Кто такой заглавный герой
Заглавный герой
Заглавный герой произведения отличается от всех других героев тем, что он находится в центре всего повествования, в центре событий произведения, даже если не принимает в них непосредственного участия. Иными словами, всё повествование ведётся во имя него. Так, собака Муму является заглавной героиней рассказа Ивана Тургенева «Муму», хотя, очевидно, не является главной героиней рассказа. С другой стороны, Родион Раскольников хотя и является главным героем романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, однако не является его заглавным героем, так как его имя не вынесено в заглавие романа.
Однако заглавный герой часто всё же является одним из главных героев художественного произведения, например, Дон Кихот в одноимённом романе Мигеля де Сервантеса, Евгений Онегин в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» и Илья Обломов в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Примерами заглавных героев в телевизионных сериалах и кинофильмах могут служить инопланетное мохнатое существо по имени Альф из одноимённого ситкома, вампир Ангел из телесериала «Ангел» и Бэтмен в серии фильмов о нём. Заглавный герой может и не обладать именем, например как в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Если в заглавии художественного произведения не присутствует никакого персонажа, то произведение не имеет заглавного героя. Так, в пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» нет никакой заглавной роли. Заглавных героев в произведении может быть и несколько — так, в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» их двое.
Значение словосочетания «заглавный герой»
Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем. Данная ошибка употребления встречается довольно часто и связана с паронимией пары слов «главный — заглавный».
Заглавный герой произведения отличается от всех других героев тем, что он находится в центре всего повествования, в центре событий произведения, даже если не принимает в них непосредственного участия. Иными словами, всё повествование ведётся во имя него. Так, собака Муму является заглавной героиней рассказа Ивана Тургенева «Муму», хотя, очевидно, не является главной героиней рассказа. С другой стороны, Родион Раскольников хотя и является главным героем романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, однако не является его заглавным героем, так как его имя не вынесено в заглавие романа.
Однако заглавный герой часто всё же является одним из главных героев художественного произведения, например, Дон Кихот в одноимённом романе Мигеля де Сервантеса, Евгений Онегин в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» и Илья Обломов в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Примерами заглавных героев в телевизионных сериалах и кинофильмах могут служить инопланетное мохнатое существо по имени Альф из одноимённого ситкома, вампир Ангел из телесериала «Ангел» и Бэтмен в серии фильмов о нём. Заглавный герой может и не обладать именем, например как в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Если в заглавии художественного произведения не присутствует никакого персонажа, то произведение не имеет заглавного героя. Так, в пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» нет никакой заглавной роли. Заглавных героев в произведении может быть и несколько — так, в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» их двое.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дозволить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выражения «заглавный герой» и «главный герой»
В чем состоит разница между заглавным героем и главным?
Архив
Выражение «карт-бланш»
Пятерка по русскому
Выражение «из огня да в полымя»
Пятерка по русскому
Слово «возрасты»
Пятерка по русскому
Слово «досуг»
Пятерка по русскому
Выражение «не произносит звук»
Пятерка по русскому
Выражение «порция зраз»
Пятерка по русскому
Новости Lentainform
Цифры дня
Великолепны, как и всегда!
Детектив «Великолепная Пятерка» пользуется высоким интересом у телезрителей страны и демонстрирует превосходные результаты. Доля сериала с начала показа нового сезона составила 9,8% в аудитории «Все 18+».
Новости канала
Пятый канал стал победителем престижной международной премии «Promax Asia 2021»
В номинации «Best Drama Campaign» — «Лучшая драматическая кампания» серебро завоевало промо к сериалу «Ментозавры».
Пресса о компании
Как герои сериала «Великолепная пятёрка» отличились в Крыму
На полуострове завершились съемки нескольких серий популярного сериала «Великолепная пятерка».
© АО Телерадиокомпания «Петербург», 1998—2021. Все права защищены.
Используя настоящий сайт, Вы тем самым обязуетесь выполнять условия Соглашения и учитывать информацию, содержащуюся в Уведомлении.
Внимание! Отдельные видеоматериалы, размещенные на настоящем сайте, могут содержать информацию, предназначенную для лиц, достигших 18 лет.
Архив форума
Тут мы горячо обсуждали вопрос, который идет, наверное, по ведомству преподавателей литературы.
в общем, не знаю, по чьему ведомству.
Я понимаю, принципиального или практического значения этот вопрос не имеет (ну только разве для игры в «Угадать литературного героя» :))
И все-таки: он главный тоже?
Справка на Ваш вопрос, ne znatok, отвечает так:
Ответ справочной службы русского языка
Марго, вопрос ведь не в том, кто заглавный, это-то понятно из самого слова.
Bопрос был: входит ли понятие «главный» составной частью в «заглавный»?
Хотя, на мой взгляд, хотя бы одним из главных героев заглавный должен быть непременно. Другой вопрос: как выделить _всех_ главных, по какому признаку? Ведь даже если вспомнить «Мастера и Маргариту», то и до сих пор четкого определения того, кто же там главный герой (или четкого круга главных), так и нет. Выходит, что это понятие довольно субъективное?
А я бы и Каренина сочла за героя второго плана.
Но меня интересует исключительно это:
С Анной Карениной тут нет проблем.
У меня, кстати, там были три примера.
Мое мнение не изменилось:
>> на мой взгляд, хотя бы одним из главных героев заглавный должен быть непременно.
Вот и я так считаю.
Но не все со мной согласны. 🙂
adada,
т.е. по-Вашему, заглавный и главный вполне могут прбывать в почти непересекающихся плоскостях. А встретиться лишь однажды.
Вот, в «Каменном госте», они, кажется, встречаются трижды.
А в «Медном всаднике»? Дважды, вроде бы?
Ne znatok, как по-Вашему, является ли Белкин Иван Петрович главным героем «Повестей Белкина»? Или хотя бы одним из главных?
Вы еще скажите «Сказки братьев Гримм». :))
Увы, не могу: книги с заглавием «Сказки братьев Гримм» не существует. Не существует поэтому и заглавного героя «братья Гримм». Вероятно, Вы имели в виду книгу «Сказки» авторами которой являются братья Я. и В. Гримм?
с Улиссом мы незнакомы. Вернее, так, шапочно.
>> В котором заглавный Улисс формально вообще как бы и не присутствует.
P.S. Марго, а Вы «Улисса»-то прочли? Я так только листал. осилил шапочно :).
====================
Вообще же вопрос интересный. Надо больше примеров поискать, статистики по частотности героев и заглавности главных глав.
>> Марго, а Вы «Улисса»-то прочли?
Нет, конечно. И Лессинга тож. Я свой ответ на Вашем умозаключении строила. Однако если Вы «только листали», то, возможно, Ваше «вообще как бы и не» ошибочно.;)
Насчет Волшебника и группы см. моё же от 16:22, выделенное прописными.
Аналогично «Волшебнику»- и Снежная королева (см. первый пост). Ну не могу я ее держать за второстепенную, хочубей.
>Ну не могу я ее держать за второстепенную, хочубей.
Или мы «герой» как-то по-разному понимаем?
Ну, примерно, как памятник Петру Первому в поэме Пушкина не прописан как личность.
Как тот же памятник.
Именно персонального, личностного-то в них и нет. Или я не вижу.
=============
Вот осколок зеркала в сердце заменить труднее.
Интересно, а если бы Кай не попал к С. К., как бы Герда проявила все эти чудеса героизма и в результате спасла Кая?
>> Замените Снежную Королеву на Королеву Жары.
И это можно. Как и заменить Кая и Герду на, предположим, Люсю и Витю. Только к чему?
>Ну, примерно, как памятник Петру Первому в поэме Пушкина не прописан как личность.
Вот я и не вижу как-то в Снежной Королеве бессмертной души. вообще никакой.
А, как известно со времён берендеевых, «Снегурочки _бесчувственной_ кончина. печалить нас не могут!»
P. S. Найду новые заглавности когда вернусь.
Ну, adada, Вы даёте!:) Придется перечитать сказку с этих позиций.:)
Эта мысль навестила меня пару лет назад. Возможно, что-то натолкнуло на нее на Вече, не помню. Проверка по Яндексу показала, что тема отчасти уже разработана, на диске остались с тех пор несколько файлов от ноября 2007-го.
Далее планировалось подобрать англоязычные источники, не исключено, что-то, как и наши, упустившие с образом Снежной Королевы. Камни ведь не всегда удается сложить беззазорно, между ними остаются щели, в которых может прорасти какой-нибудь сорняк! :))
Потом все забылось. До сегодняшнего дня.
ne znatok, а вот мне кажется, что заглавные герои упомянутых Вами трех произведений главными не являются. Марго совершенно права, когда говорит, что если писатель вынес чье-то имя на обложку, то этот персонаж имеет важное значение. Но, думаю, не всегда такой персонаж является главным или одним из главных героев. Герой, имя которого вынесено в заглавие, может быть важным для раскрытия образа ГЛАВНОГО героя или идеи произведения. Подумайте, разве Пушкина и Андерсена волнует судьба Командора, Медного Всадника, Снежной Королевы? Разве их история раскрывается в этих произведениях? Разве есть развитие этих образов?
Если в книге действует СУДЬБА, которая направляет ход сюжета и управляет жизнью и смертью героев, то чего уж о ней «волноваться»!
«Судьба стучится в дверь», сказал о ней Бетховен, и беспокоиться следует о судьбе тех, в чью дверь (или в окно, как в «Снежной королеве») она постучалась.
Мы ведь о Бетховене?
Именно это «та-та-та-ТАААМ. » мой приятель в Москве, когда дверь в квартиру обивал, изобразил обойными гвоздиками. Смотрелось внушительно!.
<> та-та-та-ТАААМ.
Мы ведь о Бетховене?>
Да, я помню то старое обсуждение:).
Всё же не думала, что оно сподвигнет Вас, adada, на столь жестокое отношение к маленькой Генриетте. Вы решительно отказали ей в женственности, а ведь Вы прочли сказку, не только посвящение. Неужто мужчине надо обязательно побыть гадким утёнком, чтобы постичь философию Андерсена?;)
%%жестокое отношение к маленькой%%
Нет смысла заниматься жестокостями, можно и так заласкать! 🙂
Гадкий утенок. гм! Это, вроде бы, удел лолит, а не гумбертов. И прикопался я к Андерсену только потому, что, видите ли, мне в детстве один вариант сказки начитывали, а в зрелости и в окончательной спелости выяснилось, что у нее совсем иной финал, псалмовый!
И что я мог положить на этот возмутительный факт? Только эротическую оппозиционную депоэтизацию! Такова, знаете ли, жизнь.
Тигра, ну конечно, не обязательно в развитии! Но и не всегда персонаж, имя которого в заглавии, является одним из главных героев. Так мне кажется. Со «Снежной королевой» вообще можно ряд параллелей провести. «Морозко», «Мороз, Красный Нос», «12 месяцев».
О да, в детстве у нее действительно был несколько иной финал. 🙂
Заглавный герой
Напишите отзыв о статье «Заглавный герой»
Примечания
tezaurus/library.php?view=c&course=3&raz=4&pod=3 Собственные имена] // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия»
Ссылки
Отрывок, характеризующий Заглавный герой
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.
Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.