Кто такой мураками такаши
Такаши Мураками
Фото Все
Такаши Мураками — биография
Такаши Мураками — японский художник в стиле неопоп-арт и поп-арт, скульптор, создатель аниме, объединяющих японскую и западную культуры.
Такаши Мураками — это японский художник, который родился в 1962 году. Но он выделяется из плеяды талантливых творческих людей, поскольку успешно соединяет в себе творческое чутье, коммерческую жилку, потрясающую профессиональную плодовитость, создавая картины, скульптуры, даже сотрудничая с именитыми модными дизайнерами, предлагающими эксклюзивные дорогие коллекции на суд широкой публики.
Фото: Такаши Мураками
Имя творца известно во многих странах, в России часто его называют Такаси, что более привычно с точки зрения произношения.
Да, он богатый успешный человек, образованный, обаятельный, общительный, лёгкий на подъём. Он часто прилетает из родного Токио в Нью-Йорк и другие страны на противоположном конце света, чтобы представить свою экспозицию, ответить на вопросы журналистов, провести фотосессию.
Образование и талант
Японцы известны своим трудолюбием, упорством. И это в полной мере свойственно Такаши Мураками. С 1986 по 1993 год он проходил обучение в престижном университете искусства в Токио. Уже тогда он был полон идей, надежды и уверенности, что сумеет покорить мир. Он творит в разных жанрах, но уже с первых шагов стало понятно, что душа творца тяготит к жанрам поп-арт и неопоп-арт. Жанр неопоп-арт появился в конце прошлого века, он отличается относительно простым сюжетом, но может быть весьма сложным по оформлению и является более современным направлением поп-арта, то есть искусства, рассчитанного на широкую публику.
С самого детства художник увлекался творчеством, он любил мастерить что-то своими руками, рисовать. Тяга, появившись с самого раннего детства, так и осталась с ним на всю жизнь. Впоследствии в школьные годы он тренировался, экспериментировал, развивал свои способности, и ко времени окончания учебного заведения у него уже не оставалось сомнений в том, какой профессиональный путь станет главным в его жизни.
После окончания университета в 1993 году он не только активно взялся за творчество, но и выступал как куратор, эксперт искусства, проявил себя как талантливый организатор разнообразных выставок, ориентируясь в первую очередь на массовую культуру. Вскоре он был замечен знаменитыми модными дизайнерами. В частности, бренд «Луи Виттон» предложил ему поучаствовать в оформлении коллекции дорожных сумок и чемоданов, аксессуаров. Можно сказать, что это и стало поворотным моментом в его творческой карьере.
Закрепление успеха
Далее последовали многочисленные выставки, приглашения в Европу и на североамериканский континент. Выставки его с успехом проходили в Испании, Франции, Германии, в США и других странах.
Специалисты считают, что успех сопутствует художнику из-за умения продемонстрировать свой собственный неповторимый стиль, самобытность. В некоторых его творениях прослеживается и ирония, даже эротика. Так, мастером была создана скульптура, которая называется «Мой одинокий ковбой», она имеет ярко выраженный сексуальный подтекст. Творение было продано за несколько миллионов долларов и отправилась в частную коллекцию.
До сих пор критики неоднозначно относятся к произведениям Мураками, что носят явно выраженный эротический характер, но это лишь идет на пользу мастеру, привлекая внимание к его творчеству. Не все творения Такаши Мураками ассоциируются с эротикой, а только лишь малая часть, однако этого уже вполне достаточно, чтобы художник хорошо подогрел интерес публики.
Интересно, что особым спросом его работы пользуются именно на Западе, хотя и в своей родной Японии его знают. Но так получилось, что стилистическая концепция, манера подачи, яркость, креативность оформления больше пришлись по душе европейцам и американцам.
Образование и карьера
Такаши Мураками знаменит еще и тем, что он не собирается останавливаться на достигнутом. Он получил докторскую степень, специализируясь на традиционной японской живописи 19 века.
Кроме изобразительного искусства и скульптуры, а также помимо сотрудничества с известными дизайнерскими марками художник проявляет интерес к дизайну и мультипликации. Он создает симпатичных мультипликационных персонажей в традиционном японском стиле, но с особой манерой подачи. Дизайнерские проекты его также пользуются успехом, инсталляции размещают многие ведущие музеи мира. Работы Такаши Мураками выставлялись даже в Версале, что говорит о многом.
На сегодняшний день это один из самых влиятельных художников в мире, который умеет затронуть эмоциональную сферу человека, причём он остается верным традиционным японским техникам живописи.
Количество персональных выставок его исчисляется десятками. Самая первая прошла в 1989 году в Нью-Йорке, на то время он был студентом университета искусств. Самая последняя на данный момент выставка прошла в 2017 году в Музее современного искусства «Гараж» в Москве. Выставка называлась «Будет ласковый дождь».
Дебют в кино
Такая яркая творческая личность не могла остаться в стороне и от кинематографа, создав свой дебютный фильм. В 2013 году вышел интересный фильм под названием «Глаза медузы». Это фантастика, которая рассказывает о том, что однажды в обычном японском городе появились странные существа, похожие на медуз. Они быстро втёрлись в доверие людям, дети с удовольствием играли с ними, считая их чем-то удивительным, но безопасным. А на самом деле странные анимированные существа были созданы на секретной военной базе и несли настоящую угрозу для человечества.
Анимационные человечки были проработаны до мелочей — настолько реалистично они создавались по эскизам мастера. Фильм повествует о жестокости мира, с которой приходится иметь дело. Это традиционный посыл многих японских фильмов, которые кажутся обычной фантастикой или комедией, но на самом деле таят в себе глубокий философский подтекст. Образы создавались Такаши Мураками, который часто и в своем творчестве поднимает вопросы смысла существования искусства, да и всего человечества.
Художник продолжает умело эпатировать публику, делая акцент на произведения искусства, основанные на массовых явлениях общества, культуры. И критики, и поклонники считают, что успех японского мастера объясняется его потрясающей способностью улавливать модные тренды, ожидания публики, настроения в обществе, тенденции в изобразительном искусстве. При этом всё подаётся в красивой яркой обертке, но без излишеств.
Во всех произведениях, будь то картина, скульптура, инсталляция, модные аксессуары, аниме прослеживается традиционный японский стиль в оформлении.
Художник очень плодовит, активен и общителен, что также повлияло на его успех, он делится с публикой своими эмоциями, планами на будущее, рассказывает факты биографии, общаясь с журналистами Европы, Северной и Южной Америки. Плюс, часто можно увидеть его на телевидении, где он выступает не только как самостоятельная творческая единица, но и как эксперт.
Мистер Нигде: Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство
Выставка «Будет ласковый дождь» охватывает несколько периодов творчества художника — с 1990-х годов до наших дней. Ее название напоминает о стихотворении Сары Тисдейл и постапокалиптическом рассказе Рэя Бредбери, где оно же и упоминается. За ярким фасадом живописных и скульптурных работ Мураками, в большинстве своем похожих на вдохновленные европейской культурой японские комиксы или кадры из мультфильмов Хаяо Миядзаки, проевропейского режиссера-мультипликатора, отчасти повлиявшего на творческий метод художника, скрывается переживание катастроф. В их числе атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осмысление последствий которых стало определяющим для творчества Такаси, а также цунами 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1», находящие отражение в современных работах. Важным мотивом в проектах японского художника также является непрекращающийся поиск идентичности в глобализирующемся мире, осмысление субкультурных движений родной страны, в частности, отаку — фанатизма по аниме и манге.
Такаси Мураками часто называют «японским Уорхолом»: открытая им в 1996 году фабрика «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Японии и США, занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников, была вдохновлена именно уорхоловской «Фабрикой», студией легендарного американского художника, просуществовавшей два десятилетия, с начала 1960-х до 1984-го, ставшая пристанищем нью-йоркской богемы и местом, где произведения искусства буквально штамповались.
Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005
Тиражность и воспроизводимость — одни из важных качеств современных художественных работ, которые активно исследует Мураками. Большинство его скульптур создаются небольшими тиражами, а принты — печатаются сотнями и тысячами. Под его пристальным взглядом на фабрике Kaikai Kiki создаются не только работы, которые потом окажутся в галереях, на аукционах и в частных и музейных коллекциях (подробнее о масштабах и работе на «фабрике искусств» Мураками можно прочитать в книге Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», где ее визиту к Такаси посвящена отдельная глава), но и различные мелкие игрушки, вдохновленные персонажами его произведений искусства, наклейки, подушки, брелоки, футболки, предметы интерьера и т.п. «Когда мне было лет 30, — вспоминает Мураками сейчас, в свои 55, — я думал о том, как сделать высокое искусство народным. Сейчас же я делаю вещи, которые способствуют коммуникации с детьми. Однако, поскольку количество производимой продукции невелико, да и сами расходы на производство обходятся недешево, возникает противоречие — эти вещи становятся малодоступными, и этот факт причиняет мне страдания». Малодоступны сейчас сумки и аксессуары из совместной коллекции Такаси Мураками с Louis Vuitton — их сотрудничество длилось беспреденцентное для модного и арт-мира время, с 2003 по 2015 год, и установило своебразные стандарты активного взаимодействия этих двух миров, ранее существовавших в параллельных вселенных.
Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.
Несмотря на то что европейскому взгляду работы Мураками кажутся по-настоящему японскими, прежде всего благодаря тому, что на них запечатлены аниме-герои, в самой Японии о его творчестве, по признанию самого художника, принято умалчивать: представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками. Поэтому именно с Америки, куда он приехал работать в 1994-м, и опыт художественной и выставочной деятельности в которой привел к разработке фирменного художественного метода «superflat» (сплав традиционных японских кропотливых художественных и мультипликационных техник), началось победное шествие Такаси по миру.
Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002
Сейчас произведения художника уверенно хорошо продаются на аукционах, входят в коллекции главных мировых музеев, а его имя регулярно появляется в рейтингах самых влиятельных людей искусства (к примеру, в журналах ArtReview и Time). У самого же Мураками отношение к славе более чем прохладное, хоть он и не скрывает того факта, что востребованность его работ на рынке вызывает у него радость. «После того как мы пережили землетрясение на северо-востоке Японии в 2011 году, — оправдывает нелюдимость последних лет Такаси, — мне стало неприятно взаимодействовать со СМИ. Вдруг мне осталось жить совсем недолго. Я просто живу, сосредоточив все усилия на том, чтобы закончить свои работы, не принимая в расчет то, что говорят обо мне по всему миру». Это необходимое информационное «затворничество» призвано не только ограждать художника от лишних и лишенных смысла действий, но и стимулировать творческий процесс. «В последнее время я живу как ребенок, — делится своим ощущением от жизни Мураками — ни о чем не задумываясь, вообще ни о чем. Иначе искусства не выйдет».
На новой выставке «Будет ласковый дождь» в «Гараже» собрано более 80 работ, все они разделены на пять своеобразных глав. Первая — «Гэидзюцу» («Техника и обучение») — сосредоточена на осмыслении труда художника в целом, а также происхождении художественного метода Мураками. Этот раздел показывает один из важнейших для японской жизни сюжетов — последовательный и ежедневный труд, и неважно, идет речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или приготовлении суши.
Вторая глава «Малыш» и «Толстяк» целиком посвящена символическому значению и влиянию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го на культурное сознание японцев. Без кропотливого изучения этого раздела невозможно говорить и о творчестве Такаси Мураками. Здесь объединены произведения разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (так, к примеру, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, сделанных специально для выставки в Москве. Также в пространстве, отданном под вторую главу, будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.
Следующая глава, «Каваий», рассказывает об одноименной эстетике, захватившей все сферы жизни японского общества. Архитектурное решение этого раздела будет представлять собой последовательность тотальных инсталляций, одна из которых воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другая станет настоящим кинотеатром, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы» (2013 год). На создание его первой части ушло три года, а отправным мотивом послужило землетрясение 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1». Вторая часть, по словам художника, до сих пор находится в производстве, работа продолжается уже пять лет.
Четвертая часть выставки — «Сутадзио» («Студия») — на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, так что зрители смогут стать свидетелями их работы.
Под фантомную пятую главу — «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение») — будут отданы невыставочные пространства музея: кафе и книжный магазин, лестницы и фасад. Такой невероятный масштаб по меркам всех предыдущих выставок, когда-либо проходивших в «Гараже», покажет истинную величину таланта художника: не только как творца, но и как философа и бизнесмена.
Мураками Такаши
My lonesome cowboy, скульптура
В 2002 году Такаши стал куратором выставки современных японских художников и скульпторов Superflat. Название выставки, которое переводится как «суперплоский», художник придумал сам, и назвал этим термином все современное японское искусство, сочетающее в себе продукты индустрии развлечений (аниме, манга), поп-культуры и изящных искусств. Автор задается вопросом, в чем различие между живописью евпропейских и японских художников, и приходит к выводу, что в Японии изобразительное искусство создает ощущение «плоскости» из-за отсутствия трехмерного изображения. Таким образом, Такаши Мураками выделяет современное японское искусство в отдельный «феномен», тем самым привлекая к нему внимание и способствуя его развитию на мировом рынке.
Kaikai, Версаль, Франция, 2010
Трейлер фильма «Глаза медузы», 2013
C 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая проходит два раза в год в Токио.
Звание модного художника, обширная родословная с KAWS, сотрудничество с Dior делают его сильным фаворитом. Как и Баския, который до сих пор влияет как на уличных художников, так и на подиум. Несмотря на то, что критики высмеивают Такаси Мураками как аншлага, утверждая, что художник смягчает свои провокационные проекты в обмен на коммерческий успех, Мураками эффективно стирает грань между поп-культурой и высоким искусством.
Его авторское творчество, удачно названное Neo-Pop, пародирует послевоенную японскую потребительскую культуру, реструктурируя и пробуя различные темы и персонажей в мире искусства. Создав свою теорию суперплоскости, Мураками органично и ловко объединяет историю Японии с популярной культурой. Тем не менее, в то время как его проекты ценятся за их смелую привлекательную эстетику, работы Мураками часто игнорируются и критикуются как объятия Японии и западного мира.
Студенческие годы Такаси Мураками
Мураками родился в Токио, Япония, в 1962 году. Он вырос в послевоенную эпоху, когда Япония подверглась быстрой вестернизации. Увлеченный аниме и мангой, Мураками планировал работать в индустрии анимации. Готовясь к вступительным экзаменам в университет, Мураками рисовал смелые рисунки и наброски, одержимые популярной культурой, одним из которых был его теперь уже ставший культовым цветочным узором конфеты. Он учился в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки, чтобы научиться рисованию, необходимому для того, чтобы стать аниматором, но вместо этого специализировался на Нихонга, стиле японской живописи, подчеркивающем традиционные японские художественные условности. Несмотря на то, что позже он получил степень доктора философии Нихонга.
Со временем Мураками разочаровался в состоянии современного японского искусства, считая его «глубоким присвоением западных тенденций». Многие из ранних работ Мураками служили критикой и сатирой по отношению к коммерциализму. Искусство перформанса, такое как Osaka Mixer Project (1992), и пародии на искусство «послания», популярное в Японии в начале 90-х, такое как Dobozite Oshamanbe (1993), хотя и привлекали внимание, — не обязательно были хорошо приняты в Японии. Он был разочарован отсутствием в Японии устойчивого арт-рынка и решил утвердиться в западном мире искусства, прежде чем в конечном итоге сосредоточиться на Японии. Вскоре после получения докторской степени в 1993 году и, благодаря стипендии Азиатского культурного совета, в 1994 году Мураками был приглашен к международной студийной программе PS1 в Нью-Йорке.
Во время своего пребывания в Нью-Йорке, Мураками познакомился с современными западными художниками, включая Ансельма Кифера и Джеффа Кунса. Он был очарован идеями симулятивного искусства, в которых подчеркивалась абстракция существующих смыслов. Мураками также обнаружил «фабрику» Энди Уорхола, где Уорхол массово производил шелкографию с коммерческими изображениями, пытаясь ниспровергнуть существовавший ранее смысл. Фабрика стала неотъемлемой частью художественной структуры Мураками, вдохновив его открыть небольшую студию вместе с Hiropon Factory — предшественницей его компании Kaikai Kiki. Получив существенное представление о методах западного искусства, он вернулся в Японию, чтобы продолжить оттачивать свой репертуар художественных практик.
По-прежнему считая современное японское искусство имитацией популярных тенденций на Западе, Мураками стремился исследовать предмет, который, хотя и является уникальным японским, по-прежнему привлекал бы остальной мир. Понимая, что многие считали эзотерические темы, присутствующие в современном изобразительном искусстве, в лучшем случае озадачивающими, Мураками сосредоточился на «низкой» культуре.
Размышляя о своих детских увлечениях, Мураками пробовал мотивы и стили, типичные для аниме-персонажей, в различных средах, от плоских глянцевых принтов до скульптур в натуральную величину и миниатюрных фигурок. Сопоставляя милое и тревожное — все в своей фирменной смелой цветовой палитре. Мураками попросил зрителя расспросить не только о реальных персонажах, но и об их окружении и происхождении.
Картины Mr. DOB и Hiropon
Mr. DOB (1993) — наиболее близкое приближение Мураками к автопортрету и один из его первых повторяющихся мотивов — яркий тому пример. Обладая открытым ртом, острыми как бритва зубами и множеством глаз, хаотично бегающих во все стороны. На первый взгляд эта потусторонняя фигура столь же причудливо очаровательна, как и отталкивает. Однако при ближайшем рассмотрении сильно увеличенные глаза мистера ДОБа — явная отсылка к аниме, а его маниакальная улыбка указывает на отношение Мураками как к миру искусства, так и к Западу. Имя персонажа, образованное от сленгового выражения «дободзите» (или «почему?»), Ставит фундаментальный вопрос Мураками: почему Япония должна подражать Западу?
В других работах, таких как Hiropon (1997), аналогично используются черты, связанные с аниме, для острых социальных комментариев. Гиперсексуализированная фигура демонстрирует крошечную талию, розовые косички и грудь настолько комично большими, что они выпускают струю молока, окружающую всю фигуру. Хотя каждая черта довольно типична для женщины из манги, сама скульптура является резкой критикой послевоенной японской культуры. В различных интервью Мураками заявлял, что считает, что Япония инфантилизируется из-за оккупации Соединенных Штатов после Второй мировой войны. Он считал, что кастрирующий эффект войны оставил культуру Японии одержимой молодостью и красотой, что привело к гиперсексуализации в манге. С Hiropon, Мураками исказил эротические образы скромной культуры, чтобы создать произведение изобразительного искусства, обращающееся к природе сексуальности в современной Японии.
В 2000 году Мураками опубликовал свою основную теорию суперплоскости (Superflat) на выставке для музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA) в 2001 году. В выставке приняли участие художники, чьи работы подчеркивают различные аспекты визуальной культуры Японии. От укиё-э (гравюры на дереве периода Эдо) до аниме и каваи (китчевая привлекательность, которую часто можно увидеть в мультфильмах и других продуктах), Мураками стремился подчеркнуть «плоскостность» японского искусства в отличие от мрачной реальности страны после Второй мировой войны. Сама теория утверждает, что эти плоские изображения приобрели известность в Японии, поскольку различие между социальным классом и основными интересами «сгладилось», создав культуру с небольшим различием между «высоким» и «низким». Мураками так же заинтересован в создании массивных инсталляций для маленьких плюшевых кукол, поскольку, согласно Superflat, они не менее важны в каноне японского искусства.
Работа с Louis Vuitton
После Superflat и основания своей компании Мураками добился огромного коммерческого успеха, вызвав восхищение многих ведущих дизайнеров мира. Одним из известных поклонников был Марк Джейкобс, тогдашний креативный директор Louis Vuitton. В 2002 году он обратился к Мураками, чтобы изменить дизайн монограммы Louis Vuitton в 33 ярких цветах. Известный фанат моды, Мураками быстро согласился и в течение 13 лет представил ряд знаменитых принтов, включая «Монограмму», полностью черную версию монограммы на камуфляжном фоне, и «Цветение вишни», на которой были изображены яркие цвета. розовые цветы на коричневой монограмме. Вскоре после выхода коллаборации Мураками начал напрямую включать монограмму LV в свои собственные произведения. Серия «LV» получила восторженные отзывы, укрепив позиции Мураками в индустрии моды. Хотя ранее он сотрудничал с Issey Miyake Men by Naoki Takizawa в 2000 году, работа Мураками с Louis Vuitton вывела его на международную модную арену.
Первое сотрудничество с Louis Vuitton вывело Мураками на совершенно новый рынок. В 2003 году он представил Двойную перевернутую спираль в Рокфеллер-центре, свою самую большую скульптуру на сегодняшний день. В том же году ArtNews сообщило о резком росте спроса на работы Мураками. По сообщениям, в 2002 году Hiropon был продан на аукционе Christie’s за 427 500 долларов, а в следующем году модель Miss Ko2, высотой шесть футов, высмеивающая типичного женского аниме-персонажа, была продана за 567 500 долларов — рекорд для работы современного японского художника. Быстрый успех Мураками достиг апогея в 2007 году, когда Канье Уэст посетил одну из его галерей в Токио и назначил художника арт-директором своего нового альбома Graduation.
Обложка для альбома Graduation
Уэст попросил японского художника создать обложку и снять анимационный видеоклип на трек «Good Morning». В картине была переосмыслена вселенная Уэста через причудливую, очаровательную и несколько тревожную линзу Мураками. В следующем году Мураками разработал мерч для турне Уэста «Glow in the Dark», в котором фигурировал известный медведь Уэста. Позже Мураками изменил свое первоначальное оформление для песни и альбома, включив образы в свои картины и скульптуры, еще больше размыв границы между изобразительным искусством и другими формами медиа.
Несмотря на сотрудничество с рядом западных художников, Мураками был движущей силой в распространении и продвижении японского искусства. В 2001 году он основал Kaikai Kiki Co., Ltd., компанию по производству произведений искусства с офисами в Японии и Нью-Йорке. Через Kaikai Kiki, Мураками выступал в роли покровителя для ряда молодых японских художников, предоставляя им международную известность, проводя выставки, предоставляя капитал и организовывая Geisai — фестиваль искусства в Токио, который проводится раз в два года.
Сотрудничество с японскими брендами
Даже Хироши Фудзивара признал огромное творческое влияние Мураками, когда он объединился с Мураками для выпуска капсульной коллекции Fragment Design, посвященной открытию выставки Hi & Lo. в 2008 году. Выставка проходила в галерее Kaikai Kiki в Токио и стала первым случаем, когда личная коллекция реликвий уличной одежды Fujiwara была доступна широкой публике. Сотрудничество между Fujiwara, Murakami и несколькими другими японскими лейблами, такими как visvim, Head Porter и Levi’s Fenom, также было доступно для покупки, на каждом из которых была фирменная молния Fujiwara и классический «цветочный» мотив Мураками.
Недавно Мураками сотрудничал с Фарреллом Уильямсом и Billionaire Boys Club над выпуском плюшевых фигурок. Каждое сотрудничество является уникальным по своей сути, но представляет собой комментарий к пересечению американской и японской поп-культуры. Используя классические западные товары, такие как скейт-деки и кроссовки, в качестве полотен, Мураками эффективно представил свои проекты молодой западной аудитории.
Член конвенции ComplexCon
Еще больше присоединившись к модной элите, Мураками начал серию выставок вместе с Вирджилом Абло. Впервые представленная в галерее Gagosian в Лондоне, выставка объединила фирменный стиль Мураками со стрелками Off-White, чтобы добавить совершенно новое измерение в работу обоих творцов.
Самым прямым взаимодействием художника с уличной одеждой, без сомнения, является ComplexCon. Это ежегодная конвенция, посвященная всем аспектам молодежи и уличной культуры. Выступая в качестве постоянного члена комитета, Мураками формирует саму эстетику конгресса, создав зону Кайкай Кики в Art Space, а также различные другие мероприятия по всему пространству. Опять же, пересекая границу между современным и коммерческим художником, каждый год Мураками выпускает предметы ограниченным тиражом на протяжении всей выставки, включая различные коллаборации, принты и игрушки.
Хотя Мураками обычно ассоциируется в сообществе уличной одежды, его художественное, коммерческое и культурное влияние часто остается незамеченным модным сообществом. В значительной степени ответственный за представление современного японского искусства в западном мире, тезис Мураками Superflat стал решающим в распространении культуры. Сегодня Мураками находится на пике своего успеха. Скульптуры в натуральную величину, плюшевые персонажи аниме, массовые принты, иммерсивные инсталляции, музыкальные клипы, роскошные сумки, кроссовки и даже полнометражный фильм — работы Мураками выходят за рамки популярных медиа и изобразительного искусства. Исследуя пересечение этих разрозненных тем, Мураками успешно создает убедительные визуальные эффекты, охватывающие обширный ландшафт популярной культуры.