Кто такой загребной и его функции в академической гребле
Кто такой загребной и его функции в академической гребле
к сожалению, отставание результатов наших девушек, казалось бы преодоленное на первенстве Европы 1983 г., где Г. Шарафутдинова, Т. Числова сумели опередить спортсменок ГДР. Впрочем, лидер наших байдарочниц А. Апанович по возрасту (1969 г. р.) сохраняет возможность стартовать и во II юниорском чемпионате мира, и мы надеемся, что она значительно повысит свое мастерство.
Если вспомнить, что из маленьких городов вышли многие победители и призеры всесоюзных соревнований — нынешние лидеры юношеской сборной, то можно сделать вывод о необходимости самого пристального внимания к периферийным центрам, небольшим секциям гребли как со стороны тренеров сборных команд, так и Всесоюзной федерации гребли на байдарках и каноэ.
В заключение хочется сказать несколько слов молодым гребцам, хорошо проявившим себя в нынешнем се-
зоне: теперь все зависит от вас самих, от вашей целеустремленности, силы воли, работоспособности, дисциплинированности и желания повышать свое спортивное мастерство. Только в этом случае к вам придут настоящие большие победы, которых мне вам конечно же хочется пожелать. Хочу пожелать вам легкой воды и удачи на финише. Ведь вам нести дальше и приумножать славные спортивные традиции таких выдающихся советских гребцов, как олимпийские чемпионы А. Шапаренко, В. Диденко, Ю. Стеценко, В. Морозов, А.Дегтярев, С. Нагорный, В. Романовский, С. Чухрай и В. Парфенович, Н. Гопова-Трофимова, Е. Курышко, Ю. Рябчинская (гребля на байдарках), А. Виноградов, С. Петренко, А. Рогов, С. Пострехин (гребля на каноэ), и многих других, начавших свой путь в большой спорт со стартов в юношеских первенствах.
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДНОЙ ТЕХНИКОЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ
B. М. Лазуткин, кандидат
педагогических наук,
Н. В. Моржевиков, кандидат
педагогических наук,
C. К. Шляков, ЛНИИФК
Командная техника гребли — это специализированная система одновременных и последовательных движений членов экипажа, характеризуемая близостью их биомеханических параметров и направленная на обеспечение наиболее эффективного продвижения лодки.
Индивидуальное мастерство гребцов, сидящих в одной лодке, является предпосылкой для создания командной техники гребли. В литературе отмечается, что характер перемещения общего центра тяжести (ОЦТ) членов команды, суммарная масса которых много больше массы лодки, значительно влияет на ее скорость. Рекомендуется синхронное перемещение гребцов в лодке и строго одновременное приложение сил к веслам и подножкам (Кирсанов В. А., 1969; Комаров А. Ф., 1975; Емчук И. Ф. и др., 1978). Особо отмечается необходимость согласованности действий в ключевые моменты цикла гребка, в частности, в конце подъезда — начале гребка (Жига-
лов Ю. А., Моржевиков Н. В., 1973). Эта фаза является исключительно важной в цикле гребка, так как от характера взаимодействия в это время экипажа с корпусом лодки зависит «западение» ее скорости.
К моменту окончания подъезда — начала гребка некоторые индивидуальные различия в характере движений, которые допускают отдельные члены команды при перемещении на корму, должны как бы стереться, т. е. этот момент является контрольным по времени для экипажа. Имея подобные ориентиры, 2 — 3 контрольные точки в цикле гребка, можно с уверенностью говорить, что постепенно в процессе подготовки будет получена высокая степень синхронности действий экипажа на протяжении всего цикла.
В нашем исследовании затронута лишь одна контрольная точка — конец подъезда — начало проводки.
На основании анализа данных лите-
ратуры, педагогических наблюдений и расчетов было установлено, что неодновременное приложение сил в начале гребка вызывает увеличение отклонения лодки от курса и потерю баланса, ведет к уменьшению суммарной мощности гребка команды, создает субъективные неудобства для членов команды, что сопровождается бесполезной тратой некоторой части развиваемой гребцами мощности. Все это приводит к снижению скорости лодки.
В исследовании экспериментально выяснялась возможность инструментального управления одновременностью действий гребцов в команде. С этой целью в тренировках использовался специально разработанный нами звуколидер (ЗЛ), который позволяет сформировать звуковой сигнал определенной длительности — от 0,4 до 1,2 с с частотой повторения от 12 до 48 импульсов в минуту. Спортсменам давалось задание грести в заданном темпе, совмещая начало рабочей фазы с началом звучания сигналов ЗЛ. Длительность сигнала устанавливалась с учетом получения желаемой продолжительности рабочей фазы гребка. Предполагалось, что управляющие сигналы ЗЛ послужат средством дополнительной ориентации для членов экипажа, что позволит им вносить коррекции в собственную двигательную программу: на этой основе улучшится одновременность действий всей команды.
В качестве контролируемого параметра была выбрана величина рассогласования между членами команды и загребным по моментам начала приложения усилий к рукояткам весел (нахождения «опоры» в воде) — в. Исследовались одновременность нахождения опоры веслами в начале гребка при различных условиях гребли, а также возможность управления величиной рассогласования. Всего было проведено семь экспериментальных исследований, в которых приняли участие спортсмены высокой квалификации, а также группа юных гребцов — всего 128 человек.
Анализ осциллографических записей усилий, прикладываемых к рукояткам весел, при прохождении дистанции у десяти распашных четверок разной спортивной подготовленности позволил классифицировать полученные результаты на три группы. В первую группу вошли три команды I юношеского разряда, во вторую — четыре экипажа кандидатов в мастера спорта СССР, в третью — три экипажа мастеров спорта СССР. Установлено, что с повышением квалификации улучшается одновременность
действий спортсменов в начале гребка. С помощью регистрации параметров рабочей деятельности при выполнении ступенчато возрастающей нагрузки определено, что на различных режимах гребли у отдельных спортсменов наблюдается как уменьшение, так и увеличение величины в. В ряде случаев спортсмен, ранее имевший тенденцию к опережению загребного, начинает грести с некоторым отставанием и наоборот. По мере прохождения дистанции согласованность в действиях членов команды может изменяться как по величине, так и по знаку («+» опережение загребного, «–» — отставание).
Для выяснения возможности управления величиной рассогласования в последовательно решались следующие задачи:
— выявить роль загребного в процессе организации синхронной гребли;
— установить, как влияет на величину рассогласования удаленность спортсмена от загребного.
Как показали результаты экспериментов, изменение условий гребли влияет на процесс синхронизации действий экипажа в начале гребка, что свидетельствует о реальной возможности управления этим процессом. Установлено, что для уменьшения величины рассогласования действий спортсменов наиболее эффективным является вариант с подачей управляющего сигнала ЗЛ через динамик всем членам экипажа.
Полное выключение зрительного анализатора при гребле под общий ЗЛ приводит к значительному увеличению рассогласования. При пересадке спортсменов с третьего «номера» на первый при гребле на двух «номерах» с подачей сигнала ЗЛ загребному, т. е. при удалении от загребного, неодновременность действий увеличивается.
Результаты серии предварительных исследований позволили приступить к педагогическому эксперименту, целью которого явилось обоснование возмож-
ности управления совместными действиями гребцов в команде.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
— выявить эффективность использования в гребном бассейне сигналов ЗЛ в сочетании с периодическим отключением зрительного контроля и уменьшением расстояния от загребного для повышения синхронности действий членов команды;
— определить возможности переноса приобретенного навыка из гребного бассейна на воду;
— проверить эффективность применения перечисленных выше педагогических приемов при тренировке в естественных условиях.
Эксперимент проводился в два этапа: первый — в гребном бассейне, второй — в естественных условиях. В нем приняли участие экипажи восьми юношеских четверок, составившие опытную и контрольную группы. На первом этапе, который длился два месяца, в связи с задачами данного периода подготовки в занятия включались продолжительные по времени отрезки непрерывной гребли. По объему и направленности тренировки спортсменов опытной и контрольной групп были одинаковыми. Основное отличие заключалось в том, что два раза в неделю (при 5-разовых занятиях) в опытной группе использовались указанные выше педагогические приемы. На втором этапе, который длился один месяц и проходил в естественных условиях, спортсмены опытной группы продолжали два раза в неделю грести под сигналы ЗЛ. Систематически на занятиях практиковалась гребля с закрытыми глазами и выполнялись пересадки внутри команды. В начале и в конце первого этапа в бассейне, а также в конце второго этапа на воде с помощью 4-минут-
Динамика исследуемого показателя в (м/с) в ходе эксперимента
Гребля академическая: виды, техника, соревнования. Олимпийские чемпионы по академической гребле
Гребля академическая – циклический вид спорта, в котором задействуются едва ли не все группы мышц. В отличие от гребли на каноэ или байдарках в данном виде гребли спортсмены двигаются вперед спиной. Наибольшее распространение данный вид спорта получил в Западной Европе, Америке, Австралии, России, Новой Зеландии и Румынии. С 1896 года мужские состязания по академической гребле входят в программу Олимпиады. У женщин возможность посостязаться в гребле на Олимпийских играх появилась лишь в 1976 году. Кроме того, по академической гребле ежегодно проводят Чемпионат и Кубок мира, а также Кубок Наций. Есть также Кубок и Чемпионат мира для юношей и студентов. Это краткая характеристика академической гребли, теперь давайте познакомимся с ней поближе!
Основы гребли
Не существует идеальной техники гребли, так как каждый спортсмен обладает собственной техникой и пониманием процесса. Из этого следует, что главная задача тренера по гребле – адаптация индивидуальной техники спортсмена к тем или иным условиям. Главным элементом процесса гребли является непосредственно гребок. Он состоит из двух этапов: начало/зацеп/захват и конец. Чистота выполнения на обоих этапах влияет на скорость движения, баланс и траекторию лодки. Кстати говоря, в зависимости от направления гребка лодка может двигаться как горизонтально, так и вертикально.
С увеличение количества гребцов в лодке влияние качества гребка на ход лодки возрастает. В идеале все спортсмены должны одновременно начинать и заканчивать грибок. В действительности, даже у самых лучших команд в мире гребцы работают не одновременно. Иногда разница достигает десятых и даже сотых частей секунды, но она все же есть.
Виды академической гребли
Гребля бывает парной и распашной. В первом случае спортсмен работает двумя веслами, каждое из которых он держит одной рукой. А во втором – гребля происходит одним веслом, которое держится двумя руками.
В экипаж лодки может входить один, два, четыре или восемь гребцов. В некоторых классах регламентируется вес спортсмена. Состязаться в такой дисциплине, как гребля академическая, могут мужчины и женщины.
В Олимпийскую программу входят такие классы академической гребли:
Это только олимпийская академическая гребля. Соревнования на мировых чемпионатах более разнообразны:
Во всех классах, где не был указан пол спортсменов, состязаться могут как мужчины, так и женщины.
Вес рулевого регламентируется правилами. Если рулевой весит меньше нормы, то лодку подгружают балластом. Пол рулевого не зависит от пола других членов экипажа. Таким образом, в женском экипаже может быть рулевой мужчина и наоборот. Олимпийские игры являются исключением – здесь вся команда должна быть одного пола. На коммерческих турнирах иногда допускается, чтобы в экипаже были одновременно и женщины, и мужчины.
Классификация гребцов
В данном виде спорта есть четкое различие между гребцами парного и распашного весел. Спортсмены, которые работают с распашными веслами, бывают загребными и баковыми. Первые держат весло с левой стороны, а вторые – с правой. Как показывают расчеты, для ровного хода лодки загребные члены экипажа должны прикладывать на 5 % больше усилий, нежели баковые. В команде с четырех или восьми спортсменов самые сильные из них садятся ближе к носу.
Особенности
Гребля академическая весьма значительно отличается от гребли на байдарке и каноэ. Отличия касаются как способа движения, так и уровня нагрузок, получаемых спортсменом. В данном виде спорта задействовано порядка 95 % мышечных групп человека. Вот главные отличия от гребли на байдарках и каноэ:
Лодки
Лодка для академической гребли представляет собой легкое, узкое, удлиненное судно, которое имеет подвижные сидения и вынесенные за борт вертлюги для крепления весел. Лодки могут быть учебными и гоночными. В первом случае судно немного шире, а его борта – выше. Изначально лодки изготавливались исключительно из дерева. Исходя из способа обшивки, появилось разделение суден на «Клинкеры» и «Скифы». Лодка «Клинкер» обшивалась продольными рейками, а «Скиф» – шпоном или фанерой, из ценной породы дерева. Позже на смену фанере и шпону пришли композиционные материалы. На сегодняшний день «клинкерная» обшивка лодок ушла в небытие, поэтому все гоночные лодки стали называть просто «скифами». Производить лодки из углеродных материалов по принципу многослойного «сэндвича» начали в 1980 г. В качестве связующего звена в этой технологии применяют высококачественные эпоксидные смолы. Современные лодки стоят довольно дорого. Цена одиночного судна стартует примерно от тысячи долларов.
Весла
Весла, используемые в академической гребле, делаются на основе эпоксидного отверждения. Они обладают высокими упруго-прочностными характеристиками, эксплуатационной стабильностью и малой массой. Лопатка весла состоит из стрех слоев и производится методом «прямого» прессования. А стержень, который имеет овальное сечение, изготавливается путем намотки с последующим отверждением.
Требования к инвентарю
Официальные правила накладывают на инвентарь такие требования:
Традиции
На Западе гребля академическая имеет давние традиции, которые неукоснительно и даже с определенным азартом поддерживаются спортсменами. Главные из них:
Термины
Специфическими терминами и жаргонизмами может похвастаться практически любой спорт. Академическая гребля не исключение. Рассмотрим некоторые из них.
Банка. Так называется подвижное сидение. Оно выполняется из древесины или пластика и ездит на 4-х колесиках по специальным рельсам. Благодаря подвижности сидения, спортсмен может помогать себе ногами.
Подножка. Представляет собой пару обуви, закрепленную на металлической пластине. Играет роль опоры во время толчка. В заплыве без рулевого, у одного из гребцов правый ботинок подсоединяется к рулевому механизму, для корректировки направления движения.
Полозки. Это рельсы, по которым двигается банка.
Отвод/кронштейн. Металлические трубки, которые скреплены между собой в виде конуса и установлены на бортах лодки (в парных судах – слева и справа, в распашных – слева или справа). Играют роль опоры для весла.
Фальшборт. Пластина, закрепленная вдоль вершины борта, перпендикулярно ему. Защищает экипаж от брызг.
Козырек. Устанавливается за спиной первого номера и защищает экипаж от воды.
Вертлюг. Служит для крепления весла к концу кронштейна.
Носик. Резиновый шарик, установленный на носу лодки. Предупреждает повреждение инвентаря при столкновении судна, с чем либо.
Каблук. Пластиковая деталь, которая ограничивает длину весла.
Выдающиеся гребцы
Удивительно, но самым юным чемпионом по академической гребле стал 10-летний парнишка, который попал в экипаж совершенно случайно. Его взяли в команду вместо заболевшего рулевого. Случилось это в 1990 году.
Самым выдающимся гребцом стал англичанин Стив Редгрейв. Он побеждал во всех соревнованиях, в том числе Олимпиадах, на протяжении 20 лет. Перед пятой Олимпиадой в 1992 году врачи нашли у Стива сахарный диабет. Он не сдался и в очередной раз стал чемпионом, после чего ушел из спорта. Повторить достижение Стива мечтают все олимпийские чемпионы по академической гребле. Кстати говоря, в СССР таковых было 18. В России олимпийских чемпионов пока что лишь четверо: Кравцов Игорь, Спинев Николай, Свирин Алексей и Федоровцев Сергей.
Международная федерация академической гребли
Международная федерация организует и проводит состязания разного уровня. Кроме того, она работает над расширением географии соревнований, совершенствованием правил, улучшением методологии тренировок и прочими направлениями развития данного вида спорта.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ
В статье «Академическая гребля» мы расскажем, почему этот вид спорта называется академическим, проникнем в секреты рычагов, узнаем особенности и краткую историю циклического вида спорта.
Академическая гребля
Академической греблей занимаются не академики. Чтоб заниматься этим видом спорта совсем не обязательно заканчивать академию. «Академической» гребля называется совсем по другим причинам.
Еще 5000 лет назад Древние Египтяне изображали подобные соревнования на своих каменных барельефах. Обожали соревнования гребцов и в Древнем Риме.
Что касается Европы, то первые соревнования по гребле организовали, по всей видимости, профессиональные Лондонские перевозчики. В то время мостов через Темзу было крайне мало и поэтому работы у лодочников было хоть отбавляй, и каждый кричал, что он может перевезти пассажира гораздо быстрее конкурента. Так и получилось, что с 16-го века, т.е. практически 500 лет подряд, на Темзе происходит соревнования гребцов.
Академическая гребля на реке Темза
Так что слово «академическая» в названии означает традиционная, классическая. И действительно, за столетия этот вид спорта был доведен буквально до совершенства, завоевав множество восторженных поклонников.
В Олимпийскую программу академическая гребля была включена с конца 19-го века (1896 год). В программу были включены соревнования среди мужчин, а вот женщины попали на главное мировое соревнование только спустя 80 лет (1976 год).
Академическая гребля в нашей стране имеет давние традиции, и заложил их император Петр I. Благодаря сложившейся спортивной школе советские, а затем российские гребцы неоднократно становились победителями Олимпийских игр и призерами Европейских и мировых чемпионатов.
До конца 80-х годов наши соотечественники были лидерами мировой гребли. Да и сегодня российские гребцы показывают волю к победе и упорство. Например, Сергей Федоровцев, Николай Спинев, Игорь Кравцов и Алексей Свирин в составе четверки в 2004 году завоевали золотую медаль на Олимпийских играх в Афинах.
Академическая гребля отличается от других видов гребного спорта, прежде всего тем, что гребцы располагаются спиной к движению, при этом виды академической гребли делятся на 2-е основные категории, парную и распашную. Парная – это когда в каждой руке гребца по веслу. Распашная – у гребца всего одно весло. Судно также бывает парным и распашным.
Парные лодки строятся на 1-го, 2-х и 4-х гребцов, а распашные на 2-х, 4-х и 8-мь, т.е. в распоряжении экипажа в любом случае имеется от 2-х до 8-ми весел. Кроме того, в некоторых классах академической гребли в экипаж кроме гребцов входит рулевой. Он смотрит вперед и направляет движение лодки.
В некоторых классах гребли вес спортсмена ограничивается определенными нормами. Есть допустимые границы веса и рулевого. Если этот член экипажа весит слишком мало, то в лодку кладут балласт. По правилам академической гребли пол рулевого не зависит от пола остальных членов экипажа и в мужском коллективе может быть рулевым женщина, и наоборот.
Только на Олимпийских играх все спортсмены в лодке должны быть одного пола. От рулевого зависит очень многое. Он должен хорошо чувствовать ход лодки, уметь плавать и грести.
Судно в Академической гребле
Движение лодки придают гребцы. В академической гребле на их долю приходится львиная доля нагрузки. Это один из немногих видов спорта, где спортсмены задействуют 95% мышц всего тела. А все благодаря тому, что гребцы сидят спиной к движению и могут к усилию рук, плечевого пояса, груди и живота добавлять усилие ног и спины.
Академическая гребля – это командный вид спорта. Каждый член экипажа выкладывается для общего успеха и результата. Ошибся один, не стали чемпионами все. Но, несмотря на то, что все члены экипажа выступают как одно целое, кто-то способен прославиться больше остальных.
Например, возьмем англичанина Стива Редгрейва. Он выступал на байдарках в экипажах по 2-а и 4-и человека. На протяжении 2-х десятилетий он побеждал на всех чемпионатах мира и Олимпиадах. Свое пятое Олимпийское золото он выиграл в 1992 году в Барселоне, после чего завершил карьеру.
Чтобы лодка шла по воде ровно и быстро, необходима практически синхронная работа всех членов экипажа. При этом не существует какой-то универсальной и одинаковой для всех техники гребли, а у каждого спортсмена она своя. А теперь представьте, насколько сложно выработать слаженный ход лодки, если внутри находится четыре или восемь гребцов?
В идеале, начало и конец гребка у всех спортсменов должны совпадать, ведь от этого зависит баланс, траектория, а главное скорость лодки. И действительно, разница между движением весла в руках гребцов составляет несколько сотых, а иногда десятые доли секунды.
Рычаг в академической гребле
Наблюдая за соревнованиями по академической гребле, нельзя не заметить, что в этом виде спорта весла гораздо длиннее, чем у остальных. Это не случайно, все дело в законе рычага.
Весло является удивительным примером того, как древние люди не зная физики, интуитивно использовали ее законы. Ведь на самом деле весло – это частный случай рычага, инструмента, который позволяет с помощью малой силы поднимать большие грузы, либо в случае с веслом, увеличивать скорость движения, правда за счет потери в силе.
Длинное весло позволяет лодке развивать большую скорость и именно поэтому весла для академической гребли делают такими длинными, ведь благодаря своей длине они позволяют спортсменам разогнать свою лодку до 30 км/час.
Закон рычага в физике
Однако делать весла слишком длинными тоже не выгодно, ведь согласно закону рычага, во сколько раз мы выигрываем в скорости, во столько раз мы и проигрываем в силе. Если весло будет слишком длинным, то спортсмену придется прикладывать гораздо больше усилий, чтоб повернуть его, и он быстро устанет и не сможет пройти всю дистанцию в нужном темпе.
Поэтому длина весла в академической гребле подобрано таким образом, чтоб с одной стороны позволить гребцам развить большую скорость, а с другой не дать им устать раньше времени.
Техника Академической гребли
Спортсмен, как мы писали выше, гребет всем телом, а не только руками. Академическая гребля – это один из видов спорта, обеспечивающий полное и гармоническое развитие тела. Это стоит учесть, выбирая спортивную секцию.
Подготовка к соревнованию по академической гребле включает в себя занятие различными видами спорта. Это плавание, легкая атлетика, бег на лыжах, силовая подготовка и общие развивающие упражнения. Спортсмен-академист использует до 95% мышц тела.
Секции по Академической гребле
Секция академической гребли есть во многих городах, а лучший возраст для начала занятий это 12-14 лет. Во многих видах спорта считается, что это уже поздновато для начала карьеры, но только не здесь. Подростковый возраст прекрасно подходит для того, чтоб пойти в гребцы, ведь для этого вида спорта нужно, чтоб организм был уже полностью сформирован.
Рассматривая кандидатуру претендентов, тренеры обращают особое внимание на рост будущих спортсменов, ведь рост влияет на длину гребка. Чем выше человек, тем шире у него замах, тем лучше для экипажа. Но если вы и близко не похожи на дядю Степу, это не повод отказываться от гребной секции. Во-первых, многие люди начинают усиленно расти как раз после 14-15 лет, а во-вторых, в академической гребле необходимы спортсмены обычного роста, из них получаются отличные рулевые.
Чтобы заниматься академической греблей, нужна физическая подготовка, отсутствие противопоказаний по здоровью, но главное желание и любовь к водной стихии. Если все это у Вас есть, может в будущем Вам удастся повторить успех Вячеслава Иванова, четырехкратного чемпиона Европы, чемпиона мира и 3-х кратного Олимпийского чемпиона. Все в Ваших руках!
Мастер-класс по Академической гребле
- Кто такой заготовщик на кухне
- Кто такой загрей в греческой мифологии