Кто такой второстепенный персонаж

Роль второстепенных персонажей в литературе

Автор: Guru · 27.10.2019

(326 слов) Что составляет основу любого литературного произведения? В первую очередь это сюжет и персонажи. В каждом литературном произведении есть основные и второстепенные герои. С первыми все понятно: вместе с основными героями мы проходим весь путь от начала и до конца, через них к нам обращается автор. Но что насчет тех, кому отведена второстепенная роль?

Второстепенные персонажи могут выступать кем угодно. Это и жизненные учителя и враги, и те, ради кого главный герой отправляется в путь, и также рупор, через который вещает автор. Второстепенные персонажи как проводники или зеркала, отражающие сущность главных героев.

Рассмотрим второстепенного персонажа произведения Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Слуга главного героя Захар, пожилой человек, который предпочитает привычное новому. Также Захар отличался большой, если не сказать отеческой, любовью в Илье Ильичу. Именно через Захара писатель Гончаров показывает читателю зависимость от другого человека, ведь смысл жизни Захара заключался в служении Обломову. И именно через Захара отражается Обломов и его жизненный путь с самого детства.

И последний пример — Ленский из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Молодой дворянин, простодушный, романтичный, верующий в человеческие идеалы — противопоставление главному герою Евгению Онегину. Ленский как лакмусовая бумага выявляет холодного и эгоистичного Евгения, которому все наскучило. Благодаря дуэли с Ленским Онегин начинает понимать истинные ценности. Он как будто просыпается и осознает весь ужас своего поступка и свои пороки.

Таким образом можно сказать, что второстепенные герои являются важной составляющей любого романа или рассказа. Второстепенные герои придают смысл, добавляют сюжетные ветви и выводят главных героев на откровенный диалог или озарение. Без второстепенных героев история была бы пустой и невзрачной.

Источник

Кто такой второстепенный персонаж

Это тот, кто якобы помогает герою, но на самом деле с самого начала работает против него. Заметьте, очень важно, что ложный союзник именно с самого начала играет против героя, то есть не переходит на сторону зла внезапно, а с первых строк строит козни исподтишка. Чаще всего это обаятельный и приятный герой, раскрывающийся в кульминации или в осевом эпизоде. Часто такой персонаж в кульминации раскаивается и переходит на сторону главного героя.

В «Гарри Поттере и Кубке огня» это Барти Крауч (младший), выдававший себя за Аластора Грюма.

Задача этого персонажа — решить ту же проблему, что и главный герой, но в меньших масштабах. Этим автор подчеркивает тему и идею романа.

Такой прием часто используется в детективах: главный герой расследует убийство из-за мести, а герой второго плана ищет пропавшую вещь, которую кто-то спрятал тоже из-за мести. Часто героем второго плана выступает хороший знакомый следователя, который то и дело отвлекает его от основного расследования собственными проблемами.

Давайте закрепим теорию на примере романа Дэна Брауна «Инферно», в нём, на мой взгляд, очень ярко представлена система персонажей и четко прослеживаются роли.

Тема романа — перенаселение планеты. Идея — если мы не начнем контролировать рождаемость, цивилизация погибнет.

Главный герой, Роберт Лэнгдон, осознанно отказался от семьи.

Его союзница, эпидемиолог Элизабет Сински, мечтала о детях, но оказалась бесплодна.

Антагонист, ученый Зобрист, полагает, что нужно искусственно сокращать население. Но не за счет войн и убийств, а с помощью вируса, который стерилизует треть населения Земли.

И, наконец, ложный союзник, Сиена Брукс, придерживается той же точки зрения, что и главный антагонист.

Интересно, что Дэн Браун ввел дополнительно персонажа-статиста, тоже отражающего идею. Это беременная смотрительница музея, она выбирает продолжение рода.

На пути ему встречаются определенные персонажи. Вам необязательно вводить в роман каждого, более того, один персонаж может выполнять несколько ролей. Однако тут есть где развернуться.

Итак, кого же встречает герой, отправившийся в путешествие.

В романе Дэна Брауна, эпидемиолог Элизабет Сински, которую мы определили как союзницу, выступи в роли Женщины в образе богини. А ложная союзница, Сиена Брукс, — это обманщица.

Источник

Герои главные, второстепенные и эпизодические

Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть фото Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть картинку Кто такой второстепенный персонаж. Картинка про Кто такой второстепенный персонаж. Фото Кто такой второстепенный персонажЧем главный герой отличается от второстепенного или эпизодического? Как понять, какой герой у тебя в истории главный? Подобные вопросы от авторов-новичков я не раз слышала и на вебинарах, и на личных консультациях. Те, кто опытней, интересовались другим – как быть, если с главным героем скучно, а второстепенный внезапно интригует, очаровывает и беззастенчиво теснит невзрачного главгера? И может ли в книге быть несколько главных героев?

На курсах и видеолекциях мы не раз касались и этого вопроса, и других подводных камней, которые поджидают авторов при работе с героями любых мастей. А теперь попробуем разобраться в статье, в чем же все-таки разница между главным, второстепенным и эпизодическим героями.

Как уже говорилось в статье «Образ, персонаж, герой», главный герой всегда находится в центре сюжета, в центре повествования, в центре интриги и главного конфликта произведения. Это первый и самый важный признак. На главного героя приходится максимум «экранного времени», т.е. ему, раскрытию его действий и решений (и описанию последствий этих действий и решений) посвящено большинство сцен книги. И – третий основной признак – от действий главного героя зависит исход главного конфликта и/или решение центральной задачи всей истории, достижение Самой Важной Цели.

Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть фото Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть картинку Кто такой второстепенный персонаж. Картинка про Кто такой второстепенный персонаж. Фото Кто такой второстепенный персонажЧаще всего, чтобы определить, кто в книге главный герой достаточно задать простой вопрос: про кого это все написано? 🙂 Но, конечно, лучше задавать его не себе, а первым читателям вашей рукописи: они смогут быть гораздо объективнее! Сам автор может и ошибиться – к примеру, когда тяжко намучился с прописыванием всех особенностей характера основного персонажа, потратив на это больше всего часов работы над черновиком, а по факту оказалось, что перипетии друзей и спутников главгера и веселее получились, и больше места в книге занимают, чем основной сюжет.

Кстати, если пишете от третьего лица, можно провести еще одну простую проверку – по частотности имен. В Ворде есть такая функция «Найти и заменить». Вбиваете имя главного героя, ставите галочку «Выделить все элементы, найденные в Основной документ» и нажимаете кнопку «Найти все». Над кнопкой появится надпись «Найдено элементов: …» – и цифра. Проверьте так имя главного героя и имя того, кого подозреваете в желании под шумок влезть в центр истории. 🙂

Маленький секрет: вбивайте имена не полностью, без окончания, которое меняется, тогда получите результат, наиболее приближенный к реальности. Конечно, придется учитывать, что временами используются местоимения, синонимы, прозвища, в конце концов (хотя прозвища тоже можно проверить), но если значения будут сравнимы, это все равно повод задуматься и пристальней посмотреть – а про кого же все-таки история-то у вас получается?

Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть фото Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть картинку Кто такой второстепенный персонаж. Картинка про Кто такой второстепенный персонаж. Фото Кто такой второстепенный персонажПосле того как разобрались с главным героем, о признаках второстепенного, думаю, несложно догадаться. Второстепенный герой появляется «в кадре», то есть в сценах книги, не меньше 5-6 раз, не просто мелькая на фоне (как эпизодический), но обязательно при этом влияя на исход сцены или даже целого эпизода. Кроме того, второстепенный герой может (и даже, пожалуй, должен) влиять на решения главного действующего лица истории, его настроения, трансформацию ценностей и убеждений, а еще – на количество и качество трудностей, с которыми столкнется главный герой на своем пути к Самой Важной Цели.

У второстепенного героя есть и своя предыстория, которую довольно подробно узнают читатели, и свои проблемы, своя «боль», с которой он пытается совладать. Проблемы эти могут быть как напрямую связаны с ходом основного сюжета, так и являться центром конфликта побочной сюжетной петли. И третий признак: по мере решения своих личных проблем второстепенный герой тоже меняется, хоть и в меньшей степени, чем главный. Он может что-то понять о себе, приобрести какое-то новое качество, открыть в себе новую способность или просто стать лучше, чем был. Перемена – хотя бы самая небольшая – обязательна, чтобы считаться настоящим героем. 🙂

С этой точки зрения – необходимости явной перемены, развития – эпизодических героев можно спутать со статичными персонажами. Почему? Да ведь развитие таких героев, чаще всего, слишком медленное – не от сцены к сцене, а от книги к книге. И это, кстати, одна из характерных черт эпизодического героя. Обычно до такого уровня «дорастают» эпизодические персонажи, которых автор задействует в нескольких книгах цикла.

Что еще характерно для эпизодических героев? Попробуем вспомнить ярких эпизодических действующих лиц из известных книг. Например, племянник Лайонел из детективов о мисс Марпл Агаты Кристи, Галадриэль из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина, мистер Олливандер из вселенной Гарри Поттера Дж. Роулинг, адвокат Дегре из романов об Анжелике Анн и Сержа Голон.

Что их всех объединяет?

Во-первых, как несложно заметить, все они появляются «в кадре» от случая к случаю и в общей сложности не больше 4-5 раз на книгу, а то и на всю серию книг.

Во-вторых, они четко привязаны либо к конкретной локации, либо к конкретной ситуации (а порой и к тому, и к другому) и появляются для того, чтобы дать главному герою нечто новое. Это может быть новая информация, новая возможность, новое качество или способность, а иногда и новое напоминание о чем-то важном. Это их свойство как раз и доказывает, что изначально эпизодические герои появляются в истории как «статисты» (см. статью «Статичные ролевые персонажи»).

В-третьих, у каждого есть четкий и вполне зримый, объемный образ, а также яркая черта или особенность характера, благодаря которым эти эпизодические персонажи запоминаются читателю.

Сомневаетесь? Давайте проверим. 🙂

Конечно, характер в обязательном порядке поддерживается еще и внешним видом и поведением, а все это вместе формирует трехмерный узнаваемый образ.

В-четвертых, у эпизодических действующих лиц редко есть предыстория, которую рассказывают читателю. Я не зря говорю именно «рассказывают». 🙂 Потому что у настоящего эпизодического героя предыстория все равно есть – в голове у автора. Хотя бы краткая. Потому что без настоящей истории сложно сочинить яркий образ и правдоподобный характер, не говоря уже о том, чтобы показать – пусть и пунктирно – развитие и изменение этого характера.

Вернемся к нашим примерам.

Как видите, история эпизодического персонажа развивается от книги к книге, и вместе с ней изменяется – к лучшему или к худшему – характер и образ, и персонаж становится героем.

Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть фото Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть картинку Кто такой второстепенный персонаж. Картинка про Кто такой второстепенный персонаж. Фото Кто такой второстепенный персонажВ широком смысле к эпизодическим персонажам можно отнести всех появляющихся в книге людей (и нелюдей, если брать фантастику, мистику, фэнтези и пр.), стоящих где-то между безликой толпой и второстепенными героями. Такие персонажи, как правило, имеют личное имя и/или прозвище и выполняют значимую роль в сюжете. И только. Но, на мой взгляд, они недалеко ушли от «статистов», которых в старых пьесах обозначали номерами: например, когда героя останавливала на дороге шайка разбойников, то подающих реплики персонажей именовали «Разбойник 1», «Разбойник 2» и так далее.

Писать ярких эпизодических персонажей и героев – своего рода искусство. Некоторым оно дается легко, некоторым не очень. Но если знать базовые принципы и много практиковаться, то всему можно научиться.

Источник

10 второстепенных героев классики, которые заслуживают собственной книги

Книги позволяют нам взглянуть на мир под новым углом, погрузиться во внутренний мир другого человека — пускай вымышленного. Но в каждом романе есть место только для нескольких главных героев, а остальные остаются в тени. Мировая литература полна нерассказанных историй, ярких персонажей второго плана, и мы выбрали десять основных претендентов на собственные произведения.

Пенелопа из «Одиссеи» Гомера

Пока Одиссей двадцать лет странствовал по дальним землям — сражался с троянцами, побеждал монстров, тосковал в плену у нимфы, — его жена Пенелопа всеми силами удерживала порядок на родной Итаке. От царицы требовали признать супруга мертвым и заново выйти замуж, чтобы передать трон. В такой напряженной обстановке Пенелопа придумывала самые разные уловки, чтобы выиграть время. Сначала она пообещала выбрать жениха, когда закончит ткать свой саван, — а ночами тайно распускала его. Затем устроила соревнование по стрельбе из лука Одиссея, зная, что ни один участник не сможет даже натянуть тетиву. Внешне образец мудрости и верности, Пенелопа наверняка не раз сталкивалась с сомнениями и отчаянием. Канадская писательница Маргарет Этвуд уже написала новеллу «Пенелопиада» о внутреннем мире супруги Одиссея, но с тех пор прошло шестнадцать лет, — и эту историю пора обновить.

Гордая теми дарами, какие Паллада Афина
Ей в изобильи дала, — искусством в прекрасных работах,
Разумом светлым и хитрой смекалкой, — такою, которой
Мы и у древних не знаем ахеянок пышноволосых,
Будь это Тиро, Микена в прекрасном венце иль Алкмена.
Нет, ни одна не смогла б между них с Пенелопой сравняться
Хитростью!

Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира

Жизнерадостный и остроумный Меркуцио — лучший друг Ромео и родственник князя Эскала, герцога Веронского. У него есть связи с обеими враждующими семьями, благодаря чему Ромео попадает на бал-маскарад в доме Капулетти и знакомится с Джульеттой. У Меркуцио редкое чувство юмора, граничащее с грубостью, но при этом совершенно беззлобное. Он запросто иронизирует над товарищем, страдающим от несчастной любви, над собой и над жизнью вообще, время от времени сбавляя градус драмы. Но не стоит считать его легкомысленным — Меркуцио трагически погибает в драке, защищая честь Ромео. Однозначно один из самых выразительных персонажей шекспировских пьес, достойный стать героем отдельного произведения.

«Это молодой человек, который любит послушать себя и в час наговорит столько, что будет жалеть об этом целый месяц».

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» Александра Пушкина

Сделать Татьяну Ларину протагонисткой главного русского романа в стихах предлагал еще Федор Достоевский полтора века назад. По его мнению, «она гораздо глубже Онегина и, конечно, гораздо умнее его». Но не обязательно сравнивать этих двух героев, чтобы понять: Татьяна — самостоятельный сильный образ. В начале книги у нее множество увлечений: она любит бродить по лесам одна, читает французские романы, гадает и следит за положением луны. Она волевая девушка и уже в семнадцать лет понимает, чего хочет, не стесняется прямо говорить о своих чувствах и даже выдерживает резкий отказ с достоинством. Читатель так и не узнает, примет ли она новую себя — жену генерала, популярную в светском Петербурге, так что эта история, конечно, требует продолжения.

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?

Бетси Тротвуд из «Жизни Дэвида Копперфилда» Чарльза Диккенса

Двоюродная бабушка Дэвида Копперфилда — леди с загадочным прошлым. Когда-то она неудачно вышла замуж, и ей пришлось откупаться от супруга, чтобы получить развод. Затем она вернула девичью фамилию, купила домик на берегу моря и зажила как отшельница. Из-за всего случившегося мисс Тротвуд возненавидела мужчин: когда она узнает, что у Копперфилдов родилась не девочка, а мальчик, то мгновенно испаряется из их дома. Но десять лет спустя она все-таки проявляет благосклонность к двоюродному внуку и соглашается приютить Дэвида в трудный период. На эту эксцентричную даму не получается навесить ни один ярлык, а в ее биографии слишком много белых пятен — идеальная формула для главной героини.

«Заходящее солнце из-за садовой ограды озаряло своими лучами незнакомку, направлявшуюся к дверям дома, и шла она с таким самоуверенным видом, с такой суровой решимостью во взоре, которых не могло быть ни у кого, кроме мисс Бетси. Приблизившись к дому, тетушка представила еще одно доказательство того, что это была именно она: мой отец часто говаривал, что тетка его редко поступает, как обыкновенные смертные».

Белый Кролик из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

Белый Кролик, опаздывающий на встречу с неизвестной Герцогиней, — персонаж с незавидной репутацией. Льюис Кэрролл писал, что этот герой — «робкий, слабый и нервно пугливый», полная противоположность Алисы. Но, может быть, у него просто выдался неудачный день? По сюжету зверек сначала в спешке теряет необходимые ему перчатки и веер. Затем путает Алису со служанкой, и девочка чуть не разрушает его жилище. Такая обстановка любого сделает нервным. Нам еще только предстоит понять возможные цели и мотивации этого зверька, без которого путешествие вниз по кроличьей норе не случилось бы совсем.

«Думая об этом впоследствии, Алиса не могла понять, почему же она не удивилась, услышав, что Кролик заговорил, но в тот момент это не показалось ей странным. Однако, когда Кролик вынул из жилетного кармана часы и, взглянув на них, побежал дальше, Алиса вскочила, сообразив, что никогда еще не случалось ей видеть Кролика в жилете и с часами».

Федор Долохов из «Войны и мира» Льва Толстого

«Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно-тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Санни из «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера

Санни — девочка школьного возраста, по ночам она работает проституткой в отеле «Эдмонт», днем спит и смотрит кино. Холден Колфилд оказывается сильно смущен тем, что девушка по вызову едва ли не младше него, он предлагает Санни не раздеваться, а просто поболтать. Но та начинает злиться, оттого что клиент играет не по правилам. В романе Сэлинджера жизнь Санни как фон для жизни Холдена, она раздражает юношу своей простотой и грубостью, ему становится неловко за свои привилегии, когда рядом беззащитная девушка, почти ребенок, вынуждена продавать себя. Но, может быть, Холден придумал и навязал ей драматичную судьбу? Какой на самом деле была история Санни? Из-за этой героини «Над пропастью во ржи» запрещали в американских школах и библиотеках, но в оригинальном тексте о ней сказано совсем немного.

Маргарита из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова

История Маргариты Николаевны — образцовый пример мужского взгляда на характер и поступки женщины. Ей тридцать лет, она бездетна и невероятно красива, живет в готическом особняке около Арбата с мужем, блестящим инженером, но несчастна с ним. Почему? Она тоскует по Мастеру и ради своего чувства готова на все: бросить семью и роскошь, пойти на сделку с дьяволом, стать ведьмой, достать горе-творца из забытья и отомстить его врагам. В одном из самых известных русских романов XX века главная героиня сведена до единственной функции — любви к мужчине. В 2021 году даже странно спрашивать об этом, но все-таки: какой Маргарита человек вне романтических отношений?

«Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?»

Дорн из «Чайки» Антона Чехова

Самый серьезный персонаж «Чайки» — отчасти голос самого Чехова — Евгений Сергеевич Дорн занимает в пьесе особое положение. Он единственный верит в талант молодого писателя Константина Треплева и хвалит его экспериментальную пьесу. Кроме того, именно ему доверено в финале сообщить читателям о том, что Треплев застрелился. Авторитетный врач пятидесяти пяти лет, холостяк, мудрец и любитель путешествий, Дорн однажды упоминает, что прожил жизнь «разнообразно и со вкусом». Было бы интересно узнать, что скрывается под такой обтекаемой и интригующей фразой.

«В отношениях женщин ко мне было много хорошего. Во мне любили главным образом превосходного врача. Лет десять-пятнадцать назад, вы помните, во всей губернии я был единственным порядочным акушером. Затем всегда я был честным человеком».

Теодор Лоуренс из «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт

Близкий друг семьи Марч, живущий в соседнем от сестер доме, Теодор Лоуренс готовится к поступлению в университет Лиги плюща, а параллельно переживает приключения вместе со своей лучшей подругой Джо. В романе Луизы Мэй Олкотт все внимание писательницы сосредоточено на женщинах, поэтому Лори досталось мало описаний и действия. Но в экранизации 2019 года Тимоти Шаламе заново открыл этого обаятельного героя и подготовил почву для возможного спин-оффа.

«Вьющиеся черные волосы, смуглое лицо, большие черные глаза, правильный нос, ровные зубы, маленькие кисти рук и ступни, выше меня, очень вежливый и вообще славный малый. Интересно, сколько ему лет?»

Источник

Роль второстепенных персонажей

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская» я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть фото Кто такой второстепенный персонаж. Смотреть картинку Кто такой второстепенный персонаж. Картинка про Кто такой второстепенный персонаж. Фото Кто такой второстепенный персонаж

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными. Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные. Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными. Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества. То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории. Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор. Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *