Кто такой оператор постановщик

Зачем на съемочной площадке нужен оператор-постановщик?

Оператор-постановщик

Оператор-постановщик — одна из самых важных фигур на съёмочной площадке. Его первостепенная задача — воплотить на экране режиссерское видение и идею фильма, донести до зрителя эмоциональную окраску каждого эпизода. Для этого используются различные технические приёмы: хитрые ракурсы, смены точек зрения, колористические и светотональные решения. Например, ракурс снизу вверх расширяет плечи героев и придаёт основательности и решительности, а эффект «голландского угла», т.е заваленного горизонта, создаёт у зрителя ощущение тревоги и дискомфорта. Изменчивая перспектива объектов даже способна создать иллюзию медленного впадения в безумие. Получается, что оператор-постановщик умеет управлять эмоциональным состоянием зрителей, достигая необходимого эффекта для замысла режиссера.

Работа оператора-постановщика требует глубокого понимания материала, с которым ему придётся работать. Подготавливаясь к съемке фильма или ролика, оператор-постановщик работает над сценарием вместе с режиссёром и художником, пытаясь спланировать, как раскрыть творческий замысел режиссера. Именно на его плечи ляжет выбор мест съемок, утверждение эскизов и визуального стиля будущего фильма, проработка освещения и портретов персонажей. Будут ли персонажи ролика органично смотреться в кадре, как на них будет падать свет, как и когда будут использованы визуальные эффекты и музыка — всё это зависит от решений оператора-постановщика.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Не стоит забывать и о технической работе оператора-постановщика. Здесь на его плечи также ложится огромная ответственность. Необходимо выбрать тип и количество камер, проработать схему их движения, подобрать осветительную аппаратуру и оптические приборы. Фактически, он является вторым человеком по важности на съемочной площадке и руководит работой всей операторской группы.

Не путайте должность оператора-постановщика и оператора. Оператор — ближайший помощник оператора-постановщика, так же руководящий ассистентом оператора и другим техническим персоналом. Может самостоятельно проводить съёмки в павильоне и натуре при поручении оператора-постановщика. Отвечает за техническое качество изображения, комплектацию съёмочной техники, испытание аппаратуры, плёнки, фильтров и всего остального.

Таким образом получается, что профессия оператора-постановщика требует и художественного вкуса, и технических знаний и навыков. Люди этой профессии мыслят зрительными образами и воплощают их на экранах, используя магию освещения и видеоаппаратуры.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Когда вопрос касается видеороликов, не стоит думать, что ответственность и вклад оператора-постановщика уменьшаются, раз по времени они короче. Наоборот, ведь всего за несколько минут ему необходимо передать зрителям всю информацию, которую хочет донести режиссёр, договориться о местах съёмки и одобрить сопроводительную музыку. Всё это требует знаний, глубокого понимания процесса работы и, конечно, таланта. Ведь от качества операторской работы зависит успех всего видеоролика.

Посмотрите, что такое качественная операторская работа на примере наших рекламных видеороликов и корпоративных фильмов. Мы используем динамические камеры, продумываем освещение и композицию, а главное — всегда вкладываем в ролики душу.


Источник

«Кино не рассказывает истории, кино их показывает»: чем занимается оператор-постановщик

Наталия Алекса

Кто такой оператор-постановщик и какими задачами он занимается? Чем киносъемка отличается от видеосъемки? Поможет ли начинающему оператору занятие фотографией и как подготовиться, чтобы поступить на операторский?

Рассказывает Александр Буров — оператор-постановщик 19 картин Александра Сокурова, мастер кинооператорской лаборатории Московской и школ нового кино.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Александр Буров

Оператор-постановщик, мастер кинооператорской лаборатории Московской и школ нового кино

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Кто такой оператор-постановщик

«Оператор-постановщик» по-английски звучит как «director of photography».
«Director» — это «режиссер». Стало быть, дословный перевод «оператора-постановщика» — «режиссер изображения».

В отличие от режиссера, оператор-постановщик несет личную ответственность за изобразительное решение художественного замысла фильма, создает визуальную событийность

Оператор-постановщик включается в работу над фильмом на стадии разработки замысла, предлагает изобразительные решения в форме примечаний к режиссерскому сценарию или записи партитуры фильма. Он будто поворачивается спиной к сюжету сценария, видит его с другой стороны: может предложить исключить одни эпизоды и добавить другие, может посоветовать новых персонажей, которые приведут зрителя в захватывающее визуальное пространство. Если режиссер доверяет оператору, видит в нем соавтора и соратника, он согласится.

Оператор-постановщик всегда снимает свое кино

Одна из главных задач оператора-постановщик — сформировать операторскую группу. Собрав вокруг себя инициативных, творческих соратников, оператор-постановщик может занять место в кресле у контрольного монитора и даже не подходить к камере, координируя по радиосвязи своих ассистентов.

Операторская группа

Все эти люди обладают сотнями часов навыка работы с камерой и другими устройствами. Специально этому нигде не учат. Киношколы, как правило, сосредоточены на драматургии изображения, а не на технических аспектах.

Разница между киносъемкой и видеосъемкой

Человека с видеокамерой развращает возможность снимать безостановочно

Если взять рулон 60-миллиметровой фотопленки, где умещается всего 12 кадров, 6 из них могут оказаться хорошими. Если взять малоформатную пленку шириной 35 мм, где можно уместить уже 36 кадров, вы, скорее всего, также отыщете лишь 6 интересных. Дальше возьмем SD-карту 64 Gb, на нее можно снять более 2000 кадров. Но и в этой пропасти велика вероятность найти лишь 6 пригодных снимков. Вот и вся разница работы с пленкой и бесконечной, бездумной съемкой.

Вдумчивая съемка

Я предлагаю студентам такое упражнение. В вашем видеозаписывающем устройстве объема памяти хватает на 8 часов съемки. Ограничьте себя — представьте, что у вас только 20 минут. Если решите снять дубль — значит, осталось еще меньше. Это заставляет осмыслять то, что вы снимаете, до съемки.

Киносъемка и фотография

Занятия фотографией и кинематографией — очень разные вещи. Это иной инструментарий, это иная работа с пространством, иная работа с оптикой. Кинематограф, в отличие от фотографии, работает со временем и движением. Один кадр может включать движение светотени, движение крупности: смену, масштабирование, панорамирование.

Технологии в авторском кино

Кино склоняется в сторону технического облегчения и реалистичности. Сами технологии изменились. Раньше пленки были малочувствительные, приборы были с плохой световой отдачей, и приходилось светить прожектором в лоб актерам. Но такого света в реальности нет. Новое кино так не светит: прожекторные лучи принято прятать за отсветы и рефлексы.

Во ВГИКе профессора шутили, что зимой снимают только дураки. Смысл в том, что не нужно подключать экстремальные условия, чтобы снять художественное кино. Холодную зиму можно снять и в павильоне, ее сделает художник и атмосфера, которую вы создадите.

В общем стремлении снять кино предельно достоверно — будто вы невзначай подсмотрели — и смартфон может стать инструментом оператора. Надо только понимать его специфику.

Нельзя снимать лишь технически высококачественно

Как подготовиться к обучению на оператора

Слушайте серьезную симфоническую музыку. Если вы не слышите музыку, не наполнены поэзией, вы не сможете работать в авторском серьезном кино.

Танцуйте. Если вы не умеете танцевать вальс и танго, вы никогда не сможете снимать с рук.

Меньше фотографируйте. Фотография статична, она уводит в сторону от кинематографичности изображения. Увлечение фотографией — это тупик для тех, кто хочет посвятить себя кинематографу.

Смотрите как можно меньше чужих фильмов. Смотреть много опасно. Как только вы насмотритесь всего и вся, вы сами уже ничего не сможете. Вы пропитаетесь клише. Берегите себя от мусора.

Читайте книги. Размышляйте. Наблюдайте за природой. Вот тогда все получится.

Операторское упражнение

Если вам интересно потренироваться в операторском искусстве, попробуйте выполнить упражнение. Снимите два натюрморта: длительностью 1 минута каждый, с одними и теми же предметами, одним включением камеры. Натюрморты должны быть разными: один — в приподнятом настроении, а другой — в минорном. Предметы должны оставаться теми же. Меняйте крупность, свет, движение камеры.

Источник

«Кино не рассказывает истории, кино их показывает»: чем занимается оператор-постановщик

Наталия Алекса

Кто такой оператор-постановщик и какими задачами он занимается? Чем киносъемка отличается от видеосъемки? Поможет ли начинающему оператору занятие фотографией и как подготовиться, чтобы поступить на операторский?

Рассказывает Александр Буров — оператор-постановщик 19 картин Александра Сокурова, мастер кинооператорской лаборатории Московской и школ нового кино.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Александр Буров

Оператор-постановщик, мастер кинооператорской лаборатории Московской и школ нового кино

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Кто такой оператор-постановщик

«Оператор-постановщик» по-английски звучит как «director of photography».
«Director» — это «режиссер». Стало быть, дословный перевод «оператора-постановщика» — «режиссер изображения».

В отличие от режиссера, оператор-постановщик несет личную ответственность за изобразительное решение художественного замысла фильма, создает визуальную событийность

Оператор-постановщик включается в работу над фильмом на стадии разработки замысла, предлагает изобразительные решения в форме примечаний к режиссерскому сценарию или записи партитуры фильма. Он будто поворачивается спиной к сюжету сценария, видит его с другой стороны: может предложить исключить одни эпизоды и добавить другие, может посоветовать новых персонажей, которые приведут зрителя в захватывающее визуальное пространство. Если режиссер доверяет оператору, видит в нем соавтора и соратника, он согласится.

Оператор-постановщик всегда снимает свое кино

Одна из главных задач оператора-постановщик — сформировать операторскую группу. Собрав вокруг себя инициативных, творческих соратников, оператор-постановщик может занять место в кресле у контрольного монитора и даже не подходить к камере, координируя по радиосвязи своих ассистентов.

Операторская группа

Все эти люди обладают сотнями часов навыка работы с камерой и другими устройствами. Специально этому нигде не учат. Киношколы, как правило, сосредоточены на драматургии изображения, а не на технических аспектах.

Разница между киносъемкой и видеосъемкой

Человека с видеокамерой развращает возможность снимать безостановочно

Если взять рулон 60-миллиметровой фотопленки, где умещается всего 12 кадров, 6 из них могут оказаться хорошими. Если взять малоформатную пленку шириной 35 мм, где можно уместить уже 36 кадров, вы, скорее всего, также отыщете лишь 6 интересных. Дальше возьмем SD-карту 64 Gb, на нее можно снять более 2000 кадров. Но и в этой пропасти велика вероятность найти лишь 6 пригодных снимков. Вот и вся разница работы с пленкой и бесконечной, бездумной съемкой.

Вдумчивая съемка

Я предлагаю студентам такое упражнение. В вашем видеозаписывающем устройстве объема памяти хватает на 8 часов съемки. Ограничьте себя — представьте, что у вас только 20 минут. Если решите снять дубль — значит, осталось еще меньше. Это заставляет осмыслять то, что вы снимаете, до съемки.

Киносъемка и фотография

Занятия фотографией и кинематографией — очень разные вещи. Это иной инструментарий, это иная работа с пространством, иная работа с оптикой. Кинематограф, в отличие от фотографии, работает со временем и движением. Один кадр может включать движение светотени, движение крупности: смену, масштабирование, панорамирование.

Технологии в авторском кино

Кино склоняется в сторону технического облегчения и реалистичности. Сами технологии изменились. Раньше пленки были малочувствительные, приборы были с плохой световой отдачей, и приходилось светить прожектором в лоб актерам. Но такого света в реальности нет. Новое кино так не светит: прожекторные лучи принято прятать за отсветы и рефлексы.

Во ВГИКе профессора шутили, что зимой снимают только дураки. Смысл в том, что не нужно подключать экстремальные условия, чтобы снять художественное кино. Холодную зиму можно снять и в павильоне, ее сделает художник и атмосфера, которую вы создадите.

В общем стремлении снять кино предельно достоверно — будто вы невзначай подсмотрели — и смартфон может стать инструментом оператора. Надо только понимать его специфику.

Нельзя снимать лишь технически высококачественно

Как подготовиться к обучению на оператора

Слушайте серьезную симфоническую музыку. Если вы не слышите музыку, не наполнены поэзией, вы не сможете работать в авторском серьезном кино.

Танцуйте. Если вы не умеете танцевать вальс и танго, вы никогда не сможете снимать с рук.

Меньше фотографируйте. Фотография статична, она уводит в сторону от кинематографичности изображения. Увлечение фотографией — это тупик для тех, кто хочет посвятить себя кинематографу.

Смотрите как можно меньше чужих фильмов. Смотреть много опасно. Как только вы насмотритесь всего и вся, вы сами уже ничего не сможете. Вы пропитаетесь клише. Берегите себя от мусора.

Читайте книги. Размышляйте. Наблюдайте за природой. Вот тогда все получится.

Операторское упражнение

Если вам интересно потренироваться в операторском искусстве, попробуйте выполнить упражнение. Снимите два натюрморта: длительностью 1 минута каждый, с одними и теми же предметами, одним включением камеры. Натюрморты должны быть разными: один — в приподнятом настроении, а другой — в минорном. Предметы должны оставаться теми же. Меняйте крупность, свет, движение камеры.

Источник

Кинооператор

Содержание

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Оператор создает изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Является одной из ключевых фигур в создании кино и теле- фильмов всех видов: художественных, игровых, документальных, научных и многих других.

«Именно оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства».

Камермен

Операторская группа

Коллектив специалистов, входящий во время производства кинофильма в состав съёмочной группы, и обеспечивающий бесперебойную и качественную съёмку изображения. В западной терминологии эквивалентом операторской группы можно считать Camera Crew. Кроме операторов в неё входят ассистенты оператора, отвечающие за фокусировку, экспозицию и ведущие учёт отснятых сцен и дублей. От постановочного цеха киностудии к операторской группе прикрепляется дольщик и кранмейстер, с командой помощников (англ. Dolly Grip ). От цеха съёмочной техники прикрепляется механик съёмочной техники. В группу может входить более одного оператора для проведения многокамерных съёмок или работы в несколько смен. Современная технология производства предусматривает в составе группы отдельного оператора, работающего с системой стабилизации «Стэдикам». От цеха комбинированных съёмок прикрепляется отдельный оператор, осуществляющий комбинированные съемки. При плёночной технологии кинопроизводства в операторской группе обязательно присутствует специалист, обеспечивающий работу видеоконтрольных устройств. По окончании съёмочного периода операторская группа распускается и во время монтажно-тонировочного периода в производстве фильма участвует только оператор-постановщик.

Оператор-постановщик

Или главный оператор — руководитель операторской группы и группы осветителей. В отличие от остальных операторов, работающих только во время съемочного периода, после его окончания следит за производственным процессом до момента сдачи фильма заказчику. Присутствует при выборе дублей, монтаже, цветоустановке (при пленочной технологии производства) или цветокоррекции. В конечном счете несет ответственность за соответствие изобразительного ряда первоначальному режиссёрскому замыслу. Считается автором фильма наравне с режиссёром-постановщиком и сценаристом.

Ассистент оператора

Специалист, осуществляющий технический контроль за отдельными параметрами съемки, заряжающий кинопленку в кассеты и отвечающий за их бесперебойную работу. У одного оператора может быть более одного ассистента. Но при любом их количестве обязательным является «ассистент на фокусе» или 1-й ассистент (англ. focus puller [2] ). Кроме других обязанностей, он осуществляет контроль за соблюдением точности фокусировки в сложных сценах. Перед съемкой дублей измеряет дистанции от камеры до объектов съемки и размечает кольцо наводки фокуса на киносъемочном аппарате в соответствии со сценой. Во время съемки осуществляет перевод фокуса с объекта на объект и следит по видеоконтрольному устройству за точностью наводки. Роль первого ассистента в кинопроизводстве очень велика, поскольку неточная фокусировка делает полученное изображение непригодным для использования в фильме. Точная наводка требует знаний особенностей киносъемочной оптики, непрерывного контроля юстировки объективов и камеры, а также безупречного зрения. Кроме фокусировки первый ассистент следит за нежелательными засветками и бликами от источников света и предотвращает их своевременной установкой светозащитных зонтов, экранов и компендиумов. Второй ассистент оператора, если он предусмотрен штатным расписанием, записывает номера кадров, дублей и прочую информацию на хлопушке-нумераторе и заряжает неэкспонированную киноплёнку в кассеты. Кроме того, он фиксирует в специальном журнале номера эмульсии, даты съёмки и даты отправки в проявку каждого отснятого рулона, а также следит за транспортировкой операторского оборудования и его доставкой к месту съёмки. Также на нём лежит обязанность измерения экспозиционных параметров и цветовой температуры освещения.

Источник

Кто такой оператор постановщик

В создании фильма обычно принимает участие немало людей. Давайте узнаем, чем занимается оператор-постановщик.

Съемочная группа

Съемочная группа – это команда людей, которые отвечают за съемку сцен для фильма. При создании фильмов или телевизионных шоу задачи распределяются между разными «командами», которые все работают вместе (или сотрудничают), чтобы создать конечный продукт.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Вероятно, вам известны некоторые из них, например, отдел костюма/гардероба, которые отвечают за проектирование и изготовление всех костюмов для фильма или группу людей для специальных эффектов — они проектируют и создают контролируемые взрывы на съемочной площадке.

Аналогично этому есть команда операторов, которые являются людьми, ответственными за работу с видеокамерами, и успешно снимают кадры, попадающие на большой экран (звук записывается отдельной командой).

У нас есть операторы, управляющие камерой, а также электриками, помощниками и другими людьми. Во главе этой команды работает директор по фотографии (иногда называемый оператором-постановщиком), который отвечает за создание общего облика фильма.

Оператор-постановщик фактически не управляет камерой — но тогда что он делает?

Это подводит нас к творческому аспекту кинематографа.

Операторское искусство

В любой момент, когда снимают фильм, есть сотни творческих соображений. Причина, по которой оператор-постановщик не управляет камерой, заключается в том, что он может полностью сосредоточиться на этих творческих аспектах.

Операторское искусство имеет много общего с искусством фотосъемки:

Освещение и цвет

Оператор-постановщик (DOP) отвечает за освещение сцены, чтобы создать желаемое настроение/атмосферу. Это искусство: то, как освещается сцена, будет сильно влиять на восприятие зрителем событий на экране. Например, если персонаж подсвечен темным и зловещим освещением, зритель может испугаться (или за него).

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Вы можете многое рассказать о том, что происходит на этом изображении, без необходимости просмотра самого фильма, это из-за фантастического освещения и композиции кадра.

Цвет также может использоваться для отличного эффекта. Возьмем пример «Матрицы», где все в «Матрице» имеет зеленый оттенок, и все в реальном мире немного синее. Это делается для того, чтобы люди понимали, где находятся главные герои. Здесь цвет — это своего рода визуальный ключ.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

В профессиональном фильме почти каждый кадр, будь то внутри или снаружи, будет каким-то образом освещен. Съемки даже на открытом воздухе часто будут дополняться освещением.

Композиция кадра

Как снимается кадр и какой объектив используется, также влияет на восприятие зрителем того, что отображается.

Кто такой оператор постановщик. Смотреть фото Кто такой оператор постановщик. Смотреть картинку Кто такой оператор постановщик. Картинка про Кто такой оператор постановщик. Фото Кто такой оператор постановщик

Выбор композиции отчасти зависит от оператора-постановщика, и, конечно же, им нужно разбираться в данной теме.

Другая часть искусства композиции — это расстановка актеров, что в основном означает выбор места для актеров по отношению к камере и друг другу для драматического эффекта. Возможно, вы захотите, чтобы актеры смотрели друг на друга, чтобы показать, что они недовольны, или не показывать лицо вашего плохого парня (чтобы скрыть его личность).

Выбор камеры / формата

В настоящее время у вас есть выбор между сотнями камер. Вы также можете преднамеренно выбрать «бюджетный» вид и выбрать съемку на недорогой видеокамере (например, проект Blair Witch).

Опять же оператор-постановщик должен выбрать подходящий вариант для проекта.

Фотография против кинематографии

Кинематография отличается от традиционной фотографии, у оператора есть дополнительное измерение.

Фотография — это замороженный момент времени, и каждая отдельная фотография — это собственная работа, отдельная от всех остальных. С кинематографией каждый снимок — это всего лишь одна часть фильма, и вам нужно подумать о том, как кадры подходят к окружающим.

Монтаж фильма — это еще один уровень сложности в искусстве кинематографии!

Итак

Оператор-постановщик в значительной степени отвечает за создание профессионального взгляда на фильм. Его обязанности тесно переплетаются с обязанностями режиссера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *