Кто такой миротворец в христианстве

В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5:9).

О каком мире идет речь?

Можно предположить, что мы говорим о примирении. Но такой мир – лишь интервал между одной войной и другой или просто отсутствие войны. В таком случае самое мирное место, которое есть на земле, – это кладбище. Там тихо, нет конфликтов, все спокойно лежат, никто границы не нарушает. Но Бог говорит: «Я хочу дать другой мир. Такой мир, когда враги обнимаются и говорят: «Я тебя люблю».

Если вы думаете, что у миротворца не может быть врагов, вы ошибаетесь. Когда-то Бог сказал израильскому народу: «Обетованная земля ваша, но идите и отвоюйте ее».

Надо уметь распознавать тактику врага, потому что дьявол очень хитер. Он иногда дает нам 99 процентов правды и подмешивает всего один процент лжи, уводит нас всего на один градус в сторону, но этого оказывается достаточно, чтобы не достичь цели, особенно в том случае, если путь очень длинный. А у нас путь длиною в жизнь, и наша цель – Царство Небесное. Поэтому один градус не в ту сторону может обойтись очень дорого.

Сегодня в школах США делают три туалета: один для мальчиков, другой для девочек, а третий для тех, кто еще не решил – мальчик он или девочка. Слово мама и папа в школе лучше не произносить. Надо говорить: первый партнер и второй партнер. А с чего все начиналось? «Ну и что, что они одного пола, они же любят друг друга…» Когда уходит Христос, любовь превращается в пошлость. Свобода превращается во вседозволенность.

Я выбираю Христа

Если бы меня спросили, что я выбираю, свободу или рабство, я бы сказал: «Конечно, свободу». Но если бы дали выбирать между свободой и Христом, я бы выбрал Христа. Ведь истинно свободен только тот, кто раб Господу.

Выбирая Христа, мы получаем жизнь с избытком, настоящую свободу, настоящую любовь. Вот за что воюют миротворцы. Они воюют за Христа, за Истину.

Иисус предложил нам подставить другую щеку, пройти с кем-то два поприща, понести свой крест. Это и есть наша война – война против собственного эгоизма, амбиций, против греховной плоти.

В ссоре виноват тот, кто умнее

Один мальчик подошел к другому и говорит:

— Давай устроим войну.

— Вот камень. Я сейчас скажу, что это мой камень, а ты скажешь, что это твой камень, и у нас начнется война. Ясно?

— Нет, я говорю, это мой камень.

— Да забирай себе свой камень…

Войны не получилось, мальчик просто уступил. Но в действительности война примерно так и начинается. Она начинается не с пули, а с зависти, обиды. И миротворцу нужно преодолеть бурю и сотворить мир.

Кто-то сказал: «В ссоре виноват тот, кто умнее». Это правда. Потому что, если человек действительно умный, он найдет способ, как погасить конфликт.

Две награды

Бог обещает миротворцам две награды. Первая: «Вы будете блаженны», то есть счастливы по-настоящему. Вторая: «Вас нарекут сынами Божьими».

Что значит наречь? Слово «имя» обозначает «слава, известность, молва». Раньше каждый пытался своим именем подчеркнуть что-то особенное в себе. Кто-то хвастался родословной, называясь по имени отца. Например, Иоанн Зеведеев. Кто-то указывал на убеждения: Симон Канонит, Симон Зилот. Кто-то называл себя по профессии (Матфей-мытарь) или по месту жительства (Иосиф из Аримафеи).

Имя также ставит определенный предел, то есть отграничивает одного человека от другого. Когда Бог дает нам Свое имя, нарекает сынами Божьими, тем самым Он расширяет наши пределы до бесконечности, потому что Он бесконечен. Сегодня вы миротворцы, а завтра, возможно, вы будете творцами миров, потому что вы сыны Божьи.

Самое большое благословение

Евангелист Матфей писал о том, что Господь ходил по селениям и проповедовал о Царстве Небесном, в то время как Марк и Лука писали, что Иисус проповедовал о Царстве Божьем. Это какая-то ошибка? Вовсе нет. Дело в том, что Матфей адресовал свое Евангелие евреям, а остальные евангелисты – другим народам. У евреев произносить имя Бога запрещалось.

Когда люди переписывали Библию и подходили к слову «Бог», они сначала мыли руки. Затем брали новое перо, писали слово «Бог» и работали дальше. И так каждый раз при появлении слова «Бог». Этим они чтили Его имя.

Матфей в своем Евангелии старается не упоминать имя Бога. Лишь в одном месте делает исключение: «Ибо они будут наречены сынами Божьими». Он отошел от своего принципа, чтобы показать, что быть сыном Божьим – самое большое благословение.

Если вы осознаете, Кто есть Бог, вы поймете, что значит быть Его сыном.

Источник

Что значит быть миротворцем?

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9) — как понимать это выражение Господа из «заповедей блаженств»? Как научиться этой добродетели? Как отличить миротворчество от человекоугодия? В каких ситуациях мы можем быть миротворцами, а когда все-таки должны, вспоминая слова Спасителя, принести не мир, но меч? Размышляет настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть фото Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть картинку Кто такой миротворец в христианстве. Картинка про Кто такой миротворец в христианстве. Фото Кто такой миротворец в христианстве

В евангельском понимании миротворец − это человек, который способствует водворению мира там, где до того была вражда, или же, в более расширенном понимании, который не допускает этой вражде разразиться. Но, наверное, в полном смысле слова, в еще большей степени миротворцем является человек, который, став поневоле одной из сторон конфликта, вместе с тем не только сам в себя этот конфликт не впускает, но и делает абсолютно все возможное для умиротворения того, кто оказался «по другую сторону баррикад».

Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.

Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть фото Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть картинку Кто такой миротворец в христианстве. Картинка про Кто такой миротворец в христианстве. Фото Кто такой миротворец в христианстве

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой

Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть фото Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть картинку Кто такой миротворец в христианстве. Картинка про Кто такой миротворец в христианстве. Фото Кто такой миротворец в христианстве

При желании уклониться от конфликта и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к малодушию, к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

Но большинство конфликтов происходят по самым глупым поводам. Идеальная иллюстрация − гоголевская «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это произошло из-за какой-то ерунды, и спустя некоторое время никто даже не мог вспомнить, в чем причина ссоры заключалась. Чаще всего люди конфликтуют из-за мелочей, которые задевают их самолюбие. Один не дал другому выйти из автобуса, один стоял в очереди и был уверен, что он стоит на этом месте, а оказалось, что на этом месте стоит другой, они начали выяснять, слово за слово − вся очередь уже чуть ли не в рукопашную схлестнулась. Вот чем наполнена наша жизнь. Христианину же необходимо в таких случаях своим самолюбием поступаться. Нельзя поступаться принципами, идеалами, и, конечно, ни в коем случае нельзя поступаться верой. Точно так же, как нельзя кому-то уступать в ущерб интересам своих близких.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым

Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть фото Кто такой миротворец в христианстве. Смотреть картинку Кто такой миротворец в христианстве. Картинка про Кто такой миротворец в христианстве. Фото Кто такой миротворец в христианстве

Конечно, бывают конфликты, которые возникают не из-за мелочей. Например, кто-то из коллег пытается переложить свои обязанности на другого или злоупотребляет своим служебным положением, и совершенно ясно, что это повод для напряженности в отношениях. Но в любых случаях возможно, как правило, несколько типов реакции. На меня пытаются переложить чужую работу, я с этим соглашаюсь, а с течением времени оказываюсь перегружен и заваливаю оба дела − и свое, и чужое − сразу. Того же, кто привык свою работу перекладывать на мои плечи, работать уже просто не заставишь. Другой тип реакции: «А что это ты себе такое позволяешь? Ты с ума сошел? Ты нехороший человек». Результат очевиден. И возможен третий тип реакции, когда я говорю: «Прости, пожалуйста, у меня есть своя работа, а это не моя, поэтому я все-таки не могу ее выполнить. Я виноват, но мне не по силам». И в этом случае опасность конфликта намного меньше, чем даже в первом случае. Потому что в тот момент, когда ты окажешься не в силах выполнить работу за другого, он еще будет от тебя этого требовать и гневаться, а когда ты сразу ставишь определенную грань, но при этом выражаешь сожаление и не обвиняешь его ни в чем, это снижает опасность конфликта. Но даже если человек пытается с тобой все-таки поссориться, можно быть каменной стеной, об которую он будет ломать руки и ноги, а можно быть подушкой, которая мягко гасит все эти удары. Хотя это непросто.

− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Как быть, если кто-то из близких явно совершает какую-то ошибку, какой-то грех и создает тем самым проблемы не только себе, но еще и окружающим, но при этом мы знаем, что любое замечание, даже сделанное с любовью, вызовет негодование и приведет к ссоре? Изучить человека и смотреть по ситуации. И в каких-то случаях мы поймем, что без этого замечания, которое вызовет гнев, в принципе можно обойтись, и не будем его делать, а в каких-то, зная, что может пострадать работа, другие люди или сам человек, все-таки сделаем его вновь, но будем при этом готовыми к «извержению вулкана». И, как говорит Псалмопевец, приготовившись, не смутимся.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Если человек становится свидетелем конфликта и пытается примирить две враждующие стороны, очень часто бывает, что каждая из них пытается привлечь миротворца на свою сторону и обижается на его нейтралитет. А бывает, что конфликтующие объединяются и начинают враждовать с теми, кто пытался их примирить. Поэтому прежде каких-то миротворческих действий нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны? Нужно сначала примерить ситуацию на себя, чтобы увериться, что ты сам смог бы спокойно и трезво уступить и не конфликтовать. И ни в коем случае не нужно выступать в роли «старшего», потому что, как правило, это уязвляет в человеке самолюбие, но надо встать с ними на один уровень и действовать, может быть, сначала не столько рациональными доводами, сколько призывом к любви. И самое главное, нужно быть хорошо знакомым с этими людьми и надо, чтобы они тебя уважали.

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.

Источник

Блаженны миротворцы

О седьмой заповеди блаженства

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Какие ассоциации вызывает у современного человека слово «миротворец»? Можно предположить, что для большинства из нас миротворец – это человек в камуфляже, берцах, бронежилете, каске и с автоматом наперевес.

Но в реальности Римский мир был миром, поддерживаемым силой римских военных легионов, рассредоточенных по границам. Так территория Римского мира становилась территорией, где нет гражданской войны – дерутся варвары за границами империи. Нередко бывало и так, что легионы восставали и провозглашали нового императора. Современные военно-политические союзы являются, по сути, продолжением идеи PaxRomana, так что вооруженные миротворцы были придуманы не сегодня и даже не вчера, а очень и очень давно. Иисус Христос не мог не видеть римские гарнизоны, поддерживавшие мир в отнюдь неспокойной Иудее. Но вряд ли возможно, чтобы Христос назвал сынами Божиими язычников, презиравших израильский народ и его веру.

Слова Господа подразумевают другой мир и совершенно других миротворцев. Христос обращается к ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Любой другой мир, будь-то Римский мир или какой-то еще, будет оставаться несовершенным и искусственным по сравнению с миром, который дарует верующим Христос. Мир Христов, или мир Божий, – это состояние человека, свободного от зла и греха, то есть этого мира могут достигнуть «чистые сердцем» из предыдущей заповеди блаженства.

В одном древнем анонимном комментарии на Евангелие от Матфея есть замечательные слова: «Единородный Бог (то есть Сын Божий – Христос) есть мир духа, о чем говорит апостол: «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2, 14)… Миротворцами же именуются не только те, кто соединяет миром врагов, но и те, кто не помнит зла, – они любят мир. Ведь многие охотно примиряют чужих врагов, но сами никогда от чистого сердца не мирятся со своими врагами. Такие лишь изображают мир, но не любят его. Мир – это то блаженство, которое положено в сердце, а не в словах. Хочешь знать, кто действительно миротворец? Послушай слова Пророка: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33, 10)».

Мы становимся миротворцами, когда избавляемся от нашего собственного зла, лишающего нас мира с Богом и другими людьми. И задача эта куда сложнее, чем примирение враждующих. Почему? Потому что гораздо легче увидеть отсутствие мира и раздоры среди других, чем найти мир в своей собственной душе. Святой Августин Иппонский считал, что миротворчество заключается прежде всего в отсутствии противления Богу и господстве над греховными страстями. Только через это человек может пребывать в мирном состоянии. «Миротворцы – это те, кто, усмирив и подчинив рассудку, то есть уму и духу, движения своей души и сумев обуздать плотские вожделения, достигает Царства Божия». Без мира в собственной душе, без постоянного желания пребывать в мире с Богом, невозможно нести мир другим людям.

Преподобный Серафим Саровский однажды произнес величайшие слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Если внутри нас мир Божий, то мы по-настоящему сможем исполнить слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Господь не просто дает нам мир. Господь желает, чтобы мы явили этот мир другим, чтобы мы прославили Его, нашего Спасителя, своей жизнью. Вот что значит быть миротворцем. Поэтому и столь высоко обещание: миротворцы нарекутся, то есть будут названы, сынами Божиими. Сын, искренне любящий своих родителей, будет исполнять их благую волю. Наш Отец – Бог, поэтому мы призваны исполнять Его волю, быть «проводниками» мира Божия в окружающую нас действительность. Ведь достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что этот мир далеко не мирный. Но в том-то и смысл, чтобы изменение этого немирного мира началось внутри каждого из нас.

Мера мира Божия велика. В Евангелии мы читаем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44, 45). То есть дарите мир тем, кто проявляет к вам вражду и отвечайте любовью на ненависть. Невозможно быть миротворцем и одновременно враждовать с кем-то, кого-то ненавидеть или обижать, поэтому нужно чаще всматриваться в самих себя: чем наполнен наш внутренний мир. И только когда в нашей душе, сердце и разуме, в наших делах и поступках будет господствовать Христос, только тогда мы сможем по-настоящему примирять других людей. Не принуждать, а именно примирять. Ведь не случайно же каждый христианин молится о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле, как на небе (см. Мф. 6, 10). Но Бог не может силой заставить нас быть добрыми, поэтому исполнение воли Божией здесь и сейчас зависит и от каждого из нас. Бог не создает ничего искусственного, поэтому и мир Божий не может быть навязан извне, он должен начаться внутри нас.

В богословии есть важное понятие – «синергия». Это греческое слово, означающее совместное действие или сотрудничество. Действие Бога и человека должно быть синергичным, совместным. Только в этом случае мы можем достигнуть желаемого. Почему нет мира в моей душе? Бог не дает его мне или я сам не стремлюсь принять от Бога этот дар?

Газета «Саратовская панорама» № 2 (981)

Источник

Миротворец

Миротво́рец — 1) Бог; 2) Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос; 3) рели­ги­оз­ный, поли­ти­че­ский или обще­ствен­ный дея­тель, про­сла­вив­шийся в исто­рии борь­бой за мир или устро­е­нием мира; 4) всякий миро­лю­би­вый чело­век, ста­ра­ю­щийся избе­гать ссор и раз­до­ров; стре­мя­щийся, по мере умест­но­сти и воз­мож­но­сти, при­ми­рять кон­флик­ту­ю­щих, бра­ня­щихся, враж­ду­ю­щих людей; 5) чело­век, спо­соб­ству­ю­щий ста­би­ли­за­ции мира.

Может ли миро­тво­рец опи­раться в своей миро­твор­че­ской дея­тель­но­сти на воен­ную силу? Может ли миро­тво­рец тво­рить мир с мечом в руке?

Первым Миро­твор­цем в самом точном и исклю­чи­тель­ном смысле этого слова явля­ется Бог, всегда дей­ству­ю­щий на осно­ва­нии побуж­де­ний к добру и нико­гда — из побуж­де­ний вражды. Он и назван в Писа­нии Богом мира ( 1Кор.14:33 ).

Гос­подь Иисус Хри­стос, испол­няя волю Отца, при­ми­рил между собою «земное и небес­ное». Когда Он совер­шал Свое обще­ствен­ное слу­же­ние, Он при­зы­вал всех людей к мир­ному сосу­ще­ство­ва­нию и вза­им­ной любви, неза­ви­симо от их наци­о­наль­ных, соци­аль­ных, поло­вых, воз­раст­ных отли­чий. В Еван­гель­ских запо­ве­дях бла­жен­ства миро­твор­цам обе­щана вечная жизнь с Богом ( Мф.5:9 ). Апо­стол Павел, опи­ра­ясь на учение Христа, также при­зы­вал людей жить в мире между собой ( 1Фес.5:13 ).

Свя­щен­ное Писа­ние предо­став­ляет нам при­меры, когда Бог, забо­тясь о мире, исполь­зо­вал в каче­стве орудия Своего Про­мысла воору­жен­ных людей. Напри­мер, уста­нов­ле­нию мира при Гедеоне пред­ше­ство­вало воору­жен­ное напа­де­ние его войска на стан врага. В итоге враг потер­пел сокру­ши­тель­ное пора­же­ние, а после победы насту­пил мир, в резуль­тате кото­рого земля «поко­и­лась» долгих сорок лет ( Суд.8:28 ). Но ведь Гедеона при­звал к брани именно Гос­подь ( Суд.6:12 ).

В этом отно­ше­нии харак­терны слова предо­сте­ре­же­ния, адре­со­ван­ные Гос­по­дом уче­нику вместе с тре­бо­ва­нием вер­нуть меч на своё место: «взяв­шие меч, мечом и погиб­нут» ( Мф.26:52 ).

А.И. Иса­енко, воен­ный наблю­да­тель ООН в 1973–1976 гг.

Beati pacifici quoniam fili Dei vocabuutur ( Mt 5,9 ).

Слова «миро­тво­рец», «миро­твор­че­ская дея­тель­ность» часто упо­ми­на­ются в насто­я­щее время в свет­ской прессе. Что они озна­чают с тео­ло­ги­че­ской точки зрения?

Уста­но­вить посто­ян­ный, ничем невоз­му­ти­мый мир внутри себя; мы должны всеми силами стре­миться к тому, чтобы мир был и внутри нас, среди ближ­них наших; для этого мы должны пода­вать пример другим, должны со всеми посту­пать дру­же­любно, не пода­вать повода к несо­гла­сию, предот­вра­щать его всеми мерами и мирить враж­ду­ю­щих; а если не можем сами поми­рить их, то молить Бога о их при­ми­ре­нии.

Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами. Так учил Апо­стол Павел ( 1Фес. 5:13 ; 2Кор. 13:11 ).

Посмот­рим, как изла­га­ется данный вопрос в Тол­ко­вой Библии А.П.Лопухина за 1913 год.

Что под миро­твор­цами разу­ме­ются не одни только мирные, спо­кой­ные люди, кото­рые и сами никого не тро­гают, и их никто не тро­гает, но и люди тру­дя­щи­еся в целях дости­же­ния и водво­ре­ния мира на земле, в этом едва ли можно сомне­ваться.

Иеро­ним под миро­твор­цами разу­меет таких «кото­рые сперва в сердце своем, а потом и среди несо­глас­ных между собою бра­тьев водво­ряют мир. Что пользы, если ты уми­ро­тво­ря­ешь чужих, а в душе твоей борятся пороки?» Но Иеро­ним не объ­яс­няет, почему миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими. Какая связь между миро­тво­ре­нием и сынов­ством? Почему назо­вутся сынами Божи­ими только миро­творцы? Что такое сыны Божии? Когда миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими?

Нужно при­знать, что выра­же­ние Христа ори­ги­нально и соче­та­ние «миро­твор­ства» с сынов­ством при­над­ле­жит только Ему. Что он сказал и хотел ска­зать, объ­яс­нить трудно. Вос­поль­зу­емся теми объ­яс­не­ни­ями, какие дают Зла­то­уст и Фео­фи­лакт. Первый гово­рит: «Дело Еди­но­род­ного Сына Божия заклю­ча­лось в том, чтобы соеди­нить раз­де­лен­ное и при­ми­рить враж­ду­ю­щее». Сле­до­ва­тельно, миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими потому, что под­ра­жают Сыну Божию.

Бла­жен­ство соеди­не­ния людей вместе.

Во-первых, слово «мир». В гре­че­ском это слово «эйрене», а в древ­не­ев­рей­ском — «шалом». В древ­не­ев­рей­ском мире нико­гда не значит отсут­ствие непри­ят­но­стей и вол­не­ний; он всегда значит все то, что спо­соб­ствует выс­шему благу чело­века. Когда на Востоке один чело­век гово­рит дру­гому «селям», он не только желает чело­веку, чтобы у него не было ника­ких непри­ят­но­стей, а он желает ему дей­стви­тельно всего хоро­шего.

В Библии мир значит не только отсут­ствие непри­ят­но­стей; это значит поль­зо­ваться всем добрым.

Во-вторых, надо особо ука­зать, что выра­жает это бла­жен­ство. Бла­женны миро­творцы, а не обя­за­тельно миро­лю­би­вые. Чело­век часто непра­вильно про­яв­ляет свое миро­лю­бие, спо­соб­ствуя больше воз­ник­но­ве­нию непри­ят­но­стей, чем мира. Многие пола­гают, что любят мир, тогда как сами нагро­мож­дают про­блемы для буду­щего.

Библия счи­тает бла­жен­ным не тот мир, что явля­ется резуль­та­том ухода от про­блемы, а тот, что явля­ется резуль­та­том оценки дей­стви­тель­но­сти и ее про­блем, их реше­ния и пре­одо­ле­ния. Это бла­жен­ство тре­бует не пас­сив­ного при­ня­тия про­блем из страха перед труд­но­стями, оно тре­бует актив­ного пре­одо­ле­ния про­блем и миро­твор­че­ства даже в том случае, когда путь к миру лежит в борьбе.

В рус­ской Библии, как и в гре­че­ском тексте, ска­зано, что миро­творцы будут названы сынами Божи­ими. Это типично древ­не­ев­рей­ское выра­же­ние. В древ­не­ев­рей­ском не очень много при­ла­га­тель­ных, и потому в нем часто упо­треб­ля­ется не при­ла­га­тель­ное, а выра­же­ние «сын» и роди­тель­ный падеж абстракт­ного суще­стви­тель­ного. И поэтому чело­век может быть назван «сын мира» вместо «мирный (миро­лю­би­вый) чело­век». Так, имя Вар­нава значит «сын уте­ше­ния», а не уте­ша­ю­щий чело­век. Это бла­жен­ство звучит так: бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими.

Это значит сле­ду­ю­щее: бла­женны миро­творцы, потому что они будут делать Боже­ствен­ное дело. Чело­век, тво­ря­щий мир, делает то же самое, что делает и творит Бог ( Рим. 15:33 ; 2Кор.13:11 ; 1Фес.5:23 ; Евр. 13:20 ).

Смысл этого бла­жен­ства искали по трем глав­ным направ­ле­ниям.

Было выска­зано пред­по­ло­же­ние, что если слово «шалом» значит все, что спо­соб­ствует выс­шему благу чело­века, то это бла­жен­ство значит: бла­женны те, кото­рые делают мир лучше для жизни людей, кто поднял мир на сту­пеньку выше.

Многие бого­словы ранней церкви пони­мали это бла­жен­ство в чисто духов­ном смысле и счи­тали, что оно имеет такое зна­че­ние: блажен чело­век, уста­но­вив­ший мир в своем сердце и в своей душе. В каждом из нас идет внут­рен­няя борьба между добром и злом, и нас всегда тянет сразу в две сто­роны. Счаст­лив чело­век, добив­шийся внут­рен­него мира, в кото­ром пре­кра­ти­лась внут­рен­няя борьба и кото­рый отдал свое сердце Богу.

Слово мир имеет ещё одно зна­че­ние. О нем рас­суж­дали рав­вины, и Иисус, воз­можно, имел в виду именно это зна­че­ние. Высшая цель, кото­рую может достичь чело­век, — это уста­но­вить пра­виль­ные отно­ше­ния между людьми.

Неко­то­рые люди часто явля­ются источ­ни­ком непри­ят­но­стей, обид, раз­до­ров. С другой сто­роны, есть люди, кото­рые наво­дят мосты между враж­ду­ю­щими, могут уте­шать в горе. Такие люди делают Божье дело, ибо вели­кая цель Божья заклю­ча­ется в том, чтобы уста­но­вить мир между людьми и Богом, а также между самими людьми. Чело­век, соеди­ня­ю­щий людей, выпол­няет Божье дело.

Лите­ра­тура

1 Полный Цер­ковно-Сла­вян­ский Сло­варь. Г. Дья­ченко. М., 1993, стр. 306.
2 Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Ф.А. Брок­гауза. Стр. 189.
3 Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия от Матфея. Уильям Баркли. БСБ — 1986, стр. 116.
4 Тол­ко­вое Еван­ге­лие. М., 1870.
5 Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия. Б.И. Глад­ков. Спб., 1907, стр. 118.
6 Тол­ко­вая Библия. Том 3. А.П. Лопу­хин. Петер­бург. 1911—1913, стр. 86.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *