Макропруденциальные надбавки что это такое

ЦБ повторно ужесточил правила выдачи необеспеченных кредитов

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такое

С 1 октября для российских банков обновляются правила выдачи необеспеченных кредитов физическим лицам: к новым ссудам они должны применять повышенные макропруденциальные надбавки. ЦБ применяет этот инструмент, чтобы снизить активность банков в работе со слишком закредитованными заемщиками — величина надбавки зависит от показателя долговой нагрузки (ПДН) клиента, и чем она выше, тем больше капитала приходится направлять банку на выдачу такого кредита.

Банк России уже ужесточал требования к банкам с 1 июля. Октябрьское второе повышение коэффициентов риска затрагивает в основном новые ссуды, которые будут выдаваться наиболее закредитованным заемщикам с ПДН выше 80%, то есть тем, кто уже тратит на платежи по обязательствам более 80% своего ежемесячного дохода. В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина не исключила, что регулятор может пойти на третий раунд увеличения риск-коэффициентов, если ситуация на рынке кредитования не стабилизируется.

30 сентября ЦБ уточнил, что планирует рассмотреть вопрос о новом повышении уже в четвертом квартале. Это нужно для «дестимулирования предоставления потребительских кредитов на длительные сроки и в целом кредитования заемщиков с уже чрезмерно высокой долговой нагрузкой».

Как растут выдачи кредитов

Банк России зафиксировал заметное ускорение необеспеченного кредитования в марте 2021 года. С тех пор месячные темпы роста банковских портфелей в этом сегменте не падали ниже 1,6%, а в некоторые месяцы достигали 2,2%.

Повышение надбавок с 1 июля привело к временному замедлению в необеспеченной рознице, но уже в августе банки выдали россиянам рекордный для российского рынка объем таких кредитов. По данным ЦБ, за январь—август портфель беззалоговых ссуд увеличился на 1,4 трлн руб., до 11,1 трлн руб. на 1 сентября (.pdf). В годовом выражении рост составил 18,5%.

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такое

Какой эффект дают надбавки

Повышение надбавок не создает немедленной нагрузки на капитал банков, поясняет старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова: «Повышенные риск-веса действуют только по вновь выдаваемым кредитам, а это значит, что каждый банк может самостоятельно регулировать эту дополнительную нагрузку, настраивая свои системы принятия решения в зависимости от характеристик выдаваемых кредитов».

Опрошенные РБК аналитики считают, что повторное ужесточение требований не окажет значительного эффекта на темпы роста необеспеченного кредитования.

У большинства банков есть либо достаточный запас капитала, либо они генерируют достаточно доходов, чтобы поддержать капитал в будущем, отмечает аналитик Fitch Антон Лопатин. «Для некоторых банков капитал может стать ограничением роста, однако в силу неравномерного распределения капитала в секторе клиентов этих банков смогут кредитовать другие, поэтому сильного эффекта от новых надбавок мы не ожидаем», — говорит он. Лопатин напоминает, что надбавки с 1 октября в большей степени затронут сегмент кредитов с полной стоимостью (ПСК) выше 30%, а таких ссуд в секторе, по оценкам аналитика, не больше 5%.

«Даже если бы новые веса применялись к уже существующим портфелям, то эффект был бы небольшим, а учитывая, что речь идет о новых выдачах, то заметного снижения показателей капитала мы не ожидаем», — заключает аналитик Fitch.

Банк России действует постепенно, чтобы не остановить кредитование совсем, но введенные ограничения уже достаточно сильно влияют на банки, говорила глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова на форуме Ассоциации банков России в Сочи.

«Мы видим, что уже принятые надбавки в составе достаточности капитала по банкам [занимают] где-то 2 п.п., по розничным банкам, которые специализируются на этом сегменте, это будет до 6 п.п., то есть уже надбавки очень высоки. Возможно, они даже больше, чем говорит нам стресс-тест», — оценивала она совокупный эффект от мер с 1 июля и 1 октября. По словам Даниловой, повышение надбавок — это «попытка заставить банки учесть те внешние эффекты, которые они создают, закредитовывая заемщиков».

Будет ли третий раунд

Макропруденциальные надбавки — хороший инструмент, но недостаточно эффективный, признавала в интервью РБК Набиуллина. В Банке России считают более эффективным вводить прямые количественные ограничения на выдачу некоторых видов кредитов, но законопроект, который даст регулятору право на такие меры, по-прежнему не прошел ни одного чтения в Госдуме и встретил возражения со стороны правительства. Пока законопроект не будет принят, ЦБ продолжит повышать надбавки, говорила глава Банка России.

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такое

Повторное применение надбавок с октября может привести к тому, что темпы необеспеченного кредитования замедлятся до 1% в месяц, прогнозирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. «Однако ЦБ будет принимать решение о следующем этапе повышения надбавок, основываясь не только на темпах прироста кредитования, но и на качестве новых выдач и уровне долговой нагрузки заемщиков. Учитывая то, что многие банки уже стали сдерживать рост необеспеченного потребкредитования, качество новых выдач с высокой вероятностью улучшится. Поэтому следующий раунд повышения надбавок может и не понадобиться», — допускает аналитик.

Очередное повышение надбавок может сдержать рост кредитования наиболее уязвимых заемщиков с высоким ПДН, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. «При сохранении темпов роста потребительского кредитования свыше 15% годовых могут последовать новые ограничения, но все-таки регулятор будет оценивать прежде всего динамику выдач кредитов с высоким ПСК и ПДН», — говорит эксперт.

ЦБ не прекратит ужесточать требования к банкам до тех пор, пока рост в сегменте необеспеченного кредитования «не приблизится вплотную к росту номинальных доходов населения», считает Ульянова. По ее оценкам, речь идет о темпах на уровне 10% в год. «Единственное, что, на наш взгляд, удерживает ЦБ от проведения третьего раунда повышения надбавок, это ожидание подвижек по внесенному в Думу закону о прямом ограничении некоторых видов кредитов. Как только судьба этой законодательной инициативы будет ясна, ЦБ либо поспешит воспользоваться вводимой новой опцией, либо в случае, если закон принят не будет, вернется к ужесточению надбавок», — прогнозирует старший кредитный эксперт Moody’s.

Что еще волнует ЦБ

Банк России ранее обращал внимание на три аспекта, которые могут приводить к накоплению рисков в банковской рознице.

Источник

ЦБ: Нормативный акт по макропруденциальной политике (для проведения консультаций)

Порядок установления макропруденциальных надбавок и перечень активов, в отношении которых возможно установление таких надбавок, определяет нормативный акт, подготовленный Банком России и размещенный для обсуждения на сайте регулятора. Предложения и замечания к проекту указания «О надбавках к коэффициентам риска по отдельным видам активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска» принимаются до 11 мая 2018 года.

Решения о значениях надбавок и характеристиках активов, которые им соответствуют, будут приниматься Советом директоров Банка России.

Необходимые изменения также будут внесены в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года № 180-и «Об обязательных нормативах банков», ее проект регулятор опубликует позднее. Переход к новой схеме регулирования не приведет к повышению требований к достаточности капитала банков.

Ключевой новацией документа является планируемый переход к использованию показателя долговой нагрузки (ПДН) для дифференциации надбавок для коэффициентов риска по потребительским кредитам. В феврале 2017 года Банк России опубликовал консультативный доклад о долговой нагрузке, и в результате обсуждений для ее оценки было решено рассчитывать показатель среднемесячного платежа к доходу заемщика. В октябре 2017 года Банк России представил концепцию расчета ПДН. По итогам обсуждений с финансовым сообществом порядок расчета при подготовке указания был скорректирован.

Планируется, что указание вступит в силу во втором полугодии 2018 года. Порядок расчета ПДН предполагается сделать обязательным с 1 января 2019 года. В следующем году после проведения калибровки зависимости уровня риска от ПДН планируется перейти к использованию ПДН для установления значений макропруденциальных надбавок по потребительским кредитам. Предполагается, что указание будет действовать для банков с универсальной и базовой лицензией. В дальнейшем Банк России планирует сделать расчет ПДН обязательным также для микрофинансовых организаций и использовать этот показатель в их регулировании.

В марте 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которыми Банк России получил полномочия более оперативно проводить макропруденциальную политику – политику по обеспечению финансовой стабильности. Опыт использования регулятором макропруденциальной политики включает применение дифференцированных коэффициентов риска в зависимости от уровня полной стоимости кредита (займа) в целях ограничения рисков по необеспеченным потребительским кредитам (с 2013 года), а также повышенных коэффициентов риска по валютным требованиям к нефинансовым организациям (с мая 2016 года). До законодательных изменений макропруденциальная политика проводилась Банком России путем внесения изменений в действующее пруденциальное регулирование банков.

Источник

Инструменты макропруденциального регулирования

Так как макропруденциальное регулирование основывается на микропруденциальном надзоре, применяемые мегарегулятором методы и нормы аналогичны традиционному банковскому надзору. Ключевые отличия – использование более высоких стандартов и требований для системно значимых институтов и рынков (в частности, в виде повышенного буфера капитала и ликвидности) и контрциклический или динамический характер применяемых пруденциальных норм.

К инструментам, рекомендуемым Банком международных расчетов и Базельским комитетом по банковскому надзору для использования национальными органами регулирования в процессе построения системы макропруденциального надзора, относятся:

– в отношении банков: нормативы достаточности капитала, коэффициенты взвешивания риска, нормы резервирования на возможные потери, ограничения на распределение прибыли, ограничения на рост кредитного портфеля, нормирование ликвидности, ограничения на валютное кредитование, ограничение несовпадения срока требований и обязательств, ограничение валютной позиции, лимиты риска концентрации, дополнительные требования к капиталу, требования к дочерним структурам;

– в отношении участников рынка ценных бумаг: лимиты на маржу и минимальный дисконт, проведение операций центрального банка на открытом рынке;

– в отношении инфраструктурных институтов: требования к участникам валютных торгов (гарантийный фонд, предварительное депонирование);

– в отношении других инвесторов, кроме банков: ограничения на валютную позицию.

В настоящий момент Банком России указанные нормы применяются в отношении банков и участников валютных торгов. Надзорные требования к участникам рынка ценных бумаг находятся в стадии реформирования.

Источник: Моисеев С. и Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — c. 48-49.

Источник

Макропруденциальное регулирование

Макропруденциальное регулирование – комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора и снижение вероятности возникновения системного финансового кризиса, т. е. риска возникновения ситуации, при которой значительная часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.

Впервые данный термин был применен для обозначения нового типа финансового регулирования в конце XX века, получив широкое распространение после Азиатского кризиса 1990-х годов. На сегодняшний день исследованием и разработкой нормативных актов по внедрению национальными центральными банками подобного надзора занимается «консультативная группа тридцати» (G30).

Объектом макропруденциального регулирования являются взаимоотношения между финансовыми посредниками и инфраструктурой финансового рынка, а также между финансовой системой и реальным сектором. Оно занимает промежуточное положение между денежно-кредитной политикой центрального банка, направленной на достижение макроэкономических целей, и микропруденциальным надзором, предназначенным для предотвращения несостоятельности отдельных финансовых посредников, а также защиты интересов кредиторов, инвесторов и вкладчиков.

Ключевые задачи макропруденциального регулирования:

– поддержание устойчивости финансовой системы к внешним шокам и рецессии;

– ограничение избыточных финансовых рисков, принимаемых на себя финансовой системой;

– сглаживание финансового цикла посредством предотвращения формирования «мыльных пузырей» на рынках финансовых активов.

Таким образом, в отличие от микропруденциального надзора, применяемого в России в настоящее время, макропруденциальное регулирование фокусируется на агрегированном анализе устойчивости финансового сектора и исследовании взаимосвязей между системно значимыми финансовыми посредниками, а не на защите интересов вкладчиков и кредиторов банков и предотвращении несостоятельности отдельных банков. При этом в центре надзора находится весь финансовый рынок, а не только банковский сектор.

В РФ процесс перехода к данному типу надзора начался в связи с началом деятельности Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка. На сегодняшний день выделены системно значимые кредитные организации и системно значимые страховые компании, а также заложены основы контрциклического (динамического) регулирования с введением дополнительных требований по расчету буферного капитала.

Источник

Макропруденциальные надбавки что это такое

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такое

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такое

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть фото Макропруденциальные надбавки что это такое. Смотреть картинку Макропруденциальные надбавки что это такое. Картинка про Макропруденциальные надбавки что это такое. Фото Макропруденциальные надбавки что это такоеОбзор документа

Информация Банка России от 10 августа 2020 г. “Банк России принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам”

В настоящее время ситуация в российском финансовом секторе существенно улучшилась относительно начала пандемии, что проявляется в стабилизации финансовых рынков, постепенном снятии ограничительных мер в России, налаженных процессах работы финансовых организаций в условиях пандемии.

При этом спад экономики, сокращение доходов компаний и граждан приводят к росту кредитных рисков. Регуляторные послабления способствовали реструктуризации кредитов, дали возможность части заемщиков восстановить свое финансовое положение. Выход из послаблений не должен быть резким, чтобы банки и другие финансовые организации смогли адаптироваться и не были вынуждены сокращать кредитование экономики. Однако постепенное сворачивание мер необходимо, поскольку только корректная оценка рисков может обеспечить долгосрочную устойчивость финансового сектора. Банк России рекомендует банкам и другим финансовым организациям учитывать график формирования резервов на основе стандартного регулирования и сроки выхода из других временных мер при принятии решений о выплате дивидендов и вознаграждения для лиц, принимающих риски.

Большая часть мер Банка России в связи с пандемией принималась на период с 1 марта до 30 сентября 2020 года. Банк России принял решения о продлении части регуляторных послаблений, о реализации новых контрциклических мер для поддержки экономики и о прекращении действия ряда временных мер, введенных в связи с пандемией.

1. Меры по поддержке граждан

1.1. Меры по поддержке граждан, столкнувшихся с существенным сокращением доходов и (или) заболевших COVID-19

В целях предоставления гражданам возможности восстановить свое финансовое положение Банк России рекомендует:

— кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года продолжать реструктурировать кредиты (займы) граждан, столкнувшихся с существенным сокращением доходов и (или) заболевших коронавирусной инфекцией, в рамках собственных программ, не назначать до 31 декабря 2020 года пени и штрафы по реструктурированным кредитам (займам);

— кредитным организациям до 31 декабря 2020 года реструктурировать кредиты и займы путем изменения валюты с иностранной валюты на рубли в случае обращения заемщика;

— кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года приостановить процедуры принудительного выселения должников (бывших собственников и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание;

— жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) принять меры, направленные на приостановление до 31 декабря 2020 года процедуры принудительного выселения членов ЖНК (бывших членов ЖНК и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по уплате взносов в ЖНК;

— страховым организациям удовлетворять заявления страхователя о продлении срока урегулирования страховых случаев, об отсрочке платежа по договорам добровольного страхования, а также не начислять неустойку (штраф, пени) и не применять иных последствий за ненадлежащее исполнение договора добровольного страхования в течение периода временной нетрудоспособности страхователя до 31 декабря 2020 года;

— кредиторам и бюро кредитных историй не учитывать в моделях оценки заемщиков событий реструктуризации долговых обязательств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в том числе по реструктуризации по собственным программам кредиторов, осуществленной в IV квартале 2020 года.

Одновременно Банк России дает возможность кредиторам использовать следующие регуляторные послабления:

— Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года.

— Кредитным организациям до 31 декабря 2020 года предоставлена возможность для целей применения надбавок к коэффициентам риска при реструктуризации ссудной задолженности в период с 1 марта по 31 декабря 2020 года не признавать кредит (заем) реструктурированным и не рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН).

— Кредитным организациям до 31 декабря 2020 года предоставлено право не применять макропруденциальные надбавки в отношении кредитов (займов), выданных заемщикам, подтвердившим факт заболевания COVID-19.

— Микрофинансовым организациям предоставлена возможность не признавать займы реструктурированными и не применять в отношении займов корректирующие коэффициенты по требованиям к заемщикам, у которых значение ПДН составляет более 50%, при расчете норматива достаточности собственных средств до 31 декабря 2020 года. К 1 июля 2021 года такие коэффициенты по займам с ПДН более 50% должны применяться в полном объеме.

1.2. Меры по поддержке потребительского кредитования

1.2.1. Снижение надбавок по новым необеспеченным потребительским кредитам

В целях поддержания розничного кредитования в данных условиях Банк России снижает значения надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, предоставленным с 1 сентября 2020 года, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Значения надбавок по необеспеченным потребительским кредитам в рублях, выданным с 1 сентября 2020 года

Надбавка, п.п.ПДН, %
(0-30](30-40](40-50](50-60](60-70](70-80](80+)Без ПДН
Полная стоимость кредита, %(0-10]0001030508010
(10-15]0002040609020
(15-20]202020609010013060
(20-25]505050100130140170100
(25-30]909090140160180200140
(30-35]200200200210220230250210
(35+)500500500500500500500500

Таблица 2. Справочно: значения надбавок по необеспеченным потребительским кредитам в рублях, предоставленным с 1 октября 2019 года по 31 августа 2020 года

Надбавка, п.п.ПДН, %
(0-30](30-40](40-50](50-60](60-70](70-80](80+)Без ПДН
Полная стоимость кредита, %(0-10]30303060709011060
(10-15]505050708010012070
(15-20]707070110130140160110
(20-25]100100100150170180200150
(25-30]130130130180190200220180
(30-35]200200200210220230250210
(35+)500500500500500500500500

Снижение надбавок в наибольшей степени коснется наименее рискованных заемщиков с низким показателем ПДН, поэтому новая структура надбавок по-прежнему будет дестимулировать рост закредитованности. При этом в результате снижения уровня надбавок не будет происходить увеличения требований к капиталу по кредитному портфелю по мере предоставления банками новых кредитов. Это будет способствовать поддержанию устойчивых темпов роста кредитования и доступности кредитов для граждан.

1.2.2. Снижение буфера по ранее выданным необеспеченным потребительским кредитам

За первую половину 2020 года объем сформированных банками резервов на возможные потери по розничным ссудам составил на 102 млрд рублей больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Для компенсации уже реализовавшихся проциклических потерь кредитных организаций, связанных с ухудшением качества портфеля необеспеченных потребительских кредитов, а также потенциальных потерь по реструктурированным кредитам физических лиц Банк России в соответствии с контрциклическим подходом проведения макропруденциальной политики отменяет надбавки к коэффициентам риска по выданным по 31 августа 2019 года необеспеченным потребительским кредитам в рублях.

Отмена данных надбавок эквивалентна увеличению капитала банков на 168 млрд рублей. Это окажет поддержку нормативам банков в условиях роста расходов по формированию резервов и увеличит их кредитный потенциал. При этом у банков по-прежнему останется макропруденциальный буфер по необеспеченным потребительским кредитам величиной до 440 млрд рублей, накопленный за последний год действия надбавок. В дальнейшем Банк России продолжит проводить контрциклическую политику в случае роста потерь банков по предоставленным кредитам.

1.3. Меры по поддержке граждан в случае, если срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек

В целях предоставления гражданам возможности получения финансовых услуг и принимая во внимание положения приказа МВД России от 09.06.2020 N 410 «Об определении порядков и сроков замены документов, названных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 275, и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, названным в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 275», зарегистрированного Минюстом России 30.06.2020 N 58802, Банк России рекомендует:

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 31 декабря 2020 года продолжать обслуживание клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года;

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 31 декабря 2020 года не отказывать в приеме на обслуживание физическим лицам только в связи с тем, что срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года;

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям рекомендуется обеспечить обновление сведений о документе, удостоверяющем личность, срок действия которого истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года, до 31 января 2021 года;

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 30 сентября 2020 года продолжать обслуживание клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года;

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 30 сентября 2020 года не отказывать в приеме на обслуживание физическим лицам только в связи с тем, что срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года;

— кредитным организациям и некредитным финансовым организациям рекомендуется обеспечить обновление сведений о документе, удостоверяющем личность, срок действия которого истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года, до 30 октября 2020 года.

2. Меры по поддержке МСП

— кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года продолжать реструктурировать кредиты (займы) субъектов МСП в рамках собственных программ, не назначать в период до 31 декабря 2020 года пени и штрафы по реструктурированным кредитам;

— кредиторам и бюро кредитных историй не учитывать в моделях оценки заемщиков событий реструктуризации долговых обязательств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в том числе по реструктуризации по собственным программам кредиторов, осуществленной в IV квартале 2020 года.

Одновременно Банк России продляет регуляторные послабления по резервам. Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), а также по которым микрофинансовыми институтами реализовано право не учитывать продолжительность просроченных платежей, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года.

3. Меры по поддержке кредитования экономики

В дополнение к ряду мер по поддержке кредитования экономики, опубликованных в пресс-релизе от 24 июля 2020 года, Банк России принял решение о сохранении значения национальной антициклической надбавки на нулевом уровне, а также о продлении следующих мер:

— право банков сформировать резервы по кредитам нефинансовых организаций (за исключением МСП), реструктурированным в связи с пандемией в рамках регуляторных послаблений Банка России до 30 сентября 2020 года, в срок до 1 апреля 2021 года;

— рекомендация кредитным организациям до 31 декабря 2020 года реструктурировать корпоративные кредиты путем изменения валюты с иностранной валюты на рубли в случае обращения заемщика, с формированием резервов в срок до 1 апреля 2021 года;

4. Прочие меры по поддержке потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике и снижению регуляторной нагрузки

В целях поддержки финансовых организаций и их возможностей содействовать процессу восстановления экономической активности посредством предоставления финансовых ресурсов субъектам экономики, а также с учетом сохранения режима ограничений по организации рабочего процесса в ряде финансовых организаций Банком России продлены отдельные послабления для следующих типов финансовых организаций.

Для страховых организаций до 1 июля 2021 года продлено решение о неприменении мер воздействия за следующие нарушения:

нарушение требования к структуре активов, в которые инвестируются средства страховых резервов, предусмотренного строкой 9 приложения к Указанию Банка России от 22.02.2017 N 4297-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов»;

нарушение требования к структуре активов, в которые инвестируются собственные средства (капитал) страховщика, предусмотренного строкой 9 приложения к Указанию Банка России от 22.02.2017 N 4298-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов».

Для кооперативов до 30 июня 2021 года продлено решение о неприменении меры воздействия за нарушение требований законодательства в части соблюдения финансовых нормативов и размера резервного фонда, если такие нарушения совершены и не устранены в период до 30 сентября 2020 года в результате удовлетворения кооперативами требований членов (пайщиков) кооперативов из средств резервного фонда.

Банком России ведется работа по подготовке предложений о внесении на законодательном уровне изменений, регламентирующих дистанционное проведение общих собраний кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами. До внесения соответствующих поправок Банк России не будет применять меры к кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам за нарушение порядка и сроков проведения общих собраний в связи с невозможностью обеспечения удаленного участия в них их членов или проведения указанных общих собраний в форме заочного голосования.

Для организаций учетной инфраструктуры не будут применяться меры воздействия за несоблюдение установленных нормативных требований о периоде времени, в течение которого организация учетной инфраструктуры осуществляет прием документов, связанных с ведением реестра и получением информации из реестра, который не может составлять менее четырех часов каждый рабочий день. При этом также сохраняется действие рекомендации организациям учетной инфраструктуры об обеспечении обслуживания клиентов с использованием систем удаленного доступа.

5. Завершение действия регуляторных послаблений

5.1. В связи со снятием ограничительных мер в большинстве регионов, снижением количества сотрудников финансовых организаций, работающих удаленно, возобновлением работы офисов финансовых организаций, а также ведомственных учреждений и возможностью их посещения отсутствует необходимость в продлении следующих мер:

— Предоставление кредитным организациям возможности дистанционно открывать счета (вклады) клиентам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, относящимися к субъектам МСП.

— Предоставление права кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 30 сентября 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций.

— Возможность зачисления пенсионных выплат на банковские счета, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, не являющихся национальным платежным инструментом.

— Возможность для НПФ применения упрощенного порядка установления выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе правопреемникам застрахованного лица, обратившимся за назначением выплат по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица без восстановления срока обращения за выплатой в судебном порядке.

— Осуществление кооперативами выплат своим членам (пайщикам), ассоциированным членам за счет средств резервного фонда при отнесении таких операций к непредвиденным расходам.

5.2. По сравнению с началом пандемии ситуация с ликвидностью в банковском секторе улучшилась. В результате стабилизации финансовых рынков уменьшилась потребность банков в ликвидности для оплаты маржинальных требований. В июне-июле ускорился рост рублевых вкладов граждан (по предварительной оценке, по состоянию на 1 августа их годовой прирост составил 11,6% против 10,0% на 1 июня). Объем высоколиквидных активов, принимаемых в расчет норматива краткосрочной ликвидности, на балансах системно значимых кредитных организаций (СЗКО) вырос с 1 марта по 1 июля 2020 года на 1,3 трлн рублей, до 8,9 трлн рублей. В таких условиях банки не предъявляют спрос на аукционах репо на срок месяц и год. Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике, снизив ключевую ставку до 4,25%, в результате чего банки имеют возможность снижать ставки по кредитам, в том числе для малого и среднего бизнеса. В связи с этим Банк России принял решение не продлевать действие следующих мер:

— Решение не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) СЗКО в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов вследствие ограниченной возможности пролонгации или привлечения денежных средств на срок свыше 30 календарных дней.

При необходимости банки могут использовать для соблюдения норматива Н26 (Н27) безотзывные линии ликвидности, лимит по которым был расширен до 5 трлн рублей, а плата за право пользования снижена с 0,5 до 0,15%. Банк России планирует оценить целесообразность сохранения или пересмотра параметров безотзывных линий ликвидности после 1 апреля 2021 года.

— Действие программы по рефинансированию субъектов МСП в рамках лимита 500 млрд рублей. Предоставление новых кредитов в рамках данного лимита, как и предполагалось, завершится 30 сентября 2020 года.

При этом механизм рефинансирования под поручительство АО «Корпорация МСП» с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой сохраняется. В целях обеспечения доступа компаний к банковскому кредитованию в условиях постепенного восстановления доходов ранее снятые отраслевые ограничения на кредитование субъектов МСП, а также ограничения по соотношению видов кредитов в программе стимулирования кредитования под поручительство АО «Корпорация МСП» с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой будут сохранены до 30 июня 2021 года.

5.3. В связи с восстановлением фондового рынка с начала пандемии, а также со снижением волатильности курса рубля по отношению к иностранным валютам принято решение не продлевать следующие меры:

— Предоставление кредитным организациям возможности включения операций в шести иностранных валютах (доллар США, евро, фунт стерлингов Соединенного Королевства, швейцарский франк, японская иена, китайский юань) в расчет обязательных нормативов (кроме расчета размеров (лимитов) открытой валютной позиции) по официальному курсу соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на 1 марта 2020 года.

— Предоставление права кредитным и некредитным финансовым организациям, применяющим нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету, долевые и долговые ценные бумаги, приобретенные до 1 марта 2020 года, отражать в бухгалтерском учете по справедливой стоимости на 1 марта 2020 года, а долговые ценные бумаги, приобретенные в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года, отражать по справедливой стоимости на дату приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года).

— Предоставление права НПФ, УК ПФР и УК ЗПИФ для квалифицированных инвесторов при расчете стоимости чистых активов принять решение об определении стоимости ценных бумаг, приобретенных в состав активов до 1 марта 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на 1 марта 2020 года, и долговых ценных бумаг, приобретенных в состав активов с 1 марта по 30 сентября 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на день их приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года).

5.4. В связи с тем, что большинство финансовых организаций возобновили свою работу в полном объеме, организовали процессы даже с учетом дистанционной работы части сотрудников, целесообразно вернуться к стандартным надзорным процедурам, важным для поддержания устойчивости организаций на фоне усиления кредитных рисков. С учетом этого Банк России не планирует продлевать действие следующих послаблений:

— Возможность переноса кредитными организациями срока предоставления информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе.

Предоставленная кредитными организациями информация об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе будет учтена Банком России при проведении соответствующей оценки по состоянию на 1 января 2021 года, а также при оценке показателя системы управления рисками (ПУ 4).

— Возможность переноса срока ежегодного представления СЗКО в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости.

— Возможность переноса кредитными организациями срока формирования профессиональных суждений по ссудам юридических лиц, предоставленным до 01.03.2020, по данным отчетности за первое полугодие 2020 года.

— Решение о неприменении к финансовым организациям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушения, допущенные в следующих случаях:

— в случае нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, если допущенные кредитной организацией нарушения вызваны системными факторами, обусловленными распространением коронавирусной инфекции;

— в случае нарушения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями порядка и сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ, а также сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;

— в случае нарушения уполномоченными банками сроков передачи информации органам валютного контроля;

— в случае нарушения участниками финансового рынка сроков представления в репозитарии информации о договорах, предусмотренных Указанием Банка России N 4104-У;

— в случае приема электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг при несоответствии требованиям законодательства о национальной платежной системе;

— в случае нарушения операторами платежных систем, операторами по переводу денежных средств сроков и методики составления отчетности списка форм отчетности и иной информации.

— Решение о неприменении мер воздействия в отношении юридических лиц (их должностных лиц):

— в случае нарушения юридическими лицами сроков исполнения обязанностей по ведению списка инсайдеров в части внесения в него изменений (его актуализации) и по уведомлению лиц, включенных в список инсайдеров;

— в случае нарушения юридическими лицами, раскрывающими в ограниченном составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию, сроков направления в Банк России уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается;

— в случае несоблюдения юридическими лицами отдельных правил внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

5.5. Банком России также принято решение о прекращении действия установленных на период пандемии ограничений на размер эквайринговой комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств, иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса, а также при оплате медицинских услуг. Данная мера была целесообразна в начале пандемии и способствовала существенному росту онлайн-торговли, но необходимо соблюдать баланс между интересами банков и предприятий торговли. В условиях длительного ограничения комиссий банки вынуждены повышать другие комиссии или предоставлять менее удобные для потребителей продукты. Кроме того, установленное ограничение размера эквайринговой комиссии за счет снижения издержек на прием банковских карт уменьшает заинтересованность торгово-сервисных предприятий во внедрении оплаты с использованием Системы быстрых платежей.

1 На 27 банков, представивших информацию, приходится около 75% активов банковского сектора.

2 Для целей расчета ПДН среднемесячный доход заемщика, как правило, рассчитывается за 12 месяцев.

3 Положение Банка России от 22.12.2014 N 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях».

Обзор документа

До конца 2020 г. ЦБ рекомендует кредитным и микрофинансовым организациям продолжать реструктурировать кредиты граждан, малого и среднего бизнеса в рамках собственных программ, не назначать пени и штрафы по таким займам.

Банкам рекомендовано реструктурировать кредиты путем изменения инвалюты на рубли в случае обращения заемщика.

По кредитам гражданам рекомендовано не обращать взыскание на недвижимость, являющуюся обеспечением по требованиям, и приостановить процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание.

Одновременно ЦБ дает возможность кредиторам использовать послабления. В частности, резервы по кредитам (займам), реструктурированным до конца 2020 г., должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 г.

Предусмотрены снижение надбавок по новым и снижение буфера по ранее выданным необеспеченным потребительским кредитам.

Продлено действие некоторых мер по поддержке кредитования экономики, антициклическая надбавка сохранена на нулевом уровне.

Некоторые послабления больше не действуют. В частности, это дистанционное открытие счетов и вкладов гражданам, ИП и субъектам МСП, возможность зачислять пенсии не на карты МИР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *