М матусовский с чего начинается родина в степанов что мы родиной зовем
Открытый урок «Формирование патриотизма у младших школьников»
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
Звучит “Песня о России”, на фоне которой дети заходят в класс и встают у своих мест.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.
Учитель объявляет тему урока. Дети садятся на свои места.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
З. Александрова “ Родина”.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Учитель задаёт детям вопрос: назовите имя нашей Родины.
Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.
В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
“Флаг России”.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.
Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.
(Учитель показывает энциклопедию “История Российского Государства”).
Ученик читает стихотворение:
В. Семернин “Родиной зовётся…”
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово
Родиной
Зовётся!
Учитель задаёт вопрос: что для нас означает – отчий дом, малая Родина?
Правильно, дети, – город Снежинск.
Этот город расположен на Урале.
Звучит стихотворение В.В.Степанова:
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
Учитель знакомит с книгами:
– Станислав Романовский “Родина”.
– Рифкат Гадельшин “Родился я на твоей Урал Земле”. (автор читает это произведение).
Учитель сообщает детям, что в городе Снежинске живут и работаю поэты, которые воспевают красоту родного города.
Урок продолжается чтением других произведений о Родине.
М. Матусовский “С чего начинается Родина?”
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
М. Пляцковский “Родина”
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!
Игра: Думаем о Родине.
Здесь учитель задаёт вопрос – Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).
Чтение сказки “Семь дочерей”.
Учитель. Поступать красиво – это, значит, находить смысл жизни.
“Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям” – М. Горький.
Чтение рассказа детьми В. Осеевой “Просто старушка”.
Учитель подтверждает мысль текста, что правильные поступки говорят о высокой нравственности человека, который любит свою Родину.
Работа с книгами, посвящёнными Родине (работа с выставкой).
Учитель заканчивает открытый урок словами из поэтического произведения В.Жуковского:
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
Патриотическое воспитание младших школьников: «С чего начинается Родина?»
I часть.
1. Аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (В. Баснер – М. Матусовский, исполн. М. Бернес)
2. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной?
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине в исполнении ребят.
«Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём…
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её.
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
«Россия» С. Васильева
. Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду всё в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
3. Откуда произошло само слово «родина»?
Послушаем Влада и Иру, им было дано задание найти значение этого слова в словарях.
1) Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
2) РОДИНА – страна, город, где человек родился.
Посмотрите, ребята, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина.
4. Из рассыпанных частей составьте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
Родная сторона – мать,
На чужой сторонушке
рад своей воронушке
В родном краю сокол,
О Родине сложено в народе много пословиц. Какие пословицы о Родине знаете вы?
5. Почему мы Россию зовём Отечеством, Родиной, матушкой
Послушайте ответ на этот вопрос.
Аудиозапись К. Ушинский «Наше Отечество» (отрывок)
II часть.
1. Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором говорит народ; историей; обычаями; географическим положением; символикой)
Назовите основные символы государства (флаг, герб, гимн)
Где в повседневной жизни можно увидеть изображение герба и флага России?
«Флаг России» В. Степанов
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Видеозапись о флаге России.
2. А сейчас мы послушаем отрывок из нашего гимна.
Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
Видеозапись гимна России.
3. «Герб России» В. Степанов
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Видеозапись о гербе России.
а) У всех древних городов есть свои гербы – изображения, по которым один город отличали от другого.
Вот герб Москвы.
На красном поле всадник в серебряных доспехах и голубом плаще. Он вонзает длинное копьё в тело дракона. Этот герб появился у Москвы после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Как вы думаете, почему на гербе России Московский герб?
Герб города рассказывал о многом, например, о том, каким трудом занимались его жители, какому животному поклонялись.
б) Существует специальная наука, которая изучает гербы городов и стран, она называется – ГЕРАЛЬДИКА. Учёные изучают изображения на гербах и по ним «читают» страницы древней истории городов.
Посмотрите на гербы разных городов России. Что может рассказать герб о городе?
5. Найдите среди гербов герб нашего города.
Интересно, что у нашего города 2 герба.
Рассказывают подготовленные ученики.
ГЕРБ НОВОКУЗНЕЦКА
Утверждён 12 марта 1804 года. В щите, разделённом надвое, в верхней половине герб Томский, а в нижней – в золотом поле кузница с принадлежащими к ней орудиями.
СТАРЫЙ ГЕРБ НОВОКУЗНЕЦКА
Утверждён в 1970 году. Представляет собой щит. На белом поле щита, означающим сибирскую природу, помещено изображение доменной печи красного цвета и чёрный квадрат, символизирующие главные отрасли промышленности города – металлургическую и угольную. От чёрного квадрата исходят лучи – энергия солнца заключённая в угле. В верхней части щита – условное изображение стен Кузнецкой крепости, как дань уважения к историческому прошлому Кузнецкого края.
III часть
1. А сейчас мы посмотрим фильм об истории нашего города.
2. А каким вы себе представляете наш город?
Детские сочинения на тему «Мой любимый город».
Нам деды обещали
Построить город – сад.
И мы им благодарны
И каждый из нас рад.
Что город наш любимый.
Зелёный город мой
Стоит такой красивый,
Он самый мой родной.
(«Мой город» Ю. Рубанникова, 2 класс)
3. У нашего города есть свои культурные ценности, которыми по праву гордятся жители нашего города. С некоторыми мы сейчас познакомимся.
Выступают группы ребят.
а) КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ
Одним из памятников освоения Сибири русскими людьми и защиты этого края от набегов татар является Кузнецкая крепость, находящаяся на правом берегу Томи на Маяковой горе. Крепость была построена из камня, окружена высокими оборонительными стенами и водными преградами, на стенах стояли крепостные пушки. Кузнецкая крепость стала одним из главных укреплений по охране южных границ России XVIII века.
б) ДОМ ДОСТОЕВСКОГО
Гордостью жителей Новокузнецка и всего Кузбасса является литературно-художественный памятник XIX века – дом Фёдора Михайловича Достоевского. Ф. М. Достоевский – известный во всём мире российский писатель такими произведениями как: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие. В Кузнецком районе города Новокузнецка стоит одноэтажный бревенчатый дом, построенный в первой половине XIX века. Этот дом является свидетельством недолгого периода жизни писателя в Кузнецке. В доме жила Мария Дмитриевна Исаева, которую полюбил молодой Достоевский. Писатель вёл с ней долгую переписку, а в 1857 году состоялось их венчание. Но брак их был недолгим и несчастливым. В 1864 году М. Д. Исаева умерла в Москве. Дни, проведённые в Кузнецке, образ и ранняя потеря любимой женщины послужили материалом для многих произведений великого писателя. В целом пребывание Достоевского в нашем городе было недолгим: за три приезда он провел здесь 22 дня.
в) ПАМЯТНИК В. В.МАЯКОВСКОМУ
В центре Новокузнецка стоит величественный памятник поэту Владимиру Владимировичу Маяковскому. Поэт никогда не был в Сибири. Но его хороший знакомый Ян Петрович Хренов был строителем Кузнецкого металлургического комбината в 30-е годы XXвека и много рассказывал о Кузнецкстрое поэту. Хренов рассказывал не только о героическом труде строителей, о невзгодах и трудностях, но и о великой романтической мечте этих людей о новом красивом городе, похожем на сад. Вдохновившись рассказами Хренова, В. Маяковский в 1929 году написал стихи, ставшие символом Новокузнецка:
4. А сейчас вы услышите стихи кузбасских поэтов о нашем крае в исполнении одноклассников.
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно, и Отчизне внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!
Город наш не может нам не нравиться,
В нём нашли мы радость и мечту,
Всё нарядней улицы – красавицы,
Вся земля Кузнецкая в цвету.
И слова такие в песню просятся,
Светлые слова,
В них от солнца всё, от яркой просини,
В них всегда весна жива.
Прозвучи, наш город, звонкой песнею,
Чтоб легко жилось на свете с ней,
Нам твои рабочие профессии
Всех профессий кажутся важней.
Ты в труде нашёл своё призвание,
А твоим дорогам нет конца,
И с тобою в каждом испытании
Наши мысли, руки и сердца.
Сторона любимая, приметная
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится –
Все они изменчивы, как водится
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с вёснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И посёлки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.
5. Видеоклип «Я горжусь, что здесь рождён»
IV часть.
— Так что же такое Родина? С чего она начинается?
— Что нового узнали на занятии?
— Чем хочется поделиться?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Так писал Юрий Яковлев.
На этом наш классный час заканчивается, но не заканчивается разговор о Родине, о городе, который мы будем продолжать в городских музеях, на выставках, экскурсиях по городу. Спасибо.
Урок литературного чтения «Стихи о Родине» (1 класс)
Урок Литературного слушания 1 класс
Тема: Стихотворения о Родине. Развитие восприятия художественного произведения.
— развитие восприятия художественного произведения, познакомить с жанром стихотворение, с творчеством автора С. Дрожжиным, с понятием «Родина», закрепить знания о геометрических фигурах, научить отвечать на вопросы по содержанию, прослушанного произведения.
— развивать память, творческое мышление, внимание, воображение; научить умению слушать и слышать, работать над осознанностью восприятия.
— воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, любовь и интерес к истории родного государства, воспитывать чувство патриотизма, долга, ответственности.
I . Организационный момент. Введение в тему урока.
Стихи поэта Михаила Матусовского – Видео фильм
− С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
II . Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.
− Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед проч тением фамилию автора и заголовок.
«Что мы Родиной зовём» Владимир Степанов
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(«Привет» Сергей Дрожжин)
— Итак, вы внимательно меня слушали, что это? (стихотворение), его автор Сергей Дрожжин.
— Верно. О чем это стихотворение? (о родном крае)
— Как бы вы назвали это стихотворение?
— Какое слово часто употребляется? (привет)
— Действительно, стихотворение называется «Привет».
— Что вы представили, когда я читала стихотворение? Какие картины? (леса, поля, речка, народ, герои труда)
— А какие леса описывает автор? (темные)
— А почему лес темный? (потому, что много деревьев в нем и все они разные)
— Каким словом можно заменить слово «темный»? («густой»)
— А как автор называет речку? (великая река)
— А на нашей территории города есть такие же великие реки? Назовите названия известных вам рек (дети называют)
— Почему река великая? Каким можно словом заменить слово «великая» давайте подумаем? (большая, огромная, широкая, глубокая, длинная).
— О ком еще говориться в стихотворении? (о народе)
— Народ в стихотворении назван тоже великим. Почему? Как вы считаете? (потому, что наш народ трудолюбивый, дружный, честный…)
— Что объединяет выступления детей ( «Что мы Родиной зовём» Владимир Степанов)
и стихотворение Сергея Дрожжина? (стихи о Родине) Верно. Мы слушали разные стихи, но на одну тему – о Родине.
− Как называется наша Родина? Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
− Составим модель обложки для книги «Стихи о Родине»
− У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.
− Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
− Как с помощью «заместителя» показать, что в книжке стихи? (В се редине треугольник.)
− Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный треугольник – стихи о Родине.)
Посмотрите наша обложка готова! Молодцы.
Без чего не обходится любая книжка? (без рисунков)
— Как называются рисунки по-другому? (иллюстрация)
— Переворачиваем листик. А что изображается в иллюстрации? (то, о чем говорится в стихотворении)
— Что будет изображено в нашей иллюстрации? (леса, поля, реки, народ)
«Рисунок»
Петр Синявский
На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
— А теперь, собрав все-все ваши обложки мы скрепим их в одну коллективную книжечку нашего класса.
Пословицы о Родине
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Конспект урока по литературному чтению М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»
Самоопределение к учебной деятельности
— Подходит к концу наша с вами работа по учебнику. Его последняя глава подводит итоги нашим беседам и размышлениям.
-Вспомним, о чём мы с вами говорили на уроках? (о друзьях-товарищах, о школе, о природе, о близких)
2. Актуализация знаний
— Я предлагаю поработать группами. Составьте пословицы.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
Где кто родился, там и пригодился.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Постановка учебной задачи
-Определите тему урока.
— Самая главная тема-это тема Родины, страны, в которой мы живём, где мы родились, где жили наши предки. Откроем стр.123 и прочитаем название главы- РОССИЯ, РОДИНА МОЯ.
-Учитель читает стихотворение
Великий дар — единожды родиться,
Увиденному миру удивиться,
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
— Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей). Работа со словарём С.И.ОЖЕГОВА
— Подберите синонимы к слову Родина (Россия, Отечество, Отчизна)
Речевая разминка (текст на листках)
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;
-прочитайте, разделяя слова на слоги;
-прочитайте с ускорением;
-прочитайте с замедлением;
-прочитайте с выразительно.
— О чем стихотворение?
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?
— С каким чувством вы будете читать?
— Как вы ответите на этот вопрос? (варианты ответов)
— Как называется страна, в которой мы живем?
— На слайде флаги разных стран. Есть ли флаг нашей страны? Что означает каждый цвет? Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.
— В состав России входит область, в котором мы живем. Как он называется?
— Чем богата наша область? (лесом, природными дарами – это ягоды).
-У нашего города есть герб, который символизирует богатство нашего округа. Сможете ли на слайде его найти, среди разных гербов?
Чтение стихотворения М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?» в учебнике.
5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Михаил Львович Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганск (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 1944 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино. Своё стихотворение «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей учительнице Марии Семёновна Тодоровой. А музыку к нему написал знаменитый композитор Исаак Дунаевский. В годы войны Матусовский писал много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.
«Баллада о солдате» Муз. В. Соловьёва – Седого
«На безымянной высоте» муз. Вениамина Баснера
Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.
Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
«Подмосковные вечера» муз. Соловьёва – Седого.
Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.
«Крейсер Аврора» муз. В. Шаинского.
«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского.
Работа с учебником.
Чтение первой части.
— Что включает поэт в это понятие «Родина»?
— Как вы понимаете последнее предложение?
-Как вы понимаете слово испытание?
Испытание- проверка чего-либо, кого – либо на выяснение качеств, свойств, знания пригодности к чему- либо.
Чтение второй части.
Чтение третьей части.
-Что такое будёновка?
( Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. После заменили фуражками и пилотками)
Работа над выразительным чтением.
6. Самостоятельной работы с проверкой по эталону
-Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.
— Какой вопрос прозвучал в песне?
7. Включение в систему знаний
-Что значит для вас слово Родина?