Кто такой вожатый составьте портрет вожатого
Кто такой вожатый?
— этот гимн напевали все вожатые в пионерских лагерях. Потому что настоящий вожатый – это человек, прежде всего, дисциплинированный, трудолюбивый, ответственный, талантливый организатор и оратор, а также любящий всем сердцем детей.
А когда же появилась эта необычная профессия? Попробуем разобраться.
Впервые термин «вожатый», применительно к Пионерской организации СССР, появился в 1922 году. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый или вожатый пионеров.
А 24 июля 1927 года была введена штатная должность отрядного вожатого в «Артеке». Именно к данному событию приурочен всеми любимый сейчас праздник – День Артековского Вожатого. В этом году в этот день дети «Артека» смогли попробовать себя в роли вожатых. Конечно, не обошлось без поздравлений и подарков. Во всех лагерях была организована праздничная программа, в которую вошли: конкурсы, танцевальные баттлы, квесты для вожатых, онлайн-поздравления, тематические массовки, фото-зоны и многое другое. Мы решили взглянуть на эту профессию глазами виновников торжества и взяли интервью у артековских вожатых.
Сергей Сорокин – около 75 артековских смен:
— Почему именно вожатство?
— Я никогда не думал, что стану вожатым и что у меня это даже будет получаться. В своё время так сложилось, что я перестал к этому относиться как к работе. Жить вожатством, быть вожатым и переживать всё вместе с детьми и победы, и поражения. От этого я начал получать удовольствие несмотря на то, что очень много уже отработал. Каждую смену я узнаю что-то новое.
— Какие самые яркие события Вы можете вспомнить за свою деятельность?
— Для меня это встречи после смены с ребятами, где-то, как мы называем здесь с вожатыми, на Большой земле. Почему именно Большая земля? «Артек» закрытая территория, поэтому всё, что за ним находится, мы называем Большой Землей
— Что изменилось в «Артеке» за ваш опыт?
— Всегда что-то меняется. Дети уезжают отсюда, приобретают жизненный опыт. Но главная идея «Артека» остаётся прежней: все равны несмотря на национальность, религию, социальный статус.
— Кто такой Абсолют и как он появился?
— Когда я проходил школу подготовки работников, говорили о том, что ещё в 1925 году, когда было 4 брезентовых палатки. Во время тихого часа воспитатели ходили и говорили, что должна быть абсолютная тишина. Отсюда появилось слово Абсолют. Изображение Абсолюта, который сидел на дереве, однажды сделал ребёнок. Со временем он был немного изменен в тот вид, который мы имеем сейчас.
Бодина Екатерина – 42 артековских смены:
— Что необходимо сделать для того чтоб стать вожатым?
— В первую очередь необходимо получить педагогическое образование и, конечно же, быть человеком в душе и в жизни. Что бы не случилось, нужно уметь смотреть с оптимизмом на ситуацию.
— Есть ли у вас какие-то волшебные фразы для детей?
— Не сказать, что это волшебная фраза, но, когда мы собираемся я всегда говорю: » У кого хорошее настроение, даём пятюню». А ещё, если кому-то не хватает общения, мы обнимаемся. Так дети легче находят общий язык.
— Что самое сложное в профессии вожатого?
— Наверное то, что каждую смену, новые дети. Ты привязываешься к ним настолько, что, когда они уезжают, частичка тебя уезжает вместе с ними. Вот это самое сложное. Прощаться с дорогими тебе людьми, в которых ты вложил очень много. Думаю, в «Артеке» они немного взрослеют и переосмысливают свою жизнь.
— Кто для вас дети?
— Товарищи. Дети, это частички именно той деятельности, в которую ты вкладываешься каждый день, каждый час, ежеминутно. Это то, из чего состоит твой опыт. Дети играют просто огромную роль в вожатстве.
Филатова Александра – 8 артековских смен.
— Какой ваш главный профессиональный инструмент?
— Внимательность. Когда ты замечаешь перемены в настроении детей, в их интересах, кругах общения.
— Что вы чувствовали в первый рабочий день?
— Страх. Жутко боялась, что не смогу установить контакт с детьми. Однако это оказалось проще, чем я думала.
— Ваша волшебная фраза для детей?
— «Кто меня слышит, хлопните раз».
В этом году лучшими вожатыми стали:
Авторы: Екатерина Стоцкая, Ангелики Парсалиду
Методическая разработка «Образ идеального вожатого»
— Идеального вожатого можно вычислить сразу – это человек, у которого в запасе есть игры для любого времени года и для любой погоды. У такого вожатого есть ответ на любой вопрос, он любит танцевать и петь и может с ребятами поговорить на интересующие их темы.
— Хороший вожатый никогда не повышает голос, не «руководит» детьми, они у него все делают сами: сами придумывают мероприятия, сами организуют его, сами проводят, анализируют положительные и отрицательные моменты, планируют следующее мероприятие.
— У хорошего вожатого всегда хорошие дети и дружеский климат в коллективе. Он ждет каждую встречу со своими воспитанниками.
— Хороший вожатый всегда готов помочь ребятам, а так же должен чувствовать настроение ребят и ситуацию в отряде.
— Хорошего вожатого отличает жажда нового. Он постоянно выискивает интересные книги, статьи, методички, которые пригодятся ему в работе.
— Идеальный вожатый должен любить детей, и отдавать им все самое лучшее. Без этого стремления даже не стоит идти работать в лагерь вожатым.
Желательно, чтобы это был молодой, энергичный и жизнерадостный человек, стремящий к новым познаниям, к самосовершенствованию, он должен быть сторонником инновационного подхода в образовании и воспитании будущего поколения. Молодой вожатый с радостью станет инициатором в подготовке праздников, мероприятий, соревнований. Дети с ним будут все время заняты, участвуя в общелагерных мероприятиях не потому что «Нужно», а потому что им это действительно интересно.
— Идеальный вожатый просто обязан разбираться в современных музыкальных течениях, в фильмах, компьютере и быть в курсе всех мировых новостей, чтобы не только ответить ребенку на каверзный вопрос, но и рассказать что-то новое.
— Умение помочь решить конфликт, помочь советом, поддержать в критической для ребенка ситуации – это не должностные обязанности вожатого, обязательные черты его характера.
— Требовательность крайне важна в работе с детьми. Это должен быть идеальный баланс строгости и справедливости. Что касается голоса, то он должен звучать твердо и уверенно, но ни в коем случае не приветствуются разговоры на повышенных тонах.
— И, конечно же, у вожатого просто не может быть вредных привычек, потому как он является образцом для подражания. Он – это идеал ребенка, который просто не может подавать своим воспитанникам дурной пример.
Вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Будьте открыты и не бойтесь, и тогда именно вы станете лучшим вожатым.
Образ вожатого
Хороший вожатый. Кто это?
Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «понравился и всё». И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного впечатления» вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:
Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.
Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:
В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?
Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.
Несколько полезных советов.
2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное «дети» произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе «ребятушки» проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.
Необходимые качества для Вожатого:
Итак, вожатому необходимо:
Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант «я тут самый сильный и умный» проваливается при первом вашем промахе.
Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия «загадочного» единства вожатых.
Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.
Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.
У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,
Вожатый: ведущий, не ведомый.
В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.
Установи традиции в общении.
Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям «Давайте покричим. насчет 1,2,3» хватает. Постарше нужен креатив.
Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.
Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!
Кто такой вожатый?
Содержимое разработки
Кто такой вожатый и с чем его едят?
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, вот, у нас с тобой работа..
Вожатый это не профессия – это призвание, здесь вы не заработаете много денег. Вожатый это состояние души, определенное мировоззрение, определенные позиции, моральные качества. Став вожатым вы должны помнить, что отныне вы находитесь под наблюдением все 25 часов в сутки, ваш образ жизни, ваше поведение, ваши жесты, ваша речь, ваша одежда, всё это оценивают самые строгие судьи в мире и самые истинные психологи, а именно – дети. На первый взгляд это может показаться смешным и нелепым, но лучше поверьте на слово, что это так, там где не увидят взрослые, там где вы и сами не обратите внимание, дети всегда заметят, всегда увидят и всегда в нужный момент озвучат.
Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.
Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей. Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.
К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты. Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…планерки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…
Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.
Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.
Во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.
Кто такой вожатый
Многие задаются вопросом «Кто такой вожатый?».
Юридическим языком: вожатый – это сотрудник детского лагеря, физическое лицо, которое.
Однако если задать этот вопрос тем, кто хоть раз работал в лагере, однозначного ответа вы не получите, так как вожатый – личность многогранная, который многое должен знать и уметь.
Команда проекта «ЯВожатый» тоже решила ответить на этот интересный вопрос.
Конечно же вожатый, это человек, чья работа очень ответственна и требует дисциплины и порядка во всех вопросах. Но есть в этой профессии и много других не менее важных составляющих.
Вожатый – это старший друг для своих подопечных, с которым можно обсудить проблемы или поделиться сокровенным; который выслушает и даст дельный совет.
Вожатый – человек, любящий детей, который и сам в каком-то смысле является ребенком. Такому человеку легко найти общий язык с детьми и настроится на одну волну. Дети, в свою очередь, замечают это и легче идут на контакт.
Вожатый – веселый и позитивный человек. Он никогда не даст заскучать или загрустить ребенку, потому что детский лагерь – это планета счастья, на которой нет места грусти. Вожатый за этим строго следит. Поэтому это еще и чуткий человек.
Таким образом, вожатый универсальный человек, который примеряет на себя сразу несколько профессий: педагог, психолог, аниматор.
Вот такой ответ на вопрос «кто такой вожатый» по мнению команды сайта ЯВожатый.