Кто такой в театре капельдинер
Значение слова «капельдинер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАПЕЛЬДИ’НЕР, а, м. [нем. Kapelldiener] (устар.). Служитель при театре, проверяющий входные билеты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
капельди́нер
1. театр. работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале ◆ Дверь открылась, и капельдинер втащил толстую пачку только что напечатанных дополнительных афиш. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пронос (существительное):
Кто такие капельдинеры и чем они занимаются
Евгения Попова
Капельдинер в театре — это человек, который без труда поможет найти место в зрительном зале, назубок знает содержание любого спектакля. Свои силы в этой профессии попробовала корреспондент «ВМ».
Одежда и обувь исключительно черного цвета, на шее — яркая оранжевая бабочка. На лице — приветливая улыбка. Так выглядит капельдинер в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Именно он не только встречает гостей на входе, но и раздает программки представления, рассаживает зрителей «согласно купленным билетам». Но, как оказалось, за сухим определением должности «рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале» кроется множество нюансов.
— Смена капельдинера начинается за сорок пять минут до спектакля и заканчивается, пока театр не покинут последние посетители, — вводит меня в курс дела Динара Авзалетдинова, одновременно крепя бейджик и «бабочку».
В этот раз на месте четырнадцать капельдинеров. Среди них почти всегда только девушки. Если выходит молодой человек, как правило, его ставят «на гардероб» принимать одежду (ведь зимой она достаточно тяжелая), выдавать номерки и бинокли. Кстати, вы заметили, что после спектакля гардероб работает гораздо быстрее, чем до? Это потому, что к делу привлекаются все капельдинеры.
— Наша работа достаточно сложная, как и любая, связанная с людьми, — рассуждает Полина Гладкая. — На возмущения и каверзные вопросы гостей мы отвечаем спокойно и благожелательно. К тому же почти весь спектакль проводим на ногах: зрители могут опоздать или выйти во время представления и потом не найти свое место.
Хотя я и новичок, мне доверили продавать программки и специализированный журнал. При себе обязательно надо иметь купюры разного номинала для сдачи.
Приступаю к работе: протягиваю журнал заинтересованному гостю. И тут же звучит неожиданный вопрос.
— Как давно в вашем театре лакировали паркет? Выглядит как новый, — протирая очки, разглядывает пол дама средних лет.
— Не знаю, — бормочу я в ответ, не теряя при этом дежурной улыбки.
— Хм… А почему поменяли порядок фото актеров на стене? Вроде они не так висели? — продолжает посетительница.
— Насколько я знаю, давно не меняли, — парирую я. — Хотите, расскажу про сегодняшний спектакль «Обещание на рассвете»? В нем играют.
— Не нужно, я смотрю его не в первый раз, — отвечает дама и, пролистав журнал, возвращает его мне.
— Зрители часто спрашивают, какое здание театра было изначально — каменное или деревянное, что было здесь 50 или 100 лет назад, и даже просят перечислить фамилии художественных руководителей за весь период его работы. Ну и главное, что их интересует: какое отношение театр имеет к Пушкину, — продолжает свой рассказ Полина.
Дальше я отправляюсь на пост у дверей возле бенуара — ложи на уровне сцены. С другой стороны партера дежурит Ирина Кукушкина.
— Наша главная задача — сориентировать зрителей, — говорит она. — Многие путаются в терминах, не знают, что такое партер, бенуар, балкон и бельэтаж. Бывает и так, что некоторые просятся с балкона в партер, если видят, что он полупустой. В этом мы им отказываем. Да и в нашем зале такого почти не бывает: в театре более 800 зрительных мест, и редко когда занято меньше 650.
— А какая проблема у капельдинеров считается самой большой? — интересуюсь я.
— Пожалуй, если на одно место продано два билета. Такая накладка иногда случается, если один из билетов — пригласительный.
В этой ситуации разбирается уже администратор.
После третьего звонка сталкиваемся с первой проблемой. Зрители расселись, а тут подбегают юноша и девушка, протягивают билеты с местами в центре зала.
— Пока я посажу вас с краю. Иначе вы потревожите остальных гостей, — объясняет им Ирина.
— Но там будет плохо видно, — возражает девушка.
— В антракте пересядете на свои места, ничего страшного, — отвечает моя коллега.
Молодые люди исчезают в темноте, а мы остаемся «на карауле». Капельдинерам, которые во время спектакля находятся в зале, удается посмотреть происходящее на сцене. Но и работы у них больше: так, приходится останавливать любителей снимать постановки на мобильный телефон. Для этого мои коллеги пользуются рацией, передавая друг другу информацию. А блокируют гаджеты при помощи лазерной указки: светят ею на экран или руку «нарушителя».
— А если человек просто переписывается, он тоже мешает соседям? — спрашиваю я.
— Это не запрещено, ведь ситуации бывают разные. В этом случае мы просто просим приглушить яркость монитора, — комментирует Ирина. — Как правило, никто не возражает и соглашается.
В этот вечер спектакль шел всего час пятьдесят минут и без антракта. В начале десятого, разгрузив гардеробы и переодевшись, мы отправились домой. И это мы еще рано управились. Пожалуй, единственный минус работы капельдинера — смена заканчивается довольно поздно.
ТЕРМИНЫ
Партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики в пространстве от сцены или оркестра до противоположной стены или амфитеатра.
Амфитеатр — места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа — обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение, предназначенное для нескольких посетителей. Ложи, как правило, находятся по сторонам и сзади партера или примыкают к оркестровой яме (такие называются «бенуар»).
Бельэтаж — места, расположенные преимущественно полукругом сзади и выше партера и амфитеатра.
Балконы устроены выше партера, в различных ярусах зрительного зала.
Чем занимается капельдинер
Кто такой капельдинер
Капельдинер – это немецкое слово (так и пишется, kapeldiner), в переводе оно означает «служащий капеллы». Капельдинеры работали в театрах и кинозалах. Они занимались проверкой билетов, помогали зрителям найти свои места, чистили сиденья, натягивали на них чехлы, а также нередко проводили уборку зала.
Капельдинер не просто выполнял свою работу, он был, если можно так сказать, душой зала. Он всегда был в курсе программы, мог ответить на вопросы об актерах и артистах, рассказать что-то про постановки и кинофильмы или помочь зрителям решить их вопросы.
Капельдинер в театре
В прошлом именно капельдинеры отвечали за уход за музыкальными инструментами театра. Поэтому целый ряд усовершенствований конструкций музыкальных инструментов был создан именно капельдинерами.
В дореволюционной России капельдинеры в театрах занимались тем, что проверяли билеты посетителей, провожали их до нужных мест, а также смотрели за соблюдением порядка в зале.
Само присутствие капельдинера создавало особую атмосферу. Постоянные посетители знали капельдинеров в лицо и здоровались с ними, как с добрыми знакомыми.
В современном мире функция капельдинера пока еще сохранилась в некоторых театрах, но на этой должности появились новые заботы: как например, следить за тем, чтобы зрители не использовали во время представления мобильные телефоны.
Капельдинер в кино
Позднее капельдинерами стали так же называть и работников кинозалов, которые выполняли примерно те же функции, что и в театре. Киноиндустрия на заре своего появления позиционировалась как роскошное развлечение, поэтому наличие капельдинера в зале было очень важным.
В старых крупных кинотеатрах США на каждый кинозал имелся один или несколько своих капельдинеров.
В кинотеатрах США капельдинеры когда-то также отвечали за разделение зрителей на «белую» и «цветную» секции, не допуская их смешивания. А в 50-е годы во времена популярности фильмов ужасов капельдинеры порой должны были наряжаться в костюмы чудовищ и развлекать детей.
Расцвет эпохи капельдинеров в кинотеатрах пришелся на 1920-е годы, особенно сильна была эта традиция в США. Но экономический кризис 1930-х годов привел к тому, что капельдинеров стали массово сокращать, их оставалось все меньше, и сегодня в кинотеатрах фактически нет капельдинеров. Вместо них есть билетеры-контролеры, которые лишь проверяют наличие билетов у зрителей.
Необычные театральные профессии. Капельдинер
Как говорил Константин Станиславский: «Театр начинается с вешалки!», но для многих он начинается с капельдинера. Многие называют их по-простому билетёрами, однако в обязанности этих людей входит не только проверка билетов на входе. Они выступают в роли доброй хозяйки всего дома.
Из истории. Слово капельдинер — немецкое и изначально обозначало помощника руководителя оркестра. Он занимался хозяйственными и техническими делами: свечами, нотами, настройкой инструментов. Также человек на этой должности следил за общим порядком в капелле. Так, капельдинером в оркестре венской семинарии был Франц Шуберт.
Позднее капельдинеры стали работать не только в капеллах и при оркестрах. Например, в США в 1920-е годы в кинотеатрах трудились от двадцати до сорока людей этой профессии. Они они вели учёт заполняемости залов, направляли зрителей к их местам, помогали детям и пожилым. А еще наличие капельдинеров показывало статус кинотеатра. Чем больше — тем роскошнее.
В современных театрах капельдинеры встречают зрителя, проверяют билеты, помогают сориентироваться в зале. Но не только это входит в обязанности. Перед каждым спектаклем они готовят зал, а когда представление начинается, то почти всё действие проводят на ногах, ведь зрители часто выходят в фойе, опаздывают, вновь не могут найти своё место. Капельдинеры же ориентируются в своём театре, как в родном доме. Кроме того, они знают весь репертуар, труппу, историю и всегда готовы ответить на любой вопрос, касающийся театра.
Отрывок из произведения Льва Толстого «Война и мир»:
Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер.
Интересно, что в царские времена в России были введены основные правила касательно работы капельдинеров. Так, в партере и бельэтаже работали мужчины, а выше первого яруса — девушки. В некоторых театрах такое распределение сохраняется до сих пор.
Отдельное внимание уделяется форме. Капельдинеры должны выглядеть строго и в меру изысканно. Например, в Александринском театре люди этой профессии носят чёрные смокинги, а в Михайловском костюмы серого цвета с вензелями театра.
Рабочий день у капельдинера заканчивается поздно. Когда зал опустеет, опустеют все вешалки, пройдёт осмотр помещений, они неторопливо начинают собираться домой. А завтра — завтра новый спектакль и новый день со зрителями.
«Сравниваю себя с батюшкой в храме»
От слова «капельдинер», если произносить его, смакуя — как и любое старинное и практически вышедшее из обращения слово, — пахнет уютом, шампанским из театрального буфета, нагретыми от света софитов кулисами и дорогими духами зрителей. Есть ли они нынче эти самые капельдинеры или же канули в Лету? Есть! Потому что любой театр начинается не с вешалки, а именно с них — мужчин и женщин, молодых и в возрасте, следящих за порядком, проверяющих билеты, рассаживающих по местам, решающих проблемы, отвечающих на вопросы и делающих еще множество важных дел.
Как они попадают в эту профессию? С какими проблема сталкиваются? Как усмиряют театральных скандалистов и выпивох? И что думают о нынешних зрителях? Об этом МОСЛЕНТА поговорила с капельдинерами нескольких столичных театров.
О себе
Елена Зайцева, 54 года
МХТ имени А.П. Чехова
В молодости я работала на заводе «Рубин», потом очень долго сидела с ребенком, а в театр попала 15 лет назад, причем совершенно случайно. Моя соседка, работавшая в МХТ, рассказала как-то, что, мол, освободилось место контролера-билетера и если я хочу, то могу его занять. Вышло забавно: я планировала поработать там полгодика, потому что никогда не была театралкой, за всю жизнь видела спектакля четыре, а оно вон как все сложилось.
Колмакова Полина, 21 год
Центр имени Вс. Мейерхольда
Театр сейчас занимает довольно много времени в моей жизни, хотя еще несколько лет я себе такого и предположить не могла: на эту работу я попала в первую очередь потому, что просто не хотела быть ни официантом, ни продавцом в магазине. А тут девушка моего близкого друга предложила выйти в ЦИМ на замену. Я вышла один раз, второй, ну, и, как говорится, пошло-поехало.
Ирина Гульнева, 56 лет
Российский академический молодежный театр (РАМТ)
С РАМТом у меня давний роман: в качестве зрителя я ходила в него много-много лет, а на работу сюда вышла несколько сезонов назад. Почему? Просто решила что-то поменять в своей жизни. Было скучно. Подросшему внуку требовалось больше моего внимания, а работа капельдинера оставляла мне свободным весь день. Да, и, скажу честно, эта должность еще и помогла мне смотреть спектакли, экономя уйму денег.
Занять эту должность нелегко. Но в РАМТе меня знали как человека, ходящего на все спектакли и после пишущего рецензии в социальных сетях. Поэтому взяли, даже несмотря на мой не совсем подходящий для молодежного театра возраст. Правда — сначала гардеробщицей.
Аброр Исамухамедов, 21 год
Несмотря на свой возраст, я работаю уже около пяти лет. То есть с 16. Как так вышло? У меня была близкая подруга, в то время уже служившая в Театре Наций. Она мне и сказала, мол, давай ты тоже будешь работать, а заодно станем вместе ездить домой. С тех пор я ее и провожаю домой постоянно, потому как мы поженились.
Планирую ли я работать капельдинером всю жизнь? Не уверен. Дело не в зарплате — я получаю вполне нормальные для моего возраста деньги. Мне нравится то, чем я занимаюсь, но ведь я еще и учусь, причем в Авиационном институте, хочу стать специалистом по антеннам и антенно-фидерным устройствам.
Елена Антонюк, 76 лет
Центральный театр кукол имени С.В. Образцова
Вообще-то я мастер художественно-реставрационных работ. Но кому это было нужно во время перестройки?! Так что слегка побездельничала, а после отправилась в театр, о чем ни разу не пожалела. Близкие? Близкие отнеслись нормально. А что им? Муж у меня к тому времени умер, сын женился.