкцию. Я хочу понимать, почему он выбрал этот вариант, из чего он выбирал, по каким критериям успешности.

Готовых решений в менторстве априори быть не может. Но ментор может подсказать, в какую сторону копать, и обозначить критерии оценки успеха. Здесь нельзя давить авторитетом: нужно объяснять, что и почему ты предлагаешь. Ведь если цель — помочь менти на карьерном пути, то нужно помочь ему решить не только текущую проблему, но и последующие, устранять ошибочные когнитивные паттерны и прививать полезные.

Также важно, чтобы между участниками выстроились правильные отношения.

Первое, что я сразу говорю, — я не Бог, не оракул и не Гугл. Я делюсь своим опытом, могу давать тебе советы с его высоты и стараюсь задавать тебе правильные вопросы. При этом, я, как любой человек, могу ошибаться, поэтому всё, что я говорю, не нужно воспринимать за истину в последней инстанции. Критическое мышление у менти должно работать на протяжении всей сессии.

Конечно, нужно соблюдать баланс, чтобы всю встречу не занимало обсуждение какого-то одного момента. Например, один менти оспаривал каждую мысль, и мы практически не сдвигались с места.

Второе — я не сделаю работу за тебя. Я могу помочь советом, могу задать правильные вопросы, направить куда нужно, могу даже помочь каким-то ресурсами, познакомить с нужными людьми, сказать, где конкретно копать, и так далее. Но инициатива должна исходить от тебя. С инициативными менти гораздо больше хочется помогать.

Как готовиться к встрече с ментором

Менторство немного похоже на репетиторство. Чтобы встреча прошла успешно, нужно, чтобы оба участника подготовились. Менти нужно сформулировать проблему (а правильно сформулированная проблема — наполовину решённая проблема), ментору — ознакомиться с ней и обдумать возможные решения.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Обычно перед встречей я прошу человека написать свободным текстом, что он хочет получить от менторства, какая у него проблема, чего он хочет достичь. Из того, что человек пишет, кристально понятно, какие у него ожидания. Если у меня появляются опасения на этом этапе, я обязательно их отдельно проговариваю, прям по пунктам.

К первой встрече я заранее формулирую вопросы. Но в процессе появляются какие-то действия, которые уже требуются от меня: накопать информацию, познакомить с каким-то человеком, спросить ещё чьего-то совета. Это уже мне нужно сделать к нашей следующей встрече.

Заявка Артёма на менторство выделялась среди других проработкой, подробным описанием, рассказом о себе, о контексте. Он старается подробно описать, что хочет обсудить: к чему прийти, какую проблему не может решить. Это избавляет от дополнительных вопросов: а сколько человек в команде разработки, как деплоите, какие дополнительные флаги используете? Кроме того, важна гибкость мышления.

Ты должен быть готов принять что-то новое для себя. То есть ты приходишь, и тебе вдруг рассказывают, что у компании нет тестировщиков, пишут тесты программисты. Для кого-то это может быть блокером, и мы потратим полчаса на обсуждение этой проблемы.

И ментору, и менти нужно писать заметки. Ментору — чтобы к следующей встрече знать, какие задачи были у менти и как он по ним продвинулся. Менти — чтобы зафиксировать обещания и на следующей встрече описать прогресс. Лучше делиться результатами заранее, чтобы ментор мог планировать диалог. Без заметок нельзя — спустя неделю уже будет сложно восстановить контекст.

Чего точно не хочется увидеть на встрече?

У ментора и менти свои антипаттерны. Менторы сталкиваются с завышенными ожиданиями.

Не нужно ожидать, что проблему решат за тебя. Это самое, самое плохое, что может ожидать менти.

Иногда человек (особенно, если он платит деньги) ожидает, что ты за него сделаешь большую часть работы. Он уже рассматривает тебя часто не в качестве ментора, а в качестве консультанта. Вот тут нужно провести очень чёткую границу, в какой области лежит ответственность каждого.

У менти другая проблема — авторитарность ментора.

Я абсолютно не воспринимаю, когда мне говорят декларативно. Мне точно нужно знать, почему ты так решил. Ещё не хотелось бы, чтобы ментор не пытался погрузиться в мой контекст. Может, его решение работает в 90 % случаев, но не сработает в моём.

Главное — вести конструктивный диалог, с аргументами “против” и “за”.

Когда встречу с ментором можно считать успешной?

Заключительный вопрос: как понять, хорошо ли прошла встреча? Сиюминутных результатов нет: как мы помним, ментор не даёт готовые решения, но размечает путь и предлагает свои варианты.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Для Артёма ключевой критерий — получил ли он ответы на свои вопросы. Возможно, вопрос был только вершиной айсберга, и встреча помогла углубиться дальше — это тоже хорошо.

Игорь как ментор занимается чаще рабочими задачами. В таком случае результатом всегда должен быть план действий.

Даже если вы не можете сказать по завершении встречи, что вы до конца разобрались в проблеме и у вас нет стратегического плана на год вперёд — должны родиться хотя бы несколько первых шагов. Если такой план есть, он понятен вам обоим, то я думаю, что встреча прошла успешно.

Отдельный вопрос — мотивация. Ментор всё-таки немножко коуч, и от встречи с ним что-то должно проясниться.

После встречи должны остаться положительные эмоции. Чтобы ты был не выжат, а, наоборот, замотивирован дальше копать.

Если мы говорим о бизнес-психотерапии, такое тоже бывает. В этом случае ты судишь об успешности встречи по своим ощущениям. И они обычно позитивные, если получилось человеку поднять настроение, убедить его, что проблемы нет. Или она меньше, чем он ожидал. Или дать понять, что он не один.

С точки зрения мотивации мне кажется, всё зависит от мастерства менторов. У меня в своё время были разные менторы. После встреч с некоторыми из них я был как выжатый лимон, но я был удовлетворён, потому что эти люди жёстко и без прикрас говорили правильные вещи. С другими, наоборот, ты радуешься, а потом начинаешь рефлексировать: “Эх, а к чему в итоге пришли?”, и кажется, что ни к чему.

Я в первую очередь за практический результат. А мотивация — это очень хороший, но побочный эффект, который может как возникнуть, так и не возникнуть.

Что хотели сказать

Менторство не даёт огромных обещаний, это «мягкая сила». Но ментору оно помогает упорядочить собственный опыт, расширить поле экспертизы и избавиться от выгорания, а менти — взглянуть на ситуацию out of the box, составить план действий и добиться цели.

Как говорил Эйнштейн, проблему сложно решить на том уровне, на котором она была сформулирована. Проблема может лежать прямо перед носом человека, но он её не видит, потому что обитает внутри той самой системы. Главное — не переставать пытаться её решить.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучинге

Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

Источник

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.

Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.

Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей

Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.

Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта

Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.

Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.

«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».

Стив Джобс о Майке Марккула

Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.

Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.

Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.

Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.

Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.

Где ментору и менти найти друг друга

Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.

На работе

Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.

В университете

Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.

В профессиональных интернет-сообществах

У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.

Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.

На специализированных порталах

Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.

Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.

Как выбрать ментора

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеОпределите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеСоберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеПодумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеОцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеНапишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеНе беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.

У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.

Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.

Как ментору проверить себя и как найти менти

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеПодумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеОцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеОбратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеЕсли HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингеВыберите подходящего подопечного и приступайте к работе.

«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».

Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика

Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.

Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.

Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.

Кто такой менти в коучинге. Смотреть фото Кто такой менти в коучинге. Смотреть картинку Кто такой менти в коучинге. Картинка про Кто такой менти в коучинге. Фото Кто такой менти в коучингекурс

Эмоциональный интеллект

Принципы эффективного наставничества

Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.

Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.

Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.

Равенство и доверие

Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.

В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.

Самостоятельность

Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.

Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.

Обратная связь

Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.

Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.

Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.

Работа с прогрессом и ожиданиями

Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.

Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.

Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.

Что почитать на тему менторства

Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *