Лучше ничего не делать чем делать ничего кто сказал
Лев Николаевич Толстой
Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
Кто-нибудь обьясните мне разницу.)
делать ничего — значит х**ней заниматься, так вот, лучше ничем не заниматься.
С объяснением этим я согласен. Но как понять конкретней, что ты занимаешься х**ней?
Наверно, хоть ничем-то заниматься. Но.
. коль теории занятий у тебя вдруг нет.
Главное понять, что же в итоге делать. Ведь делать все равно нужно.
Лев Николаевич конкретно тут и подшутил! А многие, увы, тут поняли весь смысл его той шутки за конкретную монету.
как-будто с Омар Хайяма списано. Может у него и подслушал автор. только для русского читателя.
Да, похоже. С той лишь разницей, что у Хайяма любимый размер ямб, а тут хорей.
да, именно это и создает колорит персидских рубаи. Слышала, что его четверостишья практически самой большой популярностью пользовались именно у русских во все времена. Что-то есть в них от мудрости славянской. Поэтому и Л. Н. Толстой не обошел стороной, думаю.
По моей статистике именно ямб — самый востребованный в русской поэзии размер.
Интересно, а какой в арабской?
Востребованный, наверное, в современной поэзии. У меня такой статистики нет. А вот русские классики писали не только ямбом и хорейем. Грибоедов менял стихотворный размер разностопного ямба, Некрасов часто пользовался дактилем, Лермонтов — амфибрахией и т. д.
Трудно говорить о размерах стихотворности персидских авторов. т. к. мы их знаем только в переводах (в большинстве своем). Для этого надо знать персидский язык. Знаю только, что наши переводчики переводили Хайма в разных размерах строк, но прижился в основном звучный ямб четверостиший в переводе Державина.
http://modernlib.ru/books/hayyam_rubai/omar_hayyam_v_russkoy_perevodnoy_.
«А вот русские классики писали не только ямбом и хорейем.»
И вот пример хорея:
«Что такое осень? Это небо.
Плачущее небо под ногами.»
(Ю. Шевчук, уже классик)
Но вот
«идёт война народная, священная война» — опять ямб.
«Некрасов часто пользовался дактилем»
Да, у меня тоже возникло такое ощущение, а именно относительно его поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» (но здесь опять, как видите, ямб)
Но нашёл я дактиль только здесь:
«Вольная вольница, северный край
Сосны и льдины, болота и горы
Совы, олени, эвенки, поморы,
Люди в огромном шалтае-болтай»
(Илья Виноградов https://www.stihi.ru/2007/07/10-2622)
«Трудно говорить о размерах стихотворности персидских авторов. т. к. мы их знаем только в переводах (в большинстве своем). Для этого надо знать персидский язык.»
Согласен я тут с Вами.
И вообще, Хайяма надо бы читать в оригинале, на персидском.
«В полном разгаре страда деревенская
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.» Дактиль. Некрасов. Еще:
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит. «
Примеров еще много. Но не хочется тягаться в том, что известно. А мне, все-таки, по душе трехсложный (и даже больший) размер. Есть в нем какая-то загадочность и таинственность.
«Не на троне, на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею. Взор во взор
Щекой припав к щеке. Неотступно требует. Немею.
Нет ни сил, ни слов на языке. » Вот М. Волошин, для меня, это классика, а Ю. Шевчук, увы, нет. Наверное, слишком стара для этого!
Спасибо, что заставили вспомнить школьный курс литературы и покопаться в интернете!!
Кто на самом деле это сказал: о ложных цитатах
Как-то раз в прошлом семестре я пожаловался своей жене Лоре на какую-то склоку у нас на кафедре.
Не помню, о чем конкретно шла речь, потому что спор этот был мелкий и глупый, но он меня очень сильно задел. Он изводил меня без конца (ссоры в научной среде столь же часты, как и подстрочные примечания, и относиться к ним следует как можно спокойнее). Выслушав меня и выразив требуемое приличием сочувствие, Лора сказала: «Кризис может пережить любой идиот; на самом деле, человека изматывает повседневная жизнь». Я озадаченно посмотрел на нее. «Чехов», — сказала она. Это произвело на меня впечатление. «Чехов», — сказал я, и кивнул головой. Потом у меня возникло сомнение. «Чехов?»
Тогда мы сделали то, что делают многие семейные пары, готовые поспорить. Мы начали искать эту фразу в Google. И действительно, она там была: много, очень много результатов; и большинство ссылок действительно приписывали эту фразу Чехову. Но где он это сказал? Ни в одном результате поиска, по крайней мере, среди найденных нами, не было ссылки на пьесу, на рассказ, на письмо, на запись в дневнике, в которых Чехов или кто-то из его персонажей говорили это.
Я решил поискать еще. Но потом остановил себя. Я понял, что такое со мной уже случалось. Я оказался в царстве изречений неверно приписываемого авторства.
Ложные цитаты, то есть изречения, ошибочно приписываемые какой-нибудь известной личности — это явление, с которым я сталкиваюсь весьма часто. Впервые такое случилось со мной в 2000 году, когда я писал статью для журнала Lingua Franca и пытался найти источник изречения Черчилля: «У того, кто в 20 лет не социалист, нет сердца; у того, кто в 30 лет не консерватор, нет мозгов». Все найденные мною ссылки на цитату вели меня лишь к другой ссылке. А ссылался на Б. Я находил Б, но оказывалось, что Б ссылается на В, который цитирует Г. А Г ссылался на А. Сборники афоризмов ссылались на другие книги с цитатами. Я разместил в онлайне ряд запросов, но ученые либо не знали ответа, либо заявляли, что это сказал кто-то другой (чаще всего упоминали Бриана и Клемансо, но когда я начал поиски среди их изречений, то уткнулся в ту же саму кроличью нору ссылок). Отчаявшись, я позвонил редактору сборника Familiar Quotations («Знакомые цитаты»), составленного Джоном Бартлеттом (John Bartlett). По-моему, это был Джастин Каплан (Justin Kaplan). Он сказал, что Черчилль такого не говорил. Этого для меня было достаточно. А что еще я мог сделать?
Ложные цитаты — это не что-то материальное. Это ощущение. Цитата плавает у вас в голове на протяжении нескольких лет в безвестном уединении. Но вот настает день, когда вы решаете использовать ее в книге или в статье. Вы ищете ее в справочной литературе, чтобы точно изложить и сослаться на первоисточник. Но вы находите множество вариантов и ни одного заслуживающего доверия источника. Вы продолжаете поиск, но обнаруживаете, что никто этого не говорил (по крайней мере, никто известный). Вы все равно продолжаете поиск, хотя бы для того, чтобы хоть как-то компенсировать потраченное впустую время. Если повезет, вы в конце концов кого-нибудь отыщете. Иногда оказывается, что вы об этом человеке никогда не слышали. А чаще всего вы обнаруживаете, что это изречение вообще никто не произносил.
Изречения неверно приписываемого авторства вызывают отчаяние и неверие в собственные силы из-за того, что вы попадаете в эту западню, сами того не осознавая. А потом становится уже слишком поздно. Дело в том, что эти изречения непостоянны, изменчивы и очень хорошо адаптируются, подобно обычной простуде. Вначале очень трудно понять, простуда у вас или нет, и какую она примет форму — день неприятных ощущений или неделя в постели. Точно так же бывает в первый момент, когда вы натыкаетесь на ложную цитату. Вы задаетесь вопросом: что это будет, минутный поиск или ревизия длиной в месяц, работа на час или работа без конца?
Существует в основном три вида ложных цитат. Первый вид — это переделка или комбинирование одного либо нескольких изречений людей, которые могут быть знамениты, а могут и не быть. Второй вид — это высказывание человека зачастую малоизвестного, которое приписывают другому человеку, причем неизменно более знаменитому. Третий вид — это изречение, которое никто и никогда не произносил, по крайней мере, из числа известных нам людей. Этот вид не следует путать с анонимными афоризмами, которые можно найти у Бартлетта. Третий вид — это суждение метафизически неопределенного статуса, острота, которой не было. Такое изречение висит где-то между воздухом и эфиром, его цитируют, но никогда никому не приписывают, даже анонимам (по крайней мере, убедительно и достоверно).
Несмотря на все те огорчения, которые они вызывают, ложные цитаты первого и второго типа как минимум дают надежду на удовлетворение. Заранее ты ничего не знаешь, но в какой-то момент можешь установить, что Х никогда такого не говорил, хотя возможно, что это говорил Y. А может, Х и Y говорили нечто похожее, чем и объясняется появление изречения неверно приписываемого авторства.
Возьмем следующую цитату: «Единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали». Каждый час (неважно, какое это время суток) кто-то размещает это изречение в Twitter и приписывает его Эдмунду Берку (Edmund Burke). Если вы желаете его процитировать, то после непродолжительного поиска обнаружите, что Берк в своем памфлете Thoughts on the Cause of the Present Discontents («Мысли о причине нынешнего недовольства») писал: «Когда плохие люди объединяются, хорошие тоже должны объединяться; иначе они падут один за другим, став не вызывающими никакой жалости жертвами низкой борьбы». Вы также найдете изречение Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill) из его выступления в Сент-Эндрюсском университете: «Для достижения своих целей плохим людям достаточно лишь того, чтобы хорошие люди равнодушно смотрели и ничего не делали». Но изречения «Единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали», автором которого является Берк, вы не найдете. Это единственное, что принесет вам некое удовлетворение после многочасовых поисков.
А вот еще одно изречение: «Только мертвые видели конец войны». Так сказал Платон — согласно генералу Макартуру, Имперскому военному музею, а также Ридли Скотту с его картиной «Падение „Черного ястреба“». Проведя поиск, вы обнаружите, что Платон этого никогда не говорил. А вот Сантаяна говорил. В своих «Английских монологах» (Soliloquies in England) (похоже, нашей культурной индустрии пора провести ревизию фактов).
Но это не единственное удовлетворение, которое вы можете получить от ложных цитат первого и второго типа. Вы с определенной долей злорадства увидите, как кто-то залезает в ту самую кроличью нору, из которой вы только что выбрались. Когда я рассказал читателям блога Crooked Timber, в котором иногда печатаюсь, историю с изречением Черчилля, некоторые комментаторы начали клясться и божиться, что на самом деле этот афоризм принадлежит французскому историку и государственному деятелю Франсуа Гизо (François Guizot). Улыбаясь и вздыхая, я попросил указать первоисточник. Мне прислали массу ссылок из интернета, но среди них не было ни одной ссылки непосредственно на слова Гизо.
Не так давно я рассказал читателям своего собственного блога, что Берк никогда ничего не говорил о хороших людях, которые ничего не делают. На следующий день один читатель разразился комментарием: «Любой читавший „Размышления о революции во Франции“ (Reflections on the Revolution in France) скажет вам, что он, Берк, на самом деле говорил это». Когда кто-то возразил, что Бартлетт считает иначе, первый комментатор пошел ва-банк: «Пожалуйста, прочтите „Размышления“, а не Бартлетта, а потом уже говорите». Некоторые читатели снова возразили ему, а поскольку больше мы этого комментатора не слышали, надо полагать, он внял своему собственному совету и понял, что опозорился.
Гораздо меньше удовлетворения вызывают неверно приписываемые изречения третьего вида. Это афоризмы, которые никогда не произносили известные нам люди. Такого рода изречения неверно приписываемого авторства вызывают у вас сомнения и волнение. Я до сих пор не знаю, как появилось это высказывание о 20-летних социалистах и 30-летних консерваторах, и кто произнес слова об изматывающей повседневной жизни (если их вообще кто-то произносил). Откуда я знаю, может, где-то есть какой-то фолиант, истлевающий в забытом архиве, где Черчилль блещет остроумием, небрежно бросив такой-то афоризм, а Чехов бормочет о снизошедшем на него озарении. Когда речь идет о третьем типе изречений неверно приписываемого авторства, там нет ничего устоявшегося и решенного.
Но третий тип изречений неверно приписываемого авторства просто указывает на ту неопределенность, которая висит над первым и вторым типом. Конечно, я могу с большой долей уверенности заявить, что Берк в своих «Размышлениях» никогда не писал: «Единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали». Но я не читал всего Берка. Откуда мне знать, что он не сказал или не написал это где-то еще? Кроме того, я не читал целиком Платона и Чехова, а также все отзывы о них. Наверное, я могу положиться на цифровые архивы, но где гарантия, что эти архивы полные и исчерпывающие? Чаще всего мне приходится полагаться на авторитет экспертов. И даже с их помощью очень сложно доказать обратное.
Ложные цитаты заставляют вас понять, что область цитат может стать настоящим полем боя. С одной стороны, люди ссылаются на авторитет великих и добродетельных, чтобы добавить веса своим любимым афоризмам. С другой стороны, подобные мне педанты полагаются на авторитет иного величия и добродетели, чтобы сбросить этот вес. У первой группы людей есть свои вебсайты, а у нас свои (у нас лучший сайт — это Quote Investigator, и ведет его Гарсон О’Тул (это литературный псевдоним доктора наук из Йельского университета). Yale Book of Quotations, написанная Фредом Шапиро (Fred Shapiro) — самый исчерпывающий и надежный печатный источник, и в нем в полной мере использованы онлайновые ресурсы). Цитаты — это постоянная борьба экспертных знаний, в которой люди вроде бы ученые выступают против людей вроде бы неученых. Но она показывает, насколько мы все зависимы от авторитета людей, которые нам, на наш взгляд и по нашему убеждению, известны лучше, чем другим.
То, что цитаты превратились в поле битвы авторитетов, не должно вызывать удивления. С тех пор как дьявол процитировал Священное Писание, цитаты от авторитетных людей превратились в гладиаторскую арену (спросите любого марксиста). Но здесь интересно вот что. По какой-то причине признаком повышенной чуткости считаются небрежные и неправильные ссылки на цитату, а не точное и заслуживающее доверия цитирование.
Еще задолго до того, как критик Ли Сигел (Lee Siegel) превратил понятие преднамеренной небрежности, «спреццатура», в синоним жалкого и своекорыстного троллинга, это понятие считалось искусством легкой, не требующей особых усилий речи или действий. По словам моего друга, исследователя из Коннектикутского университета Джеффа Шоулсона (Jeff Shoulson), в эпоху возрождения авторитетные люди вставляли в свои высказывания небольшие и неверные цитаты знаменитых писателей. Возникало впечатление, что они просто неточно процитировали автора, потому что забыли вчера посмотреть источник. Будучи аристократической версией элегантной небрежности, которую мы наблюдаем в рекламе одежды, такая преднамеренная неаккуратность должна создавать атмосферу изящества, достигаемого без усилий. Это прямая противоположность занудству и кропотливому труду высшей школы (у меня всегда были подозрения, что литературный критик Лайонел Триллинг (Lionel Trilling) как раз и нацелился на такую преднамеренную небрежность в своем эссе «Либеральное воображение», где он пишет в самом начале: «Гете где-то сказал, что такой вещи как либеральная идея не существует, а есть лишь либеральные настроения». Чтобы посмотреть оригинал, почитайте «Максимы и размышления» Гете. Я почитал).
Именно такого рода жеманство и ссылки на авторитеты заставили меня с годами все положительнее и благосклоннее смотреть на ложные цитаты. Я уже не считаю их отчаянным обращением к авторитету, которое вызывает раздражение и досаду. Сегодня я вижу в этом своего рода демократическую поэзию, порождение гениальности в массах. Мы признаем, что краудсорсинг, или привлечение большого количества людей для решения каких-то задач, имеет свои плюсы. А почему не может быть полезно коллективное творчество, порождающее цитаты? Кто-то знаменитый произносит нечто впечатляющее типа «Когда плохие люди объединяются, хорошие тоже должны объединяться», а некий забытый кузнец слова или кузнецы методом проб и ошибок куют из этого изречения что-то более совершенное: «Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали».
Это хорошо, что мы запоминаем копию, а не оригинал. Копия лучше — и это мы ее сделали.
Кори Робин преподает политологию в Бруклинском колледже Городского университета Нью-Йорка.
Лучше ничего не делать чем делать ничего кто сказал
«Лучше ничего не делать, чем делать ничего»
Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы.
Лев Николаевич Толстой
Использование материалов без активной гиперссылки запрещено (ссылка должна быть без использования и rel=»nofollow»)!
Если обнаружили у нас своё фото без указания автора, то свяжитесь с нами, написав письмо на info[собака]bodystrong.info!
Информация, размещенная на сайте (и на странице Лучше ничего не делать, чем делать ничего в том числе), является мнениями авторов и необязательно является истинной.
Сайт может содержать материалы (тексты, картинки), не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.
Использование материалов без активной гиперссылки запрещено (ссылка должна быть без использования и rel=»nofollow»)!
Если обнаружили у нас своё фото без указания автора, то свяжитесь с нами, написав письмо на info[собака]bodystrong.info!
Информация, размещенная на сайте (и на странице Лучше ничего не делать, чем делать ничего в том числе), является мнениями авторов и необязательно является истинной.
Сайт может содержать материалы (тексты, картинки), не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.
Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
Похожие цитаты
Лучше работать без определённой цели, чем ничего не делать.
Лучше работать без определённой цели, чем ничего не делать.
Лучше поздно, чем никогда.
Лучше поздно, чем никогда.
Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня.
Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитьё, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине — даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребёнка.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Лес рубят — щепки летят.
Лес рубят — щепки летят.
Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем.
Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.
Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни.
Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать.
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Дело мастера боится.
Дело мастера боится.
Интересные цитаты
Через два года высохнут акации.
Через два года
высохнут акации,
упадут акции,
поднимутся налоги.
Через два года
увеличится радиация.
Через два года.
Через два года.
Через два года
истреплются костюмы,
перемелем истины,
переменим моды.
Через два года
износятся юноши.
Через два года.
Через два года.
Через два года
поломаю шею,
поломаю руки,
разобью морду.
Через два года
мы с тобой поженимся.
Через два года.
Через два года.
Зло в людях, точно море, не перестаёт бушевать, покуда не обессилит самого себя.
Зло в людях, точно море, не перестаёт бушевать, покуда не обессилит самого себя.
Те, кто считает себя справедливым, особенно безжалостны.
Те, кто считает себя справедливым, особенно безжалостны.
Смысл этой песни не понимал никто.
Смысл этой песни не понимал никто. Она была очень старой, её сложили ещё в те давние времена, когда всё непонятное казалось человеку прекрасным.
Жизнь ― серия естественных и спонтанных изменений.
Жизнь ― серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им; это не приведёт ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему течь своим чередом.
То ли поздняя ночь, то ли ранний рассвет. Тишина. Полумрак. Полусон.
То ли поздняя ночь, то ли ранний рассвет.
Тишина. Полумрак. Полусон.
Очень ясно, что Бога в реальности нет.
Только в нас. Ибо мы — это Он.
Проснулся мужик с бодуна на кладбище рано-рано утром, темно ещё.
Проснулся мужик с бодуна на кладбище рано-рано утром, темно ещё. Идёт по кладбищу, видит могильщик яму роет, ну — думает дай-ка я его напугаю, подходит сзади:
— У-у-у!
Могильщик роет дальше, не обращая никакого внимания. Мужик снова:
— У-гу-гу-у-у-у.
У могильщика ноль реакции, копает, не отвлекается. Махнул рукой мужик, пошёл к выходу. У самой калитки догоняет его могильщик, бьёт со всего размаха по башке лопатой и, грозя пальцем, говорит:
— По кладбищу гуляй, а за территорию не выходи!
Десять разумов, девять шатров.
Десять разумов, девять шатров,
Восемь уровней рая,
Семь блуждающих звёзд,
Шесть сторон я как книгу читаю:
Бог пять чувств и четыре опоры
Триадой души в двух мирах
Увенчал лишь однажды
Тебя создавая!
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей.
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство.
Гениальный человек не есть только моральное существо.
Гениальный человек не есть только моральное существо, каким бывают обыкновенные люди; напротив он носитель интеллекта многих веков и целого мира. Он поэтому живёт больше ради других, чем ради себя.
МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИ
Толстой Лев Николаевич
Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.
В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.
Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.
Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам.
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.
Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
Где кончается любовь, там начинается ненависть.
Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека.
Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.
Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.
Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.
Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Из всякого положения есть выход. Нужно решиться.
Алкоголь и никотин сбивают с людей верхи мыслей и чувств.
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.
Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.
Если хочешь узнать всю радость доброго дела, то делай добро тайно.
Если хочешь быть спокоен, угождай совести, а не людям.
Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет.
Знание — орудие, а не цель.
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Истинно неверующий тот, кто думает и говорит, что верит в то, во что не верит.
Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди.
Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди.
Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним.
Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их.
Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.
Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.
Счастье есть удовольствие без раскаяния.
Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения.
Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге.
У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.
Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно.
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.
Вера учит людей тому, как понимать жизнь. Люди за многие тысячи лет до нас не знали и не понимали того, что понимают люди нашего времени, и потому многое из той веры, которую исповедовали в древности, уже не годится для нас.
Грехи, соблазны и суеверия скрывают от человека его душу.
Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями.
Перемены в нашей жизни всегда бывают от перемен в наших мыслях.
Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви.
Старайся держать свою жизнь так, чтобы не бояться смерти и не желать её.
Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств.
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным.
Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости.
Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь.
Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.
Тот, кто заботится о том, что говорят про него люди, никогда не будет спокоен.
Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет.
Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.
Сомнения не разрушают, но укрепляют веру.
Кто доволен собой, тот всегда недоволен другими.
Человеку, для того, чтобы узнать зло, надо вкусить плода его.
Прошедшее было, будущего нет, есть одно настоящее.
Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас.
Большая часть бедствий людей происходит от злоупотребления разумом.
За дурными мыслями следует дурная жизнь.
Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать.
Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.
Надо соблюдать разум в чистоте, чтобы он всегда мог отличать истину от лжи.
Чем умнее и образованнее человек, тем ложь его вреднее и опаснее.
В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.
Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего.
Для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т.е. несправедливым к себе, если же будешь желать быть только справедливым, то будешь пристрастен к себе и несправедливым к другим.
Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же.
Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.
Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его.
Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской.
Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования.
Музыка — это стенография чувств.
Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше.
Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости жизни разумной.
Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.
Самое обычное изречение гордого человека: «Меня не понимают». А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: «Не понимают моего величия».
По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.
Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное.
Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность.
Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её.
Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.
Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться.
Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.
Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.
Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.
На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума.
Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.
Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла.
Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно.
Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении.
Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности.
Никакие результаты и достижения не могут исправить ложного направления.
Воспитание стирает индивидуальность.
Недовольство собой есть трение, признак движения.
Роскошь не есть ли приготовление лучшего, когда есть достаточное.
Совесть и есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим.
Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой.
Сдерживать гнев ещё хуже. Надо его победить.
В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями.
Попробуйте встать совершенно на уровень с народом, и он станет презирать вас.
Отчаяние есть слабость веры и надежды.
Свобода состоит в отсутствии принуждения делать зло.
Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал.
Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения.
Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость.
Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении.
Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда.
Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельствами, то есть даёт выбор из тысячи фактов.
Если люди действуют безумно, то наверно они будут и говорить безумное.
Мы вскоре начинаем чувствовать то, про что очень много думаем.
Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость.
Если кто сомневается в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как на другом конце всегда сходятся глупость и эгоизм.
Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.
Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.
Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо.
Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.
Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других.
Путём сомнений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству.
Тот, кто ничего не делает, делает дурное.
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках.
Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.
Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.
Человек испортил себе желудок и жалуется на обед.
Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Лев Николаевич Толстой