Кто такой внешний участник
Значение слова «участник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УЧА’СТНИК [сн], а, м. Человек, принимавший или принимающий участие в чем-н., в какой-н. работе, деле. У. спектакля. У. похода. У. состязания.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
уча́стник
1. тот, кто участвует в чём-либо, то есть занимается чем-либо совместно с другими ◆ По сути «поле» здесь― такой же, если не более важный, субъект, участник игры, как и политические команды. Иван Макушок, «Подставные», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. жарг. викип. человек, редактирующий тот или иной википроект
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: возносить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пользователи бухгалтерской отчетности
Пользователи бухгалтерской отчетности – это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).
При этом, учитывая открытость бухгалтерской отчетности, ее пользователем может стать любое юридическое или физическое лицо (п. 42 ПБУ 4/99).
Отметим, что организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Каким пользователям представление бухгалтерской отчетности обязательно к исполнению
Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:
собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами;
органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия;
территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность);
государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом;
другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.
Для каких пользователей представляет интерес бухгалтерская отчетность организации
Интерес, проявляемый к бухгалтерской отчетности организации, бывает различного рода.
В первую очередь, потенциальных и реальных инвесторов, собственников бизнеса, которые заинтересованы в непрерывном и прибыльном функционировании компании; поставщиков и покупателей, которые ожидают своевременного и полного выполнения обязательств по хозяйственным договорам. Относят к пользователям и аудиторские компании, банки, различного рода объединения (в т.ч. профессиональные), государство, к примеру, в лице налоговых органов, и т.д. Руководство организации для верных решений ежедневно пользуется информацией о хозяйственной деятельности предприятия.
К пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести и работников организации, которые должны быть уверены, что организация как работодатель будет способна оплачивать их труд. Так, работникам организации интересна информация, которая позволяет им оценить способность предприятия выплачивать заработную плату своевременно и в полном объеме, предоставлять социальные льготы.
Собственники предприятия путем анализа бухгалтерской отчетности оценивают финансовые перспективы предприятия в будущем и возможность дальнейшего получения доходов. Инвесторы, предоставляющие собственный капитал, хотят получить представление о размере причитающихся дивидендов, о возможных рисках, которые связаны с инвестиционными вложениями. Кредиторам и заимодавцам необходима достоверная информация, которая позволяет им оценить возможность предприятия вовремя погасить долг по кредиту или займу и выплатить причитающиеся проценты по кредитам и займам в полном объеме.
Контрагенты организации (покупатели и поставщики) заинтересованы в налаживании деловых связей. Поставщиков интересует своевременная и полная оплата за поставку своей продукции, оказание услуг или выполнение работ. Покупателей интересует информация о возможностях компании выполнять свои договорные обязательства.
Налоговым и финансовым органам необходима информация для проверки правильного исчисления налоговой базы и для контроля за своевременным перечислением в бюджет налогов и сборов.
Правительственным органам также нужна достоверная информация для того, чтобы регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, формировать политику в налоговой сфере.
Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской отчетности
Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности.
При этом собственники предприятия, администрация в лице руководителей компании и работники организации обычно именуются внутренними пользователями бухгалтерской отчетности, а все остальные пользователи относятся к внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
К внешним пользователям бухгалтерской отчетности относятся, например, инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д.
Внешние пользователи бухгалтерской отчетности осуществляют свою деятельность вне организации, и их можно разбить на такие группы:
пользователи, имеющие прямой финансовый интерес;
пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес;
пользователи, не имеющие финансового интереса.
Пользователи с прямым финансовым интересом
К пользователям, имеющих прямой финансовый интерес, можно отнести участников (собственников) предприятия, настоящих и потенциальных инвесторов и кредиторов (в том числе поставщиков), а также банки, выдающие кредит предприятиям, которые на основе информации из бухгалтерской отчетности разрабатывают возможные варианты предоставления кредитов, просчитывают вероятность и сроки погашения выданных кредитов.
Прямой финансовый интерес заключается в анализе пользователями бухгалтерской отчетности результатами деятельности предприятия. Предметом анализа является анализ финансового положения компании, результатов ее деятельности, ликвидности бухгалтерского баланса.
Пользователи с косвенным финансовым интересом
К пользователям с косвенным финансовым интересом можно отнести налоговые и финансовые органы, обслуживающие организацию банки, страховые и лизинговые компании, профсоюзы и т.д. В эту группу пользователей бухгалтерской отчетности также можно включить заказчиков, которые интересуются информацией о перспективах дальнейшего существования организации. Косвенный интерес заключается в заинтересованности в успешном функционировании организации в настоящем и будущем.
Пользователи без финансового интереса
К пользователям без финансового интереса можно отнести органы статистики, арбитражные суды, аудиторские компании, биржи. Пользователи этой группы проявляют интерес к бухгалтерской отчетности для:
проверки соответствия совершаемых операций действующему законодательству (арбитражные суды, аудиторские компании);
получения необходимой статистической информации для пополнения данных на макроуровне путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики).
Требования к бухгалтерской отчетности
Учитывая множественность пользователей и их интересов одно из главных требований при составлении бухгалтерской отчетности – это ее нейтральность.
При этом все пользователи бухгалтерской отчетности заинтересованы в полной и достоверной бухгалтерской отчетности, сформированной с учетом этих требований. Ведь отчетность должна давать пользователям возможность реально оценивать финансовое положение организации, ее финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении а, следовательно, и принимать на основе такой бухгалтерской отчетности обоснованные решения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Внешний управляющий
В ходе процедуры банкротства кредиторы могут принять решение об открытии в отношении должника внешнего управления. Процедура проводится в целях проведения мероприятий по выходу из кризиса и восстановления платежеспособности компании. На этом этапе банкротства руководитель должника отстраняется. Организацией внешнего управления занимается внешний управляющий. Разберем, кто такой внешний управляющий и как назначается, какими правами обладает и какие должен выполнять обязанности. Также рассмотрим, какую работу выполняет внешний управляющий, какое вознаграждение ему выплачивается, чем внешний управляющий отличается от конкурсного управляющего.
В статье расскажем:
Кто такой внешний управляющий?
Внешний управляющий – это арбитражный управляющий, назначенный для проведения внешнего управления в целях проведения реабилитационных мероприятий и восстановления платежеспособности организации.
Кандидат на должность внешнего управляющего должен соответствовать следующим критериям:
Важно! На должность внешнего управляющего не может быть назначено лицо, имеющее судимость, или привлеченное к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации.
Как назначается внешний управляющий?
Внешний управляющий назначается одновременно с открытием в отношении должника процедуры внешнего управления:
С даты введения внешнего управления управляющий приступает к исполнению своих обязанностей и выполняет их до момента прекращения дела о банкротстве или перехода на этап конкурсного производства. Обычно внешнее управление длится не более 18 месяцев.
Какими полномочиями обладает внешний управляющий в процедуре внешнего управления?
В процессе проведения внешнего управления управляющий вправе:
После вступления в должность внешний управляющий увольняет руководителя организации. Допускается оформить перевод на другую должность, не связанную с управлением организацией.
Какие обязанности должен выполнять внешний управляющий при банкротстве?
В соответствии со статьей 99 Закона о банкротстве на внешнего управляющего возлагаются следующие обязанности:
Управляющий обязан докладывать кредиторам о ходе внешнего управления и достигнутых результатах.
Какую работу проводит внешний управляющий в процедуре внешнего управления?
Через месяц после своего утверждения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления. Документ передается на рассмотрение собранию кредиторов.
В плане должны быть предусмотрены мероприятия по выходу компании из кризиса, восстановлению бизнеса и сроки их проведения. Управляющий должен обосновать возможность восстановить платежеспособность компании. Обязательно делается расчет планируемых расходов по реализации плана внешнего управления.
Собрание кредиторов утверждает план, после чего он передается на рассмотрение арбитражного суда. Затем управляющий приступает к его реализации. В процессе исполнения плана могут быть проведены следующие мероприятия:
По результатам своей работы управляющий составляет отчет, в котором должны быть отражены сведения о балансе должника, движении денежных средств, прибылях и убытках, погашенных и оставшихся долгах, оспоренных сделках.
Нужно помнить! К отчету внешнего управляющего приобщаются сведения об оставшихся долгах перед кредиторами. Если восстановить платежеспособность фирмы не получилось, управляющий рекомендует перейти к этапу конкурсного производства.
Порядок оплаты работы внешнего управляющего
Работа внешнего управляющего оплачивается за счет средств организации. Сумма вознаграждения утверждается судом и составляет 45 000 руб. в месяц.
Если управляющему необходимо проделать сложную работу, ему выплачивается дополнительное вознаграждение. Суммы выплаты рассчитывается в соответствии с пунктом 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве в процентном соотношении к погашенным требованиям кредиторов и стоимости активов должника. Проценты выплачиваются после завершения внешнего управления.
Чем внешний управляющий отличается от конкурсного управляющего?
Как при утверждении внешнего управляющего, так и при назначении конкурсного управляющего руководителя должника отстраняют от должности. Все полномочия по управлению фирмы переходят к новому лицу, которое должно рассчитаться с кредиторами.
Вместе с тем между внешним и конкурсным управляющим имеются отличия.
Внешний управляющий | Конкурсный управляющий |
---|---|
Назначается в процедуре внешнего управления | Назначается в процедуре конкурсного производства |
Проводит работу по восстановлению платежеспособности компании | Проводит работу по реализации имущества должника и выплате денежных средств кредиторам. |
Организация-должник не имеет признаков банкротства, бизнес может быть восстановлен | Организация-должник является банкротом и не может быть восстановлен |
Заключение эксперта
В процессе внешнего управления кредиторам и должнику необходимо проследить за исполнением плана, разработанного внешним управляющим. Поэтому важно привлечь в качестве помощника квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов и должника по всем вопросам, связанным с работой внешнего управляющего при банкротстве. Оставьте заявку и получите консультацию.
Внутренние и внешние участники деятельности предприятия
Основные внутренние участники деятельности фирмы: предприниматель, инвесторы, менеджер, наемный труд (наемные работники). Внешние участники деятельности, их краткая характеристика: поставщики и потребители, прочие участники (население, объединения и пр.).
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.04.2015 |
Размер файла | 29,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Внутренние участники деятельности фирмы
2. Внешние участники деятельности предприятия
Список используемой литературы
Исторические факты свидетельствуют, что при создании организаций всегда шел отбор среди потенциальных их участников путем ограничений права на членство в организациях, связанных с общественным статусом. Примерами могут служить имущественный ценз, уровень образования и мастерства. Смысл этих ограничений заключался в том, чтобы обеспечить ответственное участие их членов в принятии решений от имени организаций в соответствии с исполняемыми ими функциями в ней.
предприниматель инвестор поставщик потребитель
1. Внутренние участники деятельности фирмы
Общество и органы, представляющие его интересы, обязаны регулировать и контролировать доступ к участию в деятельности организации, чтобы избежать появления дегенеративных и деструктивных процессов в ее структуре. Прежде всего это касается внутренних участников.
В популярной экономической литературе предпринимателя часто представляли в качестве гениального одиночки, преодолевающего сопротивление общества, безжалостного к конкурентам и наемным работникам. Это неверно. Такой человек, возможно, мог бы стать изобретателем, художником, артистом, авантюристом и флибустьером, т.е. там, где успех есть результат чисто индивидуальных усилий. Но там, где возможно лишь добровольное участие либо лиц одного сословия, либо, что уже ближе к современности, граждан, обладающих более или менее равными правами, вовлечение в совместную деятельность может опираться лишь на благоприятные ожидания этих лиц на участие в выгодах предприятия. Отметим, что в средневековом английском языке добровольная совместная деятельность типа предприятия обозначалась словом «adventure», которое в современном языке означает «приключение, авантюру»,и, соответственно, «предприниматель» (фр. enterpreneur) именовался «adventurist», что позднее стало означать «искатель приключений, авантюрист». Предприятие и деятельность, с ним связанная, воспринимались как проявления новизны и риска, привлекательность которых оправдывалась ожидаемыми выгодами, превышающими все, что можно было получить в традиционных и привычных видах деятельности, в том числе и в коллективных. Важно и то, что выгоды носили коммерческий характер. Они полагались их получателям не по праву феодала на услуги и приношения от зависимых лиц, а как результат выгодной торговой операции, в которой они участвовали либо непосредственно как участники заморской экспедиции, либо косвенно как лица, внесшие индивидуальный имущественный вклад, составивший материальную основу предприятия, и пропорционально внесенному вкладу.
Следует подчеркнуть, что неотъемлемым качеством предпринимателя должна быть способность возбуждать у участников уверенные ожидания сверхординарных выгод, толкающие их на принятие риска возможных имущественных потерь. Эта способность во многом сродни склонности к харизматическому лидерству, заставляющему людей увлечься, поверить, присоединиться и пойти за предпринимателем.
Конечно, одной лидерской харизмы недостаточно. Предприниматель должен обладать действительно предпринимательской идеей, т.е. обоснованным инновационным проектом. Обоснованным в том смысле, что в обществе или экономике имеются материальные, технологические и человеческие ресурсы для его реализации. И инновационным в том смысле, что проект претендует на более эффективное по количеству, качеству и разнообразию производимого богатства использование этих ресурсов.
Предприниматель может быть одновременно и владельцем капитала, который он превращает в активы или имущество предприятия, создаваемого для реализации своей предпринимательской идеи. Однако гораздо чаще ему приходится обращаться либо к долговому финансированию, либо приглашать к участию в предприятии компаньонов, делая их совладельцами и претендентами на свою долю в результатах деятельности предприятия пропорционально их доле в его капитале. Ясно, что чем масштабнее предпринимательский проект, тем больше его реализация зависит от способности предпринимателя убедить кредиторов и привлечь компаньонов. Причем целями предлагаемого предприятия не обязательно должны быть только коммерческие выгоды. Наиболее выдающиеся примеры реализованных предпринимательских проектов оправдываются, как правило, не экономическими результатами, а общечеловеческими достижениями, ростом политического могущества, прорывом к новым перспективам.
Во всех этих случаях речь идет о контрактных соглашениях либо между партнерами, либо между предпринимателем и владельцами материальных и финансовых ресурсов, либо между предприятием, которое может существовать еще только юридически, но не физически, и владельцами ресурсов. Все эти лица являются инвесторами, поскольку вкладывают свои средства в возможности получения отдаленных финансовых результатов, однако собственно вкладчиками в предприятие можно считать только партнеров (компаньонов) и первичных акционеров. Первичными являются акционеры, купившие акции непосредственно у предприятия и тем самым внесшие свою долю в его фонд капитала. Лица, купившие акции на фондовой бирже, которая выступает вторичным рынком капитала, уже не участвуют в формировании активов предприятия. Они вкладывают деньги не в предприятие, а в его процентные бумаги, и в этом смысле они сближаются с держателями облигаций, отличаясь от последних тем, что имеют право голоса на общих собраниях акционеров.
Развитие индустриальной цивилизации связано в первую очередь с усложнением организационных форм экономической деятельности. Именно способность находить и создавать более сложные и гибкие формы организации совместной профессионально трудовой деятельности людей сделала возможным массовое применение машин и научно обоснованной технологии.
Машинное производство основано на системном синтезе работы машин с человеческим трудом. На первый взгляд может показаться, что здесь нет особых проблем: просто машины призваны облегчать труд человека и делать его более производительным. Но на самом деле работа машин имеет очень мало общего с трудом человека. Она обладает своей объективной логикой, в которую не вписывается динамика человеческого труда, вытекающая из физиологических, психологических, социальных и культурных качеств людей. Это противоречие хорошо выражено в старой английской поговорке: «Нельзя нанять только рабочие руки, с ними всегда приходит весь человек».
В течение долгого времени в производстве преобладал физический труд. Задача менеджера состояла в приспособлении движений человека к ритму работы машины. На первом плане было управление людьми в качестве носителей рабочей силы.
Соответственно в методах управления преобладали элементы принуждения, подчинявшие работника логике работы машины. Машины работают лучше всего, когда они выполняют только одну задачу и если они выполняют ее в бесконечных повторениях. Сложные задачи лучше всего решаются шаг за шагом через ряд простых задач, в которых работа передается от машины к машине. Машина работает лучше всего, когда используется с постоянной скоростью, с заданным ритмом и с минимумом перемен в работе.
Человек создан совершенно по-иному. Он плохо подходит для выполнения только одной задачи или операции. Он не адекватен машине. Особенно плохо он приспособлен для работы с неизменной скоростью и в заданном ритме. Поэтому его необходимо было заставить подчиняться машине. Управление видело свою задачу в том, чтобы преодолевать присущие человеку природные, социальные и культурные ограничения и превращать его в придаток машины. Отчужденному характеру работы должен был соответствовать и отчужденный характер труда. Именно в этом состояло главное содержание эксплуатации труда, а вовсе не в присвоении капиталистом так называемой прибавочной стоимости.
Отчужденный характер труда приводил к тому, что такие производственные вопросы, как «Что делать?», «Как делать?», «Кому делать?» ставились перед работником в принудительно-приказной форме, заранее предполагающей сопротивление с его стороны, которое необходимо преодолеть, чтобы обеспечить полную загрузку машин. Отсюда жесткий характер организационных структур управления, преобладавший до сравнительно недавнего времени.
Работа и труд находятся в процессе непрерывных изменений. Эти изменения составляют содержание развития производства, хотя многие считают, что все дело в техническом прогрессе, при этом мало задумываясь над его смыслом. Менеджеру надо все время думать над новым решением все той же задачи соединения работы и работника и, следовательно, над обновлением методов управления.
В последние десятилетия в развитых странах все большую часть рабочей силы составляют работники умственного труда, и это одна из главных причин перемен в понимании задач и методов управления, характерных для наступающей постиндустриальной эры.
Управление умственной работой и умственным трудом требует большей работы воображения, творческой смелости и более высокого качества руководства, чем управление работниками физического труда.
Современное управление в фирмах имеет еще один важный аспект. Управляющему, менеджеру всегда приходится выполнять административные функции. Он обязан управлять и улучшать работу имеющихся производственных мощностей. Одновременно он должен быть предпринимателем и переключать ресурсы из областей с низкими результатами в области высокой отдачи.
Административная работа менеджера состоит в оптимизации отдачи от задействованных ресурсов. Именно это выражается термином «внутренняя эффективность». Он означает необходимость делать лучше то, что уже делается, и нацелен на затраты.
Цель новых производственных отношений, с их точки зрения, состоит в том, чтобы покончить с антагонистическими отношениями, которые возникли между управлением и трудом, и которые стали составлять угрозу для выживания целых отраслей.
Сегодня принята более прогрессивная философия труда. В ней подчеркивается, что большинство людей хотят работать производительно и при соответствующих стимулах и климате доверия между трудом и управлением и связывают свою жизнь со своими рабочими местами. Это предполагает участие рабочих в управлении. Многие компании в развитых странах в сотрудничестве с прежде враждебными профсоюзами создали новые механизмы вовлечения рабочих в управление. Это и самоуправляемые рабочие команды, и совместные комитеты рабочих и управляющих, проблемно-ориентированные группы (группы качества) и т. п.
Опыт передовых западных фирм указывает на то, что в вознаграждении, которое получают такие работники, становится все более заметной доля предпринимательской прибыли, и это не случайно, поскольку на своих рабочих местах они по существу решают предпринимательские и менеджерские задачи.
2. Внешние участники деятельности предприятия
2.1 Поставщики и потребители
Различия между физическим лицом и фирмой получили свое отражение в законах, касающихся практики ценообразования. Речь идет не о законах, выводимых из экономической теории, а о законодательных актах и нормах обычного права.
Однако в случае появления случайных, т.е. нерегулярных покупателей, делающих разовые закупки, фирмы могут предоставить скидку с цены товара. Правда, она должна быть готова к тому, что может стать ответчиком в суде за нарушение либо законов о справедливой торговле, либо законов о рекламе, либо правил отраслевой конкуренции. И в случае, если удастся доказать неслучайный характер продажи, фирму ожидает очень значительный штраф.
Не меньшее влияние на отношения поставщиков и потребителей, на технологическую структуру фирм, оказывает развитие информационных технологий.
Деятельность, необходимую для производства продукта или услуги, можно организовать тремя способами. Во-первых, деятельность может быть инкорпорирована в рамках одной вертикально интегрированной фирмы. Во-вторых, один или несколько видов деятельности, важных для ее существования, могут осуществляться вне фирмы. В-третьих, может возникать «фактическая корпорация», когда фирма обеспечивает координацию, контроль и управление ресурсами и заключает внешние контракты на все или почти все виды деятельности, связанные с исполнением ее миссии в обществе.
Традиционно управляющие получают извне результаты только тех видов деятельности, которые связаны с относительно небольшим риском для фирмы, поскольку издержки координации и управления высокорискованной деятельностью слишком высоки. Однако в 80-90-е годы все больше фирм обращаются к внешним источникам своей деятельности, что позволяет им снизить сложность процессов, быстрее реагировать на изменения в среде и сосредоточиться на том, в чем они компетентны.
Использование информационных технологий для контроля и координации производственной деятельности через границы организации стало главным фактором в переходе от вертикальной интеграции к внешним контрактам в качестве доминирующей модели организации 90-х годов. Вместо того чтобы использовать внешние источники с низким риском, все большее число фирм использует информационные технологии для координации и контроля видов деятельности, традиционно относимых к высокорискованным.
Межорганизационные информационные системы помогают компаниям переписать правила, которые лежат в основе управления
С другой стороны, хорошие отношения фирмы с населением и общественными группами в местах ее деятельности являются сильным средством укрепления ее статуса ответственного поставщика или покупателя, что укрепляет ее позиции в отраслевой конкуренции.
Корпоративные истоки частнопредпринимательской деятельности предопределили важную роль, которую играют отраслевые, межотраслевые объединения промышленников, финансистов и коммерсантов, а также профессиональные объединения, например, бухгалтеров и аудиторов, юристов, менеджеров, инженеров и т.п. и их выборные органы, выступающие в роли своеобразных профсоюзов для своих членов. Более того, есть все основания считать, что профессиональные объединения трудящихся, т.е. именно то, что мы все называем профсоюзами, создавались по образцу и подобию объединений промышленников, финансистов и профессионалов. Следовательно, в их создании играли роль не только поведенческие, но и институциональные факторы.
Профсоюзы обрели полноценное правовое существование после того, как наемные работники стали рассматриваться как де-факто самостоятельное сословие и в силу этого имеющие право на создание корпоративных объединений со статусом публичного лица. Подобные соображения важны для более глубокого проникновения в сущность таких концепций, как смешанная, социально-ориентированная рыночная и централизованно-плановая экономика. Несмотря на существенные различия, они имеют между собой больше общего, чем с рыночной экономикой. И это общее выражается в том, что они представляют собой разные варианты экономики публичных лиц, тогда как модель рыночной экономики может служить достаточно хорошим отражением свойств экономики частных лиц и довольно беспомощна в отношении реальных экономик США, Германии, Японии и других развитых в экономическом отношении стран.
Увлечение позитивными формальными свойствами рыночной модели способствовало тому, что весьма значительная роль, которую играют конфедерации и отраслевые объединения работодателей, профессионалов и профсоюзы наемных работников, изучена совершенно недостаточно и часто представляется в научных и публицистических работах в редуцированном виде, как своего рода реплики поведения экономизирующих индивидов, т.е. частных лиц. Между тем, роль конфедераций, отраслевых и профессиональных объединений работодателей и специалистов является первейшим и главенствующим фактором в определении целей, стандартов и способов осуществления экономической деятельности.
Публичный характер этих объединений выражается в том, что можно назвать этическим и нормативным суверенитетом, которым они обладают по праву обычая, утвердившегося за долгую историю внесудебного разрешения конфликтов интересов и этических установок между членами одной профессии, сословия, гильдии и т.п. Ныне авторитет профессиональных объединений юристов, менеджеров, инженеров, бухгалтеров и аудиторов, врачей и хирургов стоит столь высоко, что именно они, а не государственные организации определяют эталонные стандарты профессий и нормативы квалификационного соответствия этим стандартам, лицензируют допуск к занятию профессиями, связанными с большой социальной нагрузкой. Они же проводят квалификационные экзамены и по их результатам присуждают высшие квалификационные звания: лицензированный (присяжный) бухгалтер и аудитор, юрист и т.п.
В обществе, где основным видом трудовой деятельности является работа по найму, роль таких публичных объединений огромна. И в то же время они совершенно автономны и независимы от органов государственной власти. Обладание этическим и нормативным суверенитетом ставит их в один ряд с носителями исполнительно властного, законодательного и правоисполнительного суверенитетов. В этом качестве они уже давно превратились в действующие институты сложного общества и в субъекты публичного права.
Красноречивой иллюстрацией перемен в понимании изменений характера отношений к бизнесу, т.е. миру фирм, может служить развитие идеологии делового управления, которая по сути является экономической философией. Ее значение определяется тем, что она представляет собой этически оправданную систему взглядов на принципы рационального ведения хозяйства.
В эволюции взглядов на деловое управление можно выделить четыре этапа.
Некоторые критики менеджерского подхода к корпорации стараются свести вышеприведенные примеры к стремлению менеджмента создать основание для легитимации или узаконивания своего права на противодействие нежелательным предложениям о поглощении или слиянии, чтобы увековечить свое доминирующее положение в компании. Но если менеджмент, т.е. фактическое руководство компании, может успешно легитимизировать свои действия путем ссылок на интересы составляющих групп, то это означает, что произошел или происходит реальный сдвиг в балансе сил внутри фирмы.
Список используемой литературы
1.Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000.
2. Журнал «Экономика и жизнь».
3.Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.