Кто такой жасыбай батыр
Омирулы Жасыбай Батыр (приблизительно 1716–1741 гг.)
Легендарный казахский батыр, сражавшийся против джунгар. Происходит из племени аргын Среднего жуза.
Родился в Баянауле (Павлодарская область). Его отец — прославленный оратор Омир-шешен, был красноречивым и остроумным человеком. Его мать — сестра знаменитого казахского батыра Олжабая. В родословной его называют «племянником Олжабая». Их было двое братьев, младший брат известным батыр Байсары героически боролся против джунгар.
Про Жасыбая написано много в трудах Н. Я. Коншина, в народных родословных, устных преданиях, ему посвящен дастан «Ер Жасыбай». По источникам известно, он был не только племянником Олжабая, но и его близким другом в сражениях против врагов. С детства отличался как искусный стрелок из лука и борец. При освобождении округа Баянауыл от калмыков он проявил большой героизм.
Однажды казахский полководец Олжабай батыр попросил Жасыбай батыра со своими войсками атаковать калмыков и перекрыть им дорогу, чтобы они не могли пройти дальше. С войском меньше чем тысяча людей, Жасыбай батыр сражался с особым героизмом, в ходе боя в открытое место в доспехах попала стрела калмыка, и он умер. Казахи не смогли противостоять калмыкам и вынуждены были отступить. В этот момент на место сражения через горный перешеек Олжабай вошел со своим войском. Побежденные калмыки просили о пощаде, и эхо гор повторял их мольбы. Тогда Олжабай батыр сказал: «Все вы вместе не стоите и мизинца убитого Жасыбая. Тот, кто пожалеет врага, погибнет сам». Было столько убитых калмыков, что вся дорога была устлана трупами» (Н. Я. Коншин). С тех пор эти горы называются «Қалмақ қырылған» («Место гибели калмаков»). Значит, можно предположить, что 1716 год — год рождения Жасыбай батыра, погибшего в возрасте 25 лет.
Могила Жасыбай батыра находится на том перевале, где он был убит. Ученый Шокан Уалиханов описал в своих исследованиях могилу Жасыбая, которая расположена на перевале, между озерами Жасыбай и Сабындыколь.
Жасыбай батыр сражался за родную землю и погиб, защищая свой народ. За это героизм народ чтит и помнит его. Перевал на горе Баян тау, где он сражался дали название «перевал Жасыбая», а таже его именем назвали озеро — «озеро Жасыбая». Существует общественный фонд Жасыбай батыра в Павлодарской области.
ЖАСЫБАЙ-батыр
Жасыбай-батыр Омирулы (худ. А.Игембаев)
Легендарный казахский батыр, сражавшийся против джунгар.
С детства отличался как искусный стрелок и борец.
При освобождении округа Баянауыл от калмыков он проявил большой героизм.
Однажды казахский полководец Олжабай батыр попросил Жасыбай батыра со своими войсками атаковать калмыков и перекрыть им дорогу, чтобы они не могли пройти дальше. С войском меньше чем тысяча людей, Жасыбай батыр сражался с особым героизмом, в ходе боя в открытое место в доспехах попала стрела калмыка, и он умер. Казахи не смогли противостоять калмыкам и вынуждены были отступить. В этот момент на место сражения через горный перешеек Олжабай вошел со своим войском. Побежденные калмыки просили о пощаде, и эхо гор повторял их мольбы. Тогда Олжабай батыр сказал: «Все вы вместе не стоите и мизинца убитого Жасыбая. Тот, кто пожалеет врага, погибнет сам». Было столько убитых калмыков, что вся дорога была устлана трупами» (Н.Я.Коншин).
Историк, академик А. Маргулан писал об этом: «В 1741 году в войска Олжабая и Жасыбая победили джунгар. После смерти Жасыбая от рук Олжабая были убиты все джунгары. С тех пор горы называются «Калмак кырылган» («гибель калмыков»).
Великий ученый Шокан Уалиханов описал в своих исследованиях могилу Жасыбая, которая расположена на перевале, между озерами Жасыбай и Сабындыколь.
Память
Жасыбай батыр сражался за родную землю и погиб, защищая свой народ. За это героизм народ чтит и помнит его.
Существует общественный фонд Жасыбай батыра в Павлодарской области.
ВСЕ РАДИ ПОБЕДЫ
29 августа 2019, 07:32 | 1 667 просмотров
РУХАНИ ЖАНГЫРУ
ВСЕ РАДИ ПОБЕДЫ
Мужество есть презрение страха.
Оно пренебрегает опасностями, грозящими нам,
вызывает их на бой и сокрушает.
Сенека
Они являли собой достойный пример доблестных казахских воинов ХVIII века. В истории освободительной борьбы казахского народа яркими звездами блистают имена представителей Среднего жуза ОлжабайТолыбайулы (1709-1783/85), ЖасыбайОмирулы (1726-1752), МалайсарыТоктауылулы (1708-1754)-руководителей национально-освободительного движения против джунгарских захватчиков, убежденных сторонников Абылай хана.
Кто из нас не знает картину Виктора Васнецова «Три богатыря»? Такими же богатырями были у казахов ополченцы Олжабай, Жасыбай и Малайсары.
Прадед Олжабая, Айдабол, стал судьей еще в 13 лет. Все дети, рожденные от трех жен Айдабола, были талантливыми акынами и батырами.
Отец Алажакы-Олжабая, Толыбай, был биему Тауке-хана. Он скончался в 1723 в период джунгарского нашествия (1723-1727) от раны, полученной от ойратской пули.
Стринадцати лет Олжабай воспитывался у деда по матери, то есть у Каратай батыра, получив от него азы воинской науки. Каратай-батыр постарался дать внуку достойное образование.Юноша окончил медресе в Туркестане, где блестяще овладел арабским и калмыкским языками.
Согласно легендам, в первом сражении юному батыру доверили почетную миссию – быть знаменосцем Каратай батыра. Сохранилось много народных преданий, дастанов, в которых описываются подвиги, находчивость Олжабая.
В те печальные годы в самом сердце батыров звучала родившаяся в условиях тяжких испытаний народная песня-плач (жоқтау) «Елим-ай», которую исполнял поэт и воин Кожаберген-жырау. Угоняемые на чужбину казахи пели: «Близкие и Родина остались позади, тоскуя по ним, горькие лью слезы». Эта песня, этот плач заставили батыров Олжабая, Малайсары и многих других возглавить народно-освободительное движение.
Но началось все с поражения. В 1718 году, когда свирепые ойраты вторглись в северо-восточные пределы Казахстана, народные ополченцы не смогли удержать их. Слишком превосходящими были силы врага и он продолжал экспансию. Но постепенно крепли, ширились, умножались силы сопротивления, которыми руководили батыры Олжабай, Малайсары и Жасыбай. К сожалению, представители степной аристократии, занятые эгоистическими устремлениями, в то время не сумели организовать должного отпора захватчикам. Это удалось народным батырам.
В народной поэме «Олжабай батыр» герой предстаёт как народный защитник, активный участник освободительной борьбы казахского народа против джунгарских захватчиков.
Рассказы о подвигах Олжабай батыра можно найти в работах Чокана Валиханова, Машхура-Жусупа Копейулы. Казахские легенды и подлинные факты о героизме Олжабая приводятся в трудах русских ученых Ф. Щербины, Н. Коншина, Н. Смирновой и Д. Примака.
Олжабай был родственником Толе-бия, и с юных лет дружил с Абылай-ханом. Это именно о нём легендарный правительскажет крылатые слова, что сохранятся в истории: «Пусть будет жив-здоров наш Олжабай, это будет означать, что и народ наш останется живым-здоровым».
Олжабай Толыбайулыстал одним из батыров-знаменоносцев Абылая, участвовал в освобождении от джунгар Жетысу, защищал казахские земли в битвах с Галдан-Цэрэном и шуршутскими (китайскими) войсками. Недаром его имя стало девизом для многих казахских племен. Во многих боевых походах он плечом к плечу, бок о бок сражался вместе с такими прославленными батырами, как Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай, Бесентеин Малайсары.
Ему же выпала честь вызволять из ойратского плена Абылай-хана.
Олжабай-батыр участвовал в освобождении Баянаула, Туркестана и Ташкента (1735), отражал набеги Галдан-Цэрэна (1736) и китайских войск (1756). Он одним из первых кто повел казахских воинов на освобождение от грозного врага родного Баянаула. О его готовности пожертвовать, если понадобится, своей жизнью во имя спасения родины свидетельствовали ратные подвиги в прошлом и настоящем.
Академик А. Маргулан отмечал, что казахско-джунгарские сражения в Баянаульских горах пришлись на 40-е годы XVIII века.
В 1741 годy, когда Абылай, будучи главой Среднего Жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Цэрэна, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша.
Они устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. В живописной долине Жамбак Олжабай батыр с племянником Жасыбаем и с другими батырами организовали отряд для отпора врага.
Известный летописец Машхур-Жусуп Копейулы в своем труде «История Сарыарки» отмечает: «В Баянаульских горах есть перевал Жасыбая, названный так в знак того, что в этом месте великий батыр был убит и захоронен».
Особые воинские доблести и героизм проявил Олжабай батыр в сражении с джунгарами у подножия Баянаула. Здесь они с племянником Жасыбаемподжидали джунгар в засаде.
Про Жасыбая написано много в трудах Н. Я. Коншина, в народных родословных, устных преданиях, ему посвящен дастан «Ер Жасыбай».
По источникам известно, он был не только племянником Олжабая, но и его близким другом в сражениях против врагов. С детства славился своей меткой стрельбой из лука и как борец.
Принимал активное участие в освобождении Баянаульского края.
История гласит, что в 1741 году джунгарские войска со стороны Иртыша совершили захватнический набег на баянаульские степи. Тогда казахский хан Абылай для отпора врагу на восточном берегу озера Сабындыколь срочно организовал боевые отряды под предводительством Олжабая Толыбайулы, батыра Среднего жуза. Во главе одного из отрядов встал его племянник – отважный Жасыбай батыр.
И вот теперь в 1741 году Жасыбай со своим войском меньше чем тысяча сарбазов ждал врага у перевала возле Шойынколя, а тем временем Олжабай со своим отрядом – у перевала возле озера Торайгыр. Джунгарам, наступающим на участке Жасыбая, удалось прознать о засаде и они двинулисьв обход, неожиданно атаковали лагерь казахского войска, можно сказать, надеялись, что застанут врасплох Жасыбая. Но не тут-то было. Враг получил достойный отпор, мало того он был отчасти разбит.
Жасыбай батыр сражался с особым героизмом, в ходе боя в открытое место в доспехах попала стрела калмыка, и герой умер.
В этот момент на место сражения через горный перешеек Олжабай вошел со своим войском. В холмистой местности, в 95 километрах к востоку от Баянаульских гор, войско Олжабай батыра окружило джунгар и уничтожило их. Друг и соратник Олжабая ТоргулБаймурат, увидев в каком состоянии полководец, чей внешний вид мог внушать только страх, произнес: «Теперь отдыхай, нет никого, кто бы мог пойти против тебя, остальных предоставь мне». Батыр Олжабай возразил: «Я не отомстил еще и за один палец Жасыбая».
Побежденные калмыки просили о пощаде, и эхо гор повторял их мольбы. Тогда Олжабай батыр сказал: «Все вы вместе не стоите и мизинца убитого Жасыбая. Тот, кто пожалеет врага, погибнет сам». Было столько убитых калмыков, что вся дорога была устлана трупами». (Н.Я.Коншин). С тех пор эти горы называются «Қалмаққырылған»,если дословно перевести – «калмыки истреблены». Это событие считается последним сокрушительным ударом в 200-летней истории казахско-джунгарских столкновений.
Великий ученый Чокан Валиханов описал в своих исследованиях могилу Жасыбая, которая расположена на перевале, между озерами Жасыбай и Сабындыколь. Жасыбай батыр сражался за родную землю и погиб, защищая свой народ. За это героизм народ чтит и помнит его.
В местечке «Аккелин кок донбак» казахи торжествовали победу над войскомзахватчиков. Но Жасыбай ушел из жизни для того, чтобы обрести бессмертие. Именем батыра стали называть перевал между красивым озером Шойынколь переименованным в «Жасыбай көлі» (озеро Жасыбая) и нынешним поселком Баянаул, где и был похоронен герой.
В пяти километрах к северо-западу от аулаБаянаул Баянаульского района на старом перевале к озеру Жасыбай, в горах Баянаула расположена могила Жасыбай батыра. Место захоронения героя выложено камнем и огорожено кирпичом. Сегодня оно входит в перечень ста сакральных мест Казахстана. Народная тропа к могиле батыра Жасыбая не зарастает и никогда не зарастет.
В 2008 году место захоронения героя исследовала экспедиция отдела свода научно-исследовательских и проектных работ филиала Республиканского государственного предприятия «Казреставрация» под руководством Гульнары Камаловой.
Местный краевед и писатель Николай Коншин так описывал исторические события, происходившие в Баянаульских горах в XVIII веке:
«Лучшими по красоте местами в Баянаульских горах считаются два больших ущелья с озерами Жасыбай и Торайгыр… На вершине одной горы похоронен батыр Жасыбай, в честь которого и было в дальнейшем названо близлежащее озеро. Жасыбай жил в те далекие годы, когда казахи вытесняли из Баянаульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражение врагам. Однажды по поручению главного предводителя казахов Олжабая Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячей калмыков. Битва была жестокая, и Жасыбай показывал чудеса храбрости, пока калмыцкий хан не нанес ему смертельную рану. Герою выстрелили в шею, не прикрытую кольчугой. Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай, и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Однако батыр был безжалостен к врагам, погубившим его соратника. С грозным криком: «Вы и пальца Жасыбая не стоите!» – Олжабай со своим войском усеял трупами путь отступления джунгар».
По свидетельству Машхура-Жусупа Копейулы, джунгары после этого сражения оставили свои попытки напасть на эти земли.
В 2005 году потомки батыра установили на этом месте надгробный камень. Его верхняя часть представляет собой бюст батыра, внизу выбита надпись «Жасыбай батыр. XVIII век» и несколько мудрых изречений того далекого прошлого. Памятник изготовлен из черного мрамора. Свидетельства о храбрости батыра Жасыбая, о его мужестве и полководческом таланте по сей день живут в народной памяти. Именно такие герои сумели сохранить казахские земли.
Через века дошла до нашего времени удивительная легенда о Жасыбае, которую бережно сохранила народная память. Вот она: «Жил в этих землях молодой батыр Жасыбай. В последствии погиб Жасыбай в свои 19 лет, защищая родную землю от бесконечных набегов джунгар. Было у него еще два брата: Олжабай и Кенжебай. Заспорили они как-то, кто из них ловчее и сильнее. Решили они забраться на один из перевалов и кидать оттуда камни, у кого дальше улетит. Взяли они огромные валуны, поднялись на старый перевал (потом именно на этом месте погибнет Жасыбай в нечестном бою с джунгарами). Первым кидал камень Олжабай. Приложил он максимум усилий, улетел камень, стукнувшись о землю- этот камень образовал небольшую воронку.
Настала очередь кидать камень Кенжебая. Как ни старался Кенжебай кинуть камень дальше камня Олжабая, попал его камень в камень Олжабая. Еще больше образовалась чаша.
Настала очередь кидать камень Жасыбая. Кинул камень Жасыбай, и угодил его камень прямо в предыдущие два камня. Как только стукнулись камни, из-под камня Олжабая начала пробиваться вода и заполнять чашу, образованную ударами камней об землю. Долго ли эта чаша заполнялась нам не известно, но когда она заполнилась, образовалось прекрасное озеро. Люди его прозвали Шоинколь, что в переводе с казахского означает «чугунное озеро». Цвет воды напоминает цвет расплавленного чугуна. Потом когда произошла гибель Жасыбая, люди в память о нем стали называть озеро Жасыбай. Так вот, когда чаша заполнилась полностью, осталась на поверхности воды часть камня Жасыбая. Так и остался он островом на озере. Потом этот остров называли: «Остров Сокровищ», «Остров Змей», а сейчас он называется «Остров любви».
Академик Алькей Маргулан, уроженец Баянаульского района, сделал запись исторической песни о батыре Жасыбае, запись хранится в библиотеке Национальной Академии Наук РК.
В 2011 году исполнилось 285 лет со дня рождения Жасыбай батыра. Поэтому главная цель созданного общественного фонда – организовать к этой дате сбор достаточных средств для постройки надгробного памятника на месте захоронения Жасыбай батыра. К чести благодарных потомков намеченное ими было достойно исполнено. От ныне на месте захоронения поставлен памятник в виде мраморной стелы с гравированным портретом Жасыбай батыра, а в шести км к северо-западу от аула Баунаул, на возвышенности слева от асфальтированной дороги к озеру Жасыбайвоздвигнут – памятник-бюст героическому батыру.
Но вернемся к некоторым биографическим уточнениям, касательно Олжабай батыра.
Отметим, что он был сторонником сильной централизованной государственной власти во главе с Абылай-ханом. Казахский народ признает в Олжабай батыре крупного дипломата: значимо его участие в казахско-китайских отношениях середины XVIII века. В «Черной книге» Олжабая, в которой он вел записи о сражениях, часто упоминаются имена Казыбек бия, Абылай-хана, Богембай батыра.
Смерть доблестного батыра Олжабай Толыбайулы наступила по одним сведениям в 1783 году, а по другим – в 1785 году. До 1937 года у потомков сохранялось его знамя.
В 2004 году село Благодатное Ерейментауского района Акмолинской области было переименовано в аул Олжабай батыра.
Административный центр сельского округа имени Олжабай батыра находится примерно в 42 км к юго-западу от центра города Ерейментау. В 1999 году население аула составляло 1642 человека (870 мужчин и 772 женщины). По данным переписи 2009 года, в ауле Олжабай батырапроживали 1322 человека (669 мужчин и 653 женщины).
Потомки Айдабола известны всему Казахстану. Это такие выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в культуру, науку и искусство Казахстана, как народный артист СССР, кинорежиссер ШакенАйманов (1914-1970), акын, народный певец и композитор Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929), классик казахской литературы, поэт, демократ-просветитель СултанмахмутТорайгыров (1893-1920), народный артист СССР, КаукенКенжетаев, заслуженный деятель науки, кавалер двух орденов Почета, основатель вирусологии и эпидемиологической службы в Казахстане академик ХамзаЖуматов (1912-1972), второй президент АН Казахской ССР после К. Сатпаева, академик ШафикШокин, геолог, создатель новых направлений в современной механике Земли академик Жакан СулейменовичЕржанов, доктор сельскохозяйственных наук, академик АрыктайКайыпов (1814-1993), и конечно жезнаменитый Жасыбай Омирулыбатыр, герой освобождения казахского народа от джунгар (XVIII в.)и герой сказаний и песен, борец за независимость народа батыр ОлжабайТолыбайулы.
Писатель-исследователь МаксатАлпысбес издал книгу о жизни и деятельности Олжабай батыра. В 2005 году в Карагандинском государственном университете имени Е.Букетова прошла международная научно-теоретическая конференция «Имена героев в памяти потомков», посвященная Олжабай батыру.
Память о достойных сынах народа – легендарных предках жива и на их героических примерах должна воспитываться современная молодежь.
«Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
«Централизованная библиотечная система города Балхаш»
Афиша
Афиша
Уважаемые читатели предлагаем вашему вниманию анонс наших мероприятий в режиме онлайн
с 15.11. по 21.11.2021 г.
15.11.
12.00
Литературный обзор «Жыр бесігін тербеткен ана»
(к 115-летию М.Хакимжановой)
ЦГБ им. С.Сейфуллина
16.11.
12.00
Видеокараван «Тіліммен жырдан моншақ тағынғанмын»
(к 115-летию М.Хакимжановой)
16.11.
15.00
Экоурок «Табиғатты қорғайық»
17.11.
10.00
Игра литературный гандикап «Литературный Всезнайка»
17.11.
11.00
Кукольное представление «Қарға мен түлкі»
(на произведение Ы.Алтынсарина)
19.11.
11.00
Видеоролик «Аңыз әңгімелер»
19.11.
15.00
Литературное караоке «Бала жанының суреткері»
(к 85-летию К.Баянбаева)
Опрос
Калейдоскоп знаний
Жасыбай батыр Омирулы
Источник: Ержанов Ж.С. Баянаул перзенттері[Текст]. – Павлодар, 2008. – 568 стр.
Озеро Жасыбай в Казахстане
Хочу рассказать об одном очень интересном месте в Казахстане. Оно уникально своей историей и чистотой воды. Это озеро Жасыбай, расположенное на территории Баянаульского национального парка на юге Павлодарской области (Баянаульский район). Находится примерно в 230 км от Павлодара, между Баянаулом и посëлком Торайгыр.
Существует народное поверье, что каждый, кто приходит к могиле Жасыбая, должен положить камень, тогда исполнится любое желание. Сейчас там уже очень много камней. Наверное, это поверье придумали местные власти, чтобы не ухаживать за могилой, она теперь точно травой не зарастет. Шутка.
Попали мы в это уникальное место с помощью наших павлодарских друзей, за что им огромное спасибо! У восточных людей особый менталитет: чтобы получить хорошее отношение и номер люкс, ты должен кем-то быть, типа начальника хоть какого-то отдела.
Ехали мы от Павлодара, вся дорога заняла примерно 4 часа с остановками. Ехали сначала через степи и солончаки, потом начались горы. Дорога к Баянаулу серпантинная. Это прекрасное зрелище. Мы поднимались все выше и выше, в некоторых местах захватывало дух от высоты. Места очень красивые, на фоне яркой зелени виднеются остроконечные горы в синеватой дымке, и если включить воображение, то кажется, что там бродят синие двугорбые верблюды из древних легенд.
Так как озеро находится в национальном парке, а казахстанцы (именно казахстанцы – жители Казахстана) парк свой берегут, то въезд на территорию парка платный. Сейчас 450 тенге (примерно 85 руб.), дети бесплатно. Природа в парке сохраняется исключительно в первозданном виде. Вести себя там нужно крайне осторожно: зверей не обижать, костров не разводить, мусор не разбрасывать. Водятся там разные звери, среди самых редких – архары, занесенные в Красную книгу. Мы их, к сожалению не видели, видели только сусликов и сурков, но сфотать их не успевали, да и ни к чему, такие зверей и у нас полно. Растительный мир отличается множеством эндемиков (растений, растущих исключительно в данной местности), однако есть и родные для нас деревья: сосны, березы и т. п. Вот только они какой-то особенной формы растут, видимо, из-за сложного рельефа и климата они вырастают кривые и разлапистые.
Вдоль озера Жасыбай есть дом отдыха и несколько баз поменьше. В одной из баз жили мы.
Двухэтажное здание: на первом этаже столовая, на втором номера. У нас был люкс, вся люксовость заключалась в большой площади комнаты и наличии унитаза и раковины, без горячей воды, и круче уже ничего не было. Но, так как мы приехали купаться и любоваться природой, то мы не расстроились.
Выходя из столовой, мы упирались в стену горы, после еды сидели на скальных ступеньках, отдыхали после сытного обеда.
Горы там особенные – террасные. Видимо, при древнейших извержениях лава выливалась большими наплывами и застыла в виде ступеней.
А еще есть и довольно причудливые нагромождения камней, которые просто поражают воображение, например, Баба-яга. Ужасно похоже, в самом деле. Удивительно, как природа пошутила.
Недалеко от озера, метрах в 100, есть поселок, где тоже много небольших частных пансионатов. Там есть магазины, кафе, базарчик, развлечения. На главной площади установлен памятник еще одному известному в Казахстане человеку.
Жаяу Муса Байжанулы родился 1835 году близ оз. Жасыбай, в Баянаульском районе Павлодарской области Казахстана. Народный композитор, певец, акын, казахстанцы его очень уважают.
Рекомендую отдохнуть в этом уникальном месте. Тем более, что у сибмамочек есть отличная возможность добраться туда на автомобиле. Переночевать можно в Павлодаре, потом ехать дальше до Баянаула.