Кто такой мистер рипли

Том Рипли

Том Феликс Рипли
Tom Felix Ripley
Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли
Создатель:Патриция Хайсмит
Пол:мужской
Национальность:американец
Семья:Элоиза Плиссон (жена)
Роль исполняет:Ален Делон
Деннис Хоппер
Мэтт Деймон
Джон Малкович
Барри Пеппер

Томас Феликс Рипли (англ. Tomas Felix Ripley ) — центральный персонаж цикла психологических криминальных триллеров Патриции Хайсмит и ряда экранизаций по ним. Том — эмоционально и морально неустойчивый человек.

Содержание

Образ

Писательница Патриция Хайсмит охарактеризовала своего персонажа следующим образом: «обходительный, располагающий, аморальный и втирающийся в доверие серийный убийца с пристрастиями к искусству», который ратует за восстановление справедливости. Кинокритик Роджер Эберт описал Рипли, как «очаровательного и образованного монстра». [1] Журнал Book поставил Тома Рипли на #60 место в списке лучших литературных персонажей XX века. [2]

Рипли — чувственный и утончённый мужчина, проживающий рутинную жизнь в пригороде Франции. Большую часть времени он занимается своим садом, рисует картины и учит иностранные языки. Его источником доходов являются деньги Ричарда Гринлифа, а позже — художественная галерея «Buckmaster Gallery», а также средства, полученные от богатого отца его жены Элоизы. Он вежлив и дружелюбен.

Психопатия

Несмотря на это, он следует своим собственным этическим соображениями: Рипли испытывает чувство отвращения к убийствам, поэтому пытается толково обосновать, почему он убивает того или иного человека. Он приходит к выводу, что единственно объяснение — «необходимость» перед страхом быть раскрытым перед полицией. Он описан как типичный психопат — интеллигентный, приятный, с изысканными манерами. [4]

Как бы там ни было, писатель Грей Гоури, несмотря на психопатические тенденции Рипли считает — «Он не аморален (хотя именно так его описывает его жена Элоиза), так как знает, что он делает ужасные вещи, и он обращает своё внимание на это качество в других людях. Но он лишь иногда чувствует лёгкий укол совести. Он не психопат, так как способен прочувствовать жизнь и эмоции других людей». [5]

Сексуальная ориентация

Сама Патриция Хайсмит никогда не признавала в Томе Рипли гея или даже бисексуала, хотя признавала, что в её романах существует некое напряжение в его отношениях с мужскими персонажами. Его одержимость Дики Гринлифом граничит с сексуальной, кроме того, Рипли никогда не рассматривает свою собственную жену как объект желания. В романе «Мистер Рипли под землёй» выясняется, что во время их медового месяца он показал себя несостоятельным мужчиной в постели.

В интервью 1982 года Хайсмит так прокомментировала данную сторону жизни Тома: «Я склона считать, что его потребность в сексе скромны. Он не силён в проявлении эмоций, возможно, в нём присутствует некая гомосексуальность, хотя у него никогда не было никаких сексуальных контактов с мужчинами. Он просто равнодушен к сексу». В том же интервью автор замечает, что он хорошо ладит со своей женой, на что Хайсмит ответила: «Ну, тут дело в том, чтобы встретить того человека». [6]

В интервью от 1988 года Хайсмит заметила: «Я не думаю, что Рипли — гей. Он ценит в мужчинах внешность, это правда. Он женат. Скорее, он не самый лучший любовник, но он всё же занимается сексом со своей женой». [7]

Жертвы Тома Рипли

Источник

Похититель личности: «Талантливый мистер Рипли»

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Энтони Мингелла, режиссёр «Английского пациента», обладатель награды киноакадемии в номинации «Лучший фильм», предложил своё уникальное видение романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В фильме снялись Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Ло, Кейт Бланшетт и Филип Симур Хоффман.

Р ежиссёра привлекли идея смены личности и главный персонаж, один из наиболее сложных и многогранных героев в кино и литературе. Экранизацию романа Хайсмит он представлял себе как нуар вперемешку с триллером. «Я прочитал книгу и подумал: “мне она нравится, мне нравится этот герой”, – говорит Энтони Мингелла. – А в процессе работы над сценарием я понял, насколько книга поразительная, и нашёл в ней кое-что личное. Я вырос на маленьком острове, я сын эмигрантов, у меня всегда было чувство, что я нахожусь в мире, которому не принадлежу. И думаю, что и у Рипли было нечто похожее: это история героя, прижавшегося носом к стеклу, а за ним – мир, с которым у него ничего общего».

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

«Талантливый мистер Рипли» в большей мере рассказывает о личности, вашем отношении к самому себе и стремлении быть кем-то другим. В начале главный герой, Том Рипли, живёт в одиночестве, в довольно плохих условиях. Однажды, чтобы поиграть на пианино на одной вечеринке, он одалживает пиджак с логотипом Универститета Принстона, после чего его начинают принимать за выпускника этого заведения. Но вместо того чтобы сказать правду, Том предпочитает солгать, выдав себя за другого. Но тогда его просят об услуге. Богатый отец семейства хочет, чтобы Рипли съездил в Италию и вернул его заблудшего сына, Дики Гринлифа, также выпускника Принстона. И так как все расходы будут оплачены, Рипли соглашается.

В это время Дики Гринлиф пытается сбежать из-под жёсткой опёки отца. При встрече с Рипли он ведёт себя грубовато, невежливо, осторожно, видя в Томе очередного американца, вторгающегося в рай на итальянской земле, куда он и сбежал от этих самых американцев. Но в то же время Дики заинтригован этим парнем, и у него вспыхивают воспоминания о прошлой жизни.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Роскошная жизнь Дики очаровывает Тома. Дики – именно тот, кем он мечтал быть всю жизнь. Дики нравится быть в центре внимания, и то, что Том искренне восхищается им, для него в порядке вещей, ведь все им восхищаются. Дики и Том довольно быстро становятся хорошими друзьями…

Для режиссёра Энтони Мингеллы самой большой проблемой было найти актёра на роль Тома Рипли. Он твёрдо решил, что не приступит к съёмкам, пока не отыщет человека, который его действительно удивит. Изначально Мингелла посматривал в сторону Тома Круза, но после того как увидел «Умницу Уилла Хантинга», понял, что Мэтт Дэймон – именно тот, кого он искал. Самому актёру понравился сценарий, и он быстро нашёл с режиссёром общий язык.

Находясь в поисках Дики Гринлифа, постановщик действовал нетрадиционно, взяв на роль не американца, которые, по словам Мингеллы, были слишком современные и уличные, а британца Джуда Ло. Мингелла был уверен в своём выборе: Дики – фигура харизматичная, а Джуд Ло, несомненно, обладает этим качеством, и если бы кто-либо и желал выдать себя за другую личность, человек с внешностью Джуда Ло был бы отличным выбором.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Гвинет Пэлтроу была одной из первых, кого режиссёр утвердил на роль Марджи, невесты Дики. По словам Мингеллы, она из тех актрис, кого можно назвать оригинальной: нет никого, кто был бы похож на неё, и когда она на экране, ты счастлив быть в её компании. Это качество настоящих звёзд.

Сюжет «Талантливого мистера Рипли» направлен против богатого сословия Италии конца 50-х годов. Этот период известен как «Бум одиннадцати» – время перемен, – и поэтому режиссёр пытался снять этот фильм как бы по следам Второй мировой. Затем приходит новый виток истории – с мотороллерами, новой одеждой, модой, стилем, появлением большого количества людей с деньгами. Всё это показалось режиссёру очень богатой основой для постановки фильма. Часть своего понимания о жизни Италии в 50-х режиссёр основывал на итальянском кинематографе того времени, а именно на фильмах Феллини, Висконти, Росселлини, пытаясь отчасти воссоздать чувства и настроения, которые были в них заложены.

Чтобы создать живую картину и ощущение Италии, создатели провели несколько месяцев, снимая по всей стране – в том числе Венеции, Риме, прибрежных городах. «Талантливый мистер Рипли» получился своего рода гимном Италии. Италию даже можно назвать одним из его персонажей.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Вдобавок к тому, что Энтони Мингелла воссоздал эпоху 50-х, он ещё позаботился и о соответствующем музыкальном сопровождении. В фильме очень много джазовой музыки того времени, и режиссёр часто по этому поводу шутит: «Фильм – это сплав мюзикла и триллера».

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер риплиПо мере того, как растёт дружба Рипли и Дики, главного героя начинает затягивать праздный образ жизни. Рипли был человеком, который жил без роскоши, и вдруг, по мановению судьбы, получил жизнь и привилегии другого человека. Всё вокруг него – вещи, деньги, даже чувства – во всех отношениях привилегированные. Он забывает про обещание, данное отцу Дики, и с головой погружается в новую жизнь.

Но дружбе Рипли и Дики начинает угрожать прибытие другого американца, Фрэдди Майлза, персонажа Филипа Симура Хоффмана. У него классическое образование, но, по сути дела, он – обычный весельчак и такой же бездельник как и Дики, который для него – хороший приятель.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер риплиОднако общество Фрэдди не нужно Тому, скорее наоборот: оно для него – угроза, ведь Рипли не может конкурировать с Фрэдди. Персонаж Симура Хоффмана с первых же минут начинает пристально наблюдать за Рипли и догадывается, что он не тот, за кого себя выдаёт. Фрэдди начинает изводить Рипли, маринуя его в собственной лжи.

Приезд Фрэдди отражается и на мнении Дики о Рипли. Дики теряет интерес к дружбе с Томом и хочет отделаться от него. Однако мысль о возращении в Нью-Йорк, где у него ничего нет, для Рипли так ужасна, что он решает, что пойдёт на всё, лишь бы остаться в этом новом мире…

Как только Дики исчезает с экрана, Рипли «надевает его маску», одежду, берёт его имя. Кажется, что Рипли пытается стать таким Дики, которым он хотел бы его видеть. Это Дики со вкусом и желаниями Рипли. Мы видим Рипли в обоих ракурсах, в обеих ролях – и в этом весь шарм фильма – наблюдать за тем, как он ведёт себя.

Режиссёр хотел, чтобы у Рипли, после его трансформации в Дики, было что-то вроде собственного эквивалента Марджи, и в этот момент он подумал об актрисе Кейт Бланшетт. Изначально роль Мэридит была совсем маленькой, но как только актриса дала согласие, роль значительно расширили. Кейт Бланшетт восхитительна, её томность, протяжность голоса по-настоящему завораживают.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Апогеем съёмок была работа по созданию оттенков характеров каждого героя. Режиссёр давал актёрам импровизировать, но в то же время чётко знал, чего хочет. Мингелла работал с полной отдачей, снимая «Талантливого мистера Рипли», как и все свои картины, по нескольку лет (над этим фильмом он работал 3 года), всегда пытаясь найти что-то для него близкое, прожить эти годы вместе со своими героями, поменяться с ними местами, ролями, жизнями.

Как только полиция начинает обращать своё внимание на Рипли, подозрения начинают расти и у Марджи: она не верит в то, что Дики мог покончить с собой, и поведение Тома Рипли начинает тревожить её всё больше и больше…

И Том Рипли, принявший решение прожить жизнь Дики, поддерживать эту фикцию, становится похож на суетливого зверя, пытающегося выйти из лабиринта обмана, который сам же и построил. Он начинает быстро соображать и ему всегда удаётся ускользнуть от своих преследователей. Талант Тома Рипли в том, что он всегда может просчитать вероятности на ходу, развернуть перед собой целые истории, как волшебник, но это и является его проклятием.

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Самой главной задачей Мэтта Дэймона было показать героя, которому трудно сочувствовать, но при этом он должен был вызывать симпатию. Основной же задачей Мингеллы было постараться найти способ гуманизировать Тома Рипли, чтобы зрители, которые видят его в каждой сцене, могли пережить вместе с ним все радости и невзгоды. Это очень запутанный и странный герой, и, тем не менее, вы всё же переживаете за него. Он делает плохие вещи, но вы не хотите, чтобы его поймали. И вы всё время думаете, как долго он ещё может избегать людей, которые знают, что он не тот, за кого себя выдаёт.

В Голливуде существует странное моральное требование: хорошие парни должны победить, а плохих должны поймать. Но кто какой Том Рипли: герой или злодей? Мораль фильма – ищи счастье в себе, а не в других, и не жди ответов от других. Не пытайся быть кем-то, кем ты не являешься – это плохо для твоей души и твоей жизни. Людям нужно принимать себя, любить себя, и быть теми, кто они есть. И тогда мы действительно сможем дорасти до осознания настоящего счастья.

Источник

Талантливый мистер Рипли как история становления личности

Кто такой мистер рипли. Смотреть фото Кто такой мистер рипли. Смотреть картинку Кто такой мистер рипли. Картинка про Кто такой мистер рипли. Фото Кто такой мистер рипли

Автор: Эмили Темпл (Emily Temple)

Я читала «Талантливого мистера Рипли» не единожды, и каждый раз книга раскрывалась с новой стороны – надежный признак хорошего литературного произведения. В этом году для меня это история о становлении личности, только у Тома Рипли оно происходит путем превращения в другого человека. Разумеется, во многих романах персонаж меняется нравственно и психологически, совершенствуется или деградирует. Но особенность историй о становлении личности состоит в том, что герой в конце концов, пройдя через все испытания, даже развившись в ту личность, которая и была ему суждена, тем не менее, остается собой. В случае же Тома Рипли он стал Дики Гринлифом.

Заглянем в сам текст, в первый параграф, с которого в любой книге лучше всего начинать. Действие происходит в Нью-Йорке, у Тома приступ паранойи:

Том обернулся и увидел, что мужчина из «Зеленой Клетки» теперь идет за ним. Том прибавил шагу, уже не сомневаясь в преследовании. Он приметил еще пять минут назад в баре, как тот человек внимательно приглядывался к нему из-за своего столика и будто еще не совсем в чем-то был уверен. Но Тому и этого хватило, чтобы залпом допить стакан, расплатиться и направиться к выходу.

При повторном чтении (или первом, в зависимости от обстоятельств) невозможно не заметить двусмысленность тревоги Рипли: ему кажется, что его преследует сыщик, с одной стороны, а с другой, он допускает мысль, что за ним увязался «извращенец», как Рипли сам говорит на следующей странице. Он одновременно и отбрасывает эту идею, и тешит себя ей – по крайней мере, вспоминает о ней еще раз. И эта двусмысленность проходит через весь роман, так же как и ощущение, что другие люди «не совсем уверены», хотя в книге, в отличие от экранизации, гомосексуальность Тома вовсе не так очевидна. Это одна из составляющих его изначальной личности, от которой Том хотел бы избавиться, но, как Патриция Хайсмит искусно намекает, этого не произойдет – в конце концов, не все поддается изменению.

В первых главах автор описывает Тома как нервного и странного молодого человека. Именно таким он и боится показаться окружающим. Да, Том тянется к людям, умеет разбираться в них и ладить с ними, но читатель чувствует его нервозность, чувствует, насколько тяжело ему это общение дается. Он, по собственному признанию, никто. Даже афера, которую он проворачивает и из-за которой решил, что его преследует сыщик, довольно жалка: представляясь налоговым инспектором, Том требует денег от отобранных им незнакомцев, но получить выманенное не удается, так как чеки выписываются на саму Службу по налогообложению. Но молодой человек уже не может остановиться – все обращается к людям, пишет письма, звонит по телефону – это ранний намек на желание быть кем-то другим, а не собой. Хотя не просто кем-то, а кем-то, обладающим властью. И деньгами.

Человек, шедший за Томом Рипли, оказался не полицейским и не потенциальным любовником, а неким богатым джентльменом по фамилии Гринлиф. Он предложил Тому поехать в Италию, чтобы убедить его заблудшего сына вернуться и заняться семейным предприятием. Во время встречи за ужином с супругами Гринлиф, нервное перевозбуждение Тома удивляет, ведь читателю очевидно, что для волнения нет причин.

Он увидел свое отражение в большом зеркале на стене: все тот же осанистый, с чувством собственного достоинства молодой человек. Том тут же отвернулся. Он поступает правильно, ведет себя как подобает. Но что это за чувство вины? Когда Том пообещал мистеру Гринлифу сделать все, что сможет, он не пытался никого дурачить, говорил серьезно.

Том одновременно и презирает свое прошлое, и ощущает крепкую связь с ним – иначе к чему все неистовые попытки от него избавиться. Позже, на корабле, плывущем в Европу, Рипли снова вспомнит детство:

Думать о себе, тринадцатилетнем, было все равно, что думать о другом человеке – тощем, жалком, вечно шмыгающим носом от насморка, но который, тем не менее, умудрился получить медаль за обходительность и надежность. Тетя Дотти терпеть не могла его сопли, доставала платок и, вытирая, почти сворачивала ему нос.
Вспоминая об этом, Том заерзал в шезлонге, но заерзал элегантно, оправив складки на брюках.

Заерзал, но элегантно! Да еще и складки оправил!

Том утонченный до невозможности. Элегантность – единственное наследство из прошлого, единственная черта того, что он в тайне считает своей подлинной личностью. В целом, даже сам роман во многом именно об элегантности, о классе во всех смыслах. Том – бедный сирота ничем не примечательного происхождения, но ему противны вульгарность, неизысканность, грязь. Ему нравятся те, кто может вести беззаботную жизнь в Европе, на деньги родителей. И претит убогое жилище, в котором он вынужден обитать, претит то, как приходится зарабатывать на жизнь. Том (как и все мы) стремится к свободе и привилегиям, доступным людям со средствами, и уверен, что в конце концов получит их. То есть, можно сказать, что он всегда хотел стать Дики Гринлифом, даже еще с ним не познакомившись.

Встретившись же с ним, Том тотчас же заворожен. Отныне его стремление обретает четкую цель: он отчаянно хочет стать Дики. Вот отрывок, внутренний накал которого я упустила при первом чтении романа. Действие происходит после первой встречи Тома с Дики и Мардж на пляже, где его приняли без особого энтузиазма. Том идет домой, получает пищевое отравление и пытается продолжить знакомство три дня спустя. Описание тех трех дней великолепно:

Том так ослабел, что даже не мог выйти из гостиницы, но он ползал по полу своего номера за островками солнечного света, льющегося из окна, чтобы в следующий раз на пляже уже не выглядеть таким белокожим. Оставшиеся силы он тратил на изучение итальянского по разговорнику, купленному в гостиничном холле.

Пассаж кажется немного комичным, но представьте человека, который действительно все это проделывает – ползает по полу в промежутках между походами в туалет, чтобы быть хоть чуть-чуть загорелым, чтобы хоть чуть-чуть походить на Дики. Поведение Тома такое жалкое, такое детское, но так много говорит об огромном желании если не быть с человеком, которого он пока видел только раз, то обладать всем тем, что тот олицетворяет.

Постепенное превращение Тома в Дики идет параллельно превращению в убийцу. Том, с которым читатель знакомится на улицах Нью-Йорка, не может убивать. Да, он фантазирует, как заколет тетю Дотти булавкой от броши, и тем не менее вполне очевидно, что у него нет потребности в убийстве. Только когда он примеряет костюм Дики, фантазии постепенно начинают приближаться к реальности.

– Мардж, пойми – я не люблю тебя, – сказал Том отражению голосом Дики, совсем как он, выделяя нужные слова высоким тоном и как бы порыкивая в конце фразы, что обычно, в зависимости от настроения Дики, значило удовольствие или раздражение, дружеский настрой или равнодушие.
– Мардж, прекрати, – Том внезапно развернулся и будто схватил невидимую девушку за горло. Начал трясти, придавливать к земле, и Мардж опускалась все ниже и ниже, пока совсем не обмякла. Том, тяжело дыша, бросил ее лежать на полу. Вытер пот со лба, как это делал Дики, полез за платком в карман – пусто. Пришлось взять в верхнем ящике комода. Том опять подошел к зеркалу – даже нижняя губа также оттянута от зубов как у Дики, запыхавшегося от плаванья.
– Знаешь, почему мне пришлось это сделать? –произнес Том, все еще переводя дыхание и обращаясь к Мардж, но смотря на себя.
– Ты влезла между нами с Томом. Нет, не то. Нет, все равно между нами есть связь.

В этом отрывке меня поражает внезапное чувство собственности Тома к Дики, а так же его явное удовольствие видеть себя в зеркале в образе Дики. Он напоминает девочку, нарядившуюся в мамино платье и воображающую себя женщиной. Когда фантазия оказывается несовершенной – в кармане нет платка – Том пытается подправить реальность, чтобы она соответствовала его видению. Он отрицает, что его одержимость Дики имеет романтическую природу, и только еще больше убеждает в этом читателя.

Вскоре Дики погибает. Как помню, но, вероятно, на меня повлиял фильм, Том убивает его в состоянии аффекта. Такое может произойти с каждым или по крайней мере с тем, у кого есть определенного рода склонности. С его стороны это была ошибка, гневная реакция на угрозы и насмешки, действие инстинкта самосохранения, вышедшего из под контроля. Подобное лежит в основе множества историй: обычный человек сталкивается с совсем не обычной проблемой и вынужден изворачиваться как только возможно, чтобы решить ее. Вот только Том Рипли не обычный человек.

Да, я ошиблась: в книге он планирует убийство Дики, хотя и не особо серьезно. Так, просто идея, пришедшая на ум в поезде. Но уже через несколько страниц Том претворяет ее в жизнь, не испытывая ни отчаяния, ни угрызений совести.

Убийство, разумеется, символизирует переломный момент в романе. Дальше описываются «элегантные ерзанья» Тома в попытке уйти от полицейского преследования, приспособиться к новой жизни и, наконец, полностью перевоплотиться в Дики. Сначала это перевоплощение – всего лишь способ получить деньги, подделав подпись Дики на ежемесячных чеках, продав его яхту и мебель. Однако вскоре Тому начинает нравиться быть именно Дики, а не просто богатым собой, – Дики уверен в себе, уважаем, с собственным доходом, серьезен и да, элегантен. Дики таков, каким и должен быть мужчина. Когда Рипли едет в Париж в качестве Дики, у него появляется ощущение, что он наконец вошел в мир так, как и должен был.

На вечеринке в Париже Том оказался абсолютно в своей стихии, чего никогда не бывало с ним раньше, и держал себя в обществе так, как всегда хотел. В Америке он был словно чистый лист. Именно так он себя представлял, когда плыл на корабле в Европу. В Европе же Том Рипли уничтожил свою настоящую личность и прошлое, чтобы переродиться в совершенно другого человека.

Покинув гостеприимных хозяев, Том зашел в бар, где заказал «сэндвич с ветчиной на длинной булке с твердой корочкой и стакан горячего молока, потому что молоко пил мужчина, сидящий рядом за стойкой. Оно оказалось почти пресным и каким-то очищающим. Церковная облатка, должно быть, такая на вкус, подумалось Тому». Так состоялось его первое причастие как Дики Гринлифа.

Вскоре для притворства уже нет нужды. Том Рипли больше не Том Рипли, изображающий Дики Гринлифа. Том полностью вживается в образ, происходит становление его личности: он теперь и есть Дики. В его жизни появилась некое особое и приятное ощущение правильности происходящего: такое ощущение, как Тому кажется, должно быть у хорошего актера, который, играя главную роль, выходит на сцену с убеждением, что лучше него никто ее не сыграет. Том упивается своей безупречностью и свободой, несмотря на сознательный контроль за каждым своим движением, который больше не утомляет через несколько часов, как вначале. Уже встав утром с кровати, Том не Том, а Дики. Чистит зубы, так же отставив в сторону правый локоть, так же выскребает ложкой остатки яйца в скорлупе. Как Дики, неизменно откладывает галстук, который первым вытянул с вешалки, и выбирает другой. Том даже нарисовал картину в манере Дики.

Подросткам обычно говорят: подражая тем людям, которые тебя восхищают, ты становишься полноценной личностью. И Том считает, что ею стал, и это ему доставляет большое удовольствие. Когда же приходится опять быть Томом, он испытывает чувство настоящей потери, регресса:

Том ненавидел снова становиться Томасом Рипли, ненавидел быть никем, ненавидел возращаться к прежнему образу жизни и ощущать на себе взгляды свысока и чужую скуку, если он не вел себя как клоун, жалкий и неспособный не на что другое, кроме как недолго позабавлять других людей. Ему претило возвращаться к своей старой личности, как претило бы надевать поношенный костюм с пятнами грязи, неотглаженный, который даже изначально был неважного качества. Слезы полились на рубашку Дики в бело-голубую полоску, которая лежала в чемодане сверху чистая и накрахмаленная, будто совсем новая, как тогда, когда Том впервые вынул ее из комода в Монджибелло.

Он начал радоваться даже такой безотрадной роли. Начал получать удовольствие, преувеличивая робость того прежнего Тома с незнакомцами, его чувство неполноценности, которое сквозило в опущенной голове и тоскливом взгляде искоса.

Роман «Талантливый мистер Рипли» повествует о человеке, который не просто выдает себя за другого, а превращается в него. Превращается в человека, которым всегда надеялся быть. То, что Тому приходится убивать, чтобы превращение состоялось, только еще больше его увлекает.

К концу книги Том Рипли полностью изменился, даже избавился от переживаний по поводу трудного детства, откуда, собственно, и произростала его неудовлетворенность собой. Он приобрел уверенность в себе во всех отношениях, например, в собственном вкусе, чего не было еще в Риме и на что намекала обстановка в римской квартире.

Уверенность в себе даже подтолкнула написать тете Дотти письмо в безмятежном, ласково-снисходительном тоне, которого Том никогда не мог или не хотел использовать прежде. Он справился о ее заведомо отличном здоровье и зловредных бостонских подругах. Рассказал, почему ему нравится Европа и что он намерен еще пожить там. Рассказал настолько красноречиво, что сделал копию этой части письма и убрал ее в ящик стола.

Том приобрел уверенность в себе во всех отношениях – не это ли самый лучший показатель становления личности? Однако, кое-что осталось прежним: первый абзаца романа перекликается с его концом, когда Том сходит с корабля на греческий берег в полной уверенности неминуемого ареста. Ему даже кажется, что четверо полицейских ждут его на пирсе, хотя эти люди, при ближайшем рассмотрении, похоже, не из полиции, или, по крайней мере, пришли не за ним. Том проходит мимо. Он по-прежнему свободен, но тут же начинает представлять себе критский причал:

В лучший отель приказал себя вести Том. Лучший, лучший! Ведь именно так сказал бы Дики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *