Кто такой мика морозов

Мика Морозов

Мика Морозов, которого изобразил на портрете в 1901 году великий русский художник Валентин Серов, на момент написания картины был четырехлетним мальчиком, рожденным в семье известного мецената и состоятельного промышленника.

Этот портрет хорошо знаком студентам МГУ, поскольку он висит на одной из кафедр этого учебного заведения.

Именно Михаил Морозов сумел подготовить издание шекспировского «Гамлета» с подробнейшим словарем. Мика Морозов, вступив во взрослую жизнь, успел стать известным театральным критиком и литературоведом. Большую часть жизни Михаил потратил на углубленное изучение творчества Уильяма Шекспира, а в середине двадцатого века он занял пост главного редактора англоязычного журнала News.

Кто такой мика морозов. Смотреть фото Кто такой мика морозов. Смотреть картинку Кто такой мика морозов. Картинка про Кто такой мика морозов. Фото Кто такой мика морозов

Описание портрета

Поскольку Валентин Александрович отличался крайне неспешной и скрупулезной манерой письма, самым трудным моментом в работе над картиной было заставить четырехлетнего мальчика часами сидеть неподвижно в качестве модели.

Мика нарисован в своем любимом кресле, однако полотно отчетливо передает непоседливость сына мецената и желание как можно быстрее вскочить и отправиться дальше на исследование окружающего пространства и мира в целом.

Атмосфера данной работы наполнена динамикой, рот ребенка немного открыт, будто он хочет поделиться со взрослыми какими-то только ему известными соображениями, а глаза наполнены выражением наивной шаловливости, которую смог мастерски запечатлеть Валентин Александрович Серов.

При взгляде на портрет то и дело кажется, что мальчик зальется звонким смехом и убежит дальше в поисках игр и приключений, забыв о угрюмом человеке, склонившимся над холстом с мольбертом и кисточками.

Портрет построен на контрастах. На коричнево-темном фоне отчетливо выделяется белая одежда мальчика, а его фигуру обрамляет золотистое особенное сияние. Данный прием был использован художником для того, чтобы подчеркнуть неусидчивость и подвижность ребенка. За счет глубокого построения пространства и работы над перспективой, у зрителя создается такое впечатление, что мальчик как будто смотрит на него с полотна.

Многие современные критики считают это произведение Валентина Серова настоящим гимном беззаботному детству, а друзья самого Михаила Морозова поражались высокому сходству своего приятеля с изображенным на картине мальчиком, при чем это сходство отчетливо прослеживалось даже во взрослые годы Михаила.

Источник

В. А. Серов «Мика Морозов» описание картины

Валентин Александрович Серов (7 [19] января 1865 — 22 ноября [5 декабря] 1911) — великий русский художник, мастер портрета. Картины В. А. Серова сегодня считаются настоящим достоянием русской живописи и представлены в крупнейших музеях. В творчестве этого живописца есть немало бесценных шедевров русской и мировой живописи. Одной из самых известных является картина «Мика Морозов».

«Мика Морозов» — портрет четырёхлетнего мальчика с горящими глазами и копной волос на голове. Мальчик сидит на краешке стула в белой одежде. Художнику удалось поймать одно единственное мгновение, которое блестяще характеризует мальчика и его чрезвычайную подвижность. Глаза мальчика настолько выразительны, что характеризуют его стремления. Кажется, Мика хочет соскочить со стула, чтобы окунуться в череду приключений, которые сулит ему предстоящий день. Художнику было очень сложно заставить непоседливого ребёнка усидеть на стуле. Вот-вот и мальчик соскочит с него и убежит играть вместе со своими друзьями. Тот красивый и весёлый мир для него гораздо интереснее, чем позирование художнику, который работает над своим холстом.

Фон картины выполнен в тёмных тонах и потому белая одежда на картине выглядит словно лучик света — радостный и задорный, который пришёл в этот мир и озарил всё окружение весельем и счастьем. Выразительное лицо мальчика бросается в глаза, пронизывает картину радостью детства, неимоверным любопытством и стремлением жить полной жизнью. Несмотря на то, что фигура мальчика неподвижна, его образ пронизан стремительностью и динамизмом, что под силу только художнику, обладающему огромным талантом и опытом.

На этой картине изображён Мика Морозов — Михаил Михайлович Морозов (18 февраля 1897 — 9 мая 1952). Мика Морозов — сын Михаила Абрамовича Морозова (7 августа (19 августа) 1870 — 12 октября (24 октября) 1903), который был известным промышленником, коллекционером живописи и скульптуры, литератором, художественным критиком, общественным деятелем. Тот самый мальчик, который был запечатлён Валентином Серовым, впоследствии стал известным и уважаемым человеком. Михаил Михайлович Морозов был советским литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком. Свою жизнь он посвятил творчеству Шекспира и даже стал одним из основателей научного шекспироведения.

Источник

Серов. Портрет Мики Морозова

Валентин Александрович Серов.МИКА МОРОЗОВ, 1901. Холст, масло. 62,3х70,6. Третьяковская галерея.

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Перед нами ребенок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки, полуоткрытый рот.

Герой увлечен происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка, добиться от него неподвижности. Еще одно мгновение и он бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному.Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет.

Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глаза, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ МОРОЗОВ.

В советские годы он литературовед, театровед, педагог, переводчик, посвятивший всю жизнь изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения.Английский язык и литературу изучал в Великобритании. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета.

С 1920-х годов работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее работал преподавателем английского языка, читал лекции по истории английской литературы на английском языке. Подготовил издание «Гамлета» на английском языке, кроме подробного комментария Морозов включил в книгу также специально созданный для неё словарь.

Михаил Михайлович много ездил по стране, проводя обсуждения постановок пьес Шекспира в национальных театрах. Он как-то сразу находил общий язык с актерами, постановщиками, легко схватывал местный колорит. В Грузии, в Армении, в Осетии, в Узбекистане он становится настолько своим, что иной раз трудно было отличить его от местных жителей.

Ему нравился перевод пьесы «Сирано де Бержерак», сделанный Т. Л. Щепки-ной-Куперник. Особенно восхищала его строка: «Мы с солнцем в крови рождены». Очень любил он Мольера. С Т. Л. Щепкиной-Куперник ему довелось общаться и в связи с постановкой в Ермоловском театре пьесы «Как вам это понравится» в ее переводе.

Весной 1951 года Михаил Михайлович был назначен главным редактором журнала «Новости» («News»). Журнал выходил на английском языке и освещал важнейшие события международной жизни. Он с огромным увлечением отдался и этой новой для него работе. Гордился признанием своей нужности, полезности Советской Родине.

Михаил Михайлович получал приглашения от университетов Англии и Америки, к нему обращались за советами ученые Оксфорда, Кембриджа и Колумбийского университета, зарубежные писатели. Две его книги были изданы в Лондоне на английском языке: «Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц» и «Шекспир на советской сцене» с предисловием крупнейшего шекспироведа Англии Джона Довера Уилсона, который высоко оценил творческую деятельность русского советского шекспироведа, «сумевшего в своих работах органически соединить науку о Шекспире и театр».

Отдыхая от работы (что бывало чрезвычайно редко), Михаил Михайлович любил посидеть за шахматами. Играл он превосходно, был мастером первой категории. Очень любил музыку; мать его, Маргарита Кирилловна, была ученицей А. Н. Скрябина, дом их всегда был наполнен музыкой. Любимым композитором Михаила Михайловича был Шуберт с его ясной и прозрачной мелодикой.

В последние годы жизни сердце Михаила Михайловича начало сильно сдавать. Пока он не был главным редактором журнала «Новости», мы подолгу жили под Москвой. Михаил Михайлович любил природу, особенно лес, здесь он успокаивался, начинал писать дневник, возобновил даже писание стихов, которыми увлекался в юности. В домашней обстановке, особенно на даче, на природе, он часто бывал очень тих, задумчив, зачитывался Эпиктетом, любимым своим философом.

Источник

«Портрет Мики Морозова». Картина и судьба

Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.

Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу. Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.

Удивительна и колористика картины. Белый костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры. Композиция кажется свободной и несколько воздушной – этот прием нужен Серову, чтобы показать активность и желание движения у четырехлетнего малыша: он использует пастельные оттенки, тонкие линии в сочетании с незначительной детализацией.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Эта экспрессия никого еще не оставила равнодушным. Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

Однако, мало кто из студентов знал, что не только знакомство с одним из великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте от лагерей ГУЛАГа. В то время наследник капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – причем его творческий путь во многом предрешил человек с кистями, сумевший запечатлеть все очарование детства.

Буквально ошеломленный всем происходящим Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет. А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года.

Валентин Александрович Серов прожил не слишком долгую жизнь, за которую, однако, он успел создать не одну сотню картин и портретов. Многие из них являются признанными шедеврами и даже эталонами в своих жанрах, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи. Гений Серова был признан далеко не всеми критиками и художниками, обвинявшими его в не профессионализме и других оплошностях, однако на сегодняшний день творчество мастера оценено очень высоко. В 2014 году на знаменитом лондонском аукционе портрет Серова, на котором изображена Мария Цетлин, ушел с молотка почти за 10 миллионов английских фунтов.

В. Серов, которого обучал сам Репин, не пошел по стопам своих родителей-музыкантов, он выбрал живопись. Этот художник один из редких представителей искусства, который был счастливым и довольным жизнью. Его, безусловно, посещали муки творчества, но сам дом, который наполняла творческая богема тех времен, казалось, помогал Серову воспринимать творческие метания как должное. Если углубится в историю творческих поисков мастера, то он стремился найти момент, деталь, присутствие или отсутствие которой влияет на всю композицию.

Причем вся основа творчества Серова – это были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые дети, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.

Источник

5. Последний день жизни Мики Морозова

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ МИКИ МОРОЗОВА
(Из воспоминаний)

В самом начале ХХ века выдающийся русский художник Валентин Серов создал два портрета, хранящихся сегодня в Третьяковской галерее. На одном из них изображён в полный рост Михаил Абрамович Морозов – безвременно, в возрасте 33-х лет, ушедший из жизни русский коммерсант, меценат, известный коллекционер произведений русской и французской живописи. На втором, являющимся одной из вершин творчества Серова и истинной жемчужиной коллекции Третьяковки, изображен сын Михаила Абрамовича – Мика, которому в момент написания портрета было всего четыре года. На мой взгляд, это созданное скупыми средствами художественное произведение являет собой истинный образец и гениальный символ детского любознательного порыва.

Однако далее речь пойдёт не о живописи, а о событиях последних дней жизни Михаила Михайловича (Мики) Морозова, ставшего к 1950-м гг. не просто блестящим переводчиком с английского, но и всемирно известным исследователем жизни и творчества Уильяма Шекспира. Об этих событиях за праздничным столом 1 мая 1954 г. рассказал нам друг моего отца Николай Николаевич Матвеев, человек, который, по многим свидетельствам, в те годы знал Англию, её историю, культуру и язык, возможно, лучше всех в СССР. Неудивительно, что он в течение многих лет возглавлял кафедру английского языка в суперэлитном Институте международных отношений и достаточно хорошо знал М.М.Морозова как коллегу.

Анастас Иванович обрисовал ситуацию, сформулировал задачи, которые должен решать Михаил Михайлович, и тот, недолго раздумывая, согласился. В заключение беседы Микоян поинтересовался социальным статусом и материальным положением собеседника и понял, что, если гости узнают правду о микиных: ничтожной зарплате, убогом коммунальном жилье и полном отсутствии у него других обычных и привычных для простого западного жителя благ и удобств, то может выйти немалый конфуз. Поэтому он в присутствии Мики продиктовал своему помощнику перечень необходимых вещей, «которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М.Морозова». В этот перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и хорошая зарплата, отдельная обставленная мебелью квартира где-нибудь на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, оборудованная для приёма гостей и расположенная в хорошем месте дача, персональный автомобиль и прочее, что мог ещё пожелать Михаил Михайлович, над чем ему было предложено подумать.

Буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких. Последние еще более были ошарашены изложением его разговора с Микояном. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер.

Оказывается, инфаркты бывают не только от неприятностей. Их могут вызывать и весьма сильные положительные эмоции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *