Материал бумвинил что это
За что его так любят все полиграфисты и переплетчики?
— Презентабельность при невысокой цене. Материал выглядит существенно дороже, чем стоит. И это позволяет использовать его как для бюджетных вариантов полиграфии и переплета, так и для продукции премиум-класса.
— Отличные прочностные характеристики. Бумвинил обладает хорошей впитывающей способностью, а это значит, что при нанесении клея не происходит скручивания. Структура материала позволяет ему выдерживать большие нагрузки: не менее 2000 двойных перегибов. А это гарантирует износостойкость. Еще бонус: бумвинил не боится воды, прочен на истирание и не пачкается. Соответственно, в обложке из бумвинила Ваши документы будут как у супергероя за пазухой
— Обширные возможности для нанесения. Бумвинил не склонен к деформации, и это дает возможность использовать различные техники нанесения: блинт и конгрев, шелкография, фольгирование, УФ-печать. То есть это не только различные варианты фольги, но и полноцветная печать.
В общем, как настоящий супергерой, он крепок, надежен, не капризен. Да и костюмчик у него ничего. Уж мы-то знаем точно.
Убедитесь сами в том, какой он классный: выберите свой продукт прямо сейчас.
Применение бумвинила в полиграфии
Ранее очень популярными среди издателей в изготовлении переплетов были кожа и материалы на тканевой основе. В последнее время они стали очень дорогими и применяются в основном в дорогих подарочных или коллекционных изданиях. Для массового же потребителя хорошим выходом из ситуации становится в этом случае бумвинил – материал на бумажной основе, покрытый слоем ПВХ разной окраски.
Бумвинил – самое демократичное покрытие для обложек. Он сочетает в себе такие выгодные качества как презентабельный внешний вид, прочность, широкую оформительную способность и вместе с тем довольно невысокую стоимость.
Весь ассортимент бумвинила на российском рынке представлен более чем 700 оттенками, фактурами, тиснениями. Такой широкий ассортимент продукции позволяет применять бумвинил при изготовлении любой полиграфической продукции и делает его самым популярным покровным материалом среди производителей.
Возможность придавать ПВХ различные цвет и фактуру позволяет применять бумвинил при изготовлении, как недорогих школьных учебников, так и при производстве дорогой сувенирной продукции премиум-класса.
Из бумвинила делают: папки для документов, папки-меню, переплетные крышки для книжек, ежедневников, фотоальбомов, дипломов, удостоверений. Им отделывают подарочные коробки. Такие огромные возможности использования бумвинила позволяют применять его при изготовлении любой полиграфической продукции и делают его самым популярным покровным материалом среди производителей.
Одни словом, когда издатели в наше время выбирают «одежду» для своей книги, они не забывают, что бумвинил сейчас в моде. И популярность его только растет, т.к. на нашем рынке пока нет достойных аналогов этому материалу, которые бы сочетали в себе все достоинства бумвинила и при этом имели такую же демократичную цену.
Компью А рт
Знакомство с книгой в магазине, как правило, начинается с обложки. Мы ищем в книге приятного собеседника, а кроме того, нам доставляет удовольствие просто смотреть на нее, прикасаться к ней и радоваться покупке.
Внешний вид книги зачастую говорит о ее истинной ценности. Бульварное чтиво расцвечивается кричащими красками, облачается в дешевые, вульгарные обложки. Эстетов привлекают замысловатые украшения, загадочность символов, легкость полутонов. Приверженцы классического стиля предпочитают строгость, простоту и изысканность, что является для них свидетельством хорошего тона и веками проверенных традиций.
К основным переплетным материалам принято относить клеи, картон и покровные материалы, выпускаемые отечественными и зарубежными фирмами в большом ассортименте и обладающие различными свойствами.
Клеи в переплетных процессах используются при обработке блоков (заклейка корешка, приклейка бумаги, каптала и других деталей к корешку), при изготовлении сложных переплетных крышек и при вставке блоков в крышки. Клей характеризуется вязкостью, выраженной в миллипаскалях на секунду (мПа·с) и содержанием твердого вещества в процентах. Например, желатиновый клей обладает низкой вязкостью — около 900 мПа·с, а дисперсионный клей для ручных работ высокой — до 19 000 мПа·с.
В типографиях, выпускающих книги в переплетах, а также «бесшвейку», пользуется популярностью клей Eukalin (Германия; поставщик — компания «Дубль В». Он подходит для такого оборудования, как Kolbus, Muller Martini, Sigloch, Wohlenberg, VBF, Horauf и др.
В зависимости от серии клей Eukalin пригодден для следующих переплетных работ:
Предлагаются и другие разновидности клея марки EUKALIN, которые подходят для изготовления упаковки (склеивание мелованного картона, сложных материалов и т.д.) и конвертов. Поставщик клея — компания «Дубль В».
ОАО «Полиграфкартон» (г.Балахна) — крупнейший производитель переплетного картона в России. Большинство выпускаемых сегодня книг «одеты» в обложку из этого картона. В ассортименте производителя — различные марки переплетных видов картона толщиной от 0,8 до 2,5 мм. При закупке картона основными характеристиками являются толщина и формат листа.
Переплетный картон производства ОАО «Каменская БКФ» также известен под названием «Кувшиновский картон». Если говорить о его отличительных особенностях, то в первую очередь нужно отметить оптимальное соотношение качества и цены. Несмотря на то что этот материал и уступает по качеству знаменитому голландскому картону Kappa Eskaboard, он является весьма популярным материалом для полиграфии, издательского дела и производства рекламы. Появившись на отечественном рынке, он за короткое время завоевал популярность среди заказчиков и производителей полиграфической продукции.
Картон
Переплетный картон по своему составу и строению обычно близок к бумаге и изготавливается, в принципе, по той же технологии. Вместе с тем ему присущи определенные отличия, приводящие к формированию несколько иных свойств, чем у печатной бумаги. Растительные волокна, составляющие основу картона, гораздо хуже очищены от смолистых примесей, они не отбелены (за редким исключением) и более грубо помолоты, вследствие чего картон имеет коричневый цвет, большую пористость и влагоемкость, шероховатую поверхность и ломкость при сгибе. Толщина картона достаточно велика и составляет 0,5-3,0 мм при массе 1 м 2 250 г и более.
Переплетный картон должен обладать такими характеристиками, как высокая прочность, стойкость к короблению, высокая впитывающая способность и легкость при резке.
В российской полиграфии основой для переплета большинства книг является отечественный картон. Названия Балахна и Кувшиново знакомы специалистам отдела закупок большинства издательств.
Из зарубежных переплетных картонов известна марка Kappa Eskaboard (Нидерланды) — этот твердый сверхлегкий переплетный картон изготавливается по современной технологии из 100-процентной макулатуры, что гарантирует его высокое качество, превосходную жесткость, ровную и гладкую поверхность, исключает возможность коробления и расслаивания.
Luxline (Нидерланды) — прочный графический картон, оклеенный с одной стороны белой бумагой, не содержащей древесины. Идеально подходит для печати, ровная поверхность позволяет приклеивать на него различные материалы. Продукция сохраняет свои качества в разных климатических условиях. Картон можно штамповать, компостировать, сгибать, резать, фрезеровать и сверлить. Помимо изготовления книжных переплетов этот материал пригоден для производства жесткой упаковки для настольных игр, подарков, обуви, одежды, сигар, шоколада, косметики, спиртных напитков и многого другого. Диапазон толщины этого материала варьируется от 0,7 до 3,0 мм. Материал поставляется в листах, стандартный формат которых равен 70×100 см.
Foamboard (Moormann Karton, Нидерланды) — трехслойный картон, состоящий из переплетного картона, поролона и войлочной бумаги. Он используется для изготовления переплетных крышек, книг, ежедневников, дневников, папок меню для презентаций.
Вышеперечисленные картоны поставляет компания «Дубль В».
Покровные переплетные материалы
Покровные переплетные материалы, например ледерин, балакрон, коленкор и др., используются для изготовления переплетных крышек. Ими оклеивают картон при выполнении переплетных работ и применяют их при изготовлении книжных обложек, скоросшивателей, записных книжек, ежедневников, тубусов, футляров и эксклюзивной упаковки.
С целью систематизации весь спектр переплетных материалов можно разделить на пять групп.
1. Бумажные переплетные материалы
Efalin (производитель — фирма Zanders, Германия) — особо прочный бумажный переплетный материал с тиснением, запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой. Область применения — переплет, форзацы, пакеты.
Luxpack (производитель — Favini, Италия) — бумажный переплетный материал с тиснением. Запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой.
Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М.: Новое литературное обозрение, 2001. Использован листовой переплетный материал Efalin, тиснение «новый лен», высокобелый 108, 120 г/м 2
2. Переплетные материалы из искусственной кожи
Искусственная кожа, например Fiscagonima — полиуретановое покрытие на нетканой (коагулентной) основе. Доступна широкая цветовая гамма с различными видами тиснений. При комбинированном воздействии температуры и давления материал меняет цвет.
Образец переплета Nebraska SyNT3
Образец переплета Armonia SyNT3
Образцы переплетов в каталоге SyNT3, коллекция Prestige
3. Флокированные бумаги и картоны
Flock Velours (Нидерланды) — флокированная бумага (аналог традиционной бархатной бумаги) состоит из бумажной основы (90 г/м 2 ), водно-дисперсионного клея и вискозы. Рекомендуется для изготовления элитной упаковки, переплетных работ, изготовления пакетов. Поставщик материала — компания «Дубль В».
Dainel SG — этот материал специально разработан для приклеивания на любые поверхности и подложки. Клей лучше подбирать в зависимости от типа подложки, стабильные результаты дает использование полимерных клеев (винилацетат и винилэтилен). Поверхность может быть запечатана трафаретной печатью (офсет возможен, но результаты не гарантируются), а также подвергнута горячему тиснению и конгреву.
Lynel Fur SG — переплетный материал с флокированной поверхностью, имитирующей шкуру животных.
Поставщик материалов — компания «Александр Браун».
Учитель, перед именем твоим… Фонд развития отечественного книгоиздания имени И.Д.Сытина. Зарницы, 2003. Использован переплетный материал Balacron, белый 29050. Тиснение фольгой KURZ
4. Синтетические и тканевые переплетные материалы на бумажной основе
Balacron (производитель BN International, Нидерланды) — переплетный материал на бумажной основе, на одну сторону которого нанесено окрашенное модифицированное ПВХ-покрытие. Хорошо тиснится фольгой. Применяется для изготовления переплетов книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, папок для документов, для отделки подарочных упаковочных коробок.
Обложка нового российского загранпаспорта с микросхемой выполнена из материала на тканевой основе (производитель переплетного материала — фирма BN International, Нидерланды, поставщик материала — «Дубль В»)
5. Материалы на тканевой основе
Ледерин — переплетный материал. Существует два вида ледерина: на бумажной и на тканевой основе. Ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком. Материал на тканевой основе применяется при изготовлении обложки бланка российского паспорта.
Коленкор — переплетный материал, при производстве которого в качестве основы применяется главным образом хлопчатобумажная ткань миткаль. Также используются ткани любой фактуры (пике, полудвунитка, росинка, «элегант» и др.). Лицевое покрытие материала представляет собой окрашенную пленку, состоящую из минеральных наполнителей и красителей, остающихся в углублениях между нитями основы. На изнаночную сторону основы наносится светлый грунт с минеральными наполнителями. В результате такой обработки можно получить большое разнообразие переплетных материалов, отвечающих требованиям художественно-полиграфического оформления книги. Отделку переплетных крышек можно осуществлять тиснением фольгой или печатанием специальными красками без мелких элементов рисунка.
Ежедневники. Обложки различного оттенка из натуральной кожи. Изготовитель — фирма «Альфа-дизайн»
Собрание сочинений Сергея Есенина. Обложка выполнена из натуральной кожи, тиснение золотом. Изготовитель — полиграфический комплекс «КЕМ»
Оформление переплетных крышек должно соответствовать характеру ткани-основы (ее толщине, жесткости, рисунку переплетения нитей и др.).
Среди всех видов коленкора наибольшим спросом пользуется коленкор «Модерн», представляющий собой хлопчатобумажную ткань с двусторонним крахмально-каолиновым покрытием.
В завершение нужно напомнить и о VIP-продукции, при изготовлении которой, используется натуральная кожа.
Компью А рт
В прошлом для предохранения книг от порчи и для украшения применяли переплетные крышки из пергамента, выделанного из свиной или телячьей кожи, из шагреневой кожи или сафьяна, которые зачастую украшали богатыми инкрустациями. В настоящее время наиболее распространенными материалами для изготовления переплетов являются переплетно-технические ткани, а также натуральные и синтетические материалы на различной основе. К переплетным материалам также относятся фольга для тиснения на переплетных крышках и швейные материалы.
Изготовление переплетно-технических тканей
С технологией текстильного производства целесообразно ознакомиться на примере изготовления хлопчатобумажных тканей, поскольку именно такие ткани наиболее часто используются в переплетных работах.
Изготовление пряжи
На первом этапе из хлопковых волокон получают пряжу. Прядение заключается в вытягивании ровницы (рыхлые жгуты с параллельно расположенными в них хлопковыми волокнами), то есть в уменьшении ее толщины и скручивании до получения нити установленной прочности и толщины. Прочность пряжи, а следовательно, ниток и тканей из нее зависит, во-первых, от длины и прочности исходного волокна, а во-вторых, от степени скручивания. Чем длиннее и прочнее волокно и чем оно сильнее закручено, тем прочнее будут нитки и ткани. Например, льняные нитки прочнее хлопчатобумажных, потому что исходное льняное волокно прочнее и длиннее, чем хлопковое. Нитки из более длинных волокон порвать труднее, так как эти волокна сцепляются на большей длине и прочно удерживаются между собой силами трения. Чем больше поверхность соприкосновения, тем больше сила трения. Крученые нитки и пряжа еще прочнее, так как при скручивании сила трения между волокнами возрастает.
Выработка тканей
Ткани вырабатываются из пряжи на высокопроизводительных автоматических бесчелночных пневматических ткацких станках. Нити, идущие вдоль ткани, называются основой, нити, идущие поперек ткани, — утком.
Для изготовления ткани нити основы располагаются горизонтально в натянутом состоянии. Часть из них, например нечетные, несколько поднимаются, и через образовавшийся между четными и нечетными нитями промежуток из сопла рапиры подается струя сжатого воздуха, которая пробрасывает уточную нить. После проброса на всю ширину станка уток захватывается зажимом и удерживается до полного выпрямления воздушной струей. Далее проброшенная уточная нить обрезается ножницами с правой и левой сторон и прибивается бердом к опушке ткани, образуя перевитую кромку. Одновременно отмеривающее устройство подготавливает очередную петлю уточной нити. Цикл повторяется с той разницей, что нечетные нити опускаются, а четные поднимаются, и снова между ними пробрасывается нить утка. Чтобы придать тканям плотность, каждую вновь проброшенную нить утка прижимают к предыдущим.
В старых челночных станках формирование кромки вырабатываемой ткани происходило самопроизвольно, причем каждая последующая проложенная челноком уточная нитка являлась продолжением предыдущей. При этом кромка, усиленная за счет повышенной плотности кромочных нитей основы, получается особенно прочной и надежной. Однако пневматические ткацкие станки работают бесшумно, к тому же они в три раза производительнее челночных станков.
Пряжу, используемую в качестве основы, пропитывают клеящими веществами, что придает ей повышенную прочность к трению и гладкость. Такая пропитка называется шлихтованием.
Переплетение нитей основы и утка может быть самым разнообразным. Простейшие ткацкие переплетения нитей – полотняное, саржевое и сатиновое – показаны на рис. 1.
Рис. 1. Виды переплетения тканей: а — полотняное; б — саржевое; в — сатиновое
К тканям полотняного переплетения, когда каждая нить утка перекрывает каждую нить основы, относятся бязь, миткаль, холст, марля, креп-шифон и др. При саржевом переплетении нить утка покрывает две нити основы и проходит под третьей. При сатиновом переплетении нити утка перекрывают от четырех до двенадцати нитей основы, а проходят под одной. К тканям сатинового переплетения относятся: сатин, атлас, ластик, молескин и др. Фактура ткани зависит как от вида переплетения, так и от толщины пряжи, а также от плотности нитей утка и основы, то есть их числа, приходящегося на нормированную длину (например, на 10 см) ткани.
Отделка тканей
Изготовленная на ткацком станке ткань называется суровьем. Для улучшения внешнего вида суровья и для придания тканям специальных свойств, например влагонепроницаемости, выполняется отделка: беление, окрашивание, аппретирование, глазировка или, наоборот, создание начеса (ворса), грунтование, а также тиснение.
Виды тканей
Дук — толстая, редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая может быть окрашена в различные однородные цвета. Дук является хорошим материалом для изготовления цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.
Рогожка — редкая, грубая, очень прочная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цвет которой близок к цвету естественного волокна. Рогожка — великолепный оформительский материал при изготовлении цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.
Переплетный коленкор
Переплетный коленкор представляет собой хлопчатобумажную окрашенную или неокрашенную ткань миткаль, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и органических красителей.
При изготовлении переплетного коленкора ткань-основу (миткаль) окрашивают в цвет грунта прямыми (кислотными) красителями, высушивают и разглаживают. Затем на изнаночную сторону миткаля наносят слой грунта массой 20 г/м 2 (в расчете на сухой остаток), состоящий в основном из крахмала, казеина, каолина и воды. Лицевую сторону переплетного коленкора подвергают одно- или двукратному грунтованию на грунтовально-сушильном устройстве. Для этого применяется тот же грунт, что и для грунтования изнаночной стороны, но с добавлением 0,5-1% красителей. Коленкор подвергают двукратному разглаживанию на фрикционном каландре и тиснению узора с помощью тиснильного каландра.
Переплетный коленкор, как правило, вырабатывается двух видов: КП — массой 170±15 г/м 2 (для изготовления переплетных крышек) и КФ облегченный — массой 135 ±5 г (для фальчиков).
Качество переплетного коленкора должно удовлетворять следующим требованиям:
Переплетный коленкор характеризуется матовостью поверхности, разнообразием расцветок и фактуры, технологичностью для тиснения фольгой и печатания переплетными красками. Основные недостатки переплетного коленкора:
Переплетный коленкор «модерн»
Коленкор «модерн» — это переплетный материал, у которого сохранены фактура и цвет ткани-основы — отбеленного или сурового миткаля, окрашенного органическими красителями. С помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства на «модерн» наносится белый крахмалистый грунт с изнаночной стороны и прозрачный бесцветный — с лицевой. Затем прогрунтованный (аппретированный) коленкор дважды пропускается через фрикционный каландр, а иногда лакируется десятипроцентным нитроцеллюлозным лаком (см. ниже).
Переплетный коленкор с нитроцеллюлозной отделкой
Десятипроцентный нитроцеллюлозный лак при нанесении на переплетный коленкор частично впитывается в толщу материала, повышая сцепление крахмальной пленки с тканью-основой, частично остается на поверхности, улучшая внешний вид ткани и защищая ее от воздействия воды. Однако лакированный коленкор может быть липким, что зачастую приводит к слипанию переплетов с лакированными суперобложками, если книги с таким переплетом стоят рядом на полке.
Штапельные переплетные ткани
Штапельные ткани готовятся из искусственных или синтетических волокон, разделенных на отрезки (штапели), длина которых близка к длине натуральных, например хлопковых, волокон. Штапельное волокно может использоваться и для прядения в смеси с шелковыми и хлопчатобумажными волокнами. Производство тканей из штапельных волокон не требует применения сложных разрыхлительно-трепальных, чесальных, ленточных и других машин, а потому экономически эффективно. Качество штапельных тканей, как правило, выше качества тканей из натуральных волокон.
Переплетная штапельная ткань с открытой фактурой используется для изготовления переплетных крышек различных видов изданий художественной и научно-технической литературы.
Ледерин
Ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань — миткаль, — на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмалистого грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификатора (касторового масла), пигментов и наполнителей. На поверхность ледерина с помощью тиснильного каландра наносится рельефный узор.
По внешнему виду и водостойкости ледерин напоминает натуральную кожу. Он не меняет своего внешнего вида и не теряет рельеф тиснения при намазке клеем. С обеих сторон полотна ледерина могут оставаться незагрунтованные кромки по 10 мм.
Ледерин имеет следующие свойства:
Ледерин характеризуется также повышенной упругостью, поэтому при изготовлении переплетных крышек нужно применять очень липкий переплетный клей, например костный. Пластификатор — касторовое масло — значительно снижает скорость высыхания переплетных красок при печатании на переплетных крышках. В процессе печатания переплетными красками или при тиснении фольгой ледерин из-за большой упругости и глубокого рельефа тиснения требует использования высокого давления. При тиснении цветная переплетная фольга слабо закрепляется на поверхности ледерина. Существенный недостаток ледерина — его высокая стоимость, что связано с применением дорогостоящих органических растворителей в процессе его изготовления. Кроме того, токсичность этих растворителей ухудшает условия труда.
При изготовлении ледерина в качестве основы может использоваться не ткань, а особо прочная кабельная бумага из небеленой сульфатной целлюлозы. Ледерин на бумаге дополнительно покрывается нитроцеллюлозным лаком, что повышает его механическую прочность и предохраняет переплеты от слипания.
По внешнему виду ледерин на бумаге ничем не отличается от тканевого, но значительно уступает ему в прочности, в особенности при перегибании и надрыве. Прочность сцепления нитроцеллюлозной пленки с основой у бумажного ледерина также значительно ниже, чем у тканевого. Кроме того, ледерин на бумаге, если он не имеет достаточно глубокого рельефа тиснения, может сильно скручиваться при намазке клеем. Главным достоинством бумажного ледерина по сравнению с тканевым является дешевизна.
Бумажный ледерин применяется для изготовления составных переплетов с тканевым корешком, а также в производстве беловых товаров.
Бумажный ледерин выпускается в рулонах. Его прочность на разрыв составляет не менее 7 кг, прочность на излом (число двойных перегибов) — не менее 300. При сгибании ледерина на бумаге не должны появляться трещины.
Переплетные материалы с латексным покрытием
Технические ткани с латексным покрытием представляют собой ткань-миткаль или бумагу, на оборотную сторону которой нанесен крахмалистый грунт, а на лицевую — пленка, состоящая из латекса (сополимера хлорвинила с винилиденхлоридом), крахмала, пигментов и наполнителей (каолин, литопон).
Полимерную пленку на лицевую сторону ткани наносят двукратным грунтованием с помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства. Разглаживание загрунтованной ткани производится фрикционным каландром; тиснение узора — тиснильным каландром.
Переплетный материал с латексным покрытием имеет следующие преимущества по сравнению с ледерином:
Переплетные материалы с латексным покрытием на бумажной основе — это наилучшие заменители тканевого ледерина. Они имеют очень эффектный внешний вид и удовлетворительные механические показатели, в особенности на истирание, так как латексный грунт пропитывает бумагу и делает ее более прочной.
Дублированные переплетные материалы
Процесс изготовления дублированного переплетного материала включает следующие основные операции:
Подобные переплетному коленкору, дублированные переплетные материалы имеют хороший внешний вид и удовлетворительные механические свойства. Они просты в изготовлении, поэтому их применение экономически выгодно и перспективно для использования при выпуске изданий различного назначения.
Рис. 2. Виды швейных ниток: а — в три сложения; б — в четыре сложения; в — в шесть сложений
Переплетный поливинилхлоридный материал. Бумвинил
Переплетный поливинилхлоридный материал изготавливается термическим соединением ПВХ-пластиката (пигментированного и пластифицированного ПВХ) и бумаги-основы. Процесс изготовления такого материала автоматизирован и непрерывен.
Характерная особенность переплетного поливинилхлоридного материала — высокая механическая прочность, близкая к прочности натуральной кожи, а также эффектный внешний вид. Однако печатание обычными переплетными красками на этом материале затруднительно.
Переплетный поливинилхлоридный материал выпускается в широ ком ассортименте массой 300-600 г/м 2 различных цветов и с разнообразной фактурой поверхности.
Нетканые материалы
Для изготовления переплетных крышек и в качестве корешкового материала книжных блоков могут применяться нетканые клеевые материалы. Внешне они больше напоминают замшу, нежели ткани, поскольку лишены системы ориентированных нитей.
Производство нетканых материалов включает следующие операции:
Нетканые материалы однородны, не имеют ни продольного, ни поперечного направлений и отличаются достаточной механической прочностью (10-15 кг). Они легко и прочно приклеиваются к бумаге и картону различными клеями, почти не деформируются при увлажнении и не скручиваются.
Марля и каптал
Марля двуниточная полиграфическая — редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля вырабатывается из суровой пряжи, имеет двуниточную основу и однониточный уток. Применяется для сшивания книг и брошюр на ниткошвейных машинах.
Аппретирование придает марле жесткость, необходимую для ее использования в производстве переплетов. Для аппретирования служат крахмалистые вещества, содержание которых в марле составляет около 30%. Жесткость марли должна соответствовать эталону. Не допускаются забитые аппретом ячейки, замятые и оборванные кромки, масляные пятна, дыры, пробоины, а перекос уточных нитей не должен превышать 50 мм по ширине куска.
Каптал — лента шириной 13-15 мм с утолщенным краем в 1,5-2 мм, называемым бортиком. Каптал ткут из различно окрашенных нитей. Он может быть шелковым, полушелковым и хлопчатобумажным.
Каптал наклеивают с двух сторон на корешки толстых книг (свыше 10 листов) для повышения прочности и улучшения их внешнего вида. Кроме того, бортик каптала предохраняет книги от попадания пыли между корешком переплета и блоком книги. Лента-каптал должна быть сильно аппретированной, ровной, без волнистости. В местах обреза по бортику не должно образовываться «кисточек».
Лента-каптал выпускается намотанной на бобину, а для ручных работ — в виде мотка.
Швейные материалы
Для сшивания книг, брошюр и других изданий применяют хлопчатобумажные и синтетические нитки, а также проволоку.
Хлопчатобумажные нитки
Хлопчатобумажные нитки, в зависимости от числа скручиваемых нитей пряжи (числа сложений), разделяются на три группы: в три, четыре и шесть сложений (рис. 2).
Чтобы нитки не раскручивались и имели глянцевитый вид, их аппретируют (шлихтуют, полируют), то есть покрывают тонким слоем клея. Для этого их помещают в кювету с клеевым раствором, а затем — в сушильную камеру, в которой они сушатся и одновременно полируются щетками, насаженными на вращающийся вал. Матовые нитки не полируют, их слегка подкрахмаливают. Готовые нитки для переплетных и других промышленных целей наматывают на бумажные патроны.
Толщина ниток зависит от толщины пряжи и от числа сложений. Нитки обозначаются номерами: 8, 10, 12, 16, 20, 30, 40, 60 и 80. Более тонкие нитки имеют больший номер. Для машинного шитья книг и брошюр обычно применяют нитки № 30, а для ручного шитья — более толстые нитки, до № 10 включительно.
Нитки должны быть крепкими и не рваться при сшивании книг и брошюр, а также при пользовании сшитыми книгами. Нитки не должны скручиваться и запутываться при их разматывании и шитье. Толщина ниток должна быть равномерной и постоянной для каждого номера. Нитки № 30 должны при испытании на разрывной машине — динамометре — показывать прочность не менее 1,5 кг, а нитки № 10 — не менее 2 кг. Растяжение ниток при этих условиях должно быть в пределах 3-5%.
Прочность ниток, как уже упоминалось, зависит от свойств исходного хлопкового волокна и от степени его закрученности — более длинные и тонкие сорта волокон и большая степень закрученности обеспечивают более крепкие нитки. От степени закрученности зависит также и гибкость нитей — слишком закрученные нитки не будут гибкими. Легкость раскручивания и запутывания ниток зависит от числа сложений и степени их аппретирования: чем больше нитей пряжи входит в состав нитки и чем лучше она аппретирована, тем менее поддается раскручиванию.
Синтетические волокна (нитки)
Синтетические волокна — капрон (перлон, силон) и анид (найлон, дидерон) — изготавливают из полиамидных полимеров. Для этого полимер расплавляют и продавливают через фильеры с отверстиями диаметром 0,25 мм. Тонкие струйки полимера, застывая, превращаются в волокна. Их подвергают вытяжке, при которой толщина нитей уменьшается в пять раз по сравнению с первоначальной. Так получаются очень тонкие (диаметром около 8 мкм) и очень прочные волокна — капрон и анид, из которых изготавливаются синтетические нитки, ткани и трикотаж.
Синтетические волокна — наилучший материал для сшивания книг и брошюр. Капроновые и анидные нитки гораздо тоньше хлопковых и в два раза прочнее их; блоки, сшитые капроновыми нитками, имеют меньшую толщину и меньшие по размеру отверстия от проколов, кроме того, при шитье устраняется «разлохмачивание» нитей и практически не происходит обрывов.
Натуральная и искусственная кожа
Натуральная кожа выделывается из шкур животных : крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и др.
В строении шкуры различают несколько слоев. Дерма состоит из пучков волокон сложного белкового вещества коллагена. Шкура, освобожденная от волосяного покрова, эпидермиса и подкожной клетчатки, называется гольем. Чтобы получить кожу, голье дубят, а затем отделывают (красят, жируют, аппретируют, утюжат, тиснят и пр.). Дубление — важнейшая операция кожевенного производства. Дубленая кожа по сравнению с гольем имеет повышенную степень расчлененности волокон. Объем кожи и ее пористость в результате дубления увеличиваются. Поэтому дубленая кожа отличается прочностью, упругостью, малой теплопроводностью, хорошей влагоустойчивостью. Голье дубят растительными и минеральными дубителями: отваром дубовой коры, листьев растения сумахи, чернильными орешками (танином), а также хромовыми солями и др. Выделанная кожа имеет волокнистую структуру; задубленные пучки волокон коллагена, потерявшие способность растворяться в воде, прочно соединены между собой.
Для художественных переплетных работ применяют сафьян, искусственную и натуральную замшу. Во всех остальных случаях искусственную кожу — ледерин и его заменители.
Сафьян — это тонкая (0,4-1 мм) кожа, изготавливаемая из козьих шкур. Сафьян дубят растительными дубящими веществами, содержащимися в листьях растения сумахи. Сафьян с нанесенным на поверхность лицевой стороны тисненым узором называется шагреневой кожей.
Натуральная и искусственная замша
Замша натуральная — кожа жирового дубления, которая изготавливается из шкур молодых оленей, лосей, диких коз и овец. Шкуры этих животных имеют такой химический состав, что способны дубиться некоторыми жирами. Лицевая поверхность замши бархатистая. Замша пориста, мягка, эластична. Ворс, образующий бархатистую поверхность, должен быть густым и нерыхлым. Замшу для переплетных целей окрашивают в светлые тона. Толщина замши 0,4-1,5 мм. Содержание влаги в замше не более 24%.
Искусственная замша — переплетный материал, по внешнему виду напоминающий натуральную замшу. Получается запудриванием измельченным шелковым волокном в электрическом силовом поле поверхности миткаля, промазанной резиновым или изобутиленовым клеем. Ворсинки электризуются и принимают ориентированное вертикальное положение по отношению к поверхности подложки. Неприклеившиеся ворсинки удаляются электрическим силовым полем противоположного знака. Искусственная замша применяется для изготовления переплетов дорогих книг и альбомов. Она хорошо воспринимает тиснение фольгой.
Средства для повышения глянцевитости оттисков
Повышение глянцевитости может быть достигнуто лакированием оттисков или их ламинированием, то есть припрессовкой прозрачной полимерной пленки.
Лакирование
Лаки для покрытия переплетов готовятся из смолы и растворителя, главным образом спирта, так как его пары относительно безвредны для рабочих. Наибольшую глянцевитость оттиски приобретают при их лакировании с последующим каландрированием. Для этой цели используют лаки из термореактивных мочевино- или меламиноальдегидных смол, растворенных в сложных эфирах уксусной кислоты и кетонах.
Ламинирование переплета
Для ламинирования применяются териленовая, пропиленовая и ацетилцеллюлозная пленки, приклеиваемые к подложке, например, с помощью поливинилацетатного лака или спиртового раствора поливинилбутираля в качестве адгезива.
Лакирование и ламинирование не только улучшают внешний вид оттисков (повышение глянцевитости и насыщенности красок), но и значительно увеличивают их механическую прочность, предохраняют краски от разрушительного действия влаги и т.п. внешних влияний.
Переплетная фольга
Для тиснения на переплетных крышках надписей, рисунков и орнаментов применяют юбилейную (под цвет золота), бронзовую, алюминиевую и красочную фольгу. Фольга может быть как для горячего, так и для холодного тиснения.
Юбилейная переплетная фольга
Юбилейная переплетная фольга (под цвет золота) отличается очень хорошим блеском, не тускнеющим со временем, высоким качеством тиснения и прочным закреплением на переплетном материале. Представляет собой пластмассовую териленовую (лавсановую) подложку толщиной 20 мкм, на которую последовательно нанесены: восковой слой, желтый лаковый фильтровый слой, слой алюминия и слой поливинилацетатного или шеллачного грунта.
Вакуумное напыление алюминия слоем 15-30 нм происходит в следующих условиях: глубокий вакуум — 10-4 мм рт. ст., температура расплавленного металла около 1500 °С, температура в зоне напыления на подложку 80 °С, скорость движения воскованной и отлакированной пластмассовой подложки — 0,5 м/с.
Бронзовая переплетная фольга
При изготовлении бронзовой переплетной фольги применяют воскованную бумажную кальку или пластмассовую териленовую подложку, слегка подплавляют восковой слой и запудривают его бронзовой пудрой. Важная особенность этой операции — прикатывание бронзовой пудры к расплавленному восковому слою резиновыми валиками, так как это обеспечивает, во-первых, достаточную толщину и непроницаемость бронзового покрытия, а во-вторых, чешуйчатое ориентированное расположение бронзовых частичек и, следовательно, высокую отражательную способность. Избыток бронзовой пудры счищают щетками, а сверху фольгу лакируют шеллачным лаком. Последний закрепляет бронзовую пудру на поверхности воскованной подложки и обеспечивает прилипание слоя пудры при горячем тиснении на переплетных крышках.
Тиснение переплетной бронзовой фольгой первоначально имеет очень хороший вид и высокий блеск, напоминающий золото, но с течением времени сильно тускнеет, так как бронзовая пудра корродирует под действием атмосферных условий и, кроме того, недостаточно прочно закрепляется и осыпается с переплетов при продолжительном пользовании книгами. Более глубокое тиснение в известной степени защищает слой бронзовой пудры от стирания.
Алюминиевая переплетная фольга
Алюминиевая переплетная фольга изготавливается аналогично бронзовой, но вместо бронзовой применяется алюминиевая пудра. Алюминиевая фольга устойчива к коррозии в атмосферных условиях, но так же, как и бронзовая, недостаточно прочно закрепляется на переплетных крышках.
Если алюминиевую пудру окрашивать спиртовыми растворами основных красителей, например родамином С, то можно получить алюминиевую переплетную фольгу самых разнообразных оттенков: пурпурных, зеленых, синих и т.п. Однако такая фольга имеет очень ограниченное применение, поскольку с художественной точки зрения ее допустимо применять только для рекламных и открыточных изданий.
Красочная (цветная) переплетная фольга
При изготовлении цветной фольги на поверхность бумажной подложки (кальки) наносят расплавленный восковой слой, а после его охлаждения — слой краски из пигментов, наполнителей и спиртового раствора клея БФ-2 или поливинилацетатной эмульсии в качестве связующего. Нанесения шеллачного или другого покровного слоя красочная фольга не требует, так как она сама хорошо закрепляется на поверхности переплетного материала,
Тиснение на ледерине или другом переплетном материале без предварительной его грунтовки при подаче с рулона на механизированных прессах выполняется при 110-120 °С, на ручных — при 100 °С. При этом должен получаться четкий оттиск глубиной тиснения 80-150 мкм; пробельные места не должны забиваться остатками фольги. Рулонная фольга не должна рваться и прилипать к штампу.