Кто такой методист в институте

Методист: чем он занимается?

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.

Кто такой методист

планирование работы педагогического состава;

координация их деятельности;

организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Источник фото: diana.grytsku/freepik

В чем заключаются обязанности методиста

Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:

оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);

организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);

поиск и прием на работу новых сотрудников.

Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы.

Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.

Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр. На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг.

Профессиональные требования к работнику

Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.

Стандартными требованиями к методисту являются следующие:

высшее педагогическое образование;

знание последних методик обучения;

грамотная речь (устная и письменная);

желание развивать профессиональные навыки.

Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.

Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.

Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.

Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.

Как стать методистом

Психология и педагогика;

Педагог начального образования;

Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.

В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Источник фото: prostooleh/freepik

Личностные качества методиста

Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:

Дополнительно методист должен:

обладать аналитическим складом ума;

иметь хорошо развитые внимание и память;

иметь организаторские способности;

знать психологию человека.

Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.

Где требуются методисты

Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.

Возможность карьерного роста

Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.

Сколько зарабатывает методист

Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:

постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;

использование творческого и интеллектуального потенциала;

Источник

Методист (в педагогике)

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Методист (от греч. methodos – следование чему-нибудь.) — педагог, изучающий и разрабатывающий методы преподавания, ответственный за их качественную реализацию в педагогическом коллективе; специалист по методике какого-либо предмета. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования. Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование. Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности – заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).

Педагог всегда работает по плану: в нем намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники. Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях).

Дипломированный воспитатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует. Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности. О нововведениях педагогам рассказывают именно методисты, стимулируя педагогов осваивать новые приемы и способы проведения занятий. Это оптимизирует образовательный процесс. Например, сейчас активно используется практико-ориентированный подход (обучение, основанное на практической деятельности в реальном рабочем пространстве: начиная от разработки проектов и завершая включением учеников в производственную деятельность). Именно методисты прорабатывают связь между утвержденными учебными программами и новыми методиками.

Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и стремиться внедрять наиболее удачные в практику педагогов. Он:

Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся рядовые педагоги, но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку, так как работа с методиками требует особых знаний, умений и навыков. Особое внимание нужно уделить изучению стандартов, положений, методических рекомендаций по тем или иным учебным программам и дисциплинам. Эти стандарты разрабатываются, утверждаются, согласовываются Министерством просвещения, и от методистов требуется строго соблюдать их.

Поэтому методист — это связующее звено между образовательной системой, стандартами, педагогами и творческим процессом обучения.

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Без понимания педагогики, психологии, преподавательского опыта и глубоких знаний установленных государством регламентов работать методистом невозможно.

Рабочее место

Детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры.

Оплата труда

В онлайн-школах методисты могут получать от 60 000 до 120 000 рублей (максимальная сумма, которую предлагают в специализированных чатах, а не на сайтах вакансий, — для онлайн-школ сотрудников ищут прежде всего в таких чатах).

Зарплата методиста (в педагогике) на ноябрь 2021

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Важные качества

Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями, неригидность (способность быстро адаптироваться под меняющиеся условия), эмпатия, системное мышление, логика, высокий уровень профессиональной и личной ответственности, готовность помогать.

Знания и навыки

Владение научно обоснованными развивающими методиками, методиками обучения, преподавания. Хороший методист продолжает свое образование постоянно: он посещает тематические конференции, семинары, проходит курсы повышения квалификации.

Методисту необходимо досконально знать образовательные программы, стандарты и рекомендации, по которым ведется подготовка учеников. Важно обладать гибким мышлением, чтобы соединить эти стандарты с педагогическим мастерством тех специалистов, которые работают вместе с методистом в конкретном образовательном заведении.

Обучение методистов (в педагогике)

Курсы

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

Кто такой методист в институте. Смотреть фото Кто такой методист в институте. Смотреть картинку Кто такой методист в институте. Картинка про Кто такой методист в институте. Фото Кто такой методист в институте

О профессии методиста из первых уст

Где учиться профессии методиста? И где лучше учиться (вуз, колледж, курсы)? Самый лучший вуз, колледж или самые достойные курсы, по вашему мнению.

Я придерживаюсь позиции «Не место красит человека, а человек — место». Профессиональный (как и личный) успех человека зависит от его отношения к учебе, работе, жизни. В целом образовательные программы вузов однотипны — их утверждает Министерство образования, а эффективность учебного процесса зависит от профессорско-педагогического состава и платформ для практики учащихся.

Как и в любой другой деятельности, методисту нужно как можно быстрее апробировать полученные знания на практике. Чем в большем количестве проектов он принял участие, тем богаче не только его методический багаж, но и опыт преломления методик под педагогический коллектив. Поэтому важно, где конкретно будут проходить практику будущие методисты: выбирая вуз, надо проанализировать, с какими образовательными организациями заключены договоры о приеме практикантов и какие конкретно задачи будут выполнять практиканты.

Список таких организаций должен быть широким (не менее 50), а задачи для практикантов — реальными и из реальной деятельности. Приносить кофе и делать ксерокопии документов — это не рабочие задачи для будущего методиста. Необходимо, чтобы уже во время практики студенты могли провести какое-то исследование обучающихся (например, внедрить новый метод проведения занятия и отследить его эффективность).

Узнать, как проходит практика и куда отправляют студентов, можно на дне открытых дверей — они проводятся во всех вузах. Надо пообщаться не только с преподавателями, но и со студентами, которые честно и без купюр ответят на все вопросы. И, конечно, поступив в вуз (или в колледж), нужно действительно учиться, а не рассчитывать на силу диплома — сегодня работодатели смотрят на конкретные компетенции, проекты и результаты работы методиста, а диплом часто нужен лишь для проформы. В онлайн-школах, например, диплом вообще не спросят.

Насколько методисту сложно пробиться и стать известным? От чего зависит карьерный успех? Только ли от таланта и работоспособности?

Есть два ключевых направления, в которых методист может обрести ту или иную степень известности: первое — исследовательская деятельность, второе — частная практика. Известность с точки зрения популярности среди масс в этой профессии маловероятна, так как обычно такая известность связана со сплетнями, скандалами, сенсациями. Хотя если методист станет автором какого-либо скандального законопроекта (в соавторстве с депутатом, например), то шансы есть. Но это гипотетично.

Итак, известность в исследовательской деятельности. Если методист регулярно пишет научные публикации, аккумулируя в них опыт образовательной организации, в которой работает, и делает ценные выводы об организации учебного процесса, дает какие-либо рекомендации профессиональному сообществу, выстраивает гипотезы о дальнейшем развитии образовательной системы, то есть реальная возможность стать известным в профессиональной среде. В этом случае методист станет постоянным спикером профессиональных конференций, к нему будут прислушиваться коллеги, и он сможет влиять на вектор развития образовательной системы. Для расширения сфер влияния такие методисты пишут книги, пособия, учебники.

Второе направление — частная практика. Методисты, на высшем уровне разбирающиеся в стандартах обучения той или иной программе, дисциплине, профессии, могут консультировать коллег и образовательные организации. Сейчас популярны услуги под ключ: опытные методисты выстраивают учебный отдел в новом образовательном центре (или проводят его реорганизацию), затем переключаются на новый подобный проект. Естественно, такие методисты приобретают известность среди заказчиков, которые их рекомендуют. В данном случае методист не привязан к конкретной образовательной организации и самостоятельно выстраивает свою занятость.

Какие у методистов есть варианты развития карьеры?

Варианты развития карьеры можно условно разделить на два вектора: государственный и частный.

В государственном векторе методист, занимая должность заместителя заведующего образовательной организацией (детским садом или школой), может стать руководителем. Если, конечно, обладает достаточным опытом, повышает квалификацию и умело справляется с управленческими функциями, так как, занимая должность методиста, он управляет не людьми, а учебными процессами. В вузе такой вариант развития карьеры маловероятен, так как методисты в высшей школе обычно работают прежде всего с документооборотом (профессорско-преподавательский состав в вузах в обязательном порядке владеет методическими знаниями, и руководящие должности выбирают из их числа).

Методисты, заинтересованные в повышении статуса, нередко уходят в государственные структуры: городские, областные, региональные комитеты образования, где и выстраивают карьеру. Можно стать начальником управления образования и даже руководителем. Как правило, такой путь проходят через руководство образовательной организацией — директора школ нередко переходят в управление образованием.

В частном векторе это прежде всего частная практика: консультирование, проектная деятельность, заказы на разработку учебных программ. Здесь методист может работать как фрилансер, повышая свой статус через авторские статьи и публикации, и как руководитель собственного методического центра. К слову, руководство методическим отделом в частных организациях оплачивается выше, чем в государственных. Безусловно, частная практика потребует от методиста несколько иных компетенций, нежели чем работа в госструктурах, — это бизнес-мышление, управление финансами, взаимодействие с клиентами и другие знания, умения, навыки, присущие предпринимателям.

Также сегодня становится все более востребована новая точка профессиональной самореализации методиста — методология. Методологи не выполняют написанные кем-то стандарты, а сами создают их. Это очень нужно в современном мире, где регулярно появляются новые профессии. Например, профессии таргетолог, SMM-специалист, продюсер онлайн-курсов есть, а профстандартов по ним нет. И множество образовательных программ (офлайн и онлайн) выстраиваются так, как считает нужным конкретный эксперт. Единства нет, пока не будет стандартов. Их разрабатывают методологи, и эта профессия может стать новой ступенью для развития карьеры методиста.

Какие не очень приятные грани профессии открылись после того, как закончилась учеба и начались «обычные трудовые будни»? И вообще, все, что хотите сказать тем, кто присматривается к профессии методиста любого профиля.

Методическая работа — это способность сочетать творчество и рутину. От методиста требуется разбираться в стандартах, которые обновляются регулярно и очень часто в мелочах. Видеть эти мелочи и понимать суть изменений не всегда бывает просто, особенно в начале профессионального пути, когда крайне сложно разбирать официально-деловой язык регламентирующих документов. В принципе, если вам с первого раза понятно то, как изъясняюсь я, то вы вполне способны работать методистом :).

Также методисту нужно оформлять много документов (очень много документов: ведомости, планы, отчеты, сводки, нормативы и др.) — важно искренне любить это дело, как, например, бухгалтеры любят сводить цифры. Иначе голова пойдет кругом, а рутина и документооборот перекроют все творческие начала.

А творить крайне важно. Методист, читая стандарты и регламенты, должен сразу представлять, какие приемы, инструменты и подходы использовать для развития в учениках той или иной компетенции. Учебный процесс должен быть не только правильным (соответствующим стандартам), но и увлекательным, и именно от методиста во многом зависит, будет ли он таковым. Чем больше творческих решений, технических возможностей и социальных приемов использует методист, внедряя их в работу педагогов, тем ярче будет обучение и выше результаты учеников. Это надо регулярно проверять исследованиями, и нужно уметь находить на них время: за документооборотом методисты часто забывают о том, что исследовательская деятельность тоже входит в круг их обязанностей.

Наконец, важно уметь соблюдать баланс между стандартами, способностями педагогов той образовательной организации, где работает методист, и возможностями учеников. Работа методиста в детском саду для обычных ребят и для ребят с особыми образовательными потребностями будет сильно отличаться. А работа методиста в частном языковом центре совершенно не похожа на работу методиста в спортивной школе. При этом цели, задачи, компетенции и инструментарий у всех методистов плюс-минус одинаковые. Так что нишевизация в профессии влияет на профессиональное развитие методиста: бывает, что, перейдя из одной образовательной организации в другую, методист резко останавливается из-за необходимости погрузиться в специфику нового направления.

Главное — профессию методиста точно нельзя назвать скучной. Сочетая рамки с полетом фантазии, методисты делают образовательный процесс ярким и запоминающимся. Лишь бы педагоги, с которыми работает методист, были так же заряжены на творческую работу, как и он сам. И здесь уже нужно быть хорошим учителем и психологом, чтобы донести до других свои идеи и мотивировать использовать их в своей работе.

Источник

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].

1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— основы педагогики, педагогической психологии;

— основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы налогового, экономического и экологического законодательства;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— правила ведения документации по учебной работе;

— содержание программы обучения в образовательной организации и основных требований к их подготовке;

— содержание и порядок проведения занятий, методику учебных материалов для всех видов занятий;

— методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Методист учебного отдела ВУЗа:

2.1. Обеспечивает составление документации по [факультету/образовательной организации].

2.2. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами.

2.3. Составляет учебное расписание преподавателей.

2.4. Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей и т. д.

2.5. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления).

2.6. Регистрирует входящую и исходящую переписку.

2.7. Готовит расписания экзаменов и зачетов.

2.8. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).

2.9. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.

2.10. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.

2.11. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов) и заполнение журналов групп преподавателями.

2.12. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).

2.13. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.

2.14. Оформляет учебные карточки и переводные дела студентов.

2.15. Составляет справки об обучении в образовательной организации для предоставления студентами в государственные органы, организации и т. п.

2.16. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.

2.17. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.

2.18. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.

2.19. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.

2.20. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.

2.21. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.

2.22. Готовит необходимые документы по запросу бухгалтерии, отдела кадров, иных подразделений [института, университета].

2.23. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов.

2.24. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Методист учебного отдела ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.4. Выносить на рассмотрение руководства вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.6. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Методист учебного отдела ВУЗа несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *