Магистерская программа что это
Степень магистра в России: что дает и зачем нужна
Вторая ступень в высшем образовании в России представлена магистратурой, обучение в которой длится 2 года. В исследовании[1], проведенном НИУ ВШЭ, говорится, что «популярность магистратуры постоянно растет. А среди самых популярных направлений в последнее время – технические и общественные науки».
Магистратура – что это такое?
Магистр (в переводе с латинского magister – «квалификация, академическая или ученая степень») является следующей ступенью в высшем образовании после бакалавриата, а в России и странах бывшего СНГ – также и после специалитета. Позволяет углубить профессиональные знания в определенном направлении.
Получить степень магистра в соответствии с федеральным законом в Российской Федерации может студент, имеющий диплом бакалавра или специалиста. Поступление осуществляется на конкурсной основе и доступно как в бюджетной, так и в коммерческой форме. Срок обучения колеблется от года до 2,5 года в зависимости от выбранного направления и вуза.
Важно понимать, что для получения степени магистра, студенты-магистранты:
По окончании учебы происходит защита магистерской диссертации (диплома).
Степень магистра в России и других странах мира
Достаточно часто у поступающих возникает вопрос о том, является степень магистра ученой степенью в РФ или нет и какие возможности получает выпускник.
Магистр относится к академической квалификации высшего профессионального образования. И несмотря на то что за период обучения студент проводит определенную научную работу, его познания не такие глубокие и сформированные, как у кандидатов и докторов наук. Поэтому в сравнении с ними она имеет более низкий уровень и приоритет.
Степень магистра в США отличается от российской тем, что студент, поступающий на обучение на эту ступень образования, может выбрать специализацию не сразу, а по прошествии определенного времени. Это правило распространяется на все университеты, в том числе и те, где необходимо сразу указывать факультет. В этом случае на протяжении первого года обучающемуся позволяют поменять свою специализацию.
Нужно иметь в виду, что у каждой из них могут быть определенные требования к поступающим, которые вы должны будете выполнить, чтобы подать заявку. Например, если вы меняете магистерские программы с программы MBA на инженерную программу, вам, вероятно, придется сдавать GRE (англ. Graduate Record Examinations), даже если вы уже сдали GMAT (англ. Graduate Management Admission Test)[2].
Степень магистра в Европе схожа с американской, но, например, в Англии срок обучения по программе составляет один год.
Преимущества степени магистра
Студенты все больше переосмысливают важность образования и те перспективы, которые оно раскрывает перед человеком. Вот что дает степень магистра в России:
После окончания специалитета за счет бюджета человек не может претендовать на бесплатное обучение в магистратуре: это по закону считается вторым высшим. После бакалавриата занять бюджетное место вполне реально.
Поступить в иностранный вуз можно и после российского бакалавриата, но нужно подтянуть уровень английского или другого иностранного языка. В большинстве стран магистерские программы преподаются на английском или на национальном языке.
Учитывая все вышеперечисленное, после обучения магистры получают свои собственные преимущества, касающиеся работы и карьерных перспектив. Для желающих заниматься научными изысканиями эта ступень позволяет построить научную карьеру, поступив в аспирантуру.
[1] Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов / доцент НИУ ВШЭ Я. Рощина. – М. : ЛЭСИ, 2014.
Магистратура это уровень высшего образования сегодня и почему возникают недомолвки о целях
Болонская система, не так давно внедренная в России, предлагает наличие нескольких ступеней образования. Магистратура это одна из таковых стадий. Для российского менталитета не совсем понятная данная категоризация, поэтому возникают недомолвки о целях и уровне высшего образования сегодня.
Магистратура
Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.
Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.
Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:
Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.
Что дает
Достоинств у нынешней системы обучения масса. Благодаря ей можно получать знания в изначально выбранном направлении, что будет положительно принято будущими работодателями. Либо несколько переквалифицировать процесс обучения, если при получении степени бакалавра пришло понимание того, что получаемая специальность не очень близка. Стоит отметить, что магистратура это полноценный процесс, который занимает стандартный объем времени. Студента ожидают не только аудиторные занятия, но и практическая деятельность, а также написание околонаучных работ по специальности.
Перечень привилегий
Еще одним практичным плюсом для молодых людей выступает отсрочка от армии. Но исключительно при поступлении на очную форму обучения. Котировка получаемого сегодня образования и ее идентичность международной классификации позволяет не только получать знания за рубежом на базе российского бакалавриата. Теперь и отучившиеся за границей российские умы могут спокойно возвращаться на родину с пониманием того, что их уровень образования будет здесь принят.
Высшее образование или нет
Магистратура это, безусловно, высшее образование на территории России и в других странах. Принципиально Россия и перешла на такую систему для большей интеграции в мировое сообщество благодаря выпускаемым из ВУЗов специалистам. Хотя это несколько спорная ситуация. Благодаря внедрению многоуровневой системы учебы российские выпускники начали котироваться за границей. Такая инициатива облегчает поступление на работу и переезд за границу, потому что диплом приравнивается к международному нормативу. В этом случае России может грозить так называемая brain drain («утечка мозгов»).
Интересным моментом является возможность переквалифицироваться на иную специальность по окончанию бакалавриата. Поскольку он предусматривает наличие множества общих предметов, то магистратуру позволено выбрать в несколько отличном от него профиле. Сложно представить резкие перемены специализации. Например, бакалавр историк или эколог не пойдет на техническую специальность в магистратуру. Смысл ее получения состоит несколько в ином. Такая кардинальная разобщенность направления обучения не говорит в пользу глубинных знаний. В магистратуру может пойти выпускник бакалавр из иного ВУЗа.
Но это новшество открывает двери отечественных ВУЗов для принятия на обучение и иностранных студентов. Таким образом, мы исключаем из своей истории некое образовательное обособление. Однако, полноценный результат такого нововведения будет виден чуть позже. Болонская система и закрепляющая ее декларация это разработка европейских стран, с которыми у нас несколько напряженные взаимоотношения.
Это второе высшее
Получение нескольких высших образований это специфическая практика, широко распространенная на просторах Российской Федерации. Зарубежное образование в высших учебных заведениях более мобильное или гибкое. Оно предполагает изменение курса обучения уже на первых этапах. Российское вопреки ему более стабильно и монументально. Поэтому было принято решение о присоединении к болонской системе обучения. Благодаря ей можно несколько изменить и расширить теоретические и практические знания, что будет отражено в итоговом дипломе.
Вторым высшим образованием следует считать полноценное обучение также длиною 4-6 лет, получаемое по окончанию или же параллельно иному диплому. То есть магистратура не является таковым. Для обывателей остается открытым вопрос о том, чем же считать бакалавриат. Это первичная ступень высшего образования, также предполагающая выпуск дипломированных специалистов, готовых к работе (но подходящих не для всех уровней профессиональной деятельности).
Это ученая степень
Магистратура это источник получения степени, которую нельзя обозначить как ученую в полном смысле такой терминологии. Скорее здесь более уместно применение словосочетания «академическая степень». В дипломе выпускающегося магистра будет указано слово «степень» в скобках рядом с наименованием документа.
Тем не менее магистратура наряду с получаемой здесь спецификацией является и неким превью для получения в дальнейшем ученой степени без оговорок. Последнее реализуется посредством поступления в аспирантуру после окончания магистрата. Магистратура это продолжение полученного человеком ранее высшего образования. Его вторая ступень, углубление знаний в конкретной области, но не вторая «вышка» и не обязывающая к поступлению в аспирантуру фаза. Тем не менее именно она является проходным билетом для получения ученой степени в аспирантуре. После чего выпускник может заниматься полноценной научной деятельностью.
Это полное высшее
Говорить в данном случае о полном высшем образовании следует при уточнении понимания такового. В своем законченном виде и бакалавриат и бакалавриат+магистратура характеризуются как высшее образование. Выявляется лишь разница в цели применения знаний. Для многих подходящим уровнем останется степень бакалавра. Те, кто захочет углубить полученные ранее знания, пойдут в магистры.
Магистратура это не существующее само по себе высшее образование. Степень получается исключительно на предыдущей фазе обучения. Поэтому эти два года не идут отдельной линией и не считаются отдельным высшим образованием. Это продолжение обучения. Не стоит забывать и о наличии аспирантуры, как следующей ступени «вышки». Оконченная магистратура это неплохой плацдарм для нее, но не обязывающий к продолжению учебы.
Несоответствие количества лет по сравнению с предыдущей системой специалитета вызывает много вопросов относительно уровня сегодняшнего образования. Ее понижение до бакалавриата не является вполне правомерным, поскольку отличается даже количество лет для обучения. Тем не менее это скорее теоретическое сравнение. Выпускник специалитета не может в полной мере называться магистром. Ему следует сначала пройти соответствующее обучение. И в этом плане специалитет приравнивается именно к бакалавриату.
Чем отличаются бакалавриат и магистратура
Данная система недостаточно укрепилась в сознании населения России и людям кажется, что бакалавриат это не полноценное высшее образование. Для понимания следует смотреть на существующую ныне систему под несколько другим углом. Она реформаторская для Российской Федерации, поэтому не нужно всецело воспринимать ее на фоне популярной ранее пятилетней схемы специалитета. По итогу бакалавриат является первой и по-своему законченной ступенью высшего образования.
По восприятию резидента другой страны, где распространена эта многоступенчатая схема, такой уровень не является чем-то неполноценным. Более того, стоит понимать, что массовое поступление в ВУЗы после школы это прерогатива нашей страны. Попадание в высшее учебное заведение за границей зачастую осуществить не так просто. Обычно из-за финансовой составляющей. Школьная подготовка наших учеников позволяет принимать на очное и заочное обучение большое количество желающих.
Кто может поступить в магистратуру
Поступить сюда вправе выходец другого ВУЗа и совершенно другой специальности. Удобство заключается в том, что полученные в бакалавриате знания можно углубить и направить в конкретную сферу, если они по-прежнему интересны ее носителю. Например, бакалавр по менеджменту может направить эти знания в русло управления человеческими ресурсами. Или таким же способом можно найти новое призвание, если человек разочаровался предыдущим выбором.
Кто имеет право на поступление, исходя из уровня имеющихся знаний:
Специалитет, который был распространен раньше, на данный момент примерно идентичен магистерской степени. Но в пределах Российской Федерации. Недостаток такового заключается в том, что его сложно идентифицировать зарубежным высшим заведениям и работодателям. Хотя это не закрывает границы для граждан РФ полностью. Они могут притязать на не столь узкоспециализированную работу по окончанию университета здесь.
Кроме того, для поступления в магистратуру не обязательно соблюдать какие-либо временные рамки. Отсрочка после окончания бакалавриата или специалитета может быть вполне длительной.
Как поступить в магистратуру (Москва, регионы)
Поступление допустимо независимо от места расположения университета. Будь то Москва, область или вся остальная территория Российской Федерации. Поскольку далеко не все выпускники после окончания бакалавриата идут в магистры, то конкурс здесь меньше. Но надо понимать, что и претендовать на место будут осознанно стремящиеся к знаниям люди. Кроме того, заложенное количество мест может быть меньше, чем на первых четырех годах обучения. В целом выпускнику следует серьезно подойти к вопросу о выборе подходящего ВУЗа и курса. Зачисление не происходит автоматически. Для него также придется сдавать вступительные испытания.
При этом не исключена возможность получение степени магистра и за рубежом при наличии диплома бакалавра. С дипломом специалитета это сделать крайне сложно. Такие предложения иностранные образовательные учреждения формируют довольно редко. Кандидату придется подтвердить свое знание иностранного языка. Не лишним здесь буду научные публикации и прикладываемые к документальному кейсу рекомендации.
Форма обучения
В целом методика обучения в магистратуре сейчас стандартная. Слушателю предстоит посещать аудиторные занятия и заниматься практической деятельностью. Молодые люди пытаются совмещать такое обучение с работой, но это не так просто на очной форме, как и при обучении на бакалавриате. А в некотором плане даже сложнее из-за углубленного изучения специальности.
Таким образом, не стоит думать о том, что магистратура это некая прикладная стадия обучения. Ее форма также может быть очной и заочной. Учебе предстоит уделять много времени. Неплохим выходом становится откладывание процесса построения карьеры на некоторое время. Поддержание приемлемого образа жизни параллельно учебе можно добиться при помощи работы со свободным графиком. Зато потраченное время в дальнейшем позволит добиться больших успехов в получении желаемой работы. Альтернативой становится поступление на заочное отделение с полноценным рабочим графиком на месте своего трудоустройства.
Магистратура в России: плюсы, минусы, подводные камни
— Наконец-то скоро сдадим ГОСы, и можно будет проводить время так, как хочешь!
— А ты что, разве в магистратуру не собираешься?
— Так без нее же ни на какую нормальную должность не возьмут!
— Ну, не знаю… Все мои друзья и без магистратуры отлично устроились. Я лучше за эти два года денег заработаю, чем опять на скучных парах сидеть.
Давайте разберемся, как устроена российская магистратура, и в чем ее сильные и слабые стороны.
В нашей стране магистерское образование стало распространенным явлением относительно недавно, после присоединения России к Болонскому процессу. Магистратура — это вторая ступень трехступенчатой системы образования. Она длится 2 года, за которые студенты полностью осваивают специальность.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ из серии «Факты образования», количество студентов, поступающих в магистратуру, заметно растет, а самыми популярными направлениями подготовки магистров являются науки об обществе и инженерное дело (технические науки).
Несмотря на множество плюсов, у магистерского образования в России есть свои подводные камни. Так как система сформировалась недавно, ещё проявляются проблемы с организацией и общий уровень подготовки довольно низкий. Объясняем, в чем именно состоят проблемы:
Не стоит забывать, что нельзя приравнивать магистратуру ко второму высшему образованию. Магистратура — лишь одна из одна из ступеней системы подготовки специалистов. А второе высшее — это полноценное образование, на которое можно поступить как после магистратуры, так и после бакалавриата и специалитета.
Магистратура, как и бакалавриат, дает фундаментальные знания. Но даже если вы решили продолжить свое образование, не стоит забывать о практических навыках. К сожалению, ответственность за их получение полностью лежит на плечах студентов. Мы в Changellenge >> помогаем решить эту проблему и восполнить недостаток практики в российском образовании. Студенты бакалавриата и магистратуры могут участвовать в кейс-чемпионатах, бизнес-играх, посещать лекции и воркшопы. Все это поможет применить знания, полученные в университете и получить реальный опыт.
Мы верим, что магистратура в России идет по правильному пути и вскоре все проблемы будут решены. Главное для каждого студента — быть осведомленным о плюсах и минусах, чтобы понимать, чего ожидать.
Магистерская программа: что это такое
Магистратурой называется часть программы высшего образования. Если ранее, каждый студент, проучившись пять лет в ВУЗе становился дипломированным специалистом, то в 2011 году произошли изменения. Россия перешла на болонскую систему обучения, согласно которой студент учится четыре года на бакалавра и еще два года на магистра.
Среди преимуществ магистратуры стоит отметить:
можно насладиться студенчеством еще пару лет;
можно получить еще одну профессию или пополнить знания в текущей области;
если пройти по конкурсу, то обучение будет бюджетным, потому что магистерская программа – это продолжение высшего образования.
Структура программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ бакалавриат – это обязательная ступень высшего образования. Учащиеся получают базовые профессиональные знания и навыки. Окончив учебное заведение, бакалаврам выдается диплом о получении специальности.
После такого обучения можно заняться поисками работы, углубить свои знания в полученной области или получить новую специализацию. Наиболее амбициозные студенты продолжают обучение по магистерской программе.
Магистратура – это ступень, где можно пройти обучение по узкому профилю, а затем заняться научной или управленческой деятельностью. К тому же после магистратуры легко устроиться на престижную работу, которая будет стартом карьеры.
В России программа магистратуры состоит из двух частей:
вариативной – разработанной вузом самостоятельно.
Структура программы магистратуры делится на три стандартных блока:
занятия по профилю (теоретические и практические);
присвоение квалификации путем прохождения государственной итоговой аттестации.
Какие бывают программы магистратуры
Магистерские программы можно разделить на несколько групп:
С ориентиром на научную деятельность:
Управление народным хозяйством.
Товароведение и технология пищевых продуктов.
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Дает более глубокие познания в этой области. Упор в программе делается на экономические аспекты, а также на усвоение английского языка.
Топ – менеджмент. Дает широкие знания в области управленческой деятельности.
Маркетинг. Направлена на расширение способов решения различных маркетинговых задач.
С профориентацией на английском языке. Позволяет получить образование на иностранном языке, а в дальнейшем начать или продолжить карьеру за рубежом.
Двойной диплом. Студент может обучаться по выбранной специальности в двух ВУЗах, соответственно, получить два документа по окончании. Можно обучаться параллельно в двух заведениях, а можно так: год в одном, а год в другом учреждении.
Новые магистерские программы
Магистерское образование с каждым годом расширяет свои возможности. Появляются новые программы:
Магистерская программа по психологии. Во многих ВУЗах сейчас можно поступить в магистратуру по психологии. Узкие направления различные: «Когнитивные науки», «Консультативная психология», «Социальная психология», «Психоанализ». Обучение ведется как на русском, так и на английском языке. Могут поступать иностранцы, а также студенты других российских ВУЗов после первой ступени в образовании и успешно прошедшие тестирование;
Магистерская программа – корпоративный юрист. Студенты получают более глубокие знания по юриспруденции в данной области. Выпускники успешно работают в крупнейших финансовых учреждениях страны.
Магистерская программа – менеджмент. За два года студенты успевают освоить 4 дисциплины: бизнес-инновации, лидерство и предпринимательство, руководство человеческими ресурсами, организационное развитие. Учащиеся проходят стажировку не только в крупных российских городах, но и за рубежом. После обучения специалисты находят престижную работу, открывают свое собственное дело.
Магистерская программа – историческое знание. Данная программа нацелена на получение более глубоких знаний в области истории. Студенты углубленно изучают следующие сопутствующие дисциплины: историография, источниковедение, историю по основным периодам. Обучение ведется в очной форме, как на бюджетной, так и на платной основе.
Магистерские программы по русскому языку. Желающие могут с успехом освоить магистерские программы по русскому языку в направлениях: «Русский язык, как иностранный язык», «Русская литература и европейские связи», «Перевод и создание текстов», «Когнитивная лингвистика».
Магистерская программа – психология в бизнесе. Студенты перенимают опыт ведущих психологов Великобритании, Германии, Франции, России. В двухгодичную программу обучения входит управление персоналом, коучинг, принятие управленческих решений. Стажировка проходит в Лондоне и крупных российских городах.
Магистерская программа – управление образованием. В основном программа построена на усвоение материала управленцами, директорами, предпринимателями для расширения своей сферы деятельности, построения бизнеса и карьеры. Обязательным условием в обучении является прохождение групповой практики в лучших заведениях по типу авторских школ и образовательных учреждениях. Выпускники получают государственную аккредитацию после 2 лет обучения на русском языке.
Магистерские программы по педагогике. По мере обучения студентами апробируются современные подходы образования. А практику они проходят в лучших государственных и частных учебных заведениях.
Магистерская программа – математическое образование. Обучение ведется в течение двух лет на русском языке. Основная цель – получение компетенций для преподавания математики на современном этапе.
Магистерская программа – дополнительное образование детей. Выпускник по данной дисциплине может вести работу педагога по дополнительному образованию, научного сотрудника, методиста в центрах дополнительного образования и в образовательных центрах, занимать должность руководителя образовательного учреждения. Обучение ведется в очной и заочной форме от 2.
Магистерская программа – стратегический менеджмент. Выпускники после двух лет обучения становятся высококвалифицированными специалистами для корпоративных департаментов, консалтинговых учреждений. Обучение очное длится 2,5 года на английском и русском языках.
Магистерская программа – корпоративное управление. Изучаемые программы: корпоративные финансы и риски, управленческое консультирование, оценка бизнеса, управление бизнес-процессом корпораций. Форма обучения очная продолжительностью 2 года.
Магистерская программа по иностранному языку. В основе обучения – авторские методики по преподаванию, лингвистике, переводу. Обучение ведется в том числе и на английском языке, предполагается участие в различного рода практикумах. Срок обучения – 2 года.
Новые магистерские программы публикуются на официальных сайтах учебных учреждений.
Совместные магистерские программы
Такие программы часто практикуются с целью получения полного и качественного образования. Преподаватели из различных заведений готовят курс лекций для студентов различных ВУЗов. Обучение ведется очно, заочно, дистанционно. По окончании можно получить 2 документа об образовании.
Магистерское образование в российских ВУЗах на современном этапе отличается вариативностью, возможностью получить высокую квалификацию. А вместе с тем найти достойную работу.