Кто такой зодчий росси
Карл Росси
русский архитектор, один из создателей русского ампира
Карл Росси
Карл Иванович Росси (настоящее имя Карло ди Джованни Росси, итал. Carlo di Giovanni Rossi), русский архитектор, представитель позднего классицизма, один из создателей русского ампира, родился 29 декабря 1775 года в Неаполе.
В пятилетнем возрасте матерью, известной немецкой балериной, был привезён в Париж, а оттуда в 17 лет — в Санкт-Петербург.
С юности был связан с миром искусств, воспитывался и обучался у архитектора В.Ф. Бренна. В 1795 поступил на службу в «Aдмиралтейскую коллегию архитектурии».
Зодчий работал также в Аничковом дворце, в Зимнем дворце оформил Военную галерею 1812 года.
В Павловске Росси построил библиотечную галерею при дворце. Одной из последних построек архитектора была колокольня Юрьевского монастыря близ Новгорода.
Скончался Карл Росси (6) 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге.
© 2005—2021 Проект «Календарь событий»
Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434
Новое в блогах
Карл Иванович Росси.
29 декабря 1775 — 18 апреля 1849
Архитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» — Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры.
Амбициозный юноша
Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного Росси в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.
Елагин остров
В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.
Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.
Во время работы над ансамблем Елагина острова Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.
На территории острова зодчий, помимо дворца, возвел павильон на пристани, кухонный флигель, оранжереи, конюшенный корпус. Дворцовый парк был открыт для посещения «хорошо одетой публики», и Росси построил в нем музыкальный павильон, где по праздникам играл оркестр.
Михайловский дворец
В 1819 году младшему брату императора Александра I, Михаилу, исполнился 21 год. На строительство дворца для великого князя выделили 9 миллионов рублей — и Александр I поручил его Росси. Архитектор планировал проложить от Невы новую дорогу и открыть на дворец вид с набережной. Росси впервые не реконструировал чье-то здание и даже не был обязан «ставить» свой проект на чей-то фундамент — он начал самостоятельно формировать городское пространство. Для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки он проложил еще одну улицу — Инженерную. Территории Михайловского дворца и Михайловского замка, на строительстве которого Росси работал с Винченцо Бренной, разделила Садовая улица. Работа над самим дворцом длилась шесть лет. Комиссия торопила архитектора — принципиальный Росси в ответ писал гневные письма. Требования комиссии переходили границы разумного: например, двум живописцам поручалось за полтора месяца расписать потолки во всех залах дворца, длина которого составляла 105 метров.
Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.
Приведение площади в правильность
В том же 1819 году, когда Росси начал работать над Михайловским дворцом, вышло распоряжение императора о возведении правительственных зданий на Дворцовой площади. Главный проект столицы Александр I вновь поручил зарекомендовавшему себя архитектору. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади для приведения оной в правильность». При этом Зимний дворец должен был остаться центром композиции. Росси расположил центральную арку Главного штаба напротив въезда в императорскую резиденцию, и таким образом вся площадь как бы развернулась к Зимнему. Два крыла здания, правда, получились разной длины, но и эту проблему Росси решил, зрительно выровняв западное и восточное крыло рядами колонн.
Через шесть лет после начала строительства архитектор начал работать над Триумфальной аркой — технически самой сложной частью проекта, но проект оказался «заморожен». В это время в Таганроге скончался Александр I, потом столицу потрясло восстание декабристов, наконец, на престол взошел Николай I. Через месяц после коронации Росси был удостоен аудиенции нового императора, который проект арки в целом одобрил, лишь кое-что скорректировав. Над аркой Главного штаба Росси планировал установить две женские скульптуры, держащие в руках герб. Композицию через несколько лет установили на здании Сената и Синода, а для Дворцовой площади Николай предложил колесницу с богиней Никой, запряженную шестеркой лошадей. Росси предстояло решить сложнейшую инженерную проблему: поставить на арку скульптурную группу весом 80 тонн. Идею решения предложил инженер Матвей Кларк: каркасы фигур отлили из чугуна, а остальное покрыли тонкими медными листами, что позволило уменьшить общий вес конструкции в пять раз.
Арку открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов.
Улица зодчего Росси
В 1827 году Росси получил от императора заказ на строительство театра на Александринской площади. На этом месте стоял деревянный театр по проекту Бренны, который уже не мог вместить всех желающих. Росси предложил по-новому распланировать весь район от Фонтанки до Невского проспекта — и в итоге возвел ансамбль Александринской площади с театром, новым зданием Императорской Публичной библиотеки и двумя корпусами, образовавшими Театральную улицу (позднее — улица Зодчего Росси).
Вместе с инженером Матвеем Кларком архитектор разработал уникальные металлические конструкции перекрытий нового театра. Комиссия в новаторский ход не поверила и остановила строительство. Тогда Росси написал письмо министру Императорского двора, князю Волконскому:
Рисковать не стали: сперва построили модель, которую подвергли испытаниям с нагрузкой перед комиссией. Перекрытия выдержали их с блеском, и в апреле 1828 года началось строительство театра. Росси, как обычно, в чертежах прорисовал все детали — от мебели и фонарей до узоров на ограде сквера и цвета обивки театральных кресел. Театр при полном заполнении вмещал 1700 человек, однако Росси так спроектировал коридоры, проходы и 10 лестниц, что после спектакля здание быстро освобождалось.
К лету 1830 года у архитектора начались проблемы со здоровьем, и он должен был уехать за границу на лечение. Но денег не было — зато были долги, и Росси попросил у императора в счет будущего жалованья 12 тысяч рублей. 31 августа 1832 года состоялось открытие театра. Росси выплатили гонорар, а также отдали одну из лож в пожизненное пользование. Ее он потом сдавал — опять же, чтобы найти деньги.
Сенат и синод
Параллельно с ансамблем Александринской площади Росси с 1829 года работал над еще одним масштабным проектом. Здание Сената в Петербурге в то время располагалось на углу набережной и Петровской площади, где сейчас стоит Медный всадник. Здание Синода ютилось на противоположном берегу Невы. Император счел, что институтам необходимы более представительные строения, и объявил конкурс. В приказе значилось: «Сделать сии по образцу Генерального штаба и придать им характер, соответствующий огромности площади». В конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы Петербурга, кроме Росси. Император настаивал на его участии, зодчий в ответ отправлял прошения об отпуске, так как с 1816 года он фактически в одиночку держал на себе все строительство Петербурга. Кроме того, архитектор был человеком упрямым и принципиальным, он не привык, чтобы ему указывали, как нужно работать. Николай I считал, что он сам прекрасно разбирается в архитектуре (он получил образование инженера-фортификатора), и потому между ним и Росси часто возникали конфликты. Но, наконец, в 1829 году архитектор все-таки подал свой проект. Он объединил здания Сената и Синода в одно, соединив их аркой — одним из первоначальных вариантов арки Главного штаба. В 1835 году Сенат и Синод въехали в новое помещение.
За этот проект Росси не получил ни звания, ни наград. Только два выговора от императора — в том числе за грубые выражения в рапортах. Строительство Сената и Синода было очередным триумфом Росси, но еще до окончания строительства, в 1832 году, он написал прошение об отставке. И дело было не только в ухудшившихся отношениях с императором. Официально от замыслов архитектора никто не отказывался, однако средств на его масштабные проекты в казне не было. Да и самого Росси все чаще подводило здоровье: давал о себе знать почтенный возраст. Прошение архитектора приняли.
После 1832 года Росси время от времени входил в архитектурные комиссии и даже продолжал строить — например, возвел Юрьев монастырь в Новгороде. Архитектор скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и сначала был похоронен на лютеранском Волковом кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре.
Русский Путешественник # написал комментарий 29 декабря 2020, 04:03 В 1834 году было закончено строительство великолепного ампирного здания Александрийского театра в Петербурге.
Николай I, восхищённый гением архитектора Карла Ивановича Росси, кроме прочих наград, одарил его правом бесплатного абонирования ложи в новом театре. Причем Росси отвели ложу, располагавшуюся рядом с царской.
При этом царская милость не распространялась так далеко, чтобы покрыть все нужды архитекторского дома.
По справедливости, как ему казалось, восприняв ложу в Александринке в качестве непреложной собственности, Росси вскоре начал пускать туда за известную плату желающих посмотреть представление, а заодно пососедствовать с важными персонами. И Бог знает, что стоило дороже.
Но однажды Росси в порыве стяжательства продал билет некоему купцу.
И после того, как в парадной ложе мелькнула совсем не аристократического
вида фигура в поддевке, разразился скандал.
Ложу у Карла Ивановича отобрали.
И он, бедняга, лишился верного дохода.
Поэтому Росси и не сумел оценить высокий дар русского императора.
В голове архитектора попросту не укладывалось то, что царским благоволением нельзя торговать.
Карл Росси: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Детские и юношеские годы
При рождении в 1775 году сын итальянской балерины Гертруды Росси получил имя Карло ди Джованни. Но после того как отчим, знаменитый танцор Шарль Ле Пик получил приглашение переехать в Санкт-Петербург, они покинули Неаполь. Родители продолжили творческую карьеру в Большом театре, семья обосновалась в одном из домов на Театральной площади.
Образование
В 1795-м Росси поступил чертежником в архитектурную коллегию. Случилось так, что коляска Бренны опрокинулась в канаву, неудачный перелом руки не позволил ему продолжать самостоятельную работу. Без малейших колебаний знаменитый архитектор предложил талантливому юноше стать его помощником в возведении Михайловского замка. После смерти Екатерины Великой на престол взошел император Павел I. Уже в первые дни своего правления государь счел необходимым приступить к строительству собственного дворца. Название было выбрано неслучайно – Михайловский, в честь архистратига Михаила. Для постройки выбрали территорию сада Летнего дворца. Большинство чертежей Михайловского замка выполнил Карл, эта работа стала его первой большой архитектурной практикой. Параллельно с этим проектом Карл вместе с Бренной создавал для Павла I интерьер Зимнего дворца, возводил постройки на Каменном острове и в Гатчине, завершал строительство Исаакиевского собора.
В 1801-м Росси стал архитектурным помощником 10 класса и через год, чтобы завершить образование, получил двухгодичную командировку в Италию. Возвратившись из Европы, амбициозный юноша предложил план переустройства набережной Адмиралтейства. На рисунках Карл представил аркаду, проложенную на набережной вдоль берега реки. Она показалась комиссии нелепой, закрывающей другие здания. Проект сочли легкомысленным, он не нашел поддержки в высших инстанциях, а России так и не получил звание архитектора.
Первые работы
В 1806-м Карл был вынужден работать художником на фарфоровом и стеклянном заводах. Спустя 2 года Росси добился звания архитектора и отправился в Москву, в Экспедицию кремлевского строения, которая ведала вопросами возведения зданий на территории Кремля и их реконструкции. Организация также осуществляла застройку в городе и его окрестностях. По проектам Росси были построены несколько зданий, самым известным из которых стал деревянный театр. Строение сгорело во время пожара 1812 года. Затем архитектор отправился в Тверь, где под его руководством был возведен Путиловский дворец.
Елагин остров
Возвратившись в Петербург из Европы, Карл продолжил свое творчество. Он участвовал в перестройке Аничкова дворца и павильонов в Павловске. Важным этапом его карьерной лестницы стало назначение в Комитет строений и гидравлических работ.
К 1818 году Росси стал придворным архитектором. Ему было поручено строительство новой императорской резиденции. В то время территория вокруг столицы была мало застроена, в том числе и Елагин остров. Его архитектор облюбовал для постройки нового дворца. Проект пришелся по душе вдовствующей императрице Марии Федоровне. Удивительно, что в смете Карл указал расходы до копейки и не вышел за ее пределы. Кроме основного здания, выполненного в классическом стиле, зодчий возвел флигель, оранжереи и конюшенный корпус. Рядом разбили парк с музыкальным павильоном, где по выходным играл оркестр.
Михайловский дворец
«Приведение в правильность»
Большим вкладом в создание архитектурного облика города стал архитектурный ансамбль Дворцовой площади. Зимний дворец оставался центром композиции, напротив архитектор расположил арку главного штаба. Ее автор задумал в честь победы в отечественной войне 1812-го. Общая длина композиции Главного штаба составляет 580 метров, уникально его внутреннее убранство.
В 1829-м архитектор приступил к строительству Сената, а через год по соседству с ним появилось здание Синода. Главным элементом композиции стала Триумфальная арка. В связи с кончиной Александра I проект заморозили, восстановить его смог лишь новый император Николай I. Торжественное открытие арки состоялось в 1828-м.
Александринский театр
Театр на Александринской площади принято считать одним из самых удачных творений Росси. Квартал от Фонтанки до Невского проспекта изменил свой облик и превратился в единый ансамбль. Рядом с легким и изящным зданием театра, хотя оно довольно внушительное по площади, появилась Публичная библиотека и улица – Театральная. Спустя годы ее переименовали в улицу зодчего России.
Личная жизнь
Во время пребывания на Елагином острове 43-летнему архитектору сопутствовал не только успех в работе, его ожидали изменения в личной жизни. В этот период он встретил юную особу Софью Андерсон, и вскоре девушка стала его женой. Так как у пары не было детей, Карл написал письмо императору с просьбой усыновить малышей. Александр I прошение одобрил, и вскоре четверо ребятишек получили фамилию Росси.
Отойти от дел архитектора заставил конфликт с императором Николаем I. Его финальной работой стала колокольня новгородского Юрьева монастыря. Карл Росси дожил до преклонного возраста, не получив званий и наград. А его творения и сегодня заставляют замирать сердце от своего величия и красоты.
Слуга трех императоров, король ампира. Чем известен Карло Росси
Величайший мастер русского ампира – итальянец Карло Росси. Он служил при трех императорах – Павле I, Александре I и Николае I. Царствование Павла Петровича обеспечило «зеленый свет» становлению юного дарования. При Александре I Росси стал крупнейшим зодчим страны и одним из самых «дорогих» архитекторов в мире – его жалованье составляло баснословные по тем временам 15 тысяч рублей в год. Но вот выстроить отношения со взошедшим на престол Николаем I независимому и талантливому архитектору не удалось.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В Петербурге Карло ди Джованни Росси (1775 – 1849) жил вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, танцором Шарлем Ле Пиком, с 1787 года. В 1788-м мальчик поступил в немецкую школу St. Petri-Schule (ныне – школа № 222 Петришуле). У него хорошо получалось рисовать, давались и точные науки. Отчима Ле Пика пригласили обучать танцам детей будущего государя Павла Петровича. Семью поселили в Павловске, а юного Карла отдали в ученики будущему придворному архитектору итальянцу Винченцо Бренне, трудившемуся там над строительством дворца. В мастерской Бренны Росси учился у Гонзаго, Камерона, Кваренги и Воронихина.
Окружение Павла I благоволило Бренне и его близким, и уже в 1795 году ученик Карл Росси был принят на службу в Адмиралтейское ведомство, получил жалованье, обер-офицерский чин прапорщика и российское дворянство.
Если начало формированию центра Петербурга положили Воронихин, Захаров и Тома де Томон, то человеком, который фактически придал сердцу города нынешний облик, был Карло ди Джованни (или, как его называли, Карл Иванович) Росси. Он развил принцип городского ансамбля, которого прежде в России не придерживались. Без смущения вмешивался в реконструкцию сооружений и кварталов, сочетая существующие здания с новыми, объединяя их общим ритмом. Результатом его трудов стали ансамбли Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819 – 1825), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827 – 1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяженными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного штаба и триумфальной аркой (1819 – 1829), Сенатской площади с Сенатом и Синодом (1829 – 1834). Именно он создал ландшафтно-парковый дизайн Елагина острова, территорий Аничкова дворца, дворца Воронцова, благоустройство окружения Исаакиевского собора.
Войдя в конфликт с окружением императора Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку. Ради обеспечения пенсии в 1847-м подал прошение на принятие его в российское подданство и скоро получил его. Он продолжал работать над частными заказами вплоть до своей внезапной кончины в 1849 году. Карло Росси был погребен на Волковском лютеранском кладбище, позже его прах был перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.
Композиция из четырех бюстов зодчих-итальянцев, чьими трудами необыкновенно украсилась Северная столица России, – Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси – открылась в 2003 году в сквере на Манежной площади (о памятниках Ринальди, Кваренги и Растрелли мы рассказывали в прежних выпусках «Площади наций»).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Слуга трех императоров, король ампира».
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Карл Иванович Росси — Архитектор №1
Архитекторы
Карл Иванович Росси – знаменитый российский архитектор итальянского происхождения, работающий в стилях ампир и классицизм. Во многом благодаря ему Санкт-Петербург имеет всем известный сегодня облик. О том, как жил и работал этот величайший человек и пойдет речь в данной статье.
Биография К. Росси
Карл Росси родился в Неаполе в декабре 1775 года. Мать его, Гертруда Росси, была знаменитой балериной, впоследствии выступавшая на сцене Петербургского театра. Воспитывал будущего архитектора отчим – известный балетмейстер и танцор Шарль Ле Пик. Карл с самого рождения был окружен людьми, связанными с искусством. Возможно, это повлияло на раскрытие его таланта и дальнейшую жизнь.
Переезд в Россию
В 1786 году отчим мальчика вместе с женой получили приглашение работать в Петербургской Императорской труппе. Так Карл оказался в России. Жила семья Росси хорошо: Шарль Ли Пек давал уроки танцев детям императорской династии, а Гертруда выступала в театре. Карла отдали учиться в школу при церкви Святого Петра, где он получил достойное образование и выучил русский язык.
В последствие в благодарность за труды будущий император Павел I подарил Росси дачу в Павловске, и, возможно, именно этот подарок сыграл большую роль в дальнейшей жизни будущего архитектора. Там на званых обедах и ужинах собирались многие представители городской интеллигенции, с которыми Карл Росси быть знаком. А соседом по даче у четы России был знаменитый архитектор Винченцо Бренна. К тому времени Росси уже активно интересовался архитектурой, и когда стал вопрос о поиске учителя, у родителей не было сомнений, что им должен стать Бренна.
Начало карьеры
Наличие в наставниках такого известного архитектора, как В. Бренна, безусловно, повлияло на развитие карьеры Росси, но без таланта вряд ли бы он смог достичь хотя бы части той славы, которая у него была. В конце XVIII века Карл начал работать в Адмиралтейском ведомстве, и спустя всего лишь несколько лет, стал помощником архитектора.
После смерти императрицы, Павел I, взойдя на престол, решил построить для себя замок. По стечению обстоятельств главным архитектором был назначен В. Бренна, а помогал ему Росси. Помимо Михайловского замка, Бренна и России переделывали некоторые помещения Зимнего дворца, трудись над проектами на Каменном острове и в Гатчине и достраивали Исаакиевский собор. Все эти проекты служат доказательством востребованности талантов Росси. Разумеется, труд его достойно оплачивался.
Однако после убийства императора все круто изменилось. В. Бренна был отстранен от дел и покинул Россию. К. Росси тоже принял решение уехать, но с целью продолжить обучение. В 1802 году он попадает в Рим, где продолжает изучать архитектуру. За 2 года в Италии он стажировался в Риме, Флоренции и многих других городах, и лишь после этого решил вернуться в Санкт-Петербург.
Возвращение в Россию
На Родину Карл Росси вернулся полным планов и амбиций. Первым предложением было переделать набережную Адмиралтейства, но одобрения он не получил. Позже архитектор перебрался в Москву, где занимался ремонтом зданий правительства. К его работам здесь относят Арбатский театр, Екатерининскую церковь в Вознесенском монастыре и планирование застройки Твери. Однако многие из его творений не сохранились.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург и начинает менять облик города. На протяжении 10 лет он работал над ансамблем Дворцовой площади: было возведено всем известное здание Штаба и изменено направление Большой Морской улицы. Знания, полученные в Италии, во многом диктовали внешний вид возводимых построек. Он не боялся использовать новые для России тех времен приемы. Во многом современный вид Санкт-Петербурга определился именно работами этого величайшего архитектора.
Завершение карьеры
В 1832 году Карл Росси подал прошение об отставке или, как сказали бы сейчас, об уходе на пенсию. Прошение было принято, но трудиться зодчему приходилось еще ни раз: он работал над реставрацией Александринского театра и Эрмитажа. Император вновь и вновь обращался к Росси, потому что равных ему не было.
Чем сильнее слава мастера, тем трагичнее воспринимаются последние годы жизни, проведенные в нищете. После смерти второй супруги Росси остался один с 10 детьми от двух браков и очень слабым здоровьем. Помимо периодических заработков, он торговал билетами в ложу Александринского театра и писал унизительные для него письма императору с просьбой о материальной помощи. Но денег едва хватало на оплату жилья у Фонтанки.
В 1849 году он согласился на реконструкция Александринского театра, хотя работать было уже очень тяжело. Там он и заразился холерой, от которой умер в апреле 1849 года. Хоронили великого архитектора на деньги, пожалованные императором, потому что дети не могли позволить себе даже самые скромные похороны. Изначально Карла Росси похоронили рядом со второй супругой на Волковском лютеранском кладбище, но в 1940 году его перезахоронили в Некрополе Александро-Невской лавры.
Стиль
Именно Росси считают создателем русского ампира. Его творчество отличалось новаторскими идеями для того времени: к примеру, он впервые ввел перекрытия из металла. Творения Карла Росси сильно изменили облик Санкт-Петербурга в лучшую сторону. Он первый архитектор, кто при работе проектировал не каждое здание отдельно, а представлял весь квартал в целом.
Русский ампир возник как ответвление классицизма на основе французского ампира и был призван подчеркнуть силу и мощь России, одержавшей победу на Наполеоном. Ему присуще ордерные системы классицизма с усиленным тяготением к монументальности и мощности. Здания выглядят парадно, но крайне симметричны и лаконичны. При этом присутствует древняя символика: орлы, доспеха, венки из лавра. В это время появляются триумфальные арки, большие арочные окна и памятные колоны.
Но Росси отошел от французского ампира и стал последователем своего учителя Бренны, а так же Кваренги и Камерона. Росси удачно сочетал архитектурный и градостроительный подходы.
Работы Росси
Кто-то в шутку называет Росси главным создателем Санкт-Петербурга. Действительно, здесь находится большинство его творений, которые во многом и определяют вид исторической части города.
Ансамбль Александринского театра
Александринский театр считается одним из самых гармоничных творений Росси. Вместе с инженером М. Е. Кларком они сделали основу кровли из металлических конструкций. Для России это было впервые. Само здание довольно большое по площади, но при этом выглядит очень компактно, изящно и легко.
В верхней части главного фасада расположена лоджия и портик из 8 колон. Над атиком находится своеобразный отличительный знак этого театра – скульптура в виде колесницы, запряженной четверкой лошадей. В северной и южной части фасадов в нишах установлены музы из гипса работы В.И. Демут-Малиновского, а барельефный фриз обрамляет все здание. Не менее выразительно смотрятся лепные изображения летящих Слав на атике здания.
Боковые фасады театра представляют собой восьмиколонные портики. Со стороны заднего фасада к зданию идет спроектированная архитектором улица Зодчего Росси. Здесь такое же оформление, что и у переднего фасада, но декорация вместо колон выполнена пилястрами.
Несмотря на все внешнее величие, внутреннее убранство выглядит гораздо проще. Основная отделка выполнена только в парадных залах, при этом места общего пользования очень скромны. Зрительный зал спроектирован по самым последним технологиям того времени: многоярусная система лож с амфитеатром и большим просторным партером. Вместе с Росси над строительством театра работали и друге знаменитые личности.
Михайловский: о том, как строился Михайловский дворец
Когда в 1798 году у императора Павла I родился младший сын, он принял решение построить для него дворец, но задумку исполнить не успел. И лишь в 1817 царствовавший в то время Александр I решил исполнить волю отца. Для разработки проекта был приглашен Карл Росси, и в 1819 году началось строительство дворца.
Выполненный в стиле классицизма, Михайловский дворец состоит из основного корпуса и 2 флигелей, соединенных оградой из чугуна. Нижний этаж основного фасада дворца украшен рустами, а выше расположен восьмиколонный портик, завершенный внушительным фронтоном. Боковые части здания оформлены трехчетвертными колонами. Фриз украшен 44 барельефами, а большие окна и арки – головами львов. Эти животные украшают и главный вход: каменные львы будто охраняют дворец от незваных гостей. Садовый фасад оформлен красивой лоджией-колоннадой.
Примечательно, что внутренняя отделка Михайловского дворца обошлась гораздо дороже самого строительства. Помимо Карла Росси, над проектом трудились многие известные скульпторы, живописцы и другие мастера своего дела.
Кроме самого Михайловского дворца, Карл Росси спроектировал и пространство вокруг. Само здание с его флигелями, площадь и прилегающие 2 улицы выполнены в единой композиции.
Здание Сената и Синода
Земля, где сейчас находится Здание Сената и Синода в разные времена принадлежала разным знаковым людям России, постоянно переходя из рук в руки. В 1747 году здесь был возведен дворец, который в 1763 году отошел сенату, а в 1780 году передела архитектором И. Старовым. Однако постройка была настолько ветхой, что даже новые укрепления не сильно меняли ситуацию. И тогда в 1821 Николай I приказал перестроить дворец с нуля. Архитектором проекта выбрали Карла Росси.
В 1829 году Росси снес старое здание и заложил фундамент нового Сента. А в 1830 году государство выкупило соседний дом, который так же был уничтожен, а на его месте начали возводить здание Синода.
Представленный проект император практически полностью одобрил. Росси предложил использовать большое количество античных скульптур, но главным элементом стала Триумфальная арка, соединяющая 2 корпуса в единое здание. Высота этой композиции 26 м, а ширина 20 м. Арка украшена скульптурами и барельефами, несущими смысловую нагрузку – все они рассказывают об истории российского законодательства.
Фасадом здание смотрит и на бывшую Сенатскую площадь, и на Английскую набережную. Угол здания округлен и украшен колоннадой из 8 колон, завершенный ступенчатым атиком.
Здание Главного штаба
Знаменитое далеко за пределами России здание Главного штаба было спроектировано Карлом Росси вместе с С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Оно представляет собой 2 корпуса, соединенные огромным арочным сводом. Общая длина композиции 580 м. 2 части здания соединяют 3 арки: одна со стороны Дворцовой площади, другая – посередине и третья – со стороны Невского проспекта.
Интересна и внутренняя отделка: роспись потолков, барельефы, лепнина, гермы, колонны. Большая часть этого сохранилось в левом крыле здания. Уникальна и несгораемая комната, спроектированная Росси для архива Главного штаба. Были специально изготовлены чугунные колонны, шкафы, стропила, половые доски и многое другое.
Сегодня здание Главного штаба является неотъемлемой частью как Дворцовой площади, так и Санкт-Петербурга.
Елагин дворец
Кто был первым строителем Елагина дворца на одноименном острове – неизвестно. Но когда эту землю выкупил Александр I для своей матери императрицы Марии Федоровны, превратить существующее здание в царскую резиденции поручили К. Росси. Вместе с ним работали С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Ж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Д. Буш и многие другие.
Фасады дворца оформлены по-разному. Тот, что обращен к саду, декорирован шестиколонным портиком под фронтоном, пологими пандусами и широкой лестницей с фигурами львов – полной копией львов из Флоренции. Фасад, выходящий на реку, выполнен в виде полуротонды в окружении колон. По бокам расположены портики со сдвоенными колонами, а лестница украшена вазами и корзинами.
Помимо самого дворца, в ансамбль входят Кухонный и Конюшенный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон и многое другое. По проекту К. Росси Д. Бушем был разбит сад, являющийся неотъемлемой частью композиции.
Не меньше внимания зодчий уделил и внутреннему оформлению Елагина дворца. Стены были покрыты искусственным мрамором, овальный зал украшен полуколоннами и кариатидами, а купол оформлен живописью. Знаменит белый Фарфоровый кабинет, а каждая дверь первого этажа выполнена в единственном экземпляре и расписана самим зодчим.
Львы дворцовой пристани, как элемент творчества Карла Росси
Дворцовая пристань была смоделирована Карлом Росси. Она представляет собой оформленный спуск к Неве. Это широкая гранитная лестница со статуями львов на пьедесталах в верхней части. Выглядят они довольно внушительно: стройное мускулистое тело, широкие конечности и полураскрытая пасть, полная клыков.
Изначально о необходимости установки львов говорил Луиджи Руска еще в первой половине XVII века. Осенью 1828 года начали обсуждать, как должны выглядеть львы, но так и не пришли к единому мнению. Предложенные варианты не устраивали К. Росси. И лишь в 1832 году снова вернулись к украшению пристани. Благодаря тому, что директор чугунолитейного завода М. Е. Кларк предложил вариант снижение себестоимости фигур, дело, наконец, пошло. И тогда мастер И. Пранг изготовил медных львов по моделям скульптура И. П. Прокофьева. Пьедесталы отлили на том же заводе по рисунку Л. Шарлеманя.
Так, в 1832 году львы были установлены на Дворцовой пристани. Реставрировались скульптуры предположительно четыре раза:
Улица Карла Росси
Это одна из удивительнейших улиц Санкт-Петербурга, спроектированная великим зодчим. Она идет от Александровского театра к площади Ломоносова и состоит из 5 домов: № 1 и 3 по одной стороне, № 2, 4 и 6. Примечательно, что здания выполнены в едином стиле и, кажется, что улица состоит из 2 полностью одинаковых домов, стоящих друг напротив друга.
Именно Карл Росси занимался проектированием этого участка. Строгость фасадов домов на улице удивительным образом подчеркивает величие и пышность здания театра. Уникальность улицы в ее точных античных пропорциях: ширина улицы равна высоте зданий – 22 м, а длинна больше ровно в 10 раз – 220 м.
Изначально улица носила название Новая Театральная, затем стала просто Театральная и лишь в 1923 году стала называться улица Зодчего Росси.