Мадонна доказать что является сонетом
Краткий анализ стихотворения «Мадонна» по плану
1. История создания
Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году после получения согласия на брак от Наталии Николаевны Гончаровой и её родителей.
Пушкин стал считаться женихом Гончаровой лишь после второй попытки сватовства. В течение двух лет ожидания поэт писал будущей жене письма, в которых рассказывал о том, чем живёт и дышит.
Так, незадолго до написания сонета «Мадонна» он поведал о том, как был поражён картиной Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем».
Святая напомнила Пушкину Натали, и он повесил в собственном доме светловолосую Мадонну, чтобы ежечасно Ею любоваться. В ответ Наталия Николаевна написала, что скоро поэту предстоит любоваться уже не картиной, а женой.
2. Литературное направление
В 1830 году Пушкин уже был зрелым художником-реалистом, для которого романтизм остался в прошлом.
Тем не менее, стихотворение «Мадонна» вполне можно назвать романтическим произведением, в основе которого лежит типичный для средневековой лирики сюжет поклонения Рыцаря Деве.
Соединяя черты возлюбленной с образом Мадонны, Пушкин делает развязку реалистической, но не выходит за рамки общего романтического канона.
3. Род
Стихотворение является лирическим произведением и скорее относится к любовной, нежели к религиозной лирике, так как религиозные мотивы служат в нём только подступом к теме Любви.
4. Жанр
Жанр стихотворения – сонет.
По форме это итальянский сонет, состоящий из двух катренов и двух терцетов. По духу – классический любовный сонет в традициях Ф. Петрарки.
Сближение средств итальянской живописи и итальянской поэзии, само обращение к образу Мадонны окутывают пушкинский сонет ореолом высокого света.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема духовного поиска.
По своей природе человек стремится к совершенству. Люди находят идеалы в поклонении святыням, любовании произведениями искусства. Особенно преданно служит красоте художник.
Свой идеал лирический герой обретает в жизни. Он совпадает с величайшим образом мировой культуры – образом Богородицы Приснодевы Марии, которую в европейской традиции именуют Мадонной.
6. Тематика
Тема преклонения перед красотой звучит в творчестве Пушкина не впервые, но едва ли в других стихотворениях поэта найдётся столь абсолютное и восторженное преклонение перед женщиной.
В образе Мадонны, которому поэт уподобляет образ будущей жены, для него соединены представления о Красоте и Чистоте как высших ценностях искусства и мира.
Тема благодарности Творцу за возможность этой встречи объясняет многое в отношении Пушкина к Гончаровой. Для поэта первая красавица России становится воплощением всего, чему он служит: «чистейшей прелести чистейшим образцом».
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что и на земле можно встретить отголоски и отблески небесной красоты.
Поэт не мог мечтать о большем чуде, чем созерцание любимого изображения, но Всевышний послал ему живое воплощение идеала – любимую женщину.
Обретая свой идеал, художник присягает ему на верность и считает себя счастливейшим из людей.
8. Пафос
Сонет «Мадонна» проникнут благоговением, нежным трепетом от встречи с чистым и прекрасным созданием, за судьбу которого отныне будет отвечать лирический герой.
В нём совсем простые и по-человечески понятные чувства к любимой женщине соединены с глубинными потребностями духа, которые находят выход в любовании изображением Мадонны с Младенцем. Земное и небесное сливаются в один величественный и вдохновляющий образ.
9. Система образов
Образный ряд стихотворения выстраивается постепенно: от строчки к строчке.
Образы святых, изображённых на полотне, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом художника. Ему важно не простое присутствие в доме Мадонны и Младенца, а живое общение с ними:
Чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель,
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона…».
Мечта сбывается: сквозь плотную ткань лирического сюжета проступает образ сошедшей на землю «чистейшей прелести», земной возлюбленной поэта.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения можно назвать:
Присутствие Бога ощущается в каждой строке сонета. Именно Он «ниспослал» поэту его Мадонну.
Спаситель и Богоматерь «взирают» с картины «с величием и разумом в очах», а лирический герой признаётся в давнем желании видеть Пречистую в своей обители. Теперь его мечта сбывается.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения тождествен автору. Поэт говорит о любовании картиной великого художника от первого лица.
В его благоговении перед Мадонной соединяются религиозный трепет, поэтический восторг и человеческое умиление. Нет ничего прекраснее, чем молодая женщина с ребёнком, а если это сама Мадонна, держащая Спасителя, каждый, кому выпала честь созерцать изображение, преклонит перед ними колена.
«Исполнились мои желания», — признаётся лирический герой. Его самые немыслимые грёзы воплотились в жизнь: отныне в его «обители» будет сиять живая «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».
12. Сюжет
Сюжет состоит из трёх частей.
В первой говорится о единственной картине, которую хотелось бы видеть у себя лирическому герою.
Во второй подробно описано содержание картины.
В третьей сообщается о том, как неожиданно и счастливо сбывается мечта поэта, встречающего на земле свою «Мадонну».
13. Композиция
Стихотворение имеет линейную композицию. Лирический сюжет развивается последовательно: от строфы к строфе.
Обращение к невесте выстроено в форме монолога.
В двух катренах изложено содержание картины, изображающей Мадонны (мечта героя).
В двух терцетах – встреча с реальной возлюбленной (воплощением мечты).
Последние три строки сонета являются своеобразной развязкой произведения.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Рифмовка традиционна для классического итальянского сонета: АББА АБАБ ВВГ ДГД.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.
Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.
Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.
Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.
Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).
За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.
16. Средства художественной выразительности
Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.
Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении.
Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.
Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное.
Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.
Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.
Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!
17. Значение произведения
В данном стихотворении Пушкин достиг вершин любовной лирики, поместив образ возлюбленной в иерархию надмирных ценностей – туда, где царствуют Истина, Добро и Красота.
Его «Мадонна» является непревзойдённым композиционным, стилистическим и метафорическим шедевром, в котором особенно поражает гармония формы и содержания.
Любовь, доведённую до масштабов религиозного чувства, дано испытать лишь великим душам. Обращение к сонету Пушкина позволяет ощутить духовное богатство и нравственную высоту гения.
18. Актуальность
В наше время многие люди разучились видеть вокруг возвышающую красоту. Женщины стремятся быть модными, успешными, похожими на мужчин.
Стихотворение Пушкина напоминает нам о том, что на земле нет идеала выше, чем Мадонна. Любовь, явленная в материнстве, чистота, нежность, духовная наполненность – вот что действительно важно.
Актуальность стихотворения состоит в том, что оно обращено к вечным ценностям.
19. Моё отношение
Стихотворение «Мадонна» — одно из моих любимых произведений Пушкина. В нём чувствуется искреннее благоговение перед высшей силой.
Поэт воспевает не просто женскую красоту, а Красоту вообще (ту часть мира, созерцая которую мы верим в существование Бога).
Я наслаждаюсь каждой строчкой этого сонета, вместе с лирическим героем переживая восторг и упоение от исполненной мечты.
20. Чему учит
Стихотворение «Мадонна» учит нас видеть среди окружающих предметов особенные знаки, намекающие на то, что рядом находится совсем другая, полная и богатая, неразличимая человеческим зрением жизнь.
Её события переживаются на духовном уровне, не всегда о ней можно рассказать словами.
Когда образы внутренней жизни находят отголосок в реальных событиях, человек испытывает удивление и счастье.
Чтобы встреча с мечтой стала возможной, нужно настраивать душу на высокий лад: читать книги, наслаждаться произведениями живописи, сочувственно относиться ко всем людям, делать добро. Только тогда жизнь будет иметь смысл и приносить радость.
История создания
Сонет «Мадонна» представляет собой образец любовной лирики Пушкина, написан он был по счастливому случаю, когда прекрасная Наталья Гончарова согласилась стать супругой поэта. Год написания — 1830. Публикация стихотворения осуществилась в 1831 году в альманахе «Сиротка».
У литературоведов есть версия, что источником вдохновения при написании текста стала гравюра Романе с картины Рафаэля «Бриджуотерская мадонна», копию которой поэт увидел как раз в 1830 году. Она была выставлена на Невском проспекте в магазине Слепина, известного в свое время книготорговца.
Сам Пушкин писал в письме к Наталье Гончаровой, что многие просят у него показать портрет возлюбленной, но такой возможности нет, поскольку поэт не располагал рисованным изображением красавицы. Однако выход он нашел — Мадонна на картине удивительным образом своими робкими невинными чертами напоминала Гончарову. Автор сонета также делился, что любоваться произведением искусства он готов часами, простаивает перед картиной в магазине, но из-за внушительной стоимости купить ее не в состоянии. Однако посвящать стихи возлюбленной это ему не помешало.
Тематика и проблематика
Важнейший шаг в проведении анализа поэтического текста — определение темы стихотворения «Мадонна» Пушкина. С первых строк автор погружает читателя в благоговейную атмосферу духовной чистоты, невинности, святости. Для этого активно использует высокую церковную лексику, создающую особое настроение, настраивающее на церковно-религиозный лад. В этом и состоит ключевая ценность произведения — оно помогает понять, как Пушкин относился к своей избраннице — с нежностью, искренним восхищением, как к святой.
Ее образ дышит не только красотой, но и удивительной одухотворенностью. Кажется, будто ее посетил сам бог и сделал святой. Поэт настолько сильно любит эту женщину, что о своих чувствах говорит очень просто, не используя образных сравнений, метафор, какие-то запоминающихся эпитетов. Тропов в тексте практически нет, что не влияет на удивительную гармонию и умиротворение, царящие в произведении.
Женский образ представляется, как идеал поэта. Именно такими, по его мнению, должны быть все представительницы прекрасного пола — нежными, ранимыми, глубокими, целомудренными, в этих качествах и заключается женское величие. Такова идея стихотворения «Мадонна». Чудесный образ, как отмечает автор, создал сам творец, именно поэтому каждая черта лица героини настолько гармонична, что смогла поразить его воображение. Это вершина совершенства.
Однако при анализе стихотворения в классе или дома следует отметить, что сходство Гончаровой с Мадонной Рафаэля не только внешнее, хотя и оно, несомненно, присутствует. Для Пушкина важнее прежде всего духовность, одухотворенность, невинность и чистота обеих — то, что обе женщины идеальны, гармоничны, неповторимы.
Композиционно-жанровая специфика
Рассмотрев тематику и основную мысль поэтического текста, следует переходить к анализу композиции, предварительно еще раз перечитав произведение. Сонет представляет собой лирический монолог, в котором герой рисует образ своей прекрасной возлюбленной и говорит о том, каковы его представления об идеальной женщине, идеальных семейных отношениях.
Структурные элементы текста таковы:
Для выражения своих сокровенных мыслей Пушкин выбрал необычную форму — классический сонет — жанр, не пользующийся популярностью в его время. По форме композиция включает в себя два катрена и два терцета.
Жанровое своеобразие также надо проанализировать при написании своих размышлений о поэтическом тексте. Это элегия — грустный жанр, побуждающий к мечтаниям, чаще всего используемый при создании любовной лирики. По звучанию текст напоминает мелодичную песню, в которой выражено множество желаний лирического героя, но главное — обретение счастья с идеальной женщиной.
Пушкин использует свой любимый размер — шестистопный ямб, а также все виды рифмовок, что помогает наилучшим образом выразить его идеи.
Изобразительно-выразительные средства
Как уже было сказано, литературоведы в точности установили, кому Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна» — своей будущей на тот момент супруге, Наталье Гончаровой. Этот брак, ставший в итоге причиной гибели поэта на дуэли, заставил его отказаться от многого. Семья Пушкиных не была богатой, поэтому родные Натальи первое время были категорически против того, чтобы девушка связала свою жизнь именно с ним. Поэту пришлось продать большую часть своего имущества и передать вырученные денежные средства матери своей избранницы.
Однако если читать текст сонета, то подобных мыслей не возникает. Пушкин размышляет лишь о прелести своей невесты. А о том, что их отношения складывались не совсем удачно и путь к счастью был долог и тернист, читатель не догадывается.
Образец любовной лирики Пушкина, «Мадонна», — во многом уникальное произведение, ведь художественные изобразительно-выразительные средства в нем практически отсутствуют. Автор использует самую простую лексику (за исключением некоторых церковных слов), что в оценке литературоведов говорит о том, что писать о самом глубоком и сокровенном Пушкину удавалось легко. Присутствуют следующие тропы:
Та, которая смогла вдохновить поэта на создание настолько проникновенного и глубокого текста, достойна того, чтобы ее красота и одухотворенность были описаны кратко, легкими штрихами, без пространных описаний и рассуждений. В этой краткости, умении передать тончайшие черты образа парой точно подобранных слов и состоит поэтический гений Пушкина.
Восприятие текста не изменилось по сей день, до сих пор это стихотворение считается одним из лучших любовных произведений поэта, его смысл понятен и исследователям литературы, и обычным людям, перечитывающим томик любимых текстов. Оно пронизано искренними чувствами, обнажает перед читателем душу поэта, в каждой строке звучат его сокровенные мысли. И желание его, мечта о семейном счастье с той, которую он смог полюбить, исполнилась.
Таков краткий анализ сонета «Мадонна», названного в честь картины Рафаэля. Конечно, истолкование образов и описание основной мысли текста помогает понять особенности поэтического стиля Пушкина и разобраться в его мыслях в самый счастливый для него период — когда видение стало былью, а любимая женщина готовилась соединить с ним свою судьбу.
Полный анализ стихотворения «Мадонна» (А.С. Пушкин)
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году после получения согласия на брак от Наталии Николаевны Гончаровой и её родителей.
Пушкин стал считаться женихом Гончаровой лишь после второй попытки сватовства. В течение двух лет ожидания поэт писал будущей жене письма, в которых рассказывал о том, чем живёт и дышит.
Так, незадолго до написания сонета «Мадонна» он поведал о том, как был поражён картиной Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем».
Святая напомнила Пушкину Натали, и он повесил в собственном доме светловолосую Мадонну, чтобы ежечасно Ею любоваться. В ответ Наталия Николаевна написала, что скоро поэту предстоит любоваться уже не картиной, а женой.
Жанр и композиционная составляющая
Сонет «Мадонна» является романтическим монологом, в котором лирический герой кратко изображает обличие любимой женщины. Персонаж рассказывает о своих идеалах семейной жизни, любовных отношениях.
Композицию произведения можно условно разделить на 3 смысловые части:
Жанр произведения своеобразен: для описания изображения своих мыслей и чувств, автор использует малоизвестный для того времени стиль — классический сонет. Композиционная форма состоит из пары катренов и терцетов.
Для любовных стихотворений характерен жанр элегии, который не обошёл и Пушкинскую «Мадонну». Грустное настроение проходит тонкой линией через всё произведение. Плавное звучание текста схоже со спокойной, мелодичной песней, которое отражает одно из сокровенных желаний романтического героя — быть счастливым с любимой женщиной.
Тематика
Тема преклонения перед красотой звучит в творчестве Пушкина не впервые, но едва ли в других стихотворениях поэта найдётся столь абсолютное и восторженное преклонение перед женщиной.
В образе Мадонны, которому поэт уподобляет образ будущей жены, для него соединены представления о Красоте и Чистоте как высших ценностях искусства и мира.
Тема благодарности Творцу за возможность этой встречи объясняет многое в отношении Пушкина к Гончаровой. Для поэта первая красавица России становится воплощением всего, чему он служит: «чистейшей прелести чистейшим образцом».
Образы и символы произведения
Стихотворение «Мадонна» вобрало в себя большое количество образов, благодаря которым автор наилучшим образом передает читателю основной смысл произведения. Первый и главный образ – это образ Мадонны, в которой автор, несомненно, описывает свою будущую жену – Наталью Гончарову. Он для него действительно стала своеобразной мечтой, которая к счастью исполнилась. Благодаря описанию сакральных атрибутов, Александр Сергеевич подчеркивает всю чистоту отношений между супругами. Он очень высоко ценил семейную жизнь, поэтому так серьезно относился к данному вопросу. В образе лирического героя автор показывает самого себя – влюбленного мужчину, чья самая заветная мечта исполнилась благодаря великому Творцу.
Система образов
Образный ряд стихотворения выстраивается постепенно: от строчки к строчке.
Образы святых, изображённых на полотне, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом художника. Ему важно не простое присутствие в доме Мадонны и Младенца, а живое общение с ними:
Чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель, Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона…».
Мечта сбывается: сквозь плотную ткань лирического сюжета проступает образ сошедшей на землю «чистейшей прелести», земной возлюбленной поэта.
Стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкин – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.
До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу.
В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.
Средства выразительности
Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение – «с холста, как с облаков».
Вариант 2
Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.
Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны.
Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.
Тема стихотворения, образы
Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая», «ангелы», «обитель», «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме.
Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.
Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.
Сюжет и структура
Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах», освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.
Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель», «чистейший образец»), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…»), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…»).
Форма «Мадонны» — сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.
Вариант 3
Утверждение о любвеобильности великого русского поэта, наверное, имеет под собой какую-то основу. Нельзя отказать поэту в способности видеть и чувствовать прекрасное, нельзя отказать чуткому сердцу влюбляться в прекрасные образы. Иначе быть не может. Но чтобы понять всю палитру чувств поэта, все его влюблённости, нужно обратиться к традициям того времени. Главным критерием души и чувств могут служить только стихи. И ни одна строчка поэта не содержит в себе какой-либо двусмысленности. Множество написанных стихов в адрес прекрасных женщин у Пушкина наполнены подкупающей чистотой и искренностью.
Признанной вершиной любовной лирики А.С. Пушкина является стихотворение «Мадонна», в котором раскрывается полнота чувств и истинного отношения к любимой женщине. По свидетельствам современников, это стихотворение было написано в 1830 году и посвящено невесте. В это время Н.Н. Гончарова на повторное предложение Пушкина ответила согласием.
«Чистейшей прелести чистейший идеал»
Главная темы этого сонета является любимая женщина, вознесённая чувствами поэта до почти божественного образа. К любому читателю с первых строф приходит ощущение средневекового романтизма в самых искренних его проявлениях. В стихотворении отсутствуют напыщенные цветастые фразы и эпитеты, оно написано благородным сдержанным языком любви и обожания.
Слог стихотворения наполнен лексикой той романтической эпохи, и в тоже время, содержит такие эпитеты, как «божественный», «пречистая», «с облаков», позволяющие понять всю глубину чувств поэта. В первую очередь именно язык, которым написано стихотворение, обращает нас к любовным сонетам классиков романтизма Петрарки и Шекспира. Поэт не случайно использует такие выражения — ими говорит его душа, обращённая к невесте.
Гений поэта неосознанно нашёл форму выражения своей любви и слова, которые даже в то время уже не являлись общеупотребимыми и тривиальными. Отношение к своей невесте, как к чистому ангелу ниспосланному поэту богом, даёт понимание любви Пушкина к Наталье Николаевне. Она получила это стихотворение ещё до свадьбы и была тронута таким благоговейным отношением к ней. Это отношение в семье Пушкина между супругами сохранялись все годы до самой трагической смерти поэта.
Средневековый любовный сонет
Классический сонет обычно выполнялся пятистопным ямбом, но именно для выражения глубины стиха здесь поэтом был использован шестистопный ямб. Традиционный русский александрийский стих – шестистопный ямб, признанным мастером которого был Пушкин, является размером этого сонета.
Форма сонета, которая выстроена из двух четверостиший и двух трёхстиший, является классической и помогает показать всю силу чувств и эмоций. Как две мощных приливных волны накатываются одна за другой на читателя. Сначала они медленные и высокие, но за двумя эти волнами следуют два сильных шквала, которые раскрывают весь смысл сказанного. Не случайно в них применены слова в их превосходных формах.
Первые два четверостишия подготавливают понимание образа. Комната, в которой поэт желал бы видеть портрет единственной любимой женщины. Уже первые строки открывают нам романтическую картину жилища поэта. И два заключительных трёхстишия показывают простыми и мощными выражениями, что это за портрет, и что это за женщина! Гениальность русского поэта смогла объединить классику итальянского любовного сонета с русским поэтическим словом.
Божественная любовь
Заключительная строчка сонета стала с того времени самым применимым афоризмом для выражения чистой всепоглощающей любви. И по прошествии почти двух веков мы можем судить по этому стихотворению, насколько глубоко был привязан поэт к своей любви, и как полно он смог это выразить это в маленьком сонете, который стал один из самых ярких произведений, обращённых к женщине.
Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения можно назвать:
Присутствие Бога ощущается в каждой строке сонета. Именно Он «ниспослал» поэту его Мадонну.
Спаситель и Богоматерь «взирают» с картины «с величием и разумом в очах», а лирический герой признаётся в давнем желании видеть Пречистую в своей обители. Теперь его мечта сбывается.
Лирический герой
Лирический герой стихотворения тождествен автору. Поэт говорит о любовании картиной великого художника от первого лица.
В его благоговении перед Мадонной соединяются религиозный трепет, поэтический восторг и человеческое умиление. Нет ничего прекраснее, чем молодая женщина с ребёнком, а если это сама Мадонна, держащая Спасителя, каждый, кому выпала честь созерцать изображение, преклонит перед ними колена.
«Исполнились мои желания», — признаётся лирический герой. Его самые немыслимые грёзы воплотились в жизнь: отныне в его «обители» будет сиять живая «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».
Тема и образы в стихотворении
Немаловажным этапом в анализе произведения является определение тематики. С самого начала работы поэт погружает читателя в спокойную, невинную, религиозную атмосферу. Такого эффекта Пушкин добивается, не используя большого количества религиозных терминов. Как раз в такой атмосфере состоит основная значимость стихотворения, с помощью которой автор изливает душу, показывает отношение к возлюбленной.
Образ Мадонны наполнен не только внешней красотой, прелестным обличием, но и благородством. Автор возвышает ее, создаётся ощущение святости и неприступности. Пушкин мастерски выражает свои чувства с использованием небольшого количества художественных тропов.
Образ женщины представляется, как идеальный для автора. Пушкин считает, что такими же должны быть все представительницы слабого пола — чувствительными, великодушными, невинными, чистыми. Эти качества определяют женское достоинство.
В возвышении женщины и определении идеалов состоит основная идея поэтического текста. Великолепное обличие, которое было создано великим художником, выделяет каждую деталь чудесного лица, подчёркивает гармоничность. Александр Сергеевич считает это высшей точкой безупречности.
Композиция
Стихотворение имеет линейную композицию. Лирический сюжет развивается последовательно: от строфы к строфе.
Обращение к невесте выстроено в форме монолога.
В двух катренах изложено содержание картины, изображающей Мадонны (мечта героя).
В двух терцетах – встреча с реальной возлюбленной (воплощением мечты).
Последние три строки сонета являются своеобразной развязкой произведения.
Анализ стихотворения №4
Стихотворение «Мадонна» написано Пушкиным в 1830 году и посвящено его жене Наталье Гончаровой. 30 июня того же года он посылает письмо своей возлюбленной, где описывает картину Пьетро Перуджио. «. часами простаиваю перед белокурой Мадонной,похожей на вас как две капли воды»;
Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Написано оно в форме сонета. Этим стихотворением Пушкин хотел выразить восхищение этой картиной: В первой части стихотворения он пишет, что свою «обитель» он не хотел бы украшать даже самыми прикрасными творениями «старинных мастеров», далее он рассказывает, что ему приятней видеть одну-единственную картину- Мадонну. Для Пушкина она является воплощением прикрасного, божественного.
Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.
Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.
Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.
Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.
Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).
За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.
Средства художественной выразительности
Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.
Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении.
Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.
Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное.
Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.
Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.
Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!