Механизм реализации адвокатом отношений с доверителем при наличии оснований полагать что сделки
Обсуждение правил уведомления о преступных сделках
Уведомить и тайны сохранить
Четырнадцать лет назад на российских адвокатов была возложена обязанность по уведомлению Росфинмониторинга о сделках, которые могут быть направлены на отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. Она была предусмотрена Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”». Много лет адвокаты избегали исполнения этой обязанности, ссылаясь на конфиденциальность переданной им от доверителей информации. Положения того же закона позволяют не уведомлять Росфинмониторинг о сведениях, на которые распространяются требования законодательства о соблюдении адвокатской тайны. А к адвокатской тайне законом отнесены любые данные, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Теперь представим, что к вам обращается человек, который сообщает, что нуждается в юридической поддержке для совершения сделки по продаже картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» за наличные, получения и внесения денег на указанный банковский счет. Вы заключаете договор с ним и разрабатываете проект договора купли-продажи. В это время из новостей вам становится известно, что полотно, которое является национальным достоянием, пару дней назад было украдено из Третьяковской галереи. Вы осознаете, что именно ваш доверитель намеревается продать краденое произведение искусства по договору, который вами и разработан. Каким образом разрешить дилемму: чему отдать приоритет – конфиденциальности полученных от доверителя сведений или обязанности по уведомлению Росфинмониторинга?
Совет Федеральной палаты адвокатов рекомендует адвокатам оценивать подозрительные сделки, руководствуясь своим внутренним убеждением, на основе разумного баланса конституционно защищаемых ценностей, конкурирующих прав и законных интересов. При этом адвокатам дано предписание уведомлять Росфинмониторинг о таких сделках, если есть основания полагать, что имеют место цели легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
И в самом деле, неубедительными выглядят аргументы сторонников обоснования отказа от уведомления формулировкой об адвокатской тайне. Охраняемый законом принцип обеспечения конфиденциальности сведений, полученных от доверителя, не может рассматриваться исключительно как привилегия адвокатской профессии. Адвокатская тайна является правовым средством соблюдения прав и охраняемых законом интересов доверителя при обращении к адвокату, гарантированным обществу государством. Кроме того, нормативное определение адвокатской тайны не отражает подлинного смысла этого института. На адвоката возложена безусловная обязанность сохранять в тайне любые сведения, которые сообщены ему доверителем. Перемена в отношениях между ними, в том числе завершение дела или отстранение от его ведения, не может освободить адвоката от этой обязанности. Неприкосновенность данного положения обеспечивается со стороны государства запретом на проведение допроса адвоката и специальным процессуальным порядком производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении него. Тем самым обеспечивается и право доверителя на фидуциарный характер отношений с адвокатом. Социальный долг адвоката хранить поверенные ему тайны порождает у доверителя ожидание предсказуемости поведения защитника, готовность быть уязвимым для него, основанную на вере, что уязвимость не будет эксплуатироваться. Это является основой для возникновения и поддержания доверия между сторонами и требует от адвоката особенной осмотрительности в вопросах разглашения тайны.
Но гарантия соблюдения прав и охраняемых законом интересов доверителя при обращении к адвокату ограничивает свое действие в случаях, когда совершение умышленного тяжкого преступления заведомо предполагается. Вряд ли будет отвечать общественным интересам сохранение адвокатом в тайне установленного факта совершения сделки для легализации преступных доходов, как в примере о продаже краденой картины. То есть наряду с субъективным отношением адвоката к оценке подозрительной сделки, на что указывает Совет ФПА РФ, следует разумно реагировать и на точные и недвусмысленные факты объективной действительности, указывающие на отмывание средств или финансирование терроризма, и уведомить государство об этом. Но правила такого сообщения должны быть просты и доступны.
Порядок идентификации: что излишне
Между тем уже опубликован проект приказа Росфинмониторинга № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Если рассматривать проблему противодействия финансовым преступлениям с позиций охраны общественных интересов, то это длинное название соответствует общим подходам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к предупреждению совершения подозрительных сделок на международных финансовых рынках. Положение об идентификации распространяется на адвокатов, нотариусов и иных лиц, оказывающих юридические услуги. Но вот объем информирования, который Росфинмониторинг предлагает возложить на адвокатов, не соответствует ни правилам международного регулятора, ни общепризнанной роли адвокатов в сфере правозащиты.
В частности, согласно проекту Положения, адвокаты обязаны провести идентификацию потенциального доверителя, установив сведения, которые перечислены в приложениях к документу. При этом предлагается потребовать в том числе идентификационный номер налогоплательщика, данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России, а также сведения о составе имущества, находящегося в управлении (собственности), имена (наименования) и адреса места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего) – в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица. Собранные данные должны быть оформлены в письменной анкете, в которую нужно также включить сведения о принадлежности доверителя к юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем организации либо физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, сведения о степени (уровне) риска совершения доверителем операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая обоснование оценки. Все документы для такой идентификации должны быть предоставлены потенциальным доверителем в подлиннике или заверенной копии. Сложно представить, каким образом выполнить этот регламент при первом обращении лица за юридической помощью. Будет ли располагать человек, обратившийся за советом, длинным перечнем сведений и документов для такой идентификации? Является ли оправданным благородными социальными целями возложение на адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров публичных функций, свойственных органам, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия? Также неясно, почему от обязанности по идентификации освобождены российские аудиторы.
Предложенная Росфинмониторингом излишняя регламентация будет препятствовать осуществлению естественного права гражданина на юридическую помощь и нанесет вред деликатным отношениям между доверителем и адвокатом. Потому правила идентификации нужно существенным образом упростить.
Международный подход
Задачи противодействия легализации незаконно полученных денежных средств и финансированию терроризма, пресечения несправедливого налогообложения и сокращения влияния коррупционных сделок на экономику актуальны для мирового сообщества. Поэтому в национальное законодательство многих стран уже успешно имплементированы правила идентификации клиентов, их представителей и бенефициарных владельцев со стороны адвокатов, нотариусов и аудиторов. В частности, в силу особой значимости эти вопросы в Германии урегулированы не приказом ведомства, а положениями двух федеральных законов: 1) Закон о реализации положений четвертой директивы ЕС о противодействии отмыванию денежных средств для выполнения Порядка ЕС об обращении денежных средств и организации нового Центрального ведомства по проверкам финансовых операций от 23 июня 2017 г.; 2) Закон о расследовании доходов от тяжких уголовных деликтов от 26 июня 2017 г.
Адвокат обязан применять названные законы, если им осуществляется деятельность по обслуживанию следующих сделок и операций: купля-продажа недвижимости; купля-продажа предприятий; слияния и поглощения предприятий; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным ценным имуществом клиента; открытие или управление банковским, платежным счетом или счетами ценных бумаг; привлечение средств для создания предприятия, управления им и осуществления его деятельности; создание предприятия, управление им и осуществление его деятельности на доверительной основе; финансовые операции и операции с недвижимостью по поручению клиента.
Адвокат, намеревающийся вести дела по перечисленным сделкам и операциям, обязан зарегистрироваться в Центральном ведомстве, проводящем проверки финансовых операций. При ведении таких дел адвокат должен проявлять осмотрительность, выражающуюся в идентификации клиента – физического лица, его представителя или экономически управомоченного лица корпорации, которая выступает клиентом. Идентификация осуществляется при возникновении деловых отношений; при проведении имущественных операций на сумму свыше 15 тыс. евро; при выявлении факта, что имущество в сделке или операции относится к незаконно легализованному или связанному с финансированием терроризма; при сомнениях в достоверности данных, собранных о клиенте, его представителе или экономически управомоченном лице. Для идентификации адвокат запрашивает основные сведения о личности (удостоверение личности, свидетельства). К специальным субъектам идентификации относятся политики, их семьи и окружение. Положениями немецкого закона выделен специальный субъект – экономически управомоченное лицо корпорации. Таковым является: 1) физическое лицо, в собственности или под контролем которого находится партнер по сделке в момент ее завершения, или 2) физическое лицо, от которого направлено распоряжение о денежной операции и на участии которого основаны деловые отношения. В целях идентификации от экономически управомоченного лица дополнительно запрашивается схема взаимосвязей в структуре бизнеса.
Далее адвокат осуществляет верификацию (подтверждение правильности) представленных сведений посредством сопоставления их с данными открытых реестров и реестра транспарентности, который ведет Центральное ведомство. При ведении названных дел адвокат обеспечивает актуализацию сведений о клиенте в период выполнения поручения на основе принципа непрерывности мониторинга состояния деловых отношений с клиентом. Досье по рассматриваемым делам хранится обособленно в течение 5 лет, чтобы обеспечить сохранность адвокатской тайны об иных делах адвоката. Региональная адвокатская палата выступает надзорным органом, обеспечивающим соблюдение требований названных законов в этом регионе. Деятельность палаты направлена на создание условий, которые поддерживают убежденность адвокатов в опасности и рисках, возникающих при отмывании средств и финансировании терроризма, а также на разработку мероприятий в целях квалификации сомнительных случаев.
На адвоката возложена обязанность по регистрации подозрения в сомнительных операциях клиента, которые непосредственно связаны с отмыванием средств и финансированием терроризма. Однако к обязанностям адвоката не относятся выявление признаков (условий) и проверка правовых оснований осуществления таких сделок и операций. Адвокат уведомляет Центральное ведомство о преступных сделках и операциях в тех случаях, когда заведомо известно, что они направлены на отмывание средств или финансирование терроризма. За нарушение правил уведомления о преступных сделках на виновное лицо может быть наложен штраф до 100 тыс. евро. Освобождение от ответственности допускается, если поведение адвоката было непредумышленным или отвечало признакам распространенного восприятия спорного положения.
Таким образом, возложение на адвоката обязанностей по открытию личного кабинета в Росфинмониторинге, идентификации доверителя и уведомлению о преступных сделках соответствует международно-правовому подходу и выступает одним из правовых средств противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Но исполнение таких обязанностей не может порождать конфликт в области сохранения адвокатской тайны. Правила идентификации клиента должны быть доступными и не препятствовать доверителю в осуществлении права на юридическую помощь. Обязанность по уведомлению Росфинмониторинга должна возникать только в случае, если факт совершения преступной сделки является ясным и недвусмысленным.
Рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Утверждены
Решением Совета ФПА РФ
от 4 декабря 2017 г.
1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы адвокатов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).
2. Правовую основу Рекомендаций составляют:
2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;
2.2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ);
2.3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ);
2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (далее – Постановление № 82);
2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667);
2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492);
2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 804);
2.8. Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – Приказ № 103);
2.9. Приказ Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 203);
2.10. Приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”» (далее – Приказ № 110);
2.11. Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.
2.12. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам ПОД/ФТ.
3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. Адвокаты, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом доверителя, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты обязаны:
5.1. Разработать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления № 667.
5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением № 492.
Согласно пунктам 2 и 4 Постановления № 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа № 203.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
5.3. Идентифицировать доверителя (лицо, находящееся у него на обслуживании), установив следующие сведения:
в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц – наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
в отношении иностранной структуры без образования юридического лица – наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).
5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
5.5. При наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).
Порядок представления адвокатами информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг установлен Постановлением № 82 и Приказом № 110.
Адвокаты представляют в Росфинмониторинг вышеуказанную информацию в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС).
Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Личный кабинет) по адресу: www.fedsfm.ru
Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее – АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу № 110.
ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) адвоката.
ФЭС может также передаваться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Представление ФЭС осуществляется адвокатами с использованием Личного кабинета либо АРМ.
В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения и представляются в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об адвокате:
– фамилия, имя, отчество;
В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.
При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требование о передаче информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.
Адвокаты при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом № 103.
5.6. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
6. Адвокаты в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, обязаны получить доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – перечень).
В соответствии с требованиями Постановления № 804 доступ к вышеуказанному перечню осуществляется только через Личные кабинеты.
В целях получения доступа к перечню, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях адвокатам необходимо подключится к Личному кабинету.
Порядок вышеуказанного подключения изложен в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 25 ноября 2016 г. «О необходимости подключения адвокатов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».
Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной ЭП адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, необходимо:
– заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;
– направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью адвоката и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.
К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката.
Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП необходимо с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию.
Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП адвоката.
После успешной первичной авторизации в личном кабинете адвокату необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.
Адвокаты изучают схемы и типологии легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.