Кто такой зуль карнайн в коране
Что искал пророк в царстве тьмы?
Имя Зуль-Карнайн переводится как «обладатель двух рогов». Это прозвище, а звали его Искандар. Силой и талантом, данными Всевышним, Зуль-Карнайн (мир ему) покорил весь мир. Господь дал ему в помощь ангела по имени Рафаил (мир ему).
Однажды Искандар (мир ему) спросил его, как поклоняются Творцу ангелы на небесах. Рафаил (мир ему) рассказал, что есть ангелы, которые постоянно стоят и от стыда перед Богом не поднимают головы, другие постоянно находятся в поясном поклоне, некоторые находятся в земном поклоне.
Зуль-Карнайн (мир ему) восхитился этим и возжелал долгой жизни, чтобы поклоняться подобно ангелам, и сказал об этом Рафаилу. Ангел открыл ему тайну, рассказав, что на земле есть источник под названием Мааль-хаят (вода жизни), и тот, кто выпьет из него, будет жить до Судного дня. Искандару (мир ему) захотелось найти источник воды, чтобы испить из него и остаться живым до Судного дня. Он спросил ангела, не ведает ли он, где находится этот источник. Ангел ответил, что точно не знает, и рассказал то, что было ему известно: «Я слышал от других ангелов, что источник находится в мире тьмы, но точное местонахождение мне неизвестно».
Искандар (мир ему) собрал большой маджлис учёных-алимов и всех мудрецов и поставил перед ними вопрос: не знают ли они, где находится Мааль-хаят? Все ответили, что не ведают об этом ничего, но один из них сказал, что ему известно, будто Господь где-то на земле расположил тьму и в этой тьме поместил Мааль-хаят. Алим пояснил, что об этом источнике он читал в завещаниях Адама (мир ему) и что родник должен располагаться на востоке; так он рассеял все сомнения.
Зуль-Карнайн (мир ему) собрал шеститысячное войско из отборных мудрецов и храбрецов, во главе отряда поставил Хидра (мир ему) и двинулся в путь. Ему сказали, что в темноте лучше всех видят молодые кобылы, поэтому отобрали тысячу таких лошадей и подготовили все, что необходимо для снаряжения армии.
Днём и ночью, не останавливаясь, преодолевая трудности, войско двигалось на восток в поисках мира тьмы. Двенадцать лет провели они в пути и, наконец, достигли его. Место это было необычайно удивительное, темнота, похожая то ли на дым, то ли на тьму ночи, окутывала его. Мудрецы стали советовать Зуль-Карнайну (мир ему) не входить туда, говоря, что до него ни один царь не вступал в темноту. Но Искандар (мир ему) не стал их слушать и твердо настоял на том, что обратно они не повернут. Он спросил ангела Рафаила (мир ему), будут ли они видеть друг друга, когда вступят во мрак, и ангел дал Зуль-Карнайну (мир ему) красный жемчуг. Рафаил (мир ему) сказал, что жемчуг зазвучит, если бросить его на землю, и с его помощью они найдут друг друга.
Зуль-Карнайн (мир ему) подготовил часть войска к вступлению в темный мир, а остальным велел остаться и наказал, чтобы они ждали их двенадцать лет, по прошествии которых, если они не вернутся, возвращались домой. Затем его войско во главе с Хидром (мир ему) двинулось в мир тьмы. Они шли двенадцать дней, не различая ни дня, ни ночи, не видя ни солнца, ни луны, не встречая ни зверей, ни птиц — ничего живого. Тут к Хидру (мир ему) от Господа пришло тайное известие, где указывалось, в какой стороне находится источник Мааль-хаят. Ему было велено идти туда одному, отделившись от войска. Всемогущий сказал, что никому, кроме него, не суждено испить из этого источника.
Когда пришло такое повеление, Хидр (мир ему) сказал спутникам, чтобы они подождали его, и пошел один. Как было сказано в откровении, он свернул направо, спустился в ущелье, нашел там источник, сошёл с коня, искупался, сделал омовение и напился вдоволь. Вода источника была слаще мёда и белее молока. Испив её, Хидр (мир ему) испытал блаженство. Искандар же (мир ему) не достиг желаемого, ибо не все мечты человека исполняются.
Сорок дней и ночей Искандар (мир ему) и его воины кружили во тьме, не зная, где они, а потом увидели некую крепость. Оставив Хидра (мир ему) с войском, Зуль-Карнайн пошёл туда один. Твердыня была из желтой меди с железными воротами размером по фарсаху в длину и ширину. Он сошел с коня и подошел к крепости; открыв ворота, вошёл внутрь. Там Зуль-Карнайн увидел огромную белую птицу. Он осторожно подошёл к ней и поприветствовал её. С соизволения Всевышнего птица ответила на его приветствие и весьма красноречиво заговорила с ним: «Что, Искандар, мало тебе было всей земли, что ты пришёл ещё и сюда?»
Потом она сказала, что хочет спросить Искандара кое о чём. Он согласился ответить на любой вопрос. «Распространено ли среди вас прелюбодеяние и распитие спиртного?» — спросила она. «Да, распространено», — ответил Зуль-Карнайн. Птица затрепетала, увеличилась в размерах, заполнив собой весь дворец, и издала громовой звук, словно ангел Ра’д (мир ему) (ангел грома).
«Распространено ли лжесвидетельство и ростовщичество?» — спросила она снова. «Да, и такое есть», — ответил он, и, услышав это, птица от негодования вновь встрепенулась.
«Строят ли у вас большие дома?» — опять спросила птица Искандара (мир ему). Он опять ответил утвердительно и задрожал от трепета птицы и ее громоподобного крика.
«Оставили ли люди единобожие?» — спросила она затем. Когда он ответил, что еще не оставили, птица немного успокоилась. «Оставили ли люди обязательную молитву?» — спросила она. Когда он ответил, что не оставили, она стала еще спокойней и уменьшилась в размерах. Потом она спросила, оставили ли люди обязательное полное омовение (гусль джанабат), и когда он ответил, что нет, птица приняла прежние размеры.
Потом она позволила Искандару (мир ему) взглянуть с высоты крепости. Он поднялся на крепость и увидел человека, прекрасного собой. Незнакомец спросил Зуль-Карнайна, кто он. Услышав, что он — Искандар, тот человек упрекнул его, спросив, зачем он сюда пришел, — не хватало ли ему того, что дано на земле? Зуль-Карнайн спросил его, внимательно смотревшего в небо, кто он, и тот ответил, что он — ангел Исрафиль (мир ему), готовый дунуть в Сур (1) в тот же миг, когда Творец повелит ему сделать это. Затем он поднял камень, отдал его Зуль-Карнайну и велел уйти. При этом ангел предупредил его, что когда камень будет сыт, и он будет сыт, а когда камень будет голоден — он тоже будет голодать. Искандар (мир ему) взял камень и решил вернуться с войском обратно.
Он рассказал обо всём, что произошло с ним в крепости, о том, что ему сказали про камень, и спросил алимов, какая мудрость заключается в этом. Мудрецы положили этот камень на весы, а на другую чашу — примерно такой же, и очень удивились, когда обнаружили, что он оказался намного тяжелее обычного камня. Тогда они, чтобы уравновесить их, положили на противоположную чашу тысячу булыжников, но тот камень все равно перевесил их. Учёные признались, что не знают этой премудрости. Тогда Хидр (мир ему) взял горсть земли и положил на другую чашу весов, и они уравновесились. Все удивились совершенству познаний Хидра. Искандару захотелось узнать, что всё это значит. Тогда Хидр (мир ему) сказал ему, что человека насытит только земля. Исрафиль (мир ему) привел ему этот пример, как упрёк в том, что Зуль-Карнайн, будучи властителем всех людей земли и не довольствуясь этим, пришел туда. От стыда перед Всевышним Искандар (мир ему) заплакал и был готов провалиться сквозь землю. «Все это верно», — признался он Хидру и дал слово, что до конца жизни больше не тронется в путь.
Обратите внимание, как человек стремится к мирскому: не имея ничего, он стремится к малому, а имея малое, стремится к большему. Посмотрите же, как многого хотят люди, и не насытятся они ничем, пока не уйдут в землю. Есть ли на свете кто-либо жаднее человека, кроме мыши? Мышь — зверек, который после смерти превращается в пыль, но словесной твари (человеку) необходима голова. Голова-то у всех есть, значит, нужен разум, чтобы различать дурное и доброе. Незнание — это недостаток, который можно исправить с приобретением знания. Того же, кто не последует знаниям, ждет тесная темница, а как долго человек пребудет в тюрьме — зависит от тяжести преступления. Убереги, о Аллах, от плохого конца жизни!
Объяснений по поводу происхождения прозвища Искандар в толкованиях очень много. Одни говорят, что оно связано с тем, что он был царем Малой Азии и Персии. Согласно другой версии, его прозвали так потому, что он владел явными и тайными науками. Говорят также, что на его голове действительно было два маленьких рога. Искандар был из потомков Сама, сына пророка Нуха (мир ему), и был единственным ребёнком своей матери. Он принял закон (шариат) пророка Ибрахима (мир ему), дружил с ним и следовал ему. В некоторых комментариях сказано, что он был пророком, однако, опираясь на достоверные предания, большинство склоняется к тому, что он был авлия Аллаха (Божьим угодником). Кроме него был и другой Зуль-Карнайн из потомков Айса, который не был в Исламе, известный как Македонский.
(1) Сур — Рог ангела Исрафила, который известит о конце света.
(2) Зухд — аскетизм, отрешение от мирского, равнодушие к нему.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Упоминания о Зуль-Карнайне в Коране и средневековых арабских источниках
Упоминания о Зуль-Карнайне в Коране и средневековых арабских источниках
Следует заметить, что Зуль-Карнайн упоминается не только в Коране, но и в предыдущем небесном писании – в Торе. Связь между двумя этими источниками заключается в том, что согласно хадисам, повествующим о ниспослании 83 аята суры Пещера («Они спрашивают тебя о Зуль-Карнайне»), этот вопрос задали Посланнику Аллаха (мир ему) иудеи или курайшиты, подстрекаемые иудеями. Этим вопросом иудеи хотели поставить Посланника Аллаха в затруднительное положение, чтобы у людей появились сомнения в его пророческой миссии. Таким образом, нет сомнений в том, что Зуль-Карнайн, о котором повествуется в Священном Коране, является тем самым Зуль-Карнайном (обладателем двух рогов), о котором говорится в Торе. Особенности, которыми описан он в двух небесных писаниях, во многом совпадают.
Упоминания о Зуль-Карнайне в Коране и средневековых арабских источниках И наконец посланец халифа достиг «укрепленных районов поблизости от горных цепей, на одной из которых находится стена. Там мы нашли людей, говорящих на арабском и персидском языках. Они мусульмане, читают Коран, и у них есть школы и мечети». Еще через три дня отряд достиг стены: «Это стена Гога и Магога. Там находится ущелье, достигающее 150 локтей в ширину, через которое некогда проходили эти племена, совершая опустошительные набеги на страну, пока Зуль-Карнайн не закрыл его». Где путешествовал Салам Толмач, в подлинности записок которого ученый мир, повторяю, не сомневается? Поначалу находились исследователи, которые считали, что Толмач видел эту загадочную стену где-то в Сибири — либо в бассейне Оби, либо у реки Иртыш на юго-западном Алтае. Выдвигались и другие версии: Урал, Тянь-Шань, «несколько восточнее Сыр-Дарьи». Личность Зуль-Карнейна стала известнаПеревод статьи д-ра Абдульмунина ан-Нимра – бывшего министра египетского Авкафа, исламского писателя. Всевышний Аллах в 83-98 аятах суры «Пещера» сказал: «Личность Зуль-Карнейна, озадачивающая учёных на протяжении уже 14 веков, стала известна». – Абу аль-Калям Азад. Что говорят толкователи и историки о Зуль-Карнейне? Аз-Замахшарий в своей книге «Тафсир аль-Кашшаф», говорит, что Зуль-Карнейн – это Александр Македонский, благочестивый раб, пророк, царь. Учёный приводит изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится, что Зуль-Карнейн назван так, потому что обошёл края Земли, т.е. дошёл до пределов запада и востока. Его трон был украшен двумя рогами, и поэтому, когда он восседал на нем, было похоже, что они у него на голове. Имам Ибн Касир в своей книге толкования также приводит мнение, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский, но потом сам же его опровергает, говоря, что Зуль-Карнейн жил во времена Ибрахима (мир ему) и совершал вместе с ним обход вокруг Каабы. Там же Ибн Касир говорит, что Зуль-Карнейн – благочестивый раб. В своей книге «Начало и конец» (том 2, стр.42) ученый приводит всю ту же информацию, дополнив её тем, что Зуль-Карнейн являлся либо пророком, либо царем. Имам аль-Куртубий в своей книге толкований приводит несколько мнений по поводу Зуль-Карнейна, среди которых есть версия, что его звали Марзабан, и он жил в Египте. Также от Ибн Хишама передаётся, что Зуль-Карнейн – это Александр Македонский, а от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – что Зуль-Карнейн был царём. От Омара и Али (да будет Аллах доволен ими) передаётся, что Зуль-Карнейн был царём или благочестивым рабом, но эти цепочки передачи не являются достоверными. Есть мнение, что речь идет об ас-Саабе бин Зийзан аль-Хумайрий, но все это лишь необоснованные предположения, без цепочки передатчиков. Аль-Алюсий, изучив все вышеуказанные мнения и давая толкование этой суры, сказал: «Ни одно из этих мнений не является достоверным». Он сам предположил, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский, основываясь на том, что тот учился у Аристотеля, и нет сведений, противоречащих тому, что он был благочестивым рабом. Толкователи передавали всё, что доходило до них от предшественников. Мнение Абу аль-Каляма Азада (известного индийского учёного, переведшего Коран на язык урду) об этих предположениях. Абу аль-Калям Азад не согласен с этими мнениями и, опровергая их, говорит: «Мнение, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский необоснованно, т.к. нигде не упоминается, что он был верующим в Аллаха и что он строил преграду («садд»). Невозможно, чтобы Александр был тем, о ком говорится в Коране, т.к. он не завоёвывал земель на западе, и нет сведений о том, что он строил преграду, был справедлив к завоёванным народам и верил в Аллаха, хотя история Македонского известна». Также Абу аль-Калям опроверг, что Зуль-Карнейн – араб из Йемена. Как известно, причиной ниспослания аятов о Зуль-Карнейне стал вопрос иудея Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), заданный для того, чтобы доказать его неосведомлённость в этом вопросе. Если бы Зуль-Карнейн был арабом из Йемена, то, наверняка, курайшиты, включая Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), знали бы о нём. Но иудеи, задав вопрос, были уверены, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ничего не знает о Зуль-Карнейне, независимо от того, был ли вопрос задан напрямую или через курайшитов – многобожников. Итак, толкователи не пришли к единому мнению в вопросе определения личности Зуль-Карнейна. Толкователи-предшественники не уделили ему особого, а современники при всём своём желании не смогли определить его личность, и нет ничего удивительного в том, что все их предположения были ошибочными. Из достоверного источника известно, что вопрос был задан иудеем напрямую или через курайшитов, и было бы правильным искать информацию об этом человеке в иудейских источниках. Почему? Потому что вопрос был задан с целью принижения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), указанием на то, что ему ничего не известно о Зуль-Карнейне, и поэтому правильное направление при поиске сведений об этом человеке – это источник, из которого взяли информацию иудеи, а их первоисточник – Тора. Выбор этого направления поиска привёл Абу аль-Каляма Азада к истине. Он долго изучал Тору и искал в ней то, что было упомянуто пророками из Бану Исраиль о личности и основе имени «Зуль-Карнейн» (или «Лукранаим», как он назван в Писании иудеев). Обнаруженные в результате исследований сведения указывали на царя, названного этим именем, им оказался Куриш или Хурс (Гурш или Курш). Можно ли опираться только на Тору? Учёный говорит: «Я задумался о применении такого вида толкования к аятам о Зуль-Карнейне при чтении главы «Даниял» из Торы и, впоследствии, ознакомившись с трудами греческих историков, окончательно утвердился в своём мнении. Статуя Куриш. Когда я изучил результаты иранских археологических раскопок, включая и экспонаты, и труды учёных, всё мои сомнения развеялись, т.к. нашлось археологическое подтверждение того, что Зуль-Карнейн – царь Куриш. Это – статуя в человеческий рост, изображающая человека с короной на голове, похожей на два рога и крыльями, что полностью соответствует представлению иудеев о царе Курише, известном у них как «Двурогий». Куриш в Коране и в истории. Достигнутого Абу аль-Калямом Азадом было бы достаточно в среде исследователей-историков, но он – толкователь Корана, и ему предстояло сравнить полученные сведения с тем, что говорится в Коране, ведь только в этом случае вопрос будет считаться достаточно изученным для верующих толкователей. Абу аль-Калям Азад говорит: «В персидской литературе нет источника, на который можно было бы опереться, и то, что мы имеем – греческий исторический труд. Сведения, содержащиеся в нём, наиболее достоверны, потому что между греками и персами была война, и они имели представление об этом царе». Греки единогласны в том, что он был справедливым правителем, щедрым, прощающим, благородным и человечным с врагами. Все эти качества в Коране приписаны Зуль-Карнейну. Это является ценнейшим доказательством теории Абу аль-Каляма. Кто такой Куриш или Курш? Куриш – родом из персидской семьи, жил в середине VI века до н.э., во времена, когда страны находились под влиянием государств Бабиль (Вавилон) и Ашур. Он смог объединить эти великие государства, а также присоединить к ним государства с востока и запада, о чём повествуется в Священном Коране. Он создал первую Персидскую Империю. После взятия Вавилона в 538 году до н.э. царь разрешил плененным иудеям, ранее насильно переселённым в Месопотамию, вернуться в свои государства. Также есть сведения, что он был мудрым, смелым и справедливым царём. Преграда – «Садд», Йаджудж и Маджудж. Преграда «садд» построена для защиты от племён Йаджудж и Маджудж, также эта преграда носит имя «преграда Зуль-Карнейна», поскольку он руководил её постройкой. По словам Азада существует много доказательств того, что племена Йаджудж и Маджудж – дикие кочевники с северо-востока, жившие в этой местности с доисторических времён до IX века. В разные времена они были известны под разными названиями. Одна часть стала известна как Майгар или Мейкар в Европе, другая как татары в Азии, и нет сомнений в том, что ещё одна часть этого народа распространилась в районе Чёрного моря в 600 году до н.э. и совершала набеги на народы, которые жили западнее Кавказа. Азад говорит об их семикратном нападении на западные и южные страны. Таким образом, мы смело можем утверждать, что те, кто пожаловались Куришу и построили железную преграду – кочевой народ, проживавший в этой северо-восточной местности, известной как Монголия. Греческие источники сообщают, что монголы произошли от Манкук или Манджук, что схоже с их арамейским вариантом названия «Макук» и греческим «Микак». Китайские историки сообщают нам о племени Ювасий, проживавшем в этой местности. Это название видоизменялось, пока не стало известным на арамейском как «Йаджудж». Абу аль-Калям Азад сказал, что названия «Йаджудж» и «Маджудж» похожи на арамейские слова, но основа их не арамейская. На греческом они произносятся как «Кук» (Gog) и «Макук» (Magog), и в таком виде упоминаются в Торе издания 70-х годов. В Коране эти слова произносятся как с применением «хамзы», так и без её применения. Расположение преграды «садд». Абу аль-Калям Азад определил местоположение этой преграды, сказав, что она находится между Чёрным и Каспийским морями, а между ними, как известно, расположен Кавказский хребет, на котором север от юга отделяет маленький проход, где Куриш и построил преграду, как сказано в Священном Коране. В армянских источниках она носит название «Бахак Гураи» или «Кабан Гураи», что в обоих случаях означает – проход Гуриш (Гур – одно из имён Куриша). В переводе с грузинского языка этот проход называется «железная дверь». Изучив все вышеизложенные факты, Азад определил местоположение преграды и происхождение племён Йаджудж и Маджудж, чем опровергнул версию о Великой китайской стене как о преграде Зуль-Карнейна. Стена построена в 264 году до н.э., а преграда, о которой идёт речь, в VI веке до н.э. Также он опровергнул мнение, что преградой является стена города Дербент, так как эту стену построил Ануш Раван (персидский царь 531-579 гг н.э.) через тысячу лет после постройки преграды Зуль-Карнейна. Плюс ко всему эта стена располагается не между двух гор, а между горой и берегом и не содержит в своём составе меди и железа. Поэтому «айн хамийа» в 86 аяте означает «волны воды», а не «стоячая вода». Когда Зуль-Карнейн достиг берега Малого Востока, то увидел, как солнце садится в море Иджах в закрытой местности, где расположено множество островов, между берегами Западной Турции с восточной стороны и Греции с западной стороны. «Матля аш-Шамс» («восход солнца») – так назван его второй поход на восток, в котором он достиг границ современных Афганистана и Пакистана, чтобы усмирить кочевников, нападавших на его государство. «Байна саддайн» («между двух преград») означает – между двумя горами Кавказского хребта, находящегося между Чёрным и Каспийским морями. Проведя все эти исследования и собрав исчерпывающие доказательства своей теории, Абу аль-Калям Азад, да смилуется Аллах над ним, разрешил давний исторический вопрос! Статья из №184 «Арабского журнала». На фото: п амятник великому Куришу в Иране Коран об Александре Македонском? Лунный календарь
Помимо праведности Зуль-карнайн известен тем, что установил преграду на пути двух племен Яджудж и Маджудж, (народов Гога и Магога). Они были большим бедствием для современников и станут еще большим бедствием в будущем, их появление считается великим знамением Конца света. Судя по священным текстам, эти народы посеют хаос и разрушения. В соответствии с пророчеством, вскоре после убийства Даджаля (Антихриста), пророку Исе (мир ему) будет сообщено о появлении Яджудж и Маджудж. Слушаясь веления Аллаха, он приведет мусульман к горе Тур для защиты, поскольку никто не сможет уничтожить эти племена. По описаниям, они будут выходить из каждой возвышенности, сея разрушение и кровопролитие на своем пути. Именно эти племена и удалось остановить Зуль-Карнайну. До тех пор, пока не придет их время. Но вернемся к праведному правителю. Имам аль-Куртубий в своей книге толкований приводит несколько мнений по поводу Зуль-Карнайна, среди которых есть версия, что его звали Марзабан, и он жил в Египте. В то же время от Умара и Али (да будет Аллах доволен ими) приводится, что Зуль-Карнейн был правителем или благочестивым рабом, а от Ибн Хишама передается, что Зуль-Карнейн – это Александр Македонский, но эти цепочки передачи не являются точными. Также дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Зуль-Карнейн был царем, но без какой-либо детализации. Свою гипотезу выдвинул Абу аль-Каляма Азада, известный индийский учёный, переведший Коран на урду. Есть аят, который повествует о том, как многобожники Мекки отправились к людям Писания спросить у них, как испытать пророка (мир ему). И те подсказали им. Цитата: «Они станут спрашивать тебя о Зул-Карнайне. Отвечай: «Я поведаю вам рассказ о нем». Воистину, Мы поддержали его на земле и даровали ему пути достижения всего [желаемого], и он выбрал один из путей» (Коран, 18:83) Абу аль-Каляма Азада стал изучать Тору и нашел в ней то, что было упомянуто о личности и основе имени «Зуль-Карнейн» (или «Лукранаим», как он назван в Писании иудеев). Обнаруженные в результате исследований сведения указали на царя, названного этим именем. Им оказался Куриш или Хурс. Исследователь изучил результаты иранских археологических раскопок, включая и экспонаты, и труды ученых, и нашел, по его мнению, археологическое подтверждение того, что Зуль-Карнейн – царь Куриш. Это – статуя в человеческий рост, изображающая человека с короной на голове, похожей на два рога, и крыльями, что полностью соответствует представлению иудеев о царе Курише, известном у них как «Двурогий».
|