Кто такой огюст роден

Огюст Роден

В лондонском Музее королевы Виктории и принца Альберта* есть залы, в которых собраны скульптуры на античные и библейские сюжеты, а также современная скульптура.
Есть в Музее и скульптурные работы великого Огюста Родена!
Бюст Камиллы Клодель, например, в античном шлеме, из черного камня.

Жизнь Родена (1840- 1917), история его знаменитых скульптур весьма интересны.

Знаменитый французский скульптор Огюст Рене родился 14 ноября 1840 года на улице Арбалет в Париже и был вторым ребенком в семействе Роденов.

В Нормандии Роден значило «красный», и вся семья была рыжеволосой. От второго брака его отца Жана-Батиста с Мари Шафер за два года до этого родилась девочка Мария.

Сестре Огюста Мария полюбила молодого человека, но приданого за ней не было, и ее возлюбленный предпочел ей другую девушку, из состоятельной семьи. Мария поступила послушницей в монастырь Св. Младенца Иисуса. Там она и умерла от горя в 1862 году, за несколько недель до пострижения в монахини.

Глубоко потрясенный ее кончиной, Роден не видел для себя иного пути, чем тот, что выбрала его сестра. Он поступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара под именем св.Августина.

Отец Эймар, настоятель монастыря, о котором шла молва как о знатоке человечских душ, очень быстро понял, что религиозная жизнь не является призванием молодого человека.
Он призывает его рисовать и лепить, догадавшись, что работа возродит интерес к активной жизни. Роден создает бюст этого проницательного человека.

В 1864 году, когда Роден работал в мастерской Гобленов, он увидел в окно? девушку, или остановил ее на одной из парижских улиц, очарованный ее великолепной фигурой, точно не известно. Вскоре она согласилась позировать ему.

Однажды Роден никак не мог вылепить шею женшины, и это его взбесило.»Зачем ты носишь закрытые платья?!»- закричал он и рванул на ней воротник. «Я больше никогда не вернусь сюда»,-сквозь слезы прошептала Роза. Но вернулась. Терпеливо позировала, готовила обеды, развлекала пением.
Увидев, что Роза беременна, закричал: «Ты сорвешь всю работу!»

Роза оставалась его верной и преданной спутницей в течение 53 лет. Берегла и преумножала «копеечку», работала по дому, служила Родену моделью, была ему преданна и верна.

Роден вылепил лицо Розы в замечательных скульптурных портретах:
«Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870),
«Вакханка», «Эльзаска».

В 1883 году Роден был приглашён известным скульптором Альфредом Буше
(1850 – 1934) курировать группу его студенток. Он обратил внимание на гипсовый бюст красивого ребенка. Это была скульптура девятнадцатилетней Камиллы Клодель «Поль Клодель в 13 лет». Мастера приятно удивили способности молодой девушки. Роден страстно полюбил утонченную девушку. Вот как он писал о ней:
«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и. детской веселостью».

Она стала работать помощницей в мастерской Родена. С ней он мог спорить с ней на равных. Она позировала ему, а вскоре они стали близки. Их отношения послужили огромным творческим стимулом для обоих. Отношения продолжались около девяти лет.

В этот период Роден обращается к изображению влюбленных пар:
«Вечный кумир», «Вечная весна», «Поцелуй (Паоло и Франческа» (для «Поцелуя» позировала сама Камилла).

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»:

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден».

Р. М. Рильке, некоторое время он работал секретарем Родена, писал:

«Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/260416/29314/

Если раньше подобные сюжеты в скульптуре носили скорее аллегорический характер, то Роден изображает любовь как сильное, страстное чувство, конец которого бывает трагичен.

Во всех скульптурах с 1885 по 1896 динамика тел выражает страсть, торжество и негу любви, наслаждение или страдание. Роден, без сомнения, породил несколько наиболее эротических скульптурных образов, поражающих своей смелостью, таких, как «Женщина на корточках», «Захват», «Ирида», «Посланница богов», «Осужденные женщины».

Но с Розой Роден не порывал, продолжал испытывать к ней нежность. Немало было пережито вместе.

У Камиллы стал портиться характер, появились первые признаки мании преследования. После их расставания Камилла лишилась рассудка.

Роза была верной спутницей великого скульптора в течение пятидесяти трех лет.

Страх одиночества заставил тяжело больного 75-летнего Родена приехать к Розе навсегда в Медон.

Роза не могла по закону обладать наследством Родена, поскольку не являлась его официальной женой. И тогда Огюст и Роза обвенчались ( 29 января 1917 года). Через две недели после свадьбы Роза скончалась от воспаления легких.
А через девять месяцев ушел из жизни и Огюст Роден.

Неповторимый скульптор. Новатор: камень у Родена оживает,
дышит любовью, пульсирует мыслью.
Кому еще пришло в голову любовь, поцелуй воплотить в камне, По-новому звучит и тема любви, дарующей недолгое забвение в круговороте жизни.
Сильнейшие эмоции и мысли, глубокий психологизм.
И реализм, и импрессионизм,- внутренняя мощь!

Роден положил начало современной скульптуре, которую мы видим сейчас.

Мне довелось увидеть памятник Бальзаку в центре парижской богемы по соседству с кафе La Rotonde. На Монмартре у меня было минут сорок свободного времени, и я помчалась увидеть знаменитое кафе. Даже спрашивала, где находится кафе Ротонда. Мужчина, похожий на известного киноактёра, выйдя из задумчивости, сказал: «Ах, Ла Ротонда!»

Музей Родена в центре Париже видела издали, из окна автобуса.

Скульптуры Родена «Поцелуй» и «Вечная весна»,»Ромео и Джульетта», которые я видела в юности в Эрмитаже произвели на меня сильнейшее, неизгладимое впечатление.
Вечная весна» исполнена Роденом из монолитного куска мрамора и датируется 1901 годом.

В итоге Роден убрал «Вечную весну» из композиции «Врат ада», так же как и ставшую позднее, вероятно, самой известной его работой скульптуру «Поцелуй».

Предполагается, что сюжет «Вечной весны» показался скульптуру слишком жизнерадостным для трагедии, воплощаемой «Вратами ада».

Однако работа оказалась столь удачной, что позднее было создано несколько ее версий в бронзе и мраморе.

Среди работ в зале Родена в Эрмитаже можно увидеть такие произведения, как «Бронзовый век», «Поэт и муза», «Портрет В.С. Елисеевой»*, «Портретная маска Ханако».

Скульптуру «Бронзовый век» Родена довелось увидеть и в Старой национальной галерее Берлина.

*ЕЛИСЕЕВЫ, династия купцов и благотворителей

Зачинателем петербургского торгового дела был Петр Елисеевич Елисеев (1776–1825), сын крепостного садовника Елисея Семенова, получившего вольную в 1813 и обосновавшегося с семейством в С.-Петербурге
Источник: Благотворительность в России

Фотография Огюста Родена 1891 года

1. Дэвид Вейс «Нагим пришел я …». 1993
http://www.e-reading.club/bookreader.php/73320/Veiis_-
__Nagim_prishel_ya. _.html

2.Элен Пине «Руки гения», 2003
3.Интернет-сайты

Источник

Огюст
Роден

Биография и информация

Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.

К концу XIX века Роден стал самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работали около 50 помощников. Кто-то изготавливал гипсовые формы, кто-то высекал элементы из мрамора. Здесь трудились рядом патинировщики, литейщики, мастера, уменьшающие и увеличивающие исходные формы до нужного размера. Приходивший в торговый зал заказчик мог выбрать нужную скульптуру, потом определиться с размером – и ему отливали из бронзы нужную фигуру. Биограф Родена Рут Батлер подсчитала, что только между 1898 и 1918 годами в его мастерской отлили 319 «Поцелуев». Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Его друзья начали собирать здесь скульптуры, документы, рисунки.

Эта феерическая слава досталась человеку, который до 35 лет работал подмастерьем и не привык ставить подпись на изготовленных скульптурах. Когда в Салоне примут его первый бюст «Человек со сломанным носом», у Родена уже будет жена, 9-летний сын и завидный опыт ремесленника.

Ремесленник Роден

У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.

О большем и мечтать нельзя было, потому что и учителя, и родные к тому времени записали Огюста в ряды безнадежно неспособных к науке. В школе он так и не освоил арифметику с латынью, он с трудом читает, а пишет, как ребенок, медленно и со смешными ошибками. Его отец, Жан Батист Роден, с каждым годом все больше отчаивается: понятно, что Огюсту не стать чиновником, так пусть хотя бы научится какому-то ремеслу и зарабатывает на жизнь. После окончания Малой школы уже уверенный в призвании и воодушевленный похвалами мастеров Огюст несет рисунки в «большую» Школу изящных искусств. Жюри Родена не примет ни в этот раз, ни в два последующих. И он начнет учиться сам.

Чужие мастерские

Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.

Мастерские Родена

На улице Лебрен

Первую мастерскую Роден снял еще до войны, на улице Лебрен, от отчаянья – ему нужно было куда-то сбегать из дома, где постоянно плакал ребенок и готовился обед. Это была бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…»

Здесь Роден работает поздним вечером или ранним утром, выкраивая жалкие часы в свободное от главной работы время. Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков конечно нет. Ни здесь, на улице Лебрен, ни даже позже, живя на Монмартре, Роден не ходит в кабаре и бары, он всегда вдалеке от богемной жизни – он только работает.

На улице Фурно

Роден снимает мастерскую на улице Фурно по приезду из Бельгии, где прожил 7 лет. Он недавно побывал в Италии, часто впроголодь и почти везде пешком, но увидел работы Микеланджело и Рафаэля. Из Италии Роден писал жене: «Должен признаться, что я ем не всегда регулярно, а только тогда, когда больше нечего смотреть…» И теперь, в этой новой мастерской на улице Фурно в Париже он принимает натурщиков и расставляет вдоль стен привезенные из Бельгии авторские работы. Скоро одна из них отправится в Салон.

В 1877 году скульптура «Бронзовый век», принятая в Салон, наконец принесет Родену славу, хоть и неоднозначную. Скульптора обвинили в использовании слепка с живого (или того хуже мертвого) натурщика. Натурщик, бельгийский солдат, согласился предстать обнаженным перед жюри, его не выпустили из страны, потом назначили комиссию по расследованию, потом была написана жалоба помощнику министра. Чем абсурднее становился скандал, тем чаще звучало имя Родена и тем больше внимания привлекала его работа, защитников и почитателей становится больше, чем критиков. Не растет только благосостояние Родена – государство не купило скульптуру «Бронзовый век». А находить частных заказчиков для скульптора, в отличие от живописца, – задача невыполнимая. И в подготовке ко Всемирной выставке 1878 года он снова участвует как анонимный декоратор.

На улице Университетской, рядом с Марсовым полем

Мастерские на складе мрамора государство предоставляло скульпторам, которые работали над масштабными общественными проектами. Родену выделили две, когда он в 1880 году получил первый грандиозный заказ – входная дверь (6 метров в высоту) в Музей декоративного искусства. В мастерской на Университетской Роден начнет работу над самым грандиозным проектом «Врата ада», будет его менять и дорабатывать, но так и не закончит.

Практически все деньги, полученные от государства в качестве аванса, скульптор тратит на изготовление слепков, отливку форм, оплату работы натурщиков, которым следовало целый день просто находиться в студии, передвигаться из угла в угол в ожидании точной позы и команды «замереть». Работая над «Вратами ада» Роден сделал сотни рисунков, уничтожил десятки эскизов и создал 200 фигур – и некоторые со временем отделились от общего ансамбля и зажили самостоятельно – это и «Мыслитель», и «Поцелуй», и «Три тени». Через 23 года после получения заказа Роден вернет государству аванс и оставит непосильные, никогда не готовые завершиться «Врата ада» себе.

За этим заказом последуют другие: памятник «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго. О Родене узнают в Швеции, Бельгии, Англии, Голландии. В 1889 году в галерее Жоржа Пти проходит совместная выставка Моне и Родена: 70 картин и 36 скульптур. Родена зовут преподавать.

На Итальянском бульваре

Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.

Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.

Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.

Источник

Огюст
Роден

Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.

К концу XIX века Роден стал самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работали около 50 помощников. Кто-то изготавливал гипсовые формы, кто-то высекал элементы из мрамора. Здесь трудились рядом патинировщики, литейщики, мастера, уменьшающие и увеличивающие исходные формы до нужного размера. Приходивший в торговый зал заказчик мог выбрать нужную скульптуру, потом определиться с размером – и ему отливали из бронзы нужную фигуру. Биограф Родена Рут Батлер подсчитала, что только между 1898 и 1918 годами в его мастерской отлили 319 «Поцелуев». Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Его друзья начали собирать здесь скульптуры, документы, рисунки.

Эта феерическая слава досталась человеку, который до 35 лет работал подмастерьем и не привык ставить подпись на изготовленных скульптурах. Когда в Салоне примут его первый бюст «Человек со сломанным носом», у Родена уже будет жена, 9-летний сын и завидный опыт ремесленника.

Ремесленник Роден

У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.

О большем и мечтать нельзя было, потому что и учителя, и родные к тому времени записали Огюста в ряды безнадежно неспособных к науке. В школе он так и не освоил арифметику с латынью, он с трудом читает, а пишет, как ребенок, медленно и со смешными ошибками. Его отец, Жан Батист Роден, с каждым годом все больше отчаивается: понятно, что Огюсту не стать чиновником, так пусть хотя бы научится какому-то ремеслу и зарабатывает на жизнь. После окончания Малой школы уже уверенный в призвании и воодушевленный похвалами мастеров Огюст несет рисунки в «большую» Школу изящных искусств. Жюри Родена не примет ни в этот раз, ни в два последующих. И он начнет учиться сам.

Чужие мастерские

Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.

Мастерские Родена

На улице Лебрен

Первую мастерскую Роден снял еще до войны, на улице Лебрен, от отчаянья – ему нужно было куда-то сбегать из дома, где постоянно плакал ребенок и готовился обед. Это была бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…»

Здесь Роден работает поздним вечером или ранним утром, выкраивая жалкие часы в свободное от главной работы время. Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков конечно нет. Ни здесь, на улице Лебрен, ни даже позже, живя на Монмартре, Роден не ходит в кабаре и бары, он всегда вдалеке от богемной жизни – он только работает.

На улице Фурно

Роден снимает мастерскую на улице Фурно по приезду из Бельгии, где прожил 7 лет. Он недавно побывал в Италии, часто впроголодь и почти везде пешком, но увидел работы Микеланджело и Рафаэля. Из Италии Роден писал жене: «Должен признаться, что я ем не всегда регулярно, а только тогда, когда больше нечего смотреть…» И теперь, в этой новой мастерской на улице Фурно в Париже он принимает натурщиков и расставляет вдоль стен привезенные из Бельгии авторские работы. Скоро одна из них отправится в Салон.

В 1877 году скульптура «Бронзовый век», принятая в Салон, наконец принесет Родену славу, хоть и неоднозначную. Скульптора обвинили в использовании слепка с живого (или того хуже мертвого) натурщика. Натурщик, бельгийский солдат, согласился предстать обнаженным перед жюри, его не выпустили из страны, потом назначили комиссию по расследованию, потом была написана жалоба помощнику министра. Чем абсурднее становился скандал, тем чаще звучало имя Родена и тем больше внимания привлекала его работа, защитников и почитателей становится больше, чем критиков. Не растет только благосостояние Родена – государство не купило скульптуру «Бронзовый век». А находить частных заказчиков для скульптора, в отличие от живописца, – задача невыполнимая. И в подготовке ко Всемирной выставке 1878 года он снова участвует как анонимный декоратор.

На улице Университетской, рядом с Марсовым полем

Мастерские на складе мрамора государство предоставляло скульпторам, которые работали над масштабными общественными проектами. Родену выделили две, когда он в 1880 году получил первый грандиозный заказ – входная дверь (6 метров в высоту) в Музей декоративного искусства. В мастерской на Университетской Роден начнет работу над самым грандиозным проектом «Врата ада», будет его менять и дорабатывать, но так и не закончит.

Практически все деньги, полученные от государства в качестве аванса, скульптор тратит на изготовление слепков, отливку форм, оплату работы натурщиков, которым следовало целый день просто находиться в студии, передвигаться из угла в угол в ожидании точной позы и команды «замереть». Работая над «Вратами ада» Роден сделал сотни рисунков, уничтожил десятки эскизов и создал 200 фигур – и некоторые со временем отделились от общего ансамбля и зажили самостоятельно – это и «Мыслитель», и «Поцелуй», и «Три тени». Через 23 года после получения заказа Роден вернет государству аванс и оставит непосильные, никогда не готовые завершиться «Врата ада» себе.

За этим заказом последуют другие: памятник «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго. О Родене узнают в Швеции, Бельгии, Англии, Голландии. В 1889 году в галерее Жоржа Пти проходит совместная выставка Моне и Родена: 70 картин и 36 скульптур. Родена зовут преподавать.

На Итальянском бульваре

Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.

Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.

Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *