Кто такой монтессори педагог

Кто такая Монтессори?

Мария Монтессори – выдающийся итальянский врач, педагог, антрополог, создатель уникальной системы дошкольного воспитания, получившей широкое распространение в первой половине XX века. Проработав долгое время в учреждении для детей с ограниченными возможностями, Монтессори пришла к выводу, что многие из используемых методов воспитания можно успешно применять и в отношении здоровых детей. Разработанная ею программа обучения Монтессори не теряет своей актуальности уже более 100 лет.

Монтессори педагогика что это такое?

Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.

Что такое методика Монтессори?

Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:

Особенности и отличия

Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по методу Монтессори отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами. Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится. Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.

Периоды развития

По мнению Монтессори, развитие личности ребенка проходит три основных периода: первая стадия детства (0–6 лет), вторая стадия детства (6–12 лет), юность (12–18 лет). Первая стадия детства – важная жизненная фаза, так как именно в этот отрезок времени у детей наиболее интенсивно формируются личность и способности.

Сензитивные периоды

Сензитивные периоды – одно из важнейших научных открытий Марии Монтессори. Согласно данной теории, каждый ребенок от рождения и до семи лет проходит ряд этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии, в каждый из которых он легко и быстро усваивает новые знания и умения. Важно, чтобы в эти промежутки времени, проходящие безвозвратно, дети имели возможность в полной мере развить в себе соответствующие навыки.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Монтессори выделила следующие сензитивные периоды:

Метод Монтессори что это такое? Повлиять извне на возникновение и длительность сензитивных периодов нельзя, что свидетельствует в пользу индивидуального подхода в обучении. Также необходимо помнить: если принуждать ребенка делать что-то вне рамок соответствующего периода (к примеру, учиться читать), то результаты будут низкими или же их не будет совсем.

Комната Монтессори что это такое?

Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Обучение по Монтессори Материалы и игрушки

Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.

Кто такой Монтессори педагог?

Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства. Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.

Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Монтессори дома, самостоятельно

Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства. Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания. Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.

Обратная сторона – за и против

Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность. Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста. Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом. Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития.

Источник

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать координацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник

Монтессори педагоги – кто они?

Статья Бакановой Елены.

Вопрос, очевидно, не праздный.

Что за люди становятся Монтессори-педагогами (далее МП). И может ли любой человек, отучившийся на курсах, стать МП.

Сама постановка вопроса, во всяком случае, для человека, хоть слегка знакомого с МП, уже содержит ответ, конечно ЛЮБОЙ не может. Мы, пожалуй, сразу отсеем алкоголиков, наркоманов и других претендентов с явными психическими отклонениями. А дальше? Все-таки, какой может? Могут ли какие-то черты личности, темперамента, образование или жизненный опыт служить залогом того, что, получив определенную сумму знаний и какие-то навыки, человек непременно сможет быть МП.

Эта статья, собственно, рассказ о том, как возникло, развивалось и к чему в данный момент пришло наше понимание того, «кто такие Монтессори педагоги». Хочется сделать акцент на слове «наше», поскольку без сомнения существуют различные точки зрения, связанные в том числе и с национальными особенностями ( Что было особенно ярко видно на выступлениях Корейской делегации на конференции).

Интерес к этому вопросу возник в связи с тем, что я с одной стороны читала лекции на курсах подготовки МП в Ассоциации Монтессори-педагогов России, а с другой наблюдала за деятельностью педагогов в группах.

И вначале было такое ощущение, что достаточно прослушать курс, отработать презентации и полный вперед. Процесс пойдет.

Оказалось отнюдь. Вот человек, отучившись на курсах, сдав все зачеты-экзамены, начинает работать и смотришь и видишь – не то. Кажется, поработает, вработается, проникнется, опыта наберется, время идет и опять не то. Ну не видит человек ребенка, не слышит его, а все о своем о чем-то.

Очень хотелось понять, о чем о своем и почему все-таки не слышит. Для этого каждому опрометчиво согласившемуся педагогу выдавался диктофон, в течение полутора часов фиксировавший все, что вырывалось из подчас окаменевших от ужаса уст. Мы никогда не делали таких экспериментов раньше, чем через два месяца после начала работы, но все равно для многих ситуация была шоковой. За что я хочу публично извиниться у всех пострадавших.

После этого начинался каторжный труд расшифровки текста и его анализа.

Да простят меня психолингвисты, вероятно существуют методики и даже средства по быстрой обработке и интерпретации текстов, на тот момент у меня таковых не было, а интерес был. Поэтому был сделан ряд предположений, некоторые из которых подтвердились. Не будем вдаваться в душераздирающие подробности обработки данных, а сразу расскажем о некоторых интересных результатах.

Впрочем, сначала нужно оговорить один тонкий момент.

Решалось это методом экспертных оценок, и экспертами были в том числе Смирнова Н., Пермякова Л, Климанова Л.

Среди доступных для подобных негуманных экспериментов педагогов мы выделили две группы – «очень хорошие педагоги» и «не педагоги».

В группу «очень хорошие» (далее мы будем их называть МП) вошли педагоги, проработавшие к тому моменту 5 и более лет, создавшие Монтессори-группы, в которых, по общему мнению, происходило то, что впоследствии на Сочинской конференции мы договорились называть нормализацией. В группу «не педагоги» (далее НП) вошли те воспитатели, которые успешно отучились на курсах и поработали в группе не менее полугода (как правило, больше года), причем стало очевидно, что какие-то особенности их личности не позволяют им быть успешными в данной конкретной деятельности.

Эти группы олицетворяли два конца шкалы, или два полюса, и между ними хотелось найти разницу, которую можно чем-нибудь померить, литрами или, к примеру, килограммами.

Не созывать же каждый раз всех уважаемых экспертов, чтобы дать заключение о пригодности данного претендента к работе.

На этом этапе у нас было некое представление именно о бинарности – «может» человек быть Монтессори-педагогом «не может». Все начинается с контрастов, сензитивный период утончения восприятия был еще впереди.

Введя таким образом определение того, что мы собственно изучаем, а именно, разницу между МП и НП (см. выше) вернемся к нашему лингвистическому анализу.

МП за полтора часа говорят 2-3 тысячи слов. НП меньше 2000 и больше 4000.

Это средняя скорость речи при разговоре, например по телефону. Лекторы за это время произносят до 10000 слов. Отличие в том, что лектор не слушает реакцию аудитории, а по телефону, мы все-таки ожидаем услышать ответ, по крайне мере некоторые из нас.

Таким образом, скорость речи МП определяется еще и тем, что он выслушивает ребенка или наблюдает за его реакцией.

То есть для педагогов, количество слов в минуту оказывается одним из показателей того, обращает ли он вообще внимание на ребенка.

Снижение средней скорости речи было свидетельством либо стресса, когда человек действительно боялся разомкнуть уста дабы не сказать ничего лишнего, либо того, что для него выражение своих мыслей посредством слов является проблемой.

Далее мы попытались проанализировать, какие же именно слова входят в эти 2-3 тысячи. То есть, существует ли разница между тем, какие слова используют МП и НП.

Тут мы столкнулись с еще одной неожиданностью.

Всем известна глава «Упразднение наград и наказаний» из работы «Мой метод», где Монтессори рассказывает, о том, насколько неэффективными оказались попытки воспитательниц использовать награды в работе с детьми. Видимо на основании этого в настоящее время среди Монтессори-педагогов существует почти официальная установка – хвалить плохо.

Наши изыскания, однако, выявили, что МП хвалят (О, ужас!) детей.

У каждого, безусловно, есть свои любимые хвалилки – умница, молодец, здорово, отлично, хорошо и прочие. 35-50 подобных слов за полтора часа так или иначе вырывались из уст наших высококвалифицированных педагогов.

С НП опять полный разброд – некоторые в соответствии с установками, полученными на лекциях, не позволяли себе подобных излишеств вовсе. Другие же действительно каждое свое слово сопровождали восторженным «как красиво!».

В чем тут дело. Существуют так называемые внутренняя и внешняя мотивация. Для иллюстрации позвольте привести известную историю-притчу.

Таким образом, он перевел внутреннюю мотивацию детей во внешнюю, которой потом и лишил.

Помимо желания бегать, резвиться и кричать все дети обладают феноменальной внутренней мотивацией к развитию, с возрастом она, к сожалению слабеет. Никому, кажется, еще пока не приходило в голову награждать ребенка за попытки научиться ходить или говорить ( я не говорю сейчас про отклоняющееся развитие). Но чем старше ребенок становиться, тем интенсивнее мы стараемся подменить потребности ребенка нашими и соответственно нам приходится менять его внутреннюю мотивацию на внешнюю – иначе говоря, положительное и отрицательное подкрепление – похвалу или наказание. И когда мы пытаемся похвалой, наградой или наоборот наказанием замотивировать ребенка на какую-либо деятельность, сразу возникает очень много вопросов об эквивалентности (кто за что готов работать), о возрастании (награда должна периодически возрастать иначе ребенок теряет интерес), о смене вида (просто теряется интерес к данному вознаграждению или страх перед наказанием) и т.д

Когда же мы предоставляем ребенку возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно, что соответствует его актуальной потребности в познании и развитии в данный момент, а этим и занимается Монтессори-педагогика, то никакая внешняя мотивация ему действительно не нужна.

Зачем же МП хвалят ребенка?!

Так вот, когда ребенок, удовлетворив свою потребность в познании, несет содеянный шедевр педагогу, он идет именно за этим – за любовью, принятием и поддержкой.

Поэтому «здорово» педагога, когда он видит, что процесс идет, не есть похвала или оценка в качестве мотива деятельности, а знак того, что я вижу, что ты сделал, я понимаю важность этого для тебя, я принимаю тебя, я тебя люблю. И за этим «здорово» всегда стоит искренняя радость от присутствия при произошедшем акте познания и развития. И эта эмоция и является очень ценной для ребенка, поддерживающей и направляющей. Педагог говорит – «я рад, что ты развиваешься».

Поэтому если педагог, не используют слов поддержки, это зачастую является симптомом того, что он просто не видит этих важных процессов. В случае, когда мы наблюдаем чрезмерное использование похвалы, как правило, это индикатор того, что за словами не стоит ничего, и они детьми перестают восприниматься вообще.

Интересные результаты дал подсчет императивов. То есть тех самых «дай мне эту букву», «положи сюда ту». Как выяснилось МП каким-то образом умудряются избегать повелительного наклонения. То есть вместо того чтобы сказать «говори», они предпочитают «я тебя слушаю». А вот в речи бывших классических педагогов сплошные повелевания.

Такие вот интересные зависимости дала наша словарная работа.

Да только использовать на практике полученные закономерности трудновато. Начиная с того, что возможность дать диктофон мы имеем только после того как человек уже отучился и даже некоторое время оттрудился в качестве Монтессори-педагога. Да и сама методика чрезвычайно трудоемка.

Хотелось дать какую-нибудь такую анкету, чтобы сразу стало ясно, вот это наш человек, а это наоборот.

Однако современные методики профотбора ориентированы почему-то все больше на поиск менеджеров по продажам, а до Монтессори-педагогов никому никакого дела нет. Попытки создать собственные опросники тоже были не очень удачны, поскольку все не удавалось понять, какие вопросы надо задать, чтобы выяснить, КАК опрашиваемый любит детей.

Кто такой монтессори педагог. Смотреть фото Кто такой монтессори педагог. Смотреть картинку Кто такой монтессори педагог. Картинка про Кто такой монтессори педагог. Фото Кто такой монтессори педагог

В настоящий момент это одна из базисных психодиагностических методик, она выявляет полный спектр структурных компонентов личности: мотивационную направленность, самооценку, стиль межличностного поведения, черты характера, тип реагирования на стресс, выраженность лидерских черт, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств.

Нам казалось, что такой тонкий инструмент позволит выявить некие личностные черты, присущие именно МП. Но и здесь нас постигла неудача. Вполне успешными МП могли быть люди с казалось бы взаимоисключающими личностными чертами.

Это были лидеры и ведомые, оптимисты и пессимисты, женственные и не очень и даже интроверты и экстраверты.

Пожалуй, единственной шкалой, значения которой оказались критичными для МП, это была так называемая шкала лжи. Эта шкала включает в себя утверждения, которые выявляют желание испытуемого представить себя в наиболее выгодном свете. И показывает, что человек отрицает у себя слабости, присущие любому – способность хоть иногда и немного сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью даже в самых ничтожных размерах и в самой простительной ситуации. Что, вообще говоря, означает недостаточное самопонимание и не слишком высокие адаптивные возможности. Все, у кого значения по этой шкале превосходили некий порог, оказались среди НП. К сожалению, обратное оказалось неверным. То есть, значительное число людей, вполне адекватно себя оценивающих к хорошо адаптированных тем не менее почему-то входили в категорию НП.

Некоторым противопоказанием были высокие значения по шкале интроверсии. Интроверт – это тот, кто предпочитает отдыхать в одиночестве, а экстроверту «хоть к пчелам в улей, лишь бы только в коллектив». Особенно сложна для интровертов работа в группах 0-3, потому что там идет взаимодействие не столько с детьми, которых любить нам как-то легче, сколько со взрослыми, которые зачастую идут в группу совсем не за свободным развитием ребенка.

В результате набралось около ста вопросов, которые и составили нашу шкалу «Монтессори-пригодности».

Что же за утверждения ее составляют. Оказалось, что МП более тревожны, обидчивы, пессимистичны и менее уверены в себе и в завтрашнем дне, застенчивы и эмоциональны, раздражительны и нерешительны, мечтательны и чувствительны, в общем, как-то несколько более подвержены всем человеческим слабостям, чем НМ, которые всегда четко знают, чего хотят от себя и окружающего мира и мало предаются сомнениям.

Впрочем, и к окружающим МПедагоги, видимо, осознавая собственное несовершенство, относятся с большим пониманием и принятием. Поэтому для себя мы назвали эту шкалу шкалой толерантности или принятия. Сначала принятия себя со всеми проблемами и недостатками, ошибками и заблуждениями, а потом и других рядом стоящих, живущих или работающих. Потому что, только поняв, увидев, осознав собственные проблемы, поработав над ними, простив себя за ошибки и промахи, можно принять окружающих и допустить их несовершенство. По своей сути работа МП наиболее близка к психотерапевтической деятельности. Не случайно многие направления современной детской психотерапии используют Монтессори-материалы. И, как и психотерапевту, МП чрезвычайно важна работа над собой, потому что собственные неразрешенные проблемы искажают наше восприятие других и мешают эффективному взаимодействию с ребенком.

Для того чтобы было удобнее анализировать полученные данные, мы отнормировали значения, получаемые по введенной нами шкале толерантности на средние для МП и увидели, что этот коэффициент изменяется от 1 до 2. Где 1 – показатель для нашей отобранной группы МП, а 2 – для не НП. Все остальные значения находятся в основном между этими крайними точками.

Как здорово, подумали мы, вот она волшебная палочка, сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним. Несколько лет на каждом новом курсе мы предлагали желающим пройти тестирование, а потом наблюдали за тем, насколько успешны наши прогнозы.

И вот основные результаты.

Если значение коэффициента не превышает 1,5 высока вероятность того, что человек действительно станет МП, причем выяснилось, что у людей, серьезно относящихся к своей работе (кстати, есть и такая шкала – отношение к работе, и у МП этот параметр существенно выше среднего) со временем и значение коэффициента толерантности падает и стремится к заветной единице.

Все эти причины приводят к тому, что потребности ребенка подменяются потребностями педагога. Одна из педагогов с большим стажем работы как-то делилась своими наблюдениями – «мне очень нравятся «умные» дети и я очень хорошо умею сделать так, чтобы дети работали с материалом. Однажды ребенок, уже поработав некоторое время с предложенным материалом, вдруг очнулся и сказал, но ведь я же не хотел этим заниматься». Получается не он хотел, а я хотела.».

Многие опытные педагоги, хорошо понимающие и чувствующие детей, прекрасно знающие каким ключиком пробудить интерес у ребенка, начинают ощущать, что слишком интенсивно этими ключиками пользуются.

Ребенок не может непрерывно без паузы переходить от материала к материалу. Для осознавания, запоминания нужно время. Даже вполне уже взрослым людям рекомендуется делать частые перерывы, особенно при интенсивной умственной работе для «переваривания». И ребенку необходимо время для внутренней отработки полученного опыта и возникновения интереса к какой-либо другой деятельности. Поэтому, когда мы наблюдаем всю группу сосредоточенно работающую, то это скорее исключение, чем правило. И пугаться того, что ребенок не крутится, как белка в колесе не стоит. Дети хотят нравиться взрослым, и если педагог настаивает на непрерывной работе, то дети послушно будут делать вид, что работают или манипулировать с предметами.

Итак, как будто бы есть возможность спрогнозировать, насколько успешным будет Монтессори-педагог. Но это только одна из составляющих. Очень важно, желание заниматься именно этой деятельностью, а оно, это желание, анкетами не выявляется. Как ни странно, даже люди, отучившиеся на курсах, далеко не всегда руководствуются страстной любовью именно к Монтессори-педагогике. Причины могут быть самыми разными – от повышения зарплаты до прямых указаний руководства. Понятно, что такая мотивация даже при самом замечательном коэффициенте мало способствует успешной деятельности. Чрезвычайно существенным оказывается то, каким образом человек начинает «карьеру» Монтессори-педагога. Сравните – работа в сложившейся Монтессори-группе рядом с опытным педагогом, и с нуля организованная группа в 12-15 детей 2-3 летнего возраста, из которых половина гиперактивных.

Высока вероятность того, что во втором случае, человек просто разочаруется в себе, как в педагоге и в Монтессори-педагогике заодно.

Очень интересен в этом плане опыт подготовки МП наших корейских коллег, когда в рамках штатной работы у начинающего педагога есть возможность получать регулярную помощь опытного супервизора.

Когда мы проводим лекции, то всем нашим учащимся даем еще одну анкету – опросник АСВ – анализ семейных взаимоотношений. Не для того, чтобы выяснить, а как это наши будущие педагоги взаимодействуют со своими детьми, это, как показал опыт, мало связано с профессиональной деятельностью. Слушатели курсов сами обрабатывают свои данные и анализируют результаты, это дает им возможность лучше понять себя, взглянув как бы с двух сторон – и с родительской, и с педагогической. Однако есть две шкалы, которые «зашкаливают» у многих обучающихся – это так называемая «воспитательная неуверенность» и «недостотаточность санкций».

То есть, в большинстве своем МП полагают, что при воспитании детей (не только в группе, но и своих собственных, что важно) можно обойтись без наказаний, и вообще не всегда уверены, что можно предпринять в той или иной проблемной воспитательной ситуации.

Как это ни покажется парадоксальным, при всей стройности, логичности и проработанности Монтессори-системы, одной из характерных черт МП является постоянное сомнение в правильности выбранных подходов и поиск новых способов взаимодействия с ребенком. Желание научиться чему-то новому, получить новый опыт и готовность поделиться своим, потребность во взгляде со стороны, это именно те качества, которые позволяют развиваться Мотессори-педагогике не только у нас в стране, но и во всем мире.

По нашим наблюдениям среди обучающихся людей с «коэффициентом толерантности» близким к 2 не так много, причем большинство из них и сами хорошо понимают, что работа МП не для них, а свою роль они видят в создании и организации Монтессори групп. Проводимое анкетирование, как правило, позволяет прояснить личностные качества для того, чтобы выявить с какими сложностями может столкнуться человек, работая МП и в каком направлении вести работу не столько с детьми, сколько с собой любимым. В чем ему может помочь и разрабатываемая сегодня программа психологического образования и поддержки Монтессори-педагогов.

Основным же результатом проведенных исследований стало понимание того, что практически любой почувствовавший, что Монтессори-педагогика – это его жизнь, может найти свое место в этой все более расширяющейся области. А анкетирование поможет определить, какая именно деятельность будет наиболее эффективной – работать в нулевке или в группе 3-6, а может и в школе, быть Монтессори-педагогом, вести музыкальные или художественные занятия, или заняться организацией Монтессори-групп по всей стране, для чего «упертось» и несгибаемость самые необходимые качества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *