Кто такой нефритовый император
Нефритовый Император
Нефритовый император (玉皇, Юй-ди) — верховное божество даосистского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция.
С веками нефритовый император стал одним из наиболее узнаваемых персонажей китайской культуры и таких её ключевых текстов, как «Путешествие на Запад». Его профиль часто украшает китайские ритуальные деньги.
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Нефритовый Император» в других словарях:
Нефритовый император — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты … Википедия
Нефритовый государь — Нефритовый император Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты … Википедия
Яшмовый император — Нефритовый император Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты … Википедия
Желтый Император — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология Бессмертие Фэншуй Форум Портал … Википедия
Желтый император — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология Бессмертие Фэншуй Форум Портал … Википедия
Жёлтый Император — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология Бессмертие Фэншуй Форум Портал … Википедия
Жёлтый император — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология Бессмертие Фэншуй Форум Портал … Википедия
Хэ (нефритовый диск) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Юй-ди — Нефритовый император Даосизм … Википедия
ДИЮЙ — (букв. «подземное судилище»), в поздней китайской мифологии ад. Представления о Д. сложились под влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей эры. Согласно поздним представлениям о шести формах перерождения, которые назначаются в Д.… … Энциклопедия мифологии
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Китайская легенда — Нефритовый император и двенадцать животных
Один из священных символов Древнего Китая; его значение соответствует общей традиции литофании. Нефрит считается средоточием космической силы, энергии, власти; он выступает как символ совершенства и различных добродетелей (гуманности, справедливости, искренности, мудрости и т. п.). В конфуцианстве глава небесной иерархии именуется Юй Хуанди — Нефритовый (в других вариантах — Жемчужный) император. Атрибутом императора была печать из нефрита, которая служила знаком «доверия неба» (Тянь Мин), то есть символом божественной природы императорской власти, осуществляющейся по воле неба.
Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император — повелитель небес — выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.
Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.
— Я много лет правлю небесами, — сказал император, — но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?
Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?
— Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.
Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день. Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту.
Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, — это не будить его утром.
В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:
Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?
Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.
— Прошу тебя, остановись, — взмолился слуга. — Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести — ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.
Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.
А тем временем крыса, испугавшись, что останется незамечанной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку — ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь — седьмое за элегантную осанку, а баран — восьмое за сильные рога.
Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья — десятое, а бдительной сторожевой собаке — одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.
Рубрики: | Легенды,мифы,притчи,религия |
Метки: китайская легенда
Процитировано 28 раз
Понравилось: 7 пользователям
sci_fi_science
Научная нефантастика
Космос, новости науки, НЛО, тайны цивилизаций, тайны истории
Юй-Ди – нефритовый император, верховное божество даосизма. Всегда изображался с нефритовой табличкой в руках, сидящим на троне из драгоценных камней с царским головным убором и в халате с вышитыми драконами. Великолепному образу императора соответствовал и его роскошный дворец, находящийся на самом высоком 36-м небе. Оттуда Юй-Ди управлял всем сущим: небесами, землёй, богами и духами.
Нефритовым императора Юй-Ди назвали не случайно, ведь нефрит – один из священных символов Древнего Китая. Нефрит – средоточие власти, космической и земной, хранитель божественной энергии и силы, поэтому Юй-Ди, как верховный император, был удостоен называться Нефритовым, символом силы, но, в то же время, совершенства и различных добродетелей.
У Юй-Ди была особая нефритовая печать, служащая символом небесного доверия, то есть, символом того, что Юй-Ди –божественный император по воле неба. Супруга императора была тоже не простая – Матоднянь, богиня шелководства, а дочь его часто фигурировала в древнекитайских сказках.
Юй-Ди всегда находится на небесах и никогда не спускается на землю. Существует легенда, что Нефритовый император попросил своего слугу показать ему 12 лучших животных. Но крыса, которой слуга велел привести кота, решила, что на фоне усатого она будет выглядеть ужасно и сделала так, чтобы кот не пришел. Поэтому когда император спросил где двенадцатое животное, слуга привёл первое попавшееся ему на земле – свинью. После этого Император разделил животных.
Крысе, которая залезла на спину быка и играла на флейте, была отдана пальма первенства, быку за его великодушие отдано второе место. Тигр получил третье место за храбрость, кролик за нежный мех стал четвёртым. Дракону и змее досталось 5-е и 6-е места за гибкость, лошадь за элегантную осанку стала седьмой, баран за сильные рога восьмым. Далее шли обезьяна, петух и собака. Свинья, случайно оказавшаяся пред Юй-Ди, удостоилась 12-го места. С тех пор и считаются эти животные священными, в их честь названы двенадцать лет цикла китайского календаря.
Юй-Ди был очень почитаем в народе, ему было посвящено множество храмов, особенно во время династии Сун, правители которой хотели уравновесить всеобщее почитание Конфуция. Считалось, что император был способен перевоплощаться и менять свой облик 72-мя способами.
Кто такой нефритовый император
Юй-Ди. Нефритовый Государь
Нефритовый император Юй-ди (玉皇, Юй-хуан, или 玉帝, Юй-ди) — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция.
Дворец императора находился на самом высоком, 36 небе, откуда он и управлял всем сущим, а у ворот дворца в качестве привратника стоял святой Ван Лингуань. Считалось, что супругой императора была богиня шелководства Матоднянь; его дочь Цигунянь («седьмая девица») была весьма популярным персонажем сказок и верований. Например, ее дух девушки вызывали, гадая на суженого. В Древнем Китае Юйди, великому государю, который обладал даром перевоплощаться и менять свой облик 72 способами, было посвящено множество храмов.
С веками нефритовый император стал одним из наиболее узнаваемых персонажей китайской культуры и таких её ключевых текстов, как «Путешествие на Запад». Его профиль часто украшает китайские ритуальные деньги.
Нефритовый император Юй-ди. Небесный владыка всех земных владык
Юй-ди (玉帝 Yùdì Нефритовый император) ― верховная фигура даосского божественного пантеона. Он таинственный правитель небес, чьей милостью земная императорская династия получает мандат на управление Китаем (天命 tiānmìng небесный мандат). Однако его история остается смесью величия и комедии, возвышенности и напыщенности. Небесная канцелярия, которую он возглавляет, одновременно таинственна и абсурдна. Издание SupChina знакомит нас с этой неоднозначной личностью.
Безмятежно сидит Юй-ди меж двух своих слуг в традиционном парадном головном уборе мянь (冕 miǎn), 12 шнуров на козырьке которого подчеркивают статус императора. Облаченный в золотые одежды, к груди он прижимает нефритовую табличку. Его суровый взгляд из-под кустистых бровей смотрит в самое сердце. Весь образ Юй-ди призван впечатлять. Если земного императора в Китае почти всегда боготворили, то какие эмоции способен пробуждать император самого неба?
Кто такой Нефритовый император?
С философской точки зрения, Юй-ди можно считать персонифицированным образом Дао (道 dào путь) — центрального понятия религии даосизма. С точки зрения китайской мифологии, он является Повелителем небес (天公 tiān gōng), правящим в чертогах своего Пурпурного дворца, который дал название Запретному городу в сердце Пекина — 紫禁城 (zǐjìnchéng, досл. пурпурный запретный город). На небесах он также является главой целой бюрократической системы, которую на Земле повторяет аналогичная императорская.
Под его контролем находятся 36 министров, которые командуют армией «небесных клерков». Божества ниже рангом обязаны ежегодно предоставлять ему доклад о своих свершениях, а накануне Нового года бог Очага (灶王 zàowáng) приносит записи о делах каждой семьи на Земле за прошедший год. После рассмотрения хорошие дела вознаграждаются, а проступки наказываются.
Однако при всем своем величии, именно эта гигантская и неповоротливая небесная «государственная машина» сделала Нефритового императора объектом различных шуток.
Портрет Юй-ди изображен на ритуальных деньгах (冥币 míng bì), которые китайцы сжигают в День поминовения усопших, он же Цинмин (清明节 Qīngmíng jié). Лицо Юй-ди срисовано с одного современного актера, который исполнял роль Нефритового императора в различных телешоу в 2000-х годах.
В зависимости от мировоззрения человека, Нефритовый император может быть в его глазах как «истинным правителем небес, земли и человечества», так и мифологизированным работником офиса.
По легенде, зародившейся в районе провинции Фуцзянь, Юй-ди является сыном «Короля истинной добродетели» и «Королевы золотого лунного света», которые долгое время безуспешно пытались завести ребенка. Однажды к королеве во сне явилось Верховное божество, державшее в руках младенца.
«Это необычный ребенок, — промолвило божество. — Заботьтесь о нем как следует и однажды он достигнет высшей ступени Дао».
Вскоре после этого сна королева забеременела.
Но тексты времен династии Мин рассказывают иную версию появления Юй-ди. Ориентировочно в 1180 году до н. э. премьер-министр династии Чжоу составлял список новых небесных служащих. На пост верховного божества он умышленно никого не поставил, в тайне намереваясь занять это место. Когда на совещании по этому вопросу остальные выдвинули его кандидатуру, он захотел продемонстрировать свою сдержанность и произнес «дэнлай» (等来 děnglái подождать), чтобы ему дали немного времени обдумать столь высокую ответственность. Однако в зале присутствовал чиновник по имени Чжан Дэнлай, который решил, что премьер-министр произнес его имя. Он выступил вперед и поблагодарил за оказанное ему доверие занять высокий пост Нефритового императора. Премьеру пришлось скрепя сердце подтвердить его кандидатуру.
Каков Юй-ди в глазах китайцев?
Во времена династии Мин к Юй-ди не относились с большим почтением. Вне Китая многим он стал известен благодаря роману «Путешествие на Запад» (西游记 Xīyóujì) У Чэнъэня, который был написан как раз во время правления Мин. Там Нефритовый император изображен как усердный труженик, проживающий в своем Облачном дворце с золотыми вратами, окруженный министрами, заседающими в Зале чудесного тумана.
Несмотря на столь пафосное преподнесение, в книге он представлен как капризный и непостоянный правитель, который склонен принимать импульсивные решения. Весь его образ противопоставляется образу всемогущего Будды, который в своих ладонях держит всю вселенную. Юй-ди же здесь недальновиден. Например, в одной главе Император дает задание Сунь Укуну (孙悟空 Sūn Wùkōng, Царь обезьян) охранять небесный персиковый сад. Но с точки зрения любого китайца, просить обезьяну охранять персики — все равно, что просить медведя охранять мед. Такое задание обречено на провал.
Но первоначальные легенды описывают Нефритового императора как исполненного мудростью и милосердием правителя небес. По преданиям, в молодости он отрекся от престола и отправился в горы постигать высшую мудрость. Там он медитировал на протяжении 103 200 кальп (одна кальпа — время от рождения вселенной до ее гибели). Его целью было найти способ избавить людей от бесконечного цикла перерождений. После столь длительного отшельничества он был сочтен достойным занять небесный трон. Здесь его история чем-то повторяет историю Будды Шакьямуни — основателя религии буддизма.
Зачем китайцы поклонялись Юй-ди?
Как и императоры на Земле, Нефритовый император тоже в ответе за свои действия перед высшими силами. В данном случае ими выступает «Троица чистейших», что была рождена в хаосе и стала творцом нашего мира.
Точно не известно, когда зародился культ Юй-ди. Но без сомнения, корни его происхождения уходят к религии даосизма. Вероятно, данное божество было включено в даосский пантеон как ответ на пришедший тогда из Индии в Китай буддизм. На государственном уровне поклонение Нефритовому императору началось во времена династии Сун, когда император Чжэньцзун (真宗 Zhēnzōng) в 1013 году отдал подобное распоряжение.
Если в Китае наступала длительная засуха, земной император совершал мольбу о дожде на вершине Угольного холма, что к северу от Запретного города. А в периоды процветания страны он отправлялся на священную гору Тайшань, чтобы там вознести свою благодарность. Молитвы Юй-ди требовалось совершать со всем возможным почтением. Даже если вы просто проходили мимо какого-то знака с его именем, необходимо было совершить 27 поклонов.
Не только Нефритовый император, но и члены его семьи оставили свой след в китайских легендах. Его дочь Чжинюй (织女 zhīnǚ, Ткачиха) однажды влюбилась в простого земного дровосека, но Юй-ди не одобрил их любви и разнес возлюбленных на противоположные концы Млечного пути. Теперь они могут видеться только раз в году и этот день стал Праздником всех влюбленных в Китае (七夕节 qīxījié).
Даосисты крайне редко обращаются к Юй-ди за помощью. Они считают молитвы Нефритовому императору последним средством, к которому можно прибегать, лишь когда боги помельче уже не в силах помочь. И даже тогда они не просят у него чего-то большего, чем предсказание будущего. Дары же Императору приносятся в день его рождения, который приходится на 9 день первого месяца по лунному календарю. День рождения Юй-ди отмечается по всей Юго- Восточной Азии. В этот день люди разжигают благовония и подносят съедобные дары, в которые обязательно должна входить свинина.
Может, Нефритовый император — судья этого мира, а может, его образ — это просто отражение сущности земных правителей. Юй-ди продолжает царствовать в своем Небесном дворце, и переживет там и тех, кто поклоняется ему, и тех, кто над ним потешается.
Подготовил Константин Смирнов