Кто такой жуир и бонвиван
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что такое бонвиан? Значение и происхождение слова
Благодаря увлечению французским языком русской аристократией XVIII-XIX веков, в наш язык проникло несколько сотен новых слов и выражений, в том числе и «бонвиван». Даже сейчас это слово можно встретить как в современных статьях, так и в художественной литературе, ведь в обществе потребления все большую ценность приобретают чувственные удовольствия.
Бонвиван: значение слова
Во французском языке выражение «bon vivant» переводится как «тот, кто живет хорошо». Этим сочетанием описывают человека, который:
Таким образом, многих представителей богемы, золотой молодежи, аристократов называют бонвиванами.
В русском языке это слово имеет негативный оттенок смысла. К прожигателям жизни в России относились как к неразумным детям, которые тратят ресурсы на пустое, бездумно проживают жизнь, теряют в ней всякий смысла.
Подобный смысл есть и в европейских языках, однако со времен Древней Греции существует философия получения наслаждения от жизни.
Упоминание в литературе
Широкое распространение слово бонвиван получило в переводной литературе XX века у таких авторов, как:
Также Владимир Гиляровский использует это слово в своем известном романе «Москва и москвичи».
Синонимы слова «бонвиван»
Помимо бонвивана, в русском языке существует пять слов, описывающих людей, стремящихся к удовольствиям:
Все эти термины с разных сторон описывают идею о том, что жизнью можно наслаждаться, получать максимум впечатлений, тратить себя на чувственные переживания. В Древней Греции, где лежат истоки этого явления, было создано философское учение о физических удовольствиях.
Философия удовольствия
Автором идеи о том, что целью человека является процесс наслаждения течением жизни, был великий грек Эпикур и его ученики. Они рассуждали о том, что за счет получения приятных ощущений, избегания страданий и болезненных переживаний можно избавиться от страха смерти.
Древние греки знали толк в изысканных блюдах, роскоши, стремились развивать свое тело и сознание. Не удивительно, что им первым пришла в голову идея о том, что несправедливости и тревоги мира можно заглушать удовольствием от разных аспектов жизни.
Идеальным состоянием для эпикурейцев считался безмятежный ум, не знающий беспокойства перед неизбежной кончиной, а также не страшащийся гнева богов. Считалось, что высшие силы равнодушны к человеку, что противоречило религиозной доктрине Древней Греции.
Позже римляне возвели учение Эпикура в абсолют, извратив его низменными страстями, удовольствием от страданий других живых существ, апогеем чего стали гладиаторские бои.
Западная культура использует множество слов, описывающих людей, знающих толк в удовольствиях: бонвиван, гедонист, сибарит. Идеи древности удивительно созвучны современным ценностям. С развитием технологий люди все больше внимания уделяют новым впечатлениям, путям достижения комфорта в повседневной жизни. Что это: новый виток развития человечества или деградация – спорный вопрос, на который каждый человек даст ответ исходя из своего мировоззрения.
Видео-опрос прохожих
В данном ролике репортер Анатолий Марковин опросит прохожих на улицах Москвы на предмет их знания слова «бонвиван»:
Гедонисты, эпикурейцы, сибариты и жуиры
Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.
Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.
Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философское эссе, в своем известном произведении «Опыты мудреца»: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствия».
Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).
Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.
Гедонизм (от лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — одно из философских направлений этики. Его представители считают физические и духовные удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни.
Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).
Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.
Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.
Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.
Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.
Понятие «гедонизм» зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: «Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».
Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений
Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.
В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Над входом в это живописное место висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.
Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.
От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.
Эпикуреец не боится смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ.
Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.
Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.
Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.
Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.
В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.
Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.
За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.
Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.
Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение.
В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.
Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий
В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.
Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.
Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.
Как известно, З. Фрейд разработал новую «археологию личности», выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул – стремление к получению удовольствия.
Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.
Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,
Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.
Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.
Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.
Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.
Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.
Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.
Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.
Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.
Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.
Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.
Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.
К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.
Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.
Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.
БОНВИВАН
Полезное
Смотреть что такое «БОНВИВАН» в других словарях:
бонвиван — бонвиван … Орфографический словарь-справочник
бонвиван — См … Словарь синонимов
бонвиван — а, м. bon vivant. устар., разг. Любитель жить в свое удовольствие, богато и беспечно (обычно в функции сказуемоего). БАС 2. Бонвиван, купивший имения И. А. Всеволожского, которого содержал несколько лет, платя ему по 12 000 рублей в год. Суворин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БОНВИВАН — БОНВИВАН, бонвивана, муж. (франц. bon vivant). Человек, любящий пожить в свое удовольствие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
бонвиван — человек разгульный Ср. По шее бы этих франтов, по шее! картежники, бонвиваны, тунеядцы! Прежде ели готовый хлеб крестьян; теперь вдались в подряды и всякие спекуляции. Данилевский. Новые места. 1, 4. Ср. Bon vivant. Хорошо живущий … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Бонвиван — Бонвиванъ человѣкъ разгульный. Ср. По шеѣ бы этихъ франтовъ, по шеѣ! картежники, бонвиваны, тунеядцы! Прежде ѣли готовый хлѣбъ крестьянъ; теперь вдались въ подряды и всякія спекуляціи. Данилевскій. Новыя мѣста. 1, 4. Ср. Bon vivant. Хорошо… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Бонвиван — м. Тот, кто любит жить в свое удовольствие, богато и беспечно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
бонвиван — бонвиван, бонвиваны, бонвивана, бонвиванов, бонвивану, бонвиванам, бонвивана, бонвиванов, бонвиваном, бонвиванами, бонвиване, бонвиванах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
бонвиван — бонвив ан, а … Русский орфографический словарь
бонвиван — (фр. bonvivant) човек што сака лесен и убав живот, што се стреми кон уживања, лекомислен и безгрижен човек … Macedonian dictionary
Значение слова «бонвиван»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОНВИВА’Н, а, м. [фр. bon vivant]. Человек, любящий пожить в свое удовольствие.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бонвива́н
1. устар. человек, живущий в собственное удовольствие, богато и беспечно; кутила, весельчак ◆ У нее стали бывать и золотая молодежь, и модные бонвиваны ― львы столицы, и дельные люди, вплоть до крупных судейских чинов и адвокатов. В. А. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1934 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щеголеватый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «бонвиван»
Предложения со словом «бонвиван»
Цитаты из русской классики со словом «бонвиван»
Понятия, связанные со словом «бонвиван»
Сэр Роберт Ловела́с (правильная транскрипция — Ла́влейс, англ. Robert Lovelace) — персонаж эпистолярного романа Сэмюэла Ричардсона «Кларисса» («Кларисса Гарлоу, история молодой леди», «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов»), написанного в 1748 году, красавец-аристократ, коварно соблазнивший 16-летнюю главную героиню.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «бонвиван»
Наконец, вчера престарелый бонвиван искушал на улице гимназистку – червонец, никак не меньше!
Женщины и привычки старого бонвивана его погубили.
О его работе узнавали косвенно: неисправимый бонвиван, он и в 1960-х мог флиртовать, ведя светские студенческие беседы, а, узнав, например, что отец красотки репрессирован, назавтра запросто сообщал эти сведения в её деканат.
БОНВИВАН
бонвиван м. устар. Тот, кто любит жить в свое удовольствие, богато и беспечно.
Смотреть что такое БОНВИВАН в других словарях:
БОНВИВАН
БОНВИВАН
БОНВИВАН(bon vivant) кутила, весельчак.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,1907.БОНВИВАНчеловек, живущий в свое у. смотреть
БОНВИВАН
БОНВИВАН а, м. bon vivant. устар., разг. Любитель жить в свое удовольствие, богато и беспечно (обычно в функции сказуемоего). БАС-2. Бонвиван, купивши. смотреть
БОНВИВАН
БОНВИВАН
человек разгульный Ср. По шее бы этих франтов, по шее! картежники, бонвиваны, тунеядцы! Прежде ели готовый хлеб крестьян; теперь вдались в подряды и вс. смотреть
БОНВИВАН
Бонвиванъ — человѣкъ разгульный. Ср. По шеѣ бы этихъ франтовъ, по шеѣ! картежники, бонвиваны, тунеядцы! Прежде ѣли готовый хлѣбъ крестьянъ; теперь вда. смотреть
БОНВИВАН
БОНВИВАН
-а, м. устар. Человек, любящий жить в свое удовольствие, богато и беспечно.[франц. bon vivant]Синонимы: весельчак, вивер, гуляка, жуир, кутила, эпику. смотреть
БОНВИВАН
БОНВИВАН
Ударение в слове: бонвив`анУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: бонвив`ан
БОНВИВАН
м. уст.vividor m; persona disipada; calavera m
БОНВИВАН
Иван Иванов Ивонна Инна Вона Вон Иоанн Воин Вовина Вова Ион Вино Наиб Наивно Виво Виан Нива Нина Бон Аон Анон Анион Анин Авив Овин Био Нона Боа Бонвиван Новина Бонн Вано Наин Наб Иов. смотреть
БОНВИВАН
См.: Капитан БонвиванИсточники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 1. — М., 1956. — С. 16. смотреть
БОНВИВАН
бонвива́н [бо\]Синонимы: весельчак, вивер, гуляка, жуир, кутила, эпикуреец
БОНВИВАН
БОНВИВАН
бонвива’н, бонвива’ны, бонвива’на, бонвива’нов, бонвива’ну, бонвива’нам, бонвива’на, бонвива’нов, бонвива’ном, бонвива’нами, бонвива’не, бонвива’нах
БОНВИВАН
bonvivantСинонимы: весельчак, вивер, гуляка, жуир, кутила, эпикуреец
БОНВИВАН
бонвіван, розкішник. [Перед нашими очима пересовуються і неситі…. і щедрі розкішники-патріоти, що з рідного краю кров, як воду точать (Єфр.)].
БОНВИВАН
бонвиванСинонимы: весельчак, вивер, гуляка, жуир, кутила, эпикуреец
БОНВИВАН
сущ. муж. родабонвіван
БОНВИВАН
БОНВИВАН
БОНВИВАН бонвивана, м. (фр. bon vivant). Человек, любящий пожить в свое удовольствие.
БОНВИВАН
БОНВИВАН
БОНВИВАН м. устар. Тот, кто любит жить в свое удовольствие, богато и беспечно.
БОНВИВАН
бонвиван эпикуреец, вивер, жуир, кутила, весельчак, гуляка
БОНВИВАН
БОНВИВАН
бонвиван (өзіне жағдай жасауды ғана ұнататын адам)