Маркетплейсами что это такое простыми словами
Что такое маркетплейс
Выясняем, что представляет собой одна из наиболее быстрорастущих и прибыльных форм торговли в сети. Поговорим о маркетплейсах: какими они бывают, как работают, почему так популярны и стоит ли примыкать к ним.
Как работают маркетплейсы
Маркетплейс (дословно переводится как «торговое место » ) – это площадка для торговцев, рукодельников, арендодателей и производителей, помогающая разыскать подходящую платежеспособную аудиторию. А для покупателей администрация маркетплейса выступает в роли агрегатора, собирающего всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) в единую базу. Получается что-то в духе цифровой ярмарки с унифицированным методом оплаты, удобной доставкой и повышенной безопасностью.
Также создатели маркетплейса курируют, наращивают, модерируют базу торговцев и иногда помогают партнерам в распространении товаров/услуг. Наличие одной или нескольких перечисленных выше опций зависит от специфики конкретной площадки, ее направленности и целевой аудитории.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина? Два ключевых фактора
Они действительно похожи. Но как это выглядит для покупателя? Он заходит на сайт, видит там список товаров, добавляет в корзину все, что ему понравилось, затем вводит платежные данные, указывает адрес доставки и ждет, когда ему привезут заказанные гаджеты/одежду/еду. Простой алгоритм, который действительно не отличить от аналогичного в случае с онлайн-магазином.
Разница заметна на стороне владельца маркетплейса. Есть два существенных отличия.
Первое отличие: нет складов и своих товаров
Интернет-магазины зачастую продают товары, которые были приобретены ими у поставщика. То есть товары, продающиеся на стандартных онлайн-площадках, хранятся у их владельцев, а дополнительные поставки осуществляются через партнеров.
У маркетплейсов зачастую нет даже складов для товаров. Взять к примеру Amazon. Большая часть товаров, которые продает эта компания, ей не принадлежит. Это десятки тысяч партнеров, выбравших Amazon в качестве площадки для торговли.
Такой подход упрощает расширение бизнеса, внедрение новых категорий товара, подключение новых партнеров и т.п. Но в то же время растет степень ответственности. Площадка для торговли не может проверить каждую единицу товара, а это повышает уровень брака и риск быть обманутым при покупке товара или услуги. Могут доставить сломанный гаджет или не предоставить такси в назначенное время.
Второе отличие: собственные механизмы оплаты и доставки
Если маркетплейс не несет ответственности за качество товара, то чем он вообще занимается? Берет на себя организацию торговли. Разработчики платформы создают пространство, в котором бренды могут найти покупателей, а покупатели товар.
Администрация маркетплейса создает для обеих сторон следующие механизмы:
Эти три аспекта обычно сложно даются отдельным онлайн-магазинам, ведь это требует больших вложений, в то время как крупные торговые площадки становятся все более технологичными и «доступными» в плане комфорта для пользователей за счет упрощения выбора, оплаты и доставки.
Lamoda, например, не владеет товаром, который продает, но обеспечивает клиентов бесплатной доставкой одежды, возможностью примерить ее и вернуть. Классические магазины одежды таким похвастаться не могут.
Некоторые маркетплейсы не предоставляют своих курьеров, а пользуются услугами других компаний. Некоторые доставляют товары почтой, кто-то использует ТК. Иногда работают курьеры и водители по найму.
Разновидности маркетплейсов
Помимо четырех тематических групп, маркетплейсы делят еще по двум признакам.
По типу предоставляемых услуг
Вертикальные – в эту категорию относятся маркетплейсы, которые продают товары из разных источников, но при этом работают только в одной нише. Опять же приведу в пример Lamoda. У площадки много партнеров-поставщиков: всем известные H&M, Native, Converse и даже GUCCI предлагают свои товары на Lamoda, но сам сервис не уходит за пределы продажи одежды.
Горизонтальные – сюда относятся сервисы и магазины, предоставляющие разные виды услуг с общей характеристикой. В их числе платформа Etsy, помогающая мастерам со всей планеты продавать товары ручной работы, или же сервис UpWork, объединяющий фрилансеров из разных стран.
Глобальные – думаю, из названия понятно, что речь идет о крупных площадках-мастодонтах из серии Amazon, Ebay, Ozon, Wildberries и т.п. Они торгуют буквально всем, что может купить человек – о т продуктов питания и игрушек для взрослых до ноутбуков с автомобилями, причем это могут быть как новые товары от производителей, так и Б/У.
По типу участников торговли
Аббревиатура расшифровывается как Customer to Customer, то есть «покупатель покупателю». Этот тип подразумевает продажу чего-либо или оказание услуг физическими лицами. Крупные бренды и корпорации здесь обычно не задействованы. В числе таких платформ Авито, где большую часть позиций составляют Б/У-товары от обычных пользователей. Аналогичная ситуация в Airbnb – л юди сдают и арендуют жилье других физлиц.
Да, возникают прецеденты, когда на Авито или в Airbnb приходят бренды, но они все еще составляют меньшую часть пользователей. Более того, они зачастую принимают условия маркетплейса и не уводят клиентов оттуда.
Аббревиатура расшифровывается как Business to Customer, то есть «бизнес покупателю». Под эту категорию попадает большая часть названных ранее компаний. Модель B2C действует на всех площадках, где крупные компании и бренды продают свои товары физическим лицам. Это всеми любимый Aliexpress, наш аналог Amazon в лице «Беру», та же Lamoda и все в этом таком духе.
Business to Business, то есть «бизнес бизнесу». Из названия понятно, что один бренд/производитель будет взаимодействовать с другим брендом/продавцом. Такая модель используется в оптовых закупках.
Плюсы размещения на маркетплейсах
Большой поток трафика. Аудитория у маркетплейсов действительно внушительная. В сутки через них проходят миллионы пользователей. Добиться таких цифр для собственного онлайн-магазина сложно – у йдет много ресурсов на продвижение и разработку технических решений. Маркетплейс же возьмет на себя всю пыльную работу. Достаточно заплатить за размещение, и гигантская аудитория у вас в руках.
Торговля на международном рынке. Чтобы запустить свой онлайн-магазин в другой стране, придется вложить много денег и потратить кучу времени. В случае с маркетплейсами все проще. Они уже работают в других странах, и вам для вывода своего товара за границу нужно лишь подписать договор с торговой площадкой и заплатить комиссию.
Не нужны свои технические решения. Независимо от того, какую платформу вы выберете, у нее уже есть сайт, приложение, система оплаты товаров, логистическая контора, служба доставки и т.п. Есть готовая инфраструктура, вам же остается лишь стать ее частью.
Также благодаря маркетплейсам можно наткнуться на новую аудиторию, потому что ваш товар могут заметить люди, изначально не планировавшие его покупать или даже не знавшие о его существовании. При развитии собственного сайта такое вряд ли случится. А еще маркетплейсы умеют удерживать аудиторию и заставлять ее возвращаться за счет продуманных маркетинговых инструментов.
Минусы размещения на маркетплейсах
Высокая конкуренция. Торговая площадка не делает преференций в пользу кого-либо участника торговли. На ней могут уживаться несколько сотен брендов, занимающихся реализацией товаров из одной категории. И тут уже за маркетинг придется отвечать продавцу: либо пропихивать свой товар на главную страницу маркетплейса за деньги, либо cнижать цену.
Зависимость от правил торговой площадки. Нельзя устраивать распродажи, когда вздумается. Нельзя отказаться от распродаж, когда это вздумается маркетплейсу. Вы ничего не решаете и практически не распоряжаетесь товаром.
Отсутствие контакта с клиентом. Люди будут покупать не у вас, а у маркетплейса. Поэтому впечатления от хорошей одежды будут связаны с Lamoda, а не с брендом, который изготавливает эту одежду. Но и плохие эмоции тоже будут связаны с торговой площадкой, а не поставщиком.
Кому стоит размещаться на маркетплейсах, а кому нет?
Изучив минусы и плюсы платформы, вы наверняка и так уже поняли, нужен вам маркетплейс или нет, но вот еще пара советов:
Вместо заключения
Маркетплейс – не панацея, спасающая бизнес, а лишь дополнительный инструмент. Не стоит полагаться лишь на один канал продаж и забывать про другие направления. Важно всесторонне развивать бизнес и адаптироваться под требования именно вашей компании.
Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой.
У таких платформ бывает очень разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг. Например, финансовых, страховых или консалтинговых.
В зависимости от конкретной площадки продавцами могут выступать как компании, так и физлица. Платформы для c2c-торговли вроде «Авито» тоже относятся к маркетплейсам.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина?
Между ними есть несколько основных отличий.
Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн-гипермаркет.
У многих интернет-магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.
Маркетплейсы, как правило, тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.
Сколько всего товаров продается на маркетплейсах?
В России цифры скромнее. По данным Data Insight, на крупных универсальных маркетплейсах (таких как Wildberries или Ozon) в 2020 году было продано товаров на ₽721 млрд. Площадки выполнили 405 млн заказов со средним чеком ₽1780.
Такие платформы занимают чуть больше четверти в общем объеме российского онлайн-ретейла. Но они растут быстрее глобальных площадок. В 2020-м российский рынок маркетплейсов прибавил 108% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.
Крупнейшие в мире маркетплейсы по доле посещения их сайта на 2020 год
Почему маркетплейсы растут так быстро?
В 2020 году основным фактором роста для всей электронной коммерции, включая маркетплейсы, стала пандемия коронавируса. Онлайн-покупки оказались самым удобным и безопасным способом приобрести нужные товары.
Но помимо коронавируса и вызванных им ограничений у рынка есть и другие драйверы. Прежде всего, цифровизация бизнеса, развитие логистики и технологий онлайн-продаж.
По мнению экспертов, быстрый рост рынка также связан с низким порогом входа на маркетплейсы для продавцов.
Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield:
«Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.
С другой стороны, такие компании как Amazon и Walmart уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие — барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно».
Как покупать на маркетплейсах дешевле?
На некоторых площадках действуют правила и акции, позволяющие покупателям получать индивидуальную скидку. Например, на Ozon на страницах товаров (правда, далеко не всех) есть кнопка «Хочу скидку». С ее помощью можно запросить у продавца персональную скидку или предложить свою цену. При этом продавец вправе принять заявку или отклонить ее. Если ответа не поступило в течение 48 часов, заявка автоматически отклоняется.
На других маркетплейсах, например, в «СберМегаМаркете», проводятся акции вроде «Гарантии лучших цен». Если вы нашли в интернете нужный товар дешевле, чем предложено на площадке, разницу обещают вернуть бонусными рублями. Похожие опции есть и в интернет-магазинах, таких как «М.Видео».
Чем крупные маркетплейсы отличаются друг от друга?
Об этом РБК Тренды напрямую спросили представителей нескольких площадок. Они упомянули целый ряд отличий.
«Яндекс.Маркет»:
СберМегаМаркет:
Wildberries:
Похожие преимущества можно выделить и у площадки Lamoda.
«AliExpress Россия»:
Кому стоит размещаться на маркетплейсах?
Как правило, маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не готовы заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя.
На «Неделе ретейла 2020» эксперты также отмечали, что на маркетплейсах хорошо себя чувствуют компании, копирующие популярные бренды.
Какие товары лучше продавать на маркетплейсах?
Главное — выбрать товар со стабильным и высоким спросом. Механизм продаж на маркетплейсе опирается в основном на поисковый алгоритм. А пользователь обычно приходит на площадку уже с желанием приобрести тот или иной продукт.
Также важно, чтобы ваш товар не проигрывал конкурентам по цене или качеству. Даже если площадка практикует правило «один товар — один поставщик», у потребителей всегда есть возможность сравнить условия с другими магазинами и маркетплейсами.
Среди самых подходящих для маркетплейсов позиций эксперты называют автотовары, игрушки, телефоны и планшеты, продукты питания и изделия hand-made.
Какие модели сотрудничества есть для продавцов?
Разные площадки берут на себя различный объем задач. Но чаще всего предлагаемые модели укладываются в три схемы работы:
При такой модели маркетплейс не занимается доставкой и клиентским сервисом. После оформления покупки за все отвечает продавец.
Продавец привозит товары на склад маркетплейса, а до покупателя их доставляет сама площадка.
Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов.
Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.
Что нужно, чтобы начать продавать на маркетплейсе?
Формально требования довольно простые: необходимо заполнить заявку или анкету и пройти процедуру регистрации. Но в Сети встречаются жалобы на то, что пройти процедуру регистрации удается не всем. Иногда ответ на заявки продавцов задерживается или вообще не приходит.
Большинство площадок работает как с юридическими лицами, так и с ИП. Некоторые (например, Wildberries и «AliExpress Россия») также сотрудничают с самозанятыми.
У части маркетплейсов есть особые требования к продавцам или отдельным товарам:
Какие комиссии берут маркетплейсы с продавцов?
Чаще всего размер комиссий варьируется в зависимости от категорий. Например:
При этом у многих площадок есть дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.
Какие есть риски при работе с маркетплейсами?
За рубежом самый громкий скандал был связан с копированием товаров крупными площадками. В частности, Amazon обвиняли в том, что он создает бренды-клоны популярных продуктов. Но в России эксперты и сами продавцы чаще всего обращают внимание на другие проблемы.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП по развитию потребительского рынка, президент Московской международной бизнес-ассоциации:
«В целом взаимоотношения между владельцами маркетплейсов и поставщиками складываются по-рабочему. Однако болезни роста сказываются и здесь. Наиболее болезненными для продавцов являются:
Политика крупных маркетплейсов, привлекающих клиентов низкой ценой на все, приводит порой к снижению качества и однообразию ассортимента. При этом негативная реакция покупателей переходит не на маркетплейс, а на продавца товара и представленный им бренд».
На сложности, с которыми сталкиваются продавцы, уже обратили внимание в Минпромторге России. По данным СМИ, ведомство направило письмо более чем десяти площадкам с указанием на проблемные вопросы. Среди них — принудительные скидки и снижение цен, сложности с доставкой, расчетом комиссий и регистрацией, слишком строгие упаковочные стандарты и неаккуратное хранение.
Что говорят продавцы о сотрудничестве с маркетплейсами
Александр Блохин, CEO компании «Кофтеныши» (в ноябре 2020 года Wildberries заблокировал компанию из-за отказа предоставить скидки):
«Мы начинали продажи со своего интернет-магазина, но понимали, что на маркетплейсах есть наши покупатели. Для увеличения объема продаж мы туда и вышли.
Такие площадки показывают свою экономику — там нет больших прямых затрат на привлечение трафика, зато намного больше расходы на «обслуживание продаж» — комиссии маркетплейса, логистика, возвраты, хранение.
То, что нас заблокировали, вскрывает одну большую проблему — отсутствие регуляции на рынке.
При текущем положении дел многие бизнесы могут в один клик модератора потерять поток выручки и разориться. Для того же Wildberries это будет просто потеря одного из десятка тысяч поставщиков, а для экономики — банкротство компании, рост числа безработных, задержки по выплатам поставщикам. В итоге все небольшие компании подобные риски заложат в стоимость, что отразится на ценах для конечного потребителя».
Денис Демидов (продает автоэлектронику):
«У каждого маркетплейса свои проблемы, но есть и общая беда — длительная заморозка средств, что серьезно роняет оборачиваемость по сравнению со своим сайтом.
Главный вывод — не класть все яйца в одну корзину.
Второй вывод — минимум эмоций, максимум прагматизма, просто закладывать конкретные «закидоны» конкретного маркетплейса в цену товара и работать со всеми, где есть хоть какие-то продажи».
Как будет развиваться рынок маркетплейсов?
В ближайшие несколько лет аналитики из Data Insight ожидают роста интернет-торговли более чем на 25% в год. Вместе с e-commerce будут набирать обороты и маркетплейсы.
В 2023 году минимум половина онлайн-продавцов будут присутствовать на таких платформах, отмечают в Gartner. Здесь прогнозируют и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые начнут продавать чужие товары.
Что такое Маркетплейс простыми словами
Что такое Маркетплейс простыми словами? Маркетплейс — это онлайн площадка, интернет-витрина для продажи как физических товаров, так и цифровых от разных производителей. Простыми словами, Маркетплейс является связующим звеном между поставщиками товаров и покупателями. Предоставляет возможно покупателям купить товары на все случаи жизни в одном месте. А для поставщиков предоставляет место на онлайн площадке, брав с них проценты от продаж. Разбираемся, кому будет выгодно продавать на маркетплейсах и какие товары лучше покупать на данных платформах.
Как работают Маркетплейсы
Исходя из дословного перевода слова Маркетплейс — «Торговое место», можно понять, что это площадка для для предпринимателей. Что такое маркетплейс простыми словами — он помогает реализовать чужой товар или услугу, посредством онлайн площадки. Приводит платежеспособную аудиторию на площадку, похожую на ярмарку. Объединяя в одном месте от именитых брендов до ремесленников ручных работ. Снимает трудозатраты с предпринимателей на привлечение клиентов, аренды складских помещений, логистику и прием платежей, брав взамен процент от продажи единицы продукции.
Что такое Маркетплейс простыми словами
Виды маркетплейсов — простыми словами
Существуют три вида маркетплейсов, в зависимости от регулировки отношений по ценообразованию товаров или услуг:
Вертикальные маркетплейсы
Вертикальные маркетплейсы простыми словами, сами определяют ценовую категорию товаров или услуг. Каждый продавец подстраивается под политику ценообразования площадки. Для примера вертикального маркетплейса хорошо подходит сервис Яндекс.Такси. Для получения услуги не вы выбираете таксиста, а площадка сама решает с кем вы поедите и по какой цене. Таксисты не могут вмешиваться на ценообразование конкретной поездки. Остается подстраиваться под требования площадки. Так же, для примера можно внести в список вертикальных маркетплейсов: Qlean, Skyeng.
Горизонтальные маркетплейсы
Для горизонтальных маркетплейсов характерная черта — продажа товаров или услуг одной направленности. Здесь существует широкий выбор продавцов, которые сами устанавливают стоимость цены на товар или услуги. Покупатель принимает решение, основываясь на отзывы предыдущих покупателей или на рейтинг продавца. Из больших минусов для покупателя — это трата времени на поиск хорошего продавца. Представители горизонтальных маркетплейсов: Profi.ru, Kwork.ru.
Глобальные маркетплейсы
Данный вид маркетплейсов объединяет в себе две предыдущие виды. Данные площадки самые крупные и объединяют в себе самые разные товары и услуги. На данных площадках можно приобрести товары и услуги начиная от продуктов питания и заканчивая электроникой. По данному виду работают такие платформы, как «Беру», Wildberries, Ozon и многие другие.
Нельзя путать маркетплейсы с интернет-магазинами
Интернет-магазины сначала приобретают товар у производителя и перепродают уже со своих складов с учетом наценки на стоимость товара. Маркетплейсы ничего не приобретают, они просто предоставляют площадку для производителей.
Что такое маркетплейс простыми словами и в чем отличие от интернет-магазинов
Для обычного покупателя маркетплейс ни чем не отличается от интернет-магазина. Пользователь выбирает категорию товар, определяется маркой и моделью и совершает онлайн покупку товара. Значительные отличия происходят на стороне владельца маркетплейса и производителя продукции.
Отличие маркетплейсов от интернет-магазинов
Нет собственных складских помещений и своего товара
Интернет-магазины торгуют только собственными товарами, приобретенные у производителей. У маркетплейсов, в большинстве случаев, даже нет собственных складов для хранения товара. Для примера можно рассмотреть Amazon, большая часть товара не в собственности этой компании. Такой подход увеличивает возможность масштабирования площадки, в тот же момент ухудшает возможность проверки качества продаваемой продукции.
Собственный сервис приема платежей и способы доставки
Основная деятельность маркетплейсов заключается в организации механизмов торговли. Выступает в роле посредника между покупателем и продавцом, реализуя такие механизмы как:
Схема работы маркетплейсов
Принцип работы маркетплейсов основывается на пяти стадиях реализации продукции:
На примере работы Wildberries, данный маркетплейс может предложить продавцу выкупить весь объем продукции. Простыми словами, если по мнения Wildberries, товар является ходовым — маркетплейс выкупает весь объем у продавца еще во время поставки и перечисляет денежные средства поставщику. Подробнее можно ознакомиться у них на сайте.
Схема работы Wildberries
Озон предлагает своим поставщикам расчет за реализацию продукции два раза в месяц.
Что такое маркетплейс простыми словами и как они зарабатывают
У каждого маркетплейса схема заработка отличается. Однако, у всех есть общие черты заработка.
Плюсы и минусы размещения на маркетплейсах
Плюсы размещения на маркетплейсах — простыми словами
Крупные маркетплейсы тратят большие суммы для привлечения покупателей на свою площадку. Трафик за сутки перешагивает за миллионы пользователей. Для своего интернет магазина сложно добиться таких успехов, если на старте нет крупной суммы для рекламы. Маркетплейсы берут на себя рутину по привлечению на себя, получая взамен только процент от продажи.
Если вы создаете свой интернет-магазин, то вам придется организовывать логистику, арендовать складские помещения. Контролировать остатки продукции на складе. Маркетплейсы берут на себя данную деятельность, вам необходимо только доставить до их пункта приема.
Для продажи продукции на рынке других стран потребуется не мало нервов и много денег. Потратить кучу времени для регулирования бумажных вопросов. Крупные маркетплейсы уже дано на рынках других стран и для продажи вашей продукции необходимо лишь подписать дополнительный договор, заплатить комиссию.
На маркетплейсах не требует установка и настройка онлайн кассы для приема платежей, все уже сделано заранее.
На маркетплейсах мощная аналитика заказов. Можно посмотреть полный цикл заказа от поступления заявки, до отказов и возвратов.
Минусы размещения на маркетплейсах — простыми словами
На маркетплейсах одну продукцию могут продавать несколько продавцов. Из-за этого возникает конкуренция между продавцами за покупателя. Маркетплейсы не дают привилегии конкретному продавцу, все равны на площадке. Продавцам придется завоевывать клиентов сами. Проводить распродажи, акции. Наращивать симпатии и положительные отзывы.
На маркетплейсах нельзя самому проводить акции. Акции и скидки проводит сама площадка, от нее нельзя отказаться. Хочешь ты этого или нет, если идет распродажа — продавец обязан тоже участвовать в этом.
Покупатели совершают покупку на маркетплейсе, тем самым у вас не будут ни каких контактных данных. От покупки вашей продукции хорошие или плохие впечатления у клиента останутся не о вас конкретно, а о маркетплейсе.
Маркетплейсы продают только то, что есть у них на складе. Тем самым, вы должны будете сразу отгрузить на склад большую партию и проводить мониторинг остатка.
Что такое маркетплейс простыми словами и подходит ли для вашего бизнеса
После прочтения плюсов и минусов, наверняка Вы уже определились с ответом на вопрос «нужен маркетплейс для вас или нет». Но возможно у кого-то остались вопросы и сомнения. Для этого предоставим маленький Чек-лист для принятия решения.
Виды товаров, продаваемых на маркетплейсах в процентном соотношении
Виды товаров | Wildberries | Ozon | Goods | Яндекс.Маркет |
---|---|---|---|---|
Автотовары | 32% | 43% | 42% | 37% |
Детские товары | 74% | 39% | 38% | 32% |
Дом и дача | 61% | 65% | 54% | 53% |
Зоотовары | 43% | 45% | 41% | 37% |
Книги и диски | 41% | 68% | 42% | 32% |
Косметика и парфюмерия | 63% | 45% | 40% | 36% |
Одежда и обувь | 81% | 31% | 28% | 22% |
Продукты питания | 28% | 30% | 21% | 20% |
Ремонт и строительство | 25% | 37% | 36% | 31% |
Товары для спорта | 58% | 50% | 46% | 40% |
Электроника и техника | 42% | 60% | 66% | 70% |
Запрещенные к продаже товары на маркетплейсах
Какой маркетплейс выбрать
Основные моменты при выборе маркетплейса
Простыми словами, у каждого маркетплейса свои требования к поставщикам. Например, Lamoda работает только с компаниями, имеющими свой товарный знак. Электронный документооборот для Wildberries не обязателен, а для Ozon ключевое требование. Поэтому, для начала изучите все основные требования к поставщикам — партнерам и определитесь для себя, подходит площадка или нет.
В начале статьи мы описывали про виды маркетплейсов. Бывают площадки узконишевыми, то есть продают один вид продукции. Бывают и разнотоварные площадки, где один и тот же товар продают несколько поставщиков. В первую очеред провести анализ и изучить, как продают ваши конкуренты на маркетлейсах. Для примера, ни кто не пойдет покуть книги на Wildberries, так как в основном торгуют одеждой и тд.
В первую очередь оценить покупательскую способность. Проанализировать аналогичные товары на площадке на количество заказов и положительных отзывов. Анализ конкурентов. Чем больше конкурентов с аналогичной продукцией — будут трудности в получении доверия со стороны покупателей. У вас нет ни отзывов, ни рейтинга на площадке — придется тратить еще и на рекламу для привлечения первых заказов.
Определитесь с вашим юридическим статусом
На маркетплейсах для размещения своего продукта потребуются документы. Простыми словами, необходимо выбрать для себя тип налогообложения: ООО, ИП или самозанятый. Если вы выбрали для себя быть самозанятым, то вы не сможете сотрудничать с такими платформами, как Ozon, Goods.ru и Беру. На Wildberries есть возможность сотрудничаства с самозанятыми.
Загрузка и выгрузка товара на маркетплейс
После изучения требований, узнав с каким юридическим статусом работают, необходимо изучить требования по документам и как правильно выгружать товар на маркетплейс. После регистрации на маркетплейсе, вам будет доступен личный кабинет на площадке. Далее вам необходимо будет заполнить данные о компании (Сертификаты на продукцию, декларация и т.д.). Маркетплейс проводит первичную модерацию заявки. После одобрения необходимо загрузить артикулы товара. Это происходит в двух вариантах, либо вручную или автоматически в зависимости от площадки. Это кропотливый труд, перед этим досконально изучите требования площадки. Во избежания отклонения модераторами и не переделывать заявку.
Описания товаров хоть и находятся в нижней части, в основном, нельзя не пренебрегать и заполнять необходимо полностью. Люди привыкли оценивать товар по фотография, поэтому необходимо сделать отличные фотографии и не экономить на этом. Лучше всего товар фотографировать или обработать на белом фоне, так как пользователи привыкли к единому стандарту.
Обработка товарных блоков модерацией маркетплейсов разное, Ozon рассматривает от 7 до 21 дней, Wildberries — от 3 недель до 6. Если вы совершили ошибку при заполнении данных о продукции, то время может растянуть на несколько месяцев.
Свой склад или склад маркетплейса
Одни маркетплейсы работают только со своего склада, другие только со складов поставщика. Третьи предоставляют выбор поставщику — работать по первому варианту или по второму. По первой схеме в России работает Wildberries. После заключения договоры вы обязуетесь в срок указанный в договоре отгрузить им на склад свою продукцию в объеме, указанный в договоре. По второй схеме отлично работает маркетплейс Goods. Ozon предоставляет выбор поставщику в данном случае.
Комиссии маркетплейсов простыми словами
Комиссии | Wildberries | Ozon | Lamoda |
---|---|---|---|
Размещение | 10/12/15 % | от 5 до 20 % | 40% |
Доставка | 33 руб. | 35 руб. | Согласно тарифам службы доставки |
Хранение | 0,5 руб/день свыше 60 дней | 0,3 руб*Ср. дневной V товара на складе х кол-во дней в месяце | 0,5 руб/день свыше 90 дней |
Возврат | 33 руб | — | 165 руб |
Утилизация | 33 руб | 24 руб | — |
При выборе маркетплейса важно обратить внимание на направление продукции. Так, например Wildberries и Lamoda больше профилируют себя на одежде, обувь мелких аксессуаров и хенд-мейд. Данные маркетплейсы очень щепетильны к фотографиям продукции, тщательно проверяют упаковку товара. Не забывайте, что на Wildberries, если товар залежится на их складе больше 60 дней, то необходимо платить за хранение.
Маркетплейсы Goods и Beru — больше профилируют себя по компьютерной, бытовой электронике.
Ozon профилирует на спортивную одежду и инвентарь, товары для мам и животных.
ТОП-10: Лучших маркетплейсов в России
Wildberries
Маркетплейс Wildberries позиционировал себя в начале пути, как площадка по продаже одежды и обуви. На сегодняшний день это один из самых крупных маркеплейсов на территории России. Здесь вы можете приобрести от одежды, до товаров для животных. На площадке предоставлены продукции от именитых производителей брендовой одежды до товаров ручной работы.
Wildberries hand made
Wildberries активно развивает свои пункты выдачи товаров по все стране и не только. Занимает лидирующие места в общем рейтинге по маркетплейсам. Развивает отношения как с крупными производителями товаров, так и с ИП и самозанятыми. Ассортимент предоставленных товаров растет с каждым днем.
Один из самых первых маркетплейсов в мире и в России. На данном маркетплейсе можно продавать начиная от канцелярии, до медицинской техники и приборов. Работают как от своих собственных складов, так и от складов производителя. Площадка активно сотрудничает:
Яндекс.Маркет
Мощнейший агрегатор, предоставляющий информационные услуги. На площадке можно посмотреть товары от производителе, почитать отзывы покупателей. Но для заказа того или иного товара необходимо переходить на сайт производителя. Сам Яндекс не принимает платежи. При размещении на Яндекс.Маркете площадка берет только за клики — переходы на сайт производителя.
СберМегаМаркет
СберМегаМаркет — совершенно новая площадка от экосистемы Сбер. Площадка не ограничивает производителей по видам продукции и можно продавать на маркетплейсе все что угодно в рамках закона.
Aliexpress
Один из самых популярных маркетплейсов во всем мире. Недавно, маркетплейс открыл доступ производителям из России возможность зарегистрироваться и размещать свою продукцию.На AliExpress продавцы сами устанавливают цены, как отправлять и когда проводить акции и скидки.
Amazon
Один из крупных американских площадок. Процесс регистрации, добавления товаров и прохождение модерации весьма сложно реализовано. Но одни из больших преимуществ — это торговля продукции на весь мир. Из минусов — отсутствует русский язык на площадке.
Ebay — Больше подходит, как Авито для России. Здесь нет никакой бумажной волокиты для оформления, ни налоговых сборов. Здесь может продавать от школьника до пенсионера. Для старта нет никаких сборов и комиссий. Зарегистрировались и начали продавать. Если все успешно получается, то вам предложат оформить бизнес-аккаунт. Данная услуга уже платная и держится в районе 5 долларов.
CDEK.Маркет
Маркетплейс ориентирован на российский рынок. Единственный маркетплейс, который не изымает денег от продажи продукции. Нет абонентской платы и комиссий с продажи товаров. Продавцы сами устанавливают цены на товар.Получают полную информацию о покупателях, вплоть до контактных данных.
Условия партнерства с СДЕК
Lamoda
Маркетплейс больше ориентирован на одежду и обувь. Платформа берет комиссию только за подтвержденный заказ оператором. Отправляет товар как со своих, так и с чужих складов покупателю. Только комиссия платформы велика, варьирует от 30 до 70 процентов.
Joom — работает напрямую, только с производителями товаров. За счет этого обеспечивается самая низкая рыночная цена товарам. Одним из больших плюсов, у площадки самое раскрученное мобильное приложениt в своей области. Они используют, одним из первых, передовые технологии персонализации предложений основанных на Big Data. Joom сотрудничает только напрямую с производителями, поэтому при регистрации потребую юридические данные компании и годовой оборот. Комиссия на каждую категорию отдельно и ее можно рассчитать на сайте. Средний процент составляет в районе 30% от проданной продукции.
Заключение
Надеемся, что смогли ответить на ваш вопрос «Что такое маркетплейс простыми словами«. Маркетплейс рассматривать как панацею для ваше бизнеса не нужно. Его необходимо использовать параллельно с основными продажами. Но и откладывать, думаю, не стоит. Маркетплейсы дадут вашему бизнесу новый виток в завоевывании клиентов.