Кто такой выпускник вуза

Кто такой абитуриент? Чем он отличается от выпускника, студента?

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

В русском языке есть немало заимствований, значение которых не вполне понятно носителям языка, поскольку переплетается со смыслом похожих слов. Так, не все знают, кто такой абитуриент, чем он отличается от выпускника, студента, бакалавра. Давайте разберемся.

Этимология

Слово «абитуриент» имеет латинский корень, восходит к причастию «собирающийся уходить». Но в русский язык оно пришло из немецкого источника, в котором Abiturient означало «сдающий выпускные экзамены». Во второй половине 19-го столетия слово пришло в наш язык и было переосмыслено. Так, если в источниках оно означает лицо, покидающее учебное заведение, то в русской речи оттенок значения иной.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Определение

Узнаем, кто такой абитуриент. Сейчас под этим термином понимается лицо, которое пытается поступить в учебное заведение, например, в вуз, сдающее вступительные экзамены. Таким образом, изначальное значение «выпускающийся, сдающий итоговые экзамены» является устаревшим. Оно заменилось на полностью противоположное.

Случай в целом нехарактерен для языка, поскольку заимствования чаще всего свою этимологию сохраняют, допустимо только появление новых оттенков. С этим же словом произошла иная ситуация.

Разобраться в тонкостях смысла поможет конкретный пример. Итак, школьник учится в среднем учебном заведении, в 9-м или 11-м классе сдает выпускные экзамены и решает, как ему продолжить свое образование, выбирает вуз или техникум, колледж. На этом этапе он не является абитуриентом. Далее он подает документы в выбранные учреждения, начинает готовиться к вступительным экзаменам. Наконец, начинает сдавать их. И именно сейчас он становится абитуриентом, проще говоря, это кандидат на поступление на определенный факультет вуза или техникума, готовящийся к поступлению в него и сдающий вступительные экзамены.

При этом для статуса «абитуриент вуза» не имеет значения, поступает выпускник на платное или бесплатное отделение, на какой факультет, в своем городе или же будет учиться дистанционно. Не важны также и оценки. Однако если какой-то экзамен провален, проходной балл уже ниже заявленного, то такое лицо перестает быть абитуриентом данного учебного заведения, сохраняя свой статус для другого, в котором не столь строгие требования.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Отличия от похожих терминов

Теперь разберем, кто такой абитуриент и студент, как разграничить эти понятия.

Итак, абитуриент – это недавний школьник, ныне выпускник, который только стремится поступить в учебное заведение и продолжить свое образование. Он пока не зачислен, готовится к вступительным испытаниям или сдает их.

Студент – это тот, кто уже поступил, зачислен на определенный факультет, то есть уже учится.

Можно выделить и общее – оба они будут сдавать экзамены. Но если для абитуриента они важны, чтобы попасть на факультет, то для студента сдавать сессии необходимо по нескольким причинам:

Еще одно слово – выпускник. Этот тот, кто завершает свое образование, сдает выпускные экзамены. При этом выпускник школы так и называется выпускник, автоматически абитуриентом он не становится, происходит это только в том случае, если вчерашний ученик решил продолжить свое образование. Если же он пойдет в армию или работать, то абитуриентом не станет.

Выпускник вуза носит наименование бакалавр.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Стадии

Чтобы было еще более понятно, кто такой абитуриент, рассмотрим, как меняется статус человека, получающего образование:

Таковы значения основных терминов, связанных с этапами получения образования.

Источник

Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?

Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.

Что такое бакалавриат?

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры

Чем отличается бакалавриат от специалитета

Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.

Источник

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза
Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Новости

Правовой статус выпускника вуза

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

«Последние звонки» прозвенели не только для учеников общеобразовательных школ, но и для выпускников высших учебных заведений.

По наиболее острым вопросам юридического положения молодых специалистов свою позицию выскажет доцент кафедры гражданского права и процесса Алтайского филиала РАНХиГС Светлана Бондаренко.

Для получения статуса выпускника вуза необходимо успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА) и получить документ об образовании (диплом). В соответствии со ст.59 Закона об образовании в Российской Федерации к ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.

Лицам, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому вузом.

Обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования (приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Остановимся на отдельных вопросах правового положения выпускника вуза, его правах и гарантиях.

Впервые легально закреплены основные понятия, имеющие отношение к выпускникам вуза, в федеральном законе от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

Молодой специалист – лицо не старше 35 лет, завершившее обучение по программам среднего или высшего профессионального образования, впервые устраивающееся на работу в соответствии с полученной квалификацией.

Молодежь, молодые граждане – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно.

Молодая семья – лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно.

Вопросы трудоустройства являются наиболее важными для выпускников. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о трудоустройстве выпускников (ст.29 Закона об образовании).

При этом, статистика показывает, что 80% выпускников Алтайского филиала РАНХиГС получают предложения о работе еще в период обучения, а более 90% выпускников работают по специальности уже в течение года после выпуска.

При этом, трудоустройство бакалавров, обучающихся на основе договора о целевом обучении, осуществляется не позднее срока, установленного договором, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Договор о целевом обучении может заключаться с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (в том числе, для обучения в магистратуре).

В случае неисполнения заказчиком целевого обучения обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, он выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен.

В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, осуществления трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Важно, что абз. 4 ч. 4 ст. 70 ТК РФ установлен запрет на установление испытания для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.

Статус «молодой специалист» сохраняется за работником в течение определенного законом или работодателем в локальных нормативных актах времени (как правило, от года до трех лет). В большинстве организаций срок сохранения статуса устанавливает сам работодатель.

Выпускник вуза после завершения обучения по программе бакалавриата может повышать уровень образования в магистратуре, что имеет практическое значение для трудоустройства и дальнейшего продвижения выпускников по карьерной лестнице, а в некоторых случаях является обязательным.

Например, в области юриспруденции:

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» (ст. 4 Закона о статусе судей).

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист» (ст. 40.1 ФЗ о прокуратуре).

В области государственного и муниципального управления:

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Важными гарантиями для молодых специалистов являются меры финансовой поддержки молодых специалистов.

На федеральном и региональном уровне молодым специалистам в основном установлены социальные гарантии в виде льготного жилищного кредитования, подъемных и т.п.

Одной из таких гарантий выступает государственная поддержка в виде социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее – жилищный кредит) на приобретение жилья по договору купли-продажи, уплату цены договора участия в долевом строительстве или цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве, если она соответствует следующим требованиям (пп. «г», «з» п. 2, п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050):

При этом, указанная социальная выплата может быть использована:

для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе по жилищным кредитам на уплату цены договора участия в долевом строительстве (пп. «е», «и» п. 2 Правил).

Размер социальной выплаты определяется в соответствии со следующими условиями (п. 10 Правил):

Стоимость жилья при этом зависит от установленного по муниципальному образованию норматива стоимости 1 кв. м жилого помещения площадью (п. п. 13, п.15 Правил).

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет:

Законодательством субъектов федерации и муниципальных образований могут быть предоставлены и другие меры финансовой поддержки молодым специалистам отдельных направлений подготовки и места трудоустройства (например, учителям, врачам в сельской местности).

Для отдельных категорий молодых специалистов законодатель устанавливает специальные меры социальной поддержки.

Преподаватели Академии провели контроль соблюдения прав человека в местах принудительного содержания

Директор Центра «Юридическая клиника» приняла участие в Летней школе «Живое право» в г. Санкт-Петербурге

Ведется обучение независимых наблюдателей на выборах 2021 года

Преподаватель Академии стал соавтором 12-томного издания о формировании и перспективах развития современного права

Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Источник

Современные выпускники вузов: кто они и как с ними работать

Кто такой выпускник вуза. Смотреть фото Кто такой выпускник вуза. Смотреть картинку Кто такой выпускник вуза. Картинка про Кто такой выпускник вуза. Фото Кто такой выпускник вуза

Генеральный директор компании «АМДтехнологии»

Максим Сохань, генеральный директор компании «АМДтехнологии», рассказывает, насколько адекватны запросы у выпускников вузов и как выстроить с ними работу.

Как за 10 лет изменились молодые специалисты

Команда – основа любого проекта, ключевой ресурс компании. В свое время нам повезло – большую часть основного состава мы собрали еще 10 лет назад, когда только начинали, и теперь год за годом усиливаем его.

Говоря о специалистах тогда и сейчас – специалисты с опытом за 10 лет в целом не изменились.

Что касается новичков и студентов – то тут можно составить целый шорт-лист отличий:

Отчасти эти отличия вызваны изменениями в программе, отчасти – изменениями преподавательского состава в вузах. На смену старой школе приходят молодые, более современные преподаватели, которые делают акцент на компьютерных технологиях.

Не могу сказать, что этот подход хуже – он просто другой. Наверное, это своего рода дань тотальной цифровизации общества. Больше информации в открытом доступе, не нужно держать много данных в голове, но нужно понимать, как и чем воспользоваться, чтобы добыть и обработать нужную информацию.

Я отношусь к этому смещению как к чему-то неизбежному: глубокие знания скоро перестанут быть необходимостью, по крайней мере, в начале карьеры. И так в любой сфере.

Например, с появлением калькулятора мы практически потеряли навыки сложных вычислений «в уме», да и те, кто до сих пор это делает хорошо, предпочитает пользоваться калькулятором, потому что это быстрее и продуктивнее.

Какие запросы у выпускников вузов

Запросы молодежи – это отдельный вопрос. Когда человек выходит из вуза, логично, что он хочет найти работу с хорошим уровнем оплаты. Однако не всегда молодые люди могут адекватно оценивать свою стоимость на рынке труда.

Это не новая проблема. Она существовала всегда.

Но для себя мы ее решили:

Пример 1. Мы набирали новых инженеров, и на собеседование пришел недавний выпускник с неадекватными зарплатными ожиданиями. Откуда такие ожидания – догадаться нетрудно. Мы работаем с рынком IT, в нашей сфере всегда были зарплаты выше среднего.

Мы не стали ему сразу отказывать. Сумму, которую он попросил, мы платим, но квалифицированным специалистам.

Я ответил, что могу дать и вдвое больше и предложил ему сделку: я задаю вопросы по его специальности, если не отвечает – минус 10 тысяч от зарплаты. Он начал сыпаться уже на первых, и сам прекратил собеседование, чтобы не уйти в минус.

Вопросы были при этом вполне простые, но характеризующие общий уровень знаний, которому должен соответствовать специалист определенной категории.

Пример 2. Молодой человек начал работать уже учась в университете. Он пришел к нам с определенным опытом и скромными запросами.

Когда мы поняли, что он из себя представляет как специалист, то сами предложили для него комфортную систему мотивации, чтобы стимулировать его к развитию.

Молодые специалисты приносят новые технологии

Сегодня, подбирая специалистов в команду, мы в первую очередь обращаем внимание на вуз, который кандидат окончил. Это довольно субъективный критерий, но в части тех же фундаментальных знаний он не раз себя оправдывал.

Конкретного шорт-листа у нас нет – предпочтение отдаем выпускникам солидных государственных вузов, сохранивших опыт и квалификацию, накопленную в советское время.

Когда человек уже пришел в команду, его «под крыло» забирают «старички», направляя, где-то страхуя в работе. Специально проектные команды мы не смешиваем и другим не советуем – важен баланс между старой и новой гвардией. Как правило, новые специалисты приносят новые технологии и стандарты, которые диктует рынок.

Так, например, в последние годы стало популярным BIM-моделирование и 3D-визуализация. Молодых специалистов этому учат уже в институтах, тогда как старшее поколение вынуждено осваивать эти технологии самостоятельно или с помощью дорогостоящих курсов.

Впрочем, совсем «зеленая» молодежь теперь редко приходит к работодателям. Уже начиная с 4-5 курсов многие студенты начинают подрабатывать, поэтому минимальный опыт есть у всех. Здесь важно, что они учатся работать над проектом, осваивают этапность, понимают необходимость командной работы. Но главное – учатся анализировать.

В вузе им дали базу, объяснили, как искать и использовать информацию, но по-настоящему думать, применять знания они научатся только тогда, когда в руки попадет первый реальный проект.

Не ждите чудес, просто вкладывайте в людей

У нас есть люди, которых мы сами вырастили. Они пришли к нам в последний год обучения, а сейчас уже работают руководителями направлений, ведущими инженерами.

Мы не ждем чудес, движемся от простого к сложному, вкладываем в людей: где-то учим сами, где-то оплачиваем курсы и спецтренинги. Но если человек сам не захочет развиваться – его не заставить.

К сожалению, наша профессия остановок в развитии не прощает – рынок и технологии меняются стремительно. Да и универсальных людей нет – есть менеджеры, которые связывают проект, разбираются во многих системах – но опять же, поверхностно. Глубже копнешь – и все, приплыли.

Универсального рецепта, как стать хорошим специалистом нет, принцип один – не иметь одного учителя и кумира, а учиться у всех и всегда. У наставников, у коллег, у подчиненных. Только внимательные и ответственные люди могут играть на опережение.

Что касается денежной мотивации, то она хорошо работает на проектах, но это скорее лекарство от выгорания.

Как работаем с премиальными: если сотрудник сделал много для компании, сэкономил на проекте деньги, принес большой заказ или хорошо отработал на перспективу отношений с заказчиком, то мы выписываем поощрение. Премии доходят до нескольких зарплат специалиста в денежном выражении.

Максимальная премия, которую мы выдали одному сотруднику, составила десять окладов. Как правило, сумма – это процент от прибыли по проекту.

Только вот в обратном направлении, к сожалению, такая схема не работает. Если ошибка специалиста обошлась компании в полмиллиона рублей, например, мы не можем взыскать с него эти деньги… Можем уволить, оштрафовать, лишить премии, но своих потерь все равно не покроем. Чтобы такие ситуации не возникали – приходится вкладывать в сотрудников по максимуму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *