Кто такой заявитель в мфц
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.
Основными функциями МФЦ являются:
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.
Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».
Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги, начали открываться в России в 2010 году. В последние 3 года этот процесс пошел особенно активно. По информации Министерства экономического развития Российской Федерации, сегодня в стране действуют более 2,5 тысяч центров и более 10 тысяч офисов МФЦ. Сеть охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты.
Понятие многофункционального центра (далее – МФЦ) содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о предоставлении госуслуг), согласно которому МФЦ признается организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Законом о предоставлении госуслуг, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
В соответствии с принципом «одного окна» предоставление государственной и муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Организация деятельности МФЦ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основными задачами создания МФЦ являются:
— реализация принципа «одного окна», включающего создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра, а также предоставление возможности организациям и гражданам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;
— организация деятельности, касающейся полного информирования граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
— оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия административных регламентов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— сокращение количества документов, представляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
— сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
— оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе соглашений между этими органами;
— организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра;
— организация информационного обмена с федеральным интернет-порталом государственных услуг, региональными порталами государственных услуг.
Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях осуществления организации деятельности многофункциональных центров высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в ч. 1.1 ст. 16 Закона о предоставлении госуслуг (далее – уполномоченный многофункциональный центр). Порядок определения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного многофункционального центра, требования к нему и особенности взаимодействия уполномоченного многофункционального центра с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в ч. 1.1 ст. 16 Закона о предоставлении госуслуг, устанавливаются Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376.
Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.
Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются:
1) актом Правительства Российской Федерации – для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов;
2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации – для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами;
3) муниципальным правовым актом – для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
Кто может обращаться в МФЦ за получением государственных и муниципальных услуг?
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), обратившиеся с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются заявителями при получении государственных и муниципальных услуг и, в связи с этим, не должны обращаться в МФЦ.
На сегодняшний день реализованы различные способы получения государственных и муниципальных услуг, в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, через портал Росреестра можно подать в электронном виде документы не только на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, но также на постановку объектов на государственный кадастровый учет; предоставление по запросу сведений Единого государственного реестра недвижимости; государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и многие другие услуги, с полным перечнем которых можно ознакомиться на указанном сайте.
Преимуществами данного электронного сервиса являются:
— Экономия времени – заявитель не теряет время на визит в офис приема-выдачи документов, а может подать заявление и необходимые документы в любое удобное время.
— Исключение человеческого фактора – заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий сотрудников МФЦ.
— Возможность оперативного отслеживания статуса рассмотрения заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса».
Кроме того, для субъектов малого и среднего предпринимательства, крупных правообладетелей в МФЦ организован прием документов в формате выезда мобильного МФЦ в офис организации на платной основе. Для того чтобы мобильный МФЦ осуществил выезд для приема документов в организацию – необходимо подать заявку на нашем сайте в разделе «Платный выезд МФЦ» или обратиться по телефону Центра телефонного обслуживания МФЦ 21-10-10.
Многофункциональный центр (МФЦ)
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) — государственное учреждение, осуществляющее функции по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.
Услуги в МФЦ оказываются по принципу «одного окна» на бесплатной основе.
Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется на бесплатной основе в одном месте, гражданин при этом освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, проводят сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Основными функциями МФЦ являются:
— прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
— представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
— представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
— информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
— взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
— выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В МФЦ заявители могут получить только те государственные или муниципальные услуги, в отношении которых между МФЦ и органом, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, заключено соглашение о взаимодействии в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель обращается в МФЦ с запросом на организацию предоставления государственной или муниципальной услуги, заполняет заявление, адресованное органу, предоставляющему услугу, прилагает минимальный пакет необходимых документов, а МФЦ передаёт заявление и документы в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, взаимодействует с ним по вопросам оказания государственной или муниципальной услуги в интересах заявителя, контролирует сроки предоставления государственной или муниципальной услуги, получает от органа, предоставляющего услугу, и передает заявителю результат оказания услуги.
Обратиться в МФЦ может непосредственно лицо, являющееся получателем государственной или муниципальной услуги (далее заявитель), или его представитель. За получением некоторых услуг может обратиться только заявитель.
Представитель заявителя при обращении в МФЦ на любом этапе предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе при получении результата услуги, должен предъявить не только документ, удостоверяющий его личность, но и документ, подтверждающий полномочия представителя. Если документом, подтверждающим полномочия представителя, является доверенность, то в ней должно быть указано, что представитель представляет интересы заявителя в МФЦ.
МФЦ обеспечивает информирование населения и организаций об условиях и порядке получения услуг. Способы информирования:
— размещение информационных материалов в помещениях МФЦ;
— размещение информации в сети Интернет;
— информирование граждан и организаций посредством ЦТО (центр телефонного обслуживания);
— информирование заявителей при их личном обращении в МФЦ.
МФЦ осуществляет консультирование заявителей, обратившихся в МФЦ. Консультирование осуществляется в форме информирования о порядке предоставления услуг в МФЦ и в форме консультирования по конкретным услугам.
Работа с заявителями по вопросам организации предоставления государственных и муниципальных услуг, при их личном обращении, осуществляется в операционном зале МФЦ.
Технология предоставления выбранной заявителем государственной или муниципальной услуги в МФЦ включает следующие основные действия заявителя и МФЦ:
— Заявитель обращается к сотруднику МФЦ (оператору), предъявляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги.
— Сотрудник МФЦ информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной или муниципальной услуги через МФЦ, выясняет волеизъявление заявителя на получение государственной или муниципальной услуги в МФЦ, отсутствие препятствий для получения услуги.
— Сотрудник МФЦ информирует заявителя о наличии препятствий для получения услуги в МФЦ, если такие препятствия существуют.
— Если заявитель выражает желание на получение государственной или муниципальной услуги в МФЦ, сотрудник МФЦ производит регистрационные действия посредством АИС МФЦ, на основании представленных заявителем документов заполняет 2 бланка запроса, распечатывает их и дает заявителю для проверки и подписания. В запросе выражается просьба заявителя на организацию предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги в МФЦ, указываются переданные МФЦ документы, указываются иные сведения, необходимые для организации предоставления услуги в МФЦ, на запросе проставляется его регистрационный номер. Текст запроса проверяется и подписывается заявителем.
Бланк запроса содержит расписку МФЦ о приеме документов с указанием регламентных сроков предоставления муниципальной или государственной услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги. Один экземпляр запроса передается заявителю. Регистрационный номер запроса является идентификатором для получения заявителем в МФЦ информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги и готовности её результата. Другой экземпляр запроса остаётся в МФЦ для дальнейшей работы.
— Сотрудник МФЦ дает заявителю для заполнения бланк заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги, адресованного органу, предоставляющему услугу.
— Заявитель собственноручно заполняет заявление в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, на получение государственной или муниципальной услуги. При возникновении у заявителя трудностей по заполнению заявления сотрудник МФЦ (оператор) оказывает помощь при заполнении заявления.
— Сотрудник МФЦ передаёт заявление и приложенные к нему документы в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, указанную в заявлении, в порядке, предусмотренном в соглашении о взаимодействии МФЦ и этого органа, и административным регламентом предоставления конкретной услуги.
— Сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие с должностными лицами органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, для получения информации о ходе и результатах исполнения государственной или муниципальной услуги и осуществляет учёт прохождения основных этапов государственной или муниципальной услуги, в том числе посредством АИС МФЦ (при наличии возможности).
— Сотрудник МФЦ на основе сведений, сформированных в МФЦ, обеспечивает информирование заявителя об этапах прохождения государственной или муниципальной услуги по запросам заявителя по телефону, при личном обращении или в электронном виде по технологиям, предусмотренным АИС МФЦ.
— Сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной или муниципальной услуги от органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу.
— Для получения результата предоставления государственной или муниципальной услуги заявитель в день, указанный в запросе, обращается к сотруднику МФЦ, предъявляя документ, удостоверяющий личность, и запрос на организацию предоставления услуги в МФЦ.
Результатом предоставления государственной или муниципальной услуги является документ соответствующего органа, предоставившего государственную или муниципальную услугу, совершение действий, предусмотренных соответствующим административным регламентом предоставления услуги, или отказ в предоставлении услуги.
Функционирование МФЦ позволит эффективно решить следующие задачи:
создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов, связанных с оказанием Услуг на базе МФЦ гражданам и юридическим лицам, а также предоставление им возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных Услуг;
организация деятельности по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления Услуг;
сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
оптимизация получения заявителями Услуг, в предоставлении которых участвуют совместно органы власти разных уровней и организации на основе соглашений между ними;
организация информационного обмена между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении Услуг в рамках МФЦ, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Цели создания МФЦ Свердловской области:
повышение качества и уровня доступности Услуг;
упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых Услуг в результате реализации принципа «одного окна», в том числе в электронном виде, на основе разработки, внедрения и использования современных технических и информационно-коммуникационных решений;
сокращение сроков предоставления массовых, общественно значимых Услуг; противодействия коррупции при предоставлении Услуг;
повышение качества информирования заявителей о порядке, способах и условиях получения Услуг на базе МФЦ, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением Услуг.