Кто такой змей искуситель
Змий-искуситель
Змий-искуситель
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, как змей (змий), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, гл. 3, ст. 1), уговорил Еву сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла и тем самым нарушить запрет Бога.
Иносказательно: соблазнитель, вкрадчивый, коварный и опасный.
Смотреть что такое «Змий-искуситель» в других словарях:
Змий-искуситель — ЗМИЙ, я, м. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
змий-искуситель — змий искуситель, змия искусит еля … Орфографический словарь-справочник
Змий-искуситель — Разг. Ирон. О коварном, опасном человеке. Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова. Если бы к этой голове да другой язык, цены бы вам не было… Так, змий искуситель, так! Язык мой враг мой (Мамин Сибиряк. Горное гнездо) … Фразеологический словарь русского литературного языка
змий-искуситель — змий искуси/тель, зми/я искуси/теля … Слитно. Раздельно. Через дефис.
змий-искуситель — зм ий искус итель, зм ия ис кус ителя … Русский орфографический словарь
змий-искуситель — (2 м 2 м), Р. зми/я искуси/теля … Орфографический словарь русского языка
ЗМИЙ — ЗМИЙ, я, муж. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). • Змий искуситель (книжн., часто ирон.) тот, кто вводит в искушение, искуситель [по библейскому сказанию о грехопадении Адама и Евы, к рых искусил змий]. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
змий — змия; м. Книжн. 1. = Змей (1 2 зн.). * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин). До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения). Зелёный з. (разг.; о спиртных напитках, водке). 2. В… … Энциклопедический словарь
змий — зми/я; м.; книжн. 1) = змей 1), 2) * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин) * До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения) * Зелёный зми/й. (разг.; о спиртных напитках, водке) 2) В… … Словарь многих выражений
искуситель — я; м. Книжн. Тот, кто искушает кого л.; соблазнитель. Коварный и. Змий искуситель (сатана, дьявол). ◁ Искусительница, ы; ж. Искусительный, ая, ое. И. шёпот … Энциклопедический словарь
Змей-искуситель (Грехопадение)
В книге Бытия рассказывается о том, как Змей-искуситель смог уговорить Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Потом женщина дала плод также своему мужу — Адаму. После чего, оба осознали свою наготу и спрятались от Бога.
Потом Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечной жизни. Чтобы человек не мог возвратиться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай поставили херувима с пылающим мечом.
Описание Змея-искусителя
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).
Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Однако, возложив ответственность за такое грандиознейшее событие на Змея, Библия тем не менее уделили этому существу сравнительно очень мало внимания. Потому природа Змея остается весьма загадочной. Но кое-какие особенности этого создания возможно все таки попытаться установить при помощи логических размышлений, а так-же исходя из толкований святых Отцов.
Так, по некоторым внешним признакам, к примеру, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, конечно, изображен в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Но многие другие из его особенностей, например, такие, как умение говорить, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, показывают на то, что Змей – существо разумное. Больше того, он, скорей всего, существо высшего порядка.
Существо духовное
Важное значение для понимания сущности Змея имеют слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9).
Скорей всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем попасть на Землю, Змей обитал на небесах, он – существо духовное.
Потому, наверно, Змея надо представлять как существо, в котором соединяются в одно целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве сказал:
«Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И.Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).
«Полевой зверь»
Внимательно прочтя третью главу Бытия можно заметить, что если в строгости следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до того как он искусил Еву, не имеет четко обозначенных признаков пресмыкающегося, и отнесен к этому классу животных исключительно по своему названию. Больше того, согласно «классификации» Бытия, Змей-искуситель имеет отношение к «полевым зверям»:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).
В действительности, если Змей – пресмыкающееся, то почему он два раза упоминается именно со скотами и зверями, да еще перед ними он и проклят?
Изучая текст Шестоднева, мы можем убедится в том, что изначально у Змея было иное, не свойственное змеям, строение, и только по велению Бога обрел характерные для пресмыкающегося внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).
Так, все приводимые ранее цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно показывают, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Весьма сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст тоже говорил, что Змей первоначально был «зверем», и только после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.
Но каким именно он был зверем? – понять невозможно. Это представляет из себя еще одну тайну Шестоднева.
Почему Змей обманул человека?
Не менее интересен вопрос: по какой причине Змей обманул человека? Какие мотивы могли побудить его лишить людей тех благ, которые были предоставлены им Создателем в эдемском саду? Библия об этом умалчивает. Хотя причина, скорей всего, у Змея-искусителя была.
Какими могли быть причины? – понять затруднительно. Ведь на первый взгляд от этого обмана он не получил никакой выгоды. Напротив, его коварство стоило Змею многих потерь. И, прежде всего, его проклял Бог.
Исходя из сказанного выше, трудно верится в то, что самое хитрое существо на земле изменило всю дальнейшую жизнь человечества без всякой для себя пользы. Вероятней всего, спровоцировав изгнание из рая Богом Адама и Евы, Змей-искуситель со временем мог воспользоваться теми самыми благами, которых лишился человек по его наущению. Почему, к примеру, не сделать предположение, что, уговорив первых людей отведать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни, после чего, обрел бессмертие.
Некоторые из толкователей Библии считают, что не сам Всевышний предупреждал Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а отправил с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Бога, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и сделала: при этом не только сама вкусила роковой плод, но и уговорила сделать это Адама…
Еще вопросы
Однако, кроме мотивов, подтолкнувших Змея на обман, имеются и другие вопросы, относительно этого коварного существа. К примеру, как он мог оказаться в Раю? Или – почему Бог мог позволить Змею соблазнить Еву?
Что до первого вопроса, то ответить на него не сложно, если припомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены только звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин писал:
«Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию».
Может быть, ему, как самому «умному» из всех тварей, находящихся в Эдеме, и первому было дано имя?
На второй вопрос ответить так-же не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, наделил его правом выбора того или иного пути. Потому он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись на уговоры Змея-искусителя, пошла на нарушение запрета Бога.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Змей-искуситель
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.
Оглавление
В чем состоял грех Первого человека? [↑]
По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора — способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.
Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада — Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор — выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.
Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Другой перевод «Эц а-Даат» — «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» — например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» — форма прошедшего времени корня «даат»). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.
До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально — как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал — йецер а-тов и йецер а-ра — тяготении к добру и тяготении ко злу.
«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.
Адам раскаялся в сделанном, его раскаяние было принято, но окончательно исправить последствия того, что произошло, оказалось невозможно: внутренняя структура человека изменилась необратимо (более подробно — см. эти материалы сайта).
Почему Адам совершил грех? [↑]
Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу», до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.
Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».
Змей-искуситель: животное или ангел? [↑]
До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.
Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»
В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?
Дальше Тора описывает ответ Хавы Змею и дальнейшее развитие событий (Берешит, 3:1-6):
«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.
И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.
И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз. Как сказал ей: “… откроются ваши глаза”., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».
Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?
На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.
Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.
Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал. А с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.
Существует мнение, что этим ангелом был Сатан — предводитель всех сил зла, вселившийся в Змея (Пиркей де-Раби Элиэзер, Зоар Хадаш). В книге Шла а-Кадош приводится намек на это: слова Сатан и Нахаш (Змей) почти равны по гиматрии (числовому значению). Первая превышает вторую всего на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим, т.е. Сатан как бы использовал Змея в своих целях (об этом см. на сайте).
Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш считает, что на самом деле с Хавой вообще никто не говорил: ни Змей (который не обладал даром речи), ни ангел. Просто она увидела, как Змей, который тогда был высокоразвитым животным с конечностями, лазал по Древу познания и ел его плоды. И это навело ее на мысль, что плоды вкусные и не такие уж опасные — Змей ест их и не умирает! И весь «диалог» между Хавой и Змеем на самом деле состоялся в голове самой Хавы — она говорила сама с собой, борясь с соблазном.
В любом случае, комментаторы соглашаются, что животное, даже «самое хитрое» и обладающее определенным уровнем интеллекта, в корне отличается от человека тем, что у него отсутствует свобода выбора. Вс-вышний сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать (обзор комментариев на эту тему — см. здесь).
Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).
Как и почему был проклят Змей? [↑]
Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен».
1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить).
2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.
3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.
4. И более всех зверей.
(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей).
5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.
7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.
9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.
10. И, наконец, ты умрешь.
Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?
Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем — наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение — он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.
Последствия греха и его будущее исправление [↑]
В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь — переносить беременность и роды, воспитывать детей.
Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба, 24:5).
Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят — Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.
Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).
Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу — поднимаем мир на более высокую духовную ступень.
Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского [↑]
Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») — в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.
В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» — «предшествующий (рождению) грех»).
Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44. Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».
Как справиться с грехом
Грех — бич человечества, как избавиться, действенные способы
Как бороться со змеем-искусителем, чтобы не согрешить как Адам и Ева
от Валентина Лесных
Грехопадение занимает особое место в Священном Писании Ветхого завета. Данное событие было ключевым, оно перевернуло человеческую историю. После изгнания Адама и Евы из райского сада, человеческая природа потеряла былую святость и благодать. Основными последствиями изгнания человека становится потеря былого величия, потеря бессмертия. Грехопадение первых людей часто становилось популярной темой деятелей искусства, ее увековечили в своих работах многие художники.
Откуда взялся змей в раю?
Змея, как и других зверей полевых, создал Бог. Он наградил его особым отличием, быть хитрее остальных сотворенных зверей. Первые главы книги Бытие подробно рассказывают что змей-искуситель — змей, возможно с конечностями, которые после наказание отнял Господь. Факт того что змеи ползают, при этом не издают звука — доказательство наказания Бога, он обрек его на вечные скитания, поселил вражду между ним и людьми. Змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Кто обманул Адама змей или Ева?
Ева и Адам знали о последствиях запрета вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Но искушение змея оказалось сильнее запрета, Ева сорвала и попробовала запретный плод сама и дала мужу, он тоже вкусил его, несмотря на запрет и предупреждение о последующей неминуемой гибели (Бытие. Глава 3). Змей подтолкнул к совершению греха, но плоды вкусили они по своей воле, зная, что тем самым ослушаются отца. Основная мысли дерева добра и зла ведет к тому, что добро — это послушание, зло — непослушание, Адам знал о последствиях, но все равно принял плод. Ева преподнесла плод так красочно, как описал его змей, он внушил что плод обладает силой, способной приравнять к Богу. Адам добровольно принял из рук жены плод, тем самым разделив с ней греховные помыслы.
Что понял человек после вкушения запретного плода, стал ли он умнее?
Змей описал дерево и плоды красочно и заманчиво, Адам и Ева смотрели на древо другими глазами, ощутили похоть плоти (плоды для пищи), похоть очей (приятно глазу). Вместо прежних мыслей о Боге, головы затуманились пожеланиями, помыслами о запретном плоде.
После вкушения плода, нагота Адама и Евы стала стеснять их, они не смогли предстать перед Господом в таком виде, стали стыдится. Возможность максимально приблизится к Богу лишила их здравого смысла. После содеянного, они полностью осознали, что нарушение запрета ведет к неминуемой расплате. Непослушание Отцу не осталось безнаказанным, Господь изгнал людей из райского сада.
Примеры в истории, когда человека искушал “змей”
Адам и Ева — первые кто поддался на искушение, но не единственные. История знает множество примеров, искушения человека “змеем”, но не всегда «змею» удавались его помыслы. Самый яркий пример поражения Дьявола — искушение Христа в 40-дневный пост после крещения, в пустыне. Дьявол пытался соблазнить Христа тремя обольщениями (голодом, гордыней, верой), как любого человека. Надеялся что двойственность натуры Христа не выдержит натиска и соблазна. Христос не поддался на искушения, стойко выдержал соблазны, на все уловки находил мудрые ответы. Дьявол прекратил тщетные попытки. Такой яркий пример показывает, что какими бы сладкими не были речи дьявола, нужно свято верить в Господа и в свои силы, не поддаваться на искушения.
Змей-искуситель в современном обличье
Важно уметь устоять перед соблазнами и “не убить” в себе веру в Бога.
Как не попасть под искушение?
Искушение — проверка человека на духовную веру и силу веры. Искушение — соблазн, посылаемый бесами, они навязывают нечистые помыслы, проникая внутрь, в голову человека. Дьявол, стремиться внушить человеку совершать грех, но заставить согрешить он не в силах, человек должен сам сделать осознанный выбор. Грех — добровольное искушение свободной воли человека.
Чтобы не совершить греховное действие, важно помнить о 4 шагах в борьбе с искушением, они помогут справиться с бесами.
4 шага в борьбе с искушением:
Змей стал внешней причиной грехопадения. При помощи хитрости, внушения, склонил к греху Еву и Адама, но не принуждал их, у них была свобода выбора данная Господом. После своего осознанного выбора, человек лишился былого величия, был изгнан на землю, стал смертным, терпит все жизненные трудности. При сегодняшней быстротекущей жизни, необходимо помнить об этом, стараться противится всем соблазнам, которые нам навязывает дьявол, укреплять свою веру в Бога.