Маркировка продукции честный знак что это такое
Что такое «Честный знак». Объясняем простыми словами
Это крупнейшая из действующих в стране систем обязательной маркировки. «Честный знак» запустили в 2017 году, начав с эксперимента по контролю за оборотом лекарств. Следом стали маркировать сигареты, шубы, духи, обувь от кроссовок до валенок, фотоаппараты, велосипеды, автопокрышки, текстиль, молочную продукцию. Ежегодно правительство выпускает новые списки маркируемых товаров с датами внедрения системы в конкретной отрасли.
Всё начинается с пилотного проекта. Например, с апреля 2021 до сентября 2022 года проходит эксперимент с маркировкой пива и слабоалкогольных напитков. После отладки механизма специальные штрихкоды в отрасли сделают обязательными. Целью системы заявлена борьба с теневым бизнесом и некачественной продукцией. К 2024 году планируется ввести сплошную маркировку потребительских товаров.
Пример употребления на «Секрете»
_«Всё больше товаров в России попадает под обязательную маркировку. Есть даже разные системы прослеживания этих товаров:
(Президент «КВТ Сервис» Юлия Шлёнская о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и даже глупая затея.)
Нюансы
Как работает «Честный знак»
На производстве или при ввозе в Россию на упаковку товара наносят специальный штрихкод стандарта Data Matrix. В этом знаке зашифрован код товара из национального каталога, а также уникальный зашифрованный код прослеживания.
При получении товара в магазине его штрихкод сканируют, и в системе отображается, что это за продукция, откуда она поступила и какой у неё срок годности.
На кассе товар сканируют ещё раз, и, если, например, срок годности прошёл, система выдаст предупреждение «Товар не может находиться в продаже» и не проведёт покупку. Продажи маркируемых товаров без онлайн-кассы запрещены.
Ошибки в употреблении
Код стандарта Data Matrix путают с QR-кодом. Внешне они похожи — это квадраты с монохромными пиксельными рисунками внутри. Содержимое обоих штрихкодов отдалённо напоминает тетрис. По углам QR-кода находятся три одинаковых квадрата, это его шаблон поиска. Благодаря шаблону машина понимает, что это именно QR-код, а по дополнительным элементам определяет, как его нужно считывать. Шаблон поиска в Data Matrix — это жирная рамка с двух сторон квадрата.
Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и «Элвис-плюс групп» пионера российской IT-индустрии Александра Галицкого.
Критика
«Честный знак» критикуют из-за повышения расходов бизнеса (покупка оборудования для присваивания и считывания кодов, внедрение онлайн-касс даже в небольших отделах, обучение персонала). Это в конечном итоге отражается на стоимости продукции.
В феврале 2021 года Минпромторг утвердил методические рекомендации для маркировки новых товаров. По ним обязательная маркировка вводится, только если прогнозируемые розничные цены на продукцию не превысят установленного допустимого значения.
Маркировка продукции честный знак что это такое
ШУБЫ в 2017 году
Единственная маркировка системы Честный ЗНАК, которая зашифрована в QR-код, чип находится на бирке меховых изделий. Вам больше не нужно разбираться в видах меха — просто прочитайте код в приложении и узнайте из какого меха изделие. Маркировка введена в 2017 году.
ТАБАК 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 продажа табака без маркировки запрещена. Если вы не находите код на пачке, продавец пробивает на кассе товар не по Data Matrix коду — это нарушения. Вы можете сообщать о них, и контрафакт исчезнет с рынка.
ОБУВЬ 1 июля 2020 года
Ответственные производители и импортеры уже давно промаркировали весь товар, но запрет на продажу обуви без маркировки вступает в силу 1 июля 2020 года. Важно, что код наносится именно на бирку, где указана цена или на коробку. Коды, которые нанесены на ярлык под шнурками, не принадлежат системе Честный ЗНАК, этот код производители используют для собственных целей.
ЛЕКАРСТВА 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 года запрещена продажа лекарств без маркировки. Но если лекарство было произведено до 1 июля, товар продается без нарушений. А вот от любого препарата, произведенного после этого срока, и не содержащего Data Matrix код, смело отказывайтесь, такая продажа нелегальна.
ФОТОАППАРАТУРА 1 октября 2020
Как потребители, мы столкнемся только с маркировкой на фотокамерах зеркальных и с моментальным получением готового снимка с 1 октября 2020. Профессионалам на заметку, маркировка коснется ламп-вспышек и оборудования, входящих в перечень под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9006.
ШИНЫ 15 декабря 2020
С 15 декабря 2020 года запрещается продажа немаркированных шин. Маркировка наносится непосредственно на саму шину.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 1 января 2021
С 1 января 2021 в этой категории, которая включает в себя огромный перечень товаров из текстиля запрещается продажа без кода маркировки на бирке. Любой код Data Matrix должен быть не только нанесен на товар, но и быть читаемым в приложении Честный ЗНАК, ведь именно так вы сможете убедиться, что товар сделан из того самого материала, который обещает вам продавец.
ДУХИ И ТУАЛЕТНАЯ ВОДА 1 октября 2020
С 1 октября 2020 началась обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ. Все пробники до 3 мл. включительно не подлежат маркировке. Если объем пробника больше, и они используются для продажи, то маркировка нужна, если для других целей, то нет.
Честный ЗНАК — вся правда о товарах у тебя в руках
Если товары из перечня маркируемых больше не могут продаваться без Data Matrix кода, но вы не находите код на упаковке, или не можете считать его в приложении Честный ЗНАК, нужно сообщить о нарушении.
Если за товар с кодом отказываются принимать безналичную оплату и выдать чек, об этом тоже нужно сообщить.
Сначала сообщение о нарушении попадают в модерацию, мы разбираемся с видом нарушения и отправляем в контрольно-надзорные органы. Они уходят в обезличенном виде и никто не увидит ваши персональные данные.
Если даты запрета на продажу без маркировки еще не наступили, возможны ошибки при чтении кода, так как производитель или импортер еще тестируют нанесение цифрового кода, товар можно покупать, но жалобу лучше отправить.
Система Честный ЗНАК позволяет предотвратить появление поддельного, контрафактного товара, поскольку обеспечивается прослеживание товара от производителя до точки продажи. Важным элементом этой системы является общественный контроль. Вы получаете в свои руки инструмент — мобильное приложение Честный ЗНАК, которым можно пользоваться не только для определения истории происхождения товара, но и для борьбы с нелегальным товаром.
Возможно сообщить о любом нарушении: посягательство на интеллектуальную собственности другого бренда, плохое качество, продажа без кассового чека и тд
Решение о введении маркировки в конкретной отрасли принимает Правительство РФ совместно с Министерством промышленности и торговли. Честный ЗНАК является оператором системы маркировки, выполняя функции разработки и внедрения системы.
ТОВАР МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПРОДАЖЕ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар может находиться в продаже.
ТОВАР ПРОДАН 01.01.2021 — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар был продан в указанную дату.
После дистанционной покупки (например, интернет-магазин) статус товара может меняться на «Товар продан» как до, так и после доставки. Это не является нарушением.
ТОВАР НЕ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПРОДАЖЕ — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар запрещено продавать. Причин может быть несколько, такие как:
— товар выбыл из оборота
— товар просрочен
— товар уничтожен
— товар не был введен в оборот
ЛЕКАРСТВО ПРОИЗВЕДЕНО ДО НАЧАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ — Нейтральный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и был нанесен на товар в период эксперимента.
ТОВАР ИСПОЛЬЗОВАН В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар выдан для медицинской организации, а не для розничной торговли.
ТОВАР ВЫДАН ПО ЛЬГОТНОМУ РЕЦЕПТУ ДД.ММ.ГГГГ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, а товар отпущен по рецепту в указанную дату.
ТОВАР В РЕАЛИЗАЦИИ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар может находится в продаже или его могут использовать медицинские организации.
ТОВАР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар не может находиться в продаже по нескольким причинам:
— выведен из оборота
— срок годности истек
— не введен в оборот.
ТОВАР ЧИСЛИТСЯ УНИЧТОЖЕННЫМ — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар был уничтожен и не может находиться в продаже.
Открытые лекции и семинары для бизнеса по внедрению цифровой маркировки
Честный контроль О национальной системе цифровой маркировки товаров «Честный ЗНАК»
Национальная маркировка
Национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК» создана в 2017-м году в форме государственно-частного партнерства. Она объединила ранее начатые проекты по маркировке шуб (с августа 2016-го) и лекарств (с февраля 2017-го) и стала универсальной цифровой платформой для внедрения маркировки других видов товаров.
В 2019-м году в системе «Честный ЗНАК» начата обязательная маркировка табачной продукции (сигарет). В 2020 году поэтапно вводится обязательная маркировка всех лекарств.
Также в 2019 году прошли эксперименты по маркировке молочной продукции, обуви, одежды, парфюмерии, фотоаппаратов, автомобильных шин, велосипедов и кресел-колясок. В январе будет запущен пилотный проект по контролю питьевой и минеральной воды, а обязательная маркировка в этих отраслях начнется в 2020-м году. Идут обсуждения маркировки медицинских изделий, биологически активных добавок, спортивного питания, труб, леса и много чего другого. Новые отрасли включаются в систему «Честный ЗНАК» по решению правительства
Штрих-код (черно-белые полоски) — это международная система кодирования товаров с ограниченными возможностями. Он состоит обычно из тринадцати цифр, которые рассказывают, например, что это женские сапоги, сделанные в ЕС. Штрих-код не позволяет проверить, кто произвел товар и/или привез его в Россию, сколько товара было привезено или произведено, какие материалы использовались при производстве, есть ли на эти сапоги все сертификаты и другие подтверждающие безопасность и качество документы. Также по штриху нельзя понять, легальный ли это товар, были ли уплачены налоги и таможенные пошлины, как товар попал в магазин и сколько его было продано.
Иными словами, штрих-код не позволяет подтвердить законность происхождения товара и вести учет. Штрих-код не является уникальным для каждой пары сапог, одинаковых штрих-кодов десятки тысяч. Такой код легко подделать и скопировать с помощью бесплатной программы или сайта. Цель штрих-кода — просто классифицировать продукцию на минимальном уровне.
Система цифровой маркировки «Честный ЗНАК» решает принципиально иную задачу на другом уровне сложности: она обеспечивает индивидуальную прослеживаемость каждой единицы товара, продающегося в России, от фабрики или от границы страны до конкретного покупателя.
Код маркировки «Честный ЗНАК» представляет собой квадратный матричный код Data Matrix, внешне похожий на QR-код. Каждый код уникален, он присваивается индивидуально каждому экземпляру товара и несет всю информацию о ней: характеристики товара (вид, пол, цвет, размер), кто, где и когда произвел товар или ввез его в Россию, как товар попал в магазин. Каждый код защищен криптографией, что делает его цифровым паспортом товара.
Маркировка «Честный ЗНАК» обеспечивает поштучный учет и прослеживаемость продукции на территории России, каждый товар с уникальным кодом может быть произведен или ввезен в страну и продан на кассе в магазине всего один раз — это контролируется системой, которая подключена к каждой кассе в стране.
Отрасли для введения маркировки определяются правительством по представлению министерств, ведомств и самих компаний из любой отрасли. Приоритет отдается тем, в которых особенно остро стоит проблема нелегального оборота и где контрафактная продукция оказывает наибольшее влияние на безопасность потребителей — например, лекарства и продукты питания.
«Честный ЗНАК» является проектом государственно-частного партнерства (ГЧП). Частный партнер в лице оператора системы Центра развития перспективных технологий вкладывает более 200 миллиардов рублей в создание и развитие системы, обеспечение компаний специальным оборудованием и другие элементы. Для возврата этих инвестиций государством в соглашении о ГЧП предусмотрено, что прослеживание кода маркировки стоит 50 копеек, этот тариф зафиксирован на все 15 лет действия соглашения. Государство не несет затрат из бюджета на создание системы.
Цены на многие товары растут каждый год и часто выше официальной инфляции. Маркировка внедряется лишь с этого года, то есть не может быть причиной роста цен. Это уже подтверждено маркировкой сигарет и шуб, а также данными самих компаний в других отраслях: маркировка не влияет на цены. По ряду недорогих лекарств цены даже снизились, о чем говорят исследования аналитических агентств. По их оценкам, молочная продукция в результате маркировки и снижения нелегального оборота должна подешеветь на 3,6 процента (при том что за последние годы она подорожала на 30-79 процентов, больше всего — сыр и молоко), а ежегодная валовая прибыль легальных производителей увеличится на 46 миллиардов рублей. В среднем по отраслям в результате проекта цены для потребителей должны снизиться на 5-10 процентов.
Принципы системы
«Честный ЗНАК» — это государственная информационная система, централизованная государственная база данных о движении товаров от производства или импорта до продажи потребителю на кассе.
Производители и импортеры товаров, в отношении которых введена маркировка, регистрируются в системе «Честный ЗНАК» и передают в базу данных описание производимых или ввозимых товаров и свои реквизиты.
Система по заказу производителя или импортера выпускает необходимое количество уникальных кодов и передает их по защищенным каналам связи. Для учета партий товара применяются специальные сводные коды агрегации нескольких уровней, каждый из которых несет в себе информацию обо всех индивидуальных кодах в партии.
Производитель или импортер вводит товары с кодами в оборот. При продаже дистрибутору и отгрузке в розничную сеть в базу данных передается информация об операциях с товарами. Контроль завершается после розничной продажи на кассе, когда товар выбывает из оборота.
Товар может быть любым — от одной баночки йогурта и блистера с лекарством до пары обуви и бытовой техники. Каждый товар с индивидуальным цифровым паспортом может быть произведен и продан только один раз. Товары не могут иметь одинаковые коды, а с выбывшим из оборота кодом нельзя продать повторно.
Уникальный код Data Matrix невозможно подделать благодаря криптографической защите. Эмиссия кодов осуществляется централизованно на серверах системы, поэтому вмешательство заказчика кодов исключено. Коды не хранятся в системе до момента эмиссии и передачи заказчику, поэтому их невозможно похитить из базы данных. Получение кодов на стороне заказчика защищено усиленной электронной подписью.
В системе государство имеет полную информацию об обращении товаров в России в каждой конкретной отрасли и может сопоставить эту информацию с данными таможенного и налогового учета и финансовой отчетности компаний для выявления нарушений и пресечения нелегального оборота товаров.
В долгосрочной перспективе система маркировки прослеживания товаров позволяет многократно повысить эффективность контроля государства за счет перехода от выборочных проверок к сплошному мониторингу хозяйственной и экономической деятельности на основе больших данных и проводить только адресные проверки на основе дистанционно выявленных нарушений.
О том, что система работает, свидетельствует, например, тот факт, что оборот контрафактных лекарственных средств снизился в 2,5 раза за период проведения эксперимента по маркировке лекарств. Легальный рынок меховых изделий благодаря маркировке вырос с 8,5 миллиарда рублей в 2015-м году до 76,2 миллиарда рублей в 2018-м году. И это только первые цифры.
По данным исследовательского агентства BrandMonitor, контрафактные товары подстерегают покупателя практически везде и свободно продаются не только на вещевых рынках, но и в торговых центрах. Объем продаж нелегальных товаров в ТЦ превышает 25 миллиардов рублей в год, а доля контрафакта на прилавках-островках в ТЦ составляет больше половины.
Выгодно всем
Основная задача системы «Честный ЗНАК» — это борьба с незаконным оборотом товаров во всех его проявлениях, повышение собираемости налогов и иных платежей, повышение качества контроля и управления во всех отраслях экономики, защита потребителя от некачественных товаров.
Как известно, кроссовки, духи или электронику можно купить в фирменном магазине, в известной сети, на официальном сайте или… немного дешевле. Сомнения в подлинности товара могут возникнуть во многих ситуациях, поэтому кто-то изучает в сети признаки оригинальной вещи и сам проверяет товар, кто-то закрывает глаза на «серую» гарантию, а кто-то просто надеется на лучшее.
В любом случае у покупателя чаще всего нет возможности проверить качество и легальность товара. Последствия могут быть разными: расклеивающаяся обувь, отказ в ремонте или возврате техники, аллергия на некачественную косметику. Некачественное лекарство в лучшем случае не подействует.
Система маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК» призвана защитить потребителя от приобретения нелегальной продукции. Но маркировка не только подтверждает законность происхождения товара. Национальная система уникальна тем, что впервые предусматривает взаимодействие с потребителями и их участие в общественном контроле в торговле. Это самый большой в мире пример создания общественного контроля в масштабах всей страны.
«Честный ЗНАК» позволяет проверить товар здесь и сейчас, до того, как его купили, без помощи сотрудников магазина и каких-либо документов или сертификатов. Скачиваете на смартфон приложение «Честный ЗНАК», в магазине сканируете код Data Matrix на товаре — и видите всю информацию о нем, всю его историю и путь.
Приложение проверит в единой базе наличие информации об отсканированном коде и подтвердит подлинность кода. Также приложение покажет название компании-производителя или импортера, дату производства, название компании-продавца, описание товара. В зависимости от категории товаров приложение может предоставлять информацию о сроке годности и максимальной цене, например, для сигарет и некоторых лекарств.
Если код не прошел проверку или что-то из описания не соответствует тому, что вы наблюдаете в магазине, прямо из приложения можно подать официальную жалобу в контролирующие и надзорные органы. Аналогичная проверка кода осуществляется при продаже товара на кассе. В будущем система сможет блокировать продажу товаров с сомнительными кодами и мгновенно сообщать о такой попытке.
Можно ожидать, что по мере распространения маркировки в различных товарных группах будет расти аудитория мобильного приложения, и потребители будут пользоваться им регулярно. Таким образом будет развиваться уникальная система общественного контроля, при которой покупатель сам влияет на то, что ему продают, и получает контроль над ассортиментом магазина. Само по себе это стимулирует сферу торговли и производителей отказываться от нечестных практик и участия в нелегальной торговле.
Маркировка и прослеживание товаров создают ситуацию, в которой нелегальная торговля становится невыгодной и фактически невозможной. Покупатели смогут в любой момент проверить каждый товар. Добросовестные производители и продавцы при этом избавляются от нечестной конкуренции «серых» торговцев, получают широкие возможности для повышения лояльности покупателей, смогут проводить для них уникальные адресные акции.
Возможные затраты на маркировку перекрываются финансовыми выгодами. Расчеты показывают, что снижение доли нелегальной продукции на 50-60 процентов может привести к росту выручки легальных производителей до 50 миллиардов рублей на отрасль, если доля незаконного оборота товаров в этой отрасли не больше 10 процентов. В России, по самым разным оценкам, во многих отраслях доля незаконного оборота составляет 30-50 процентов, избавление от которых принесет легальным бизнесменам до 250 миллиардов рублей на одну отрасль. Поэтому маркировка выгодна любой компании, которая работает «вбелую».
Обучение по маркировке товаров Честный ЗНАК
Обучающий центр Честный ЗНАК
Выберите типы участников
Выберите сферы деятельности для каждой категории
Какая информация представлена в обучающих видеокурсах?
Специально для всех участников процесса маркировки и тех, кто интересуется тонкостями ведения бизнес-процессов появилась обучающая платформа с видеокурсами. Проект разработан Центром развития перспективных технологий, единым оператором национальной системы маркировки.
Обучающая платформа содержит материалы по каждой группе товаров, которая подлежит маркировке. Напомним, это:
Особенности обучения маркировке товаров от экспертов Честного ЗНАКА
В работе обучающей платформы принимают участие 20 специалистов Центра развития перспективных технологий. Они детально рассказывают об особенностях маркировки конкретных товаров, на примере личного кабинета демонстрируют работу в системе Честный ЗНАК.
После каждого урока можно дать обратную связь и получить ответы на вопросы по теме обсуждения. Также будет доступен специальный раздел о часто задаваемых вопросах.
По словам директора департамента общего бизнес-анализа ЦРПТ Веры Волковой, обучающая платформа поможет участникам вникнуть в специфику работы с маркировкой. Это актуальное решение, поскольку в системе сейчас находятся более 300 тысяч участников, и у многих возникают вопросы. Система и функционал будет дополняться вместе с изменениями по маркировке других товарных групп.
Инструкции, документы, правила маркировки товаров
Масштабный проект по маркировке товаров стартовал в 2018 году. В список товаров, которые в обязательном порядке должны значиться в системе Честный ЗНАК и иметь штрих-код DataMatrix, вошли как товары отечественного производства, так и импортная продукция. Это мера призвана легализовать бизнес, вывести рынок из статуса теневого и повысить собираемость налогов.
Маркировка поможет сделать бизнес прозрачным и направленным на интересы потребителя. Любой человек, у которого есть приложение Честный ЗНАК на смартфоне, сможет перед покупкой просканировать штрих-код с упаковки товара и узнать всю информацию о нём. Наличие определённого товара в системе означает, что это не подделка, а значит, потребитель не платит за «кота в мешке».
К проекту Честный ЗНАК уже присоединились многие производители, но всё равно остаётся много вопросов по механизму введения в оборот маркированного товара и реализации остатков. На обучающей платформе вы найдёте ответ на интересующий вопрос, посмотрите подробный видеоурок по работе с личным кабинетом и узнаете актуальные правила маркировки согласно законодательству.