Кто такой пантеист в религии

Пантеизм

Содержание

История

Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и сторонником Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVI — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

Современное развитие

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Формы пантеизма

Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра. Существует три основных направления в пантеизме, которые различаются отношением к идеальному и материальному:

Спорные вопросы

Использование религиозных терминов

Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.

Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.

Поскольку пантеизм рассматривается как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например, в теизме верят в Бога-личность трансцендентного по отношению к миру. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.

Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.

Схожие концепции в других религиозных традициях

Даосизм

Даосизм пантеистичен в сочинениях ведущих мыслителей Лао-цзы и Чжуан-цзы, хотя в дальнейшем развился в этническую религию с множеством божеств. Лао-Цзы в «Дао дэ цзин» нигде не упоминает о Боге-личности или Боге-творце. Основополагающим понятием является Дао (путь) — мистическое и нуминозное единство, бесконечное и вечное, лежащее в основе всех вещей и их формирующее. О Дао всегда говорится с глубоким религиозным благоговением и уважением (как в пантеизме о «божественности» Вселенной). Идеалом даосизма является жизнь в гармонии с Дао: «Он (мудрец) — правдив и живёт в гармонии с Дао, с природой и другими людьми.» [15]

Чжуан-цзы обозначает пантеистический характер даосизма еще более отчётливо: «Небо и я сотворены вместе, и все вещи и я — одно.» На вопрос о том, где Дао, он отвечает, что Дао во всём: «Нет места без него… Ничто не существует без Дао.» [16]

Индуизм

Другие религии

Многие этнические религии, включая африканские и индейские (англ.) русск. традиционные религии, представляют собой переплетение пантеизма с анимизмом и политеизмом.

Элементы пантеизма присутствуют в некоторых формах неоязычества (см. также гипотеза Геи) и теософии.

Родственные концепции

Существуют теологические и философские концепции, которые связывают элементы пантеизма и классического теизма.

Пандеизм (содержит элементы деизма и пантеизма) и панпсихизм (представление о всеобщей одушевлённости природы) среди других родственных учений.

Источник

ПАНТЕИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ПАНТЕИЗМ» в других словарях:

ПАНТЕИЗМ — (греч., от pan весь, и Theos Бог) боготворение природы: верование, что вселенная есть само божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТЕИЗМ всебожие; учение, отождествляющее Бога с природой;… … Словарь иностранных слов русского языка

пантеизм — Пантеизм (всебожие) есть такое мировоззрение, которое все существующее, как духовное, так и материальное, сводит к феноменальным видоизменениям самостоятельной субстанции, которую называет он божеством. По учению философа Спинозы, еврея по… … Справочник по ересям, сектам и расколам

Пантеизм — Пантеизм ♦ Panthéisme Вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natura»), и другого Бога нет и быть не может. Отсюда… … Философский словарь Спонвиля

пантеизм — а, м. panthéisme m. Философское идеалистическое учение, отождествляющее бога с природой. БАС 1. Спиноза был глубокомысленный философ и ревностный почитатель Божества. от пантеизма и атеизма равно удаленной. Карамз. ПРП 2 89. Ученики Вольфа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАНТЕИЗМ — (от пан. и греч. theos бог) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической… … Большой Энциклопедический словарь

Пантеизм — (греч. pantheion pan – все + theos – бог) религиозно философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко… … Энциклопедия культурологии

Пантеизм — (гр. рan – бәрі + theos – құдай) – құдай мен табиғатты теңдестіретін толып жатқан ілімдер мен көзқарастар. Пантеистік пікірлер көне заманда –ертедегі үнді және ертедегі грек философияларында пайда болды. Натуралистік (табиғаттық) пантеизм әсіресе … Философиялық терминдердің сөздігі

ПАНТЕИЗМ — (от пан. и греческого theos бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы… … Современная энциклопедия

ПАНТЕИЗМ — (греч. pan все и theos Бог) философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. П., согласно Шопенгауэру, это прежде всего… … Новейший философский словарь

ПАНТЕИЗМ — [тэ], пантеизма, мн. нет, муж. (от греч. pan всё и theos бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Источник

Что такое пантеизм и в чем его опасность

Кто такой пантеист в религии. Смотреть фото Кто такой пантеист в религии. Смотреть картинку Кто такой пантеист в религии. Картинка про Кто такой пантеист в религии. Фото Кто такой пантеист в религии

Али Оверко

Пантеизм — это вера в то, что Вселенная и Бог это одно и то же или что все сущее (в том числе и человек) является всеобъемлющим богом. Таким образом, пантеисты не верят в отдельного личностного или антропоморфного бога, для них бог «размыт» во Вселенной и не имеет ни личности, ни собственной воли.

Название происходит от греческого παν — все и θεός — Бог. Впервые определения пантеист и пантеизм появились в работах английского философа Дж. Толанда и голландского — И. Фая [1]. Но основные идеи пантеизма появились очень давно. Например, пантеистические идеи содержались в древнеиндийских религиозных доктринах (брахманизм, Веданты), древнекитайском даосизме и у древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). В значительной степени пантеистична концепция Платона с его эманациями духа. Однако в эпоху античности господствовал политеизм (многобожие), и понятие Бога как единого Творца и Господа было мало распространено среди большинства народов, поэтому пантеизм как религиозная доктрина не выделялся на фоне политеистических религий, так как обожествление Вселенной в целом по сути не отличается от обожествления частей материального мира, таких как деревья, скалы, природные явления (молния, ураган и т.д.).

Оформление его в отдельную религиозную доктрину произошло только после распространения единобожия в мире. Первоначально пантеизм проявлялся внутри монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам) через привнесенные идеи неоплатонизма. Основой этого философского течения является идея эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого греч. «μόνο»), в результате чего образуются низшие уровни Бытия (нус, νοῡς и т. д.), а на самом низшем уровне — материя как «небытие» (мэон, μήόν) [2]. Идеи неоплатонизма проявились в исламе в виде доктрин «Вихдат аль-Вуджуд» — «единство бытия» и «воплощения».

Создателем доктрины «воплощения» является самообольщенный Халладж, которому принадлежит фраза «ана-ллах!» («Я – Аллах!»). Эта доктрина соответствует концепции соединения божественной и человеческой природы, например, христианскому догмату об Иисусе богочеловеке. Идеи Халладжа навлекли на него гнев правоведов и всего мусульманского общества, и он был казнен в 309 году по Хиджре (922 г.). Большинство суфиев выразило свое несогласие с теорией Халладжа. [3]

Автором доктрины «вихдат аль-Вуджуд» («единство бытия») является Ибн Араби (ум. 638 г. по Хиджре; 1240 г.). Согласно этой точке зрения, не существует двойственного бытия, не существует творений и Творца, есть исключительно бытие одного Аллаха. Следствием этой философии является отрицание ответственности, являющейся залогом нравственности. А также – несправедливое уравнивание злых и добрых, монотеистов и идолопоклонников, так как все они являются проявлением «обнаружения» истины [3].

Многие исламские ученые прозорливо видели опасность развития пантеистических идей под видом абсолютизации понятия таухида (единобожия) и успешно боролись с этим. Наиболее ярким примером является работа выдающегося исламского ученого Абу Хамида аль-Газали «Крушение позиций философов» [4]. Приведенная им критика фальсафа – философов школы аль-Кинди, была настолько аргументированной, что эта работа фактически уничтожила данное направление в исламской мысли и сохранила ислам от пантеистического переосмысления. Остатки пантеизма сохранились только в крайне мистических течениях суфизма.

Совершенно иная ситуация сложилась в Европе эпохи Возрождения. Здесь пантеизм не встретил должного сопротивления и стал оппозиционным мировоззрением христианству.

Первоначально он также начал проявляться у христианских теологов, например у Николая Кузанского, но уже Джордано Бруно сформулировал явную пантеистическую концепцию: «…природа … есть не что иное как Бог в вещах» [5]. Дальнейшее развитие эта доктрина получила у Бенедикта Спинозы, а под его влиянием начала развиваться Шеллингом и Гегелем. Противоположность пантеизма религиозным взглядам достигла такого уровня, что Шопенгауэр написал: «Пантеизм – прежде всего форма атеизма».

Титаничность таких фигур в философии, как Гегель, их авторитетность привели к тому, что пантеизм стал господствующей доктриной в университетских кругах. Впоследствии доминирование этого учения распространилось на всю систему европейского образования. Это доминирование выразилось в фактической подмене принципов научного познания мира на безусловное согласие с пантеистическим взглядом на сотворение мира. Например, современная теория эволюции является приложением идеи эманации к возникновению изменений в живом мире.

Сейчас мы также сталкиваемся с навязыванием пантеистического мировоззрения под видом светскости образования на постсоветском пространстве. Например, выражения «Мать Природа», «силы природы» и т.д. имеют явную пантеистическую подоплеку. 11 лет в начальной школе и 5 лет в ВУЗе достаточно успешно запечатлевают пантеистический взгляд на мир в психике молодого человека.

Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда стараемся привить нашим детям исламский взгляд на сотворение мира и место человека в нем. Зачастую мы сталкиваемся со значительным противодействием детей — тем большим, чем старше они становятся. Выходом из сложившейся ситуации может быть только широкое обсуждение методик преподавания школьных дисциплин представителями монотеистических конфессий или же создание школ, в которых навязывание пантеистических взглядов будет сведено к нулю.

Исламское вероучение категорически не приемлет политеизм во всех его формах: и в виде явного многобожия, и в виде пантеизма. Всевышний Аллах многократно напоминает нам об этом в Коране. Читая намаз мы в каждом ракяате повторям суру «Аль-Фатиха», которая начинается с аята «Хвала Аллаху, Господу миров».

Господь это тот, чья воля управляет этим миром и повелевает им. Как только мы произносим эти слова, мы сразу же понимаем, что Аллах не некая безличностная сила, дающая, потому что иначе она сделать не может, мы осознаем что Он — повелитель и Творец:

«Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается» (Коран, 2:117).

Просыпаясь утром или засыпая вечером, мы читаем аят Аль-Курси:

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (Коран, 2:255).

В этом важнейшем аяте Аллах прямо говорит, что именно Его воля управляет этим миром и весь этот мир является его владением, а не его частью. Поэтому мусульманин должен внимательно относиться к проявлениям такого неявного, но распространенного в современном мире явления, как пантеизм, и не позволять этой религиозной доктрине портить его единобожие.

1. Pantheism. Stanford Encyclopedia of Philosophy.

4. Абу Хамид Аль-Газали. Крушение позиций философов. Ансар, 2007. ISBN: 5-98443-028-2

Источник

Пантеизм. Православная критика

Оглавление:
1. Что такое пантеизм
2. Направления и история пантеизма
3. Бог – чистый Дух, а отнюдь не материя
4. Отрицание пантеизмом личности Бога и возможности богообщения
5. Безнравственность учения пантеизма. Отрицание свободы человека и возможности его совершенствования

1. Что такое пантеизм

Пантеизм (греч. pаn – «всё, всякий» и греч. theos – «бог, божество») – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Бог в пантеизме не мыслится как Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. immanens — внутренне присущий чему-либо) космосу. Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане духа.

2. Направления и история пантеизма

Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Довольно сложно свести различные варианты пантеизма в одно общее определение. Основой всех типов пантеизма остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого.

Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в пантеизме, в зависимости от того, как определяется место этого единства — в Боге или в мире:

1) Бог растворяется в мире во вселенской перспективе, и пантеизм тяготеет к материализму (наиболее ярким образцом такого рода пантеизма служит доктрина Б. Спинозы с ее формулой “Deus sive Natura”);

2) мир оказывается только способом Божественного проявления, природа исчезает в Боге, представая как всего лишь его инобытие (в таком виде пантеизм присутствует в различных философских версиях объективного идеализма, от систем индийской философии до гегелевской философии Абсолюта).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы древнеиндийской (брахманизм, индуизм, веданта) и древнекитайской (даосизм) мысли, а также философские концепции древнегреческих философов Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Философские идеи древнегреческих философов Парменида, Анаксагора, Гераклита, Платона в целом утверждают пантеизм. Пантеизм исповедовали стоики и последователи Плотина.

Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Тогда пантеизм (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. В противоположность теистическим представлениям о Божественном сотворении мира из ничего пантеисты развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным богом. Пантеизм был присущ системе Иоанна Скотта Эриугены, материалистическую же его трактовку дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и Бог — одно и то же.

В Германии 16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к пантеизму. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза; опираясь на традицию пантеизма, он разработал материалистическую филоскую систему, в которой понятие «Бог» отождествлено с понятием «природа». У него Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя.

В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Гердер, а также Шеллинг и Гегель.

В 20 в. материалистический пантеизм был присущ таким ученым, как Геккель, М. Планк, А. Энштейн и др.

3. Бог – чистый Дух, а отнюдь не материя

Прот. Михаил Помазанский (Православное догматическое богословие):

Свойства, непосредственно заимствованные из слова Божия, указаны в Пространном христианском катехизисе православной Церкви святителя Филарета Московского. Здесь читаем: «Вопрос. Какое понятие о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из откровения Божия? Ответ. «Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, все праведный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный». Остановим нашу мысль на указанных в Катехизисе свойствах.

Бог — Дух (слова Спасителя в беседе с самарянкой (Ин. 4, 24 ). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Бог чужд всякой телесности, материальности. Притом духовность Божия выше, совершеннее той духовности, какая принадлежит тварным духовным существам и душе человека, являющей в себе только «образ» духовности Божией; Бог есть Дух высочайший, чистейший, совершеннейший. Правда, в Священном Писании находим весьма много таких мест, где символически приписывается Богу нечто телесное. Однако о Божией духовности говорит Писание от первых слов книги Бытия, и пророку Моисею открыл Себя Бог как «Сущий» (Исх. 3, 14), как чистое, духовное, высочайшее Бытие. Поэтому под телесными символами Писание внушает нам разуметь духовные свойства и действия Божии.

Воспользуемся здесь словами св. Григория Богослова. Он говорит: «По Писанию, Бог спит, пробуждается, гневается, ходит и престолом имеет херувимов. Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь представлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие назвали именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему самому известным, прекращает Свое попечение и как бы нерадит о нас, это значит — Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит — Он пробуждается;… Он наказывает: а мы сделали из сего — гневается; потому что наказание у нас бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по нашему — Он ходит; потому что хождение есть поступание от одного к другому. Он упокаивается и как бы обитает во святых силах; мы назвали это сидением и сидением на Престоле, что также свойственно нам. А Божество ни в чем так не упокоевается, как во святых. Быстродвижность названа у нас летанием, смотрение наименовано лицам, даяние и взывание — рукою. А также всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас, чем-либо взятым из телесного».

Св. Иоанн Дамаскин посвящает этой теме одну главу в Точном изложении Православной веры: «О том, что говорится о Боге телесным образом», и пишет:

«Так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге очень телесным образом, то должно знать, что нам, как людям и облеченным этой грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о божественных и высоких и невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями и образами, и символами, соответствующими нашей природе». И далее, объяснив выражения об очах, ушах, руках Божиих и др., заключает: «И просто сказать: все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл».

Как ни привычно для современного сознания представлять Бога чистым Духом, однако распространенный в наше время пантеизм, всеобожие, противоречит этой истине. Поэтому и теперь в «Чине Православия», совершаемом в неделю Православия, слышим: «Глаголющим Бога бытие не дух, но плоть — анафема».

Св. Николай Сербский:

Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм – второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но креста не признает. Они, подобно античным эллинским философам-стоикам, верят в некое эфирное божество и считают, что души людей – капли божественного эфира в физических телах. После распада тела эти капли – души людей – вливаются в бескрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание.

Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя – с Богом, следовательно, Бог является и материей, и духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь, согласно древней легенде, наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело – в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии, он назвал ее «этикой»!

4. Отрицание пантеизмом личности Бога и возможности богообщения

Так как пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, то одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение; а другие полагают, что слово «бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и вселенной.

Некоторые исследователи утверждают, что в пантеизме под словом «бог» понимается не что иное, как «природа», «вселенная» или «реальность».

Пантеизм, по существу, отрицает реальность или мира, или Бога.

Русский философ Л.М. Лопатин справедливо заметил, что в пантеизме «для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя».

Так как Бог в пантеизме не мыслится как Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира, то в системах пантеизма невозможно личное, живое отношение человека к Богу.

Христианство утверждает, что Бог Своей Божеской сущностью трансцендентен миру, творению.

Св. Василий Великий пишет:

«Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприступною».

Св. Григорий Нисский говорит:

«Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое».

В то же время Своими Божественными энергиями (действиями) Бог имманентен миру, всей твари.

Св. Григорий Нисский говорит:

«Невидимый по естеству делается видимым в действиях».

Человек может стяжать Божественную благодать, стать причастным Божественной обоживающей энергии, но не Божеской сущности.

Если сущность Бога не может быть сообщена человеку, то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, открывается ему как Любовь.

Все сложнейшее богословское учение Паламы только и создавалось им для того, чтобы показать таинственную и чудесную реальность преображающей любви Божией к человеку и человеческой любви к Богу. Для него важны были не сами доказательства, относительную силу которых он сам прекрасно сознавал, но утверждение действительного общения Бога с человеком. (М.А. Прасолов. Не разлучайте нас с Богом. Святитель Григорий Палама и его учение о Божественных энергиях)

Св. Николай Сербский:

«Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен Личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос.

Спаситель открыл и показал совершенством Своей Личности, что Бог есть Личность, высшая Личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа или закон природы. Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога не с помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную Личность, веры в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном бессмертии человека. Поэтому явился Бог в образе Сына Своего Иисуса Христа, Который не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» (2 Кор. 1, 19), все было положительным, все утвердительным, все, что могло пожелать человеческое сердце, и даже более того. Тьма и бремя упали с душ человеческих, и возроптали фарисеи: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Ин. 12, 19). И поэтому: с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16, 16), туда, где царит Бог как Триединая Личность, где от сотворения мира уготовано место всякой личности, которая откликнется на Божий зов.

Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо Ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что, если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?»

5. Безнравственность учения пантеизма. Отрицание свободы человека и возможности его совершенствования

Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане духа. Пантеизм, по существу, отрицает не только свободу воли человека, но и существование нравственных ценностей, различия добра и зла, справедливости.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

… Бог пантеистов … не есть Бог положительной религии; он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его богом или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами божества, и злу приписано божественная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву.

«Пантеизм учит, что все есть Бог, а значит, и зло имеет своим источником Бога, добро и зло едины, отсюда следует, что нравственность становится относительным понятием. А где нравственность относительна, там и справедливости не может быть, потому что нет эталона, на основании которого можно выносить решение о справедливости или несправедливости деяний.

…Многие существующие ныне секты и оккультные учения говорят о своей духовной развитости, предлагая заменить собой христианство, которое, по их утверждениям, устарело и не соответствует современным реалиям. При этом подавляющее большинство этих учений пантеистично. В пантеизме природа человека и Бога (чаще всего, безличного) тождественны, в отличие от христианского монотеизма. Согласно пантеизму, Бог есть мир. Следует ли из этого, что мир есть Бог? Если нет, то мы вынуждены допустить некую реальность, существующую наряду с миром, но при этом не тождественную Богу. Но ведь само значение слова «пантеизм» (pan – все и theos – бог) подразумевает, что Бог исчерпывает собой все сущее. Но если природа Бога и человека тождественны, значит, воля человека определяется его природой и он не может подняться над ней. Человек в пантеизме, по сути, – раб природы, ее марионетка. Кстати, именно поэтому в язычестве фактически не было такого понятия как «личность». Если все есть Бог, как учит пантеизм, и каждый индивидуум – всего лишь часть Абсолюта, предназначенная к растворению в Нем, то никакой самоценности такой индивидуум не представляет. В нем нет ничего уникального. Это учение ставит знак онтологического равенства не только между Богом и человеком, но и между человеком и комаром, следовательно и между Всевышним и любой букашкой. Христианство же настаивает на уникальности человеческой природы, ибо каждый человек создан по образу Божиему…

В пантеизме …усовершенствование невозможно, так как в пантеизме воля определена природой. Монотеизм уничтожает диктат природы. В христианстве природа Бога и человека различны, и над природой человека есть нечто высшее, что способно преобразить ее. Но если христианин способен подчинить себе свою природу, то пантеист может действовать только так, как велит природа. У христианина есть выбор: следовать воле природы или преодолеть ее, постигая Творца. По сути, христианство – это путь к свободе: «К свободе призваны вы, братия…» (Гал. 5, 13), что проистекает из христианского учения об образе Божием в человеке. Если человек не создан по образу и подобию Бога, если человек предназначен к тому, чтобы быть растворенным в Божестве, значит, он – всего лишь марионетка природы. Вполне возможно, есть желающие отречения человека от «образа» Божия и низведения его до уровня раба, что и подвигает их распространять идеи пантеизма. Но если человек отречется от образа Божия, то не придет ли ему на смену образ звериный?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *