Мастер по обработке цифровой информации что нужно знать
Сегодня, когда без компьютерной грамотности не обойтись, специальность мастера по обработке цифровой информации входит в категорию актуальных и востребованных. Нынче невозможно даже представить, как бы функционировал банк, отечественное или зарубежное предприятие, самый обыкновенный офис без наличия вычислительных устройств. На этом фоне понятие грамотного использования компьютерной техники становится не только интересным занятием, но, что не менее важно, достаточно прибыльной профессией.
Кто же такой мастер-компьютерщик
Мастер по обработке цифровой информации является квалифицированным спецом по информационным технологиям с навыками обработчика числовой и текстовой информации. Он способен управляться с программами, владеть основами программирования и умеет строить автоматизированные информсистемы.
Многие молодые люди, со школьной парты умеющие ловко управляться с модными гаджетами, не представляют себя в другой специализации, кроме как 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации». Во время самостоятельной работы или дополнительного обучения будущие «информационщики» учатся:
Специальность СПО «Мастер по обработке цифровой информации» предусматривает такие обязанности:
Чему обучают будущих специалистов
Задумавшись над своей будущей профессией, современная молодежь задается вопросом, где учиться. Мастер по обработке цифровой информации – это одна из многообещающих профессий, способных приносить хороший заработок при наличии высокого интеллекта. По окончании учебы специалисты идут работать в ВЦ (вычислительные цеха) на предприятиях, научные и образовательные институты, государственные и приватные организации.
Большинство профессионалов «добывают» знания в колледжах. Мастера по обработке цифровой информации не исключение.
Очень важно, чтобы будущие профессионалы имели хорошее здоровье. Посему профессия мастера по обработке цифровой информации предъявляет повышенные требования к специалистам:
Компетенция мастера по цифровой информации
Еще ни разу выпускники компьютерных профобразовательных заведений не задумывались, кем работать. Мастеров по обработке цифровой информации примут в любую фирму с распростертыми объятьями.
Главное, чтобы он умел:
Операторы ЭВМ – особенности работы
Необходимость в операторах электронно-вычислительных и вычислительных машин продиктована временем.
Буквально все области человеческой деятельности сегодня построены на информационных технологиях и без знаний компьютерной техники не обходится ни одна отрасль хозяйства – от сельхозработ до авиационной промышленности. По окончании курсов или училищ операторы ЭВМ обретают навыки использования аппаратного и программного обеспечения современных вычислительных устройств.
Операторов ждут на службе, где они смогут внедрить все полученные ранее знания в сфере:
Чтобы полноценно проводить время на работе, оператору необходимо уметь:
Мастер по обработке цифровой информации что нужно знать
· аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
· источники аудиовизуальной информации;
· звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;
· информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
· устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;
· архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
· виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
· принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
· назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;
· основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;
· основные приемы обработки цифровой информации;
· структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
· назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц;
· основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;
· принципы антивирусной защиты персонального компьютера;
· подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
· настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;
· управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет;
· производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
· вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
· создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
· конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
· производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
· производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
· обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
· создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
· использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
· подключать периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы;
· осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера;
· создавать и обмениваться письмами электронной почты; публиковать мультимедиа контент на различных сервисах в сети Интернет;
· осуществлять резервное копирование и восстановление данных;
· осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ.
· подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
· настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
· ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
· сканирования, обработки и распознавания документов;
· обработки аудио-, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
· создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
· осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;
· передачи и размещения цифровой информации;
· тиражирования мультимедиа контента на съемных носителях информации;
· публикации мультимедиа контента в сети Интернет.
Компетенции/профиль компетенций:
Мастер по обработке цифровой информации
должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
· выполнять работы по вводу и обработке цифровой информации;
· подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование;
· выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей;
· создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
· выполнять работы по хранению, передаче и публикации цифровой информации;
· тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации;
· управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;
· формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации;
· публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
Мастер по обработке цифровой информации
Мастер по обработке цифровой информации является квалифицированным спецом по информационным технологиям с навыками обработчика числовой и текстовой информации.
Область профессиональной деятельности: ввод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
• аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
• периферийное оборудование;
• источники аудиовизуальной информации;
• звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;
• информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
Мастер по обработке цифровой информации должен уметь:
• Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
• Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
• Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
• Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
• Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
• Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
• Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
• Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.
• Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
Специалист должен:
• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
• Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
• Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
• Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
• Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Противопоказания: заболевание глаз со значительным снижением остроты зрения; полиартрит с поражением кистей рук, дефекты зрения, слуха, гипертоническая болезнь.
Смежные профессии: оператор электронно-вычислительных машин, оператор на наборно-компьютерной технике, секретарь, делопроизводитель, специалист по установке программ, дизайнер, WEB-программист, сборщик или ремонтник компьютеров, фото- или видео- редактор, системный администратор, и т.п.
Профессиональные навыки:
Усидчивость, высокая исполнительность, коммуникабельность, систематизация различных информационных данных, высокая скорость набора текстовой информации (желательно «вслепую»), оказание технической поддержки рабочему персоналу.
Трудоустройство:
Кадровые агентства, Call-центры, промышленные организации и предприятия, архивы, офисы компаний, а также абсолютно все учреждения, нуждающиеся в операторе данных.
Кто такой цифровой мастер
В 2021 году для всех очевидно, что IT — это фундамент всех компаний будущего, то, на чем будет строиться весь мир завтрашнего дня.
Профессии, которым обучают в GeekBrains (разработчик, дизайнер, аналитик …) — это основа, без которой сегодня нельзя сформировать ни один продукт, ни одну компанию. Основа, на которой строится всё новое и хорошее, что развивает мир.
Поэтому сегодня большая ответственность лежит на учителях, которые взращивают специалистов цифровых профессий.
Уже не работает та механика вчерашнего дня, когда все учились в университетах, в которых знания передавались учителями у кафедр через пересказ содержания книг. Сегодня образование эффективно только тогда, когда человек в чём-то развивается сам: сам учится и учит при этом других. Передача знаний от человека к человеку, и дальше — это и есть образование сегодняшнего дня.
В такой модели образования очень важно, как человек понимает свою роль преподавателя, как он отвечает на два вопроса самому себе:
Человеку важно быть в ресурсе, быть наполненным энергетически. Важно понимать, что преподавание — это не просто ведение вебинара, это намного большее.
Это созидание, в котором нет конечной точки в виде получения диплома. Это про квантовый переход: когда по результатам обучения жизнь ученика уже никогда не станет прежней. Это история про то, что те люди, которых мы обучаем, в будущем с высокой долей вероятности станут авторами великих изменений в мире.
Поэтому «преподаватель», «эксперт» и «учитель» — это больше не авторитет в образовании. Сегодня авторитет в образовании — это мастер.
Кто такой мастер?
Мастер — это не тот, кто знает какую-то информацию и просто хранит ее в своей голове, иногда пересказывая. Мастер — это тот, кто постоянно развивается сам и передает свои знания другим.
Причем тут GeekBrains?
GeekBrains хочет создать среду развития для всех сопричастных, объединить специалистов digital-профессий в сообщество. Сообщество, в котором у мастеров будет возможность находиться в окружении людей со схожими ценностями, в окружении, которое не позволит человеку быть менее ярким, чем он может быть на самом деле.
Где найти мастеров?
В сообществе цифровых мастеров!
В современном мире сообщество — это не просто про совместное времяпрепровождение, это про постоянное развитие в среде сопричастных, в среде таких же людей, как и ты. Механики коммьюнити помогают решать оба вышесказанных вопроса: и вопрос с силами, вдохновением, верой в себя, и вопрос с постоянным развитием хард скилов через доступ к лучшим механикам обучения и преподавания.
Преподавание в IT — это почетно и статусно, это — источник наследия и мира будущего. А сообщество цифровых мастеров — это среда развития через обучение, обмен опытом, совместное проживание. Это возможность трудоустраиваться, находить сотрудников к себе в команду, быть в высокой связности с миром IT.
В нужное время, в нужном месте.
На данный момент происходит этап формирования сообщества GeekBrains digital masters.
Мы запускаем настоящую лабораторию по созданию сообщества мастеров цифровых профессий. Это лаборатория, поэтому здесь много неопределенности. И создание определенности — это задача самих мастеров. GeekBrains выступает инициатором создания, но не должен диктовать, что будет внутри сообщества. Решать, что будет внутри, важно и нужно IT-преподавателям, преподавателям маркетинга, дизайна, управления и IT-предпринимателям.
Поэтому сейчас идёт поиск людей, которые могут проявить себя, исходя из того, что это сообщество равных для равных. Место, где участники понимают запросы себя как мастера, как специалиста, и на основе этого формируют действительно ценный продукт.
Чтобы через совместное проживание выявить потенциальных лидеров и двигателей сообщества, до конца 2021 года мы анонсируем серию мероприятий. Актуальность можно отслеживать на сайте: geek.ms
Мы поддержим!
В команде GeekBrains уже есть эксперты c опытом в построении сообществ, применении разнообразных образовательных методик и подходов к работе с состоянием человека через сообщества. (Мы знаем, как делать, и окажем поддержку небезразличным.) Поэтому приглашаем в путь по совместному поиску решений, что делать, чтобы вместе создать то, чего еще не было.
Зачем всё это?
Результат — создание сообщества мастеров в диджитал, в котором людям нравится, что с ними происходит, нравится их внутреннее состояние, они гордятся этим и ценят свою сопричастность с другими мастерами.
Ценность, которую получают участники сообщества:
Мы хотим начать диалог с теми, кому отзываются ценности и смыслы.
Если вы хотите стать частью сообщества, пишите: viktoriya.kovaleva@geekbrains.ru
Подробнее о проекте «Digital masters»:
В 2021 году для всех очевидно, что IT — это фундамент всех компаний будущего, то, на чем будет строиться весь мир завтрашнего дня.
Профессии, которым обучают в GeekBrains (разработчик, дизайнер, аналитик …) — это основа, без которой сегодня нельзя сформировать ни один продукт, ни одну компанию. Основа, на которой строится всё новое и хорошее, что развивает мир.
Поэтому сегодня большая ответственность лежит на учителях, которые взращивают специалистов цифровых профессий.
Уже не работает та механика вчерашнего дня, когда все учились в университетах, в которых знания передавались учителями у кафедр через пересказ содержания книг. Сегодня образование эффективно только тогда, когда человек в чём-то развивается сам: сам учится и учит при этом других. Передача знаний от человека к человеку, и дальше — это и есть образование сегодняшнего дня.
В такой модели образования очень важно, как человек понимает свою роль преподавателя, как он отвечает на два вопроса самому себе:
Человеку важно быть в ресурсе, быть наполненным энергетически. Важно понимать, что преподавание — это не просто ведение вебинара, это намного большее.
Это созидание, в котором нет конечной точки в виде получения диплома. Это про квантовый переход: когда по результатам обучения жизнь ученика уже никогда не станет прежней. Это история про то, что те люди, которых мы обучаем, в будущем с высокой долей вероятности станут авторами великих изменений в мире.
Поэтому «преподаватель», «эксперт» и «учитель» — это больше не авторитет в образовании. Сегодня авторитет в образовании — это мастер.
Кто такой мастер?
Мастер — это не тот, кто знает какую-то информацию и просто хранит ее в своей голове, иногда пересказывая. Мастер — это тот, кто постоянно развивается сам и передает свои знания другим.
Причем тут GeekBrains?
GeekBrains хочет создать среду развития для всех сопричастных, объединить специалистов digital-профессий в сообщество. Сообщество, в котором у мастеров будет возможность находиться в окружении людей со схожими ценностями, в окружении, которое не позволит человеку быть менее ярким, чем он может быть на самом деле.
Где найти мастеров?
В сообществе цифровых мастеров!
В современном мире сообщество — это не просто про совместное времяпрепровождение, это про постоянное развитие в среде сопричастных, в среде таких же людей, как и ты. Механики коммьюнити помогают решать оба вышесказанных вопроса: и вопрос с силами, вдохновением, верой в себя, и вопрос с постоянным развитием хард скилов через доступ к лучшим механикам обучения и преподавания.
Преподавание в IT — это почетно и статусно, это — источник наследия и мира будущего. А сообщество цифровых мастеров — это среда развития через обучение, обмен опытом, совместное проживание. Это возможность трудоустраиваться, находить сотрудников к себе в команду, быть в высокой связности с миром IT.
В нужное время, в нужном месте.
На данный момент происходит этап формирования сообщества GeekBrains digital masters.
Мы запускаем настоящую лабораторию по созданию сообщества мастеров цифровых профессий. Это лаборатория, поэтому здесь много неопределенности. И создание определенности — это задача самих мастеров. GeekBrains выступает инициатором создания, но не должен диктовать, что будет внутри сообщества. Решать, что будет внутри, важно и нужно IT-преподавателям, преподавателям маркетинга, дизайна, управления и IT-предпринимателям.
Поэтому сейчас идёт поиск людей, которые могут проявить себя, исходя из того, что это сообщество равных для равных. Место, где участники понимают запросы себя как мастера, как специалиста, и на основе этого формируют действительно ценный продукт.
Чтобы через совместное проживание выявить потенциальных лидеров и двигателей сообщества, до конца 2021 года мы анонсируем серию мероприятий. Актуальность можно отслеживать на сайте: geek.ms
Мы поддержим!
В команде GeekBrains уже есть эксперты c опытом в построении сообществ, применении разнообразных образовательных методик и подходов к работе с состоянием человека через сообщества. (Мы знаем, как делать, и окажем поддержку небезразличным.) Поэтому приглашаем в путь по совместному поиску решений, что делать, чтобы вместе создать то, чего еще не было.
Зачем всё это?
Результат — создание сообщества мастеров в диджитал, в котором людям нравится, что с ними происходит, нравится их внутреннее состояние, они гордятся этим и ценят свою сопричастность с другими мастерами.
Ценность, которую получают участники сообщества:
Мы хотим начать диалог с теми, кому отзываются ценности и смыслы.
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 854)
С изменениями и дополнениями от:
9 апреля 2015 г., 13 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
Информация об изменениях:
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Информация об изменениях:
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по профессии
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в пункт 3.1 внесены изменения
3.1. Сроки получения СПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий
по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**
среднее общее образование
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
основное общее образование
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ввод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
источники аудиовизуальной информации;
звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;
информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
4.3. Обучающийся по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ввод и обработка цифровой информации.
4.3.2. Хранение, передача и публикация цифровой информации.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ввод и обработка цифровой информации.
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
5.2.2. Хранение, передача и публикация цифровой информации.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в пункт 6.3 внесены изменения
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
основные понятия: информация и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видеоподсистемы;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам
эксплуатировать электроизмерительные приборы;
контролировать качество выполняемых работ;
производить контроль различных параметров электрических приборов;
работать с технической документацией;
основные законы электротехники: электрическое поле, электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;
расчет электрических цепей постоянного тока;
магнитное поле, магнитные цепи;
электромагнитная индукция, электрические цепи переменного тока;
основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока;
общие сведения об электросвязи и радиосвязи;
основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты
ОП.02. Основы электротехники
определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники;
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;
общие сведения о распространении радиоволн;
принцип распространения сигналов в линиях связи;
сведения о волоконно-оптических линиях;
цифровые способы передачи информации;
общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи
ОП.03. Основы электроники и цифровой схемотехники
выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;
правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)
ОП.04. Охрана труда и техника безопасности
воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
законодательство по охране авторских прав
ОП.05. Экономика организации
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный учебный цикл
Ввод и обработка цифровой информации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
сканирования, обработки и распознавания документов;
конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;
обработки аудио-, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;
подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;
управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет;
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;
вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
воспроизводить аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
вести отчетную и техническую документацию;
устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;
архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
принципы цифрового представления звуковой, графической, видео и мультимедийной информации в персональном компьютере;
виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов и методы их конвертирования;
назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;
основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;
основные приемы обработки цифровой информации;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки графических изображений;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа-контента;
структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц;
нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой
МДК.01.01. Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации
Хранение, передача и публикация цифровой информации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления медиатекой цифровой информации;
передачи и размещения цифровой информации;
тиражирования мультимедиа-контента на съемных носителях информации;
осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;
публикации мультимедиа-контента в сети Интернет;
обеспечения информационной безопасности;
подключать периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы;
создавать и структурировать хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов;
передавать и размещать цифровую информацию на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;
тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации;
осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера;
создавать и обмениваться письмами электронной почты;
публиковать мультимедиа-контент на различных сервисах в сети Интернет;
осуществлять резервное копирование и восстановление данных;
осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ;
осуществлять мероприятия по защите персональных данных;
вести отчетную и техническую документацию;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ для публикации мультимедиа-контента;
принципы лицензирования и модели распространения мультимедийного контента;
нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой;
структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;
принципы антивирусной защиты персонального компьютера;
состав мероприятий по защите персональных данных
МДК.02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной информации
В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
информатики и информационных технологий;
электротехники с основами радиоэлектроники.
Информация об изменениях:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).