Кто такой мэтр журналистики

Наследие мэтров: проект «Медиана» сохранит опыт отечественной журналистики

Виртуальную хрестоматию по истории советских и российских медиа создали на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». «Медиана» –- уникальный в своем родне образовательный проект. В его создании приняли участие мэтры отечественных СМИ, передает корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.

На экране мэтры советской и российской журналистики. Их руками создавались газеты, журналы, радиостанции, информагентства и телеканалы, многие из которых работают и сегодня. Опыт этих людей бесценен и им, конечно, есть чем поделиться с будущими специалистами в сфере медиа.

«Я помню пожилых знакомых, которые рассказывали фантастические истории. И я все время думал: надо бы это записать. Но все время же руки не доходят. И я подумал, что для этого нужны усилия коллективные. В данном случае это может быть взаимовыгодно и для сохранения исторической памяти, и для образования, и для развития изучения вот этого всего», – сказал декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий.

Коллективными усилиями студентов и руководства факультета коммуникаций, медиа и дизайна исследовательского института Высшая школа экономики создан уникальный в своем роде проект «Медиана».

«Честно говоря, я просто не знаю аналогичных проектов, во всяком случае, в России. Я знаю, что наши коллеги из журнала «Техника кино и телевидения» проводят ряд аналогичных интервью, но это печатное издание, и они больше делают упор на личность и на то, как она оказался в профессии. У нас же хорошо структурированное заранее подготовленное интервью. То есть мы не ограничиваем в том, что человек хотел рассказать, но мы подводим к ответам, которые нас интересуют», – отметил генеральный директор ВЦИОМ-МЕДИА Алексей Малинин.

Цель «Медианы» – рассказать историю отечественных СМИ от лица ее создателей, а также дать возможность будущим журналистам поработать над профессиональным проектом вместе с настоящими мастерами медиаиндустрии. Молодые и амбициозные не заставили себя ждать. На презентации собрались школьники и студенты, которые хотят связать свою профессиональную жизнь со сферой медиа.

«Если бы меня пригласили поработать, как стажера, например, на написании статей, собственно, чем я занимаюсь сейчас в школе, я бы с удовольствием поучаствовала, показала все свои силы, что я могу», – рассказала ученица медиакласса Виктория Кузнецова.

На сайте «Медианы» уже около десятка интервью с экспертами: от Эдуарда Сагалаева до Владимир Молчанова. По плану до конца года их количество увеличится до 30.
Телеканал «МИР» в эфире 29 лет и, конечно, у него своя особенная роль в истории медиа. Создавался он вскоре после распада Советского Союза. Одной из важных целей было сохранить культурную связь между народами, которые еще вчера жили в одной стране, а уже сегодня оказались в разных.

На площадке онлайн-платформы «Медиана» своим опытом поделился генеральный продюсер телеканала «МИР». Павел Корчагин рассказал, как формируется вещание для многонациональной аудитории.

«У нас есть большое количество так называемых консолидированных программ, которые мы делаем совместно с нашими коллегами: из Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Армении, Азербайджана, из Беларуси, из Молдовы. Во всех этих странах существуют или корпункты, или большие достаточно представительства. В некоторых работают десятки человек. Они делают очень интересную продукцию, которую мы совместно запускаем», – рассказал генеральный продюсер МТРК «МИР» Павел Корчагин.

Ограничиваться Москвой создатели «Медианы» не намерены. В планах со студентами из вузов других городов России и не только. В региональной журналистике не меньше специалистов, чей опыт будет полезен новому поколению.

Источник

Значение слова «мэтр»

Кто такой мэтр журналистики. Смотреть фото Кто такой мэтр журналистики. Смотреть картинку Кто такой мэтр журналистики. Картинка про Кто такой мэтр журналистики. Фото Кто такой мэтр журналистики

1. книжн. учитель, наставник, мастер, признанный авторитет ◆ Вот вы, я вижу, считаете меня мэтром. А я чувствую себя учеником. Ни вы, Олеша, не мэтр, ни я не мэтр. Ведь вам иногда приходит в голову, что вы мэтр? // Опять смех: правда, я иногда думаю, что я мэтр! Олеша, «Встречи с Алексеем Толстым», 1965 г. // «Повести и рассказы» ◆ Славящийся неординарным мышлением мэтр мирового кино приехал в Москву и дал мастер-класс в день открытия «Святой Анны». «Престиж золотой середины», 08.04.2002 г. // «Культура» (цитата из НКРЯ)

2. устар. почётный титул, форма обращения к духовному лицу; господин, владыка ◆ — Тес, милая Лиенарда, — сказала её соседка, хорошенькая, цветущая, по-праздничному расфранченная девушка, — он не духовное лицо, а светское, к нему следует обращаться не «мэтр», а «мессир». Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери» / перевод с франц. Н. Коган, 1831 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Кто такой мэтр журналистики. Смотреть фото Кто такой мэтр журналистики. Смотреть картинку Кто такой мэтр журналистики. Картинка про Кто такой мэтр журналистики. Фото Кто такой мэтр журналистикиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шелушиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Мэтр журналистики

Арслан Хасавов о современных отечественных СМИ и людях, которые их делают

Кто такой мэтр журналистики. Смотреть фото Кто такой мэтр журналистики. Смотреть картинку Кто такой мэтр журналистики. Картинка про Кто такой мэтр журналистики. Фото Кто такой мэтр журналистики

Недавно побывал на университетском факультативе известного журналиста. За годы своей деятельности (а ему, судя по «Википедии», уже 45), он научился неплохо выражать мысли, периодически оживляя публику актерским талантом — то драматически вздернет бровь, не услышав ответа на заданный вопрос, то начнет пританцовывать под одну из частей второго концерта Рахманинова.

В самом начале встречи он поинтересовался, нравится ли нам информационное поле, в котором мы существуем и практически тут же услышал несколько хамское в этих обстоятельствах: «Ага, вполне».

«Ага, вполне. — Задумчиво повторил он и, сделав два шага к окну, на мгновение потупил взор и сказал будто бы с вызовом. — А мне не очень».

«Если у вас умеренно плохой вкус, то у вас больше шансов стать известным журналистом, — следом заявил он, — потому что стать известным журналистом в „этой стране“ при хорошем вкусе невозможно».

В общем, он задыхался в спертом воздухе отечественных медиа и, очевидно, следуя заранее подготовленному плану, призвал нас поразмыслить, почему в информационную повестку дня попадают события, мало что значащие для каждого из нас по отдельности.

«Почему мы проявляем такой интерес к событиям в Донбассе, нисколько не беспокоясь о жизни наших соседей по лестничной клетке?», — вопрошал он, иногда, впрочем, не без сарказма употребляя слова «укрофашист» и «ватник».

Он намеренно не вводил понятия чрезвычайного положения, а я пытался возразить мэтру, что, мол, ничего в этом удивительного нет — мы ведь люди, и нас интересует все на свете, включая и пока весьма далекий от нас чуть ли не мифический вирус Эбола.

Стараясь не задерживаться подолгу на одной мысли, он гнал тройку воркшопа дальше, позволяя себе некорректные сравнения в отношении любви и ненависти, больше походившие на попытку сравнить карандаш с троллейбусной остановкой.

«Новости, построенные на ненависти популярнее, потому что их легче рассказать… — говорил он, заложив руки за спину. — С любовью все сложно — девушка, сидящая за столиком в кафе и улыбающаяся вам, может испытывать целую гамму чувств, предугадать которую невозможно, а вот человек, подошедший к вам в этом кафе и ударивший в нос, очень доходчиво сообщает, что вы ему чем-то не понравились».

Тем временем, известный журналист продолжал: «До „Ромео и Джульетты“ Шекспира никакой такой любви не существовало».

«Постойте, — подумалось мне, — а как же „Лейла и Маджнун“ Низами?».

Вообще говоря, все это было довольно любопытно — широкий блин знаний, выдаваемый за некую интеллектуальную силу, на поверку оказывался слишком тонким, а кое-где и вовсе порвавшимся настолько, что сгущенное молоко этих пробелов не только измазало пальцы, но и крупно закапало на стол.

Он подменял понятия, сравнивал не поддающееся сравнению, уходил от прямых вопросов, проговаривал вслух и вещи по-настоящему возмутительные.

На вопрос одной студентки о том, куда бы он посоветовал идти работать после окончания ВУЗа, он просто развел руками и, качнувшись на широкой подошве походных ботинок, ответил: «Даже и не знаю, придумайте, например, свое собственное СМИ».

И как практически любое его утверждение, этот ответ родил еще одно противоречие — так почему же он сам тогда, например, его не придумает?

Нет, у него самого дела шли неплохо — он находил где разместить свои тексты, систематически публиковал в крупных издательствах пользовавшие сдержанной популярностью книги, периодически мелькал со своим «особым мнением» в либерально настроенных теле- и радиоэфирах.

Но кто же был виноват в том, что рынок отечественных СМИ действительно далек от идеала, особенно в части, касающейся политической журналистики? Кто, если не он, этот мэтр, дающий мастер-классы в университетах двух столиц, и его коллеги, разъехавшиеся кто куда, чтобы издалека высмеивать тех, кто остался?

Прокручивая эту встречу в сознании по пути домой, я понял, почему ему и многим, похожим на него по складу мышления журналистам, овладевшим профессией и даже умудряющимся на этом зарабатывать, стало «душно» в окружении отечественных СМИ.

Дело в том, что руководители этих самых СМИ — по сути их конкуренты на рынке труда — как правило, обладают более структурированным багажом знаний, а кроме того готовы ответить за каждое сказанное слово.

Ну и если не доказать свою правоту, то, по крайней мере, внятно объяснить свою позицию.

Источник

Смелость и неординарность: стиль работы мэтра тележурналистики Анатолия Лысенко

Кто такой мэтр журналистики. Смотреть фото Кто такой мэтр журналистики. Смотреть картинку Кто такой мэтр журналистики. Картинка про Кто такой мэтр журналистики. Фото Кто такой мэтр журналистики

Анатолия Лысенко, мэтра советского и российского телевидения, называл «папой» Влад Листьев. Именно Лысенко предложил Листьеву идею знаменитого «Поля чудес». Анатолий Лысенко пришел на телевидение в 1956-м. Работал внештатным автором и ведущим молодежных программ. Участвовал в организации легендарных телепередач. КВН, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Что? Где? Когда?». В 87-ом создал программу «Взгляд». Она стала символом перестройки и перевернула представление советских зрителей о тележурналистике. Ведущие программы поднимали темы, которые раньше обсуждали только на советских кухнях.

«Взгляд» начинался в одиннадцать и плавно переходил где-то до двух часов иногда. Эпоха была такая взрыва, тяги к информации, нам хотелось сделать телевидение с честной информацией, телевидение непартийное, общенародное», – говорил Лысенко.

Творческая смелость, неординарность, умение выстраивать прямой, доверительный диалог со зрителем всегда отличали его стиль работы. С 1990 по 1996 год Анатолий Лысенко руководил ВГТРК. По его инициативе было принято заявление о безоговорочной поддержке действий президента Бориса Ельцина после разгона Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. Принимал участие в создании ТВЦ. За десятиления работы на телевидении воспитал целую плеяду талантливых журналистов.

«В группе, которая получила Госпремию, когда мы получили за нашу биографию, были переводчик с албанского, специалист по водолазному делу, два инженера, два педагога, один ветеринар, один театральный художник и ни одного журналиста.Мне кажется, нужно иметь специальность, а журналистика, это такое ремесло, которому можно обучиться», – отмечал Лысенко.

Анатолий Лысенко до последних дней был верен главному делу свой жизни. В последние годы возглавлял Общественное телевидение России, которое сам же и создал.

Источник

Мэтров журналистики похоронили рядом

Кто такой мэтр журналистики. Смотреть фото Кто такой мэтр журналистики. Смотреть картинку Кто такой мэтр журналистики. Картинка про Кто такой мэтр журналистики. Фото Кто такой мэтр журналистики

В Москве простились с двумя легендарными журналистами-международниками, которых, без преувеличения, знала в лицо вся страна. Валентин Зорин и Игорь Фесуненко ушли из жизни на этой неделе. Они были коллегами, вместе работали над созданием программ «Международная панорама» и «Сегодня в мире».

В Москве простились с двумя легендарными журналистами-международниками, которых, без преувеличения, знала в лицо вся страна. Валентин Зорин и Игорь Фесуненко ушли из жизни на этой неделе. Они были коллегами, вместе работали над созданием программ «Международная панорама» и «Сегодня в мире». Именно глазами этих профессионалов советский зритель привык видеть мир и доверял этому взгляду.

В профессии он один такой. Валентин Зорин — человек-эпоха. Интервью с Гельмутом Колем и Индирой Ганди, Маргарет Тэтчер и Шарлем де Голем. Его собеседники — все американские президенты от Эйзенхауэра до Клинтона. Свой среди чужих. Валентин Зорин приоткрыл железный занавес для советских людей.

«Зорин сделал политику, именно внешнюю, предметом обсуждения, и это была революция. Он был уважаем и в мире, и внутри страны. Он заложил основы профессиональной тележурналистики. Как Гагарин в космосе, он был Гагариным на телевидении», — отметил Дмитрий Киселёв, генеральный директор МИА «Россия сегодня».

«Его знают и помнят многие люди миллионы людей, дети этих людей. Я знаю, что мой Артем, например, очень любил Валентина Сергеевича. Дай Бог, чтобы в нашей журналистике были еще такие журналисты», — сказал Генрих Боровик, журналист-международник.

Журналистика — мечта детства, ставшая делом всей жизни. Начинал со стенгазеты в МГИМО, потом было радио, а в учителях — сам Левитан. С 60-х Зорина аудитория не только слышит, но и видит — первый политический обозреватель Гостелерадио.

Ни дня без строчки — это действительно про него. И в 91 год Валентин Зорин продолжал писать. Он вел колонку в агентстве «Россия сегодня». Последняя заметка за месяц до смерти. Его взгляд на предвыборную гонку в США. Журналист-международник семьдесят лет открывал Америку для соотечественников.

«Он открывал ее не бытово, а смыслово. Политику, настроения. Как политика ведется, как делается. Это тоже, без сомнения, открытие», — сказал Георгий Зубков, журналист-международник, политический обозреватель ЦТ СССР.

Так совпало, что в один день с Валентином Зориным в последний путь провожали еще одного корифея отечественного телевидения — Игоря Фесуненко. Больше 10 лет собкор Гостелерадио в странах Южной Америки и Португалии. Его конек не только большая политика, но и большой футбол. Любитель спорта и Бразилии, с легендарным Пеле он был знаком лично.

«Внешне он казался очень суровым. Колючий взгляд. Но за этой маской скрывался душевный, теплый человек, очень участливый», — вспоминает журналист Игорь Хрекин.

Игоря Фесуненко знала в лицо вся страна. Символ времени. Журналист-международник и ведущий программ. «Сегодня в мире», «Камера смотрит в мир» — для зрителей говорил и показывал, коллег многому научил.

«Он говорил: научись приходить к начальству с улыбкой, тогда оно будет обесточено, ты просто улыбайся — и все, никого никогда не бойся. Все ценят профессионалов», — рассказала Алла Столярова, продюсер.

Профессионалом с большой буквы был сам Фесуненко и его коллега Зорин. Мэтры, отдавшие себя журналистике. Их похоронили рядом на Троекуровском кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *