Кто такой заблудший человек в православии

Значение слова «заблудший»

Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть фото Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть картинку Кто такой заблудший человек в православии. Картинка про Кто такой заблудший человек в православии. Фото Кто такой заблудший человек в православии

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЗАБЛУ’ДШИЙ, ая, ее [из церк.-слав. заблуждшій] (книжн. устар.). 1. Заблудившийся (поэт.). З. луч. Дствскй. Заблудшая овца (см. овца). 2. Беспутный, предавшийся порокам, опустившийся.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

заблу́дший

1. устар. потерявший дорогу; заблудившийся

2. перен. сбившийся с правильного пути в жизни; живущий в грехе, беспутный

Делаем Карту слов лучше вместе

Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть фото Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть картинку Кто такой заблудший человек в православии. Картинка про Кто такой заблудший человек в православии. Фото Кто такой заблудший человек в православииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выкамаривать (глагол), выкамаривает:

Источник

Надо молиться о всех. Рассуждения священника о церковной записке

В одной из бесед с настоятелем Свято-Серафимовского храма, протоиереем Николаем Катальниковым, я затронула тему церковной записки — листочка с перечнем имён, подаваемых на богослужение для поминания своих родных и близких. На первый взгляд незначительный вопрос оказался для батюшки “больной темой”. Так и получился целый разговор, который предлагается вашему вниманию. Итак, церковная записка — советы священника…

Если человек пришел в храм, он должен понимать, что он пришел не только от себя лично, но и от всех своих родных и близких. Отсюда церковная молитва о живых и мертвых, которых мы знаем. Отсюда существование записок, когда люди поминают не только себя, но и родных, и знакомых.

Как же правильно написать церковную записку? Во-первых, в записке нельзя писать имя человека, который не крещен. Обязательно надо указать, за что молимся: о здравии или о упокоении. Так и пишется: “о упокоении”, “о здравии”, а рядом — небольшой православный крест. Раз написали “о здравии”, то имена перечисляются в родительном падеже: “о здравии Ивана, Татьяны, Николая”, и т. д. В записке употребляются только христианские имена, желательно полные. Так, вместо “о здравии Ивана” лучше написать “о здравии Иоанна”. В церковной традиции принято также перед именами отмечать: “болящего”, “младенца” (ребёнка до 7 лет), и “отрока” (ребёнка старше 7). Если мы молимся о церковнослужителе, отмечается его сан: “епископа”, “протоиерея”, “монаха”.

Иногда можно встретить такую приставку, как “заблудший”. В связи с этим есть показательный случай из моей практики. Один раз попадается мне записка — “О здравии такой-то” и далее — человек десять “заблудших”. В связи с этим стоит напомнить, что заблудшие — это не алкоголики и наркоманы (их скорее всего следует считать болящими). Под заблудшими подразумевают отступивших от веры. Потому что, если “заблудший” — грешащий таким-то грехом, тогда кто из нас не заблудший? Если человек пошел в секту — вот это заблудший, потому что он был крещен и отошёл от своей веры. Это категория людей, за которых мы молимся, чтобы они вернулись в лоно Православной Церкви.

Встречаются ещё и “ненавидящие”, “обидящие”, которые попадают под ту же категорию грехов, свойственных каждому человеку. Поэтому лучше ограничиться следующим: священный сан, “болящий”, “отрок”, “младенец” и “заблудший” (человек, который в секте).

В записке о усопших пишется только церковный сан, а до сорока дней после смерти добавляется “новопреставленный”. Естественно, что и в этом случае упоминаются только крещёные люди.

Еще один очень важный момент — это часто встречающийся в записках просто безобразный почерк. Поэтому при написании записки надо представлять атмосферу, в которой она читается. Сотни людей, перед священниками тысячи имен, он должен их все прочитать и проговорить. И когда священнослужитель сталкивается с тем, что записка написана небрежно, то у него складывается соответственное отношение к тому, кто это пишет. Записки очень характеризуют человека, поэтому надо уважать священников и заполнять записки аккуратным, разборчивым почерком.

Не следует писать и бесконечные записки. Общепринятое число — 7-10 человек. Это разумно и реально. Если же мы начнем перечислять всех, кого знаем, то не хватит никакой службы. В записках должен упоминаться только очень близкий круг людей, в основном родители, дети, и те люди, которые очень нуждаются в помощи.

Бесспорно, что записка должна быть обязательно прочитана на службе. В связи с этим у людей существует много переживаний — а вдруг не прочитают, потеряют или забудут? Беспокоиться на этот счёт не нужно ни в коем случае. Надо понимать, что перед священником стоит задача помянуть круг людей, имена которых поданы в записках. Но в практической жизни из-за множества имён этого реализовать нельзя, особенно по большим и двунадесятым Праздникам. В связи с этим принято, что священник читает только заказные службы, а все, кто присутствует в алтаре (вторые священники и пономари), читают остальные имена. Эта форма не только допускается, но и считается нормой. Но даже для того случая, когда есть бесконечное количество имен, и их не успевают прочесть даже все, кто стоит у престола, существует следующая молитва из Литургии Василия Великого: “Помяни, Господи, всех, кого мы забыли помянуть, всех, кого некому помянуть, и всех, кого мы не помянули за множеством имен”. Поэтому, если имя не было произнесено, смущаться и волноваться не надо. Да и вообще лучше не прислушиваться в ожидании прочтения именно вашей записки, игнорируя другие имена. Ведь в чем смысл поминания? Все люди совместно поминают то конкретное имя, которое звучит сейчас. Этим молитва усиливается в десятки, в сотни раз. А зачастую получается, что мы пришли помолиться только за “своих”, и этим исключили себя из общего делания. На самом деле помянуть своих родственников — это не прошение к священнику, это прошение ко всей Церкви, а значит вся Церковь (которую составляет каждый из нас) должна молиться за этих людей. Таким образом мы сможем содействовать не только собственному спасению, но и спасению всех, кто нас окружает. Это и будет проявлением общности Церкви для спасения не только себя, но и всех людей, которые нас окружают.

Протоиерей Николай Катальников.
Беседовала Екатерина Громовая

Источник

Можно ли подавать записки о заблудших? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

14.11.2014 08:57:44

Кульков Сергей Андреевич

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.

— Известна ли разница в возрасте Авраама и Сары? Ведь Аврааму было семьдесят пять лет, когда ради Сары ему было хорошо у фараона. А сколько лет было Саре, есть ли у них разница в десять лет? Если есть, то, значит, фараон прельстился шестидесятипятилетней Сарой?

Так вот, в мицраиме, в Египте, в то время жили чернокожие хамиты, и светлокожая женщина выглядела красавицей, несмотря на свой возраст. В шестьдесят пять лет она была без отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота, что свойственно хамитам. В православной «Толковой Библии», в Толковании на книгу «Бытие» (Быт.12, 12) сказано: «В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а сама жена бралась в гарем. В особенности широко это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и эфиоплянками».

Но с другой стороны, братья и сестры, надо понять: эта праведная женщина обладала духовной красотой, которая с годами все ярче и ярче проявляла себя.

Например, читаем: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане, насажденные в доме Господнем они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс.91,13-15).

Это косвенно подтверждается и следующими словами: «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Быт.12,11). Можно перевести: вот, теперь я знаю. Что значит «Вот теперь я знаю»? А что, раньше он не знал, что она прекрасная видом? В экстремальных обстоятельствах лучшие духовные качества раскрываются с наибольшей силой. Например, апостол Петр писал об этой удивительной женщине Саре, ставя ее в пример всем христианкам: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».

То- есть, украшены были добродетелями как подлинной красотой. Петр пишет: «Так Сара повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет 3, 5-6).

А вот описание Пресвятой Девы Марии, праведная Сара была ее праматерью. Пречистая Дева Мария окончила свою жизнь земную в годах преклонных. О внешнем виде Девы Марии сохранились известия в исторических описаниях святого Епифания и Никифора Каллиста: «Она была роста мерного, немного выше среднего, цвет ее лица был, как цвет зерна пшеничного, волосы у нее были светлорусые и несколько златовидные, глаза ясные, взгляд проницательный со зрачками, как бы цвета маслины, брови немного наклоненные и довольно черные, нос продолговатый, уста, подобные цвету розы, исполненные сладостных речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В ней во всем была простота и совершенное смирение». Все современники, которые удостаивались счастья видеть Пресвятую Богородицу во время Ее земной жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивной красотою в Ее преклонном возрасте.

Святой Дионисий Ареопагит через три года после его обращения святым апостолом Павлом из язычества в христианство сподобился видеть Пресвятую Деву Марию в Иерусалиме, когда Она была уже в преклонных летах. Описывая это свидание святому Павлу Дионисий так выражается, что его ум и сердце изнемогли при созерцании величия ее божественной красоты, и что он готов был ей поклоняться как Богу, если бы не ведал, что Бог есть един.

Вот такие свидетельства сохранились с древних времен.

— Батюшка, если мы затронули тему внешней красоты духовных людей, святых людей…

Это так ее вразумило, что с того дня она действительно перестала пользоваться косметикой.

— Я тоже могу засвидетельствовать, что Татьяна Подосинкина удивительно юный человек, несмотря на ее возраст. Я вижу, как с ней общаются подружки, люди разного возраста, и все поражаются: какая духовная активность! Она легко поднимается, отправляется куда – то, я видел, как она проводит беседы с посторонними людьми, то, что называется уличная миссия. Это поражает. И хотя она старше меня, в ее присутствии иногда чувствую себя старичком. Действительно, религиозная активность красит человека, и он в старости свеж и юн.

— А ведь Христос говорил: «Будьте, как дети». Конечно, он не имел в виду, что мы уменьшимся, но по простоте. Какие у нас еще вопросы?

— Брат Андрей из Белгорода: Отец Олег, у меня возник такой вопрос. Ведь заповеди были даны Моисею позже событий с Иосифом, но спрос в соответствии с ними был еще до их получения? И еще: я уже не первый раз сталкиваюсь с мыслью, что с избранников спрос строже. Это где – то конкретно оговаривается в Писании или просто вытекает из описанных там событий?
Батюшка, еще поясните, что за события с Иосифом.

— Дело в том, что Иосиф Прекрасный умер раньше своих братьев. Сказано: «И похоронили братья Иосифа». А ведь он был самый младший, не считая Вениамина. Почему же они похоронили его? Они, его братья, были значительно старше Иосифа Прекрасного. Имеется в виду, что есть заповедь, которая отвечает за долголетие: «Почитай отца и мать и будешь долголетен на Земле». И получается, что Иосиф нарушил эту заповедь. А как он мог нарушить? Когда в его присутствии его братья рассказывали об отце, они говорили: «Твой раб, отец наш, чувствует себя хорошо», и он промолчал.

Однако из книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божиего закона. Например, читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4,3-4).

Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости, особенности их приношения: «От плодов Земли дар Господу, от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Сказано: «Из птиц чистых и из птиц нечистых, из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из зверей, и из всех пресмыкающихся по земле» (Быт 7,8). А он же не читал, Ной, книгу Левит, она еще не была написана. Авраам знал Закон о десятинах. Читаем: «Авраам дал ему, то есть священнику Мельхиседеку, десятую часть из всего» (Быт14,20). Иаков, патриарх, тоже знал Закон о десятинах по обету. Он говорил: «Из всего, что ты, Боже, даруешь мне я дам тебе десятую часть»

— Да, батюшка, вот, вопрос от Сергия: Сущая же власть от Бога, учиненная суть (Рим 13, 1). Недавно познакомился с очень сомнительным толкованием данного текста. «Несуществующее» в кавычках всесуществующее, а настоящее, то есть истинное сущее, власти от Бога учинены, все остальные не от Бога. Следовательно, последним мы и не обязаны подчиняться. Отец Олег, что вы скажете по этому поводу?

Ориген продолжает: «Так и всякая власть дана от Бога доброму на хвалу, злому в отомщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с Божественными законами.

«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, принуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Это официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которую мы обнаруживаем в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». По – моему, все уравновешено.

— Очень мудро, я думаю, важно знать это.

— Да, люди иногда не всегда понимают позицию.

— Отец Олег, не объясните ли вы мне псалом 74? Такая фраза в Псалтири: «Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, но наполненная раствором и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются. Выпьют все грешники Земли».

Например, конфликт идет между православной стороной и православной стороной. Кого Богу наказывать? Он обязательно накажет и ту, и другую сторону. Или, например, в обычной жизни один христианин ссорится с другим, а какое будет наказание? Оно, скорее всего, будет в одну и в другую сторону, если они неадекватно отреагировали на этот конфликт, не попытались его разрешить церковными методами.

— Скажите, пожалуйста, нужно ли молиться за сектантов?

— А Вы утренние молитвы читаете?

— Да, я все читаю, я молюсь, я семнадцать лет молюсь, но никакого сдвига нет: то одна ходила, то детей теперь вовлекает туда.

— А можно ли подавать записки о заблудших?

— Ну, мы сегодня, когда был первый час Библейского лектория, беседовали о преподобном Сергии. Так, вот, когда он еще не был Сергием, а когда он был Варфоломеем, в то время на Руси имя Варфоломей не произносилось так, как произносится сейчас. Оно произносилось Варфломей и, если бы в древности кто – то поискал этого отрока, и он говорил: «Мне нужен Варфоломей», он не нашел бы его. Он должен был говорить: «Где Варфломей, сын боярина Кирилла и жены его Марии?» Тогда бы он его нашел.

Дело в том, что имена за какое – то время могут видоизменяться. Мы не видим совпадения во всех случаях греческих имен святых с русской транслитерацией этих имен, иногда у нас имя меняется. А библейские имена вообще меняются до неузнаваемости. Какое у нас на Руси самое распространенное имя? Иван. А кто знает, что это еврейское имя? Оно звучит как Иоаханан. Или, например, мы говорим: Иисус Христос. А как это звучало во дни Иисуса Христа?

— Значит очень важно знать, да?

— Это очень важно, когда идет борьба за имена.

— Скажите, пожалуйста, как относиться к человеку, который постоянно обманывает и так привык, что изменить, что – либо невозможно, отойти от этого человека тоже трудно. Как относиться к таким людям?

— Ну, однажды апостол Петр задал подобный вопрос: «Сколько раз прощать брату, до семи ли раз?» Христос ответил: «Не говорю, что до семи раз, но говорю до семидеста семи раз». Тоесть, если мы с вами постоянно нуждаемся в спасении, то мы должны и другим тоже находить спасение через прощение, потому что мы сами нуждаемся в спасении через прощение.

Вот, эти цитаты из Ветхого завета, видимо, были актуальны для того времени. Почему-то в толкованиях я ничего не нашел объясняющего. Ведь такие слова могут быть пищей для фанатиков!

И так оказывается, что этот вид наказания не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога в жестокости, и отрицая, что есть в Нем, то есть в Боге некое человеколюбие. Сомневаются в том, что Он полон милосердия, ибо этим народ не осуждался, то есть, когда было казнью уничтожение целых городов, но от грехов очищался».

Он даже пишет: «На это мы ответим, что Бог знает меру, как всего, так же и наказания. И не может не быть предупреждена через решение судей, не быть отнята у него власть после того наказать грешника, и тяжкий грех заглаживается через тяжкое и долговременное наказание». Это Блаженный Иероним Стридонский в «Толковании на книгу пророка Наума» на первую главу, девятый стих.

— Батюшка, краткий вопрос еще.

— То есть он показывает, что это Божие милосердие. Просто Он дает страдать в этой жизни, чтобы там грешники не страдали, не мучились.

У нас накопились просьбы о молитве. Мы помолимся о здравии и упокоении, и так же прошу вас молиться за то служение Слову, евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Христос.

Источник

О заблудших: забота, любовь, милость. Марина Журинская о 15 главе Евангелия от Луки

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть фото Кто такой заблудший человек в православии. Смотреть картинку Кто такой заблудший человек в православии. Картинка про Кто такой заблудший человек в православии. Фото Кто такой заблудший человек в православии

Долог путь Христа в Иерусалим — из-за того, что на этом пути Он рассказывает людям то, что они должны узнать, запомнить, принять в сердце и стараться этому следовать. Дальше — наше личное дело, вопрос совести, вопрос выбора, вопрос свободы. Нередко выбор оказывается ложным, и тогда при словах, например, «Я защищаю свою веру» хочется задуматься: а что же это за вера такая, что ее вот так защищают.

А вот какова вера Христова.

Мытари и грешники стремились слушать Христа, что вызывало недовольство фарисеев и книжников. Христос сказал им притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Про грешника здесь все понятно, его принимают с покаянием. Бог принимает. Это Его дело. И, простите, противно читать рассуждения о том, что Имярек, конечно, обречен геенне, а мы должны радоваться справедливому воздаянию. Так вот, Бог при этом не радуется, радуется сатана, — и на чьей вы стороне? И что там полагается каждому из нас по справедливости? И кто здесь праведник, не имеющий нужды в покаянии? Отзовитесь, интересно было бы посмотреть на такое исключение из рода человеческого. Ох, не обрадуются вам на небесах. Даже если возьмут.

На ту же тему — притча о драхме, в которой вся коллизия излагается на еще более простом, заурядном примере: «. какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Здесь очень трогает не только женский аспект (очень домашние хлопоты при поисках) и женский коллектив радующихся, но и дивная картина радующихся Ангелов.

Собор Архистратига Михаила мы привычно рисуем себе как воинство, Ангел Хранитель в церковной письменности обычно плачет в отдалении, потому что любит человека всем своим чистым существом, но не может к нему приблизиться, не может войти в смрадную ауру греха и злобы. А здесь — представьте себе только сонм радостных Ангелов! И всеобщее ангельское ликование по поводу одного раскаявшегося грешника. Мне почему-то кажется, что он тоже радуется, хотя еще немножко смущен.

Ну, что же, еще раз скажем, что для Бога любой человек дорог и на небесах любому рады. Что же касается требования покаяния, то не следует рассматривать это как воспитательную или юридическую меру. А то очень уж сейчас разошлась идея о том, что некто должен каяться в том, в чем мы его обвиняем, во всеуслышание и перед нами, и тогда мы его, может быть, простим. Ну, попинаем разве что немножечко, но разве что для порядку. Чтоб помнил, кто он и кто мы.

В этой системе для Бога места не находится. Но Ему наше покаяние нужно. в наших же интересах. Потому что без покаяния грешник не в силах взглянуть Ему в лицо — сгорит мгновенно. Потому что нежное прикосновение ангельского крыла превратит его в пепел. Потому что ему не переступить порог рая. Такая вот духовная «физика». И это нам хорошо известно: об этом подробно говорится в последовании ко Святому Причащению: Тело и Кровь Господа — это огонь, попаляющий недостойное, очищающий от скверны. Покаяние и причащение очищают нашу духовную природу, дают благодать, делают для нас возможным богообщение и вхождение в Царство Небесное. Надолго ли? Это уж кто как сможет.

И вот, подготовив таким образом Своих слушателей, Христос рассказывает им великую притчу о грехе и воздаянии, о любви и милости, о тайной корысти и самопревозношении, — притчу о блудном сыне, которая готовит нас к Великому посту, а по-хорошему должна сопровождать всю нашу жизнь. Нет надобности как-то заново интерпретировать эту притчу, но необходимо ее читать снова и снова, обращая внимание то на один аспект, то на другой. Таким именно образом наше существо входит в некое подобие резонанса со Словом Божиим. И дело не в том, что мы при этом совершенствуемся (сейчас почему-то это считается страшным грехом, хотя что уж тут дурного, если мы стремимся познавать истину, как этому учил нас наш Спаситель), а мы просто приобретаем навык рассмотрения себя перед лицом Божиим.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». Многократно отмечалось. что молодой человек не просто проявил жадность и продемонстрировал, что от отца ему нужно имущество — ничего более их не связывает; нет, он продемонстрировал подсознательную жажду смерти отца. Заметим, что никто его из дома не гнал, а просто хотелось вволю попользоваться полученными материалными благами подальше от отцовских глаз, чтоб стыдно не было: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Отметим, что веками проповедники и писатели (а также художники) предлагали нам душераздирающую картину молодого человека, что называется, из хорошей семьи, вынужденного есть свиной корм. Ан не тут-то было, не давали. Вообще-то рожки — такие плоды дерева семейства бобовых, вроде акации, и говорят, что довольно приятные на вкус. Только для сюжета блудного сына это имеет чисто академическое значение, потому что экологически чистые и питательные рожки шли свиньям, а свинарю давали, наверное, что похуже. К тому же понятно, что несчастный оказался вне ветхозаветной общины, в которой свинина была под запретом.

И вот тут наступил момент горького прозрения. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему». Ничего страшного нет в том, что первичным стимулом послужил голод. Не нужно презирать этого человека за его «животные» устремления. Давайте сделаем мощное усилие, оторвемся от распространившейся, как эпидемия, привычки всех подозревать, презирать и ругать и увидим, что блудный сын уже переступает через гордыню, через страшное искушение утверждаться в собственной силе, в том, что «мне от вас ничего не нужно». Еще как нужно-то! Всем нам друг от друга чего-то нужно: любви, тепла, сочувствия, участия, понимания. И всем нам много чего нужно от Бога: нашего с Ним общения, Его благодати, Его спасения. И Ему нужно наше к Нему обращение, наша любовь к Нему и к ближнему. А при горделивом устремлении к самостоятельности мир может рассыпаться на атомы. Что вроде бы уже и происходит.

Итак, первый шаг сделан: сын пошел к отцу, что называется, сдаваться, готовый к любому наказанию. Но не к тому, что произошло: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». Рембрандт гениально передал в своей картине вселенский духовный смысл покаяния грешника и отеческого отпущения грехов. Но представляется, что в тексте апостола Луки мы находим жизненные подробности, которые согревают и веселят душу, — и от этого все событие не становится менее потрясающим. Смотрим: хотя сын видит бегущего отца, и тот его уже обнял и поцеловал, и юноша понимает, что прощен и принят, это не отменяет для него долга покаяния. Он уже не тот, он должен сказать приготовленные, выстраданные слова сокрушения не для того, чтобы что-то получить (уже получил!), а для того чтобы очистить душу. И вот ведь как: он искренне считает себя недостойным того, чтобы восстановиться в качестве сына, стать достойным сыном своего отца. А вот ведь делает именно то, что его восстанавливает, — правда, не по его заслуге, а по милости отца. Вот здесь такой наглядный образ смирения, которое состоит в со-творчестве.

Любовь и радость отца представлены в образах изобилия милостей и щедрот. В честь возвращения блудного сына устраивается пир, и сам он на этом пире — в роскоши и почете. Сказано же —Бог дает «просто и без упреков» (Иак 1:5). И отметим заодно, что в своем подсознательном желании смерти отца, о котором говорилось выше, сын сам стал мертвецом, и это было одним из источников отцовской боли.

Но дальше все гораздо хуже. Блудному сыну хорошо: поддался совершенно свинским желаниям, насвинячил, попал к свиньям и сам стал хуже свиньи — и раскаялся, и было в чем. А вот со старшим все серьезнее.

«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти».

Перед нами человек постарше, уделяющий много сил и времени хозяйству. В общем, это понятно, потому что он — прямой наследник всего, что осталось после того, как младшему была выделена его доля. Напрасно было бы думать, что он прилежно работает на отца, это не так: на себя. И очень тонкий штрих: услышав, что в доме веселятся, он не обрадовался и не побежал туда, а насторожился: радость ему подозрительна. Ну да, конечно, серьезный, положительный человек; таких много. Он осторожен, он сначала вызывает слугу и расспрашивает его. В чем-то он подозревает отца, в чем-то ему не доверяет, каких-то его поступков опасается, — в общем, нет у него к отцу доверия. А тем самым и любви тоже нет, сплошное долженствование: отец должен передать ему имущество. Он должен соблюдать сохранность этого имущества. И все дела.

А в словах слуги, человека, очевидно, вполне простодушного, мы слышым важное: он полагает, что отец заколол теленка, обрадовавшись, что сын здоров и ничего страшного с ним не случилось. То есть теленок — это благодарственная жертва. А вот старшего сына это не устраивает. Он не видит основания для радости. Ему не за что благодарить. Более того, мысль, что отец радуется, приводит его в ярость, сковывающую движения: он даже в дом не может войти.

«Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Мы видим, что добродушный и любящий отец поступает с этим сыном точно так же, как и с блудным: выходит навстречу. Нет у него ни гордости, ни гневливости. Он хотел бы собрать своих сыновей, чтобы жили вместе с ним в любви и радости, чтобы любили и его, и друг друга. А вот нету для него любви у «добропорядочного» сына, — ни к нему, ни к тому, которого тот даже не в состоянии назвать братом, а говорит «этот сын твой». В виде упрека идет в ход упоминание о заслугах (а говорил же Христос, что тот, кто делает то, что должен — раб ничего не стоящий, а не сын), о том, что они не были достойно вознаграждены. поминалось и порочное прошлое «этого сына», в общем, все, что полагается, когда выявляется, что за порядочным поведением стоит гордость, корысть, черствость и самопревозношение, и все это выливается в ненависть к ближнему, — ну и протест против Бога, который не склонен делать различия между работниками первого часа и одиннадцатого (см. Мф 20:1-16).

Но никакая злоба не вызывает ответной злобы у отца. «Он же сказал ему: сын мой!

ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Вот такое противопоставление: брезгливое, отстраняющее «сын твой» (явно же происходит из нехороших слов Адама про жену, «которую Ты мне дал» (Быт 3:12) и теплое, примирительное «брат твой».

Так что хорошо бы спокойнее относиться к собственным постовым упражнениям, не слишком их возвеличивая и не слишком убиваясь из-за недочитанного канона, а постараться сказать хотя бы мысленно «брат мой» тому, кого лукавый велит презирать.

На заставке: Гелий Коржев. Блудный сын

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *