Кто такой метельщик караколь
Караколь расправил плечи, почему героем «Города мастеров» стал дворник
Любимая с детства сказка, где есть герои и злодеи, красавица и чудовище а в финале добро побеждает зло. Казалось бы такая простая история, поражающая своей наивностью и предсказуемостью сюжета. Но любитель кино, смотревший фильм только в детстве, пересмотрев эту необыкновенную сказку в наши дни, увидит много нового, что было скрыто от детского взора. Давнишняя история противостояния ремесленников и феодалов, вдруг заиграет новыми красками и неожиданно окажется актуальна и в наши дни.
Сказка «Город мастеров» не то чем кажется на первый взгляд. Литературная основа пьеса «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» была написана очень непростым человеком в крайне непростое время. Пьеса незаурядной советской писательницы со сложной судьбой Тамары Габбе была написана в трагический 1943 год, поставлена в 1944 в Центральном детском театре, и отмечена сталинской премией.
Хотя действие пьесы происходит в средневековом городе. Любому даже самому юному зрителю в 1944 году было понятно, кто такие иноземные солдаты, кто наместник, а главное кто такой назначивший наместника король. Пьеса пронизана, ледяным холодом и мраком, исходящим от иностранных захватчиков.
И это не удивительно, писательнице довелось хлебнуть горя, страшную зиму 1941 она зимовала с больной матерью в блокадном Ленинграде.
За основу сказочного Города Мастеров взяты средневековые европейские города-коммуны, которые в советской историографии выделялись как прогрессивное явление. Прогрессивность этой системы заключалось в том, что налоги ремесленные и торговые цеха платили не феодалу, а направляли на развитие города и общественные нужды. Такой подход порождал феодальную реакцию, которая осуждалась классиками марксизма.
Хотя в сказочном городе-коммуне были выхолощены все признаки зарождающегося капитализма. Мало того были проведены аналогии с оккупированным советским городом. Например, захватчики запрещают празднование Первомая, одного из важнейших советских праздников. И свергают оккупантов именно в этот праздник солидарности трудящихся. Жители города Мастеров остаются в зависимости от средств производства, и захватившие мастерские феодалы имеют возможность эксплуатировать ремесленников. Только одному Караколю нечего терять кроме метлы и своих цепей. И подметает он не чей-то личный двор, а общественную площадь, то есть трудиться по заветам Маркса на благо всего общества. Поэтому именно он становится основной движущей силой освободительного движения.
Напряжение в пьесе строится на антагонизме свободного от оков феодализма и капитализма метельщика Караколи и лютого консерватора-реакционера герцога де Маликорна. Борьба между этими героями идет не только за красавицу Веронику, но также за умы людей и будущее человечества. Караколь исповедует позитивный курс на всеобщее равенство и справедливость, герцог стремится зацементировать классовое общество путем открытого террора.
Антагонисты этой сказки горбуны, но если герцога скрючило от увядания его эпохи, то горб метельщика от невозможности выпрямится под гнетом эксплуатации. Но скинув герцога со своего горба, этот пролетарий распрямился. В пьесе присутствовал волшебный предмет, меч советника наместника Гильома Готшалька, этим мечом, был убит Караколь. Когда этот обагренный кровью революционера меч вложили в руку мертвому Караколю, он возродился, и уже без горба. Затем под занавес герой спел песню о том, что больше ни один эксплуататор не залезет на горб трудящимся.
Как и автор пьесы, написавший сценарий к фильму писатель сатирик Николай Эрдман был очень непростым человеком с интересной судьбой. Мало того Эрдман и Тамара Габбе были выходцами из одной творческой среды, подвергались репрессиям, но в годы войны стали сторонниками советской власти. Разумеется, Эрдман отлично понимал заложение в пьесу смыслы, он перенес их в сценарий и даже усовершенствовал. В фильме горб Караколя оказался не горбом, а сложенными крыльями, он сразил эксплуататора и расправил крылья.
Неся в себя сложные философские смыслы, фильм не заостряет на них внимания и смотрится легко и непринужденно. Это произведение с двойным дном, где на поверхности лежат простые истины, а глубокие рассуждения проходят фоном. От того сказку можно смотреть как увлекательную приключенческую историю, не вникая в глубину потаенных значений. В чем безусловное достоинство фильма.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Микропересказ : Город Мастеров захватывают чужеземные солдаты. Метельщик-горбун вместе с друзьями освобождает город от захватчиков, избавляется от горба и женится на первой красавице города.
Действие первое
В старинном Городе Мастеров живут люди, которые умеют делать всё на свете. Город захватывают чужеземные солдаты, его правителем становится герцог де Маликорн, наместник чужеземного короля.
Герцог де Маликорн — наместник чужеземного короля, завоевавшего Город Мастеров; горбат, но скрывает это от жителей города.
За неугодные речи жителей города казнят или запирают в башне Молчания.
Раним утром на площади появляется метельщик, прозванный в народе Караколем.
Караколь — метельщик; красив, несмотря на горб; любимец горожан; настоящее имя — Жильберт.
Несмотря на то что юноша — горбун, он всегда весел и приветлив. Сегодня день его рождения. В этот же день родился и сын бургомистра, прозванный Клик-Кляком.
Клик-Кляк — сын бургомистра; невероятно глуп; настоящее имя — Нанасс Мушерон.
Старая гадалка, бабушка Тафаро, предсказывает Караколю, что он женится на первой красавице города и избавится от своего горба, когда избавит от горба город.
Бабушка Тафаро — старая гадалка.
Ты хоть и горбат, зато душа у тебя прямая. А бывает и наоборот.
Караколь дарит цветы первой красавице города Веронике.
Вероника — первая красавица в городе.
Это замечает Клик-Кляк и угрожает отправить горбуна в башню Молчания. Он рассказывает, что у советника герцога, Гильома Готшалька, есть волшебный меч.
Гильом Готшальк — советник герцога.
Народ ждёт майский праздник, но герцог отменяет его: песни и пляски мешают ему спать. Де Маликорн издаёт указ снимать шляпы перед ним и его советником. Нарушитель этого указа отправится в тюрьму. По предложению Караколя, все, кроме Клик-Кляка, развешивают свои шляпы на деревьях.
Караколь посмеивается над пришедшим на площадь Готшальком, и тот приказывает солдатам схватить первых попавшихся. Среди них оказывается и Караколь, но появившийся герцог всех отпускает, велев им заплатить крупный штраф. Друг Караколя, оружейник Мартин, забирает горбуна жить к себе.
Мастер Мартин — старшина оружейного цеха.
Вероника признаётся бабушке Тафаро, что неравнодушна к Караколю и не замечает, что он горбат.
Действие второе
Герцог де Маликорн приказывает советнику Готшальку узнать всё про Караколя. Его интересует, почему за простого метельщика так заступаются в городе. Кроме этого, герцог хочет знать, что говорят жители о нём самом.
К герцогу приходит Клик-Кляк с отцом-бургомистром. Клик-Кляк высмеивает Караколя за его горб, но советник приказывает ему замолчать, так как Маликорн — тоже горбун. Герцог приказывает отправить в башню оружейника Мартина.
Узнав от Клик-Кляка о первой красавице города, де Маликорн обещает помочь сыну бургомистра жениться на ней, если тот избавит город от Караколя. В противном случае герцог отдаст Веронику метельщику.
В замок прибывает Вероника с отцом. Де Маликорн предлагает девушке выйти замуж за Клик-Кляка, но та отказывается. Тогда герцог решает жениться на ней сам. Вероника против, но де Маликорн всё равно назначает день свадьбы.
На укромной лесной полянке, куда метельщик ходит за ветками, Клик-Кляк роет яму для Караколя. Вскоре там появляется герцог, и оба случайно падают в яму. Пришедший за ветками Караколь вытаскивает Клик-Кляка. Де Маликорн, представившийся хранителем печати, просит Караколя о помощи и в качестве награды предлагает метельщику печать на три дня.
Эта печать может послать человека на плаху, но она же может избавить тысячи людей от казни, от тюрьмы, от изгнания. Перед ней открываются все затворы и замки.
Караколь помогает герцогу, предварительно выманив печать. Герцог выбирается из ямы и сталкивает туда метельщика.
Действие третье
Наступает праздник, но народу не до веселья. Мартин и его друзья-оружейники заточены в башню, Караколь пропал, Веронику насильно выдают замуж за герцога.
На площади появляются носилки герцога под охраной солдат, а вслед за ними — ещё одни носилки. Из первых выходит переодетый Караколь, из вторых — герцог. Метельщик сражается с герцогом и убивает его, после чего советник Готшальк своим волшебным мечом убивает метельщика. Переодетые в солдат Мартин и его друзья поднимают восстание. Мартин забирает у советника меч.
Это судьба всякого, кто захочет отнять у нас свободу и честь. Берегите их, друзья! Дороже их нет ничего на свете.
Город свободен. Советник и Клик-Кляк с отцом схвачены. Готшальк просит, чтоб его казнили волшебным мечом, но народ чувствует подвох. По совету бабушки Тафаро, меч вкладывают в руку мёртвого Караколя и тот оживает. Он рассказывает, как его вытащили из ямы, он побежал к башне Молчания и освободил Мартина с друзьями. Народ замечает, что у Караколя больше нет горба.
Караколь предлагает Веронике выйти за него замуж, и девушка с радостью соглашается. Народ празднует освобождение и свадьбу Вероники и Караколя.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
КУДА ПРОПАЛ ГОРБУН КАРАКОЛЬ?
Георгий Лапето (1941) это пример артиста, который добившись всесоюзной славы и испытав превратности фарта, решил не участвовать в ярмарке тщеславия.
Поступив в театральный вуз, Лапето умудрился загреметь в армию. Забрили его после окончания первого курса.
Кинопроизводство солдат часто использовало в качестве бесплатной массовки. Вот и Лапето попал на площадку, где его увидела Елизавета Уварова. Уварова прославилась в кино исполнением ролей комических старух, самой известной из которых стала нянечка Арина Родионовна в фильме «Усатый нянь». Но это случилось много позже. А в 1965 Уварова играла бабушку Тафаро в сказке «Город мастеров».
Создатели картины никак не могли найти актера на главную роль горбатого метельщика Караколя. Уварова уговорила режиссера Владимира Бычкова посмотреть Лапето.
Это было стопроцентное попадание молодого парня в сказку со средневековым колоритом. Фильм «Город мастеров» одна из самых стильных, завораживающих советских картин и Лапето там просто бесподобен.
Почему же после впечатляющего дебюта Лапето махом пропал с экрана? Честно говоря, я думал, что парень из цирковых артистов (мелькала и такая ошибочная информация). То есть отснялся и вернулся на арену.
Нет, в его случае сработал эффект «проклятия сказки», когда артист, представ нереальным героем, в бытовой антураж не вписывается. Господи, да сколько их было! Тавров и Мызникова («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Седых («Морозко»), Катышев (ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ НА ЧАС) и Клюева («Варвара-краса, длинная коса»), Воскресенский («Финист – Ясный сокол»), Козинец и Петрова («Руслан и Людмила»), Жвания, Мальцева и Попова (ТРИ ДЕВОЧКИ И «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»). Это детей не считая… Ну и Лапето в этом перечне.
Конец режиссерской карьере Лапето положило приглашение вернуться к актерскому ремеслу. Он получил пусть не главную, но заметную роль капитана Декусарэ в байопике «Дмитрий Кантемир».
Эта роль не открыла Лапето дверь в кинематограф, но его заметили в Москве, пригласив в Литературно-драматическую студию ВТО.
Карьера вроде налаживалась, поскольку в ВТО Лапето давали серьезные роли. Только теперь точку в развитии столичной карьеры поставила любовь. Избранница Лапето актриса Евгения Иванчук играла в Смоленском драматическом театре. Не долго думая, Лапето переехал в Смоленск и стал работать рядом с женой.
Последний раз он мелькнул на большом экране в фильме «Война на западном направлении» (1990), сыграв Льва Мехлиса.
Надлом в жизни Лапето произошел в 1990-ых, когда из театра его попросили. А еще заболела мать жены. Чтобы за ней ухаживать, супругам пришлось на семь лет перебраться на Украину. Таким образом, актерскую карьеру пришлось завершить.
Кто такой метельщик караколь
Город мастеров, или сказка о двух горбунах
Пьеса в трех действиях, четырех картинах
(вариант, предназначенный для художественной самодеятельности)
Герцог де Маликорн – наместник чужеземного короля, завоевавшего город Мастеров.
Гильом Готшальк – советник герцога.
Мушерон – бургомистр, назначенный наместником.
Нанасс Мушерон, по прозвищу «Клик-Кляк», – его сын.
Мастер Фирен – старшина златошвейного цеха.
Вероника – его дочь.
Мастер Мартин, по прозвищу Маленький Мартин,-старшина оружейного цеха.
Мастер Нинош – старшина пирожного цеха.
Жильберт, по прозвищу «Караколь», – метельщик.
Бабушка Тафаро – старая гадалка.
Тимолле – мальчик лет 12-13, подмастерье.
Жители города Мастеров, солдаты наместника.
Занавес опущен. На нем изображен герб сказочного города. Посредине щита, на золотом поле, гривастый лев сжимает когтями извивающуюся змею. Из-за занавеса на просцениум выходит бабушка Тафаро. Она осматривает зрительный зал, затем герб на занавесе, потом снова поворачивается к зрителям.
Вот что мог бы вам рассказать этот серебряный лев с городского герба. Но так как он говорить не умеет, за него расскажу я.
Вы знаете; кто я такая? Люди зовут меня бабушкой Тафаро. Вам это имя незнакомо? Нет? А вот жители города Мастеров, который скрывается за этим занавесом, часто приходят ко мне за добрым советом… Знаете ли вы, почему этот старинный город называется городом Мастеров? Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол…
Все бы хорошо, – одно плохо…
Не знаю даже, как рассказать вам о том великом несчастье, которое обрушилось на наш город… Боюсь говорить… Как бы не услышали чужеземные солдаты! Они бродят по нашим улицам – смотрят, подслушивают, н стоит кому-нибудь сказать неугодное им словцо, его хватают н запирают в башню Молчания. Там стены без окон, а кругом глубокий ров, наполненный водой… Попасть в эту башню легко, а вот выйти из нее не легче, чем из могилы. И подумать только, что всего год назад мы жили вольно, весело, никому не кланяясь! Враги нагрянули на нас нежданно-негаданно. Силой и хитростью овладели нашим городом, а тех, кто мог поднять против них меч, казнили, изгнали или запрятали в башню Молчания. С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник. Это он издает все приказы о казнях и штрафах. Он запрещает старикам собираться по вечерам за стаканом вина, девушкам не велит петь за работой, а детям – играть на улицах. Но какой он из себя – никто не знает. Ни один житель города еще не видел его в лицо… Вот, друзья мои, какая беда стряслась над нашим городом. Ну, кажется, я заболталась с вами. Солнце уже взошло. Уйду-ка я отсюда, пока не попалась на глаза солдатам наместника.
Она уходит. Занавес раздвигается. Площадь старинного города. Раннее, свежее утро. На площадь выходит замок наместника и несколько домов средневековой архитектуры, с выступами п балконами, В арках, нишах и порталах – лавчонки уличных торговцев. Сейчас они еще пустые. Против замка наместника, у решетчатых железных ворот, стоит часовой с алебардой в руках. У одного из домов растет дерево. На площади, кроме часового, только один человек. Это горбун Караколь, метельщик. Он молод, движется легко, ловко и стремительно, несмотря на свой горб. Лицо у него веселое и красивое. В шляпу воткнуто несколько ярких перьев. Куртка украшена веткой цветущей яблони. Караколь метет площадь и поет.
Тема: «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Внутренняя и внешняя красота героев
Урок внеклассного и семейного чтения в 6 классе.
Тема: «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Внутренняя и внешняя красота героев.
Цели: заинтересовать детей творчеством и побудить их к чтению произведений писательницы.
обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писательницы; углубить знания о драматическом произведении;
развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения драматических произведений по ролям, умения работы с иллюстрациями к тексту художественного произведения;
воспитательные: воспитывать понимание не только внешней, но и внутренней красоты человека, воспитывать любовь к своему городу, развивать чувство патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: эвристический, репродуктивный.
Приемы: рассказ учителя, словарная работа, использование наглядности, сопоставительный анализ, беседа, комментирование, составление характеристики персонажей, выразительное чтение, чтение по ролям.
Слово учителя: ребята, вместе с литературными героями мы продолжаем наше путешествие в мир художественной литературы. Сегодня нас ждут не совсем обычные приключения, так как речь идет про драматическое произведение, про театр, для которого оно предназначается. В театре литературные герои оживают на сцене. Игра актеров заставляет зрителей жить жизнью героев произведения, переживать их приключения, плакать или смеяться, осуждать или сочувствовать. В далекие времена люди считали театральные представления важным государственным делом, увлекательным развлечением и сильным средством воспитания гражданина своей страны.
Сегодня каждый желающий из вас сможет выступить в роли актера.
II. Постановка целей и задач урока
На уроке мы познакомимся с основными моментами жизни и творчества писательницы Тамары Габбе; углубим знания о драматическом произведении, будем развивать навыки анализа художественного текста, чтения драматических произведений по ролям, продолжим работу с иллюстрациями к тексту художественного произведения.
III. Актуализация опорных знаний
Слово учителя: давайте вспомним, что такое драматическое произведение и с каким похожим произведением мы уже встречались на уроках литературы в прошлом году? (Драматическое произведение – это произведение, предназначенное для постановки в театре. Например, «Двенадцать месяцев».)
— Похожа ли эта сказка-пьеса на сказку-пьесу «Двенадцать месяцев»? (Да. Здесь тоже разговаривают звери, есть положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло).
— Из чего же состоит драматическое произведение?
Состоит из диалогов и монологов.
Игра «Вспомни понятие». На основе предложенного определения дайте понятие из теории литературы:
Разговор двух лиц.( Диалог).
Расширенное высказывание одного лица.( Монолог).
Высказывание каждого персонажа в диалоге. (Реплика).
Замечание автора о месте и времени действия, поступках героев, их реакции. (Ремарка).
Части, на которые делится пьеса (Действия и картины).
1. Слово учителя о жизни и творчестве Тамары Григорьевны Габбе.
Тамара Григорьевна Габбе (1903-1960) (слайд 1) в историю русской литературы вошла как детская писательница, драматург, фольклорист и редактор (слайд 2). Родилась в Петербурге в семье врача. Детство ее прошло в Финляндии (слайд 3).
В 1937 году Тамару Григорьевну и других сотрудников редакции арестовали по обвинению во вредительстве. Благодаря заступничеству известного детского поэта репрессий удалось избежать (слайд 6).
Известен такой необычный факт: когда её стали склонять к сотрудничеству «компетентные органы», дескать, нужны люди грамотные и образованные, она подтвердила, что видела протокол, который вёл и записывал следователь: «Это была совершенно безграмотная запись». И предложила заниматься грамматикой и синтаксисом с сотрудниками. Дальнейшие уговоры были бессмысленны, и её отпустили (слайд 7).
Во время блокады самоотверженно переносила лишения войны, помогала чем могла близким, знакомым, во время бомбёжек спускалась в убежище и рассказывала собравшимся там детям сказки, истории, чтобы хоть как-нибудь их развлечь и ободрить.
«Делала то, что и другие ленинградцы, — работала в пожарной бригаде, дежурила на чердаках, расчищала улицы. Делала кое-что и для радио. » (слайд 8).
Тамару Григорьевну очень ценили как талантливого литературного редактора. Она умела увидеть достоинства и недостатки в произведении и, не навязывая своего мнения, подтолкнуть авторов к продолжению работы над книгой (слайд 9).
В соавторстве с Габбе пересказала волшебные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена. Именно в её обработке мы читаем историю Д. Дефо про путешествие Гулливера в Лилипутию (слайд 10).
Но писательница создала собственные оригинальные пьесы: «Авдотья Рязаночка», «Хрустальный башмачок», «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» (фильм 1965 года «Город мастеров»), «Оловянные кольца» (фильм 1977 года «Кольца Альманзора») (слайд 11).
— Что вам запомнилось из моего рассказа о жизни и творчестве писательницы?
2. Словарная работа. Во время чтения сказки, возможно, вам попадались незнакомые слова. Давайте вместе выясним их значение.
3. Обмен впечатлениями по прочитанному, эвристическая беседа.
— Понравилась ли вам сказка? Почему?
— Какие народные сказки вам вспомнились во время знакомства с героями?
— С какими героями вы познакомились?
— Кто из героев вам запомнился? Почему?
— Что вас больше всего впечатлило в прочитанном? Почему?
— Какую разницу вы заметили между обычной литературной сказкой и пьесой-сказкой (не считая того, что слава написаны по ролям)?
— Где происходили события? (в городе Мастеров, в лесу).
— Почему этот старинный город называется городом Мастеров? Найти цитаты в тексте произведения. («Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол…»).
— Почему бабушка Тафаро боялась говорить о великом несчастье, которое обрушилось на город? («Боюсь говорить… Как бы не услышали чужеземные солдаты! Они бродят по нашим улицам – смотрят, подслушивают, н стоит кому-нибудь сказать неугодное им словцо, его хватают н запирают в башню Молчания. Там стены без окон, а кругом глубокий ров, наполненный водой… Попасть в эту башню легко, а вот выйти из нее не легче, чем из могилы»).
— Как изменилась жизнь города после того, как его захватили враги? («С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник. Это он издает все приказы о казнях и штрафах. Он запрещает старикам собираться по вечерам за стаканом вина, девушкам не велит петь за работой, а детям – играть на улицах»).
4. Работа с текстом. Выявление признаков сказки.
— В лесу живут необычные, понимающие человеческий язык, животные. Они ведут диалог, поют песенки. Лев, медведь и заяц приходят на помощь Караколю во время суда, обвиняющего его в краже, и становятся свидетелями его защиты.
— Караколь наделен даром понимать язык животных;
— борьба между добром и злом;
— добрая предсказательница бабушка Тафаро, предсказывает события в сказке, и они сбываются;
— превращение одного из горбунов в красивого статного юношу;
— победа добра над злом;
— Караколь и Вероника после победыстановятся женихом и невестой.
5. Викториа по содержанию пьесы-сказки.
Поучаствуем в викторине и проверим, насколько внимательно вы ознакомились с содержанием пьесы при самостоятельном чтении дома. Участвуют две команды. За каждый правильный ответ каждая команда получает по одному баллу. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов.
2. Почему Клик-Кляк во время суда над Караколем признался в содеянном? (Испугался свидетелей своего преступления – медведя, льва, зайца).
3. Что означает прозвище Клик-Кляк, назовите его настоящее имя. (Тик-Так, Нанасс Мушерон).
4. Что общего у Клик-Кляка и Караколя? (День Рождения).
5. После освобождения города от чужеземцев Мушерон, подтверждая кличку “хитрый лис”, сказал, что “наконец-то дождался счастливого дня, когда сможет передать цепь бургомистра законному владельцу”. А как объяснил Клик-Кляк, куда они спешат, подтверждая, свою кличку”ослиные уши”? (“Я шёл за отцом. Всё равно куда, лишь бы подальше от вас”).
6. Что означают слова Караколя: “Золото будет теперь блестеть на дереве, а серебро – на голове”? (Он имеет в виду шляпу Фирена, расшитую золотом и его седую голову).
7. Как объяснил Караколь, откуда у него появилось кольцо наместника? (“Я его купил на три дня у того, кого вытащил из ямы, а он роет яму всем нам”).
8. Какие подарки получил Караколь в день своего рождения? (Пирог, 2 лучших персика, 2 красивых пряжки, гадание –предсказание).
9. С чем бабушка Тафаро сравнивала горб Караколя? (С птицей сложившей крылья).
10. О каком обычае метельщиков рассказал наместнику Караколь? (Лазить по сучьям – делать метёлки).
11. Настоящее имя Караколя, что означает его прозвище? (Жильберт, улитка).
12. Бабушка Тафаро предсказала Караколю, что с ним что-то должно случиться тогда, когда “твой день придёт и час настанет”. Что же предсказала гадалка? (Избавление от горба).
13. За что а Городе Мастеров любят Караколя? (В городе привыкли петь за работой и плясать после неё, “а этот метельщик Жильберт знает много песен и даже сам сочиняет их”).
14. За что судили Караколя, кто был его обвинителем и его защитником? (За воровство. Защитник – Мартин, старшина оружейного цеха. Обвинитель – Мушерон, старшина ювелиров и часовщиков).
15. Что придумал Караколь, чтобы не снимать шляпу перед наместником? (Повесил её на дерево).
16. С помощью чего очнулся Караколь? (Волшебный меч “павшего поднимаю”).
17. Сам наместник говорил, чего он никогда не боялся и чего боится больше всего. Чего же не боится и что для него страшно? (“Я никогда не боялся и не боюсь человеческой глупости. Гораздо больше я боюсь ума”).
18. Что изображено на фамильном гербе наместника? (Трёхглавый дракон с тремя коронами).
19. У наместника на руке 2 перстня. В чём их особенности? (1 – фамильная печать, 2 – обручальное кольцо матери).
20. Какой выход предложил наместник для избавления от Караколя? (Выкопать яму, в которую провалится Караколь).
23. Что вышивает Вероника и её подруги? (Цветущий сад).
24. Что сделала Вероника после того, как наместник попросил её руки? Что сказала при этом? (Ударила по лицу “Вот вам моя рука”)
25. Что означают слова Вероники “Лес идёт на помощь “? (Из леса пришли люди во главе с Фиреном Младшим)
26. О чём попросила Вероника и её подруги Клик-Кляка, чтобы избавиться от него? (Купить 3 мотка шёлка, мешочек жареного миндаля, сходить погадать).
27. Как Вероника без слов могла позвать Караколя? (Раскрыть чёрный веер).
28. Что, по словам Фирена Старшего, жителям города Мастеров необходимо беречь больше всего? (Свободу и честь).
29. Во время майского праздника на площади должно быть дерево, какое? (Цветущая яблоня).
31. Какие 3 праздника отмечали в городе в один день? (1 –майский праздник, 2-день освобождения, 3- свадьба Караколя и Вероники).
32. На гербе города Мастеров изображены звери, почему именно эти звери? (“Будь смел, как лев, силён, как лев, осторожен, как заяц”).
33. Как называется главная площадь в городе? (Площадь Большого Мартина).
34. Как в городе Мастеров наказывают вора? (Если 1 воровство – отрубали левую руку, 2 – выгоняли из города).
Слово учителя. Молодцы! Вы очень внимательны. Хочу сказать вам, что сюжет сказки «Город Мастеров» был позаимствован Т. Габбе из старинной фламандской сказки-легенды о Вольном Городе Мастеров, захваченном чужеземцами. Действие сказки происходит в городе эпохи Позднего Средневековья, то есть XV-XVI века. В городе имеются типичные для обозначенной эпохи архитектурные сооружения. Первая картина в пьесе начинается с показательного в этом плане описания. Давайте его найдем и прочитаем:
Чтобы представить полную картину образа города Мастеров, составим кластер с основными моментами, характеризующими город.
6. Составление кластера «Традиции города Мастеров»
Вспомним, что такое аллегория? (Скрытый смысл).
Теперь давайте подробно рассмотрим героев, между которыми происходит борьба. Для того, чтобы увидеть, насколько они противоположны, несмотря на общий характерный недостаток во внешности, составим сравнительную таблицу-характеристику.
Подберите определения, характеризующие главных героев.
7. Составление сравнительной таблицы-характеристики Караколя и Бистеколя (Наместника)
Оба героя имеют горбы
Понимает язык животных и птиц
Обладает поэтическим даром и воображением
Теперь обратимся к иллюстрации к сказке. Отражает ли она ваше представление о героях?
8. Работа с иллюстрацией к сказке.
— Кто на ней изображен? (Караколь и Наместник)
— Какому эпизоду сказки посвящена иллюстрация? (Эпизод, где описывается как Караколь вытянул Наместника из ямы)
— Так ли вы представляли себе героев?
— По каким признакам мы можем отличить Караколя от Наместника?
— Где происходят события, изображенные на картинке?
— Какое это время года?
— Теперь опишите иллюстрацию в целом.
9. Чтение по ролям эпизода, передающего изображение на картинке (с элементами инсценировки).
Мы говорили, что драматическое произведение предназначено для постановки в театре. Представьте, что вы актеры и у каждого своя роль. Давайте попробуем выразительно прочитать по ролям этот эпизод, стараясь передать интонацией образ героев, изображенных на рисунке.
(обучающиеся выбирают себе роли и читают эпизод из сказки )
2. КЛИК-КЛЯК. Как ты смеешь называть меня беднягой, старуха! Кажется, в городе нет никого богаче Мушеронов. Одни эти часы (вынимает из кармана большие золотые часы) стоят дороже, чем вся твоя лавка с тобой в придачу! А у меня их вон сколько! (Показывает самые различные часы — большие и маленькие, на длинных и коротких цепочках, с боем и без боя.)
КАРАКОЛЬ. И что же, все они у тебя показывают разное время?
КЛИК-КЛЯК. Нет, на всех часах у меня без четверти десять.
КАРАКОЛЬ. Зачем же ты носишь столько часов, если все они показывают одно время?
КЛИК-КЛЯК. Но ведь это мои часы! Кому же их носить, если не мне?
БАБУШКА ТАФАРО. Вот я и говорю — бедняга. (Бабушка соглашается с тем, что Клик-Кляк богат, однако душа его бедна, а голова пуста. То есть подразумевает, что он глупец, дурак, никчемный человек.).
3. ГИЛЬОМ. Отвечай прямо. Если дед твой еще не умер, то где он живет?
МАРТИН. Повсюду! В рассказах наших стариков, в песнях наших девушек, в играх наших мальчишек. Да вот эта площадь, на которой вы изволите со мной разговаривать, называется площадью Большого Мартина. Он был первым старшиной оружейного цеха, мой дед, и научил нас ковать славные мечи и не худо владеть ими. (Многие жители города Мастеров уважали Большого Мартина как человека и мастера своего дела. Он послужил им примером, поэтому память о нем будет жить в новых поколениях. Ведь память о наших предках составляет одно из главных богатств нашей души. Для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы, передавали нам свой опыт. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.).
4. КАРАКОЛЬ. Если у человека голова на плечах, а не только шляпа на макушке, он уж придумает, как быть. (Караколь хочет сказать, что если человек не обделён умом, то он любые невзгоды воспримит с улыбкой и всегда найдет выход из любой ситуации).
6. МАРТИН (Клик-Кляку и Мушерону). Скоро вы оба избавитесь друг от друга. Лису выдал хвост, осла – уши. (Мартин имеет ввиду, что Мушерон попал в беду, пытаясь обхитрить других людей, а Клик-Кляк из-за своей глупости.)
7. ЛОРИАНА. А сейчас его нет, как не бывало! Посмотри, Вероника, какой он стал красивый, наш Караколь
МАРГАРИТА. Прямой, статный! Как он переменился!
ВЕРОНИКА. Разве? А по-моему, он всегда был такой.
БАБУШКА ТАФАРО. Правда, Вероника! Он всегда был такой, да не все это видели. (И Вероника, и Бабушка Тафаро имели ввиду, что за добрым сердцем не видно недостатков человка, поэтому они всегда видели в Караколе красоту его души, не замечая горба).
11. Работа с текстом произведения. Найти и прочитать цитаты с высказываниями героев, в которых звучит народная мудрость пословиц и поговорок:
1. Горбатого могила исправит. (КАРАКОЛЬ. Вон оно как! Значит, подожди, горбатый, пока тебя могила не исправит. А до той поры и с горбом походи).
2. Кто высоко поднимается, тот низко падает. (КАРАКОЛЬ. Видишь, как это просто! А вот удастся ли так же ловко спрыгнуть на землю твоему папаше, нашему новому бургомистру? Уж больно он высоко забрался).
3. Не рой другому яму – сам в нее попадешь. (НАМЕСТНИК. Если вырыть – будет… Бургомистр Мушерон, вы умный человек. Научите сына, как надо рыть яму ближнему).
V. Систематизация знаний. Игра «Да/Нет». Подтвердите или опровергните утверждение.
1. В этой пьесе используется сочетание фантастики и жизнеподобия. (Да)
2. Вероника говорит, что не замечает горба Караколя, потому что ослеплена любовью (Нет).
3. Предсказание бабушки Тафаро готовит зрителя к тому, что произойдет (Да).
Звери с герба города наблюдают за событиями (Нет).
4. Прозвище Клик-Кляк передает его страсть к часам (Да).
5. Темой пьесы является борьба за свободу города (Да).
6. Герцог де Маликорн скрывается от горожан, потому что боится их (Нет).
7. В «Городе Мастеров» Т. Габбе соединила вымысел с фольклорным сюжетом (Да).
8. В создании характеров двух горбунов автор использует антитезу (Да).
9. Большой Гильом притворяется непобедимым (Нет).
10. Нравственный смысл сказки важен во все времена для всех людей. (Да).
— Какова главная мысль этой сказки? Чему она вас научила?
— Чем интересна сказка?
— Какие серьезные проблемы, которые волнуют людей во все времена, раскрыты в сказке? (тема борьбы добра со злом, тема дружбы и любви, красоты внутренней и внешней, любви к своему городу/стране.)
VII. Оценивание работы на уроке.
VIII. Домашнее задание. Посмотреть одноименную экранизацию сказки и написать сочинение на одну из тем: «Каким я представляю город Масторов?», «Традиции моего города», «Мое впечатление от просмотра экранизации пьесы-сказки «Город Мастеров».