Кто такой военный судья
Статус судьи военного суда в условиях мирного и военного положения: проблемы становления и перспективы развития
Веретенников Николай Николаевич, заместитель председателя Хабаровского краевого суда, кандидат юридических наук.
Статья посвящена этапам становления и развития статуса судьи военного суда как в мирное, так и военное время. Анализируя динамику развития данного института, автор приходит к выводу о необходимости изменения законодательства, регулирующего условия и порядок назначения на должность судьи военного суда.
Ключевые слова: судья, статус, независимость, самостоятельность, назначение, военное положение.
Status of the Military Judge under Conditions of Peacetime and Wartime Posture: Issues of Formation and Development Prospects
Veretennikov Nikolay N., Vice-President of the Khabarovsk Territorial Court, Candidate of Legal Sciences.
The article is devoted to the stages of formation and development of the status of judges of the military court, both in peace and wartime. Analyzing the dynamics of development of this institution, the author comes to the conclusion about the necessity of changes in the legislation regulating the conditions and procedure for appointment of judges of the military court.
Key words: judge, status, independence, autonomy, purpose, military position.
Бобровский П.О. Постоянные войска и состояние военного права в России в XVII столетии. М., 1882. С. 2.
См.: Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878. С. 143, 202.
См.: Бобровский П.О. Развитие способов и средств для образования юристов военного и морского ведомства в России. СПб., 1881. С. 10.
Гладков Н. Сравнительный очерк нашего и французского военного судопроизводства // Юридический вестник. М., 1882. Т. 10. С. 438.
См.: Военно-судебный устав (XXIV кн. Св. Воен. Постан. 1869 года) / сост. Н. Мартынов. Варшава, 1879.
В отличие от петровского периода, положение судей военных судов в части образования, гарантий независимости и самостоятельности при принятии решений по правовым спорам было усилено.
Так, кандидаты на должности постоянных судей военных судов должны были иметь военно-юридическое образование и ценз по воинской службе, а для временных судей окружных военных судов был обязателен только ценз по занимаемой воинской должности.
С целью исключения давления на судей со стороны военного командования в части привлечения к дисциплинарной ответственности, взыскание за упущения в судебной деятельности производилось на основании судебного решения, возбужденного в порядке дисциплинарного производства Главным военным судом или военным министром.
Положение офицеров. СПб., 1898. С. 4.
Но не стоит идеализировать положения Устава, поскольку совокупность отдельных его правовых норм позволяла военному командованию влиять на судей при принятии ими решения. Особенно это касалось производства дел в полковых судах, состав которых формировался из строевых офицеров решением командира полка, притом что этот процесс был подконтролен командирам дивизии или корпуса.
Советский период развития статуса судьи военного суда прошел длительную и сложную историю, но он характерен укреплением независимости и самостоятельности представителей военно-судебной власти.
Взяв самое лучшее и прогрессивное из Устава, законодатели постепенно совершенствовали правовые нормы данного института, в частности распространили обязанность высшего юридического образования для всех судей военных трибуналов, независимо от того, в какой инстанции они занимали должность судьи.
Ведомости ВС СССР. 1959. N 1. Ст. 14.
Исключив из судебного процесса временных военных судей, но придерживаясь принципа коллегиальности в рассмотрении дел, новая власть ввела институт народных заседателей, которые избирались открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи.
Законодательство о дисциплинарной ответственности судей военных трибуналов постоянно трансформировалось, но базовые принципы оставались неизменными:
В то же время партийность судейского корпуса, а также возможность возбуждения дисциплинарного производства органом исполнительной власти даже в лице министра юстиции не отвечали основополагающим принципам независимости судебной власти.
Отличительной особенностью статуса судей военных трибуналов был их двойной статус: судьи и военнослужащего, что накладывало на судей обязанности не только по отправлению правосудия, но и специальные обязанности, предусмотренные воинскими уставами.
СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3119.
Основным содержанием данных изменений явилась ликвидация института прикомандирования судей военных судов к органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, то есть лишение судей военных судов статуса военнослужащего.
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
Современный механизм формирования военно-судебного корпуса не дает гарантий назначения на должность судьи военного суда кандидата, имеющего звание офицера. Статья 27 (ч. 2) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» говорит лишь о его преимущественном праве назначения на должность перед другими кандидатами, не имеющими воинского звания офицера. Практика применения нового порядка назначения свидетельствует о том, что в ряде случаев на должности судей военных судов назначаются лица, не только не имеющие воинского звания офицера, но и вообще не служившие в Вооруженных силах в связи с их освобождением от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В этой связи возникает как минимум три проблемы.
Поэтому вполне логично напрашивается вывод о том, что судьи военных судов должны иметь не только специальную военную подготовку, но и стаж военной службы для успешного выполнения поставленных задач в период военного положения.
Следовательно, для более качественного отбора кандидатов на должность судей военных судов необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 27 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», изложив ее содержание в следующей редакции:
«Правом на назначение на должность судьи военного суда обладает гражданин Российской Федерации, имеющий воинское звание офицера и прослуживший на офицерских должностях не менее трех лет».
См.: Ферри Э. Уголовная социология / сост. В.С. Овчинский. М., 2005. С. 540.
Военные суды: история и современность
Сегодня их праздник – 8 декабря военным трибуналам (судам) исполняется 90 лет. Пользуясь предоставленной порталом «Право. Ру» возможностью, автор передает своим коллегам пожелания крепкого здоровья, счастья и благополучия, дальнейших успехов в ратном труде на благо России, ее Вооруженных Сил и нашей военно-судебной системы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ “О военных судах в Российской Федерации” нынешние военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.
Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.
В производстве военных судов ежегодно находится значительное количество дел. Так, в 2007 году рассмотрено 14 312 уголовных, 47 595 гражданских и 19 274 административных дел.
Среди уголовных дел это, как правило, наиболее актуальные дела о воинских преступлениях, которые оказывают непосредственное влияние на состояние боеготовности воинских частей — уклонения от военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения военного имущества и другие.
Немало рассматривается и так называемых «резонансных» дел. Так, только в Московском военном окружном суде в последние годы рассмотрены дела о взрыве на Котляковском кладбище, об убийстве журналиста Холодова, проведены судебные процессы по гольяновской и липецкой преступным группировкам, в отношении нескольких шпионов, таких как заместитель начальника «американского» отдела Службы внешней разведки полковник Запорожский. Сегодня слушается дело об убийстве журналиста Политковской…
В связи с этим надо сказать о том, что в новейшей истории неоднократно предпринимались попытки «снять погоны» с судей либо вообще ликвидировать военно-судебные органы. Дескать не нужны они, поскольку являются порождением тоталитаризма. Такого рода утверждения не соответствуют ни историческим свидетельствам, ни реалиям сегодняшнего времени. И если это произойдет, то будет серьезной ошибкой.
Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры — юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а на собственной практической работе.
Мы понимаем, что наше настоящее и будущее воедино связано с жизнью нашего государства, его Вооруженных Сил, соблюдением буквы закона, с повседневным повышением своего профессионального мастерства, с высоким уровнем осуществления правосудия в целях предупреждения и искоренения преступлений в армии и на флоте.
Понимаем мы и то, что наше будущее неразрывно связано с нашим прошлым. Поэтому в этот день стоит сказать несколько слов о малоизвестных вехах трибунальского пути. Тем более, что об истории военных трибуналов даже специалисты знают, обычно, лишь в общих чертах, больше — о действительно имевших место “темных сторонах” и совсем не знают о других ее сторонах. Но историю не следует ни приукрашивать, ни очернять. Теперь, когда доступны прежде закрытые архивы, мы можем более полно восстановить действительность.
Военные трибуналы были учреждены в 1918 году при всех фронтах и действующих армиях, после чего приказом Реввоенсовета республики был образован Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 года провел одно из первых распорядительных заседаний. Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов.
Между тем, история военных судов России значительно богаче, она уходит в глубь веков, берет свое начало еще с допетровских времен.
В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден “правильный самостоятельный военный суд” и принят Военно-уголовный кодекс. Из более поздних времен можно напомнить достаточно широко известное военно-судное дело в связи с дуэлью А.С.Пушкина и Дантеса. Военные судьи тогда в полном соответствии с Воинским Уставом Петра I приговорили последнего к повешению. Но, когда дело дошло до царя, приговор был подправлен. Монарх распорядился выслать Дантеса «с жандармами за границу, отобрав офицерские патенты».
В обширной литературе советского периода довольно часто встречаются упоминания о жестокости и кровожадности представителей царской военной юстиции, судивших многих революционеров. Хотя, в реальной жизни всё было иначе. За сорок лет, с 1866 по 1906 годы по приговорам всех судов России (не только военных) было казнено 110 человек (60 чел. в 1906 году). Среди них — два офицера (Дубровин и Шмидт), 7 солдат и 10 матросов.
В то же время многие революционеры, побывавшие под царским военным судом, после того, как сами заняли прокурорские и судейские кресла, оказались куда более жестокими и немилосердными. Так, один из создателей советской юстиции и главный обвинитель страны Советов Н.Крыленко никогда не знал пощады к «классовым врагам». Будь то дело командующего Балтфлотом А.М.Щастного (1918 год), «церковников» (1920 год), «шахтинское дело» (1928 год) или процесс над «Промпартией» (1930 год). Для всех требовал расстрела. Невзирая на то, что по абсолютному большинству этих дел весомых доказательств виновности обвиняемых не было. Да и не могло быть. А вот у военных судей военно-окружного суда, рассматривавших в 1907 году дело Петербургской военной организации большевиков, такие доказательства были. Но судьи сочли их недостаточными и неполными. В то время все сомнения о виновности толковались по закону в пользу подсудимых. Поэтому 17 человек из 54 большевиков, в том числе Крыленко, были оправданы военными судьями «за недоказанностью обвинения».
К сожалению, в 20 веке многие исторические факты, имеющие отношение к деятельности военных судов были искажены советскими историографами. Впрочем, аналогичный упрёк можно высказать и в адрес историков наших дней, которые делают крен в другую сторону. Теперь они упрощают и в любом случае негативно оценивают роль советских военных трибуналов в послеоктябрьское время. Реально же происходившие тогда процессы не являлись однозначными.
На первых порах военно-судебная корпорация вела решительную борьбу за чистоту судейского мундира. Нередкими были процессы над военными судьями, запятнавшими свою честь. От многих работников избавлялись по причине их малограмотности, по этическим соображениям. Некоторые из допущенных военными судьями нарушений являлись незначительными даже по меркам сегодняшнего дня.
Возьмём архивное дело о неправомерных действиях председателя трибунала Антонова, который за опоздание из отпуска своего подчинённого Тарасова обозвал нецензурной бранью и поместил на трое суток на гауптвахту.
Прибывший в трибунал председатель Реввоентрибунала фронта стал выяснять причины конфликта, детально опросил всех работников. Они недоумевали — почему обычному для их коллектива, незначительному инциденту придаётся столь серьёзное значение? Что за этим кроется? Член трибунала Гуляев написал в своём объяснении: «Все сотрудники трибунала свои люди, исключительно коммунисты, в обращении между собой не стесняюшиеся в выражениях, произнесение матерных слов обычное и никого из состава РВТ не стесняющее».
Однако заключение председателя трибунала фронта Денисова было категоричным:
«1.Антонов не мог налагать арест в административном порядке. 2. Взаимоотношения в РВТ не соответствуют такому высокому учреждению как трибунал, деловые разговоры начинаются и заканчиваются матерными словами…»
Учитывая это, а также слабую грамотность Антонова, он был смещён с должности. Такого рода решения были наиболее частыми, хотя и облекались, нередко, в форму судебного приговора или постановления.
Через несколько лет подобного рода случаи станут достоянием истории. Высокие должности и награды станут получать как раз те сотрудники «органов», которые будут активно участвовать в массовых репрессиях против «врагов народа» и применять при добывании доказательств не только мат, но и меры физического воздействия. В те годы военные трибуналы вписали немало чёрных страниц в свой исторический формуляр.
Иной ветер подул уже в начале двадцатых годов, когда профессиональные качества судей стали цениться меньше чем их партийность и принадлежность «к социаль¬но-обездоленным классам». Но тогда мало кто предвидел, во что это со временем выльется.
Из-под пера классово-стойких элементов в 30-е годы будут рождаться хлесткие, как пулеметная дробь, расстрельные приговоры, а борьба за чистоту судейского мундира приобретет совсем иные оттенки.
О мрачных и трагических днях для нашей страны тридцатых годах в последнее время написано много. Кажется, тема исчерпала себя полностью. Но, к сожалению, завалы исторического бурелома предстоит расчищать ещё очень долго. И немало имён ещё вернётся к нам из небытия и будет возвращено народу.
Особенное место займут среди них те, кто погиб, сражаясь с произволом и беззаконием, кто не молчал, не отсиживался, ценой собственной жизни отстоял право называться настоящим человеком.
Были такие люди и среди военных судей. Военная юстиция — это не только Ульрих и его подручные. Трудилось тогда в трибуналах и немало честных, порядочных, принципиальных людей. Они не пошли на сделку со своей совестью и именно поэтому оказались за тюремной решеткой.
Обнаруженные нами недавно архивные документы позволяют восстановить некоторые ранее неизвестные страницы истории противодействия беззакониям, рассказать о военных судьях, которые более полувека назад вступили в неравную, смертельную схватку с НКВД. Они боролись против незаконных арестов и методов работы этих органов, занимавшихся фальсификацией дел по политическим преступлениям.
И неудивительно, что об этих людях, отважившихся в разгар массовых репрессий “смазывать” дела на “врагов народа” и “занимавшихся вредительством в области судебной политики”, практически ничего неизвестно.
Причина понятна. Военных судей судили тайно, как “предателей” в рядах сталинской юстиции. А затем тщательно вымарывали их имена из истории.
В 30-е годы было арестовано и репрессировано более половины председателей военных трибуналов округов. Среди них — Мазюк А.И. (Ленинградский военный округ), Жигур Я.К. (Северо-Кавказский военный округ), Бауманский Ф..Я. (Западно-Сибирский военный округ), Сенкевич А.Г. (Забайкальский военный округ), Антонов Б.П. (ОКДВА). Расстреляли в те годы и многих руководителей военных трибуналов гарнизонов и армий, а также рядовых военных судей…
В первый же день Великой Отечественной войны вступили в действие два Указа Президиума Верховного Совета СССР, имевшие прямое отношение к военным трибуналам. В соответствии с ними “в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности” передавались в военно-судебные органы.
Известно, что “право” в переводе с латинского означает справедливость. Отвечали ли в этом смысле своему предназначению применяемые судьями законы военного времени? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Законы действовали суровые. Но суровость эта была вызвана войной, которая сама по себе является попранием всех законов цивилизованного общества. Что же касается мер наказания, применяемых военными судьями по конкретным делам, то статистика выглядит следующим образом. За четыре года войны к высшей мере наказания было осуждено 8,9 % человек. Остальные — к лишению свободы, которое в большинстве случаев заменялось отсрочкой исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию.
Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Всё это приводило к возрастанию вероятности судебных ошибок. А потому существенно усложняло работу военных судей.
Судьи военных трибуналов постоянно бывали на передовой, нередко судебные процессы проходили прямо на боевых позициях, в перерыве между боями. Порой им приходилось прерывать процесс и участвовать в отражении атак противника. В сложных экстремальных условиях деятельность военных трибуналов отличала высокая оперативность, гибкость и острота в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, военные трибуналы в то же время проявляли гуманность и справедливость в решении судеб многих бойцов и командиров.
В Афганистане офицеры военных трибуналов достойно выполнили свой долг. Служба там требовала от каждого из них высоких морально-политических качеств, стойкости и мужества.
Немало трудностей пришлось испытать офицерам в период формирования трибуналов в начале 1980 года. Бывший председатель военного трибунала в/ч полевая почта 51020 подполковник юстиции Шелковой В.И. рассказывал: «Первую зиму трибунал гарнизона располагал лишь одной палаткой. В ней разместился весь личный состав, а также имущество. Палатка была жильем и служебным помещением. Печь топили по очереди всю ночь, так как тепло из палатки быстро выветривается. Понятия «свободного времени» за полтора года у нас не было. Обстановка заставляла быть дисциплинированным и готовым выполнить любые задачи».
Сложившаяся система военных трибуналов в составе войск в Афганистане выдержала проверку временем. Действуя в сложных условиях, они многое сделали для укрепления боеготовности войск, воинской дисциплины в частях, защиты прав, интересов военнослужащих, а также афганских граждан.
Многие офицеры военных трибуналов за успешное выполнение интернационального долга награждены орденами и медалями. Среди них бывшие председатели военных трибуналов полковники юстиции Енин Н.М., Кошелев В.В., Колейчук Н.А., Горшковский Л.М., Курбатов Б.Г., Янков А.П., подполковник юстиции Шелковой В.И., члены трибуналов подполковники юстиции Горбенко М.Г., Кочегаров В.Ф., Петров Н.И., Бондарев В.В., Шнейдер Л.З., Пигеев Н.Н. и др.
Можно привести немало примеров мужества и самоотверженности офицеров-трибунальцев.
Важно подчеркнуть, что при рассмотрении дел не допускалось никаких отступлений и упрощенчества. Судебное разбирательство по делам проводилось в соответствии с основными принципами судопроизводства – гласностью, устностью, непосредственностью, обеспечением права обвиняемых на защиту, соблюдением всех прав и законных интересов военнослужащих и других граждан.
Безусловно, характер выполняемых советскими войсками в РА задач, условия их дислокации, порядок комплектования военных трибуналов обусловили и определенные особенности в их деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в отношении местного населения являлось отсутствие заключений судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего, что связано с местными обычаями, в силу которых не представлялось возможным произвести вскрытие трупа. В этих случаях источником доказательств являлись показания подсудимых, свидетелей – очевидцев, протоколы осмотра места происшествия, а также показания врачей из числа афганских граждан, осматривавших труп.
С большими организационными трудностями были связаны выезды состава суда для осмотра места происшествия за пределы воинских гарнизонов. Тем не менее такие выезды проводились, если без этого невозможно принять правильное решение по делу.
Так, при рассмотрении ВТ в/ч пп 17959 дела Никитина возникла необходимость в осмотре составом суда места происшествия и проведении следственного эксперимента с участием подсудимого, свидетеля и судебно-медицинских экспертов. Место происшествия находилось в тоннеле Дара-Саланг. Командованием были выделены соответствующие транспортные средства, охрана. Причем во время нахождения участников процесса в тоннеле боевое охранение, прикрывавшее один из его входов, вступило в бой с душманами. Проведение в сложных условиях осмотр места происшествия и следственный эксперимент позволили суду постановить законный и обоснованный приговор.
Особенность судебной практики военных трибуналов в РА заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка применялась чаще, чем условное осуждение.
В 1986 г., например, отсрочка применена к 23% лиц от общего числа осужденных трибуналами в РА.
Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в правовоспитательной работе.
Хотел бы подчеркнуть, что этому направлению деятельности военные суды всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание. Правовая культура военнослужащих невысока. И кто, если не военные юристы, будут заниматься повышением их юридической грамотности.
***
16 апреля 1992 г. на 6 съезде народных депутатов военные трибуналы были преобразованы в военные суды. Хотел бы особо подчеркнуть, что это не просто смена вывески. Коренным образом изменилось сама направленность работы. Военные суды теперь не являются органами борьбы с преступностью и никоим образом не связаны с Министерством обороны РФ. Во главу угла поставлена защита прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильной реализации закона.
И мне хочется пожелать коллегам успехов в этом трудном, но очень нужном деле.
Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса, военный судья в отставке.
Кто такой военный судья
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей по осуществлению правосудия принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, в едином порядке прекращения полномочий, несменяемости судей, в их неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку и в защите прав судей федеральными законами, независимо от занимаемой должности. Судьями военных судов являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе в Вооруженных Силах Российской Федерации [2].
Особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ заключаются в том, что они являются военнослужащими, на них распространяются действия воинских уставов, Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и службе», а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы.
К общим требованиям относятся: наличие российского гражданства; возрастной ценз в 25 лет; наличие высшего юридического образования; стаж по юридической профессии не менее 5 лет; факт не совершения лицом порочащих проступков; годность по состоянию здоровья к судебной работе. Специальные требования для кандидатов на должности судей военных судов заключаются в следующем: кандидат должен иметь офицерское звание. Воинское звание присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, по окончании данного учебного заведения, а также гражданину, успешно завершившему учебное заведение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющим государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со ст. 119 Конституции Российской Федерации необходим на должность кандидатов на должности судей федеральных судов, в общем виде определяется Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов [1].
Согласно данной Инструкции в стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявления кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.
Отбор кандидатов на должность судьи военного суда осуществляется на конкурсной основе, с объявлением об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи военного суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Обязательным условием для положительной рекомендации кандидату, претендующему на должность судьи военного суда, является сдача им квалификационного экзамена, который принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей с целью установления наличия у претендента необходимых профессиональных знаний.
Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. В описываемый период действовало Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 17 января 2002 г. По результатам рассмотрения заявлений военнослужащих, претендующих на должности судей военного суда, конкурса документов и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи военного суда [7].
В случае если ни один из кандидатов, претендующих на должность судьи военного суда, не соответствует вышеуказанным требованиям, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи военного суда и объявляет в средствах массовой информации о новом времени, месте приема и рассмотрении заявлений от кандидатов на должность судьи. Согласно ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья военного суда впервые назначается на должность сроком на три года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе в должности судьи. Данный срок является испытательным, с целью проверки судьи военного суда к дальнейшей профессиональной деятельности по отправлению правосудия.
Порядок наделения полномочиями председателя Военной коллегии, его заместителя, председателя окружных (флотских), гарнизонных военных судов и заместителей отличается от порядка наделения полномочий судей Военной коллегии и судей военных судов только по сроку и равен 6 годам. Указанные лица могут быть назначены на должности не однократно, но не более двух раз подряд. Полномочия председателя и заместителей прекращаются по истечении срока, на который они назначены. Кроме того, полномочия председателей и заместителей председателей военных судов могут быть досрочно прекращены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в связи с ненадлежащим исполнением этими должностными лицами своих обязанностей.
Анализируя публикации за последние несколько лет, посвященные теме военных судов в России, можно сделать вывод о том, что тема эта очень актуальна, изучаема по всем направлениям, а именно:
В своей статье в журнале «Российский судья» Григорьев О.В. рассматривает компетентность военных судов в РФ, подробно рассматривая основные проблемы и изменения законодательства в этой сфере [8].
Интересна публикация Цой В.И., посвященная подсудности военным судам гражданских дел о материальной ответственности военнослужащих, опубликованная в «Военно-юридическом журнале» [10].
Статья Ильиной Т.Н., опубликованная также в «Военно-юридическом журнале» посвящена историческому очерку о кадровом обеспечении военных судов во второй половине 19 и начале 20 веков, в результате анализа которой, можно избежать ошибок прошлых лет [12].
В своей публикации в журнале «Администратор суда», Григорьев О.В. изучает исторический аспект развития военных судов в России от военно-судебной реформы 1867 года до Октябрьской революции [11].
Быстров П.Г. в своей публикации в журнале «Право в Вооруженных силах» рассматривает вопрос апелляционных инстанций военных судов в уголовном судопроизводстве, раскрывая основные сложности, возникающие при обжаловании судебных решений [13].
Также следует отметить интересную публикацию Яголовича И.И., опубликованную в журнале «Право в вооруженных силах» и посвященной проблемам определения территориальной подсудности дел военным судам [15].
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что военные суды в России на современном этапе тема достаточно актуальная не только в научных кругах, но и в реальной жизни.