Кто такой муравей для детей
Беседа о муравьях с детьми дошкольного возраста
Рогожина Любовь Евгеньевна
Беседа о муравьях с детьми дошкольного возраста
Беседа с детьми старшей группы о муравьях.
Воспитатель загадывает загадки.
Тащит он соломинку
К маленькому домику
Все букашек он сильней
Наш трудяга …. муравей.
На полянке возле ёлок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением муравья, предлагает назвать части тела.
Воспитатель. У муравья есть голова, грудь, брюшко, шесть лапок, усы. Усиками муравьи разговаривают, чувствуют запахи. Муравьи едят гусениц, жуков, пьют берёзовый сок
Дом муравьёв называется муравейник. Муравейник состоит из подземной части и наземной. Наземная часть состоит из хвоинок и палочек. Подземная часть- это множество ходов, которые уходят на глубину 1-2 метра.
Как муравьи находят путь домой?
Муравьи помечают свой путь капельками пахучей жидкости, они прижимаются брюшком к земле и передают свой запах.
Особенностью муравьев является то, что насекомые могут совершенно безопасно находиться под водой на протяжении нескольких суток, и это совершенно не грозит им никакими изменениями.
Царица может жить до 20 лет, рабочие особи живут от нескольких месяцев до 3 лет. Самцы, однако, живут всего несколько недель.
Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. В медицине известен муравьиный спирт, выделяется из рыжих лесных муравьёв.
Муравьев едят птицы. Ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а потом проглотят всех разом.
Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазать перья муравьиной кислотой. Серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложиться на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьёв и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащей в брюшке муравья.
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников.
Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Исконные символы России». Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битве 10 июля. День победы в Полтавской битве10 июля мы отмечаем день воинской славы – победу в Полтавской битве, которая состоялась в 1709 году.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири» Программное содержание: Сформитовать доброжелательное отношение у детей к живой природе. Учить сопереживать «братьям нашим меньшим»; замечать.
Беседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.
Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе
Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Муравей»
Кто самый сильный на земле?
Думаете, слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле — муравей, ведь он переносит тяжести в 10 раз превышающие его собственный вес, а слон при весе в 5 т с трудом может поднять 1,5 т.
Вот какой силач малютка-муравей!
Как выглядит муравей?
У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.
Муравьи — великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.
Муравейник
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Муравьиный терем — это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.
У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас сравнимо с населением небольшого городка — несколько сотен тысяч жителей!
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но когда муравьиха становится почтенной матерью большого семейства, она отгрызает себе крылья и с этих пор безвылазно живет в муравейнике, откладывая яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят личинок, ухаживают за куколками — переносят их или поближе к поверхности, или прячут в глубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.
Вот что пишет о муравьях исследователь жизни насекомых П. Мариковский:
«Обычно каждый муравейник имеет свои охотничьи границы, свою территорию. На муравья, попавшего в чужие владения, тотчас же нападают. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники, грозно раздвинув челюсти, расходятся каждый в свою сторону.
Если муравьям не хватает добычи и муравейники расположены поблизости, то начинают нарушаться границы, и вспыхивает вражда с ожесточенными побоищами. Обычно ее затевают несколько муравьев. К ним тотчас же присоединяются другие».
Муравьи — хищники, истребляющие многих насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона особей разнообразных насекомых.
Любят угощаться муравьи и сладкими выделениями тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.
В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.
Часто нападают на муравейники и дятлы. Вот как пишет об этом П. Мариковский:
«На земле возле муравейника сидит большой пестрый дятел. Завидев меня, он тревожно закрутил большой головой на гибкой шее, долго разглядывал, потом успокоился, крикнул и, как курица, стал шаркать ногами по муравейнику.
Во все стороны полетели хвоинки и палочки. Работая ногами, он склевывал муравьев, громко и победоносно покрикивая на весь лес.
Долго свирепствовали дятлы и во многих муравейниках продырявили крыши. Но осень постепенно делала свое дело, после дождей ударил спасительный мороз, мокрые крыши муравейников замерзли, окаменели на долгую зиму, и прекратились полеты дятлов».
Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну»: она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.
Ответьте на вопросы
• Как выглядит муравей?
• Как называется муравьиный дом? устроен?
• Как происходит в муравейнике разделение труда?
• Чем питаются муравьи?
• Какие у них есть враги?
Муравьиная война
Стоял в лесу возле старого пня высокий муравейник — просторное и удобное жилище рыжих муравьев. Были в доме и кухни, и детские, и даже туалетные комнаты.
Семья у муравьев была очень большая — сотни тысяч жителей! Ими мудро управляла муравьиная царица.
Все муравьи заняты с утра до вечера. Рабочие муравьи кормили личинок, ухаживали за куколками, помогали новорожденным муравьям выбраться из кокона. Были среди муравьев и муравьи-солдаты, охранявшие муравейник от врагов днем и ночью.
Вот так и жили маленькие рыжие муравьи — дружно и ладно.
Как-то раз шли по лесной тропинке черные муравьи, искали удобное местечко, чтобы построить свой муравейник. И так понравилась им лужайка под большой смолистой сосной недалеко от дома рыжих муравьев, что решили они здесь обосноваться. Из сосновых палочек черные муравьи стали сооружать свой дворец, скоро он был готов. В нем-то они и поселились со своей черной царицей.
Сначала все шло хорошо. У каждого муравейника были свои охотничьи границы, и муравьи старались их не нарушать. Но однажды один из черных муравьев заполз в чужие владения и стал там охотиться.
Это очень не понравилось соседям. Рыжие муравьи-солдаты набросились на пришельца и попытались его прогнать. Но на помощь черному охотнику устремились сотни его собратьев!
Между муравьями вспыхнула настоящая война. Черные муравьи, более крупные и сильные, захотели прогнать рыжих соседей и захватить их муравейник, который находился на более солнечной стороне, чем их собственный.
Что было делать рыжим муравьям? Думали они, думали и вспомнили про своего знакомого дятла. Рыжая царица сама решила пойти просить у него помощи. Она потихоньку отползла от муравейника и отправилась на поиски спасителя. Но долго искать ей не пришлось — пестрый дятел был тут как тут.
Увидела царица дятла и говорит:
— Милый друг дятел! Мы ведь с тобой с незапамятных времен знакомы. Помнишь, как мы здесь строили свои жилища, как помогали друг другу? Не стало нам житья от соседей — черных муравьев. Они нас из нашего муравейника прогнать хотят, наши охотничьи угодья захватить желают. Что нам делать?
Сжалился дятел над муравьиной царицей, обещал ей помочь.
Полетел он к муравейнику, где жили черные муравьи, и давай по сосне громко, звонко клювом стучать. Муравьи испугались. Они ведь знали, что дятлы частенько муравейники разоряют, а муравьев целыми сотнями проглатывают, длинным языком слизывают. Дятел между тем продолжил отбивать на сосне громкую барабанную дробь: тук-тук, тук-тук-тук! А потом сердито говорит:
— Сейчас слечу вниз, разворочу лапами весь ваш дом и съем всех его обитателей! Вы зачем соседей обижаете? Рыжих муравьев из муравейника гоните? Они здесь раньше вас поселились и всему лесу пользу приносят — вредителей уничтожают.
— Мы не будем, мы не будем их обижать! — закричали испуганно черные муравьишки. — Только не губи, пестрый дятел, наш муравейник. У нас там детки малые подрастают.
— Ну ладно, так и быть! Не трону я вас! Живите дружно! В лесу всем муравьям места хватит! — сказал это дятел и улетел по своим делам — новое дупло для птенчиков долбить.
С тех пор муравьиные войны прекратились. Рыжие муравьи на своей территории охотятся, а черные — на своей, и друг друга не обижают. И все вместе продолжают приносить лесу пользу!
Ответьте на вопросы
• Где построили муравейник рыжие муравьи?
• Как он был устроен?
• Где построили муравейник черные муравьи?
• Почему поссорились обитатели муравейников?
• Кто помог рыжим муравьям?
• Как вы думаете, какую пользу приносят муравьи лесу?
Беседа-наблюдение для детей разновозрастной группы 5–7 лет «Муравьи»
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
Города Москвы «Гимназия № 1636 «НИКА»
Структурное подразделение № 5
Воспитатель: Курганова И. В.
Муравьи – друзья или враги?
— Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
— Сформировать представление о роли муравьёв в природе;
— Воспитывать бережное отношение к муравьям;
— Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Бианки В. «Муравьишка», «Как муравьишка домой спешил».
Нужина Т. «Муравьи».
Толстой Л. Н. «О муравьях».
Картины с изображением муравья, муравейника, лупа, сахарный песок, песок.
Ход беседы – наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки:
В лесу у пня суетня, беготня.
Нард рабочий весь день хлопочет –
Из лесного сора строит себе город. (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Муравей)
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
1. Где живут муравьи? (В лесу, в городе, в асфальте.)
2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Дети подготовительной группы рассказывают о муравье:
— Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.
— Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.
Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
Одну дорожку перед муравейником засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Выводы детей: Муравьи обогнули песок и вернулись на проторенную тропинку; сахарный песок муравьи собирают и несут в муравейник.
Приметы: если вокруг муравейника много муравьёв – к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.
-когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Пословица: Муравей не по себе ношу носит, никто спасибо не скажет, а пчела меньше носит, да людям мила.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Детство – пресс, 2007.
2. Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, 2000.
4. Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, 2012
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду», Москва, 2009
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. Саморуковой П. Г., Просвещение, 1992
7. Молодова А. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1998.
8. Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. Рахлин В. К., Рогожкин А. Г., Москва, 1981.
Беседа «Дети леса — грибы» Беседа «Дети» леса (грибы) Цель: Познакомить с разнообразием грибов, растущих в лесах Волгоградской области. Сформировать представление.
Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.
Беседа «Дети войны» «Детям о войне и победе!» В: Ребята, шла я сегодня в детский сад и увидела, что наш город очень красиво украшен. Кругом флаги, люди прикрепили.
Беседа «Наблюдение за облаками» В начале беседы я предлагаю вам ребята обратить внимание на погоду сегодняшнего дня: Ребята посмотрите внимательно на небо, «что вы видите.
Беседа «Наблюдение за снегом» с детьми средней группы Цель: Помочь детям увидеть красоту зимнего пейзажа, порадоваться зимней сказке. Обратить внимание на то, как идет снег, как выглядит снежный.
Занятие-прогулка в разновозрастной группе (4–7 лет) «Наблюдение за солнцем» Цель: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Выносной.
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию,.
Занятие-беседа в старшей группе «Наблюдение за общественным транспортом» Вот и наступило лето. Время отдыха и развлечений,а когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее. Лето – это масса времени.
Рассказ-беседа с детьми разновозрастной группы «День Победы» Цели: уточнять знания детей о Дне Победы: объяснить, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день; воспитывать любовь и уважение.
Экскурсия в библиотеку. Беседа «Дети войны» Сегодня я провела экскурсию в библиотеку,дети познакомились с профессией библиотекаря. Работники библиотеки подготовили интересную беседу.
Познавательный материал к проекту «Муравьи»
Наталья Анатольевна Шахурова
Познавательный материал к проекту «Муравьи»
Муравьи — семейство общественных насекомых из надсемейства Formicoidea отряда перепончатокрылых. Относятся к числу наиболее распространённых насекомых, представляют особый интерес сложной организацией сообщества. Наука о муравьях называется мирмекология.
Основу питания почти всех Муравьёв составляют два компонента: белковый и углеводный. При этом углеводный в основном потребляется взрослыми особями, а белковый — личинками. В качестве источника белковой пищи используются различные беспозвоночные, главным образом насекомые. Муравьи охотятся на них или собирают трупы. Обычно самые молодые рабочие бывают няньками, то есть ухаживают расплодом и самкой. Немного повзрослев, они становятся строителями, затем фуражирами (добытчиками пищи).Самые старые муравьи, которые уже не способны к добыванию пищи, становятся хранителями продовольственных запасов, сторожами или наблюдателями. Муравьи некоторых видов грабят соседние гнёзда Муравьёв, где они добывают куколок и приносят их в своё гнездо. Из этих куколок воспитывают «рабов». Нужно только отметить, что сходство с рабовладением в человеческом обществе тут чисто внешнее. «Рабы» муравьев выполняют в гнезде «рабовладельца» те же работы, что они выполняли бы и в родном гнезде, только выращивают расплод не своего, а чужого вида.
Основным источником углеводной пищи служит для муравьев падь — сладкое выделение тлей и других хоботных насекомых (червецов, щитовок, некоторых цикадок).Помимо пади и насекомых, муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами, семенами. Вся пища, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи
Их колонии представляют собой сложные социальные образования с разделением труда и системами коммуникации, позволяющими особям координировать свои действия при выполнении задан, которые не по силам одному индивиду.
Некоторые виды муравьев обладают развитым «языком» и способны передавать информацию.
В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 3—4 лет.
Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Но в естественных условиях в течение года население муравейника почти полностью обновляется, так что в среднем рабочий муравей живёт около года. Значительно дольше — до 20 лет — живут самки.
Легко ли быть муравьём
Муравейники видели все. Но не все знают, что это только верхушка муравьиного «дома».
Главная его часть уходит глубоко под землю. Этот многомиллионный город занимает на поверхности земли всего два квадратных метра!
Муравьи могут жить только вместе, поэтому их главный лозунг – всё для муравейника.
В муравьиной семье каждому отведена своя роль, к выполнению кокорой он подходит очень ответственно. О трудолюбии муравьёв ходят легенды, о них сочиняют пословицы и поговорки.
В муравейнике есть рабочие муравьи, которые занимаются строительством, починкой, запасают пищу. Частичка строительного материала для муравейника иногда превышает вес самого муравья в пятьдесят раз! Муравейник только с виду кажется кучей веток-хвоинок. На самом доле внутри есть тоннели, специальные помещения для личинок, комнаты отдыха, даже своя система вентиляции. Муравьи-солдаты – это крупные особи с большой головой и сильными челюстями.
Муравьи-листорезы выгрызают из зелёных листьев кусочки и тащат их в муравейник. В муравейнике эти кусочки листьев измельчают, скатывают в комочки и складывают в кучи, на которых вскоре вырастает плесень – основная пища муравьёв-листорезов. Также муравьи едят мелких пауков, личинок, различных жуков, бабочек и даже пчёл.
Руководит муравьями самка – «царица», главная задача которой – продолжение рода. Она откладывает яйца, из которых рождаются новые муравьи. Весь муравейник живёт заботами о потомстве. Личинки муравьёв – безглазые и безногие белые червячки. Их кормят, облизывают, переносят с места на место, чтобы молодёжь не простудилась, не перегрелась и не намокла. У муравьиного потомства есть муравьи-няньки, которые присматривают за ним. Муравей в среднем живёт 5-7 дней. Максимальный срок его жизни 18 дней. А ещё эти насекомые никогда не спят!
Непосредственно образовательная деятельность по экологии
1. Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
2. Развивать мышление.
3. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).
Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины. Я задаю вам вопросы, а вы их постарайтесь отгадать.
Самый хитрый зверь, это. (лиса). Самый трусливый зверь, это. (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь. (медведь).
Самая длинная шея у. (жирафа).
Самая маленькая птица, это. (колибри).
Самые крупные яйца несет. (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это. (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это. (пони).
Самый быстрый зверь, это. (гепард).
Самые умные животные, это. (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это. (черепаха).
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.
Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.
Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.
В хлебном складе муравьи хранят зерна.
В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Пояснения к картинке «Муравейник в разрезе»
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.
6. «Хлебный амбар». Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. «Коровник», где муравьи содержат тлей.
10. «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Дидактическое упражнение «Расставь картинки по порядку»
Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.
Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»
Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.
Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.
Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.
Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки
Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.
Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети- «муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
Вопросы по содержанию занятия:
1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10. Назовите врагов муравьев.
11. Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Игра-шутка «Паук»
Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга (50—70 см, в середину круга ставится детский стульчик. Выбирается водящий — «паук». Он садится на стульчик, ему завязывают глаза платком («паук плохо видит»).
Дети двигаются по кругу друг за другом.
Жил паук в лесу густом под малиновым кустом. Очень он гостей любил, Хлебосольным, добрым был.
Но настала старость вдруг, плохо видеть стал паук. В гости кто к нему придет — Он не сразу узнает.
По окончании текста играющие останавливаются, встают лицом в центр круга.
«Паук»: (поднимается со стула). Жду всегда к себе гостей, Моих маленьких друзей!
Ведущий поворачивает «паука» на месте вокруг себя несколько раз.
В гости мы пойдем сейчас, вдруг паук узнает нас!
Подходят к «пауку» на 2—3 шага. «Паук» идет навстречу детям, наугад выбирает «гостя», затем старается его узнать, назвать по имени. Игру можно повторить 1—2 раза с разными водящими.
После игры дети присаживаются на гимнастические скамейки.
Ведущий: Паук узнал всех детей-насекомых, кто пришел к нему в гости, и пригласил всех присесть, отдохнуть после дальней дороги. Но веселые насекомые не могли спокойно сидеть на месте, и даже сидя они не переставали играть.
Игра малой подвижности «Веселые насекомые»
Сидящие на двух гимнастических скамейках игроки — это 2 команды (желательно, чтобы количество игроков на обеих скамейках было одинаковым). У первых игроков каждой из команд на коленях 15 флажков (у одной команды флажки зеленого цвета, у другой — желтого).
По команде ведущего: «Раз, два, не зевай, флажки скорей передавай!» — первые игроки начинают передавать флажки по одному вторым игрокам, которые сразу же передают их третьим игрокам, те передают далее, к последним игрокам. Последние игроки, получив флажки, кладут их поочередно в коробки, стоящие рядом с игроками, у концов скамеек. Как только все флажки окажутся в коробках, последние игроки должны взять их в руки и встать рядом со скамейкой. Побеждает команда, последний игрок которой быстрее поднимется со скамейки с коробкой флажков в руках.
Ведущий: Вам на месте не сидится, так быстрей вставайте в круг! Танцевать и веселиться приглашает добрый жук.
Наблюдение за муравьями на прогулке
Цель – познакомить с муравьями их образом и условиями жизни.
Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – всё это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несёт. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают – и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать – пусть трудятся.
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
Пальчиковая гимнастика «Улей» В. Волина
Вот маленький улей, где пчелы Дети сжимают пальчики в
Спрятались, никто их не увидит. кулак.
Вот они показались из улья, Отгибают по одному пальчику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Труд: «Построить муравейник».
Индивидуальные физические упражнения: Ползание по бревну.
«Жуки»: Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
«Змейка»: Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепрыгивать через препятствия.
Весь день хлопочет. (Муравьи.)
Рядом с каждой командой лежат гимнастические палки в соответствии с количеством детей. По сигналу дети, стоящие первыми, берут одну палку, бегут к ориентиру — обручу и, положив в него свою палку, «строят муравейник»; обычным бегом возвращаются к своим командам и передают эстафету следующим, касаясь их плеча.
Наблюдение за муравьём
Цели: расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он – работник настоящий,
Очень – очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые тёмные пни.
Из иголок высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
•Как выглядят муравьи?
•Как они передвигаются?
•Как называется муравьиный дом?
•Из чего муравьи строят свой дом?
•Какие враги есть у муравьёв?
•Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравьях вы знаете?
Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравьёв сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи – великолепные строители. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Наблюдение за муравейником на экологической тропе
Задачи: закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвои построит дом. (муравей.)
•Какую пользу приносят муравьи людям в лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
•Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, Муравьиха отгрызла себе крылья, и с тех пор живёт в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравьиный терем муравьи – солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи – хищники, уничтожают множество насекомых.
А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
Ищем ответ на вопрос: почему муравьи не идут в наш муравейник?
Такой маленький муравьишка!
В лесу у нас суета.
Народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)
На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (муравьи)
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (муравьи)
Погляди на молодцов:
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Жить не может … (муравей)
По дорожке длинной- длинной вездеход полз муравьиный
И тащил в дремучий ельник новый город Муравейник.
Скоро в школу муравьишки принесут с собою книжки
Сами крохи и прочтут, что такое в жизни ТРУД.
Тот, кто учится трудиться – получай кулёк гостинцев,
А лентяи – лежебоки уходите прочь с дороги!
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
Больше плотника оно. (Муравьи)
В лесу у пня Суетня, беготня:
Весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи и муравейник)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник).
Пословицы и поговорки:
Самую злую змею может одолеть куча муравьев.
На муравейнике долго не усидишь.
Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо не скажет, а пчела по искорке носит, да людям угождает.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Песня «Про меня и муравья»
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей,
Вдруг ему навстречу кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
Он очень ма. он очень ма.
Он маленького роста.
Закричал коту я: Брысь!
Сразу спрятались в кусты.
В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
Он очень ма., он очень ма.
Он маленького роста.
Один раз я пришла в кладовую, достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много Муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много Муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
Не все муравьи столь трудолюбивы, как это принято считать. Наблюдения показали, что 80% муравьёв занимаются общественно-полезной работой – чистят жилище, собирают корм, зато остальные бьют баклуши.
У муравьёв есть дальние родственники – термиты. Это большие муравьи, которые живут в тёплом климате и питаются растениями. Термиты строят из земли и песка огромные дома – термитники. Некоторые из них возвышаются над землёй на несколько метров.
Из всех живых существ у муравья самый большой мозг по отношению к телу.
Список используемой литературы
1. Детская энциклопедия. Я познаю мир: Насекомые. Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, 1994.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. /Под редакцией Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. А. Ликум. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём. Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, 1994.
4. Интернет- ресурсы.
5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
6. Е. С. Чайка. Моя первая энциклопедия. Минск: Харвест, 2011.
Познавательный проект «Ёлочка, живи!» АНО ДО »Планета дестства Лада» Д/С №102 »Весёлые звоночки» Воспитатель: Чегодаева Ю. С Средняя группа Проект »Ёлочка,живи!» ‘Ёлочка,живи!».
Познавательный проект «Зимующие птицы» МАДОУ «Березка» г. КОГАЛЫМ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» СРЕДНЯЯ ГРУППА № 6 ВОСПИТАТЕЛЬ КАЛИЕВА СВЕТЛАНА ИЛЬИНИЧНА. Цель:.
материал Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:Центр развития ребенка – детский сад I категории №6 «Березка» Выступление.
Макет «Муравьи рядом с муравейником» Дети часто наблюдают на прогулкой за муравьями. Видят, как они что-то тянут за собой. Видят как они помогают друг другу. Дети знают,что муравьи.
Познавательный проект по ПДД «Полосатый друг» Вид проекта: Познавательно-игровой Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: Старшая группа детского сада «Росинка» (24 ребенка,.
Познавательный проект «Растим лук» Познавательный проект для детей раннего возраста «Растим лук» Цели проекта: 1. Образовательные: расширить представления детей об овощах.
Познавательный проект «Советы Мойдодыра!» Наше участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников » Я- исследователь» Проблема: что я должен уметь делать.
Речевые игры «Муравьи» * Муравьи живут обществами. Голова у муравьёв сравнительно велика. Челюсти сильно развиты, обыкновенно широкие, плоские, на внутреннем крае.