Кто такой осознанный человек

Осознанный Человек: не опускайтесь до низких вибраций!

Что значит Осознанный Человек? Это человек, у которого связь с Душой уже установлена на 50%.

ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Для примера: у среднестатистического жителя планеты, который вообще ни о каких высших материях никогда не задумывался и даже не собирается, ходит на свою работу, ест — пьет, радуется сексу и отпуску, копит деньги на всевозможные материальные блага, огорчается, когда вдруг отменяется поездка к морю и считает мужа или жену своей личной собственностью по типу холодильника или микроволновой печи – вот у такого человека связь с Душой колеблется в разные моменты его жизни от 10 до 20%.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Воплощенная Душа не может покинуть такое тело. По условиям договоренности со своим же Высшим Я, она должна сделать всё возможное и зависящее от неё, чтобы познать себя, раскрыть и достучаться до разума человека, но покинуть его раньше обозначенного времени смерти его физического тела, до обрыва серебряной нити, она не может.

Осознанный Человек – человек, у которого уже достаточно сильная связь с Душой. Максимум, которого можно достигнуть в настоящих условиях и в настоящее время – это 80-90%. Это уровень связи Просветленного. Когда отработаны все кармические ошибки, усвоены все уроки. По достижении такого уровня, душа считается выполнившей все свои задачи и может уходить в тонкие миры.

Осознанные люди, у которых связь с Душой достигла 50% — полураскрытыми, им невероятно сложно находиться в этом мире. Когда человек начинает чувствовать себя уже Душой, он смотрит на окружающий мир совершенно другим взглядом. Он видит его диаметрально противоположно, чем человек, который еще находится в системе. Любую ситуацию, которая происходит с ним или другими, он даже не то что видит её по-своему, он чувствует её.

С одной стороны такой человек относится к происходящему спокойно, уже понимая, что находится лишь в театре, где все актеры играют свою роль, совершенно не понимая, что они вообще играют, а с другой — в определенный момент возникает острое желание, практически потребность, как-то помочь, ощущается совершенно необычное для нашего мира чувство Огромной Любви и сострадания ко всему.

В то же время, приходит понимание, что тебя, мало того что не слышат и даже не пытаются этого делать, но и то, что разум многих и многих людей настолько крепко держит оборону, свои рамки, блокировки, что любое произнесенное тобою слово, воспринимается на каком-то другом языке, который совершенно не понятен. Человек, слушая тебя, почти сразу выстраивает между вами каменную стену и пытается сбежать. А Душа его тянется к тебе, кричит человеку, послушай, почувствуй, не уходи. Все тщетно и многие опять закрываются…

После определенного периода пребывания в Осознанном состоянии появляется желание просто уйти отсюда. Но уходить нельзя пока не закончишь свой Путь. Просто нет смысла. Мы все связаны по цепочке. Всего один человек может изменить жизни тысяч людей. И если вдруг уйти, уйти досрочно, Душа будет страдать еще больше от того, что она могла сделать, или даже хотя бы попытаться сделать, но не стала, не справилась.

Система рушится. Рушится очень медленно, но её создавали отнюдь не глупцы, чтобы вот так позволить её развалить в один день.

Выйти, отключиться от этой системы очень сложно, разум крепко держит оборону – для того он и создавался, но, вполне возможно. Отвечая на вопрос про 50% осознанных, скажу: да — это условная цифра, не то, что бы их обязательно должно быть столько, но это крайне облегчило бы противостояние, которое происходит сейчас на тонких планах между теми, кто рушит систему, пытаясь вывести из сна людей, созидая для них Новый Мир, либо же отправить на новую «круги переработки» или свои домашние планеты и теми, кто создал когда-то её.

Быть может многие уже заметили, что с начала этого года, со времени вхождения в первую волну, очень выросло количество негатива по всей планете. Нами манипулируют, а мы поддаемся этому, даже не пытаясь разобраться, где свои чувства и ощущения, а где пришедшие извне, навязанные нам. Об этом можно говорить очень долго, но я скажу одно: нет на данный момент 50-ти% осознанных людей, их, к сожалению, пока так и остается в районе 10 — 15-ти%, но работа на тонких планах как велась, так и ведется. Система планомерно будет разрушена. Это однозначно и не подвергается никаким сомнениям. Но время её разрушения, разумеется, затянется. Систему питают сами люди, они держат её. Но чем больше будет появляться осознанных, тем быстрее система упадет.

Хочу сказать всем, кто понял этот мир и себя в нем – держитесь, не отчаивайтесь, ваши вибрации очень помогают, и даже, если вы не помните, вы все работаете во сне и наяву на тонких планах.

Ценен каждый, ценен и очень любим. Всегда держите связь со своей Душой, слушайте её и своё Высшее Я, познавайте и укрепляйте свой Дух. Вас любят и дорожат вами.

А чего желает любой человек? В первую очередь, покоя. Покоя, который на самом деле, является отсутствием беспокойств. Чтобы было тепло, светло, спокойно. Была бы полным-полна коробочка с едой – ведь тело надо регулярно удобрять, чтоб не развалилось. Чтобы было на чем возить себя на работу, кафе-магазины, больницы. Чтобы в доме всё было чисто, комфортно и технологично. Да чтобы и собственно сам этот дом вообще был.

Система с радостью предоставляет всё это, всё, что вообще захочешь, но в обмен на маленькое, незначительное Нечто. То, чего ты никогда не видел, не слышал и даже потрогать не можешь. На твою Душу, а вернее на выработанную энергию проявления твоей Душой в виде человека, но не для возвышения и эволюции души, а на поглащение вас в бесконечном круговороте перевоплощений для своих целей.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

А чего же тогда хочет Душа?

Душа бесплотна, ей не нужны помидоры и модная одежда. Она не нуждается в ежегодном посещении Лазурных берегов с бокалом вина в руках. Ей не нужны каждую неделю новые разноцветные платья и галстуки. И не нужна ей стальная повозка с многокнопочной магнитолой. Но как же она страдает… Раз за разом Душа приходит в этот мир в надежде, что ей удастся взять верх над умом. Раз за разом она старается достучаться до него, показать, на что он будет способен, если они будут вместе. Но всё безуспешно.

А кто же тогда Я, спросите вы, Я – это Разум — Тело, или Я – Душа или Я — Дух?

Когда человек, его физическое тело рождается в этом мире, происходит Воплощение – Душа/Аспект, которой это тело уготовано, присоединяется к нему тончайшей Серебряной Нитью. В этот момент Разум нового тела еще Совершенно Чист. И изо всей информации у него есть только совокупность сведений, ключевые моменты предыдущих воплощений, которые записаны в казуальном теле каждого. Разум чист, возвышен и прозрачен.

Душа смотрит через него на этот мир и старается изо всех сил ухватить остатки угасающей памяти о своем предназначении здесь из-под закрывающейся завесы между мирами. Она еще помнит, еще пока понимает, что это необходимо для того, чтобы ее теперешнее воплощение прошло так, как она себе запланировала. Чтобы пройти все уроки и исправить ошибки, сделанные в предыдущих жизнях.

Но Система не дремлет и самого рождения делает жизнь «болью» и проблемой, пугает страхами и болью, впихивает в чистое сознание тонны мусора «что хорошо, а что плохо». Через несколько лет безмятежного пребывания здесь, завеса между мирами полностью опускается, и тут начинает происходить включение в систему, в социум. Конечно, маленькое тельце еще до рождения уже регулярно таскают по больницам и оглушают жутко орущим устройством по имени узи. Но примерно до года Душа человека ещё находится между мирами, и, как правило, большее время проводит в мире тонком, поэтому особо не чувствует, не запоминает, не вникает.

После этого начинает включаться Ум и Разум – встроенные в физическое тело Самообучающие Программы. Сначала родители (или кто-то вместо них) – вот так надо сидеть, вот так ходить, это вкусно, а это горячо, это — хорошо, а это плохо. Потом детские сады, школы, спортивные секции, музыкальные кружки – это тебе надо, а это не надо ни в коем случае, вот это делай/туда ходи, а туда не нужно. А Ум работает — все впитывает, Программа записывает – и всё, человек, подключен к Системе, к обществу. А Разум — обычно отключен…

По прошествии еще некоторого времени, Программа-Ум, за счет своей самообучаемости, уже сама способна делать выводы, но выводы на основании той информации, что она уже получила от окружающих. Ум пытается максимально впитать в себя массу информации и попробовать воплотить даже ментально (воображение) это в реальности. На это тратится огромные стратегические энергетические запасы, а… толку никакого нет… Жить Умом — это не жизнь, это все равно, как если бы мы садились в машину и просто катались по «навигатору» по разным маршрутам, не управляя им. Но это не наша жизнь… Только принимая самостоятельные решения по внутреннему зову, а не по Уму, только размышляя по поводу своих ощущений — нам необходимо научится жить…

Эту Программу — Ум можно обучить чему угодно, она как губка всё впитает и будет развивать в себе Эго. Активно ежесекундно мыслить, думать, стремиться к идеалам и целям, заложенным в нее еще в самом начале, да и в процессе. Еще через какое-то время Ум может пересмотреть некоторые устои (а может и не пересмотреть) и рвануть в противоположную-параллельную-перпендикулярную сторону от той, куда его направляли ранее. Многие под этим подразумевают свое развитие, но это не так. Мы не знаем, что такое Ум и как он по настоящему у каждого работает, как устроен и для чего предназначен, как им пользоваться. Так и живем не свою жизнь, параллельно недовольные собой.

А что же делает всё это время Воплощенная Душа? А Душу, по мере обучения и развития Программы, сносит от ума всё дальше и дальше. Она, с каждым годом развития человека, всё больше перестает его понимать. У Души отсутствует логический процесс, она не может категорично рассуждать дуальностями и разбирать всё на плохое и хорошее, доброе и злое. Душа может только чувствовать, она живет ощущениями.

Душа не дуальна, она Цельная и Светлая. У всех.

Часто говорят «человек с черной душой» — этого просто не может быть. Каждый аспект когда-то был выделен от своего Высшего Я. А каждое Высшее Я – в свою очередь – отделил от себя Творец. И вот Душа пытается достучаться до Ума, заставить его чувствовать. Но Ум подключен к Системе. Он не слышит и не желает слышать Душу. Вот такое и получилось у нас общество. Вы спросите, а что же создало это общество, эту Систему, находясь в которой, мы так, извините, отупели и очерствели? Есть ответ и на этот вопрос. Но я его озвучиваю индивидуально.

Очень важно понять, что вы, каждый из вас, это не тело, не разум, не ваши мысли и размышления, не то, что вы думаете и видите. Истинный Я – это Душа. Душа Светлая и Чистая, которая пытается найти выход из этого Мира, обнуляя накопленную за тысячи воплощений умом, карму. Душа, которая застряла в своих уроках в плотном мире, вынужденная воплощаться в нём раз за разом, и которая стремится только к одному – быть услышанной тобой. Только так, услышав и почувствовав свою Душу, можно вырваться из колеса воплощений, и перейти, наконец, из Мира Школы и Проверки в Мир Света и Любви.

Что бы ни происходило, не опускайтесь до низких вибраций. Всё пройдет, всё близится к завершению. Любви всем нам!

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Осознанность очень важна в любом виде нашего жизненного творчества. Развития данного качества помогает прочувствовать всю красоту окружающего мира. Осознание и более качественный выбор того нашего образа, кем мы хотим быть в данной момент нашей жизни, позволяет нам стать более гармоничными, совершеннее, интеллектуальнее и альтруистичнее. Изучая литературу в интернете, в поисках ответов, на эти вопросы, я поняла, что только я сама строю свою реальность, те обстоятельства жизни, которые со мной происходят. Изучение ииссиидиологии помогло мне начать менять старые представления о себе, о мире на новые, более совершенные.

1. Введение

Осознанность очень важна в любом виде нашего жизненного творчества: будь то духовная практика, работа, хобби или отдых. Развитие данного качества помогает нам во всей полноте прочувствовать вкус еды, увидеть красоту или услышать звуки окружающего мира. Всё это происходит за счёт концентрации внимания на проживаемом нами моменте синтеза информационно-энергетических взаимосвязей, распаковываемых нами из сокровищницы вселенского опыта. Осознание и выбор того нашего образа, кем мы хотим быть в данной момент нашей жизни, позволяет нам стать более жизнерадостными, опытными и счастливыми.

Одним из подтверждений вышесказанному может служить информация, лежащая в основе знания ииссиидиологии, концепция которого основывается на новейших космологических представлениях о взаимосвязях Вселенной и сознания человека, которое, в принципе, и является всей вселенной! За счёт детального изучения и глубокого понимания разнокачественной, многоуровневой модели мироздания каждый из нас мог бы самостоятельно создать для себя интуитивную картину своего внутреннего мира, которая каждое мгновение жизни будет отражаться во всех его внешних проявлениях.

2. Что такое осознанность

Об осознанности в мире говорят уже давно, но в последние десятилетия вопрос осознанности пользуется огромным всплеском популярности, как в прессе, так и в специальной литературе по психотерапии.

2.1. Где применяется осознанность?

Чтобы наработать осознанность, психологи предлагают методы постоянного отслеживания внутренних переживаний всего, происходящего с человеком в данный момент. Это нужно для того, чтобы не сосредотачиваться на прошлом и будущем. Человек, осознанно относящийся к своей жизни, может всегда ответить на вопросы: «Кто я? Что я делаю? Каковы мои цели?» (и в повседневных мелочах, и в дальней жизненной перспективе). Осознающие люди видят, что они делают, слышат, что они говорят и как они разговаривают друг с другом.

Осознанность широко развита в древней буддийской практике, которая актуальна для любого времени и людей разных национальностей, а также рассматривается как неотъемлемая часть духовного развития. Такая практика основана на том, чтобы присутствовать в настоящем, жить более осознанно по отношению к каждому мгновению.

Сегодня обучение практике осознанности становится более популярным в мире. Она является одной из самых «горячих» тем в области обучения персонала. Такие известные в мире компании, как например, Google, Apple, Yahoo, Toyota, Intel, Aon Hewitt и другие, обучают свой персонал осознанности. Как показывают результаты, развитие осознанности помогает не только снизить стресс, но и улучшить эмоциональный интеллект (EQ) – способность осознавать собственные эмоции и понимать эмоции других, что ведёт к улучшению эмпатии, самооценки, гибкости, взаимопонимания в коллективе. А также осознанность помогает концентрироваться на работе и абстрагироваться от текущих проблем. Google своим работникам даже строит специальные комнаты для медитаций. [1]

Учёные начали вплотную заниматься изучением влияния осознанного внимания на организм человека. Они выяснили, что подобная практика:

2.2. Становясь осознанным, человек начинает чаще делать осознанные выборы. Слабая степень осознанности

Осознанность проявляется в умении смотреть на ситуацию как бы со стороны. Если рассматривать каждую реакцию с позиции стороннего наблюдателя, то можно увидеть больше вариантов выборов. Когда с сознательным человеком что-то происходит, то он не анализирует произошедшее только с одной точки зрения, как будто это произошло не с ним, а с другими людьми, он просто наблюдает и анализирует. Такой способ очень эффективно помогает понять, почему произошло именно так, посмотреть на ситуацию со стороны. Позиция наблюдателя выгодна тем, что снижает эмоциональность и необдуманность поступков.

2.3. Осознанность с точки зрения ииссиидиологии

Все, что до сегодняшнего дня зафиксировано нашим сознанием, хранится в его информационном пространстве. В соответствии с этой информацией мы являемся тем человеком, каковым себя считаем. Наши представления о нашей жизни прочно закрепляются в нас. И нам следует раз и навсегда понять, что только мы сами создаём эти представления и способствуем их укреплению. Мы сами несем ответственность [3] за все сферы своей жизни, за свои способности, за каждую проблему и любую ситуацию, которая доставляет нам радость или огорчение. Один считает, что ему не даются иностранные языки, другой не сомневается в том, что он прирожденный спортсмен. Все происходит в соответствии с нашими представлениями.

Потенциально у нас есть все возможности для того, чтобы менять наши устаревшие негармоничные представления о себе, о других и о мире в целом. Для этого необходимо сделать соответствующие выборы, т.е. произвести определенную последовательность действий, направленных на преодоление инертности нашего мышления. Важно пробудить нашу осознанность по отношению к установившимся негармоничным привычкам (установкам самосознания), которые проявляются в виде конкретных эмоций, реакций и соответствующего поведения. Чем глубже и точнее мы осознаём непозитивные эмоции и разотождествляем себя с ними, тем их влияние на нас становится слабее. Постепенно, наблюдая и детально анализируя свои текущие психические реакции, мы находим мотивации для более гармоничных и позитивных состояний. Таким образом ведётся осознанная работа над собой: мы пытаемся заметить непозитивные состояния внутри себя и не отождествлять себя с ними.

Применяя позитивные мотивации, которые меняют устаревшие представления о себе и о других людях, мы формируем позитивный образ мышления и начинаем больше понимать других людей и самого себя, что приводит к гармонизации конфликтных ситуаций, порожденных поверхностным отношением к происходящему и нашим честолюбием, которое в своих защитных психических реакциях, по сути, эгоистично. В таком случае позитивные мотивации будут очень быстро преобразовывать конфигурацию самосознания в Человеческом направлении развития.

Такое направление автор книг называет ллууввумическим – Человеческим, то есть гармонично сочетающим в себе высокое качество отношений между людьми. Любой человеческий выбор базируется на проявлении двух основных ллууввумических принципов – высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма. Такие выборы будут иметь наиболее гармоничные последствия, даже если проявятся внутренние конфликты и нестыковки в представлениях с другими людьми, непонимание их реакций и поведения. Постепенной нейтрализации любых негативных реакций, возникающих из-за таких конфликтов представлений, способствует развитие таких качеств, как безусловная открытость, честность, персональная ответственность и творческая созидательная инициативность. [4]

Эти два признака способствуют позитивному взаимодействию с окружающим миром, потому что каждый раз при совершении того или иного выбора, они помогают сохранять осознанность.

2.4. Изменение наших внутренних состояний влияет на нашу жизнь

Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить свои внутренние установки. Возможно изменить все, что нам хочется. Наша будущая жизнь зависит от нашей веры в собственные способности и отношения к самому себе. Запишите, то, что верите, что умеете, кем себя считаете, чего хотите достичь. Не жалейте времени на ответы на эти вопросы, записывайте все мелочи и подробности, только тогда получите наиболее полное представление о самом себе. Возможно, результат удивит вас. Хорошо себя знать и правильно воспринимать чрезвычайно важно. Ясное осознание своих мыслей, установок, жизненных ценностей, целей, достоинств и недостатков поможет в дальнейших действиях.

Когда мы поступаем осознанно, то чувствуем хозяевами своей жизни. События, люди, которые нас окружают – доступны только нам. Мы видим вещи только по-своему. Никто не может за нас осознать наш мир таким, какой он есть, и сделать за нас его лучше. Два человека, находясь в одном месте и в одинаковых условиях, видят мир по-разному. Один выходит на улицу в метель, и ему тут же хочется вернуться обратно. Каждый порыв ветра вызывает в нём неприятные ощущения и только усиливает желание спрятаться куда-нибудь. У другого каждый порыв ветра усиливает улыбку на лице и уверенность в себе, что он, человек, может преодолеть любые преграды, жить в любых обстоятельствах. [5]

2.5. Как использовать осознанность для достижения целей?

Осознанность даёт человеку возможность, опираясь на свою высокую интуицию, смело выбирать главную цель своей жизни (даже самую невообразимую!), таким образом, делая пути её достижения основным вектором жизненного движения, пусть они и кажутся вначале несбыточными! Выбранная таким образом цель, как правило, отличается неординарностью, новизной, конкретностью, значительностью, и обязательной возможностью быть полезной для других людей, для человеческого сообщества в целом. Причём от того, кто поставил её перед собой, она непременно требует постоянной осознанной работы: чувствовать и вовремя распознавать всевозможные барьеры на пути к цели, творчески и позитивно мотивированно преодолевая их; поддерживать регулярный внутренний самоконтроль над выполнением конкретных планов, как на день, так и на всю жизнь; всегда, при любых обстоятельствах отстаивать идеи, лежащие в основе выбора главной цели, никому не вредя при этом своей убеждённостью.

3. Заключительная часть

Какие же преимущества получаем мы, совершая каждый раз осознанные действия?

[1] Медитация — еще один способ мотивации или почему Google выделяет для них комнаты? http://habrahabr.ru/post/199272/

[2] Ииррффлийррисс «Самоанализ. Причины непозитивного мышления»

Источник

Кто такой осознанный человек

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

К сожалению, в нашей культуре не уделяется внимание развитию этого замечательного качества. Даже наоборот, информационные потоки, которые нас окружают со всех сторон, заглушают эту способность. Нас изначально приучают отдавать свою энергию во вне. Простой пример- когда ребенок плачет зачастую родители просто переключают его внимание от состояния внутреннего дискомфорта на какое-нибудь яркое событие. Тем самым переключая его от внутренних ощущений во внешние, чтобы он забыл и перестал осознавать свой внутренний мир. а ведь мы приходим на землю, что бы получать чувственный опыт.

Послание «Не осознавай» может налагаться родителями, которые сами подавляют и не осознают свои чувства. Существуют семьи, где запрещено любое проявление чувств. Но чаще какие-то чувства разрешаются, а какие-то запрещаются. Поэтому запрет чувствовать может интерпретироваться как «Не чувствуй гнев», «Не чувствуй страх» и так далее, что загоняет внутрь страхи и формирует комплексы.

Далее усилия родителей и школы направлены на развитие УМА. В результате развивается дисбаланс между Умом и осознанием в пользу ума. Ум не находится в осознании, он всегда находится в прошлом, или будущем, и постоянно занят анализом, построением мыслительных конструкций. Человек практически перестает чувствовать момент «здесь и сейчас», перестает осознавать свой внутренний мир.

Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент. Это безоценочное наблюдение совершаемых действий, то есть переключение своего внимания с мыслей о происходящем на само происходящее, без мыслей и оценок.

Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики осознанности.

Здесь и сейчас я живой, дышу, могу улыбаться, радоваться.

Ключом к осознанности является внимание, и то каким образом вы его направляете. Ведь где наше внимание, там и наша энергия.

Ошо, тремя основными этапами развития осознанности выделяет осознание посредством наблюдения

— затем желаний и эмоций,

— и только после этого сферы мысли.

Тогда три этих слоя образуют предельную осознанность.

Самые простые и эффективные практики: осознанное дыхание, осознанные танцы, осознанные действия.

Гурджиев, описывая свой путь развития осознанности, говорил, что первым шагом было осознание процесса ходьбы.

В осознанном состоянии больше энергии, внутренний силы; внимание не распыляется, оно собрано. Также идет высвобождение творческой, созидающей энергии.

В осознанном состоянии не надо менять личность, себя, а наоборот, осознанное состояние меняет личность.

Войти в состояние «здесь и сейчас» достаточно просто.

Проще всего начинать восстановление осознанности с осознания собственного тела. Почему? Тело — источник мощного потока ощущений, большая часть которых не доходит до нашего сознания. А ведь таким образом мы лишаем себя как тревожных сигналов, так и источника удовольствия.

Сам принцип очень прост: в состоянии относительного покоя наблюдать за происходящим в теле. Просто наблюдать. Начать с поверхностных ощущений: поверхности под вами, температуры, ощущений от прикосновения одежды. Уловив любое ощущение, фиксировать его и переносить внимание на другие части тела. Отметить прохладу вдыхаемого воздуха. Осознать процесс дыхания. Перейти к ощущениям отдельных частей тела: кистей и стоп, как более чувствительных. Можно начать и с лица. Ощутить собственные мышцы, прочувствовать их по всей площади и глубине. Осознание и различение напряжений в теле, ведет к возникновению желания эти участки тела расслабить, либо они расслабятся сами собой.

Идти ощущая свое тело, чувствуя как оно работает.

Пить воду ощущая, как мы это делаем, какие ощущения приходят от поступающей в организм воды.

Следующим шагом развития осознания является отслеживание своих эмоций. Всякий раз, когда у вас возникает та или иная эмоция, просто наблюдайте её. Не давайте ей никаких оценок, стараясь смотреть на неё как бы со стороны. Чем беспристрастней вы будете к своим эмоциями, тем более стабильным будет ваше состояние, и тем быстрее вы научитесь нейтрализовывать негатив в случае его появления.

Заключительный этап-осознание мыслей. Мысли труднее всего поддаются наблюдению, однако это самая эффективная часть практики. Дело в том, что наш разум постоянно поглощён внутренним диалогом, который каждый ведёт с самим собой. Но чем чаще вы будете вспоминать о своих мыслях, тем больше они будут поддаваться вашему наблюдению и контролю. Наблюдайте «О чём я думаю сейчас?».

Эти составляющие ( осознание дыхания, осознание ощущений тела и в теле, осознание эмоций и желаний, осознание мыслей) – основа развития осознанности, её фундамент.

В нашей жизни одна и самых важных целей — поднятие уровня сознания. Основная задача – это выслеживание себя, всех своих стереотипов, привычек, реакций, эмоций, мыслей, чувств, желаний, действий, речи и всего, что связано непосредственно с нами.

Развивайте и тренируйте своего внутреннего наблюдателя.Если забываете — вспоминайте, создавайте для себя «пусковые механизмы». Не давайте себе «заснуть», пробуждайтесь ото сна наяву всеми возможными способами и вы не заметите, как ваша жизнь преобразится, а вы сами сможете с полной уверенностью сказать: «Да, я проживаю свою жизнь по-настоящему и всегда нахожусь здесь и сейчас».

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Рецепт небольшой семейной экономии времени и денег

В основном, отцам пост. У самого 2 пацана растут. Вечно было проблемой собрать всех в кучу и съездить к парикмахеру. В будние не получается, в выходные времени жалко.

Купил машинку, выбрал профессиональный бренд по совету парикмахера. Отдал около 70$. Стрижка одного траглодита стоила 6$, двух 12$. Стричь никогда не умел, поэтому первые стрижки были простые, но веселые. Делал им ирокезы всякие, один раз мелкого даже налысо пришлось постричь. Забрился с ним из солидарности, все довольны.

В общем машинка отбилась за 4-5 месяцев. Я за это время наловчился стричь не хуже парикмахеров. Простые, стильные стрижки. Ютуб помог. И занимает на двоих около 40 минут, ехать никуда не надо, а это бенз и время. А тут всё дома, под весёлое общение.

Считаю правильным шагом и всем отцам рекомендую.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Ребёнок согласится

Прочитал тут интересный совет для родителей.

Перед тем, как сказать что-то ребёнку, задайте себе вопрос: «Я действительно хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя таким?» Это относится не только к фразам вроде «ты дурак», «ты неуклюжий», «ты плохой», но и к фразам вроде «ты недостаточно стараешься».

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок постоянно думал, что недостаточно старается? Ведь он поверит вам и будет прикладывать сверхусилия, даже если не хочет этого, а потом всю жизнь винить себя за то, что «не дотягивает».

Уважать свободу желаний ребёнка:

– Если ты захочешь, ты сможешь лучше. Давай я тебе помогу?

А что, если не захочет? Тогда подайте соответствующий пример «как правильно». Слова всегда должны поддерживать ребёнка, потому что у малыша есть удивительное свойство – верить каждому нашему слову.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Как мы становимся теми, кем мы есть

В этой серии постов буду рассказывать о том, как воспитание (и не только) влияет на то, какими мы в итоге становимся и, каким в итоге будет качество на нашей жизни. Начать хочу с наиболее полной на мой взгляд теории, которая объясняет почему некоторые люди становятся враждебными к другим, безинициативными или же постоянно сомневающимися в своих действиях.

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона

Соответсвенно «эпигенетической» теория названа, потому что Эриксон рассматривает развитие личности человека, как восхождение вверх, где каждая ступенька имеет свои особенности и план (по-простому, Эриксон выделяет восемь этапов развития).

Переход с одного этапа на другой называется кризисом.

В процессе решения конфликтов на каждом этапе формируются (или не формируются) определенные качества. Если же на одном этапе качество не сформировалось, то последующие этапы также не будут пройдены полноценно.

В этот период сферой социальных связей становится мама (или же человек, который ее заменяет).

В этом возрасте возникает конфликт доверия или недоверия к миру: когда ребенок плачет, он нуждается в том, чтобы удовлетворили его базовые потребности, если же мама приходит всегда и показывает, что она рядом, то развитие происходит нормально; если же мама не приходит на плач и/или не удовлетворяет потребности ребенка, то он понимает, что мир враждебен и доверять никому нельзя. В последствии, ребенок при нужде может переставать плакать, потому что формируется убеждение, что на плач никто не прийдет.

В будущем люди, которые не прошли этот этап как нужно, будут недоверчивы к другим; они будут заранее враждебно настроены на других людей; будут постоянно ждать угрозы со стороны окружающих.

При этом, люди, которых слишком сильно опекали в этот период и все разрешали, будут наивными и очень доверчивыми; про таких людей говорят «смотрят на мир через розовые очки».

Родителям стоит быть достаточно внимательными и удовлетворять базовые потребности детей, но при этом не забывать и о воспитательных моментах.

При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как надежда.

В этот период сферой социальных связей становятся родители.

В этом возрасте возникает конфликт между автономией или стыдом, сомнениями. В этот период у ребенка развивается самостоятельность. Он хочет исследовать окружающий мир, учится лазить, открывать, толкать, держать, отпускать. Дети все хотят делать сами (открывать бутылочки, разворачивать конфеты и тд). И очень важно давать ребенку эту самостоятельность.

Дети, которым давали возможность делать что-то самим, вырастут самостоятельными и автономными.

Дети, которым всегда говорили: «Дай, сама открою, ты тут полчаса возиться с этой бутылкой будешь», вырастают стыдливыми людьми, которые постоянно сомневаются, насчет своих действий.

При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как воля.

В этот период сферой социальных связей являются родители, братья, сестры.

Конфликт между инициативностью и виной/пассивностью. На этом этапе дети начинают задавать очень много вопросов, а также они начинают придумывать сами себе занятия (их времяпрепровождение теперь не просто ответ на действия родителей, а отдельное, придуманное занятие).

Тут важно дать понять ребенку, что его вопросы значимы, и дать ему возможность играть без вашего участия (если он этого не просит).

Если же родители давали ребенку ощущение этой значимости, то в будущем он будет инициативным и не будет бояться проявлять себя.

Если родители постоянно хотели быть с ребенком и не давали ему возможно поиграть или сделать что-то самому // либо же они не отвечали на его вопросы и говорили, что вопросы глупые, то ребенок в будущем будет чувствовать вину даже за то, что его не касается и будет безинициативным.

При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как цель.

В этот период сферой социальных связей является школа, соседи.

Если родители его хвалят, поощряют, то у ребенка вырабатывается умение и желание к техническому творчеству. При адекватном воспитании формируется компетентность и уверенность.

И наоборот, если же родители не одобряют деятельность, то они способствуют формированию неполноценности ребенка. Такие люди, в будущем будут начинать много дел, не доводить их до конца.

При этом очень важным есть выбор учителя, так как значимость с родителей сдвигается на него. Даже если родители дома поощряют ребенка и хвалят, но при этом в школе учитель не относится к ребенку так, возможно даже принижает его значимость, то даже отношение родителей тут не поможет.

Очень важно, чтобы ребенок чем-то занимался помимо школы. Это может повысить его значимость среди ровесников.

При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как уверенность.

В этот период сферой социальных связей становятся ровесники.

Конфликт между идентификацией личности и непризнанием. В этом возрасте подросток начинает идентифицировать себя, его задача собрать представления о себе, как о школьнике, сыне, друге и тд. И все эти роли ему нужно осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Если он успешно справился с этой задачей, то он начинает понимать, кто он есть, где находится и куда идет.

При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как верность.

В этот период сферой социальных связей становятся друзья или любимые люди.

Конфликт между близостью и одиночеством. Под близостью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом, делиться с ним без страха своими тайнами и сокровенными вещами. Здесь успешность зависит от прохождения предыдущих стадий.

При успешном прохождении кризиса формируется умение любить.

Сфера социальных интересов: профессия, родной дом, семья.

Конфликт между продуктивностью и застоем. Происходит первый анализ своей жизни, чего вы достигли (или не достигли) в разных сферах.

Также появляется интерес к жизни других людей, желание позаботиться о следующих поколениях (проявляется независимо от того, есть ли у вас свои дети).

Если же человек причастности к другим людям не проявляет и живет только удовлетворяя свои собственные потребности, то у него происходит период застоя.

При успешном прохождении кризиса формируется забота.

Сфера социальных интересов: человечество, близкие люди.

Конфликт между целостостью и безнадежностью.

Ощущение целостности возникает у людей, которые оглядываясь на жизнь чувствуют удовлетворенность.

Люди же, которые не могут такого сказать о своей жизни чувствуют безнадежность, так изменить уже ничего не могут.

При успешном прохождении кризиса формируется мудрость.

P.S. по Эриксону главное в жизни человека жить с согласии с собой и при этом еще и развиваться.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Работа на перспективу

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Делай, что хочешь

Как-то на консультации девушка поделилась интересной историей своего воспитания:

– Когда я была маленькой, у моей мамы была одна привычка. Вот хочу я что-то сделать, например, купить мороженого, но мама против, тогда я говорю: «Но я хочу», а мама отвечает: «Делай, что хочешь, я тебе своё мнение высказала». После этого я мороженое не покупала.

Проблемный механизм здесь следующий – мама давала ребёнку право поступать, как он хочет, но при этом своим тоном подчёркивала: «Если ты так сделаешь, мама будет недовольна». Я думаю, это самый вредный способ укрепить тревогу.

Когда ребёнку просто отказывают, у него формируется убеждение: «Есть вещи, которые мне нельзя». Когда ребёнку дают псевдоразрешение, у него укрепляется убеждение: «Твоими желаниями кто-то будет недоволен». В первом случае запрет с возрастом можно рационально осознать, например, мама заботилась о моём здоровье. Во втором убеждение станет тревогой, при которой уже каждое своё желание человек будет ставить под сомнение.

Другими словами, лучше иногда сказать честное «нет», чем прятать за «да» ядовитое чувство вины. И да, это относится не только к отношению с детьми.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Свобода любить безусловно

Сложно любить безусловно. Сложно безусловно любить других, и ещё сложнее любить себя. При этом я готов утверждать, что почти каждый из нас достаточно долго испытывал на себе безусловную любовь в детстве будучи младенцем.

Для начала вспомним термины. Безусловная любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, и принятие его свободы выбирать направление этого развития.

С первой частью должно быть понято – вы безусловно любите, когда являетесь частью жизни другого человека, помогая эту жизнь развивать. Проблемы обычно начинаются со второй частью, а именно с тем, что люди не признают свободы других людей (или даже своей свободы) жить так, как они хотят.

Когда речь идёт про условную любовь к другим, мы начинаем требовать, чтобы люди делали так, как мы хотим. Если люди не соглашаются, мы давим на чувство вины и манипулируем ими. Условная любовь к себе означает, что мы насильно заставляем себя делать то, чего на самом деле не хотим, но должны (!) из-за завышенных ожиданий, которыми нас наградили в детстве. Мы не можем принять себя такими, какие мы есть.

Возвращаясь к младенцам. Почему младенца проще любить безусловно?

Потому что ему невозможно предъявить осознанных требований и заставить соответствовать ожиданиям. Родитель быстро понимает, что не может просто кричать крохе: «Не какай!», «Не кричи!», «Не плачь!», потому что, скорее всего, после этого кроха будет только сильнее какать, кричать и плакать.

Единственный способ успокоить младенца – взять его на ручки и позаботиться о нём. Активная заинтересованность + свобода = безусловная любовь, как она есть. Да, бывают и исключения в виде детей, которых бросают кричащими умирать от голода, но мы оставим это в криминальной хронике.

Обратите внимание, по каким «правилам» младенец получает безусловную любовь:

– Ему ничего не объясняют (потому что он не поймёт).

– Его ограждают от явных опасностей (вроде открытых розеток или ножей), но позволяют ошибаться, например, падать, когда он учится ходить.

– Его не ругают за ошибки (опять же, он не поймёт), но помогают справиться с ошибками, например, поднимают, когда он падает.

С небольшими поправками эти правила подходят для воспитания безусловной любви во взрослых детях, в себе и в других людях:

– Я ничего не объясняю, если не спрашивают, но являюсь примером лучшего поведения.

– Я ограждаю объект любви от явных опасностей, но позволяю ему ошибаться.

– Я не ругаю за ошибки, но помогаю разобраться, как не допустить их в будущем.

Это неидеальный набор. Но это – основа основ. Пока мы пытаемся насильно запихнуть свою «правду» в человека, пока ограждаем его любых ошибок, пока мы не поддерживаем его в трудные моменты, мы учим его условной любви. Мы учим его подчинению. Мы учим зависимости. Мы учим слабости.

Безусловная любовь начинается с признания свободы. Свободы действовать без указаний, свободы ошибаться и свободы в любой момент получить поддержку.

И главное – все эти свободы одинаково важны.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Ответ на пост «Я- подростковый психолог»

Работаю детским психиатром.

И проблемы в этих отношениях создают или ухудшают оставшиеся две трети обращений за помощью.

Основных причин всего 3.

1. Упущение в воспитании.
2. Гиперопека/сверхконтроль
3. Обесценивание чувств/непонимание.

На каждую есть реальный случай.

1. Два шаловливых брата (СДВГ, гиперактивность). В свои 6 лет вьют верёвки из родителей. На приёме громко смотрят видео на планшете, играют в догонялки. На мои замечания не реагируют, мать скромно говорит «Ну не надо ребят» и продолжает неловко смотреть в пол. Дети воспринимают это как разрешение и продолжают уже ломать кабинет (опрокидывать стулья, шатать батареи, пинать дверь). Мать разводит руками, «Не могу запретить, они будут кричать и бить меня» (напомню, дети 6-7 лет). Пропадают с радаров.
Появляются, когда сорванцам 10 лет: «Ужас! Посылают матом, воруют деньги из карманов и у одноклассников, директор выгоняет в спец школу, т.к. срывают уроки. Помогите!» А я что, могу только назначить лекарства тупо для снижения активности и торможения. Но смысл от сонных и озлобленных детей?! В ответ на такое предложение дети посылают нас с м/с на 3 буквы, плюют на стену и выходят орать в коридор. Мать также сидит и смотрит в пол. «Что мне делать, может в больницу их положить?».

А что он(а) лежит без дела?
А вот мы в своё время!
Такого диагноза раньше не было (нет)!
Это всё современная молодёжь/гаджеты/игры/влияние США (и такое говорили).

Из запоминающегося: ребёнка с полным упадком сил вывезли в выходной с утра за город кататься на лыжах. Ведь спорт-это жизнь! А что он недовольный, мы ради него турбазу сняли, свои планы отменили (А его спросили, он хотел?!)
***
Друной случай: назначенное лечение помогает, подросток поправляется и чувствует радость, проходят плохие мысли, как вдруг приходит на приём «убитый», как в первый раз. Родители решили, что хватит лечиться, и так уже хорошо и. выкинули все таблетки, не смотря на просьбы ребёнка (а вдруг привыкнет к ним). Хотя курс лечения минимум 6 месяцев. Начинаем с начала, читаем маме лекцию.
****
Девочка учится хорошо, пытается подработать, учась в школе и на фоне этого ловит депрессняк от постоянного напряжения и стресса. Но вместо помощи, отчим и мать пьют, упрекают, что не сидит с младшим ребёнком. Как итог, не дают деньги на лечение, продают её смартфон ради алкоголя, по итогу, детей забирает ПДН.
***
Многие думают, что придя к врачу/логопеду/девектологу сразу получают улучшение и решение проблем. Но категорически забывают и отказываются работать над собой, выполнять рекомендации, домашние задания, настраивать взаимоотношения, веря в волшебную таблетку или метод.

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Кто такой осознанный человек. Смотреть фото Кто такой осознанный человек. Смотреть картинку Кто такой осознанный человек. Картинка про Кто такой осознанный человек. Фото Кто такой осознанный человек

Как ломается самооценка и откуда берутся «неполноценные»

Уверен, многие из вас знакомы с вопросом «как воспитать ребенка с заниженной самооценкой?» примерно на уровне «если постоянно ребенка критиковать и всячески смешивать его с дерьмом, то мы получим ребенка с ЗС» (Заниженной Самооценкой), и это, безусловно, верный ответ, однако это далеко не вся истина. Многие менее очевидные её аспекты от большинства продолжают ускользать. Давайте же попробуем пролить на них свет.

Для начала разберемся, из чего складывается самооценка ребенка, из каких конкретно деталей и моментов его жизни. Здесь, на первый взгляд, всё просто: из того, как его одобряют родители и одобряют ли они его вообще, как они реагируют на его успехи и неудачи. В целом это верно и рождает в нашем сознании интуитивно понятную «накопительную» модель – вот есть некий сосуд, и чего мы в него больше накидаем (позитивных поощрений или негативных отзывов), такой «раствор» мы на выходе и получим, такой и сложится самооценка ребенка. Если больше ругали, чем хвалили – получим «неполноценного». Но здесь вмешивается некая неочевидность функционирования человеческой психики, и особенно – психики детской (из-за того, что работает она несколько иначе, чем психика взрослого).

В чем же эта неочевидность заключается? Почему просто периодически говорить ребенку, какой он молодец пусть и важно, но часто недостаточно? Почему «словесный метод» не обязательно предотвращает формирование заниженной самооценки?

Чтобы это понять, нужно в первую очередь знать о стремлениях ребенка. Тех самых, о которых мы к своему взрослому состоянию надежно и благополучно забываем, из-за чего утрачиваем важный мостик к пониманию не только других детей, но даже и самих себя в детстве, своего внутреннего «Ребенка» (но об этом в другой раз). С самого рождения и до раннего подросткового возраста – 11-12 лет – главное стремление ребенка, являющееся его своеобразной глобальной сверхзадачей – это получение уверенности, что он в этом мире любим и нужен и, собственно, получение ощущения любви, одобрения и принятия от родителей. Это очень важная и базовая опора полноценной личности, без которой её развитие идет с большими трудностями и через пень-колоду. Для изыскания подтверждений того, что он со своей сверхзадачей справляется, ребенок применяет все доступные его возрасту пути и средства, всё его существо чутко настроено на восприятие малейших колебаний и изменений интересующей его материи – родительского отношения. Родительские слова здесь выступают далеко не настолько же выразительным сигналом, как родительское поведение, даже различные невербальные его детали и мелочи (которые взрослые редко за собой в полной мере замечают, в отличие от ребенка – он замечает всё).

При этом важно понимать, что ребенка интересует не только то, как к нему относятся, но и то, какую роль он в семье играет. Например, если ребенок будет лицезреть мучения своих родителей (а особенно если это мать\отец-одиночка), которые, не щадя себя, гробят здоровье для обеспечения его, ребенка, нужд (вкалывая на двух-трех работах, например), то он вполне может решить, что он виноват, что он – обуза, из-за которой страдают самые близкие ему люди.

Схожий эффект может сложиться в неблагополучной семье, в которой дело идет к распаду брака, усугублению разлада между родителями, частыми их конфликтами и прочими сопутствующими «прелестями». Из-за такого свойства детской психики как «генерализация» ребенок вполне может решить, что родители ссорятся из-за него, что он –главная причина конфликтов или, как минимум, лишняя причина усугубления ситуации, мешающая родителям свободно разойтись, создающая лишний повод для постоянных конфликтов. Отчасти это оказывается правдой, но ребенок-то воспринимает это «генерализованно», сразу делает глобальные обобщающие выводы, выводя все стрелки на себя. Например – «я обуза», «из-за меня только проблемы», «всем было бы лучше, если бы меня не было». И это пусть ещё не заниженная самооценка как таковая, но жирный пролог к ней. И к более серьезным проблемам тоже.

Однако, семье даже не обязательно быть в каком-то серьезном кризисе, чтобы детская самооценка могла пострадать. Сильно влияют на неё и такие моменты, которые большинство даже не воспринимает как угрожающие для психики их чада. Классический пример – порядок рождения. При обращении человека с проблемами самооценки можно практически наверняка угадать, что он был не единственным ребенком в семье. Наличие более, чем одного ребенка автоматически создаёт риски для самооценки как минимум одного из детей, а часто и всех сразу.

Сценарий «от младшего к старшему» работает немного иначе и актуализируется у младшего ребенка только в таком возрасте, когда он становится способен сравнивать себя с окружающими. Разумеется, он сразу обнаруживает, что перед успешным выполнением его Сверхзадачи часто возникает препятствие – старший ребенок в семье. Который уже более развит, больше всего умеет, который выше, сильнее, умнее (просто в силу старшинства). На этом этапе младший ребенок уже постепенно теряет своё исключительно право на внимание родителей, потому что он уже перестал быть младенцем. Он начинает изыскивать иные способы удерживать внимание родителей и получать их одобрение. А в этих способах у него слишком часто оказывается уже более умелый старший конкурент.

Оба этих сценария с довольно большой вероятностью могут стать прологом к проблемам с самооценкой. Серьезность этих проблем прямо зависит от того, насколько успешен был ребенок в конкуренции за родительское внимание и одобрение. Осмелюсь заявить – хотя бы один из двух конкурентов с большой вероятностью получает как минимум скрытую ЗС. Разница будет только в том, что старший ребенок чаще получает скрытую неконкурентную ЗС, с обостренным чувством долга, самоотверженностью, трудолюбием, пренебрежением своим здоровьем (при хотя бы относительно успешном конкурировании, при срыве конкуренции все может быть намного печальнее), а младший ребенок имеет больше шансов получить конкурентную, «ущемленную» заниженную самооценку, часто на всю жизнь сохраняя в себе обостренное стремление конкурировать и кому-то что-то доказывать (см. предыдущий пост). Но это лишь усредненное и вероятностное описание наиболее частых типажей.

Впрочем, сценарии такого рода я отношу к наиболее общеизвестным. Про влияние порядка рождения известно очень давно и много где можно столкнуться с описанием этого механизма (по этой же причине не будем подробно в тему углубляться и охватывать семьи с 3+ детьми). Перейдем же к менее очевидным аспектам.

Здесь наиболее интуитивным является сценарий родительских амбиций. Когда ребенка используют как средство самоутверждения, как витрину родительских достижений и «галерею славы» для родительского эго. Вред такого подхода для самооценки наиболее нагляден. Однако намного чаще (особенно в нашей многострадальной стране) встречается сценарий «кризисной компенсации», который уже не так очевиден. Попросту его можно описать как «родители пережили некоторое дерьмо и очень не хотят, чтобы их дети пережили подобное». На первый взгляд, в таком родительском желании нет ничего плохого, и даже напротив – оно очень даже хорошее. Однако, поскольку родителей в этом стремлении подгоняют иррациональные страхи, тревоги и опасения, то такое «благое намерение» часто получает чрезмерную, неадекватную реализацию. Например: откуда у нас берутся «синдромы отличника», тревоги и депрессии по поводу учебы (вплоть до суицидальных импульсов из-за плохой успеваемости или угрозы отчисления)? Правильно – потому что родители с детства нам внушали, что получение образования – самая важная наша задача, от которой зависит всё наше будущее. Из-за этого у нас часто складывается впечатление, что наша успеваемость – главный критерий оценки нашей успешности\полноценности. А почему же наши родители так делали? Потому что они о нас очень беспокоились, они хотели нам благополучия и финансовой самодостаточности в будущем, и ради этого, сами того не замечая, часто делали нас неблагополучными и несчастными в нашем детском, подростковом (а иногда даже и юношеском) настоящем. Создавали точку опасного напряжения и «крена» в здании нашей самооценки. У многих именно на этапе учебной самореализации взрывается загодя заложенная родителями в фундамент нашей самооценки «бомба». Вскрываясь «букетом» психологических проблем.

Впрочем, сценарий с учебой не единственный, относящийся к данному типу сценариев. Есть ряд оных, связанных с вопросами пола. Например, часто ждут ребенка одного пола, а появляется другой. Классическое «хотели мальчика, а получили девочку». И ребенку, поверьте, очень рано станет об этом известно по поведению родителей. Он будет расти с ощущением, что он изначально «неправильный», ущербный, что он уже по факту своего рождения расстраивает родителей и ему в этом мире не вполне рады (даже если на словах его убеждают в обратном). Это может стать прологом для довольно тяжелого внутреннего конфликта, направленного на отторжение собственного тела и пола. И это, не считая собственно ЗС.

Ещё одна «гендерная» вариация сценария – связана с представлениями о «мужественности» и «женственности» у родителей. Бывают ситуации, когда отношение родителей к таким темам может быть обострено собственным травматичным опытом. От мальчика с повышенной настойчивостью могут требовать быть «сильным и мужественным», а от девочки – «красивой и женственной». И, опять же, далеко не всегда ребенок может справиться с такой ролью. Он будет чувствовать, что он нужен и любим только в той мере, в которой он исполняет требуемую роль. Что его-настоящего не принимают и не любят. Отторжение в ребенке родителями одних черт и качеств (реальных) ради других (желаемых) создает и во внутреннем мире ребенка подобный же конфликт, заниженную самооценку, вкупе с неприятием, отторжением себя. Особенно сильно это проявляется, если особенности ребенка резко контрастируют с желаемым для родителей его образом. Например, если мальчик ранимый, субтильный и чувствительный, а не сильный\смелый\«умеющий за себя постоять», если девочка не соответствует требуемым стандартам красоты, если она не грациозна и больше любит «мальчишеские» увлечения и занятия, а не «игру» в женственность, кокетство и тщательный уход за своей внешностью. Сценарий с созданием конфликта между реальным и желаемым в ребенке далеко не ограничивается «гендерными» моделями и может проявляться великим множеством путей, я выбрал этот вариант лишь из-за наглядности иллюстрации.

Ситуацию в таких сценариях не спасает даже то, что у родителей есть какое-то благое оправдание их завышенной требовательности – чаще всего это забота о будущем ребенка, опасение, что он не будет справляться с какими-то жизненными трудностями. Однако, таким путем мы слишком часто получаем лишь создание неблагополучия у ребенка здесь и сейчас ради потенциального предотвращения некоего мнимого его неблагополучия в будущем. Особенно это свойственно «тревожным» родителям. В каком-то смысле, благие родительские оправдания их требований и беспокойств даже играют здесь злую шутку – ведь ребенок косвенно лишается права хоть как-то отстаивать свои границы и интересы, протестовать против тех или иных требований. Ему всегда на это возразят, что «это же ради твоего блага», «я же за тебя беспокоюсь», и прямо или косвенно пристыдят, навяжут чувство вины, что он «не ценит родительской любви и заботы», что он «проявляет жестокость и черствость, раня родительское сердце». По итогу, это лишь создаст привычку у ребенка (даже во взрослом состоянии) держать свои протесты при себе, подавлять в себе стремление отстаивать свои границы и интересы, считать их чем-то неуместным и стыдным. Такой ребенок пронесет в себе через всю жизнь подсознательное чувство вины.

Это подводит нас к другому важному аспекту, который очень часто упускают даже в благополучных на первый взгляд семьях. Самооценка ребенка строится в первую очередь на родительском принятии. Однако принимать нужно не только пол, внешность, способности и достижения ребенка, но и его внутренний мир тоже. Залог здоровой самооценки – в том, чтобы с ребенком велся диалог, в котором он мог бы честно делиться своими мыслями, переживаниями, живыми эмоциями и реакциями на происходящие вокруг него вещи, получать живую же родительскую «обратную связь». Важно проговаривать с ребенком то, что, почему и зачем делают в отношении ребенка родители, почему в семье возникают те или иные кризисы, что нужно сделать, чтобы их преодолеть. Потому что иначе ребенок все равно сделает для себя выводы, но с присущей ему генерализацией и «катастрофизацией». Семьи, в которых выражение своих чувств и переживаний находится под прямым или косвенным запретом уже создают для самооценки ребенка достаточно шаткую опору. Одна из моих клиенток предложила хороший критерий определения, есть ли в семье такой запрет – «Можешь ли ты позволить себе расплакаться перед родителями».

Фактически, можно заключить, что главные причины нарушения самооценки в детстве – это прямое или косвенное непринятие ребенка или каких-то его сторон\особенностей родителями, либо проигрыш в конкуренции за родительское внимание\одобрение. Даже каждый из описанных факторов\сценариев в отдельности может сыграть свою разрушительную роль, что уж говорить о тех случаях, когда в одном ребенке сочетаются сразу несколько из них (это, к сожалению, очень даже возможно). Подростковые и более поздние комплексы неполноценности – это всегда прямое или косвенное продолжение проблематики самооценки из семьи, из детства.

Конечно же, это далеко не все факторы и сценарии, влияющие на самооценку. Но остальные из них либо слишком специфичные (например – фактор травм), либо вторичны и сами по себе не наносят ущерб самооценке, служа лишь подспорьем для других факторов. Разумеется, я мог что-то упустить и буду рад дополнениям в комментариях (я набросал не просто перечень, но обрисовал модель, которую можно применять к различным ситуациям). Также некоторые факторы – наподобие «систематического сравнения ребенка с другими детьми» мне кажутся слишком очевидными, чтобы подробно их разбирать.

Спасибо за внимание, берегите самооценку своих детей и «Ребенка» в себе, до свидания.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *