Кто такой пастырь в православии
Пастор это. Пастор христианской церкви. Рукоположение пастора
Пастор – это, пожалуй, одна из самых сложных тем в христианстве. Почему она такой стала? Наверное, потому что это слово ассоциируется сегодня с определенной властью над людьми, уважением, хорошей зарплатой. Я предлагаю рассмотреть тему этого служения в церкви без каких-либо догматических оснований, которые вы знаете. Только Слово.
Христианский пастор сегодня – это человек, которого слушают, который может говорить людям, что и как им делать. В церквях учат и постоянно проповедуют о послушании пастору. Порой это приводит практически к обожествлению пастора церкви. Давайте начнем изучать этот вопрос. Сразу хочу предупредить – некоторые факты могут оказаться не теми, которыми вас научили в ваших собраниях.
Быть послушными Слову или людям – выбирать вам.
Пастор это
Начнем с того, что в русском языке это слово несколько видоизменилось. В Библии используется слово ПАСТЫРЬ. И означает оно в греческом языке
Определение пастыря, как пастуха достаточно показательно для тех образов, которые нам описываются в Библии. Пастухами были Авель, Иаков, Давид, Моисей, пророк Амос. Давайте посмотрим, КОГО Библия олицетворяет с овцами и пастухами.
Господь – Пастырь мой
Замечательные места Писания, показывающие нам нашего Господа, как Пастыря.
Служение пастора людьми. И Он поставил … пастырями
Итак, мы видим, что в отношении людей есть ТОЛЬКО одно место Писания, говорящее о служении Пастора в Церкви. О его обязанностях мы можем говорить ТОЛЬКО с точки зрения служения Иисуса, как Пастыря. Павел, Петр в своих посланиях не упоминают этого служения.
Никаких других наставлений, условий для рукоположения или назначения нет.
Единственное место, которое ТОЛЬКО В НАШИХ БИБЛИЯХ написано как слово «пастырь» по отношению к человеку – это послание Петра. Но в греческом оригинале это слово звучит как «пресвитер, старейшина». Именно это слово упоминается в последующих посланиях, где говориться о служении пресвитера.
Я не знаю, почему слово «пресвитер, старейшина» используемое в дальнейших посланиях для нас перевели ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ как «пастор». Это не является темой для нашего рассуждения сегодня. Об этом мы говорим подробно в теме Пресвитер. Самое важное – это понять, кто такой пастор с точки зрения Слова.
Смиритесь под крепкую руку Божью – подразумевает принять то служение, которое является санкционированным Богом, а не людскими правилами и традициями. Более подробно о служении пастора читайте тут https://dom-na-vostoke.ru/sluzhenie-pastora/
Рукоположение пастора
Сегодня есть масса условий, которые появляются, когда встает вопрос о рукоположении пастора церкви. Давайте вспомним – есть ли хоть одно упоминание в Библии об этом? Какие-то условия или критерии? Мы об этом подробно говорим в теме о служения в церкви. Нет упоминаний о рукоположении пророка, учителя, евангелиста, пастора. Есть упоминание о том, как ставились в церкви Апостолы. Это и личное избрание Иисуса, и жребий после смерти Иуды, и пророчество к служителям.
Но для нас важно, что пастора нигде в Слове не рукополагали на служение. И нет ни одного человека, названного этим титулом.
По вере вашей
Лично я вижу волю Божью, исходя из послания к Ефесянам. Иисус поставил в Церкви людей пастырями. Как понять, что тот или иной человек имеет служение пастора? По тем признакам, которые описаны в Слове по отношению к Иисусу. По тем признакам, которые имеют ВСЕ СЛУЖИТЕЛЯ В ЦЕРКВИ, исходя из послания к Ефесянам. Пример Иисуса для нас самый важный. На другой странице мы рассказываем о том, как определить пастора с точки зрения Слова.
Пасите
Отдельно хочу обратить внимание на это повеление. В греческом оригинале оно звучит как
станьте пастухом, лелейте и окружайте заботой, берегите
Другими словами, обращаясь к пресвитерам Церкви, Дух Святой говорит им совершать служение Пастыря Церкви. Я верю, что прежде чем человека рукоположат на служение пресвитера, епископа, он должен иметь уверенность от Бога, что поставлен на служение Пастыря. В принципе, для всех людей в церкви будет очевидным, что тот или иной человек – пастырь. По его делам, словам, по его жизни. Не все могут заботиться о других, не все могут терпеть и окружать заботой, носить на руках.
Но важно понимать, что задача пастора – не учить (хотя он может иметь и служение учителя), не евангелизировать, не управлять деньгами или строительством зданий. А именно пасти, заботиться, беречь,
Как вывод
Исходя из того, что мы увидели в Слове, можно сделать очень важный вывод. Он касается как тех, кто желает служить пастором, так и тех, кому служат те, кто называет себя пастором.
Не следует всегда с недоверием относиться к служителям. Давайте помнить, что они подвергаются намного большим атакам со стороны дьявола. Если погубить пастыря, то рассеются овцы. Именно поэтому сами пастыря должны быть открытыми и честными по отношению к Богу и людям. Вы не просто «обычные верующие как все». Вас избрал Иисус и поставил в СВОЕЙ ЦЕРКВИ на служение, которое Он уже расписал и определил.
Я предлагаю тем, кто считает себя пастором и защищается тем, что кто-то его рукоположил на это служение проверить себя. Верное ли основание вы выбрали для своей защиты? Устоите ли на суде, который будет основываться на Слове? Насколько правильно вы поступаете, когда не считаете и не принимаете другого, как пастора только потому, что никто его не рукоположил на это служение? Чем вы руководствуетесь? У пророка Иеремии Бог осуждает неоднократно тех, кто поступает без послания Бога, но прикрываются Его волей.
А членам церкви я посоветовал бы посмотреть, куда вас ведут. Не именно сегодня или месяц назад. Общее направление. Сравните его со Словом. Я подчеркну. Сегодня в мире очень много негатива, связанного со служителями. И виной, порой, они сами. Но увидьте общую картину. Пастор – это тот человек, которого Бог избрал для того, чтобы пасти Свою Церковь. В Слове не зря написано, чтобы младшие повиновались старшим. Не зря написано, чтобы все подчинялись друг другу. Любовь все побеждает.
Кто такой пастор? Жизнь, служение, проповедь пасторов
Пастор – слово, довольно распространенное в церковном лексиконе. В каких случаях его употребляют? Оно имеет отношение к священнослужителям, которые выполняют миссию духовных наставников, воспитателей прихожан своей общины. В статье разберем более подробно, кто такой пастор и в чем особенность его служения в различных конфессиях христианства.
Образ пастора
Ближний Восток во многом отличается жизненным укладом от европейских стран, и даже пастушеские традиции здесь совсем иные. Для нас образ пастуха привычен, когда он идет сзади стада и надзирает за ним. На Востоке еще с древних времен овец пасли иным способом. Пастор (пастырь, пастух) шел впереди и подавал свой голос. Стадо шло только за своим хозяином, так как овцы хорошо запоминают голоса, они не отзывались на зов чужого человека.
Образ восточного пастуха и стал основой библейского образа пастырства. Кто такой пастор в Библии?
Еще в Ветхом Завете Бога именовали пастырем, а народ израильский выступал в роли его паствы.
История образа пастора
Уже позже ветхозаветное священство приписало себе эту аналогию, они стали считаться уполномоченными Всевышнего для обучения народа (паствы) нравственности и религиозным основам. Иудейские и израильские цари считались пастырями, так как они слыли помазанниками Божьими, представляли его интересы во всех жизненных сторонах государства.
Уже позже в мир вошел проповедник Иисус, он не имел отношения к священству, но претендовал на место сына Божьего и усвоил себе служение пастырем. В Новом Завете Иисус называл себя добрым пастырем, которого знают все овцы и слушают его. В те времена группировки иудейских священников и вождей дискредитировали религию в глазах народа и власти. Иисус противопоставил себя саддукеям и фарисеям, он по-другому стал объяснять, кто такой пастор в христианстве. Вел свой народ за собой и открывал перед ним новую веру и возможности.
Кто такой пастор?
Каждый пастор поставлен на место своего служения ни кем иным, как самим Господом, на данный период времени на данное место. Бог назначает пастырем именно того человека, который по непонятным и неизвестным нам причинам поможет свершиться господним планам на Земле.
Пастырь – живой человек, Богом призванный служению церкви, то есть всем нам, верующим во Христа Спасителя. Пастор, как и все мы, имеет такие же земные нужды: семью, дом, детей, бытовые проблемы и многое другое. У него такие же материальные потребности, он способен чувствовать и болеть, быть чувствительным, как и мы, а может, даже и более. Его сердце переживает множественные проблемы, которые связаны с многочисленными личными и церковными вопросами. Пастор может скорбеть и радоваться, быть в покое и печали, беспокоиться и тревожиться, утешаться и плакать. У него тоже есть свой внутренний мир, потребности и личные нужды. Он поставлен Богом, чтобы служить нам, и кому, если не прихожанам, нужно заботиться о здравии своего пастыря? Ведь с нашей поддержкой он будет более трудоспособен для служения, проповеди пастора будут ярче наполнены благословением Божьим и силой для верующих. Этот человек также нуждается в поддержке и нашем участии, чтобы в трудный момент кто-то был рядом, выслушал и поддержал, помолился о нем. В нелегком труде пастора должна поддерживать его паства.
Служение пастора
Пасторское служение есть великая ответственность перед Богом. Многие века это подтверждают священнослужители, в наши дни ничего не изменилось, может быть, технических возможностей нести свое слово стало больше.
Так, пастор Евгений из Христианского Центра Восстановления несет свое Божье слово в народ, к нему примыкает множество молодых людей. Они, в свою очередь, несут Евангелие в массы, используя самые современные методы.
Пастор Сергей старается достучаться до сердец своими духовными песнями, которые каждый желающий может скачивать и слушать совершенно бесплатно.
Каждый пастор поставлен на служение Богом, он несет ответственность за свои действия перед самим всевышним и осознает это. Служитель Божий до слез переживает за каждого своего прихожанина, бывает, что теряет сон, рано седеет, обретает сердечные болезни. Сколько простаивают наши пастыри на коленях перед Господом, замаливая наши грехи. Кто об этом знает? Только сам Бог, который видит все тайное.
Кроме всего, первым врагом и важной мишенью для дьявола является пастырь. Атаки и искушения обрушиваются на него со всех сторон. Он должен все выдержать и устоять в этой тяжелой схватке.
Пастор в Российской империи
Если заглянуть в историю, то можно увидеть, каким был пастор в Российской империи. На место это мог стать мужчина, не моложе двадцати пяти лет. Он должен быть конфирмован, крещен, иметь успехи в окончании богословского факультета университета. Вопреки мнению прихожан на должность эту никто не назначался. Пастор должен был навещать заключенных, больных, заботиться о бедных, посещать школы, наблюдать за развитием религиозного воспитания нового поколения. День пастора был полон забот. В его обязанность входило ведение списков в своем приходе всех родившихся, обрученных, погребенных, крещенных, сочетавшихся браком. Ежегодно все списки сдавались в консисторию. Пастор вел хронику прихода, всех важнейших событий, а также полный список прихожан.
Ему запрещалось заниматься ремеслами, торговлей, другими делами, не схожими с его духовным саном, не разрешалось обращаться в суд, если дело не касалось лично его семьи. Проповедник не мог в воскресенье отлучиться из прихода, а также покидать его без разрешения вышестоящих над ним служителей более чем на неделю. Помимо жалования, разрешалось за совершения треб получать вознаграждение.
Католики
В католичестве пасторская роль делится между тремя категориями людей – это Папа Римский, епископы разных рангов и священники.
Папа по сути также является епископом, но здесь его роль столь уникальна, что о функциях его служения можно говорить как о чем-то особенном и самостоятельном. У католиков Папа – наместник самого Христа на Земле. Его пастырская власть распространяется на всю церковь, по крайне мере на всю ту часть, которая его признает, а это почти полтора миллиарда человек.
Жизнь пасторов, их обязанности сводятся к служению месс, совершению различных таинств: исповеди, конфирмации, крещения и других. Так представляется пастор в католической церкви.
Православные
Православие не многим отличается от католичества. Христианский пастор в основном выполняет те же функции. Отдельным вопросом, конечно же, является положение Папы Римского. В своей массе православные не признают его роль наместника Христа и не имеют подобного аналога.
Православная церковь разделяет две категории священнослужителей – это епископы и священники. Обязанности в их рамках распределены аналогично католичеству.
Есть версия расшифровки православного слова «поп», как «православных овец пастор». С византийских времен верующие видят в своих священнослужителях начальников и господ, привилегированных личностей, что полностью противоречит этике пастырей из Нового Завета, там разъясняется, что пастор пасет вверенное стадо с кротостью и страхом, мудростью, не господствуя, но уважая свою паству. Настоящее обращение «господин», «владыка» выглядит двусмысленно на фоне учений Иисуса.
Протестанты
Такие выводы о священнослужителях сделали и в протестантстве. В этом направлении веры просто отменили различные титулы, свели на нет само понятие священства. Стоит отметить, что при этом существует множество протестантских конфессий, в которых понятия значительно разнятся. Англикане, к примеру, ближе к католикам, а пятидесятники, напротив, очень от них далеки. Касается это и понятий о пастырстве и слове пастора.
У протестантов на служение выбирается мирянин, который действует с согласия всей общины, он то и является здесь пастырем и несет слово верующим. Главной задачей у протестантов является проповедь.
Здесь нет вертикали власти и сложной иерархии, как у католиков и православных. Проповедь, однако, сопрягается у протестантов с административными функциями. Говоря проще, пастором называется здесь конкретно тот, кто на данный момент исполняет пастырский функции, никакого миропомазания нет. Как только служение прекращается, данный статус снимается с человека.
Кто такой пастор?
Некоторых пасторов Господь наделил необыкновенными талантами. Поэтому, они могут оказывать очень сильное влияние на людей. В результате, такие люди обычно служат в очень больших церквях. Если пастор не наделен необычными дарами, они прислуживают в церквях среднего размера. Такие люди имеют самые обычные, в хорошем смысле, способности, которые помогают им доносить слово Божие до народа. Такие пасторы менее известны, но это не означает, что они хуже или менее успешные.
Все пасторы ведут свою борьбу, имеют свои особенные слабости и искушения. Большинство малоизвестных пасторов волнуются из-за того, что у них поначалу может многое не получаться.
Каким должен быть настоящий пастор?
Пастор или служитель должен быть подобен Христу. Но его задача не в том, чтобы создать себе прислугу, которая бы обслуживала его, а найти команду, которая будет вместе с ним следовать за сыном Бога. Господь доверяет людей пастору для того, чтобы он мог их вести за собой. Пастор – человек слова, он не только ведет проповедь и учит других жить христианской жизни, но и находится с людьми, живет по этим же правилам.
Настоящий пастор не тот, кто лишь по воскресеньям читает проповеди, а тот, кто всю неделю трудится во благо церкви, во благо других людей. Хороший пастор проводит с ними много времени. Он пастор не для себя, он пастор для людей, которые доверяют ему. Он отдает всего себя своим людям, его жизнь становится их жизнью.
О чем проповедуют пасторы?
Истина содержится лишь в слове Божьем, которое отражено в единственном сохранившемся его источнике – Библии. Пастор проповедует лишь истинное слово Божье. Проповедь пастора должна:
В проповеди не должно содержаться оскорбительных или принуждающих призывов. Пастора отличает невероятная терпеливость, он понимает, что человек не может поменяться от одной или серии проповедей. Для Бога не существует времени, только мы делим его на отрезки, измеряемые годами, днями, минутами.
У пастора должно быть милостивое, доброжелательное отношение к людям. Каждое слово на проповеди – отражение речей, которые когда-то были произнесены Иисусом Христом.
Следует помнить, что главная задача пастора – донести божие слово людям, научить их, вразумить на благие дела и подарить надежду. Его призвание – помогать людям не смотря ни на что, жертвуя собой во благо других.
Пастырь стада Христова
Протоиерей Иоанн Миронов Служение пастыря, совершаемое от основания Церкви, есть продолжение служения Самого Спасителя. Церковь возлагает на пастырей особую миссию приобщения пасомых к благодатным дарам Святого Духа. Пастыри должны руководить народ Божий на пути к спасению, научая его Божественным истинам, а через священнодействия помогать людям очищаться от греха.
О значимости пастырской деятельности как духовного руководства говорит святой апостол Иаков: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5: 16). С самого начала существования Церкви Христовой прослеживается тесная связь между духовным руководителем и нравственным состоянием христианина. Расцвет или оскудение духовной жизни общества всегда были следствием возрастания или умаления роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.
Высшее проявление духовного руководства – старчество. Старец – богопросвещенный советник и наставник, имеющий дар рассуждения.
В наше время нового подъема церковной жизни далеко не всем молодым священникам хватает осторожности и трезвости при оценке своих полномочий в духовном руководстве душами христиан. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 28 декабря 1998 года вынужден был вынести специальное суждение «об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью “вязать и решить”». Было отмечено, что «отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия».
«В этом смысле, – считает иеромонах Мефодий (Зинковский), благочинный Санкт-Петербургских духовных семинарии и академии, – пример отца Иоанна Миронова имеет особое значение, так как будучи очень опытным и благодатным пастырем, он никогда не навязывает своих мнений духовным чадам, ценя свободу человека, желая послушания, как говорится, не за страх, а на совесть, то есть по доверию. Ибо послушание без доверия и любви бесплодно и подчас даже губительно».
Связь времен, связь поколений
Иван Миронов с матерью и сестрой Отец Иоанн родился 25 ноября 1926 года в деревне Шабаны Островского района Псковской области в благочестивой семье. Воспитанный в патриархальном духе, он сызмальства испытал немало скорбей и горя, видел много страданий как в лагере подо Мгой для семей репрессированных, так и в тяжелые годы войны.
Хотя детская память его и не сохранила ужасы раскулачивания и изгнания из родных мест, но их вспоминает сестра отца Иоанна: «Везли нас в товарных вагонах к Синявинским болотам, на торфоразработки – строить гидроэлектростанцию. Кто отказывался вступать в колхоз, все были там. Привезли нас, расселили в промерзших бараках…»
Отец Иоанн пережил голод 1932–1935 годов, унесший жизни братьев Василия, Петра, Николая и сестры Александры. Умер на торфоразработках его дядя, заработала туберкулез мама, болевшая после этого 17 лет.
И все же, хранимый Промыслом Божиим, отрок Ваня растет, впитывая благочестие матери Ольги Денисовны, подвижников земли псковской и Псково-Печерского монастыря.
1936 год запомнился вкусом хлеба. Искренняя молитва, в которой вся семья Мироновых просила «хлебца насущного», всегда была услышана Господом, но подавалось просимое понемножку. Как высшую награду за хорошее поведение дети могли получить крохотную конфетку. Благодарность за эти, казалось бы, ничтожные радости всегда следовала за прошением. Вот характерный случай из той жизни. Рассказывает отец Иоанн: «Однажды папа собрал копеечки, что удалось заработать, и поехал за хлебом в Ленинград. Купил несколько буханок, сложил их в большой заплечный мешок и отправился домой. На станции мешок распороли бритвой, растащили весь хлеб. Удержать в руках удалось только две буханочки. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».
Настал 1937 год, и опять пришло горе. «Не раз я видел, – говорит отец Иоанн, – как арестовывали единственного кормильца в семье, как бросались люди под колеса “воронков”. В том году расстреляли моего второго дядю».
Учеба в школе началась только в 9 лет, а в старших классах учиться довелось уже в другом месте – в Павлово-на-Неве.
В то время дети уже с 10 лет работали наравне со взрослыми. Плели корзины для переноса торфа и таскали его. В этом не было ничего необычного. Но благодарить за все, что посылал Бог, даже за тяжелый не по летам труд, ибо «иго Его благо, и бремя Его легко» (см.: Мф. 11: 30), – этому могло научить только христианское воспитание.
С 6 сентября 1941 года началась немецкая оккупация. Отец Иоанн вспоминает: «Больше месяца мы шли рядом с фронтом в Псковскую губернию, откуда наша семья была выслана. Бывали такие скорбные дни, что и не чаяли дойти. Но Господь помог».
При отступлении немцев Иван попал в лагерь, но бежал, перешел линию фронта и 17-летним юношей ушел воевать. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». После войны, в 1946 году, умерла мать. Отец был в ссылке. Решение о поступлении в духовную школу уже созрело, но юноше нуждался в духовном совете.
Преподобный Серафим Вырицкий «С именем отца Серафима Вырицкого, – рассказывал отец Иоанн, – непосредственно и неразрывно связаны годы моей учебы в духовных семинарии и академии, а также все последующие сорок лет моего служения в Церкви Христовой. О славном подвижнике мне поведала моя тетушка, Анна Митрофановна: “В Вырице есть великий старец – все наперед видит. Через него обязательно узнаешь о себе волю Божию”. Тогда я окормлялся у отца Иоанна Иванова, будущего владыки Кировского и Слободского. Испросив его благословения, я отправился в Вырицу. Так привел меня Господь к батюшке Серафиму…
Очень хорошо помню нашу первую встречу. Было это в неделю о самаряныне в 1948 году… Отец Серафим побеседовал с моими новыми друзьями – Васей Ермаковым и Толей Малининым и благословил их. Я остался с батюшкой один на один… Дрожащим голосом я промолвил: “Отче, я ведь еще только хочу поступать в семинарию, да вот утерял во время войны некоторые документы”. Старец ласково ответил: “Ничего, ничего, Ванюша! Ты только собери все необходимые бумаги и сдай. Обязательно поступишь!” После некоторой паузы тихо добавил: “Ты хорошим студентом будешь…”»
Позднее, в годы учебы в семинарии и духовной академии, студент Иван Миронов посетит и преподобного Кукшу Одесского, и отца Николая Гурьянова. В те годы пути батюшки пересекаются и с будущим патриархом Алексием II, и с будущим митрополитом Иоанном (Снычевым). Они вместе едут в Суйду, где тогда еще молодой иеромонах Иоанн (Снычев) служит по благословению митрополита Григория.
Много других имен и судеб хранит батюшка в своей памяти: монахи и монахини разоренных монастырей (Валаамского, Коневецкого, Иоанновского), истинные пастыри и Христа ради юродивые, благочестивые христиане, сохранившие в своих сердцах частички Святой Руси.
В начале 1960-х годов духовным наставником отцу Иоанну стал отец Александр Ильин, пригласивший молодого пастыря в Великий Новгород к сослужению. В то время общественно-политической «оттепели» и антирелигиозных «холодов» в ходу были слова: «Гагарин в космос летал, Бога не видал». Тогда на проповеди в храме во имя апостола Филиппа в Великом Новгороде молодой священник сказал: «Не можем мы Бога увидеть на небе, если не познаем Его на земле, да и поется у нас в песнопении церковном: “Бога человекам невозможно видети, на Него не смеют чины ангельстии взирати”». «Не смог я промолчать», – рассказывает батюшка. На следующий день вызвали его в соответствующие органы, где уполномоченный, назвав его противником прогресса, приказал отцу Иоанну «убраться из города» в течение 24 часов. Так отец Иоанн с матушкой отправился на служение в сельский храм возле станции Мстинский мост. «Но мир не без добрых людей, приняли там нас Елизавета и Михаил, помню их; потихоньку обжились», – закончил свой рассказ батюшка.
Пастырское служение протоиерея Иоанна продолжается на протяжении вот уже 50 лет. Он служил на 16 приходах городов и весей России: Борисово, Чудово, Старая Русса, Свирское, Петрозаводск, Гатчина, Великий Новгород, Тихвино, Бор, Тосно… Последнее десятилетие XX века батюшка служил в храме во имя великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области.
В пастырской практике отца Иоанна случались и забавные истории. Вот одна из них. 1993 год. В Церковь идут и идут новоначальные. Первая благодать, ревность по Богу. Рассказывают братья-близнецы, тогда только пришедшие в лоно Церкви. «Еще до денежной реформы нам довелось купить в магазине подсолнечного масла, за которое нужно было заплатить шестьсот шестьдесят шесть рублей. Начались сомнения и терзания, что делать с маслом: вылить или усиленно над ним молиться? Тогда батюшка и спрашивает: “А что, меня тоже на помойку можно снести, если мне исполнилось 66 лет и 6 месяцев?”».
С 1998 года отец Иоанн служит настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» при заводе АТИ в Санкт-Петербурге. Этот период жизни батюшки своего рода продолжение дела праведного Иоанна Кронштадского. Там, при храме, трудами и попечением настоятеля храма развернута широкая деятельность: радиостанция «Православное радио Санкт-Петербурга», клуб «Бодрствование» во имя мученика Вонифатия, Всероссийское общество «Трезвение», приходская газета «Листок трезвения», общество для общения «Сретение», противосектантский центр, воскресная школа.
В связи с 80-летием со дня рождения и 50-летием служения у престола Божия общественность Санкт-Петербурга предоставила отцу Иоанну честь начертать в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» послание грядущим поколениям. Вот выписка из послания батюшки.
«Покаяние и любовь – путь ко спасению.
…Целью пребывания человека на земле является не сама жизнь телесная, краткая и молниеносная, а спасение бессмертной души человека, обретение им новой жизни, очищение от скверны греха через покаяние, обращение ко Господу: “Прости мя грешного!”… Каждый из нас, очнись! Очисти сердце свое от скверны грехов, чистым отдай его в руки Господа. Только тогда милосердия двери отверзет Он по великой Своей милости. Благодать Духа Святого коснется каждого из нас. Каждый из нас познает истинную любовь. Любовь ко Господу, любовь друг к другу, любовь ко всему живому…»
«Плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6: 22)
Однажды спросили отца Иоанна: «Как относиться к тому, что мы молимся о выздоровлении тяжелобольного человека, а оно не наступает?» Его ответ наводит на мысль, каким примером руководствуется в жизни и он сам. «На это все – воля Божья. Мы не можем вторгаться своим умом и судить о том, что нам неведомо. Есть образы удивительного подвижничества, даже, можно сказать, мученичества за Христа, когда люди праведной жизни подолгу болели и принимали эту болезнь от Господа как дар во спасение. Был, например, такой старец Матфеюшка Лежачий, который сорок с лишним лет провел в таком положении. Жил он в Псковской губернии, неподалеку от Изборска. Был крестьянином, женился, как все, а потом застудил на работе почки, заболел. Лежал с непрестанным страданием и еще воспитывал православный народ. У него была смиренная душа. Господь открывал ему великие тайны. Люди тянулись к нему, шли отовсюду. Даже великие княжны приезжали к нему из Петербурга, чтобы получить благословение от этого старчика – Матфеюшки Лежачего…»
В начале священнического служения Господь дал отцу Иоанну узреть в видении святых мучениц Ирину, Агапию и Хионию, которые, явившись ночью в монашеских одеяниях, обходили больницу, в которой лежал и он. Те больные, у постелей которых они останавливались, скоро поправились, а остальные скончались. Все это было рассказано им в простоте и смирении, что само по себе служит поразительным примером благодатного твердого отнесения всего лучшего к славе Господней. А о своей болезни и приступах почечных колик, муки при которых иногда называются «адскими», он говорил вскользь.
На вопрос, зачем человеку просить о чем-то Бога, если Он знает все наши нужды, отец Иоанн, ссылаясь на святых отцов, отвечает, «что не Бог нуждается в молитве, а мы. Оставь мы молитву – и будем как гробы повапленные». При многозаботности или в случаях внешних отвлечений, когда трудно сосредоточиться на словах молитвы, он советовал посидеть, отдохнуть, не унывать, не горячиться и тогда только приступить к молитве. А Иисусову молитву советовал как изложенное вкратце Евангелие.
О стародавней дружбе отца Николая Гурьянова и отца Иоанна известно давно и многим. Отец Иоанн своих духовных чад при важных обстоятельствах в их жизни, а некоторых – и регулярно, направлял к отцу Николаю, а тот говаривал так: «Что вы ко мне ездите, у вас там есть отец Иоанн, он мне как младший брат».
Между духовниками существовала непосредственная связь. Евангельская простота, свобода духа, соединенная с жизненной мудростью, любовь к поэзии были общими для духовных наставников. При последней встрече в земной жизни, когда отец Иоанн приезжал по просьбе отца Николая причащать его, старец Николай снял с себя скуфеечку и надел на отца Иоанна, а в руки ему отдал свои четки.
«Ему придверник отворяет…» (Ин. 10: 3)
Сильное по своей выразительности, заключенное в противопоставление слово Господа о пастыре добром предваряется короткой притчей о пастухе и овцах (см.: Ин. 10: 1–7).
В этой притче сразу и резко противопоставлены пастырь и вор или разбойник. А главным символом выступает дверь. Она-то и пролегает между пастырем добрым и лукавым вором. Она символизирует собой переход, которым испытывается истинность притязаний. Если человек входит во двор овчий дверью, значит он пастырь, которого овцы слушают и идут за ним, куда бы он ни пошел. Важно, что не только овцы послушны ему, но и придверник отворяет перед пастырем.
«Аз есмь дверь» (Ин. 10: 9), – сказал Господь. Господь как Сын Божий и Сын Человеческий в полной мере открылся в Священном Писании и Священном Предании, поэтому входящий через церковные двери входит через Самого Господа, так как Церковь содержит в своей полноте и то, и другое. Через церковное самосознание, через усвоение ее соборного разума входит в Церковь и пастырь, и только так он может стать истинным поводырем Христова стада.
В толковании блаженного Феофилакта на это евангельское чтение сказано, что привратник – это Дух Святой. Таким образом, если дверь есть Сам Христос, а привратник – Дух Святой, то мы видим в таинстве священства домостроительство Божие: неложное вхождение человека во двор овчий и исхождение его на пастырское служение.
Думается, что все те, кто встречался на жизненном поприще отца Иоанна и духовно воздействовал на него, тоже были придверниками по благодати: вся плеяда духоносных старцев, отцов и матерей выпестовала из него сосуд избранный.
Жизненный путь отца Иоанна свидетельствует о несомненном призвании Божием, благодаря которому сотни и тысячи людей вдохновляются примером истинного доброго пастыря, одно лицо которого привлекает светом Христовым тех, кто способен открыть для него свое сердце. В мрачные для духовной жизни годы гонений и застоя такие пастыри, как отец Иоанн Миронов, были хранителями истинного церковного духа, предания отцов, Христова духа кротости, любви и милосердия к падшему человеку, хранителями связи времен и поколений.